Закончив с экскурсом в историю PRIDE, переходим к истории появления небезызвестной американской UFC
Говорят, что если ты сможешь сделать это там, то сделаешь где угодно. Фрэнк Синатра говорил так о Нью-Йорке, однако Хорион Грейси думал так обо всей Америке.
"Я всегда знал, что если ты сделаешь что-то в Америке, то об этом узнают во всем мире", - сказал он однажды.
Хорион верил в то, что джиу-джитсу Грейси - это сильнейшее боевое искусство в мире. Его семья снова и снова доказывала это на улицах Бразилии. Но как Грейси могли заставить американцев понять то, как много они не знали без них?
Хорион: "Я вот что скажу, у нас было главной задачей доказать свое превосходство. Люди ведь... Они хотят проверить тебя, посмотреть, настолько ли ты хорош, как говоришь. Если ты куда-то придешь и начнешь всем рассказывать, что ты лучший в мире, то люди скажут: "А ты докажи". Это не только в Америке, где угодно они так скажут. Но в Америке - особенно, потому что они любят все американское"
И тут-то и нашла коса на камень. У Хориона было собрано множество уникальной информации, но он не знал, как ею поделиться с людьми. В те времена люди из боевых единоборств гнались в первую очередь за деньгами, обучая желающих неэффективному кунг-фу с элементами показухи и стилям карате, которые отлично смотрелись в фильмах Брюса Ли, но были куда менее эффективны в реальной жизни. Грейси стал тренировать всех, кого он мог найти, в своем гараже, предлагая первый урок бесплатно и второй - тоже бесплатно, если сможешь привести с собой друга.
Он кое-как сводил концы с концами, занимаясь уборкой домов, пока однажды жена одного телепродюсера не сказала ему, что он мог бы попробовать себя в кино. Хорион появлялся в небольших ролях в ТВ-шоу, таких как "Старски и Хатч" и "Отель", с помощью чего Грейси смог немного "раскрутиться" и стал привлекать себе новых учеников из кинобизнеса. Но съемки в фильмах не были его призванием. Он безумно хотел принести миф имени Грейси в Америку. Его дядя однажды, много лет назад, дал объявление в газете: "Если вы хотите себе сломанную руку или ребро, то позвоните Карлосу Грейси". Хорион пробовал несколько вариантов этой проверенной стратегии, вызывая на бой и побеждая местных учителей карате и кокбоксеров и организовывая занятия для местных сотрудников правоохранительных органов. Один продюсер увидел, как Хорион дерется с кикбоксером Ральфом Алгерией и нанял его хореографом для финальной сцены битвы в фильме "Смертельное оружие". После этого он еще обучал Чака Норриса приемам джиу-джитсу для предстоящих боев на съемочной площадке, и со временем к нему стало идти все больше и больше студентов.
В Калифорнии бизнес Хориона процветал, однако он пока так и не добился своей главной цели: сделать джиу-джитсу Грейси общемировым феноменом. Он поднял ставки на турнирах "Вызов Грейси", принимая бой с любым желающим, и победитель боя получал $100 тысяч. Желающих не нашлось, однако он привлек внимание Playboy. В статье, которая называлась просто "Bad", рассказывалось о тех читателях журнала, которые высказывались в пользу Грейси и его системы, а самого его нарекли "самым крутым мужиком в Штатах, у которого нет никаких официальных титулов, проводящим по одному бою в год".
Вполне справедливо будет сказать, что если бы не Playboy, то мы бы никогда не увидели ММА такими, какими они выглядят сейчас. Рекламщик Арт Дэйви прочитал эту статью и был заинтригован. Он как раз находился в поиске нового героя спорта для рекламы пива Tecate.
Арт Дэйви: "Моя компания занималась изготовлением рекламы для нашего клиента - импортеров пива. И меня попросили поработать с возможными альтернативными спонсорскими сделками в рамках этого проекта, так чтобы это не казалось бокса, но при этом могло привлечь мужскую аудиторию от 18 от 34 лет. Когда я служил в морской пехоте, то мы периодически собирались все вместе и обсуждали то, какое боевое искусство сильнее всего, если бы можно было взять по одному бойцу из каждого и свести их на ринге. Мог бы боксер побить мастера карате? Мог бы эксперт дзюдо победить специалиста по кунг-фу? И поэтому когда ребята из Tecate попросили меня насчет этой идеи спонсорства, то эта концепция сразу же появилась в моей голове. Я провел исследование всех людей, которые представляли разные виды бовых искусств в Штатах. Именно так я и наткнулся на джиу-джитсу Грейси - прочитав статью в Playboy за 1989 год"
В конце концов рекламная сделка сорвалась, но Дэйви увидел в джиу-джитсу большой потенциал и помог Хориону наладить продажу его видеокассет "Грейси в действии". В этих видео показывалось, как на протяжении долгих лет члены семьи Грейси принимали вызовы самопровозглашенных мастеров боевых искусств
Эти бои комментировал сам Хорион на своем фирменном ломаном английском, и когда люди это увидели, то просто сошли с ума. А Дэйви увидел долларовый потенциал. Он любил мыслить большими категориями, и потому предложил Хориону отличную идею. Как насчет того, чтобы расширить "Вызов Грейси" до большого турнира, битвы разных стилей, в которой представители разных единоборств могли бы соперничать за право называться лучшим? Вместе с режиссером Джоном Милиусом ("Конан", "Красный рассвет") они родили идею, которая в конце концов и дала начало турнирам UFC.
Арт Дэйви: "Милиус, Грейси и я однажды вечером собрались и стали беседовать в том же стиле, что и морпехи во Вьетнаме, типа что бы случилось, если бы Рэй Робинсон был жив и подрался бы с Брюсом ли, кто бы победил и так далее. В боевых искусствах у людей всегда возникает множество таких вот "а что, если бы?..." И из этого родилась идея провести этот турнир. Я вернулся в свое агентство и вместе с нашими ребятами из художественного отдела мы соорудили слоган "The War of the Worlds" ("Война миров"). Я сказал: "Давайте организовывать турнир". Мы еще поговорили на этот счет с Милиусом и Грейси. Милиус сказал, что он мог бы подтянуть людей из области единоборств. Хорион сказал, что он показал бы, как это может работать технически. Я сказал, что буду заниматься раскруткой и найду деньги"
Показ этого шоу по ТВ был очень хитрым ходом, таким же, как и в UFC времен правления Zuffa десять лет спустя. Показать якобы легальные бои между неизвестными бойцами в клетке - такое продать было непросто. В тот момент, когда Дэйви решил подкинуть этот проект Semaphore Entertainment Group (SEG), он уже практически на ладан дышал, с этим турниром отказывались сотрудничать все другое промоутеры PPV, рынка, который в те времена был еще относительно новым.
Разработчик программ SEG Кэмпбелл МакЛарен: "Я был в листе тех, кого он намеревался обзвонить. Он позвонил в Showtime, и ему сказали: "Да пошел бы ты!" Он позвонил на HBO, и ему сказали: "Чего? Просто заткнись" Возможно, он вообще ни с кем так и не смог по-нормальному поговорить тогда. Но мы тогда очень хорошо делали свое дело"
SEG начала выяснять, что в данной ситуации с данным продуктом сработает лучше всего. Почему люди должны захотеть за это платить? У них был уже достаточно ограниченный успех с концертами и выступлениями комиков, и сейчас компании нужна была свежая идея.
Исполнительный директор SEG Дэвид Айзекс: "Когда вы смотрите что-то PPV, то все, что на тот момент продавалось по данной системе - это прорестлинг, порно и Майк Тайсон. Мы пытались придумать новые категории этого рынка. Я делал PPV для детей, в этом участвовали люди, которые делали детский сериал "Thomas the Tank Engine". Мы пытались найти какие-то новые штуки, за которые люди готовы заплатить отдельно. Это для нас была как заученная мантра. Мы активно искали что-нибудь такое, постоянно. Кэмпбелл работал над программной стороной дела, а на мне была ответственность типа "мы не можем больше работать с этими концертами, потому что цена им - дерьмо". Насколько опасен был этот турнир для бойцов? Спорт это вообще или нет? Мы посмотрели эту кассету, где брат Хориона дрался на пляже, где он такой типа: "Ага, этот чувак наехал на семью Грейси!" И стоит его соперник, какой-то здоровый бодибилдер, и один из мелких братьев Грейси его лупит. Это было так привлекательно, наше седьмое чувство сразу сказало: "Ох, дерьмо! Вот это реально интересная хрень!" Но вот только как нам это все обставить?"
"Война миров" была именно тем, что искала SEG. МакЛарен искал что-то типа рестлинга в стиле луча либре (мексиканская разновидность прорестлинга, где герои выступают в масках героев и злодеев) и сокрушительных битв. Но потом ему пришлось оставить эту идею, потому что это турнир был реально серьезным делом.
Кэмпбелл МакЛарен: "Мы всегда искали то, что отличалось бы от всего остального и было бы по-настоящему дикой затеей. Когда появилась эта идея боев без правил, я искал что-то дикое. Чего я не ожидал - так это увидеть таких честных и прямых людей, какими были Грейси. В нашей жизни, а особенно в шоу-бизнесе, честность и прямота далеко не всегда помогают. Я встретился с ними, и они были настроены крайне серьезно. Тогда меня очень зацепила эта идея, и я принялся убеждать всех и каждого в том, что мы можем должны это сделать"
МакЛарена переполнял энтузиазм по поводу этого проекта, и он продвинул его лично до Боба Мейровица, своего босса. Мейровиц сделал себе имя в сфере радио, но имел способности и к драматургии, именно он раскручивал теннисный матч между Джимми Коннорсом и Мартиной Навратиловой в стиле "Войны полов", как это было у Билли Джин Кинг и Бобби Риггза. Мейровиц был готов дать добро на создание UFC, однако на самом деле в самом начале этого пути он не "повелся" на эту идею на все сто.
МакЛарен: "Как можно было это реализовать? У успеха всегда много отцов, только поражение остается сиротой. И именно так все и было с UFC. Спустя какое-то время, когда я говорил с Бобом, то он мне же рассказывал, что это он сам придумал концепцию всего турнира, и это меня насмешило до слез, потому что на том турнире были мы все, а сам Боб даже не появился на UFC 1. На самом-то деле правда заключается в том, что во многих смыслах концепцию этого турнира создал Хорион Грейси. Это был по сути тот же "Вызов Грейси". Там была энергия Арта Дэйви, дело всей жизни Хориона и его семьи, Дэвид Айзекс вносил некоторую упорядоченность в этот хаос. А Боб Мейровиц забрал себе всю славу, даже несмотря на то, что он сам все поручил делать мне. Ты должен воздать должное кому-то, если он просто дает своим работникам делать свое дело. Вполне нормальная ситуация для продюсеров. А как насчет участников? Мэнни Ярборо сделал ничуть не меньше всех остальных для того, чтобы запустить этот проект. А тот ниндзя, которого Пэт Смит побил на UFC 2? Его окровавленное лицо тоже помогло нам подняться на ноги"
Когда SEG окончательно взялась за этo, то оставалось только представить всю эту кособокую идею телевизионщикам
Айзекс: "Им нужен был большой турнир продолжительностью в несколько месяцев, и наша "Война миров" зашла в тупик. Мы придали ей немного привлекательности и сделали из этого турнир, который шел в течение одного вечера. Я не думаю, что если бы они тогда отказались от нашей "Войны миров", то вы бы когда-нибудь услышали о ней еще раз"
Итак, был придуман турнир, который шел в течение одного вечера, и по его итогам выявлялся чемпион среди боевых искусств. Теперь нужно было найти место для такого турнира. Идея с рингом была сразу отметена, потому что Хорион заявил, что он не сможет эффективно сдерживать бойцов и это нецелесообразно с точки зрения их безопасности. Милиус изучил историю античного панкратиона и предложил проводить бои в яме, типа той, которую он однажды использовал в фильме "Конан". Дэйви тоже был за яму, но только окруженную плексигласовым рвом. В конце концов сошлись на восьмиугольнике, который обошелся в $34 тысячи, и хотя это была очень отличная от других привычных сооружений конструкция, с точки зрения телепоказа она была достаточно удобна. Когда вице-президент SEG по маркетингу Майкл Абрахамсон придумал название "Ultimate Fighting Championship", то шоу было окончательно готово к запуску. План проведения уже был готов, и теперь у Дэйви и Хориона было новое задание: найти восемь бойцов для участия в турнире.
Хорион хотел, чтобы семью Грейси представлял его брат Хойс. Хиксон выглядел более очевидной кандидатурой на эту роль со своей харизмой, мышцами и прошлым агрессивного уличного бойца. В то время он как раз находился на пике формы, и наверняка сумел бы уничтожить всех своих соперников самым убедительным образом. Но Хорион думал, что это не самый верный способ показать весь потенциал джиу-джитсу. В случае с Хиксоном основной акцент делался бы на атлета лично, а не на систему, которую он представляет. Что еще важнее, на тот момент Хиксон уже открыл в Америке соперничающую школу джиу-джитсу и принялся обучать людей своему искусству.
Хорион Грейси: "У Хиксона было больше опыта, чем у Хойса, однако он решил идти своей дорогой. Я чувствовал, что именно Хойс может стать убедительным примером того, что джиу-джитсу может сделать с любым человеком"
Пока SEG у Дэйви упирали на промоушен и интересность предстоящего шоу, Хорион преследовал свои цели. В первую очередь он стремился именно к раскрутке джиу-джитсу семьи Грейси.
Хорион Грейси: "С тех пор, как четверть века назад я переехал в Америку, моей главной целью было обратить внимание людей на важность боя в партере. Я хотел, чтобы каждый учился этому искусству, которое для меня значило так много... Турнир UFC я рассматривал как возможность показать миру правду и ложь, присущие современным теориям боевых искусств"
Хойс был самым маленьким участником турнира, и это было не случайно. Когда хилый бразилец заставлял превосходящих по размеру противников сдаваться, легитимность джиу-джитсу как стиля была более очевидной.
Айзекс: "Я думаю, что Хорион во всей этой идее не преследовал ничего, кроме личных интересов. Он создал всю систему этого бизнеса, продавал видео и проводил семинары - все для того, чтобы доказать, что джиу-джитсу - это всерьез и надолго"
То, что Хорион Грейси выбирал оппонентов для своего брата на шоу, промоутером которого он же и являлся, было явным конфликтом интересов. Но он не использовал свою должность для того, чтобы облегчить брату путь к победе. Он просто не думал, что это необходимо. Он и Арт Дэйви просто искали лучших бойцов, которых только могли найти.
Арт Дейви: "Я сказал Хориону: "Единственным человеком, который будет выбирать бойцов, буду я. Если ты согласен, и если ты будешь придерживаться этого правила, если этот турнир будет открыт для всех и все стили будут представлены на равных основаниях, то я буду это все делать. Никак по-другому я не согласен". И все сразу же согласились. Все было организовано таким образом, что у меня было право принимать решения, в противном случае я бы отказался в этом участвовать. Я хотел выявить лучшего бойца в мире. Если им станет Грейси - отлично. Если нет, то UFC пойдет дальше. Вся организация не могла зависеть лишь от победы одного человека"
Те, кого выбрали для участия представляли собой весьма интересное сборище людей. Грейси хотел заявить в турнир кикбоксера мирового класса, но когда Денис Алексио и Эрнесто Хуст отказались, то они ухватились за звезду 80-х Кевина Розье, который на тот момент был уже очень далек от своей оптимальной формы. Зейн Фрейзер и местная звезда Пэт Смит тоже были кикбоксерами, но более мелкого пошиба. Фрейзер был тем единственным бойцом, об участии которого Хорион просил лично. Он произвел большое впечатление на Грейси, когда побил на местном турнире по карате Фрэнка Дакса, бойца, который стал прототипом главного героя "Кровавый спорт" с Ван Даммом.
Жерар Гордо был экспертом по сават и карате из Голландии, а также жестоким уличный бойцом. Позже на турнире в Японии он покалечил своего соперника с помощью постоянных тычков в глаза. Он был вышибалой и телохранителем у европейских продюсеров порнофильмов, и шутки с ним были плохи. Он встретился с 400-фунтовым борцом сумо по имени Тэйла Тули в первом раунде турнира. Тули не произнес не слова за всю неделю, которая предшествовала турниру. И когда бойцы стали спорить о правилах турнира (не выкалывать глаза и не бить в пах), то Тули просто встал и сказал: "Я пришел сюда драться. Я подерусь с любым желающим. До завтра"
Для SEG самым важным участником кроме Грейси являлся боксер Арт Джиммерсон. Грейси уже долгие годы мечтали встретиться с топовым боксером. Хелио вызывал на бой Джо Луиса и Эззарда Чарльза, а Хорион и Хиксон бросали вызов Майку Тайсону. Проблема в те времена, как, впрочем, и сейчас, была в том, что очень сложно найти нужное количество денег для того, чтобы затащить действительно классного боксера в ринг. Сначала были попытки пригласить Джеймса "Костолома" Смита, но когда оказалось, что приз за победу в трех боя за один вечер составит всего $20 тысяч, то интерес боксеров окончательно потух. К счастью для UFC, Джиммерсон как раз собирался купить дом и остро нуждался именно в такой быстрой халтурке. И за $20 тысяч гарантированных денег за участие бывший боксер из топовой десятки согласился выйти в октагон. Позже люди обвиняли семью Грейси в том, что турнирная сетка была сделана специально под Хойса. Единственной правдой было то, что они хотели, чтобы член семьи наконец смог встретиться с топовым боксером.
Кен Шемрок
Последним участником турнира был заявлен тот, кто впоследствии стал одним из самых значимых бойцов в истории UFC, прорестлер из Лоди, штат Калифорния, который был абсолютно уверен, что никто из участников не сможет побить его в этот вечер
Кенни Шемрок постоянно дрался. Он оказался на улице еще до того, как ему исполнилось 13 лет, после чего был помещен под надзор комиссии по делам несовершеннолетних, откуда он периодически кочевал по детским домам и приютам. Было очевидно, что рано или поздно такая дорога приведет его либо в тюрьму, либо в морг - и в этот момент в его жизни появился Боб Шемрок.
Шемрок-страший посвятил свою жизнь работе с трудными подростками и сумел вырастить сотни тинэйджеров и привить им дисциплину и любовь к спорту. Если в доме начинались какие-то конфликты, то их решали с помощью двух пар боксерских перчаток, чтобы ребята могли выпустить пар и снять напряжение. Скоро Кен стал чемпионом среди воспитанников Боба и первоклассным игроком в американский футбол, а также отличным борцом. Однажды сломанная шея закрыла ему доступ в мир профессионального футбола, но это никогда не было помехой для его желания драться. К 19 годам он уже вовсю дрался на подпольных турнирах и соревнованиях любителей. Когда любовь к постоянным дракам стала превращаться в проблему, то Боб направил энергию своего сына в ненастоящие бои. Кен тренировался с Баззом Сойером и выступал на соревнованиях по прорестлингу в Северной Каролине под именем Винс Торелли. С помощью такой работы вряд ли можно было даже оплатить все приходящие счета, однако Кен пользовался "халтуркой" в виде выступлений на настоящих бойцовских турнирах, заработав себе прозвище "Один Удар" благодаря своему отличному удару с правой.
Прорестлер Дин Маленко решил, что природная агрессивность Шемрока и его любительские бойцовские навыки отлично подойдут для нового стиля прорестлинга, который в тот момент начал стремительно завоевывать популярность в Японии. Рестлинг в UWF был максимально приближен к условиям реального боя. Удары ногами производились в полную силу, а большая часть матча проходила в партере, куда рестлеры переводили друг друга с помощью красивых бросков, после чего пытались взять соперника на болевой. Маленко представил Кена Сэмми Саронаке, который устроил для него очень трудное физическое испытание, тест на мужество и крепость духа, который сам Шемрок потом неоднократно устраивал для своих учеников, когда открыл свой тренировочный центр, знаменитый Lion's Den.
Еще одно испытание ждало Кена, когда он прилетел в Японию. Он сам считал себя крепким парнем, однако когда он встретился в ринге с будущими основателями современной Pancrase (изначально эта организация занималась прорестлингом, организовывая турниры на протяжении последних 100 лет) Минору Сузуки и Масакатсу Фунаки, Шемрок понял, что ему предстоит еще многому научиться. С помощью своей силы и борцовских навыков он мог завалить их партер, однако там он попадался на всемозможные болевые и удушающие в исполнении уступающих ему в габаритах японцев. Они наказывали его за ошибки снова и снова - и ему это нравилось. Он остался в Японии, стал учиться проводить всевозможные болевые сам, стал лучшим учеником Фунаки и его учителя, легендарного прорестлера Карла Готча. Когда Фунаки и Сузуки дали старт своей собственной организации, которая должна была стать "настоящим прорестлингом", то есть настоящим боем, но по правилам прорестлинга, то Кена сразу же пригласили туда.
Он отлично выступал в Pancrase, так же, как это ему удавалось ранее в подпольных боях. Он весил под центнер и был так же хорош в партере, как и любой другой боец в Японии. На первом шоу Pancrase он с помощью удушающего приема победил своего учителя Фунаки в главном бое вечера.
Кен Шемрок: "Это был наш с ним первый бой, и мне было не очень комфортно от того, что я дерусь со своим тренером Фунаки. И ты знаешь, что тебе нужно идти вперед, бороться, ты знаешь, что твой соперник - очень крепкий парень, и бой с ним позволит тебе выйти на новый уровень. И если у тебя есть шанс взять его на болевой, то готов ли ты сломать ему руку, если будет надо? Ты заставишь его сдаться любой ценой? Или ты отпустишь его, если он не захочет сдаваться? Мы вышли, сделали свое дело - и все вышло как нельзя лучше, потому что никто особенно не пострадал"
Когда ученик Кена Скотт Бессак увидел рекламу UFC в журнале "Black Belt", то он показал ее Кену, и тот был заинтригован.
Кен: "Я дрался в Японии на турнире Pancrase всего за четыре дня до этого турнира. Потом я сразу сел на самолет, прилетел в Денвер, оставалось всего три дня. Турнир проходил на высоте одной мили над поверхностью моря, там была разница в 16 часовых поясов по сравнению с Японией, и я думал, что кто-нибудь сразу же придет и скажет мне: "Значит так, все будет следующим образом..." Однако никто мне ничего не рассказал, и я подумал: "Ого, похоже, что это - реальный турнир"
Шемрок был не единственным человеком, который не знал, чего ему ожидать от всего этого. Когда 12 ноября 1993 года на McNichol Arena в Денвере закрылась дверь клетки, то никто не знал, что же будет дальше.
Закончив с экскурсом в историю PRIDE, переходим к истории появления небезызвестной американской UFC
Говорят, что если ты сможешь сделать это там, то сделаешь где угодно. Фрэнк Синатра говорил так о Нью-Йорке, однако Хорион Грейси думал так обо всей Америке.
"Я всегда знал, что если ты сделаешь что-то в Америке, то об этом узнают во всем мире", - сказал он однажды.
Хорион верил в то, что джиу-джитсу Грейси - это сильнейшее боевое искусство в мире. Его семья снова и снова доказывала это на улицах Бразилии. Но как Грейси могли заставить американцев понять то, как много они не знали без них?
И тут-то и нашла коса на камень. У Хориона было собрано множество уникальной информации, но он не знал, как ею поделиться с людьми. В те времена люди из боевых единоборств гнались в первую очередь за деньгами, обучая желающих неэффективному кунг-фу с элементами показухи и стилям карате, которые отлично смотрелись в фильмах Брюса Ли, но были куда менее эффективны в реальной жизни. Грейси стал тренировать всех, кого он мог найти, в своем гараже, предлагая первый урок бесплатно и второй - тоже бесплатно, если сможешь привести с собой друга.
Он кое-как сводил концы с концами, занимаясь уборкой домов, пока однажды жена одного телепродюсера не сказала ему, что он мог бы попробовать себя в кино. Хорион появлялся в небольших ролях в ТВ-шоу, таких как "Старски и Хатч" и "Отель", с помощью чего Грейси смог немного "раскрутиться" и стал привлекать себе новых учеников из кинобизнеса. Но съемки в фильмах не были его призванием. Он безумно хотел принести миф имени Грейси в Америку. Его дядя однажды, много лет назад, дал объявление в газете: "Если вы хотите себе сломанную руку или ребро, то позвоните Карлосу Грейси". Хорион пробовал несколько вариантов этой проверенной стратегии, вызывая на бой и побеждая местных учителей карате и кокбоксеров и организовывая занятия для местных сотрудников правоохранительных органов. Один продюсер увидел, как Хорион дерется с кикбоксером Ральфом Алгерией и нанял его хореографом для финальной сцены битвы в фильме "Смертельное оружие". После этого он еще обучал Чака Норриса приемам джиу-джитсу для предстоящих боев на съемочной площадке, и со временем к нему стало идти все больше и больше студентов.
Вполне справедливо будет сказать, что если бы не Playboy, то мы бы никогда не увидели ММА такими, какими они выглядят сейчас. Рекламщик Арт Дэйви прочитал эту статью и был заинтригован. Он как раз находился в поиске нового героя спорта для рекламы пива Tecate.
Арт Дэйви: "Моя компания занималась изготовлением рекламы для нашего клиента - импортеров пива. И меня попросили поработать с возможными альтернативными спонсорскими сделками в рамках этого проекта, так чтобы это не казалось бокса, но при этом могло привлечь мужскую аудиторию от 18 от 34 лет. Когда я служил в морской пехоте, то мы периодически собирались все вместе и обсуждали то, какое боевое искусство сильнее всего, если бы можно было взять по одному бойцу из каждого и свести их на ринге. Мог бы боксер побить мастера карате? Мог бы эксперт дзюдо победить специалиста по кунг-фу? И поэтому когда ребята из Tecate попросили меня насчет этой идеи спонсорства, то эта концепция сразу же появилась в моей голове. Я провел исследование всех людей, которые представляли разные виды бовых искусств в Штатах. Именно так я и наткнулся на джиу-джитсу Грейси - прочитав статью в Playboy за 1989 год"
В конце концов рекламная сделка сорвалась, но Дэйви увидел в джиу-джитсу большой потенциал и помог Хориону наладить продажу его видеокассет "Грейси в действии". В этих видео показывалось, как на протяжении долгих лет члены семьи Грейси принимали вызовы самопровозглашенных мастеров боевых искусств
Эти бои комментировал сам Хорион на своем фирменном ломаном английском, и когда люди это увидели, то просто сошли с ума. А Дэйви увидел долларовый потенциал. Он любил мыслить большими категориями, и потому предложил Хориону отличную идею. Как насчет того, чтобы расширить "Вызов Грейси" до большого турнира, битвы разных стилей, в которой представители разных единоборств могли бы соперничать за право называться лучшим? Вместе с режиссером Джоном Милиусом ("Конан", "Красный рассвет") они родили идею, которая в конце концов и дала начало турнирам UFC.
Арт Дэйви: "Милиус, Грейси и я однажды вечером собрались и стали беседовать в том же стиле, что и морпехи во Вьетнаме, типа что бы случилось, если бы Рэй Робинсон был жив и подрался бы с Брюсом ли, кто бы победил и так далее. В боевых искусствах у людей всегда возникает множество таких вот "а что, если бы?..." И из этого родилась идея провести этот турнир. Я вернулся в свое агентство и вместе с нашими ребятами из художественного отдела мы соорудили слоган "The War of the Worlds" ("Война миров"). Я сказал: "Давайте организовывать турнир". Мы еще поговорили на этот счет с Милиусом и Грейси. Милиус сказал, что он мог бы подтянуть людей из области единоборств. Хорион сказал, что он показал бы, как это может работать технически. Я сказал, что буду заниматься раскруткой и найду деньги"
Показ этого шоу по ТВ был очень хитрым ходом, таким же, как и в UFC времен правления Zuffa десять лет спустя. Показать якобы легальные бои между неизвестными бойцами в клетке - такое продать было непросто. В тот момент, когда Дэйви решил подкинуть этот проект Semaphore Entertainment Group (SEG), он уже практически на ладан дышал, с этим турниром отказывались сотрудничать все другое промоутеры PPV, рынка, который в те времена был еще относительно новым.
Разработчик программ SEG Кэмпбелл МакЛарен: "Я был в листе тех, кого он намеревался обзвонить. Он позвонил в Showtime, и ему сказали: "Да пошел бы ты!" Он позвонил на HBO, и ему сказали: "Чего? Просто заткнись" Возможно, он вообще ни с кем так и не смог по-нормальному поговорить тогда. Но мы тогда очень хорошо делали свое дело"
Исполнительный директор SEG Дэвид Айзекс: "Когда вы смотрите что-то PPV, то все, что на тот момент продавалось по данной системе - это прорестлинг, порно и Майк Тайсон. Мы пытались придумать новые категории этого рынка. Я делал PPV для детей, в этом участвовали люди, которые делали детский сериал "Thomas the Tank Engine". Мы пытались найти какие-то новые штуки, за которые люди готовы заплатить отдельно. Это для нас была как заученная мантра. Мы активно искали что-нибудь такое, постоянно. Кэмпбелл работал над программной стороной дела, а на мне была ответственность типа "мы не можем больше работать с этими концертами, потому что цена им - дерьмо". Насколько опасен был этот турнир для бойцов? Спорт это вообще или нет? Мы посмотрели эту кассету, где брат Хориона дрался на пляже, где он такой типа: "Ага, этот чувак наехал на семью Грейси!" И стоит его соперник, какой-то здоровый бодибилдер, и один из мелких братьев Грейси его лупит. Это было так привлекательно, наше седьмое чувство сразу сказало: "Ох, дерьмо! Вот это реально интересная хрень!" Но вот только как нам это все обставить?"
Кэмпбелл МакЛарен: "Мы всегда искали то, что отличалось бы от всего остального и было бы по-настоящему дикой затеей. Когда появилась эта идея боев без правил, я искал что-то дикое. Чего я не ожидал - так это увидеть таких честных и прямых людей, какими были Грейси. В нашей жизни, а особенно в шоу-бизнесе, честность и прямота далеко не всегда помогают. Я встретился с ними, и они были настроены крайне серьезно. Тогда меня очень зацепила эта идея, и я принялся убеждать всех и каждого в том, что мы можем должны это сделать"
МакЛарена переполнял энтузиазм по поводу этого проекта, и он продвинул его лично до Боба Мейровица, своего босса. Мейровиц сделал себе имя в сфере радио, но имел способности и к драматургии, именно он раскручивал теннисный матч между Джимми Коннорсом и Мартиной Навратиловой в стиле "Войны полов", как это было у Билли Джин Кинг и Бобби Риггза. Мейровиц был готов дать добро на создание UFC, однако на самом деле в самом начале этого пути он не "повелся" на эту идею на все сто.
МакЛарен: "Как можно было это реализовать? У успеха всегда много отцов, только поражение остается сиротой. И именно так все и было с UFC. Спустя какое-то время, когда я говорил с Бобом, то он мне же рассказывал, что это он сам придумал концепцию всего турнира, и это меня насмешило до слез, потому что на том турнире были мы все, а сам Боб даже не появился на UFC 1. На самом-то деле правда заключается в том, что во многих смыслах концепцию этого турнира создал Хорион Грейси. Это был по сути тот же "Вызов Грейси". Там была энергия Арта Дэйви, дело всей жизни Хориона и его семьи, Дэвид Айзекс вносил некоторую упорядоченность в этот хаос. А Боб Мейровиц забрал себе всю славу, даже несмотря на то, что он сам все поручил делать мне. Ты должен воздать должное кому-то, если он просто дает своим работникам делать свое дело. Вполне нормальная ситуация для продюсеров. А как насчет участников? Мэнни Ярборо сделал ничуть не меньше всех остальных для того, чтобы запустить этот проект. А тот ниндзя, которого Пэт Смит побил на UFC 2? Его окровавленное лицо тоже помогло нам подняться на ноги"
Когда SEG окончательно взялась за этo, то оставалось только представить всю эту кособокую идею телевизионщикам
Айзекс: "Им нужен был большой турнир продолжительностью в несколько месяцев, и наша "Война миров" зашла в тупик. Мы придали ей немного привлекательности и сделали из этого турнир, который шел в течение одного вечера. Я не думаю, что если бы они тогда отказались от нашей "Войны миров", то вы бы когда-нибудь услышали о ней еще раз"
Итак, был придуман турнир, который шел в течение одного вечера, и по его итогам выявлялся чемпион среди боевых искусств. Теперь нужно было найти место для такого турнира. Идея с рингом была сразу отметена, потому что Хорион заявил, что он не сможет эффективно сдерживать бойцов и это нецелесообразно с точки зрения их безопасности. Милиус изучил историю античного панкратиона и предложил проводить бои в яме, типа той, которую он однажды использовал в фильме "Конан". Дэйви тоже был за яму, но только окруженную плексигласовым рвом. В конце концов сошлись на восьмиугольнике, который обошелся в $34 тысячи, и хотя это была очень отличная от других привычных сооружений конструкция, с точки зрения телепоказа она была достаточно удобна. Когда вице-президент SEG по маркетингу Майкл Абрахамсон придумал название "Ultimate Fighting Championship", то шоу было окончательно готово к запуску. План проведения уже был готов, и теперь у Дэйви и Хориона было новое задание: найти восемь бойцов для участия в турнире.
Хорион хотел, чтобы семью Грейси представлял его брат Хойс. Хиксон выглядел более очевидной кандидатурой на эту роль со своей харизмой, мышцами и прошлым агрессивного уличного бойца. В то время он как раз находился на пике формы, и наверняка сумел бы уничтожить всех своих соперников самым убедительным образом. Но Хорион думал, что это не самый верный способ показать весь потенциал джиу-джитсу. В случае с Хиксоном основной акцент делался бы на атлета лично, а не на систему, которую он представляет. Что еще важнее, на тот момент Хиксон уже открыл в Америке соперничающую школу джиу-джитсу и принялся обучать людей своему искусству.
Пока SEG у Дэйви упирали на промоушен и интересность предстоящего шоу, Хорион преследовал свои цели. В первую очередь он стремился именно к раскрутке джиу-джитсу семьи Грейси.
Хорион Грейси: "С тех пор, как четверть века назад я переехал в Америку, моей главной целью было обратить внимание людей на важность боя в партере. Я хотел, чтобы каждый учился этому искусству, которое для меня значило так много... Турнир UFC я рассматривал как возможность показать миру правду и ложь, присущие современным теориям боевых искусств"
Хойс был самым маленьким участником турнира, и это было не случайно. Когда хилый бразилец заставлял превосходящих по размеру противников сдаваться, легитимность джиу-джитсу как стиля была более очевидной.
Айзекс: "Я думаю, что Хорион во всей этой идее не преследовал ничего, кроме личных интересов. Он создал всю систему этого бизнеса, продавал видео и проводил семинары - все для того, чтобы доказать, что джиу-джитсу - это всерьез и надолго"
Арт Дейви: "Я сказал Хориону: "Единственным человеком, который будет выбирать бойцов, буду я. Если ты согласен, и если ты будешь придерживаться этого правила, если этот турнир будет открыт для всех и все стили будут представлены на равных основаниях, то я буду это все делать. Никак по-другому я не согласен". И все сразу же согласились. Все было организовано таким образом, что у меня было право принимать решения, в противном случае я бы отказался в этом участвовать. Я хотел выявить лучшего бойца в мире. Если им станет Грейси - отлично. Если нет, то UFC пойдет дальше. Вся организация не могла зависеть лишь от победы одного человека"
Те, кого выбрали для участия представляли собой весьма интересное сборище людей. Грейси хотел заявить в турнир кикбоксера мирового класса, но когда Денис Алексио и Эрнесто Хуст отказались, то они ухватились за звезду 80-х Кевина Розье, который на тот момент был уже очень далек от своей оптимальной формы. Зейн Фрейзер и местная звезда Пэт Смит тоже были кикбоксерами, но более мелкого пошиба. Фрейзер был тем единственным бойцом, об участии которого Хорион просил лично. Он произвел большое впечатление на Грейси, когда побил на местном турнире по карате Фрэнка Дакса, бойца, который стал прототипом главного героя "Кровавый спорт" с Ван Даммом.
Жерар Гордо был экспертом по сават и карате из Голландии, а также жестоким уличный бойцом. Позже на турнире в Японии он покалечил своего соперника с помощью постоянных тычков в глаза. Он был вышибалой и телохранителем у европейских продюсеров порнофильмов, и шутки с ним были плохи. Он встретился с 400-фунтовым борцом сумо по имени Тэйла Тули в первом раунде турнира. Тули не произнес не слова за всю неделю, которая предшествовала турниру. И когда бойцы стали спорить о правилах турнира (не выкалывать глаза и не бить в пах), то Тули просто встал и сказал: "Я пришел сюда драться. Я подерусь с любым желающим. До завтра"
Кен Шемрок
Последним участником турнира был заявлен тот, кто впоследствии стал одним из самых значимых бойцов в истории UFC, прорестлер из Лоди, штат Калифорния, который был абсолютно уверен, что никто из участников не сможет побить его в этот вечер
Кенни Шемрок постоянно дрался. Он оказался на улице еще до того, как ему исполнилось 13 лет, после чего был помещен под надзор комиссии по делам несовершеннолетних, откуда он периодически кочевал по детским домам и приютам. Было очевидно, что рано или поздно такая дорога приведет его либо в тюрьму, либо в морг - и в этот момент в его жизни появился Боб Шемрок.
Прорестлер Дин Маленко решил, что природная агрессивность Шемрока и его любительские бойцовские навыки отлично подойдут для нового стиля прорестлинга, который в тот момент начал стремительно завоевывать популярность в Японии. Рестлинг в UWF был максимально приближен к условиям реального боя. Удары ногами производились в полную силу, а большая часть матча проходила в партере, куда рестлеры переводили друг друга с помощью красивых бросков, после чего пытались взять соперника на болевой. Маленко представил Кена Сэмми Саронаке, который устроил для него очень трудное физическое испытание, тест на мужество и крепость духа, который сам Шемрок потом неоднократно устраивал для своих учеников, когда открыл свой тренировочный центр, знаменитый Lion's Den.
Еще одно испытание ждало Кена, когда он прилетел в Японию. Он сам считал себя крепким парнем, однако когда он встретился в ринге с будущими основателями современной Pancrase (изначально эта организация занималась прорестлингом, организовывая турниры на протяжении последних 100 лет) Минору Сузуки и Масакатсу Фунаки, Шемрок понял, что ему предстоит еще многому научиться. С помощью своей силы и борцовских навыков он мог завалить их партер, однако там он попадался на всемозможные болевые и удушающие в исполнении уступающих ему в габаритах японцев. Они наказывали его за ошибки снова и снова - и ему это нравилось. Он остался в Японии, стал учиться проводить всевозможные болевые сам, стал лучшим учеником Фунаки и его учителя, легендарного прорестлера Карла Готча. Когда Фунаки и Сузуки дали старт своей собственной организации, которая должна была стать "настоящим прорестлингом", то есть настоящим боем, но по правилам прорестлинга, то Кена сразу же пригласили туда.
Кен Шемрок: "Это был наш с ним первый бой, и мне было не очень комфортно от того, что я дерусь со своим тренером Фунаки. И ты знаешь, что тебе нужно идти вперед, бороться, ты знаешь, что твой соперник - очень крепкий парень, и бой с ним позволит тебе выйти на новый уровень. И если у тебя есть шанс взять его на болевой, то готов ли ты сломать ему руку, если будет надо? Ты заставишь его сдаться любой ценой? Или ты отпустишь его, если он не захочет сдаваться? Мы вышли, сделали свое дело - и все вышло как нельзя лучше, потому что никто особенно не пострадал"
Когда ученик Кена Скотт Бессак увидел рекламу UFC в журнале "Black Belt", то он показал ее Кену, и тот был заинтригован.
Кен: "Я дрался в Японии на турнире Pancrase всего за четыре дня до этого турнира. Потом я сразу сел на самолет, прилетел в Денвер, оставалось всего три дня. Турнир проходил на высоте одной мили над поверхностью моря, там была разница в 16 часовых поясов по сравнению с Японией, и я думал, что кто-нибудь сразу же придет и скажет мне: "Значит так, все будет следующим образом..." Однако никто мне ничего не рассказал, и я подумал: "Ого, похоже, что это - реальный турнир"
Автор: Станислав Харламов
Jonathan Snowden "Total MMA"
а видео с UFC1 где нубить найти можно?
У нас есть картотека турниров.
Ближе к низу - турниры UFC. Там же есть и первый.