Стадии обучения боевому искусству
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще."
Послание к евреям Святого Апостола Павла. Стих 12:1.
Кто приходит в спортзалы? Естественно люди. Разные - разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины, иногда, приходят. Женщина, она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация (не путать с деградацией) действует лишь до дверей зала. Переступает человек порог, и из собственно человека превращается в адепта боевого искусства. Трансформация мгновенная: был нормальный человек, стал адепт. Но это только внешне кажется, что быстро. Процесс изменения внутренних установок затягивается на более длительный срок, который измеряется годами. И люди, в соответствии с ходом этого процесса, делятся уже не на хороших и плохих, в обычном смысле этого слова, а по совершенно другим критериям, отражающим происходящие в человеке или, точнее, адепте боевого искусства изменения. Временной фактор важен потому, что любое серьезное занятие - это путь превращения самого себя в нечто другое, отличное от того что было. Жизнь по крупному это тоже путь, но там изменения не так заметны из-за нежелания большинства людей напрягаться, искать, творить. Начав же заниматься или учиться чему-то конкретному, не обязательно боевому искусству, человек становится более динамичен, более открыт изменениям. Если при этом он еще и осознает, что с ним происходит, то у него есть определенный шанс прожить свою жизнь не зря. Аминь (да сбудется!). Раньше в Китае людей, чем-то занимающихся, делили просто и емко - на учеников и мастеров. У китайцев вообще большой опыт сводить всю палитру красок, которыми нарисовал мир создатель, к двум цветам, к темному и светлому, к Инь и Ян. Жалко, конечно, бесконечного разнообразия, утерянного при сведении богатейшей гаммы к черно-белому телевизору, зато просто и понятно: ученик - мастер. Сегодня ученик - завтра мастер (ну послезавтра, ну через год, два, десять…), все равно завидно. Талантливые, видать, были ученики. "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не… мы". Ну не богатыри мы, тем более не китайские. В Японии, где китайских богатырей по определению не водилось, уже посложнее градация пошла. По поясам. Интересно, кстати, почему именно по поясам.
Послание к евреям Святого Апостола Павла. Стих 12:1.
Кто приходит в спортзалы? Естественно люди. Разные - разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины, иногда, приходят. Женщина, она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация (не путать с деградацией) действует лишь до дверей зала. Переступает человек порог, и из собственно человека превращается в адепта боевого искусства. Трансформация мгновенная: был нормальный человек, стал адепт. Но это только внешне кажется, что быстро. Процесс изменения внутренних установок затягивается на более длительный срок, который измеряется годами. И люди, в соответствии с ходом этого процесса, делятся уже не на хороших и плохих, в обычном смысле этого слова, а по совершенно другим критериям, отражающим происходящие в человеке или, точнее, адепте боевого искусства изменения. Временной фактор важен потому, что любое серьезное занятие - это путь превращения самого себя в нечто другое, отличное от того что было. Жизнь по крупному это тоже путь, но там изменения не так заметны из-за нежелания большинства людей напрягаться, искать, творить. Начав же заниматься или учиться чему-то конкретному, не обязательно боевому искусству, человек становится более динамичен, более открыт изменениям. Если при этом он еще и осознает, что с ним происходит, то у него есть определенный шанс прожить свою жизнь не зря. Аминь (да сбудется!). Раньше в Китае людей, чем-то занимающихся, делили просто и емко - на учеников и мастеров. У китайцев вообще большой опыт сводить всю палитру красок, которыми нарисовал мир создатель, к двум цветам, к темному и светлому, к Инь и Ян. Жалко, конечно, бесконечного разнообразия, утерянного при сведении богатейшей гаммы к черно-белому телевизору, зато просто и понятно: ученик - мастер. Сегодня ученик - завтра мастер (ну послезавтра, ну через год, два, десять…), все равно завидно. Талантливые, видать, были ученики. "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не… мы". Ну не богатыри мы, тем более не китайские. В Японии, где китайских богатырей по определению не водилось, уже посложнее градация пошла. По поясам. Интересно, кстати, почему именно по поясам.
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят."
Евангелие от Матфея. Стих 7:7-8
Их я еще во вьетнамском зале разглядел, когда они толпой по стенам жались. Именно они составляют основное и, часто, подавляющее большинство народа в школах боевого искусства. Потеют на тренировках, заполняя зал шумом от ударов, бросков и криков по поводу и без повода, или не очень потеют, но шумят при этом не меньше. Толпятся в раздевалках, разглагольствуя на любую подвернувшуюся тему, зачастую пытаясь скрыть громким голосом неуверенность в себе. Ходят из зала в зал, перебирая потом, как колоду карт, места, где они бывали, и инструкторов, у которых они занимались. Надеются встретить своего, единственного и неповторимого учителя, который, наконец, сделает из них что-то. В зависимости от личных устремлений и запросов либо грозу подворотен, либо великого дзенского мастера, да так и старятся, оставаясь в душе учениками до преклонных лет, напоминая средневековых студентов. Но все это так, к слову, общая характеристика. А основная черта, по которой можно узнать ученика, не вдаваясь в дебри психологии, это то, что хоть он и старается на всю катушку или не очень усердствует, но в какую бы сторону он ногами и руками не махал, удары его опасны, в основном, для окружающего воздуха, иногда для макивары или боксерского мешка в углу, в самом крутом случае для собрата из собственного спортзала, так как он еще только учится, только осваивает все хитросплетения приемов и связок. Не нужно требовать с него большего. Одним словом - ученик. Правда другой таким учеником до преклонных лет остается, но может быть у него цель такая. И вообще речь не о нем, а о перспективном, который действительно от души старается, а не только делает вид. Пытается понять, вникнуть в незнакомую форму движения, ведь этап ученика это и есть выставление формы движения, удара, приема. На воздухе, на макиваре или мешке, на партнере, то есть на всех стадиях отработки и оттачивания, в которую входит и парная работа. Кстати, самые хорошие результаты ждут тех учеников, которые первое, да и не только, время и в бою остаются учениками, пытаясь следовать той или иной форме техники, а не просто дать кому-нибудь по физиономии. Самая ценная черта психологии ученика - старание и прилежание, как ни тривиально это звучит. Таких ребят видно сразу по глазам. Они у них внимательные. Пытаются понять, что это инструктор там такое делает, и как бы это сделать самому. Каждый в свое время прошел этот этап. Я имею ввиду тех, кто на этом не остановился и пошел дальше на новые рубежи, о которых речь пойдет ниже. Неважно, где начинались занятия: в спортзале бокса, на борцовском ковре или в подвале, где преподавали незаконное в то время каратэ, но каждый помнит щемящее чувство от присутствия где-то совсем рядом нового знания, которым очень хочется овладеть. Но получается это не у всех, так как уметь учиться - это, в своем роде, талант, который можно и нужно развивать и взращивать.
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести но меч."
Евангелие от Матфея. Стих 10:34.
По логике повествования именно с бойцами я общался в зале Кекусин-кай. Люди это, по большей части, серьезные. Костяк, становой хребет школы. Без "стенки" бойцов, в физическом или психологическом плане, любая школа рассыплется, как карточный домик. На тренировке такие люди заметны сразу, они выделяются из общей толпы не только накатанностью движений, но и собранностью, уверенностью в себе. Помыкавшись будучи учеником по залам и выбрав подходящую ему технику и инструктора, боец обретает своеобразную внутреннюю стабильность, резко контрастирующую с психологическим состоянием новичков. В спортзале бойцы сотрясанием воздуха, подобно ученикам, не занимаются. На этом этапе, обычно, знают, как и над чем работать. Подгонять и призывать к дисциплине их не нужно. Сами могут приструнить новичка. Если в группе хотя бы 3-4 хороших бойца, осознающих свое положение, за общую рабочую атмосферу и дисциплину в зале можно не беспокоиться. Кроме рабочего настроя, бойцы создают в школе своеобразную атмосферу внутренней общности, единства, которого так не хватает большинству людей в наше разобщенное время. Впрочем, бойцы не обязательно тренируются только в одном месте. По спортзалам бойцы тоже ходят, но не искать более совершенную систему, а, чаще всего, попробовать свои силы. Если этап ученика - это этап выставления формы, то этап бойца - это ее наполнение. Техника к этому времени уже выставлена и отточена до вполне удовлетворительного уровня, и приходит пора применять ее в том, для чего она и предназначалась, то есть в схватке с противником. Уже давно известно, что реальный бой - это столкновение, в первую очередь, характеров и, во вторую очередь, конкретных техник. Исходя из этого, основная черта характера, необходимая бойцу, на которую можно нанизывать остальные качества, это воля. В более узком прикладном варианте, это воля к победе. Боец меряется не тренировкой, а боем. По этой причине бойцы и ходят в чужие спортзалы. Настоящий боец интуитивно чувствует, что в собственном спортзале, где все так или иначе свои, настоящая критическая ситуация никогда не возникнет. Да и техника в одном спортзале скроена по одному шаблону, и узнать, что она стоит на самом деле, можно лишь тогда, когда противник пользуется другой системой работы.