КАНДОБЛЕ
Кандобле - это религия, о которой знает каждый бразилец, но предпочитает об этом не говорить. Исповедывающие кандобле совершают свои обряды подпольно. 365 дней в году они собираются в специальных домах, где танцуют ритуальные танцы, впадая в транс, чтобы впустить в свое тело дух божества. Кандобле - это заманчиво, таинственно и страшно.
Половина жителей бразильского города Сан-Сальвадор-да-Баия-ди-Тодус-ус-Сантос исповедует странную и загадочную религию кандобле. Что это такое на самом деле, не совсем понятно, поскольку эта смесь африканских верований, католицизма и индейских представлений о мироустройстве вышла из подполья лишь около двадцати лет назад. До этого на протяжении столетий любые попытки проповедовать кандобле пресекались бразильскими властями самым жестоким образом.
Самая простая, видимая часть кандобле - это ее боевое ответвление капуэйра. Сегодня во многих местах Сальвадора - в старых кварталах или возле центрального рынка в нижнем городе - можно увидеть необычных танцоров или гимнастов или акробатов, которые за небольшую плату показывают собравшимся свои хитроумные пляски. Приглядевшись повнимательнее, начинаешь понимать, что это вовсе никакие не танцы, а самое настоящее боевое искусство. Движения спортсменов отличаются филигранной точностью и необычайной пластикой, в которой явственно читаются сокрушительные удары, могущие в любой момент обрушиться на незадачливого оппонента.
Половина жителей бразильского города Сан-Сальвадор-да-Баия-ди-Тодус-ус-Сантос исповедует странную и загадочную религию кандобле. Что это такое на самом деле, не совсем понятно, поскольку эта смесь африканских верований, католицизма и индейских представлений о мироустройстве вышла из подполья лишь около двадцати лет назад. До этого на протяжении столетий любые попытки проповедовать кандобле пресекались бразильскими властями самым жестоким образом.
Самая простая, видимая часть кандобле - это ее боевое ответвление капуэйра. Сегодня во многих местах Сальвадора - в старых кварталах или возле центрального рынка в нижнем городе - можно увидеть необычных танцоров или гимнастов или акробатов, которые за небольшую плату показывают собравшимся свои хитроумные пляски. Приглядевшись повнимательнее, начинаешь понимать, что это вовсе никакие не танцы, а самое настоящее боевое искусство. Движения спортсменов отличаются филигранной точностью и необычайной пластикой, в которой явственно читаются сокрушительные удары, могущие в любой момент обрушиться на незадачливого оппонента.
Что же такое кандобле и капуэйра, и откуда они взялись в Бразилии? С самого начала португальские колонизаторы привозили в эти места сотни тысяч рабов. Сальвадор был первой столицей государства на протяжении 200 лет, причем как раз во времена расцвета рабства. Чернокожие невольники не покладая рук работали на бескрайних плантациях сахарного тростника. Это сладкое растение было завезено в Бразилию с острова Мадейра и стало настоящей золотой жилой для жадных до легких денег колониальных властей. Основными источниками пополнения живой силы для латиноамериканских фазендейро стали доступные португальцам земли в Африке, в первую очередь Ангола, Судан и Нигерия. Так вот и получилось, что древние боги йоруба были завезены на американскую землю в трюмах каравелл и галеонов вместе с рабами и невольниками. Конечно, весь живой товар по прибытии на новую родину тут же обращался в правильную веру, но новоявленные христиане совсем не торопились забывать свои традиции.
Культовые обряды кандобле совершают в специальных, очень часто засекреченных домах - терейро. Причем происходят службы 365 дней в году, поскольку каждый день посвящен своему строго определенному божеству. Жрецов и жриц кандобле называют паи де санто или ме де санто, то есть отцом и матерью богов.
В свою очередь, всех участников церемонии называют дочерьми и сыновьями богов. Они должны беспрекословно подчиняться жрецам и выполнять все их требования. Это касается не только повторения ритмичных жестов и движений, но и употребления напитков и еды, причем часто весьма сомнительного свойства. Все это сопровождается гипнотическими звуками: атабаке - барабана, каксикси и пандейро - погремушки и бубна, а также беримбао - однострунного инструмента с сушеной тыквой вместо резонатора.
Замысловатые кругообразные пляски могут продолжаться несколько часов подряд. Причем со временем их темп не только не ослабевает, а, наоборот, ускоряется. В результате многие участники церемонии впадают в транс. У них появляются галлюцинации и видения, начинаются конвульсии. Считается, что в них вселилось божество, в честь которого и проводится все действие.
Надо сказать, что кроме капуэйры в кандобле существует еще одно боевое ответвление - макулеле: схватка на мечах или длинных ножах. Выглядит она также весьма эффектно, однако встречалась гораздо реже, чем капуэйра, поскольку рабам, естественно, запрещалось иметь оружие. Тех же, кто начинал выяснять отношения, используя ножи для рубки тростника, жестоко наказывали.
В наши дни кандобле превратился в сложнейший комплекс магических ритуалов, течений и направлений. Например, злая форма называется кимбанда, а смесь со спиритизмом - умбанда. Это разновидность белой магии. Разобраться во всех тонкостях кандобле чужаку практически невозможно. Чтобы понять их, надо родиться и вырасти на этих улицах, пересечения которых, кстати, по представлениям умбанды, являются священными местами, поскольку образуют в плане крест. В любом случае, можно сказать, что смешение всевозможных религиозных понятий и верований превратило первую столицу Бразилии Сальвадор в одно из самых мистических мест на земле.
Обычным заблуждением является представление об Амазонии как о необъятных необитаемых лесах. Лесах, якобы никому не принадлежащих, где позволено все. Об этом должны задуматься новые колонизаторы — многочисленные иностранцы, богатые землевладельцы, золотоискатели и авантюристы разного толка. Деликатная экологическая система Амазонии постоянно подвергается опасности с их стороны. Золотая лихорадка, начавшаяся уже в XVI в., достигла сегодня необычайных масштабов. Искатели приключений заворожены легендой о царстве Маноа, королю которого одежду заменяет ежедневное натирание тела золотой пылью, царство, названное испанцами Эльдорадо. В 1540 г. француз Франсуа де Орел-лана решил отправиться в глубь Амазонии в поисках мифического покрытого золотом короля. В сопровождении немногочисленных искателей приключений, не найдя ни золота, ни золотого короля, он столкнулся с опасным и враждебным миром, впервые встретил «племя, состоящее из одних женщин», легендарных амазонок, которые дали имя этим лесам. Маноа, и это похоже на правду, была открыта двумя веками позже португальским исследователем Франси-ску Рапосу. Он описал грандиозные стены и великолепные дворцы легендарного города, который после него уже никто не смог отыскать. Возможно, его поглотила бурная растительность, но его образ не давал покоя Ореллана. В конце концов золото было найдено, что, в лучших традициях Клондайка, привлекло множество старателей. Например, наиболее богатое месторождение, которых, впрочем, здесь сотни, Сиерра-Пелада, горный хребет, где в начале XIX в. была открыта золотоносная жила. За несколько лет гора стала похожа на сыр с крупными дырками. Ее изрыли неутомимые золотоискатели, гарим-пейрос, озверевшие в поиске наживы, мечущиеся вверх-вниз по крутым ступенькам с мешками на плечах, наполненными землей, которую затем промывают и фильтруют. Каждый хотя бы раз в жизни видел красноречивые фотографии Себастьяну Салгаду: Сиерра-Пелада, подобно Дантову аду сконцентрировавшая потерявших надежду в поисках драгоценного самородка, миллионы оборванных грязных муравьев, живущих иллюзиями.
Кандомбле по своей сути религия, культура.
Местре вобще говорил, что племена (сборища, группы или как там у них) воевали друг против друга, используя глупых и суеверных (или жадных до денег) капоэристов своим оружием.
Я думаю, что кандомбле не стоит считать фундаментальным в капоэйре. Оно значительно, но не является основным. Так что изучить стоит поверхностно. Что Ассустаду нам и поведал добрых 2 года назад=))
Мне кажется все религий разные по законам,а бог един.=)
он может и один,а все трактуют по разному! :)
из основного
1) Бразильцы достаточно спокойно говорят о кандомбле, что примечательно, из тех, с кем я общалась на эту тему, даже те, кто эту религию НЕ исповедуют и особой любовью к ней не отличаются, относятся к ней уважительно и хоть в какой-то степени, но верят ( хотя гвоорить "при всех" могут и иначе, европейский флер, знаете ли)))).
2) сейчас кандомбле не настолько скрыто, есть террейру, куда вполне можно попасть ( я была например). Естественно, не на все ритуалы, но что-то посмотреть можно. Из своего опыта....идя вечером, часов в восемь домой с автобусной остоновки я частенько слышала звуки барабанов кандомбле на втором или третьем этаже одного из домов. похоже, что из всех жителей нашего района этот звук смущал и настораживал только меня.
3) Конечно, сейчас есть те, кто скрывает свою принадлежность к кандомбле, но по большей части, я думаю, нет, т. к. это в основном чернокожие и мулаты из низшего и среднего классов населения, а там все как-то терпимее, да и в целом отношение к этому достаточно ровное. Хотя я видела на террейру и достаточно состоятельных на вид людей, про них в плане "сокрытия" ничего сказать не могу.
Плюс, приверженцы кандомбле часто во-первых носят, характерные украшения, во-вторых, иногда имеют характерные шрамы-насечки от определенных ритуалов. Мне показывали как-то шрамы на плече у совсем молодой девушки, лет 14 где-то
3) Капуэйрист вполне может заниматься кандомбле, это в принципе не связанные вещи. "каждый из них для себя решает принимать ее или нет" - там все немножко сложнее. У того же Жоржи Амаду, по-моему в Лавке чудес есть про то, что у ребенка нашли характерную родинку и сразу нарекли его сыном Шанго и посвятили в кандомбле. Детей действительно часто посвящают совсем маленькими. Бывает даже такое, что женщина беременной принимает кандомбле, тогда ребенок автоматически сразу посвящен. Плюс, считается, что бывает, что ориши "призывают", то есть, непосвященный человек по какой-то причине оказывается на террейру, и или впадает в транс ( при том, что по идее оришас говорят только через посвященного), или на него указывают оришас. Вот про то, как дела обстоят с "уходом" из религии, не знаю,е сли честно. Есть у кого спросить, я попробую.
4) Говорить, что кандомбле совсем не связано с капуэйрой глупо, важно понимать, как они связаны. Запомните раз и навсегда, ПРЯМОЙ СВЯЗИ НЕТ. У капуэйры нет никаких религиозных основ. Да, между движениями танцев кандомбле и некоторыми элементами капуэйры проводят параллели, что объяснимо, но они очень условны и в общем-то логичны. вообще же, капуэйра никогда не была частью кандомбле. И да, в кандомбле НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ беримбау и пандейру ( Ассустаду, кинь ссылку на автора статьи, где это написано, найду - покусаю!!!!).
Однако, связь между ними есть и именно поэтому я всегда говорю, что изучать кандомбле капуэйристы должны хоть в какой-то степени.
Во времена рабов именно религия определяла социальную, бытовую, и что важно, морально-ценностную систему людей,. Чтобы понять, чем жили люди, сделавшие капэуэйру, попытайтесь понять кандомбле, ее философскую основу. Так как минимум, куда проще понять, что такое аше ( это далеко не только апелиду моего тренера и "когда в роде колбасит"), манджинга, малисья и почему в капуэйре все так, а ни иначе. Не говоря уже о том, что просто хорошо бы знать, кто такая Йеманджа, Ойа и что такое террейру, про которые мы поем в песнях, не говоря еще о полусотне аллюзий на все это безобразие.
ЕЩе очень много к чему придираться на самом деле. Вообще, молодцы, что интерисуетесь, это очень важно. Материала на русском нет, я знаю ( я диплом почти по этой теме писала))), но я работаю в этом направлении;)))