28 комментариев
avatar
Введение Двадцатый век подарил человечеству целую плеяду ма­ стеров мировой величины, но даже самые громкие имена тус- кнеют в свете звезды Брюса Ли. Люди привыкли связывать личности и эпохи. Символом уходящего века в истории бое­ вых искусств несомненно станет таинственная и легендар­ ная фигура Маленького Дракона. Непревзойденный боец, не имевший официальных титулов. Талантливый киноактер, чьи фильмы стали классикой. Мастер и философ боевых ис­ кусств, чье наследие еще до конца не изучено. Путь Брюса Ли от уличного драчуна-подростка до магистра философии и выдающеюся мастера был полон внутренней борьбы, ис­ пытании и откровений. Реформируя единоборства и вовле­ кая в этот процесс всех, кто находился рядом, Брюс Ли по сути определил направление дальнейшего развития воинс­ ких искусств в целом (в сторону синтеза и интеграции), их спортивных вариантов в частности (кикбоксинг, бои без пра­ вил). Было бы неверным сказать, что он был пер­ вым в своих идеях, но он был первым, кто вопло- тил эти идеи и собствен­ ным примером обратил на это внимание всего мира. Брюс Ли стал сво­ еобразным мостом меж- ду традиционным Вос- током с его мистической духовностью и техноло- гичным Западом с его критичным прагмататиз- мом, между современ­ ным чемпионом и тенью его далекого предка. Превыше всего он ста- вил свободную, творческую самореализацию личности, рас­ крытие всех потенциальных ресурсов человека. И искусство Брюса Ли Джит Кюн До - было создано именно для этих целей. Главный, но к сожалению незаконченный труд Брюса Ли «Дао Джит Кюн До» можно поставить в один ряд и с лучшими учебниками бокса, и с трудами Джидду Кришна- мурти, и с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси. Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Францис- ко, когда его родители гастролировали в США с труппой китайской оперы. Через три месяца они вернулись в Гон- конг, где и прошло детство Ли Сяо Луна - Маленького Дра­ кона. Брюс был болезненным, но очень живым ребенком. Единственное,что мог- ло удержать его на мес- те - это книги. Он был с книгой всегда и всюду. Позже его библиотека насчитывала несколько тысяч книг, большая часть которых посвяще­ на боевым искусствам. Чтобы понять становле­ ние Брюса как бойца и мастера надо предста- вить полную смертель­ ных опасностей улич- ную жизнь Гонконга. На фотографии той поры — аккуратный мальчик в очках. Трудно поверить, что этот щуп- лый паренек уже возглаввлял банду таких же сорванцов, шны­ ряющих целыми днями по улице и живущих по ее законам. Отец Брюса был первым его учителем, он практиковал гимна- стику тайцзи-цуань, но эта мягкая техника явно не устраи- 5 вала маленького драчуна. Так Брюс попал к большому мас­ теру кунг-фу стиля вин-чунь Ип Мэну. Спустя много лет Брюс неоднократно признавал, что именно Ип Мэну он обязан сво­ им мастерством. Тренировки преобразили Брюса. С одной стороны его экспрессивная натура нашла выход в практике кунг-фу, с другой стороны глубокий ум жадно впитывал фи­ лософию и принципы кунг-фу, без понимания которых не­ возможен истинный прогресс в боевых искусствах. Фанатизм, с которым Брюс отдавался тренировкам, по­ зволил ему довольно скоро стать одним из лучших учеников Ип Мэна. Мастер все больше уделял внимания Маленькому Дракону. На смену уличным потасовкам пришли бои за честь Школы, на которых представители различных стилей встре­ чались в жестоких поединках. Это было типично для Гон­ конга, куда в свое время эмигрировали мастера самых раз­ ных Школ кунг-фу, чьи лучшие ученики оспаривали свое пре­ восходство. Брюс Ли постоянно участвовал в таких боях и, по воспоминаниям друзей, в большинстве случаев выходил победителем. В 1958 году Брюс Ли выиграл чемпионат Гон­ конга по боксу, нокаутировав в финале молодого англичани­ на Элмса, три раза удерживавшего титул чемпиона. В этот же период одна уличная драка закончилась плачевно — про­ тивник Брюса был жестоко избит и родители пострадавшего обратились в полицию. Мать Брюса уладила этот инцидент и убедила сына уехать в Америку — подальше от уличных драк, гонконгской мафии и полиции. Так, в 18 лет Брюс Ли
avatar
Брюс Ли вернулся в Сан-Франциско — го­ род, где он родился. Сначала он зарабатывал на жизнь уро­ ками танцев, ведь в Гонконге Брюс выиграл конкурс Ча-ча- ча. Позже, в поисках работы, Брюс переехал в Сиэтл, где служил официантом и подрабатывал в местной газете. Хотя в школе он не отличался способностями к точным наукам, в Сиэтле Брюс успешно окончил «Высшую техническую шко­ лу Эдисона» и поступил в университет имени Вашингтона. В это же время он начал давать первые уроки кунг-фу. В 1963 6 году Брюс Ли выпустил рекламный проспект своего инсти- тута кунг-фу, уже тогда связывая свое будущее с боевыми искусствами. Бум каратэ в США утихал, а о кунг-фу еще мало кто слышал, к тому же техника молодого мастера, оригиналь­ ная и в высшей степени эффективная, позволила Брюсу стать настоящим миссионером боевых искусств. В 1964 году Брюс вместе с женой Линдой, бывшей уче­ ницей, переезжает в Окленд к своему другу Джеймсу Ли. Калифорния виделась ему более перспективной для препо­ давания кунг-фу. В узком кругу специалистов Брюса зна­ ли, но всерьез он заявил о себе на турнире боевых искусств в Лонг-Бич в 1964 году. Со своими учениками — Джейм­ сом Ли и Таки Кимурой он выступал с демонстрацией тех­ ники. Многие эксперты единоборств были потрясены его мастерством. Мастера черного пояса были не в состоянии отреагировать на молниеносные удары, хотя Брюс показы­ вал траекторию, по которой будет наносить удар. Часто слу­ чалось, что оскорбленные резкими высказываниями Брю­ са, маститые каратэки вызывали его на поединок. Он изви­ нялся и ... побеждал их. Может показаться, что в своих воспоминаниях Брюс Ли предстает этаким непобедимым бойцом. Но если реально взглянуть на вещи, то что мог противопоставить мастер чер­ ного пояса каратэ, всю жизнь практиковавший ката и спортивные поединки, яростному натиску уличного бойца, к тому же виртуозно владевшему эффективнейшей техникой. Учениками Брюса Ли признавали себя многократные чем­ пионы США Чак Норрис, Джо Левис и Майкл Стоун — этот факт говорит сам за себя. Брюс Ли не участвовал ни в каких соревнованиях, считая, что ограничения правилами и амби­ ции противоречат духу кунг-фу. В то же время, он спаррин- говал столько, сколько это было возможно. Его совершенство­ вание было непрерывным и безграничным. У Брюса была возможность познакомиться в Америке со множеством техник и методов, и он пропустил их через 7 себя, оставляя только то, что улучшало мастерство. Кумиром Америки был в то время Мохаммед Али - величайший бок­ сер всех времен. Брюс существенно обогатил свой арсенал боксерской техникой. Он постоянно учился, просматривал видеозаписи, читал, спарринговал, мыслил. Его признали, ему открылась дорога в кино, а учениками стали звезды Голливуда. Но он оставался Ли Сяо Луном — Маленьким Драконом, чье сердце было предано боевым искусствам. Тре­ нировочный минимум мастера составлял несколько часов тяжелой работы, куда входили бег, упражнения на гибкость и отработка техники на всевозможных тренажерах и меш­ ках. Брюс был очень проникновенен в своем бесконечном поиске, он был один из немногих мастеров, кто видел в бо­ евом искусстве не набор приемов, а философию жизни, способ освобождения ума и духа. Внутренняя свобода была для него так же важна, как бойцовские качества. В 1970 году его ждало страшное испытание — работая со штан­ гой, он повредил позвоночник и оказался на шесть месяцев прикованным к постели. Врачи даже пророчили, что он не сможет больше работать ногами. Брюс как-то сказал, что трудности делают человека силь­ нее, если он умеет превращать камень преткновения в катя­ щийся камень. Это были не просто слова. Будучи неподвиж­ ным, Брюс изучил работы виднейшего мыслителя Джидду Кришнамурти и систематизировал свои идеи. Так родилось Джит Кюн До — Путь опережающего кулака, «стиль без сти­ ля», — как его называл сам Брюс. Правильнее было бы не определять время рождения Джит Кюн До. Вся жизнь Брю­ са Ли — Путь опережающего кулака. Характер любого метода единоборств определяют идеи и принципы, лежащие в его основе. Дзен-буддизм, Дао, Кришнамурти — так оп
avatar
определил Брюс корни своего подхо­ да к боевым искусствам. Джит Кюн До — это Путь неорто­ доксального бойца, как Дзен — Путь неортодоксального монаха. Путь, ведущий к сердцу предмета, как говорил 8 Брюс. Это было не нечто новое и революционное, скорее Брюс Ли вернулся к истокам боевых искусств, к их первич­ ной простоте и чистоте. У входа в свой зал он установил робие, на котором было написано: «В память о живом человеке, которого изуродовали, напичкав классической рутиной». В этом — Дзен Брюса Ли. В 1973 году Брюс с женой, сыном Брэндоном и доче­ рью Шэннон вернулся в Гонконг для съемок фильма «Игра смерти». Этот период был сопряжен с колоссальными пе­ регрузками для Брюса. Он одержимо работал над своими фильмами. Его постоянно провоцировали и вызывали на нки. Брюс старался избегать драк, но спуску не давал никому. Его ученик Дэн Иносанто в одном из интервью с горечью сказал, что Брюсу Ли было бы лучше в США, чем в Гонконге с его бешенной конкуренцией и оголтелыми жур­ налистами. В Гонконге Брюс никого не тренировал, каж­ дый день был полон борьбы за место под солнцем — ведь он отобрал хлеб у дельцов кинорынка боевых искусств. Некоторые биографы указывают также на конфликты Брю­ са с гонконгской мафией. В мае 1973 года Брюсу внезапно стало плохо и в обмо­ рочном состоянии его отвезли в больницу. Врачи предпола­ гали некоторые изменения в мозге, хотя анализы были хорошими. Брюс признался жене, что чувствовал смерть, ее приближение, но заставил себя выжить. Спустя два месяца смерть вернулась и выиграла поединок. Это событие потрясло Гонконг. Скандальные статьи, истории о смертельном ударе некоего мастера, слухи о наркотиках, приведших к смерти Брюса Ли сотрясали воздух. Эксперты-медики поставили диагноз: отек мозга, вызванный повышенной чувствитель­ ностью на один из компонентов, входящих в состав таблет­ ки от головной боли, которую принял Брюс. Гонконг опла­ кал своего кумира. Тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где и состоялись похороны. Линда Ли опубликовала дневники Брюса, Мито Уехара издал «Методы самооборо- 9 ны» с фотоуроками Брюса Ли, Дэн Иносанто открыл Ака­ демию боевых искусств, где тренируют представители раз­ личных стилей, объединенные идеями Джит Кюн До. Филь­ мы с участием Маленького Дракона до сих пор в лучших коллекциях видеоманов. Возможно, смерть Брюса Ли была одним из звеньев нескончаемых изменений, происходящих с ним и его душой. Не стоит пустословить по поводу ранней кончины, его Путь был воистину Путем Дракона, и это был только его Путь, его и больше ничей. Наследие Брюса Ли заслуживает особого к себе отношения, оно довольно специфично даже для мастеров единоборств. Прежде всего, оно имеет ценность для бойца- практика, чей поиск непрерывен, кто уже осознал свои сильные и слабые стороны и готов к переменам и прозрениям, кто вкусил силу освобождения. Возможно, вы будете очарованы чертами Джит Кюн До, но это очарование цветами на вышивке, из которых бесслед- но ушла игла, которая их вышивала. Будьте чутки и безжало­ стны к себе самим, верьте в свои возможности и тогда Джит Кюн До откроет вам свои секреты.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.