Игру начинают с песни солиста – Квадра (Quadra).В ней часто мастер рассказывает повествование или историю, позволяющую настроить игроков на нужную игру.
Продолжением квадры является песня-диалог солиста и хора, оканчивающаяся словами Камарадо («товарищ»), собственно поэтому она и имеет название «Камарадинья» (Camaradinha). – песню-диалог солиста и хора. В переводе Камарадинья звучит примерно так: - Ие-е-е, слава моему Богу, - Ие-е-е, слава моему Богу, друг! - Ие-е-е, слава моему Местре, - Ие-е-е, слава моему Местре, друг! - Ие-е-е, который научил меня, - Ие-е-е, который научил меня, друг! - Ие-е-е, Капоэйре, - Ие-е-е, Капоэйре, друг! - Ие-е-е, Макулеле, - Ие-е-е, Макулеле, друг! - Ие-е-е, настало время, - Ие-е-е, настало время, друг! - Ие-е-е, отправиться в дорогу, - Ие-е-е, отправиться в дорогу, друг! - Ие-е-е, пойдем вокруг света, - Ие-е-е, пойдем вокруг света, друг!
IE, E HORA, E HORA, CAMARA IE, VAMOS EMBORA, CAMARA IE, PELA BARRA AFORA, CAMARA IE, VIVA MEU DEUS, CAMARA IE, VIVA MEU MESTRE, CAMARA IE, QUEM ME ENSINOU, CAMARA
Продолжением камарадиньи служит Куридуш (Corridos) – собственно, тоже диалог между участниками, состоящий из подсказок, шуток, насмешек, подбадриваний, предупреждений и т.д. игроков о тех или иных событиях в игре или в жизни.
Ладаинья - Rei Zumbi dos Palmares. A historia nos engana. Diz tudo pelo contrario. Ate diz a abolicao. Aconteceu no mes de maio. A prova dessa mentira. Eque da miseria eu nao saio. Viva 20 de novembro. Momento pra se lembrar. Nao vejo em 13 de maio. Nada pra comemorar. Muitos tempos se passaram. E o negro sempre a lutar. Zumbi e nosso heroi. Zumbi e nosso heroi,colega vilho. Do Palmaresfoi senhor. Pela causa do homem negro. Foi ele quem mais lutou. Apesar de toda luta, colega velho. O negro nao se libertou, camarada!
свернуть ветку
Capoeira в 1879 Из “Revista Democrática” – Ежемесячный выпуск Classe Caixeral.
30 сентября, 1879 – Баийя
Часто, путешествуя по улицам нижнего города, особенно по улице Формоза, можно натолкнуться на группу сорванцов, которые с оглушительным гулом прерывают дорожное движение и осаждают занятых коммерческим делами людей.
Такие явления еще могут контролироваться на небольших торговых площадях центра города, однако здесь, на широкой и занятой площади, по которой постоянно гуляют иностранные гости и на которой каждому прохожему найдется дело, - это просто невозможно.
Порой, наблюдая за сборищем ста и более людей, мы думаем, что произошло ограбление или кого-то арестовали. Любопытный глаз ищет тому причину и не видит ничего особенного, кроме двух детей, играющих в capoeiragem.
Такое время препровождение многого стоит, ведь оно приносит одни убытки. Десятки людей отвлекаются от дел, а в такие тяжкие времена, в которые мы живем, когда на горожан сваливается резкое увеличение налогов в два раза, а при этом им еще надо поддерживать семью, каждая минута на вес золота.
Коммерческим центрам нужны борцы, ведь в его сердце сталкиваются тысячи различных интересов. Но им нужны такие борцы, для которых источником победы является тяжкий труд, а не «герои» подобных боен, не сочетающихся с моралью и не являющиеся признаком цивилизации, в частности, признаком коммерческих центов.
Эти дети развивают лишь собственные инстинкты, их игры приведут к неблагоприятным для нас последствиям, ведь вместо того, чтобы стать хорошими фермерами или мастерами своего дела, они пойдут воровать, нанося вред и убытки другим.
Если шеф полиции, на которого мы возлагаем все наши надежды, будет уделять внимание делам, беспокоящим нас, он, безусловно, окажет полезную услугу цивилизации и интересам класса торговцев, избавив нас от этих бродяг.
свернуть ветку
Уличная рода против роды на улице Часто у капоэристов спрашивают, участвуют ли они в уличных родах. Интересным является то, что почти всегда не долго думая они отвечают: « Конечно…постоянно… в каком бы городе я ни был, я участвую в уличных родах».
Есть такие, которые говорят, что они путешествуют вокруг света – Европа, Япония, США… - и везде принимают участие в уличной капоэйре. У таких я обычно спрашиваю: «Вы говорите об уличных родах или родах на улице?» Дело в том, что между двумя этими понятиями существует разница.
Как показывает история, «уличная рода» традиционно проводится в публичных местах, но она не привязана к какой-либо группе, академии либо ассоциации. В ней участвуют так называемые «кочевые капоэристы». Никто не знает, откуда и почему они пришли и что случится во время роды. Уличная рода не предусматривает ни единой формы, ни установленных правил. Единственное, чего придерживаются капоэристы, – это философия malangradem и навык хорошей капоэрской игры.
В отличие от уличной роды, рода на улице проводится в основном местре и учениками определенной группы, облаченными в единую форму. Иногда они подобны спортивным соревнованиям с судьей, который свистит в начале и конце игры. В субботу после обеда собираются ученики, идут на площадь, зовут друзей, захватывают с собой беримбау и начинают играть. Это пример роды на улице.
Чуть не забыл: капоэристы и их инструменты обычно путешествуют на машинах. Они не нуждаются в том, чтобы покупать билет на поезд или автобус, потому что площадь находится достаточно близко от них. Не редко случается так, что, увидев проходящую мимо девушку, парни-капоэристы решают показать себя. И тогда в ход идут опасные удары или сальто, и в результате кто-нибудь получает травму. А потом только и слышно: «Я же тебе говорил, что уличные роды опасны!» (а может, это все-таки роды на улице?)
ну дык это и так было ясно)) рода на улице ,ну это та же рода,ну только...на улице!:) ,а уличная род это впринципе и так ясно...маландраже оно и в африке маландраже)
свернуть ветку
1929 - Капоэира в Criminal Magazine У Мадрида есть chulo, у Буэнос-Айреса - compadron, у Лиссабона - fadista, у Рио-де-Жанейро - капоэйристы. Капоэйрист превосходит своих конкурентов в сообразительности, скорости и физической подготовке. Он - талантливый акробат. Он прыгает, он практически выворачивается наизнанку, чтобы предотвратить падение, и делает удар головой. Все это он совершает быстро, спокойно и тонко, не стараясь играть на публику. Два, три, четыре его удара следуют один за другим, приводят противника в замешательство, доминируя над ним – и вот противник уже смущен, его голова идет кругом.
Капоэйрист - лояльный враг, никогда не нападающий сзади. Он - храбрый парень. Другие его имена - capadуcio (задница, жесткий парень) и malandro (бродяга ,мошенник) – капоэйрист, согласно именам происходит от капоэйры колониальной эпохи. Капоэйристы - это не только праздные бродяги, беспризорные дети или сбежавшие рабы, это также журналисты, инженеры, и генералы. Общеизвестно, чтоКапоэйра, которую играют в Рио ранними утренними часами в старом Cafй Londres привлекает к участию даже ученых и военных людей.
На рубеже 20-ого столетия, в Рио-де-Жанейро, капоэйра была организацией, соответственно разделенной на группы или скорее банды: guyamъs, nagфas, flor da gente, fransiscanos, luzitanos, conceiзгo da marinha, conceiзгo da glуria, bocas-rasgadas, natividades, monduros, caxinguelкs, и т.д.
свернуть ветку
Эти группировки сталкивались ежедневно на улицах в ужасных конфликтах, и представляя реальную угрозу общественной безопасности,из-зо чего они яро преследовались самими капуэритами: доктор Сампэйо Ферраз, эксначальник полиции. С уменьшением их числа, сегодня капуэристы редки и определяются уже не группами, а индивидуально, их собственными именами.
Место рождения капуэриста, соседство, женщины, особенности тела или характера - все влияет на имя и известность современного malandro: "Cardosinho da Saúde" (соседство), "Hespanholito" [Небольшой испанец], "Canella de Vidro" [Стеклянная Голень], "Galleguinho" [Из Галисии ], "Cabelereira" [Дамский мастер], "Mulatinho do Catete" [Мулат от Catete (соседство)], "Camisa Pretas" [Черная Рубашка],"Treme-Treme" [Толчок толчка], "Carvoeiro" [Угольный продавец], "Cabo-Verde" [Зеленый мыс], "Bonitinho do Castello" [Симпатичный Мальчик от Castello (соседство)], и "Paulo da Zazá."
Современный капоэйрист, как и капоэйрист старых дней, часто остается безработным. С его способностями и предрасположенностями, он выполняет ту же роль что и фехтовальщики семнадцатого века. Он применяет свои акробатические таланты в интересах магнатов, политических деятелей, и особенно владельцев игорных домов. Он охраняет все – от роскошных игорных клубов до убогих учреждений, от кабаре до ранчо. В этих логовищах он - лев, ручной лев. Он небрежно рискует своей жизнью, и это неизменно заканчивается драмой . "Или я поднимусь или спущусь", - говорит он, имея в виду тюрьму (подъем или смерть (падение).
свернуть ветку
Истинные malandros жаждут известности. Они принимают работу в игорном доме как вопрос жизни и смерти. Они не хотят испортить свою репутацию или потерять лицо. Мы ошибочно повесили на malandro ярлык бандита. Он не таков. Вам нужно как следует узнать его, чтобы увидеть, насколько он добрый, вежливый, щедрый и... жестокий враг. Когда он приходит к вам, он приносит новости и подарки: сигары, табак, и газеты, он принимает все меры предосторожности, чтобы усыпить вашу бдительность. Но той же самой рукой, которая подносит вам дары, он убьет человека – легко и непринужденно. И с той же непринужденностью и легкостью, он играет на гитаре и беримбау свои простые мотивы, которые мы иногда слышим во сне и на заброшенных улицах. Напевы, сочиненные им, malandro-поэтом.
свернуть ветку
BRASIL BRASIL BRASIL !!! Политическое устройство Федеративная Республика Бразилии (Republica Federativa do Brasil). Глава государства и правительства - президент. Высший законодательный орган - Национальный конгресс - состоит из двух палат: верхней - федерального сената (81 место) и нижней - палаты депутатов (503 места). Выборы проводятся прямым и тайным голосованием. Сенаторы избираются по три человека от каждого штата и федерального округа Бразилия сроком на восемь лет, а депутаты - пропорционально численности населения сроком на четыре года.
Флаг Представляет собой зеленое полотнище прямоугольной формы с желтым ромбом в центре, внутри которого расположен темно-синий круг с 27 белыми звездами. Круг пересечен белой лентой с национальным девизом - Ordem e progresso (Порядок и прогресс). Зеленый цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а желтый - запасы золота: в XVI-XIX веках в Бразилии находились крупнейшие в мире золотодобывающие шахты. Флаг иногда называют Auriverde (золотой и зеленый). Расположение звезд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром в 9 часов 22 минуты 15 ноября 1889 - в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а так же федеральному округу Бразилиа, соответствует своя звезда.
Герб (утвержден 1 сентября 1971 года) представляет собой пятиконечную звезду, обрамленную лучами солнца, внутри которой помещены диск южного полушария с созвездием Южного креста в центре. Этот символ применен в связи с тем, что Бразилия после ее открытия носила название Санта Крус (т.е. Святой Крест). Снизу звезда окаймлена тремя синими полосами, расположенными в нижней части герба, на которых начертана дата провозглашения независимости страны - 15 ноября 1889 года. Диск Южного полушария окаймляется 27 звездочками, которые символизируют 26 штатов страны и один федеральный (столичный) округ.
Язык Официальный язык португальский, однако существует еще около 180-ти языков различных коренных племен, разбросанных по стране. На юге страны есть итальянские, немецкие и японские колонии, сохраняющие свои родные языки и по сей день.
свернуть ветку
Территория 8 512 тыс. кв. км. - пятое место в мире!
Население 180 млн (2003) - шестое место в мире! Плотность населения: 19 человек на 1 кв. км. При этом три четверти населения концентрируется в прибрежной полосе шириной 300-350 км. Соотношение городского и сельского населения: 82% и 18%.
Административно-территориальноеделение 26 штатов и 1 федеральный округ. Все они объединены в пять регионов:
Северный (Norte) Акре, Амапа, Амазонас, Пара, Рондониа, Рорайма, Токантинс
Южный (Sul) Парана, Санта-Катарина, Рио-де-Жанейро, Риу-Гранди-ду-Сул
Религия Римско-католическая. Значительная часть населения придерживается протестантизма, афро-христианской религии кандомбле. В меньшей степени распространы ислам, индуизм, индейские культы, православие.
Основные статьи экспорта Железная руда, кофе, фрукты, лес, автомобили, мясо
География На севере - Амазонская низменность и отроги Гвианского плоскогорья. Бассейн реки Амазонки, который включает в себя саму Амазонку и более двухсот ее притоков, занимает треть территории страны. Эта гигантская система содержит в себе пятую часть всех речных вод мира. Ландшафт в бассейне Амазонки плоский. Реки и ее притоки текут медленно, в дождливые сезоны часто выходят из берегов и затопляют огромные площади тропических лесов.
На северо-восточных окраинах Бразилии тропические леса уступают место пустынным местностям и степям, покрытым кустарником, но влажные атлантические побережья изобилуют пышной растительностью.
Центральную и южную части Бразилии занимает Бразильское плоскогорье (высшая точка - г. Бандейра, 2890 м) с саваннами и редколесьями. Малонаселенные засушливые внутренние районы нагорья, включая бассейн р.Сан-Франсиску, называются сертанами (sertao).
На крайнем юге - Ла-Платская низменность со степями и вечнозелеными лесами.
Климат меняется с северо-запада на юго-восток от экваториального до субтропического (средние температуры января от 23 до 29 °С, июля от 16 до 24 °С). Осадков 3000 мм на западе Амазонской низм., до 500 мм на северо-востоке Бразильского плоскогорья, 1200 мм в год на юге.
Главные реки - Амазонка, Сан-Франсиску, Парана.
Время Страна находится в трех часовых поясах. Время отстает от Гринвичского -4 и -6 часов соответственно. (От московского: -7 / -9 часов)
Денежная единица Реал = 100 сентаво. Примерный курс: 1$ = 3 реала, 1 реал = 10 рублей
свернуть ветку
Краткая история Бразилии Бразилию открыл Альварес Кабраль в 1500 году. Отправившись по пути, проложенному Васко да Гамой, вокруг мыса Доброй Надежды в Индию, Кабраль был отнесен ветрами со своего курса и увидел берега Бразилии. Португалия объявила эту страну своей. Но, т.к. в это время португальцы активно осуществляли колониальные захваты в Индии и Восточной Азии, то поначалу уделяли мало внимания освоению новоприобретенных земель в Южной Америке. И только в 1539 году Португалия послала в Бразилию Мартина Альфонсо де Суза с четырьмя сотнями переселенцев. С этого и началась колонизация Бразилии. Де Суза успешно основал колонии в Баии (1539 год) и Сан-Паулу (1544 год).
С самого начала основой колониального хозяйства стал сахарный тростник. И, как следствие, стала развиваться система крупных плантаций, обрабатываемых неграми-рабами. Первые корабли с африканскими невольниками стали приходить одновременно с появлением первых поселений португальцев. Позже, когда были открыты в огромных количествах полезные ископаемые: золото - в 1698 году, алмазы - в 1729 году, труд рабов активно применяли и на рудниках. Также с 1727 года началось выращивание кофе. Все это привело к тому, что к началу 19 века в Бразилию было завезено от 4 до 8 миллионов африканцев, что, в свою очередь, превратило ее в крупнейшую по количеству представителей негроидной расы страну после стран Черного континента.
Более чем трехсотлетняя система колониального владычества стала рушиться в начале 19 века. Спасаясь от наступающих наполеоновских войск португальский король Иоанн VI бежал в Бразилию (1808). Фактически она стала центром португальской империи. В 1815 году Бразилия была превращена в королевство и вошла составной частью в "королевство Португалии, Бразилии и Алгарвы". Но это были слишком мизерные уступки и Бразилию охватило движение за независимость, подогреваемое успехами освободительной войны испанских колоний в Новом Свете. В 1817 году произошло мощнейшее креольское восстание в Пернамбуку. Через год оно с трудом было подавлено королевскими войсками. В 1821 году король Иоанн выехал в Португалию, а в Бразилии остался его сын Педро. После требования португальских кортесов (правительства) вернуться на родину он ответил отказом, а в ответ на прозвучавшие угрозы объявил 7 сентября 1822 года об отделении страны от Португалии и об образовании Бразильской империи. Маленькой метрополии ничего не оставалось, как молча смириться с этим фактом. В марте 1824 г. вступила в силу первая конституция страны. Однако серьезных перемен в экономике и структуре власти не произошло.
В последующие годы Бразильская империя проводит активную захватническую политику по отношению к окружающим странам и жестоко подавляет сепаратизм у себя: война с Уругваем и Аргентиной (1825-1828), восстание в Рио-Гранде-до-Сул (1835-1845), война с Аргентиной (1851), Парагвайская война (1864-1870). ). Активно принимает иммигрантов из Европы, в основном итальянцев, немцев,испанцев.
В связи с изживающим себя монархическим строем 15 ноября 1889 года Бразилия была провозглашена федеративной республикой. Годом ранее (в 1888 году) в стране было отменено рабство.
свернуть ветку
В XX век Бразилия вступила слаборазвитой в экономическом отношении страной, зависимой от иностранного, преимущественно английского, капитала.
Первая мировая война, в которой Бразилия участвовала на стороне Антанты, стимулировала рост национальной промышленности. В 20-е годы в политическую жизнь активно включаются средние и низшие городские слои, зарождается пролетариат.
Во второй мировой войне Бразилия участвовала на стороне антигитлеровской коалиции. Ее экспедиционный корпус (25 тыс. человек, потери составили около 500 человек) действовал с 1944 года в Италии. В течение двух последующих десятилетий у власти находились консервативно настроенные элементы и представители буржуазно-либеральных кругов. Все это время подспудно нарастало движение за социальные и экономические реформы, которое достигло своего апогея в период правления Ж.Гуларта (1961-64 гг.). К этому времени относится строительство новой столицы бразильского государства Бразилиа (1960). Однако 1 апреля 1964 года военные при поддержке правоконсервативных сил совершили переворот, установив диктатуру, которая длилась 21 год.
В марте 1985 г. после двадцатилетнего правления военных к власти пришло гражданское правительство. С этого времени пошел отсчет новой эры бразильской истории, в которой она зарекомендовала себя как одна из ведущих стран (наряду с Аргентиной и Венесуэлой) Латинской Америки.
Tropa de Elite Элитный отряд и Tropa de Elite 2 - O Inimigo Agora E Outro Элитный отряд 2: Враг среди нас Tropa de Elite 2 - O Inimigo Agora E Outro "Элитный отряд 2: Враг среди нас" Режиссер: Жозе Падилья Производство: Бразилия Год выхода: 2010
О фильме: Элитный отряд показал себя весьма эффективным средством борьбы с наркокартелями, перекрыв кислород организованной преступности и разгромив несколько банд. Но тут совершенно неожиданно силы правопорядка начинают терпеть одно поражение за другим.
Tropa de Elite "Элитный отряд" Режиссер: Жозе Падилья Производство: Бразилия, Universal Pictures do Brasil Год выхода: 2007
О фильме: В 1997 году, перед визитом Папы Римского в Рио де-Жанейро, капитан Насцименто из БОПО (Батальона особых полицейских операций) получает задание устранить опасность, исходящую от наркоторговцев, действующих в опасных трущобах поблизости от резиденции Папы. Капитан Насцименто ищет человека, способного заменить его, так как жена капитана беременна и он собирается оставить БОПО и стать наставником новобранцев. Тем временем, два друга-идеалиста Нето и Матиас начинают службу в военной полиции, рассчитывая стать честными полицейскими и бороться с криминалом. Однако они сталкиваются в военной полиции с коррупцией, недостатком профессионализма и бюрократическим идиотизмом. После серьезного инцидента в Моро да Бабилония они решают вступить в ряды БОПО. Пути капитана Насцименто, Нето и Матиаса тесно переплетаются на протяжении нескольких месяцев, вначале в период жестких тренировок, затем в операции против наркоторговцев. Насцименто верит, что Нето может заменить его, но импульсивная натура Нето затрудняет принятие решения. Позднее кандидатура интеллигентного Матиаса кажется корректным выбором, но Матиасу нужно доказать, что у него есть сердце...
свернуть ветку
Чтобы начать игру, два игрока занимают позицию "pe do berimbau", причем заходить нужно на корточках, с внешнего края музыкантов. Не заходите с другой позиции, и не идите важно перед Местре - это непочтительно. Когда игроки уже в позиции "pe do berimbau" , Местре даст им знак к началу игры движением головы, ноги, либо беримбау. Взгляните оппоненту в глаза, прикоснитесь ладонью пола, и пожмите друг другу руки. Некоторые капоэйристы используют этот момент для исполнения какого-либо собственного ритуала: освятиться крестным знамением, очертить магические символы на полу и т.п. Войдите в Роду со стилем, но будьте бдительны: игра уже началась, как только вы коснулись рук напарника.
Закупка игры (Comprar o jogo)
В игре Режионал, самый распространенный способ чередовать игроков - это ''закупка игры'' (comprar o jogo) одним из игроков. Когда вы примете позицию pe do berimbau, Местре даст вам знак, когда войти в Роду. Приблизьтесь к игрокам так, чтобы сделать очевидным ваше появление для них обоих. Никогда не заходите к одному из игроков со спины, похлопывая ему по плечу-это заслуживает удара локтем по зубам. Лучше всего, занять пространство, образовавшееся между игроками, стоя лицом к тому, с кем собираетесь играть (обычно с тем, кто пробыл в Роде наименьшее количество времени), но и, не упуская из виду другого. Как только другой игрок покинул круг, вы можете начинать игру. Никогда не закупайте игре Местре, он имеет право играть хоть весь день.
Позиция перед беримбау (Pe do berimbau)
После закупки игры, участники могут вернуться в позицию "'pe do berimbau'', чтобы начать игру более формально (обменяться рукопожатием, совершить ритуал и т.д.). Если один из игроков получил удар либо был повержен на землю, он может принять решение вернуться в ''pe do berimbau'', чтобы собраться с силами и сконцентрироваться на игре. В любом случае, игрок должен двигаться в сторону оркестра и подать знак партнеру следовать за ним. Местре также может подать сигнал игрокам, играя chamada do berimbau (повторяющиеся удары беримбау вне ритма), призывая их вернуться для получения инструкций либо окончания игры. Это характерно для игры под более медленные ритмы.
Движение по кругу (''Volta Mundo'' или ''Volta ao Mundo'')
Volta ao mundo обычно является перерывом в игре и дословно переводится как ''ходить вокруг света''. В этой ситуации оба игрока в Роде движутся по кругу против часовой стрелки. Обычно это делается, когда один из игроков устал и желает короткого перерыва. Однако, считается, что игра все еще продолжается, поэтому не позволяйте себе подходить близко к партнеру, так как он, скорее всего, ответит стремительной атакой. Чтобы призвать к volta mundo, начните двигаться по кругу, рукой подавая знак вашему партнеру.
Игроки и зрители находятся вместе в кругу. Лидер Роды играет на беримбау, этот человек, обычно имеет самый высокий ранг в Капоэйре и его обязанностью является управление сложными взаимоотношениями в Роде. В начале первым вступает беримбау, затем к нему присоединяются пандейро и участники Роды, поддерживающие музыку хлопками. В идеале, с первых звуков беримбау и до окончания Роды, не должно быть перерывов ни в музыке, ни в действиях игроков в кругу (когда двое покидают круг, следующая пара должна быть готова тут же войти).
Как только настроение участников и энергия в Роде достигли высокого уровня, Местре, не прекращая играть, опускает вершину беримбау, указывая игрокам на то, что они могут начать игру (jogo). Двое игроков входят в Роду и движутся по кругу, пока не встретятся перед беримбау. Они смотрят друг другу в глаза и пожимают руки (некоторые капоэйристы касаются беримбау, если они желают благословения, либо совершают крестное знамение). Обычный способ войти в Роду - это Au, однако, продвинутые ученики используют более эффектные входы (Au Sem Mao, Mariposa, Role-Macaco-сальто назад и т.п.). Бывает, что один из игроков пытается сбить головой (cabecada) вращающегося в Au напарника, но это, скорее всего наказание за невнимательность, чем правило.
Удары ногами в основном направлены на уровень груди, головы. Если игроки оказались близко к земле, они стараются побыстрее подняться. Negativa-role-role еще сойдет, но застывание в стойке на голове или в Queda de Rins в ожидании дальнейших действий со стороны оппонента может закончиться для вас печально. Не поймите неправильно, конечно вы можете это сделать, но не оставайтесь в стойке на голове более секунды-двух. Единственные части тела, которые могут касаться земли - это руки, стопы и голова, порой все вместе одновременно (Cocorinha, Negativa, стойка на голове и т.д.). Удары ногами типа Martelo или Gancho - довольно эффективны при самозащите и присутствуют во многих видах боевых искусств. Сложная прыжковая акробатика, такая как сальто, Au Sem Mao (Au без рук) делает игру довольно эффектным для зрителей, однако должна исполняться с пониманием ее смысла и на безопасной от партнера дистанции.
Если капоэрист желает войти в Роду и заменить одного из игроков, он должен двигаться по внутреннему кругу к играющему на беримбау и взглядом спросить его, можно ли ''закупить'' игру, или он должен подождать. Как только Местре даст знак согласия, новый игрок осторожно приближается к играющим капоэристам, будучи уверенным, что он замечен ими обоими (иначе можно запросто схватить удар от пролетающей мимо ногои или руки). Новый игрок (jogador) разделяет играющих жестом протянутых рук и смотрит в глаза того из них, с кем собирается продолжить игру. Капоэрист, которого сменили, быстро покидает Роду, двигаясь спиной вперед и не упуская из виду оставшихся в Роде игроков (никто не знает, чего можно ожидать из-за спины). В другом случае, пара новых игроков, желающих продолжить игру вместе, садятся во время схватки на корточках перед беримбау, ожидая покуда текущая игра не закончится.
Ритуал ''Da volta ao mundo'', дающий игрокам временную передышку, подробно описан выше. Считается, не слишком честно ''закупать'' игру, когда оба игрока ''кружатся по миру'', но иногда это случается. Такой смельчак должен рассчитывать на более жесткую схватку, но никогда не ''закупайте'' игру вашего Местре, иначе он преподаст вам урок-другой во время игры.
Иногда у вас может возникнуть желание закончить игру раньше, чем прозвучит chamada do berimbau либо кто-то ''закупит'' игру. Здесь у вас есть два выхода. Во-первых, вы можете вернуться в pe do berimbau и подать знак партнеру следовать за вами. Находясь в pe do berimbau, взгляните друг другу в глаза, поприветствуйте друг друга рукопожатием и/или дружественным объятием и выйдите из Роды. Во-вторых, вы можете протянуть руку вашему партнеру, находясь еще в центре Роды. Однако, этот способ несколько опасен, так как хитрые капоэйристы используют это движение, чтобы заставить партнера потерять бдительность и атаковать его, пока тот открыл свою защиту. Чтобы сделать свои намерения более ясными, станьте со скрещенными запястьями, держа их низко перед собой. Это укажет на то, что вы действительно закончили. Никогда не заканчивайте игру, просто развернувшись спиной и выходя из Роды. Это чрезвычайно непочтительно по отношению к вашему партнеру и указывает на недостаток духа капоэриста. Помните, если вы устали, травмированы, напуганы либо обескуражены, это - ваша проблема, но не вашего партнера.
Capitгes da Areia Капитаны песка В 1971 году на Московском международном кинофестивале в конкурсной программе был показан фильм «Генералы песчаных карьеров». В 1974 году он вышел в прокат в советском союзе и завоевал невероятный успех, а авторитетное издание «Комсомольская правда» назвала его лучшим иностранным фильмом. Снискала популярность и песня из этого кинофильма «Марш рыбаков», переведенная Юрием Цейтлиным и исполненная ансамблем «Аккорд». Многие знаю эту песню как заглавную песню для танца Puxada de rede. Впоследствии песне пережила (причем весьма успешно) еще несколько каверов. Самым популярным у нашего поколения стал кавер в исполнении группы «Несчастный случай». Или главными героями телесериала «Бригада» — кому как повезло. Фильм был снят в 1971 году режиссером Холлом Бартлеттом по мотивам романа Жоржи Амаду «Капитаны песка (Capitães da Areia)», написанного в 1937 году. Роман повествует о жизни банды беспризорников, живущих на песчаных пляжах гавани в Баийе. Фильм 1971 года повествует о пребывании в банде девушки по имени Дора, жизни нищих бразильских подростков на улицах города. Очень рекомендую его посмотреть хотя бы просто для общего развития. Обратите внимание на песню, которую они поют ей на день рожденья. И вот, в 2010 году на экраны выходит еще одна экранизация этого произведения, по стечению обстоятельств снятая Сесилией Амаду (внучка автора романа). Судя по трейлеру есть капоэйра и не один раз. Так что — очередной фильм, чтобы ждать.
Уличные банды Рио тех лет были преимущественно черными. Безжалостные, цепкие, чрезвычайно опасные как на дистанции, так и в ближнем бою, они считались настоящей угрозой кошельку и жизни мирного обывателя. Капоэйристы-бандиты без промедления пускали в ход клинки, складные ножи или бритвы, зажатые между пальцами рук или ног. Противостояли им силы правопорядка. Знаменитый майор Мигуэль Нуньес Видигал по прозвищу Причастие камерунцев был первым командующим общеполицейскими частями. Статного красавца испанца принимали при королевском дворе и … уважали капенгуш — "подонки общества". Он был настолько же обходителен и мягок, насколько хладнокровен и жесток. Не задумываясь мог "упокоить" бандита дубинкой в висок. В капоэйристской среде ходило немало преданий о его смертельных ударах руками и головой. Само боевое искусство было вне закона. Рабы и подданные монарха, уличенные в занятиях запрещенной капоэйрой, приговаривались либо к тремстам ударам плетьми (в большинстве случаев это было равносильно мучительной смерти), либо к девяноста дням каторжных работ или к уплате больших штрафов. Боевое искусство было запрещено и после отречения монарха Педро I в 1831 году, и после провозглашения Бразилии федеративной республикой в 1898 году. Именно республиканцы ужесточили санкции против любых проявлений африканской культуры — в том числе и капоэйры — в первом же Уголовном уложении 1890 года.
В 1865 ГОДУ началась война между Великобританией и Парагваем. Британия была недовольна ростом парагвайской экономики. Но "владычица морей" и единственная сверхдержава тогдашнего однополярного мира решила загрести жар чужими руками, вернее, жизнями. Был наскоро создан тройственный блок, в который вошли Бразилия, Аргентина и Уругвай. Армии этих стран и отправились умирать за великую империю. Впервые бразильская армия сформировала подразделения капоэйристов для усиления регулярных пехотных и стрелковых батальонов. "Призыв" в вооруженные силы осуществлялся традиционно: методом городских облав. Правда, рабам-капоэйристам была обещана свобода после окончания войны. В ходе пятилетнего вооруженного конфликта формировались специальные подразделения, укомплектованные мастерами капоэйры, — своеобразный прообраз германских диверсионно-штурмовых подразделений Первой мировой. Бойцы этих подразделений "капоэйровского" спецназа действовали на передовой, как некогда шли перед наступающей армией воины кунг-фу в Поднебесной. Немногим уцелевшим в боях даровали свободу. Но общество не приняло вчерашних рабов, пусть даже получивших вольную. Профессиональные убийцы, для которых человеческая жизнь не стоила и сентаво, шли на улицы бразильских городов. Бывшие спецназовцы использовали навыки в боевых искусствах для преступлений. У обывателя окончательно сформировалось мнение, что капоэйра связана с чем-то противозаконным, порочным и чрезвычайно опасным.
свернуть ветку
БЫВШИЕ рабы вошли в "Черную гвардию" (Guardo Negra) — одну из многочисленных группировок, которые появились в Бразилии после "золотого указа" 1888 года, поставившего рабство вне закона и освободившего всех невольников. Многие историки и исследователи отмечают важную роль "черногвардейцев" — негров-капоэйристов в истории Бразилии. Формально считается, что негры-вольноотпущенники поднялись на защиту монархии, вернее, принцессы Изабель, даровавшей им свободу. Принцесса подверглась гонениям со стороны республиканцев. Но историки подвергают сомнению этот романтически-рыцарский мотив полукриминальной, экстремистской и террористической организации, каковой и была на самом деле "Черная гвардия". Остается только гадать, на чьей стороне "играли" черногвардейцы в военном путче, вошедшем в бразильскую историю под названием "Провозглашение республики". С тех пор страну потрясало немало путчей и военных переворотов, однако та — самая первая "республиканская хунта" стоит особняком. Не в последнюю очередь потому, что "изничтожение" капоэйры, начатое империей и продолженное республикой, вызвало первый в истории Бразилии правительственный кризис. На официальном уровне увлечение боевыми единоборствами было признано вредным, противозаконным и опасным для республики. И это несмотря на то, что новоиспеченный президент, генералиссимус и "освободитель" страны от монаршего ига Деудору да Фунеска, увлекавшийся капоэйрой, назначил на пост шефа бразильской полиции ярого поклонника боевого искусства Сампайу Ферраша. Полиция искореняла "социальное зло", вернее, наследие "мрачного" имперского прошлого. Ревностный служака Ферраш имел неосторожность взять под стражу Хосе Рейша — опасного и дерзкого капоэйриста. Это вызвало широкий общественный резонанс и могло привести к беспорядкам. В конфликт пришлось вмешиваться самому президенту. После отсидки в островной тюрьме, построенной специально для капоэйристов, Хосу Рейша был депортирован из страны. Этот факт показывает роль, которую играло боевое искусство в общественной и политической жизни Бразилии. Капоэйра, некогда бывшая единственной собственностью и последним доводом рабов, вырвалась из мрачных застенков невольничьих бараков. Она стала достоянием улиц, проявлением дипломатии и политики "низов". За ничтожно малый срок боевое искусство перестало довольствоваться скромной нишей, которая была отведена ему в рамках "сабурбии" — субкультуры большого города, выйдя за эти рамки, превзойдя их и став элементом национальной культуры.
свернуть ветку
Этимология слова capoeira Об этимологии слова capoeira ученые ведут споры. Некоторые заявляют, что слово происходит из языковой группы тупи, одной из групп языков американских индейцев, и означает "поле, заросшее кустарником, которое расчищалось либо выжиганием, либо вырубкой". В португальском языке, официальном языке Бразилии, слово capoeira означает большую клетку для кур или место, где откармливают кур. Ученый K. Kia Bunseki Fu-Kiau, исследователь народа конго, считает, что capoeira – это искаженное слово kipura/kipula из языка киконго. По его мнению, "и pura, и pula означает "перепархивать, летать с места на место", а также "бороться, драться, бить". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго означает человека, чьи боевые качества развиты на основе подражания движениям петуха во время петушиных боев."
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
свернуть ветку
Продолжением квадры является песня-диалог солиста и хора, оканчивающаяся словами Камарадо («товарищ»), собственно поэтому она и имеет название «Камарадинья» (Camaradinha).
– песню-диалог солиста и хора. В переводе Камарадинья звучит примерно так:
- Ие-е-е, слава моему Богу,
- Ие-е-е, слава моему Богу, друг!
- Ие-е-е, слава моему Местре,
- Ие-е-е, слава моему Местре, друг!
- Ие-е-е, который научил меня,
- Ие-е-е, который научил меня, друг!
- Ие-е-е, Капоэйре,
- Ие-е-е, Капоэйре, друг!
- Ие-е-е, Макулеле,
- Ие-е-е, Макулеле, друг!
- Ие-е-е, настало время,
- Ие-е-е, настало время, друг!
- Ие-е-е, отправиться в дорогу,
- Ие-е-е, отправиться в дорогу, друг!
- Ие-е-е, пойдем вокруг света,
- Ие-е-е, пойдем вокруг света, друг!
IE, E HORA, E HORA, CAMARA
IE, VAMOS EMBORA, CAMARA
IE, PELA BARRA AFORA, CAMARA
IE, VIVA MEU DEUS, CAMARA
IE, VIVA MEU MESTRE, CAMARA
IE, QUEM ME ENSINOU, CAMARA
Продолжением камарадиньи служит Куридуш (Corridos) – собственно, тоже диалог между участниками, состоящий из подсказок, шуток, насмешек, подбадриваний, предупреждений и т.д. игроков о тех или иных событиях в игре или в жизни.
Ладаинья -
Rei Zumbi dos Palmares.
A historia nos engana. Diz tudo pelo contrario. Ate diz a abolicao.
Aconteceu no mes de maio. A prova dessa mentira. Eque da miseria eu nao saio.
Viva 20 de novembro. Momento pra se lembrar. Nao vejo em 13 de maio. Nada pra comemorar. Muitos tempos se passaram. E o negro sempre a lutar. Zumbi e nosso heroi. Zumbi e nosso heroi,colega vilho. Do Palmaresfoi senhor. Pela causa do homem negro. Foi ele quem mais lutou. Apesar de toda luta, colega velho.
O negro nao se libertou, camarada!
свернуть ветку
Из “Revista Democrática” – Ежемесячный выпуск Classe Caixeral.
30 сентября, 1879 – Баийя
Часто, путешествуя по улицам нижнего города, особенно по улице Формоза, можно натолкнуться на группу сорванцов, которые с оглушительным гулом прерывают дорожное движение и осаждают занятых коммерческим делами людей.
Такие явления еще могут контролироваться на небольших торговых площадях центра города, однако здесь, на широкой и занятой площади, по которой постоянно гуляют иностранные гости и на которой каждому прохожему найдется дело, - это просто невозможно.
Порой, наблюдая за сборищем ста и более людей, мы думаем, что произошло ограбление или кого-то арестовали. Любопытный глаз ищет тому причину и не видит ничего особенного, кроме двух детей, играющих в capoeiragem.
Такое время препровождение многого стоит, ведь оно приносит одни убытки. Десятки людей отвлекаются от дел, а в такие тяжкие времена, в которые мы живем, когда на горожан сваливается резкое увеличение налогов в два раза, а при этом им еще надо поддерживать семью, каждая минута на вес золота.
Коммерческим центрам нужны борцы, ведь в его сердце сталкиваются тысячи различных интересов. Но им нужны такие борцы, для которых источником победы является тяжкий труд, а не «герои» подобных боен, не сочетающихся с моралью и не являющиеся признаком цивилизации, в частности, признаком коммерческих центов.
Эти дети развивают лишь собственные инстинкты, их игры приведут к неблагоприятным для нас последствиям, ведь вместо того, чтобы стать хорошими фермерами или мастерами своего дела, они пойдут воровать, нанося вред и убытки другим.
Если шеф полиции, на которого мы возлагаем все наши надежды, будет уделять внимание делам, беспокоящим нас, он, безусловно, окажет полезную услугу цивилизации и интересам класса торговцев, избавив нас от этих бродяг.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Часто у капоэристов спрашивают, участвуют ли они в уличных родах. Интересным является то, что почти всегда не долго думая они отвечают: « Конечно…постоянно… в каком бы городе я ни был, я участвую в уличных родах».
Есть такие, которые говорят, что они путешествуют вокруг света – Европа, Япония, США… - и везде принимают участие в уличной капоэйре. У таких я обычно спрашиваю: «Вы говорите об уличных родах или родах на улице?» Дело в том, что между двумя этими понятиями существует разница.
Как показывает история, «уличная рода» традиционно проводится в публичных местах, но она не привязана к какой-либо группе, академии либо ассоциации. В ней участвуют так называемые «кочевые капоэристы». Никто не знает, откуда и почему они пришли и что случится во время роды. Уличная рода не предусматривает ни единой формы, ни установленных правил. Единственное, чего придерживаются капоэристы, – это философия malangradem и навык хорошей капоэрской игры.
В отличие от уличной роды, рода на улице проводится в основном местре и учениками определенной группы, облаченными в единую форму. Иногда они подобны спортивным соревнованиям с судьей, который свистит в начале и конце игры. В субботу после обеда собираются ученики, идут на площадь, зовут друзей, захватывают с собой беримбау и начинают играть. Это пример роды на улице.
Чуть не забыл: капоэристы и их инструменты обычно путешествуют на машинах. Они не нуждаются в том, чтобы покупать билет на поезд или автобус, потому что площадь находится достаточно близко от них. Не редко случается так, что, увидев проходящую мимо девушку, парни-капоэристы решают показать себя. И тогда в ход идут опасные удары или сальто, и в результате кто-нибудь получает травму. А потом только и слышно: «Я же тебе говорил, что уличные роды опасны!» (а может, это все-таки роды на улице?)
Автор: Miltinho Astronauta
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
У Мадрида есть chulo, у Буэнос-Айреса - compadron, у Лиссабона - fadista, у Рио-де-Жанейро - капоэйристы. Капоэйрист превосходит своих конкурентов в сообразительности, скорости и физической подготовке. Он - талантливый акробат. Он прыгает, он практически выворачивается наизнанку, чтобы предотвратить падение, и делает удар головой. Все это он совершает быстро, спокойно и тонко, не стараясь играть на публику. Два, три, четыре его удара следуют один за другим, приводят противника в замешательство, доминируя над ним – и вот противник уже смущен, его голова идет кругом.
Капоэйрист - лояльный враг, никогда не нападающий сзади. Он - храбрый парень. Другие его имена - capadуcio (задница, жесткий парень) и malandro (бродяга ,мошенник) – капоэйрист, согласно именам происходит от капоэйры колониальной эпохи. Капоэйристы - это не только праздные бродяги, беспризорные дети или сбежавшие рабы, это также журналисты, инженеры, и генералы. Общеизвестно, чтоКапоэйра, которую играют в Рио ранними утренними часами в старом Cafй Londres привлекает к участию даже ученых и военных людей.
На рубеже 20-ого столетия, в Рио-де-Жанейро, капоэйра была организацией, соответственно разделенной на группы или скорее банды: guyamъs, nagфas, flor da gente, fransiscanos, luzitanos, conceiзгo da marinha, conceiзгo da glуria, bocas-rasgadas, natividades, monduros, caxinguelкs, и т.д.
свернуть ветку
Место рождения капуэриста, соседство, женщины, особенности тела или характера - все влияет на имя и известность современного malandro: "Cardosinho da Saúde" (соседство), "Hespanholito" [Небольшой испанец], "Canella de Vidro" [Стеклянная Голень], "Galleguinho" [Из Галисии ], "Cabelereira" [Дамский мастер], "Mulatinho do Catete" [Мулат от Catete (соседство)], "Camisa Pretas" [Черная Рубашка],"Treme-Treme" [Толчок толчка], "Carvoeiro" [Угольный продавец], "Cabo-Verde" [Зеленый мыс], "Bonitinho do Castello" [Симпатичный Мальчик от Castello (соседство)], и "Paulo da Zazá."
Современный капоэйрист, как и капоэйрист старых дней, часто остается безработным. С его способностями и предрасположенностями, он выполняет ту же роль что и фехтовальщики семнадцатого века. Он применяет свои акробатические таланты в интересах магнатов, политических деятелей, и особенно владельцев игорных домов. Он охраняет все – от роскошных игорных клубов до убогих учреждений, от кабаре до ранчо. В этих логовищах он - лев, ручной лев. Он небрежно рискует своей жизнью, и это неизменно заканчивается драмой . "Или я поднимусь или спущусь", - говорит он, имея в виду тюрьму (подъем или смерть (падение).
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Политическое устройство
Федеративная Республика Бразилии (Republica Federativa do Brasil). Глава государства и правительства - президент. Высший законодательный орган - Национальный конгресс - состоит из двух палат: верхней - федерального сената (81 место) и нижней - палаты депутатов (503 места). Выборы проводятся прямым и тайным голосованием. Сенаторы избираются по три человека от каждого штата и федерального округа Бразилия сроком на восемь лет, а депутаты - пропорционально численности населения сроком на четыре года.
Флаг
Представляет собой зеленое полотнище прямоугольной формы с желтым ромбом в центре, внутри которого расположен темно-синий круг с 27 белыми звездами. Круг пересечен белой лентой с национальным девизом - Ordem e progresso (Порядок и прогресс). Зеленый цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а желтый - запасы золота: в XVI-XIX веках в Бразилии находились крупнейшие в мире золотодобывающие шахты. Флаг иногда называют Auriverde (золотой и зеленый). Расположение звезд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром в 9 часов 22 минуты 15 ноября 1889 - в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а так же федеральному округу Бразилиа, соответствует своя звезда.
Герб
(утвержден 1 сентября 1971 года) представляет собой пятиконечную звезду, обрамленную лучами солнца, внутри которой помещены диск южного полушария с созвездием Южного креста в центре. Этот символ применен в связи с тем, что Бразилия после ее открытия носила название Санта Крус (т.е. Святой Крест). Снизу звезда окаймлена тремя синими полосами, расположенными в нижней части герба, на которых начертана дата провозглашения независимости страны - 15 ноября 1889 года. Диск Южного полушария окаймляется 27 звездочками, которые символизируют 26 штатов страны и один федеральный (столичный) округ.
Язык
Официальный язык португальский, однако существует еще около 180-ти языков различных коренных племен, разбросанных по стране. На юге страны есть итальянские, немецкие и японские колонии, сохраняющие свои родные языки и по сей день.
свернуть ветку
С 1960 года - Бразилиа (2,2 млн). (Сальвадор до 1763 года, Рио-де-Жанейро с 1763 по 1960 гг.)
Крупнейшие города
Сан-Паулу (15 млн), Рио-де-Жанейро (10 млн), Белу-Оризонти (3,1 млн), Ресифи (3 млн), Салвадор (2,5 млн), Куритиба (2,5 млн), Порту-Алегри (1,8 млн), Манаус (1,5 млн), Белем( 1,5 млн), Форталеза (1,3 млн).
Территория
8 512 тыс. кв. км. - пятое место в мире!
Население
180 млн (2003) - шестое место в мире! Плотность населения: 19 человек на 1 кв. км. При этом три четверти населения концентрируется в прибрежной полосе шириной 300-350 км. Соотношение городского и сельского населения: 82% и 18%.
Административно-территориальноеделение
26 штатов и 1 федеральный округ. Все они объединены в пять регионов:
Северный (Norte)
Акре, Амапа, Амазонас, Пара, Рондониа, Рорайма, Токантинс
Северо-восточный (Nordeste)
Алагоас, Баия, Сеара, Фернанду-ди-Норонья, Мараньян, Параиба, Пернамбуку, Пуауи, Риу-Гранди-ду-Норти, Сержипе.
Центрально-западный (Centro-Oeste)
Гояс, Мату-Гросу-ду-Сул. Федеральный округ.
Юго-восточный (Sudeste)
Эспириту-Санту, Минас-Жерайс, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу
Южный (Sul)
Парана, Санта-Катарина, Рио-де-Жанейро, Риу-Гранди-ду-Сул
Религия
Римско-католическая. Значительная часть населения придерживается протестантизма, афро-христианской религии кандомбле. В меньшей степени распространы ислам, индуизм, индейские культы, православие.
Основные статьи экспорта
Железная руда, кофе, фрукты, лес, автомобили, мясо
География
На севере - Амазонская низменность и отроги Гвианского плоскогорья. Бассейн реки Амазонки, который включает в себя саму Амазонку и более двухсот ее притоков, занимает треть территории страны. Эта гигантская система содержит в себе пятую часть всех речных вод мира. Ландшафт в бассейне Амазонки плоский. Реки и ее притоки текут медленно, в дождливые сезоны часто выходят из берегов и затопляют огромные площади тропических лесов.
На северо-восточных окраинах Бразилии тропические леса уступают место пустынным местностям и степям, покрытым кустарником, но влажные атлантические побережья изобилуют пышной растительностью.
Центральную и южную части Бразилии занимает Бразильское плоскогорье (высшая точка - г. Бандейра, 2890 м) с саваннами и редколесьями. Малонаселенные засушливые внутренние районы нагорья, включая бассейн р.Сан-Франсиску, называются сертанами (sertao).
На крайнем юге - Ла-Платская низменность со степями и вечнозелеными лесами.
Климат меняется с северо-запада на юго-восток от экваториального до субтропического (средние температуры января от 23 до 29 °С, июля от 16 до 24 °С). Осадков 3000 мм на западе Амазонской низм., до 500 мм на северо-востоке Бразильского плоскогорья, 1200 мм в год на юге.
Главные реки - Амазонка, Сан-Франсиску, Парана.
Время
Страна находится в трех часовых поясах. Время отстает от Гринвичского -4 и -6 часов соответственно. (От московского: -7 / -9 часов)
Денежная единица
Реал = 100 сентаво. Примерный курс: 1$ = 3 реала, 1 реал = 10 рублей
свернуть ветку
Бразилию открыл Альварес Кабраль в 1500 году. Отправившись по пути, проложенному Васко да Гамой, вокруг мыса Доброй Надежды в Индию, Кабраль был отнесен ветрами со своего курса и увидел берега Бразилии. Португалия объявила эту страну своей. Но, т.к. в это время португальцы активно осуществляли колониальные захваты в Индии и Восточной Азии, то поначалу уделяли мало внимания освоению новоприобретенных земель в Южной Америке. И только в 1539 году Португалия послала в Бразилию Мартина Альфонсо де Суза с четырьмя сотнями переселенцев. С этого и началась колонизация Бразилии. Де Суза успешно основал колонии в Баии (1539 год) и Сан-Паулу (1544 год).
С самого начала основой колониального хозяйства стал сахарный тростник. И, как следствие, стала развиваться система крупных плантаций, обрабатываемых неграми-рабами. Первые корабли с африканскими невольниками стали приходить одновременно с появлением первых поселений португальцев. Позже, когда были открыты в огромных количествах полезные ископаемые: золото - в 1698 году, алмазы - в 1729 году, труд рабов активно применяли и на рудниках. Также с 1727 года началось выращивание кофе. Все это привело к тому, что к началу 19 века в Бразилию было завезено от 4 до 8 миллионов африканцев, что, в свою очередь, превратило ее в крупнейшую по количеству представителей негроидной расы страну после стран Черного континента.
Более чем трехсотлетняя система колониального владычества стала рушиться в начале 19 века. Спасаясь от наступающих наполеоновских войск португальский король Иоанн VI бежал в Бразилию (1808). Фактически она стала центром португальской империи. В 1815 году Бразилия была превращена в королевство и вошла составной частью в "королевство Португалии, Бразилии и Алгарвы". Но это были слишком мизерные уступки и Бразилию охватило движение за независимость, подогреваемое успехами освободительной войны испанских колоний в Новом Свете. В 1817 году произошло мощнейшее креольское восстание в Пернамбуку. Через год оно с трудом было подавлено королевскими войсками. В 1821 году король Иоанн выехал в Португалию, а в Бразилии остался его сын Педро. После требования португальских кортесов (правительства) вернуться на родину он ответил отказом, а в ответ на прозвучавшие угрозы объявил 7 сентября 1822 года об отделении страны от Португалии и об образовании Бразильской империи. Маленькой метрополии ничего не оставалось, как молча смириться с этим фактом. В марте 1824 г. вступила в силу первая конституция страны. Однако серьезных перемен в экономике и структуре власти не произошло.
В последующие годы Бразильская империя проводит активную захватническую политику по отношению к окружающим странам и жестоко подавляет сепаратизм у себя: война с Уругваем и Аргентиной (1825-1828), восстание в Рио-Гранде-до-Сул (1835-1845), война с Аргентиной (1851), Парагвайская война (1864-1870). ). Активно принимает иммигрантов из Европы, в основном итальянцев, немцев,испанцев.
В связи с изживающим себя монархическим строем 15 ноября 1889 года Бразилия была провозглашена федеративной республикой. Годом ранее (в 1888 году) в стране было отменено рабство.
свернуть ветку
Первая мировая война, в которой Бразилия участвовала на стороне Антанты, стимулировала рост национальной промышленности. В 20-е годы в политическую жизнь активно включаются средние и низшие городские слои, зарождается пролетариат.
Во второй мировой войне Бразилия участвовала на стороне антигитлеровской коалиции. Ее экспедиционный корпус (25 тыс. человек, потери составили около 500 человек) действовал с 1944 года в Италии. В течение двух последующих десятилетий у власти находились консервативно настроенные элементы и представители буржуазно-либеральных кругов. Все это время подспудно нарастало движение за социальные и экономические реформы, которое достигло своего апогея в период правления Ж.Гуларта (1961-64 гг.). К этому времени относится строительство новой столицы бразильского государства Бразилиа (1960). Однако 1 апреля 1964 года военные при поддержке правоконсервативных сил совершили переворот, установив диктатуру, которая длилась 21 год.
В марте 1985 г. после двадцатилетнего правления военных к власти пришло гражданское правительство. С этого времени пошел отсчет новой эры бразильской истории, в которой она зарекомендовала себя как одна из ведущих стран (наряду с Аргентиной и Венесуэлой) Латинской Америки.
свернуть ветку
Tropa de Elite 2 - O Inimigo Agora E Outro "Элитный отряд 2: Враг среди нас"
Режиссер: Жозе Падилья
Производство: Бразилия
Год выхода: 2010
О фильме:
Элитный отряд показал себя весьма эффективным средством борьбы с наркокартелями, перекрыв кислород организованной преступности и разгромив несколько банд. Но тут совершенно неожиданно силы правопорядка начинают терпеть одно поражение за другим.
Tropa de Elite "Элитный отряд"
Режиссер: Жозе Падилья
Производство: Бразилия, Universal Pictures do Brasil
Год выхода: 2007
О фильме:
В 1997 году, перед визитом Папы Римского в Рио де-Жанейро, капитан Насцименто из БОПО (Батальона особых полицейских операций) получает задание устранить опасность, исходящую от наркоторговцев, действующих в опасных трущобах поблизости от резиденции Папы. Капитан Насцименто ищет человека, способного заменить его, так как жена капитана беременна и он собирается оставить БОПО и стать наставником новобранцев. Тем временем, два друга-идеалиста Нето и Матиас начинают службу в военной полиции, рассчитывая стать честными полицейскими и бороться с криминалом. Однако они сталкиваются в военной полиции с коррупцией, недостатком профессионализма и бюрократическим идиотизмом. После серьезного инцидента в Моро да Бабилония они решают вступить в ряды БОПО. Пути капитана Насцименто, Нето и Матиаса тесно переплетаются на протяжении нескольких месяцев, вначале в период жестких тренировок, затем в операции против наркоторговцев. Насцименто верит, что Нето может заменить его, но импульсивная натура Нето затрудняет принятие решения. Позднее кандидатура интеллигентного Матиаса кажется корректным выбором, но Матиасу нужно доказать, что у него есть сердце...
свернуть ветку
ТРАДИЦИИ КАПОЭЙРЫ
Вход в Роду
Чтобы начать игру, два игрока занимают позицию "pe do berimbau", причем заходить нужно на корточках, с внешнего края музыкантов. Не заходите с другой позиции, и не идите важно перед Местре - это непочтительно. Когда игроки уже в позиции "pe do berimbau" , Местре даст им знак к началу игры движением головы, ноги, либо беримбау. Взгляните оппоненту в глаза, прикоснитесь ладонью пола, и пожмите друг другу руки. Некоторые капоэйристы используют этот момент для исполнения какого-либо собственного ритуала: освятиться крестным знамением, очертить магические символы на полу и т.п. Войдите в Роду со стилем, но будьте бдительны: игра уже началась, как только вы коснулись рук напарника.
Закупка игры (Comprar o jogo)
В игре Режионал, самый распространенный способ чередовать игроков - это ''закупка игры'' (comprar o jogo) одним из игроков. Когда вы примете позицию pe do berimbau, Местре даст вам знак, когда войти в Роду. Приблизьтесь к игрокам так, чтобы сделать очевидным ваше появление для них обоих. Никогда не заходите к одному из игроков со спины, похлопывая ему по плечу-это заслуживает удара локтем по зубам. Лучше всего, занять пространство, образовавшееся между игроками, стоя лицом к тому, с кем собираетесь играть (обычно с тем, кто пробыл в Роде наименьшее количество времени), но и, не упуская из виду другого. Как только другой игрок покинул круг, вы можете начинать игру. Никогда не закупайте игре Местре, он имеет право играть хоть весь день.
Позиция перед беримбау (Pe do berimbau)
После закупки игры, участники могут вернуться в позицию "'pe do berimbau'', чтобы начать игру более формально (обменяться рукопожатием, совершить ритуал и т.д.). Если один из игроков получил удар либо был повержен на землю, он может принять решение вернуться в ''pe do berimbau'', чтобы собраться с силами и сконцентрироваться на игре. В любом случае, игрок должен двигаться в сторону оркестра и подать знак партнеру следовать за ним. Местре также может подать сигнал игрокам, играя chamada do berimbau (повторяющиеся удары беримбау вне ритма), призывая их вернуться для получения инструкций либо окончания игры. Это характерно для игры под более медленные ритмы.
Движение по кругу (''Volta Mundo'' или ''Volta ao Mundo'')
Volta ao mundo обычно является перерывом в игре и дословно переводится как ''ходить вокруг света''. В этой ситуации оба игрока в Роде движутся по кругу против часовой стрелки. Обычно это делается, когда один из игроков устал и желает короткого перерыва. Однако, считается, что игра все еще продолжается, поэтому не позволяйте себе подходить близко к партнеру, так как он, скорее всего, ответит стремительной атакой. Чтобы призвать к volta mundo, начните двигаться по кругу, рукой подавая знак вашему партнеру.
свернуть ветку
Игроки и зрители находятся вместе в кругу. Лидер Роды играет на беримбау, этот человек, обычно имеет самый высокий ранг в Капоэйре и его обязанностью является управление сложными взаимоотношениями в Роде. В начале первым вступает беримбау, затем к нему присоединяются пандейро и участники Роды, поддерживающие музыку хлопками. В идеале, с первых звуков беримбау и до окончания Роды, не должно быть перерывов ни в музыке, ни в действиях игроков в кругу (когда двое покидают круг, следующая пара должна быть готова тут же войти).
Как только настроение участников и энергия в Роде достигли высокого уровня, Местре, не прекращая играть, опускает вершину беримбау, указывая игрокам на то, что они могут начать игру (jogo). Двое игроков входят в Роду и движутся по кругу, пока не встретятся перед беримбау. Они смотрят друг другу в глаза и пожимают руки (некоторые капоэйристы касаются беримбау, если они желают благословения, либо совершают крестное знамение). Обычный способ войти в Роду - это Au, однако, продвинутые ученики используют более эффектные входы (Au Sem Mao, Mariposa, Role-Macaco-сальто назад и т.п.). Бывает, что один из игроков пытается сбить головой (cabecada) вращающегося в Au напарника, но это, скорее всего наказание за невнимательность, чем правило.
Удары ногами в основном направлены на уровень груди, головы. Если игроки оказались близко к земле, они стараются побыстрее подняться. Negativa-role-role еще сойдет, но застывание в стойке на голове или в Queda de Rins в ожидании дальнейших действий со стороны оппонента может закончиться для вас печально. Не поймите неправильно, конечно вы можете это сделать, но не оставайтесь в стойке на голове более секунды-двух. Единственные части тела, которые могут касаться земли - это руки, стопы и голова, порой все вместе одновременно (Cocorinha, Negativa, стойка на голове и т.д.). Удары ногами типа Martelo или Gancho - довольно эффективны при самозащите и присутствуют во многих видах боевых искусств. Сложная прыжковая акробатика, такая как сальто, Au Sem Mao (Au без рук) делает игру довольно эффектным для зрителей, однако должна исполняться с пониманием ее смысла и на безопасной от партнера дистанции.
Если капоэрист желает войти в Роду и заменить одного из игроков, он должен двигаться по внутреннему кругу к играющему на беримбау и взглядом спросить его, можно ли ''закупить'' игру, или он должен подождать. Как только Местре даст знак согласия, новый игрок осторожно приближается к играющим капоэристам, будучи уверенным, что он замечен ими обоими (иначе можно запросто схватить удар от пролетающей мимо ногои или руки). Новый игрок (jogador) разделяет играющих жестом протянутых рук и смотрит в глаза того из них, с кем собирается продолжить игру. Капоэрист, которого сменили, быстро покидает Роду, двигаясь спиной вперед и не упуская из виду оставшихся в Роде игроков (никто не знает, чего можно ожидать из-за спины). В другом случае, пара новых игроков, желающих продолжить игру вместе, садятся во время схватки на корточках перед беримбау, ожидая покуда текущая игра не закончится.
Ритуал ''Da volta ao mundo'', дающий игрокам временную передышку, подробно описан выше. Считается, не слишком честно ''закупать'' игру, когда оба игрока ''кружатся по миру'', но иногда это случается. Такой смельчак должен рассчитывать на более жесткую схватку, но никогда не ''закупайте'' игру вашего Местре, иначе он преподаст вам урок-другой во время игры.
свернуть ветку
Иногда у вас может возникнуть желание закончить игру раньше, чем прозвучит chamada do berimbau либо кто-то ''закупит'' игру. Здесь у вас есть два выхода. Во-первых, вы можете вернуться в pe do berimbau и подать знак партнеру следовать за вами. Находясь в pe do berimbau, взгляните друг другу в глаза, поприветствуйте друг друга рукопожатием и/или дружественным объятием и выйдите из Роды. Во-вторых, вы можете протянуть руку вашему партнеру, находясь еще в центре Роды. Однако, этот способ несколько опасен, так как хитрые капоэйристы используют это движение, чтобы заставить партнера потерять бдительность и атаковать его, пока тот открыл свою защиту. Чтобы сделать свои намерения более ясными, станьте со скрещенными запястьями, держа их низко перед собой. Это укажет на то, что вы действительно закончили. Никогда не заканчивайте игру, просто развернувшись спиной и выходя из Роды. Это чрезвычайно непочтительно по отношению к вашему партнеру и указывает на недостаток духа капоэриста. Помните, если вы устали, травмированы, напуганы либо обескуражены, это - ваша проблема, но не вашего партнера.
свернуть ветку
В 1971 году на Московском международном кинофестивале в конкурсной программе был показан фильм «Генералы песчаных карьеров». В 1974 году он вышел в прокат в советском союзе и завоевал невероятный успех, а авторитетное издание «Комсомольская правда» назвала его лучшим иностранным фильмом. Снискала популярность и песня из этого кинофильма «Марш рыбаков», переведенная Юрием Цейтлиным и исполненная ансамблем «Аккорд». Многие знаю эту песню как заглавную песню для танца Puxada de rede. Впоследствии песне пережила (причем весьма успешно) еще несколько каверов. Самым популярным у нашего поколения стал кавер в исполнении группы «Несчастный случай». Или главными героями телесериала «Бригада» — кому как повезло.
Фильм был снят в 1971 году режиссером Холлом Бартлеттом по мотивам романа Жоржи Амаду «Капитаны песка (Capitães da Areia)», написанного в 1937 году. Роман повествует о жизни банды беспризорников, живущих на песчаных пляжах гавани в Баийе. Фильм 1971 года повествует о пребывании в банде девушки по имени Дора, жизни нищих бразильских подростков на улицах города. Очень рекомендую его посмотреть хотя бы просто для общего развития. Обратите внимание на песню, которую они поют ей на день рожденья.
И вот, в 2010 году на экраны выходит еще одна экранизация этого произведения, по стечению обстоятельств снятая Сесилией Амаду (внучка автора романа). Судя по трейлеру есть капоэйра и не один раз. Так что — очередной фильм, чтобы ждать.
ссылка:
http://www.youtube.com/watch?v=JGqlIu0IxIo&featu...
www.capoeira.in
свернуть ветку
КАПОЭЙРОВСКИЙ СПЕЦНАЗ
Уличные банды Рио тех лет были преимущественно черными. Безжалостные, цепкие, чрезвычайно опасные как на дистанции, так и в ближнем бою, они считались настоящей угрозой кошельку и жизни мирного обывателя. Капоэйристы-бандиты без промедления пускали в ход клинки, складные ножи или бритвы, зажатые между пальцами рук или ног.
Противостояли им силы правопорядка. Знаменитый майор Мигуэль Нуньес Видигал по прозвищу Причастие камерунцев был первым командующим общеполицейскими частями. Статного красавца испанца принимали при королевском дворе и … уважали капенгуш — "подонки общества". Он был настолько же обходителен и мягок, насколько хладнокровен и жесток. Не задумываясь мог "упокоить" бандита дубинкой в висок. В капоэйристской среде ходило немало преданий о его смертельных ударах руками и головой. Само боевое искусство было вне закона.
Рабы и подданные монарха, уличенные в занятиях запрещенной капоэйрой, приговаривались либо к тремстам ударам плетьми (в большинстве случаев это было равносильно мучительной смерти), либо к девяноста дням каторжных работ или к уплате больших штрафов.
Боевое искусство было запрещено и после отречения монарха Педро I в 1831 году, и после провозглашения Бразилии федеративной республикой в 1898 году. Именно республиканцы ужесточили санкции против любых проявлений африканской культуры — в том числе и капоэйры — в первом же Уголовном уложении 1890 года.
В 1865 ГОДУ началась война между Великобританией и Парагваем. Британия была недовольна ростом парагвайской экономики. Но "владычица морей" и единственная сверхдержава тогдашнего однополярного мира решила загрести жар чужими руками, вернее, жизнями. Был наскоро создан тройственный блок, в который вошли Бразилия, Аргентина и Уругвай. Армии этих стран и отправились умирать за великую империю.
Впервые бразильская армия сформировала подразделения капоэйристов для усиления регулярных пехотных и стрелковых батальонов. "Призыв" в вооруженные силы осуществлялся традиционно: методом городских облав. Правда, рабам-капоэйристам была обещана свобода после окончания войны. В ходе пятилетнего вооруженного конфликта формировались специальные подразделения, укомплектованные мастерами капоэйры, — своеобразный прообраз германских диверсионно-штурмовых подразделений Первой мировой. Бойцы этих подразделений "капоэйровского" спецназа действовали на передовой, как некогда шли перед наступающей армией воины кунг-фу в Поднебесной.
Немногим уцелевшим в боях даровали свободу. Но общество не приняло вчерашних рабов, пусть даже получивших вольную. Профессиональные убийцы, для которых человеческая жизнь не стоила и сентаво, шли на улицы бразильских городов. Бывшие спецназовцы использовали навыки в боевых искусствах для преступлений. У обывателя окончательно сформировалось мнение, что капоэйра связана с чем-то противозаконным, порочным и чрезвычайно опасным.
свернуть ветку
Формально считается, что негры-вольноотпущенники поднялись на защиту монархии, вернее, принцессы Изабель, даровавшей им свободу. Принцесса подверглась гонениям со стороны республиканцев. Но историки подвергают сомнению этот романтически-рыцарский мотив полукриминальной, экстремистской и террористической организации, каковой и была на самом деле "Черная гвардия".
Остается только гадать, на чьей стороне "играли" черногвардейцы в военном путче, вошедшем в бразильскую историю под названием "Провозглашение республики". С тех пор страну потрясало немало путчей и военных переворотов, однако та — самая первая "республиканская хунта" стоит особняком. Не в последнюю очередь потому, что "изничтожение" капоэйры, начатое империей и продолженное республикой, вызвало первый в истории Бразилии правительственный кризис. На официальном уровне увлечение боевыми единоборствами было признано вредным, противозаконным и опасным для республики. И это несмотря на то, что новоиспеченный президент, генералиссимус и "освободитель" страны от монаршего ига Деудору да Фунеска, увлекавшийся капоэйрой, назначил на пост шефа бразильской полиции ярого поклонника боевого искусства Сампайу Ферраша.
Полиция искореняла "социальное зло", вернее, наследие "мрачного" имперского прошлого. Ревностный служака Ферраш имел неосторожность взять под стражу Хосе Рейша — опасного и дерзкого капоэйриста. Это вызвало широкий общественный резонанс и могло привести к беспорядкам. В конфликт пришлось вмешиваться самому президенту. После отсидки в островной тюрьме, построенной специально для капоэйристов, Хосу Рейша был депортирован из страны.
Этот факт показывает роль, которую играло боевое искусство в общественной и политической жизни Бразилии. Капоэйра, некогда бывшая единственной собственностью и последним доводом рабов, вырвалась из мрачных застенков невольничьих бараков. Она стала достоянием улиц, проявлением дипломатии и политики "низов". За ничтожно малый срок боевое искусство перестало довольствоваться скромной нишей, которая была отведена ему в рамках "сабурбии" — субкультуры большого города, выйдя за эти рамки, превзойдя их и став элементом национальной культуры.
свернуть ветку
Об этимологии слова capoeira ученые ведут споры. Некоторые заявляют, что слово происходит из языковой группы тупи, одной из групп языков американских индейцев, и означает "поле, заросшее кустарником, которое расчищалось либо выжиганием, либо вырубкой".
В португальском языке, официальном языке Бразилии, слово capoeira означает большую клетку для кур или место, где откармливают кур.
Ученый K. Kia Bunseki Fu-Kiau, исследователь народа конго, считает, что capoeira – это искаженное слово kipura/kipula из языка киконго. По его мнению, "и pura, и pula означает "перепархивать, летать с места на место", а также "бороться, драться, бить". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго означает человека, чьи боевые качества развиты на основе подражания движениям петуха во время петушиных боев."
свернуть ветку