Масленица. Этнография
Русские народные праздники. Масленица.
Подготовила Потвора
Источник: Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М.: Терра,1997. – С. 289-294.
Масляница
(написание Сахарова – П.)
Русский народ свою масляницу величает: честная маслянuца - ¬шuрокая маслянuца -веселая маслянuца. В наших церковных книгах масляница называется: сырною неделей.
Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча - понедельник, заuгрышu - вторник, лакомка - среда, раз¬гул, перелом, шuрокuй четверг - четверток, тещuны вечеркu - пят¬ница, золовкuны посuделкu - суббота, проводы, прощанья, целовнuк, nрощеный день - воскресенье.
На первый день масляницы наш народ справляет встречу честной маслянuцы, шuрокой боярынu. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причиты¬вают: «Звал, позывал честной семик широкую масляницу к себе в гос¬ти во двор. Душа-ль ты моя, масляница, перепелиные косточки, бу¬мажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах повалять¬ся, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масляница, красная краса, ру-сая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех - ма¬терина дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масляница, широкая боярыня на семидесяти семи конях козырных, во широкой лодочке, во велик город: пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу маслянице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток Приезжала честная масляница, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток. Как и тут ли честная масляница на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол к зелену вину. Как и она-ль, честная масляница, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала мacляница! Приехала масляница!» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местах мне случалось видеть, как дети приготовляли утром соломенную куклу-масляницу. На масляницу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту ¬масляницу-куклу на салазках ввозили на гору с причитанием встречи. Неизвестно, когда и кем позывание масляницы перенесено было на лубочные картинки.
Подготовила Потвора
Источник: Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М.: Терра,1997. – С. 289-294.
Масляница
(написание Сахарова – П.)
Русский народ свою масляницу величает: честная маслянuца - ¬шuрокая маслянuца -веселая маслянuца. В наших церковных книгах масляница называется: сырною неделей.
Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча - понедельник, заuгрышu - вторник, лакомка - среда, раз¬гул, перелом, шuрокuй четверг - четверток, тещuны вечеркu - пят¬ница, золовкuны посuделкu - суббота, проводы, прощанья, целовнuк, nрощеный день - воскресенье.
На первый день масляницы наш народ справляет встречу честной маслянuцы, шuрокой боярынu. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причиты¬вают: «Звал, позывал честной семик широкую масляницу к себе в гос¬ти во двор. Душа-ль ты моя, масляница, перепелиные косточки, бу¬мажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах повалять¬ся, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масляница, красная краса, ру-сая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех - ма¬терина дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масляница, широкая боярыня на семидесяти семи конях козырных, во широкой лодочке, во велик город: пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу маслянице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток Приезжала честная масляница, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток. Как и тут ли честная масляница на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол к зелену вину. Как и она-ль, честная масляница, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала мacляница! Приехала масляница!» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местах мне случалось видеть, как дети приготовляли утром соломенную куклу-масляницу. На масляницу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту ¬масляницу-куклу на салазках ввозили на гору с причитанием встречи. Неизвестно, когда и кем позывание масляницы перенесено было на лубочные картинки.
К первому дню масляницы устраиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и ко¬медиантов), столы с сладимыми яствами: здесь народ торговый сби¬рает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть кале-кой без ног. В старину москвичи масляницу справляли у Красных ворот. Здесь Петр Великий открывал масляницу с понедельника и качался на качелях с офицерами.
Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: «Честные наши родители! вот для вашей душки блинок». Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами. Одни опару готовят из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают: «Ме¬сяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на ona¬ру». Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают: белые, рых¬лые. Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звезды. Приготовление первой опары содер¬житcя в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску в про¬должение всей недели. Где нет свекра и свекрови, где молодые встречают первую масляницу, тещи приходят к зятьям в дом учить их дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали зара¬нee таких гостей поучить уму-разуму. Это призвание считалось на¬шими бабушками за великую честь; о нем говорили все соседи и родныe. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинной снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ста¬вить блuны. Тесть присылал мешок манной гречневой муки и ко¬ровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчести¬ем и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.
На лакомкu, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. В Туле тещи для зятя пекут еще блuнцы, оладьu и творожнuчкu. В Нерехте бывает съезд из деревень девиц, молодых и пожилых, где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от мужчин. Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворения¬ми. Здесь наряженный медведь играет разные фарсы: «как теща про зятя блины пекла - как у тещи головушка болит - как зять-то удаль теще спасибо казал».
В шuрокuй четверг начинается масляничный разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.
В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском и Владимире возят по улицам мужика. Для поезда выбирают огромные сани, утвержда¬ют в средине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажа¬ют мужика с вином и калачами. За этими санями тянется поезд с народом, который поет и играет. В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровожде¬нии народа. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.
В Ярославле с четверга начинают колядовщики петь Коляду. Там фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин, Коляду про¬петь». За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награж¬дают -деньгами. В Сольвычегодске на мирскую складчину варят пиво. Братчина, разгульный народ, сходится в назначенное место пить пиво и петь песни. В Сибири масляница возится на несколь-ких санях, на которых устраивается корабль с парусами и снастями. Здесь усаживаются люди, медведь и честная Масляница. Сани, за¬пряженные в 20 лошадей, возят Масляницу по улицам в сопровож¬дении поезда песенников и шутов. Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену. В кулачных боях прежде при¬нимали участие все возрасты; но ныне они находят редких поборни¬ков и только одни мальчики напоминают о старых потехах.
В ХVПI столетии Москва видела три царственных увеселения на маслянице. В 1722 году, после Нейштадтского мира, Великий Петр снарядил масляничный поезд из Всесвятского села через Тверские ворота прямо в Кремль. Празднество продолжалось четыре дня. Им¬ператрица Елизавета Петровна открывала масляницу в селе По¬кровском. Императрица Екатерина II, после своей коронации, справ¬ляла на маслянице трехдневный маскарад на городских улицах.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих ро¬дных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развози¬ла гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
B Тульской, Пензенской и Симбирской губерниях в субботу дети строят на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. После своей работы они разделяются, на две стороны, одна принимает на себя охранять городок, другая должна отбоем занять его. Охранители вооружаются метлами и помелами, а храбре¬цы палками. Когда порядятся взять городок, тогда вдруг нападают на охранителей, и после битвы врываются в ворота и разрушают горо¬док. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецIы садятся на лошадей, и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые воеводу купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются по домам.
Проводы масляницы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами.
Проводы честной масляницы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поезде по городу и селам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими ве¬сельчаками. Прощальный поезд в Ярославле называется околка, в Нерехте обоз, в Туле круг и конец. В Нерехте на проводах сожигают Масляницу. Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины, девицы и дети, из своих дворов с соло¬мою. При пении песен сожигается солома.
Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища утром и на могилах просят прощения у покой¬ников. С кладбищ заходят прощаться к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
Новобрачные ездят по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков, при¬носились и пряники, испещренные узорами и надписями: Кого люб¬лю, того дарю.- От милого подарок дороже золота.- Чин чина почи¬тай, и подарок не забывай.- Милости просим нашей хлеба-соли.- За все благости наше низкое челобитьице. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.
На прощеный день ездят отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, гово¬рили по обыкновению друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пе¬ред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье.
В ХVII столетии государи хаживали на прощанье к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми. Патриарх угощал доро¬гих гостей медами и романеею (высококачественным вмном –П.) Маржерет, очевидец русской мас¬ляницы, описал только одно прощание. Неизвестный сочинитель книги Anhang von der Russischen oder Moskowitisch