ТАНЦЫ
Maculele
Maculele (Макулеле, ударение на последний слог) это бразильский танец с афро-индейскими корнями. Не известно точно когда Maculele возникло макулеле, однако существует множество теорий на этот счет. Одна из них говорит, что этот танец был создан рабами на полях сахарного тростника, которые использовали facao (факау - мачете использующийся для обрабатывания тростника) для того чтобы танцевать макулеле. Некоторые говорят, что макулеле было праздненством в честь урожая, другие предполагают, что макулеле имело религиозное значение, третьи утверждают, что макулеле танцевали дабы практиковать техники самообороны, чтобы применять их впоследствие против рабовладельцев. Также, существует довольно популярная легенда, повествующая о мужчине, который, будучи больным и физически слабым, остался в деревне с женщинами и детьми, в то время как все остальные воины ушли на охоту. По легенде, когда вражеское племя атаковало деревню, этот, единственный оставшийся мужчина выпил некоего волшебного напитка, под названием jurema (журема) и обрел небывалую силу. Взяв в руки мачете, он отбил атаку, защитив, тем самым, племя и деревню. Танец макулеле, таким образом, прославляет его и тот знаменательный день. Некоторые источники утверждают что это событие, произошло на территории Африки, другие говорят что это происходило среди туземных индейских племен в Бразилии.
Однако, несмотря на свои корни, макулеле было забыто ко времени отмены рабства в 1888 году, Maculele но было возрождено мастером Popo (Попо) в середине 20-го века. Сейчас макулеле практикуется многими группами капоэйры по всему миру, как танец, развивающий чувство ритма и музыки, и как зажигательный элемент шоу-программ. Сам танец исполняется под ритм одного или нескольких атабаке, как основного инструмента, а также нескольких других дополнительных перкуссионых инструментов, таких как агого, кашиши или других барабанов. Каждый танцор держит в руках по паре мачете или деревяных палок и следуя ритму ударяет одной из них на четвертый счет. Остальные танцоры располагаются вокруг первых двух, двигаясь в ритме музыки. Само действо наполнено необыкновенной атмосферой и энергетикой и производит неизгладимое впечатление на зрителей.
Maculele (Макулеле, ударение на последний слог) это бразильский танец с афро-индейскими корнями. Не известно точно когда Maculele возникло макулеле, однако существует множество теорий на этот счет. Одна из них говорит, что этот танец был создан рабами на полях сахарного тростника, которые использовали facao (факау - мачете использующийся для обрабатывания тростника) для того чтобы танцевать макулеле. Некоторые говорят, что макулеле было праздненством в честь урожая, другие предполагают, что макулеле имело религиозное значение, третьи утверждают, что макулеле танцевали дабы практиковать техники самообороны, чтобы применять их впоследствие против рабовладельцев. Также, существует довольно популярная легенда, повествующая о мужчине, который, будучи больным и физически слабым, остался в деревне с женщинами и детьми, в то время как все остальные воины ушли на охоту. По легенде, когда вражеское племя атаковало деревню, этот, единственный оставшийся мужчина выпил некоего волшебного напитка, под названием jurema (журема) и обрел небывалую силу. Взяв в руки мачете, он отбил атаку, защитив, тем самым, племя и деревню. Танец макулеле, таким образом, прославляет его и тот знаменательный день. Некоторые источники утверждают что это событие, произошло на территории Африки, другие говорят что это происходило среди туземных индейских племен в Бразилии.
Однако, несмотря на свои корни, макулеле было забыто ко времени отмены рабства в 1888 году, Maculele но было возрождено мастером Popo (Попо) в середине 20-го века. Сейчас макулеле практикуется многими группами капоэйры по всему миру, как танец, развивающий чувство ритма и музыки, и как зажигательный элемент шоу-программ. Сам танец исполняется под ритм одного или нескольких атабаке, как основного инструмента, а также нескольких других дополнительных перкуссионых инструментов, таких как агого, кашиши или других барабанов. Каждый танцор держит в руках по паре мачете или деревяных палок и следуя ритму ударяет одной из них на четвертый счет. Остальные танцоры располагаются вокруг первых двух, двигаясь в ритме музыки. Само действо наполнено необыкновенной атмосферой и энергетикой и производит неизгладимое впечатление на зрителей.
Forró (произносится как "Форро", где р - нечто среднее между "х" и "р") - это танец имеющий огромную популярность на Северо-востоке Бразилии и сейчас распространяющийся по всему миру поклонниками бразильской культуры. Во многом, форро, по сути, схоже с мариачи в Мексике, и Кумбией в Колумбии из-за корней возникновения. Форро танцуется парой - мужчиной и женщиной, очено близко друг к другу. Чаще всего, говоря о Форро имеют в виду сразу несколько ритмов, таких как Coco (Коку), Xaxado (Шашаду), Baiao (Байау), Embolado (Эмболаду), Xote (Шочи). Эти ритмы объединены одним словом Форро, которое подразумевает жанр музыки и стиль танца.
Сам термин Форро возник сравнительно недавно. Во время последних лет Второй Мировой Войны, военные силы Соединенных Штатов Америки содержали военные базы на Северо-Востоке Бразилии. Согласно одной из легенд, время от времени, офицеры, содержащие клубы на территории этих баз, устраивали балы, которые были открыты для публики с объявлением "For All" ("Для Всех"). Здесь, игравшаяся в то время музыка Гленна Миллера и Томми Дорси, заменялась местными мелодиями. Эти мелодии играли маленькие группы музыкантов, играющих на аккордеоне (sanfona), металлическом треугольнике, и ручном барабане под названием забумба (zabumba).
Музыка которую они исполняли была быстрым синкопированным в 2/4 танцевальными ритмом, который назывался Байау. Пары танцевали под песни с простыми мелодиями и текстами, которые говорили о тяжкой жизни фермеров, которые были вынждены покидать свои родные края в поисках работы во времена засухи, так типичной для этого региона страны, о любви обретенной и потерянной, а также о чувствах и жизни простых людей.
Местные, жившие неподалеку от этих баз не говорили по-английски, поэтому они адаптировали слово "For All", видневшееся на клубных вывесках, к своей речи и к акценту. Со временем, "For All", превратилось в "Forro" и это имя стало синонимом не только для мероприятий, но и духом, музыкой и всем, что ассоциировалось с музыкой этого региона Бразилии.
По другой теории, форро произошло от слова forrobodo (форрободу), что подразумевает большой праздник. Эта теория, как наиболее вероятная, продвигалась бразильским историком-фольклористом Camara Cascudo (Камара Каскудо), который изучал Северо-Восток Бразилии в течение всей своей жизни.
Первым символом Форро в Бразилии был Luis Gonzaga (Луис Гонзага - 1912-1989), уроженец штата Пернамбуко. Именно его усилиями, эта музыка вышла за пределы засушливых равнин сельской местности, распространившись по всей стране. Что в дальнейшем, выразилось в том, что он стал музыкальным, и даже в чем-то, духовным крестным отцом для многих хорошо известных бразильских музыкантов, которые, позже, достигли огромных успехов внутри и вне страны, среди них Gilberto Gil (Жильберто Жил), Gal Costa (Гал Коста) и многие-многие другие.
В течение многих лет, несмотря на уважение всех к личности Луиса Гонзага, форро было уделом низших слоев населения - либо жителей теплого Северо-Востока, либо тех кто мигрировал в большие города, такие как Сан Паулу и Рио-ди-Жанейро, в поисках работы и возможностей. И только после массового помешательства на ламбаде в конце восьмидесятых, forrozeiro (форрозейро - исполнитель, музыкант играющий форро) поняли что им нужно, своего рода, эволюционировать. Вдохновишись музыкантами из Сан Паулу, они постепенно изменили звучание. В то время как аккордеон оставался, треугольник и забумба были заменены, а чаще, дополнены современными клавшными, электро-гитарами и барабанами. Элегия фермерской жизни оставалась в текстах, но вдобавок, в песнях появился намек на сексуальность, а также юмор. Эта формула сработала, и неожиданно форро стало необыкновенно популярно в Бразилии.
Puxada de rede (Пушада ди реджи - что означает 'тянуть сеть') это еще один фольклорный бразильский танец, однако, в отличие от других традиционных танцев, пушада требует некоторой театральной постановки. Пушада ди реджи и в наши дни исполняется традиционно дабы отдать почести богине моря Иеманже (Iemanja) из мифологии Кандомбле, хотя у танца, как и у многих других, есть своя история.
По легенде, моряк с группой друзей, как обычно собирались ночью в море рыбачить. Плыть они должны были на самодельном плоту, который называется jangada (жангада). У жены этого моряка было предчувствие, Puxada de rede что что-то не так, она пыталась остановить его, но моряк не послушался и отправился в плавание, оставив свою жену рыдающей, а детей напуганными. Преданная супруга ждала на пляже у моря всю ночь, и когда на восходе солнца на горизонте появилась жангада, она заметила очень печальное выражение лиц моряков, некоторые даже плакали. Не увидев своего мужа на лодке, она поняла что случилось нечто ужасное. Моряки сказали ей что ее муж случайно упал с жангады, и когда они пытались вытянуть сеть, они заметили его тело среди рыбы. Убитые горем родные и близкие по традиции провели погребальный ритуал на пляже.
С тех времен прошло много времени, и в наши дни пушада танцуется в честь погибшего моряка. Танец исполняется под живую музыку и песни. Его часто можно увидеть на выступлениях капоэйры и различных культурных мероприятиях.
Танец, типичный для севера и северо-востока Бразилии. Некоторые исследователи утверждают, что он зародился в африканских поселениях, а позже распространился по побережью. Споры о его происхождении объясняются интересным противоречием : африканский характер ритма и местный, туземный характер хореографии танца. Танцующие образуют ряды или круг и исполняют типичные для танца движения, отчеканивая ногами ритм (в основном, три шага в такте), мужчины и женщины танцуют в парах и меняются парами. Ритмы Coco de roda обогащаются красивыми песнями. Иногда танец исполняется без музыкального сопровождения, только под ритмичные хлопки участников круга. Часто танцоры надевают специальную обувь с набивками, чтобы четче отстукивать ритм ногами.
Этот танец наиболее характерен для региона Бразилии, который называется Пернамбуку. Его ритм дошел до наших дней от церемоний выборов и коронации Короля и Королевы африканский народов. И сейчас маракату традиционно исполняется в виде костюмированного театрального представления. Маракату делится на два типа :
»» Maracatu de Baque Virado (Maracatu Nacao) – танец, изображающий церемонию Короля Congo, в процессе которой каждое африканское племя, перенесенное в Бразилию в качестве рабов, короновало своих короля и королеву – лидеров рабских сообществ. В костюмированном танце изображается королевская свита, какой она была в колониальный период. »» Maracatu de Baque Solto (Maracatu Orquestra) – танец, в котором задействованы фольклорные персонажи региона Пернамбуку (среди них : Король с Королевой, Придворная Дама, оруженосцы, хранитель Герба, байанцы и кабокло (аборигены Бразилии), а также Калунга – кукла, символизирующая прошлое. Охраняемые король и королева двигаются под огромным зонтом в окружении слуг; Придворная дама держит в руках куклу Калунгу. За свитой идут музыканты, поющие и играющие палками на огромных барабанах.
Танец, наиболее ярко представляющий африканские корни бразильской культуры. Ритмичные маховые и вращательные движения, прыжки делают его завораживающим и очень энергичным. База хореографии относится к древним традициям Афоше, передаваемым бразильцами из поколения в поколение.
Считается, что Самба ди Рода («Самба в кругу») зародилась в Бразилии в штате Баийя в середине 18 века как манифест культуры перебравшихся туда африканцев. Позднее некоторые элементы португальской культуры (в том числе и музыкальные инструменты) несколько изменили ритм и хореографию. Самба ди Рода считалась выражением свободы и общности угнетаемых, а также неким средством эмансипации.
…Участники Самбы ди Роды собираются в круг («рода»), некоторые из них играют на музыкальных инструментах (пандейру, огого, атабаки, иногда беримбау). Один-двое танцоров выходят в центр круга, их танец основан на движениях стопами и бедрами. Участие в танцы принимают и женщины, и мужчины, характер их движений несколько отличается. Позднее Самба ди Рода оказала огромное влияние на формирование «городской» самбы, ставшей в 20 веке символом веселой, сексуальной и солнечной бразильской нации.