ЛИЧНОСТИ CAPOEIRA
Manduca da Praia
Manduca da Praia был высоким, крепким метисом. Его большие глаза, налитые кровью, сверкали проницательностью, пристально оглядывая улицу из-под широких полей соломенной шляпы. Во времена нашей встречи он носил седую бороду. Уравновешенная, полная решимости походка, спокойный и точный шаг - в его фигуре было нечто, внушающее страх и… доверие. Он всегда выглядел безупречно в длинном пальто, дорогих начищенных ботинках, с золотой цепью для часов. Единственным его оружием была индийская бамбуковая трость – она всегда была при нем.
У Manduca была рыбная стойка на рыночной площади, он всегда был честен в сделках, много зарабатывал и жил в комфорте, получая удовольствие от своей работы. Будучи долгожителем Нового Города (Ciudade Nova) он остался равнодушным к влиянию местной капоэйры – Manduca считал себя независимым капоэйристом.
Очень рано проявил свою ловкость, проворность и силу. Будучи мальчишкой, он ходил на ферму и изводил диких быков, увиливая от атак с завидной проворностью и с одной лишь деревянной палкой в руках – излюбленным оружием драчунов всей эпохи. Он был неуловим, словно тень.
Всем была известна его хитрость и мастерство, никто не сомневался в его способностях к бою на ножах. Однажды на празднике Penha, Manduca da Praia сразился с группой цыган, вооруженных палками и ножами. В итоге все были повалены на пол, лишенные возможности двигаться.
27 раз ему предъявляли иск за нанесение тяжелых травм, но он всегда выходил сухим из воды. Избежать лишения свободы ему помогла хорошая репутация, близкие друзья и высокое социальное положение. В свое время Manduca da Praia был самым знаменитым капоэйристом в Рио де Жанейро.
История, которая сделала Manduca самым знаменитым в городе, начинается с прибытия депутата Santana - выдающегося наездника и борца с огромными мускулами, который был любителем уличных драк. Как говорится, кто упал – тот пропал. Таков был закон.
При первой же встрече они устроили поединок. Время шло, но никто не мог одержать верх. Когда силы иссякли, они прекратили бой и решили вместе выпить шампанского. С тех пор между ними никогда не возникало ссор – они стали хорошими друзьями.
Manduca da Praia был высоким, крепким метисом. Его большие глаза, налитые кровью, сверкали проницательностью, пристально оглядывая улицу из-под широких полей соломенной шляпы. Во времена нашей встречи он носил седую бороду. Уравновешенная, полная решимости походка, спокойный и точный шаг - в его фигуре было нечто, внушающее страх и… доверие. Он всегда выглядел безупречно в длинном пальто, дорогих начищенных ботинках, с золотой цепью для часов. Единственным его оружием была индийская бамбуковая трость – она всегда была при нем.
У Manduca была рыбная стойка на рыночной площади, он всегда был честен в сделках, много зарабатывал и жил в комфорте, получая удовольствие от своей работы. Будучи долгожителем Нового Города (Ciudade Nova) он остался равнодушным к влиянию местной капоэйры – Manduca считал себя независимым капоэйристом.
Очень рано проявил свою ловкость, проворность и силу. Будучи мальчишкой, он ходил на ферму и изводил диких быков, увиливая от атак с завидной проворностью и с одной лишь деревянной палкой в руках – излюбленным оружием драчунов всей эпохи. Он был неуловим, словно тень.
Всем была известна его хитрость и мастерство, никто не сомневался в его способностях к бою на ножах. Однажды на празднике Penha, Manduca da Praia сразился с группой цыган, вооруженных палками и ножами. В итоге все были повалены на пол, лишенные возможности двигаться.
27 раз ему предъявляли иск за нанесение тяжелых травм, но он всегда выходил сухим из воды. Избежать лишения свободы ему помогла хорошая репутация, близкие друзья и высокое социальное положение. В свое время Manduca da Praia был самым знаменитым капоэйристом в Рио де Жанейро.
История, которая сделала Manduca самым знаменитым в городе, начинается с прибытия депутата Santana - выдающегося наездника и борца с огромными мускулами, который был любителем уличных драк. Как говорится, кто упал – тот пропал. Таков был закон.
При первой же встрече они устроили поединок. Время шло, но никто не мог одержать верх. Когда силы иссякли, они прекратили бой и решили вместе выпить шампанского. С тех пор между ними никогда не возникало ссор – они стали хорошими друзьями.
Капоэйрист по прозвищу «22 da Marajó» (вероятно, 22 – это номер в судовом свидетельстве, морякам часто давали такие прозвища; Marajó - остров в устье Амазонки). Он был главным моряком и «старшим» по части нарушения спокойствия. 22 был красивым парнем, а истории про его исключительные способности в капоэйре частенько превращались в легенды. Он жутко раздражал правительство, и тогда его решили сослать на север служить на Амазонке. Смена климата благотворно подействовала на него, охладила его пыл –
он стал намного спокойнее. С женой 22 начал дело по снабжению судов продовольствием и корабельным оборудованием. Вскоре жена умерла. 22 da Marajó женился на вдове и получил в наследство немного денег. Пара отправилась в Европу на два года, а потом вернулась в Бразилию, обосновавшись в Рио де Жанейро. Он так изменился! Став истинным джентльменом, он поражал своих соседей своей модной одеждой, перчатками и цилиндром кремового цвета. «Кто это? Кто он?» - шептали люди. Но никто не знал. «Очевидно он благородного происхождения, - говорили они, - вы только гляньте, какой у него утонченный вкус!»
Но 22 da Marajó оставался равнодушным к этим разговорам, проходя мимо с поднесенным к глазу моноклем. Он всегда ходил одним маршрутом, и каждый день пересекал улицу São Fransisco. Так случилось, что эта улица была точкой, где собирались «крутые» парни, которым была не по духу элегантность незнакомца, не говоря уже о конкуренции, ведь 22 легко было добиться женского внимания. Организовав заговор, они решили преподать вновь прибывшему 22 урок.
Однажды, когда 22 проходил еще более элегантный, чем когда-либо, к группе парней приблизился один капоэйрист. Он похвастал, что мастерски выполняет кабесаду, не касаясь руками противника, и запросил 5,000 реалов за исполнение. «Отлично», — ответил один из крутых парней, — «но ты должен применить этот прием на том парне с моноклем». «По рукам!» — воскликнул капоэрист. Он снял шляпу и пошел на тротуар, где прогуливался 22 в своем лондонском костюме. Когда приблизился 22 da Marajó, капоэйрист провел молниеносную и восхитительную кабесаду. Но 22 уклонился от удара и нападавший угодил головой прямо в стену. В это же время хорошо натренированная нога провела крайне элегантную раштейру в ответ. Когда смущенный и шатающийся капоэйрист встал, он снова был повержен на землю столь же великолепной раштейрой.
Атакующий убежал, напуганный тем, что из атакующего вдруг превратился в жертву.
22 спокойно поправил галстук и поглядел на удивленную группу крутых парней: «Только идиот может исполнять сальто без negaça (уклона)», - сказал он.
Перебирая трость между пальцами, он заключил с небольшим оттенком ностальгии: «В свое время я наигрался, но мое сегодняшнее социальное положение не позволяет мне делать этого… печально что это искусство деградирует…»
И он ушел, шепча «Сальто без negaça…как глупо!»
Когда удивление прошло, крутые парни решили попробовать еще раз. Они наняли известного капоэйриста Dente de Ouro (Золотой Зуб) и на следующий день пошли встретиться с 22.
«А вот и он!» – сказали они, приметив цилиндр кремового цвета. Dente de Ouro подошел к нему, но приблизившись к 22, вместо удара широко улыбнулся, узнав своего старого знакомого.
— Эй, 22… ты, оказывается, в этих краях?
— Заткнись и проваливай, сегодня я человек высшего сословия и не провожу время в плохой компании, — ответил 22, спокойно шагая своей дорогой.
Dente de Ouro возвратился к группе крутых парней. «Ну как?!» — спросили они его, разочаровавшись спадом его агрессии. «Вы идиоты, ребята! — вскричал Dente de Ouro, — этот человек — 22 da Marajó, его тело непобедимо — оно прочней, чем закрытая банка сардин. Чтобы напасть на 22, надо быть дураком!»
В 1944 г. известный бразильский автор Jorge Amado написал путеводитель по городу Salvador da Bahia de Todos os Santos. Это был не простой путеводитель со списками отелей и картой города. Эта книга сосредоточена на душе города. Амаду вдохновенно пишет об улицах, окрестностях, тайнах и характерах, которые вдыхают жизнь в замечательный город, который он самозабвенно любил.
В главе «Personagens» (характеры) Амаду пишет о некоторых капоэйристах, которые бродили по городу и заливу, включая и Самюэль Кериду ди Деуса. Этот капоэйрист – фаворит Амаду (так же как и mestre Pastinha), появляется также в других книгах автора, включая «Capitaes de Areia».
Седые волосы уже начали появляться на голове Самюэля Кериду ди Деуса… сложно определить их цвет. Он определенно мулат. Но светлокожий или темнокожий? Темный из-за того, что кровь рабов-африканцев течет в его жилах? И что за итальянские черты проявляются в его резко очерченном лице? Кто знает?
Океанские ветра, которые дули во время рыбной ловли, дали лицу Кериду ди Деуса цвет, не похожий на другие, такого не знает ни один художник. Он отплывает на своей лодке в сторону южной Байи, где его ждет богатый улов. Сколько же лет он прожил на свете?
Этого не узнать, ведь много лет прошло в морских путешествиях, и лодка Кериду ди Деуса пересекала волнорез только для того, чтобы возвратиться много дней спустя и продать рыбу на Меркадо Моделу. Но старые моряки говорят мне, что прошло около шестидесяти лет с тех пор, как родился Самюэль. А эти седые волосы, всегда мокрые от морской воды? Определенно около шестидесяти.
Однако, до сих пор нет капоэйриста лучше, чем Кериду ди Деус на фестивале Nossa Senhora de Conceicao da Praia, который отмечают в первую неделю декабря. Вот идет Juvenal, молодой парень двадцати лет, самый знаменитый, самый проворный, самый технически подкованный – неважно. С кем бы ни играл, Самюэль покажет, что он все еще король капоэйры в Байе. Даже его ученики кидают изумленные взгляды на его rabo-di-arraia, ведь никто из них не видел такой отточенности и изящества в движениях. А ведь в волосах уже видна седина…
Много историй рассказывают о Самюэле Кериду ди Деусе, о доках. Жители Северной Америки приходят, чтобы увидеть его, платят большие деньги, дабы увидеть игру старого бойца.
Однажды один из его друзей, писатель, сообщил, что двое кинематографистов хотят снять бой капоэйры. Самюэль только вернулся с лова, проведя в море десять дней. В его голубых глазах угадывалась частичка южного ветра. Он был готов. Мы пошли, чтобы найти Ювенала. С микрофонами и прочим оборудованием, мы отправились на Feira do Agua dos Meninos. Бой начался и был великолепен. Операторы снимали на камеры. Когда все закончилось, Juvenal был повержен, распластавшись на песке. Самюэль улыбался, а главный из кинематографистов спросил, сколько он хочет, чтобы ему заплатили. Самюэль назвал невероятную сумму, которую обычно американцы платили, чтобы увидеть его бой. Но друг объяснил ему, что это были бразильцы, бедные люди. Самюэль Кериду ди Деус широко улыбнулся. «Вы мне ничего не должны», - сказал он, и пригласил всех на обед в лавку. Вы можете увидеть его время от времени в доках, когда он возвращается на своей лодке из дальних странствий. Но вы непременно увидите его на Festa da Conceicao da Feira, обыгрывающего капоэйристов, потому что он лучший из них. Его имя - Самюэль Кериду ди Деус…
José Antônio do Nascimento, более известный как Nascimento Grande, один из самый больших «задир» города Recife конца XIX века. Так же как и легендарный Besouro Mangangá, почитаемый в Байе; Manduca da Praia в Рио де Жанейро, Nascimento уважали в Pernambuco. Он был крупным, сильным, вечно носил шляпу и был вооружен тростью, которая весила 15 кг.
История гласит о том, что Nascimento никогда не сдавался без борьбы и умер в 90 лет. Не в его характере было провоцировать, но будучи однажды спровоцированным, его уже никто не мог удержать. Среди капоэйристов в Recife было бесчисленное множество тех, кто пытался свергнуть Nascimento и,наконец, покончить с его репутацией, но все попытки были тщетны. Так, как утверждали, что Besouro обладал сверхъестественными способностями и находился под защитой своего Patuá, так же и Nascimento был неуязвим и носил на шее амулет, обеспечивающий защиту от врагов и злых сил.
Никто не может сказать с полной уверенностью, что сверхъестественные способности Besouro и неуязвимость Nascimento действительно существовали, однако все знали, что никто не мог их побороть, и даже пуля никогда не ранила их тела.
У Nascimento Grande было два ярых врага, которые хотели убить его любым способом: Corre Hoje и Antônio Padroeiro. Однажды, Corre Hoje взялся помочь группе парней «ликвидировать» Nascimento и в конечном счете умер от шальной пули, предназначенной для самого Nascimento. Antônio Padroeiro также пал, пытаясь убить своего врага, был немедленно разоружен и мгновенно упал замертво.
Лишь Nascimento имел такую же репутацию, как и Besouro – достаточно отзывов капоэйристов о нем. Однажды его атаковал Pajéu, знатный преступник, и тогда Nascimento задал ему взбучку и нацепил на Pajéu женскую одежду, которая вызвала море насмешек публики!
Из всех его сражений, самое крупное - с João Sabe Tudo – другим неповторимым задирой. Они старались не пересекаться друг с другом, но знали, что встреча неизбежна.
В один день состоялась встреча около Largo da Paz – они сошлись и бой начался мгновенно. João Sabe Tudo с ножом, а Nascimento с тяжеленной тростью. Через несколько минут весть разлетелась повсюду, собрался весь город, чтобы поглядеть на этот спектакль. Шло время, а драка становилась все более захватывающей, обстановка накалялась. Nascimento и João то атаковали, то отступали. С таким успехом они успели пересечь Имперскую улицу в перерывах между раштейрами, ударами трости и уклонами. В таком темпе они приблизились к Matriz de São José, сопровождаемые толпой, вошли в церковь, все еще продолжая бой. В этот момент появился священник, который заставил их прекратить драку, взывая к благоразумию и уважению священного храма. Бойцы повиновались. С тех пор никогда между ними не возникало таких сражений.
Оригинал был написан Андрэ Луиз Ласэ Лопесом, чьи старания высоко ценимы. Текст был взят из журнала Revista da Semana, и не смотря на несколько измененных фотографий, текст придерживается оригинала статьи из этого журнала. Я рад представить ее на русском языке.
Бразильский флот только что нанял прямо из Японии, великого чемпиона и преподавателя по джиу-джитсу господина Сада Миако. Этого было достаточно, чтобы группу активных студентов – медиков охватила идея о схватке между ним и бразильской капоэйрой.
Оппонентом японцу стал боец (город Campos dos Goytacazes рядом с Рио), Франсиску да Силва Сириак, более известный как Сириак «Старая обезьяна» (Macaco velho). Франсиску да Силва, преподаватель многих из этих студентов, значился как один из лучших, если даже не лучший бразильский капоэйра того времени.
После некоторого сомнения, власти (включая армию) и сеньор Паршоау Сегрету (Parchoal Segreto), будучи владельцем Международного павильона, решили принять вызов.
Не теряя времени, обе страны – Бразилия и Япония были проинформированы о результатах схватки. Сириаку с помощью великолепного «Rabo de Arraia” одолел ошеломленного оппонента, который отказался от матча-реванша, предложенного капоэйристом и до сегодняшнего дня все еще лежащее на столе.
Если публичный бой с участием капоэйры имел место, санкционированный, а так же посещенный светскими и военными властями, то почему большинство продолжают утверждать, что капоэйра была разрешена президентом Жетулиу Варгасом десятилетиями позже, специальным указом, всего лишь после посещения показательной роды?
Принятие капоэйры медицинскими студентами, совпадение или нет, повторилось парочками десятилетиями позже, в Салвадоре. Может быть преподавателей там было меньше, но они были удивительно преданны и проыессиональны в своем деле, это было бы премтуплением не упомянуть значительный вклад двух из них: Сеара Сиснанду Жозеф Ли (Ceara Cisnando Joseph Lee), знаток и ценитель различных боевых стилей, как и Бимба, и Деканиу Анжелу Фильу (Angelo Augusto Decânio Filho ), так же практик дзюдо, сегодня, силен и активен в свои как минимум 83 года, является одним из самых важных информационных источников, а так же истолкователем так называемого регионального баиянского боя( Luta Regional Baiana).
Выразительная жинга и костюм в который одевался Сириаку –черты, которые стоит упомянуть, как это сделал журнал Revista Capoeira (с юмором), сравнивая со всегда элегантным стилем мастера Леополдиньи.
К сожалению, из-за равнодушия большей части учителей и исследователей из Рио-де-Жанейро в рассмотрении важности капоэйры в старом Рио в общем контексте, и капоэйра Сириаку в частности был забыт.
На удивление, но мы больше слышим о тех героических временах Рио-де-Жанейро, когда путешествуем по Бразилии. Это случилось, когда я ( Andre Luiz Lace Lopez) был в Акаражу, Сержипе, где мне подарили очень ценный подарок: кипу старых журналов, напечатанных в Рио и распространенных потом по всей стране. Среди других ценностей, я заметил тот знаменитый набор фотографий, которые были опубликованы в журнале Revista Careta (о Сириаку), а так же в некоторых других. Несмотря на возрастающий интерес, этот период еще скрыт в истории капоэйры. Здесь вы можете увидеть серию фотографий, запечатлевших ту историческую победу над чемпионом по джиу-джитсу.
«Сириаку, как все знают, буквально через считанные минуты на платформе Авеню, победит до сего момента неуловимого Миаку, японского преподавателя по джиу-джитсу. Сириаку, гений от природы, искусный и опытный в капоэйре победил. Это еще раз доказывает преимущества упражнений такие как капоэйра, в пользу которой долгое время выступали на страницах журнала Jornal do Brasil, эффект от которой вырос бы больше если бы они систематизировали упражнения, подчистили удары и мистические прыжки.» (Revista da Semana, 30 de maio de 1909 - Domingo - Anno IX - 472)
CSP
(1898-1934. позже названный Лампиау - лампа, за яркий свет исходивший от его винтовки во время битв) родился в сертау (sertao),
сухая область в глубине северо-востока страны, которая известна своими бесконечными засухами и невыносимой жарой, обитателями которой были в основном бедные фермеры. В начале 20-го века этот район, благодаря невероятной бедности, безграмотности и социальному безправию, вкупе с неадекватным контролем властей, дал почву для расцвета беззакония. Группы кангасейрос (cangaceiros - часто бедных пастухов, ставших бандитами) скитались по этому региону, грабя мелкие города и фермы.
В 1920-х годах, после того, как его родителей убили, Лампиао примкнул к кангасу (cangaco) - банде изгоев. Вскоре он стал главой своей собственной банды. Он получил известность за свои безжалостные, садистские поступки, за умение драться, а также за свою отвагу, щедрость и музыкальные способности. Он отлично играл на аккордеоне, пел и бывало танцевал ночами напролет на вечеринках. Согласно легенде, он и его банда популяризовали шашаду (xaxado) - мужской танец. Жизнь его окончилась когда он был пойман и обезглавлен вместе со своей женой Марией Бонита (Maria Bonita). Хотя Лампиао и не был капоэйристом, его имя воспевается во многих песнях капоэйры, наравне с другими известными личностями; он был легендарной фигурой, чье имя вызывало страх у богачей и любовь и признание у бедняков.
Больше известный как Мастер Леопольдинья, отличается быстрой и очень своеобразной манерой игры капоэйра, а также мастерством владения беримбау. Но более всего он знаменит своими песнями, звучащими в каждой роде капоэйры.
Леопольдинье наверное уже значительно больше шестидесяти, но никто не знает его точного возраста. Если вы его спросите, он ответит, что от роду ему как раз 283 года, и что Зумби, легендарный предводителя киломбо (поселения, основанного в джунглях беглыми чернокожими рабами, в 16 - 19 столетиях), был его учеником, а Бесоуро, знаменитый капоэйрист начала столетия, был его помощником в рода, устраивавшихся в окрестностях Санто Амаро.
Мануэль Насименту Машаду (Manoel Nascimento Machado), Местре Ненель (Nenel), родился 26 сентября 1960 года в районе Северовосточная Амаралина (Nordeste de Amaralina) города Сальвадор, штат Баия. Он сын Маноэля дос Рейс Машаду (Manoel dos Reis Machado), мастера Бимбы (Bimba), создателя капоэйры режиональ, и Беренисы да Консейсау Насименто Д. Бены (Berenice da Conceição Nascimento D. Bena), однако воспитан он был иалоришей (yalorixá — религиозной последовательницей ориш кандомбле) Алисой Марией да Круз (Alice Maria da Cruz), известной как Мать Алиса (Mãe Alice). Начиная с раннего детства, Ненель посещал школу капоэйры своего отца — культурный, спортивный и региональный центр Баии, который размещался на улице Франциску Муниза Баррету (Rua Francisco Muniz Barreto), дом 1, по соседству с Ларанжейрас Антигас (Laranjeras Antigas). Там он начал свои тренировки и там он был посвящен в 1967 году вместе с его братьями Дэрмевалем (Dermeval), Формигой (Formiga), Луизом Анумом (Luiz Anum), Бобо (Bobó), Бету Шорао (Beto Chorão), и Тоиньо (Toinho) — в классе были только мальчики. Местре Бимба в это время был занят новым практическим приложением капоэйры — образовательной службой для детей и подростков. Практика, сегодня обычная для мастеров, считалась в те времена весьма выдающейся, и было рекомендовано открыть образовательные институты под руководством Бимбы, для подготовки к жизни в обществе детей и подростков (и исправлению хулиганов).
31 декабря 1972 года, Ненель со своей семьей переехал в город Гойания, штата Гойа, сопровождаемый местре Бимбой. В конце 1973, его отец заболел. Из-за этого, Ненель и его брат Формига начали экспериментировать с тем, что станет новым этапом в жизни капоэйры: поддерживаемые своим местре и отцом, они взяли на попечение его классы в центре Гойаны. Местре Бимба умер 5 февраля 1974 года, и поэтому, помимо преподавания в классах капоэйры Ненель должен был работать в других видах деятельности, чтобы помочь семье. Несмотря на трудности, он смог переехать вгород Бразилиа, где в 1975 основал свою первую академию, «Associação de Capoeira Regional Mestre Bimba Filho» (Ассоциация Капоэйры Режиональ Сына Местре Бимбы).
Ненель вернулся в Баию в сентябре 1977. Он выступил против двух баиянских чемпионов по капоэйре Ginga Associação de Capoeira (Ассоциация Джинга Капоэйра) местре Итапоана (Itapoan), дважды став баиянским чемпионом (1977 и 1978). Кроме того, что он был капоэйристом, Ненель также работал как курьер, официант, ассистент в офисе, и строитель. Он участвовал в выступлениях народных групп и играл капоэйру в уличных группах. В 1984, он пришел руководить классами в академии местре Моизеса Сукуйбы (Moises Sucuiba), размещенного в соседстве с Вале дас Педриньйас (Vale das Pedrinhas). В течении этих двух дет, он приобрел новые мотивы и начал развивать проект основания новой академии всецело посвященной охране и защите памяти и работы его отца.
Эта мечта осуществилась с основанием школы капоэйры Filhos de Bimba, открытой 10 июня 1986 года, с центром в академии фитнеса сеньора Генивалду Гарсия (Genivaldo Garcia), размещенной поблизости от Амаралины (Amaralina). В 1989, он был приглашен участвовать в образовательном проекте Liceu de Artes e Ofícios (Школа Искусств и Ремесел), где он установил новый центр школы Filhos de Bimba (имя благодаря которому его академия стала широко известна). С тех пор, его проект сильно расширился и стал знаменит в Бразилии и за ее пределами как основная опора капоэйры режиональ. Также великолепный игрок на беримбао, благодаря курсам для студентов, профессоров и мастеров он помогал спасти музыкальное наследие капоэйры режиональ, которое было в процессе исчезновения.
Он основатель и текущий президент Fundação Mestre Bimba, созданного 30 ноября 1994.
В текущее время он координирует Culture Show и Project Capoerê и является президентом школы капоэйры Filhos de Bimba и FUMEB.
Сальвадор, Баийя, 1910 год – в городе царила мистическая атмосфера в течение этих дней, поглотившая его обитателей, очарованных капоэйрой, батуке, самба ди рода и кандомбле. Ночи были спокойными, и можно было гулять по улицам даже в самые поздние часы, не боясь, что на тебя нападут и ограбят.
Но позже по городу начали распространяться вести о различных ночных нападениях. Самым странным было то, что, по слухам, все эти преступления были совершены женщиной, облаченной в черное, поджидавшей свою жертву в темном углу улицы. Когда жертва приближалась, женщина заводила с ней разговор, а затем нападала, нанося натренированный удар, и убегала, прихватив с собой имущество жертвы. Естественно, все это широко обсуждалась в капоэрских родах, и у каждого человека были свои догадки.
Однажды эту тему начал обсуждать Местре Паштинья со своими товарищами-капоэристами, среди которых были Doze Homens, Bigode de Seda, Eulampioи Duquinha. Нападения вызвали переполох среди населения города, в особенности из-за того, что нападающей была женщина. Один из капоэристов предложил, что эти преступления могли быть совершены одной из множества капоэристок, и пытался догадаться, какой именно, называя различные имена. Bigode de Seda был не согласен со всеми этими обвинениями и защищал женщин-капоэристок (многие из которых были его подругами), аргументируя, что ни одна из них не была способна на подобные деяния. Дискуссия длилась более часа, никто так и не смог догадаться, что это была за женщина, и все согласились с Bigode de Seda.
Нападения продолжались, и полиция не могла найти преступницу. Они арестовывали различных подозреваемых, но каждой из них удавалось доказать свою невиновность. А таинственная женщина все продолжала свои нападения.
Однажды Местре Паштинья узнал, что Bigode de Seda был поражен ножевым ранением в уличном бою. Паштинья навещал его почти каждый день, однако тому становилось все хуже и хуже. Однажды Паштинье сказали, что Bigode de Seda очень плохо себя чувствует и хочет его видеть.
Когда Паштинья пришел, Bigode de Seda попросил его подойти ближе. Он спросил его, слышно ли что-нибудь нового о нападениях таинственной женщины, и Местре Паштинья ответил, что в последнее время нападений вообще не было. Bigode de Seda попросил Паштинью подойти еще ближе и прошептал: «А больше их и не будет, Паштинья!» Он указал пальцем на старый шкаф. Местре подошел к нему, открыл ящик и нашел красивое черное платье, а Bigode de Seda испустил дух.