Формы владения световым мечем применительно к саберфайтингу
Введение: Саберфайтинг саберфайтингу рознь
Существуют принципиально разные концепты саберфайтинга, в зависимости от того, что положено в основу идеи:
1. Визуальный ряд фильма
2. Расширенная вселенная
3. Адаптация какого-либо боевого искусства
4. "Дух джедая", внутренний мир, философия, Сила.
На самом деле, чаще всего в одной группе в той или иной степени присутствует комбинация из данных подходов. В визуальный ряд фильма добавляется использование визуального ряда игр. В некотором смысле адаптация реальных БИ присутствуют во всех сколь либо продуманных системах. Тем не менее, концепты различаются принципиально именно критериями приемлемости и правильности тех или иных приемов для данной системы. То есть в первом случае ориентируются на показанное в фильме. Во-втором - на описанное в литературе и/или играх. В третьем – на использование в «оригинальном» БИ. А в четвертом – соответствие «джедайской философии».
Естественно, я не говорю о группах-однодневках, которые сами не определились, чем и зачем они занимаются ;)
Существуют принципиально разные концепты саберфайтинга, в зависимости от того, что положено в основу идеи:
1. Визуальный ряд фильма
2. Расширенная вселенная
3. Адаптация какого-либо боевого искусства
4. "Дух джедая", внутренний мир, философия, Сила.
На самом деле, чаще всего в одной группе в той или иной степени присутствует комбинация из данных подходов. В визуальный ряд фильма добавляется использование визуального ряда игр. В некотором смысле адаптация реальных БИ присутствуют во всех сколь либо продуманных системах. Тем не менее, концепты различаются принципиально именно критериями приемлемости и правильности тех или иных приемов для данной системы. То есть в первом случае ориентируются на показанное в фильме. Во-втором - на описанное в литературе и/или играх. В третьем – на использование в «оригинальном» БИ. А в четвертом – соответствие «джедайской философии».
Естественно, я не говорю о группах-однодневках, которые сами не определились, чем и зачем они занимаются ;)
Для начала я хочу привести доказательства того факта, что именно формы основывались на визуальном ряде фильма, а не постановки в фильме создавались с учетом форм.
Первое упоминание о формах было в статье «Fightsaber: Jedi Lightsaber Combat» в 62 номере журнала Star Wars Insider, которую написал Dr. David West Reynolds (автор иллюстрированных словарей и не только), при помощи Jack "Stelen" Bobo (который представлен как фехтовальщик, но никакой информации по нему нет). Официальная дата выхода журнала: октябрь 2002 года. То есть через полгода после выхода 2 эпизода (не говоря уже о первом).
Кроме того и Лукас, и Гиллард говорили про то, что у каждого персонажа стиль свой (заметьте: У Каждого. Свой. А не одна из ограниченного числа форм).
Чтобы не быть голословной, вот цитаты:
«То, что у каждого персонажа в Эпизоде I — свой, оригинальный характер ведения боя, имело очень важное для меня значение» ("It was important to me that each character in Episode I have a distinctive fighting style") - Ник Гиллард. (Кстати, в описаниях форм сказано, что у Оби-Вана и Квай-Гона в 1 эпизоде один стиль – Атару). Источник: http://www.starwars.com/episode-i/bts/me1/6.html
Лукас: «Я искал стиль фехтования напоминавший то, что мы уже видели на экранах в предыдущих фильмах. Но ведь мы никогда не видели схватку настоящих джедаев, поэтому я решил сделать его намного динамичнее. Мы видели лишь израненного получеловека-полумашину и парня, который всему научился у старика.
Таким образом, для того, чтобы показать джедая в расцвете сил, нужно было сделать поединки не так, как это было раньше, а намного быстрее и динамичнее.»
Источник: доп.материалы к 1 эпизоду
Ник Гиллард: «Так как они выбрали оружие ближнего боя, им придется научиться противостоять лучевому и лазерному оружию. Они как будто знают все существующие стили фехтования. Их стиль - это смесь кендо, боевого искусства самураев и других стилей боя, немного тенниса, немного рубки деревьев - все, где нужны взмахи.»
Источник: доп.материалы к 1 эпизоду
Лукас: «Мы решили выработать для каждого свой собственный стиль. Это комбинация битв на самурайских мечах и на европейских мечах. При этом у всех был свой стиль.»
Источник: доп.материалы к 2 эпизоду
Гиллард: «Стиль должен передавать различия между героями. Приходилось вчитываться в сценарий, чтобы понять их характер. »
Источник: доп.материалы к 2 эпизоду
То есть в фильме показаны не семь форм, а индивидуальные стили каждого персонажа, причем в зависимости от ситуации. Все привязки форм к фильму – притянуты за уши.
Таким образом представление о семи формах следует рассматривать как некое самостоятельное явление расширенно вселенной Звездных войн, имеющих к фильмам такое же косвенное отношение, как и практически вся расширенная вселенная.
А теперь задумайтесь, можно ли строить реальный бой на абстрактных описаниях авторов, многие из которых о фехтовании вообще знают поверхностно? Развивать не 1 технику, а 7 сразу? Можно ли по этим описаниям вообще построить технику? (особенно в связи с расхождением с видеорядом).
Теперь давайте задумаемся, если закрыть глаза на фильмы, то какими фактами о формах мы в принципе обладаем. Наиболее полным источником информации является http://ru.starwars.wikia.com/. Ниже я буду приводить исключительно цитаты из него, приводя в скобках свои комментарии.
Форма I: Шии-Чо
Простейшая. С нее начинали обучение. Одно из ее движений («сан джем») заключалось в обезоруживании или разрушении оружия оппонента (Что довольно странно отнести к простейшим вещам). Зоны поражения (1 - голова, 2 – правая рука и бок, 3 – левая рука и бок, 4 - спина, 5 – правая нога, 6 – левая нога (то есть все тело). Есть атаки и блоки (было бы странно, если бы их не было). Тренировки по отражению плазменных зарядов по этой форме. Форму I описывали как «дикую, грубую, но смертельно опасную, требующую огромного эмоционального напряжения». «Размеренный, как неуклюжий дроид, двигающийся шаг за шагом, срезающий углы, неуклюжий, но весьма упорный». Самая эффективная форма для боя с несколькими оппонентами (что противоречит размеренности и неуклюжести). Шии-Чо мало подходила для отражения бластерных зарядов или для противостояния одиночному противнику, вооруженному световым мечом (но учеников именно на ней учили отражать бластерные заряды!). Эффективна для отступления (при этом дикая и грубая).
Форма II: Макаши
Предназначалась прежде всего для поединка с противником, также вооруженным световым мечом. Элегантная, мощная, требующая от бойца высокой точности движений, но взамен позволяющая атаковать и защищаться с минимальными усилиями, при этом изматывая противника. Характерная черта - техника сражения одной рукой (плохо согласуется с понятием «мощная»). Основывалась на парированиях, выпадах и точных, коротких ударах. Стойка готовности представляла собой низкую защитную стойку, с мечом в одной руке, лезвие которого направлено вниз и в сторону. Существовал особый жест приветствия, которым бойцы Макаши обычно начинали поединок — быстрый росчерк в воздухе буквы X лезвием меча (в последних двух предложениях взято просто описание использованных Дуку жеста и стойки. Причем «жест приветствия» Дуку использовал только один раз из трех). Плавные движения как меча, так и тела. Широко использовались различные уловки. Владение временем, точность и мастерство, а не грубая сила (как и в любом фехтовании). Характерно перемещение ног по одной линии: вперед и назад, что соответствовало атакам и уклонениям (уклоняться с перемещением по одной линии, мягко говоря, не рационально). Весь стиль базировался на балансе между резкими выпадами и внезапными отступлениями. Элегантность, галантность, очарование, ловкость, изящество и расчетливость. Малопригоден для отражения бластерного огня (не обосновано почему нет). Разрабатывался в то время, когда бластеры еще не получили в галактике столь широкого распространения (а когда в истории ЗВ такое было?). Малоэффективна в бою с группой противников (опять же не понятно почему). Неспособности противостоять ударам более поздних стилей, сила и мощь которых одерживали верх над точностью и элегантностью.
Первоначально для противостояния большому количеству противников, вооруженных бластерным оружием, при этом обращая бластерные выстрелы против самих стрелков. Концентрация своего разума, как бы возводя вокруг себя барьер, изолирующий от окружающей битвы - «Находиться посреди глаза бури». Обеспечивает хорошую защиту. Намного меньше энергии на атакующие движения. Изматывать агрессивного оппонента непробиваемой обороной с минимальным количеством контратак. Дождаться, когда соперник истратит все запасы своей энергии, и только затем переходить к атаке. Клинок меча при ударах и блоках перемещался очень близко от тела бойца. Быстрые перемещения меча и тела. Сводить к минимуму количество открытых участков тела. Продолжительные по времени битвы.
Мастерство Кеноби в этой боевой технике достигло такого уровня, что он мог отражать атаки противника со скоростью до двадцати ударов в секунду (при такой скорости разделения между отдельными ударами уже ДАВНО нет. Пиковая скорость, показанная в фильме порядка 4-5 ударов в секунду. И это уже глаз практически их не разделяет).
Форма IV: Атару
Агрессивный и быстрый стиль. Эффективен против одиночного противника, но мало подходит для длительных боев или для сражения в ограниченном пространстве. Хорошо узнаваем по характерным для него акробатическим приемам (применявшимся как для защиты, так и для нападения) и быстрым, мощным ударам. Наиболее акробатическая форма боя, насыщенная сложными движениями и в большой степени зависящая от способности джедая бегать, прыгать и вращаться при помощи Силы (хотя активное движение с прыжками и вращениями характерно для всего фильма). Агрессивный стиль, базирующийся на необычном сочетании мощи, скорости и изящества (примерно это говорилось и про Макаши). Защите предпочитают нападение, атакуя противника широкими, быстрыми и сильными ударами (понятия широких и быстрых друг другу мешают. А в принципе медленного фехтования в ЗВ нет). Сила не только давала им возможность выполнять акробатические приемы, но и направляла их, «подсказывая» нужные действия и движения (а какая форма этого не требует?! Они же джедаи все-таки!). Мало подходит для сражения с группой врагов или для отражения бластерного огня (это при постоянном контакте с Силой? Почему?). Движения плавно перетекают из одного в другое.
Форма V: Шиен / Джем Со
Шиен больше ориентирована на отражение бластерного огня. Джем Со акцент на дуэльных поединках на световых мечах. Принцип — использование атак противников против них же самих. Сочетает в себе защитные движения Соресу и более агрессивные приемы Макаши (то есть сочетание двух форм признано другой формой). Требовала от бойца огромной физической силы (при наличии способности использования Силы, возможность выигрыша в силе является сомнительной). Упор делался на постоянное подавление противника. Традиционная для Шиен стойка готовности представляла собой высокую защитную стойку: рукоять меча сжата бойцом обеими руками и поднята над головой, лезвие меча направлено вверх, за спину бойца, доминирующая нога отставлена назад. Парировав удар оппонента, незамедлительно наносить собственный, используя тем самым атаку противника против него же самого и стремясь перехватить инициативу в поединке. Шиен мало подходил для дуэльных поединков. Джем Со не хватало подвижности. Кинетическая сила ударов настолько высока, что выводит оппонента из равновесия, а это в свою очередь открывает его для следующей атаки, не уступающей по силе предыдущей. Удары не только пробивают защиту противника, но и лишают его возможности контратаковать.
Распространенный стиль. В основе лежит комбинирование приемов и техник из ранее созданных стилей фехтования. Полагалась на умение бойца импровизировать, его изобретательность и интуицию (понятие интуиции применительно к форсъюзерам, которые в принципе без помощи Силы бои не ведут, вызывает вопросы). Сила формы в ее сбалансированности. Бойцы никогда не пускали бой на самотек, полностью доверяясь своим рефлексам, а напротив, обдумывали каждое свое действие, неожиданно для себя изобретая еще невиданные ранее приемы (предложение содержит в себе противоречие, «обдумывая действие» и «неожиданно»… причем на скоростях боя на световых мечах, да еще и импровизируя, и проявляя интуицию).
Форма VII: Джуйо / Ваапад
Наиболее сложная из всех форм в освоении, Форма VII требовала от бойца предельной концентрации внимания, искусного обращения с клинком и мастерского владения остальными боевыми формами (хочу я посмотреть на того джедая, который не умел искусно обращаться со световым мечем и не был внимателен ;) Нужно управлять потоками светлой и темной сторон Силы. Основывалась на решительных, кажущихся прямолинейными, движениях и использовании сложных приемов и техник, таких как Силовой прыжок и «прилив скорости». Движения выглядели свободными и открытыми, но в действительности каждое перемещение меча и тела жестко контролировалось бойцом (опять же, попробовал бы кто со световым мечем не контролировать свои движения…)
Постоянное чередование резких и плавных движений.
Я специально вытащила из источника максимум конструктивной информации, известной про формы. Во-первых, так меня не обвинят в незнании вопроса ;) Во-вторых, чтобы у читателя не осталось иллюзий, что про формы известно больше. Реальной информации - по одному абзацу. А теперь представьте, можно ли воспроизвести хоть что-то, зная об этом ОДИН абзац поверхностных сведений? И на сколько будут расходиться подобные попытки не то, что у разных групп, а у разных людей.
Как известно на данный момент, есть три направления саберфайтинга: Артистическое (постановки), Боевое (направленное на победу над противником) и Фри-файт (свободный бой, но с работой на зрителя).
1. Формы для артистического могут иметь только такое же описательное значение, как для фильма. То есть если будет нужно сделать "новелизацию файт-фильма" формы пригодятся. При глубокой проработке постановки опираются на характеры персонажей и ситуацию боя. А при неглубокой – на красивые движения. Ни для того, ни для другого формы не нужны.
2. Для боевого еще хуже. Так как описание форм не основано на реальных БИ, а имеет сугубо описательный характер, реальной практической нагрузки для эффективной работы мечем оно не несет. Максимум что получается «применить» в «опоре на формы» это подобные самоописания:
«Я предпочту защищаться, значит использую соресу»;
«Я много двигаюсь, значит использую атару»;
«Я жестко бью, значит использую джем со»;
«Я держу меч одной рукой, значит использую макаши»;
«Я крутой, значит у меня ваапад».
3. Для фрифайта. Было (еще в 2004 году) предложение (с)ети (автор теории отскока и сабфайта) за счет характерных стоек показывать в каком ключе собираешься работать. НО, как показала практика, если не основываться на единой технике, то фрифайт не получается. А когда в основе общая техника, то все-равно сводится к индивидуальным особенностям саберфайтера (в идеальном случае - персонажа).
Это, похоже, про учеников на первых месяцах обучения. Для многих характерно посередине движения задуматься, потом задергать мечом и в итоге действительно изобрести еще невиданную ранее фирдибуплю, которую они сами не могут объяснить :) теперь я знаю, как правильно называть этот феномен - это владение формой "Ниман". :)))
Феномен Нимана - это звучит)