Мавзолей Хусейнбека
Возведенный в первой половине 14 века, здание мавзолея уже к 18 -19 веку было превращено временем в руины. в 1911 году уфимским муфтием было принято решение о востонавлении столь почитаемой мусульманами святыни..
фото объекта .... http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324036
----------------------------http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324037
-------------------------------http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324038
фото объекта .... http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324036
----------------------------http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324037
-------------------------------http://vkontakte.ru/photo-10288132_132324038
Адрес: г. Чишма, мавзолей находится на территории действующего кладбища (к мавзолею ведет дорога от ворот кладбища)
Великой степи осколки…
Впервые об этом необычном месте я услышала в глубоком детстве, когда отец, уроженец Чишмов, рассказывал «страшилку» о том, как пятнадцатилетним подростком дождливой ночью укрывался от непогоды на кладбище, в мусульманском склепе, и зеленые огоньки бегали в темноте...
«Таких всего три в России!»
Темные своды склепа укрывали не простую могилу, а место упокоения великого мусульманского святого. И стоит он посреди Ак Зират, Белого кладбища, где самое раннее из захоронений отмечено XIV веком. Находится оно рядом с одноименным озером Акзиярат и знаменит развалинами кэшэнэ имама Хусаин-бека, в долине Агидели проповедовавшего башкирам ислам.
Отец рассказывал, что начало кладбищу положили могилы шестерых воинов Тамерлана. В 1393 году, двигаясь на Москву, «Железный Хромец» пришел поклониться святому, и обнаружив простую скромную могилу, был удивлен, и повелел немедля выстроить новый мавзолей.
Позже я сама читала о нем немало. Как гласит предание, “камни для надгробия прислал Бухарский хан Темир-Ленг на 12 волах”. На могильной плите - полустертая арабская надпись: “Да будет широко милосердие Аллаха, покойному Хаджи Хусейну Беку, сыну Гумера Бека, из рода Тарсов, из земли Туркестана. Господи, не оставь его своей милостью! Хусейн Бек, сын Гумер Бека, умер в 444 году хиджры, имеет от роду 76 лет. Здесь погребен первый проповедник ислама в Башкирии, прибыл по приглашению Барач-хана”. Как ни печально, но надпись сохранилась очень плохо и уже в ХIХ веке ее было трудно разобрать. Исследователи долго спорили, какую же дату считать верной – 444, 739 или же 842 года хиджры. В итоге все же остановились на версии 739 год хиджры. Чуть позднее, уже в начале ХХ века, в Чишминский район приезжала антропологическая экспедиция МГУ. Ученые тогда обнаружили останки Хусаин-бека и тщательно обследовали само кладбище. Но московские антропологи забрали с собой только останки, а камни остались в Уфе.
Время шло, погост все шире и шире разрастался вокруг святого места.
- Надо как-нибудь показать тебе наш Ак Зират, увидишь, место редчайшее, мистическое! - говорил отец.
Но как известно, что близко – до того и не дотянешься, в угоду сиюминутным проблемам вечное оставляем на потом. Ак Зират же несколько сотен лет простоял и никуда не денется, успеем! Так думала и я, пока меня не навестил московский друг, студент-географ, и первое, что он попросил показать ему, оказалось именно кэшэнэ!
- Ведь их таких, постройки ХIV века, всего три в России! И самая ценная – здесь, под Уфой! – говорил он с горящими глазами. А мне стыдно стало, что я, уфимка, до сих пор там не бывала…
Окошко в вечность
Искать дорогу мы решили испытанным методом «язык до Киева доведет». Первая же женщина в мусульманском платке, к которой мы обратились, очень подробно нам объяснила:
- Идете через пути к нефтебазе и, минуя ее по левой стороне, прямо по дороге - полтора километра до самого кладбища, а там увидите! А лучше пойдите в мечеть, спросите – оттуда вас отвезут на машине!
Решили идти своим ходом. Вскоре взору открылись бесконечные ряды надгробий. Кладбище огромно, взглядом не окинуть, но мавзолей видно сразу. Поросший травой купол возвышается над погостом, как непокрытая голова старца-мудреца.
Пробираясь через высокую траву, удивлялась еще одной особенности этого места – почти за каждой оградкой посажены необычные цветы, многим я и названия не знаю. Встретился даже редчайший «Петров крест» с ядовито-розовыми цветами.
Приближаемся к святыне в почтительном молчании. Женщина в белом платке сотворяет намаз, склонившись у окошка. Она плачет и молится о ком-то родном…
Тихонько отходим, чтобы не мешать. Пока идем взглянуть на могилы воинов армии, покорившей полмира. Стоя над ними, я ощутила почти мистическое волнение - надгробия невероятно древние, камни порядком порушены и изъедены беспощадным временем. Чьи же кости там, в глубине? Простого воина, командира, человека знатного происхождения? Жаль, что не знаю арабской вязи, и потому не могу прочесть рельефные надписи. На некоторых
Покуда мы пытались разгадать среди могил, где те шесть, первых, женщина закончила молитву. И мы подошли поближе к святыне. На окнах решетки, а на кованой двери тяжелый замок. Я почему-то этого не ожидала. Раньше, говорят, кэшэнэ стояло открытым, и в «безбожную» эпоху здесь был приют пьяниц и бродяг.
Заглянули внутрь, через решетки окон… до сих пор на полу поблескивают стеклянные крошки – наверное, прибрались здесь не так давно. А вот и они – расколотые надвое плиты. Поднимаю голову - полусфера купола, камни идеально подогнаны один к одному. Простота и скромность, но что-то завораживает, аура таинственности притягивает и держит. Ощущение такое, будто через это оконце заглядываю в бездонный колодец времени.
- Потрясающе! – невольно вырвалось у меня. – Через столько веков прикасаться к делу рук самого Тамерлана!
Когда уже собрались уходить, нас остановил мужчина:
- Ребята, подскажите, а чей это склеп?
Мы охотно рассказали все, что знали сами. Обратившийся к нам лишь головой качал:
- Вот оно как! А если не нашел нужную могилу, наверное, можно сюда цветы положить?
- Да, конечно, это же святой – он за всех помолится! В любом случае, не ошибетесь! – ответили мы.
Люди специально приезжают сюда со всех уголков России, чтобы прикоснуться к святыне. В народе много лет обсуждают, что власти вот-вот собираются проложить сюда туристический маршрут. Да, видимо, это тот случай, когда обещанного три года ждут. Хотя и три уже многажды миновали. Как бы не оказалась в этой ситуации более уместной другая пословица – «потерявши плачем». Вечный печальный парадокс… Но справедливости ради стоит отметить, что автомобильная трасса от станции до кладбидща все же заасфальтирована.
Историческая справка:
23 января 1845 года исправник Уфимского уезда Управления Оренбургской губернии отправил в Москву рапорт о том, что у деревень Чишмы и Термы разрушаются мусульманские святыни, представляющие большую историческую ценность. Впоследствии начальнику третьего мещерякского кантона было дано указание о восстановлении и сохранении этих усыпальниц. Прибывший в Ак Зират архитектор Вельяминов-Зернов сделал обмеры разрушающегося кэшэнэ, которое уже потеряло купол. Кэшэнэ восстановили, а купол в соответствии с восточными традициями возвели полусферическим. Так государственные чины Российской империи спасли святыню от полного забвения.
Комментарии специалистов:
Чтобы узнать из первых уст, как обстоят дела с туристической тропой, я обратилась в Министерство культуры и национальной политики РБ к заместителю начальника отдела строительства, технического развития и эксплуатации зданий Ренату Харисовичу Мусину. По его словам, сейчас оформляется заявка на выделение средств в Министерство культуры РФ.
- Но обычно выделяют ничтожно мало. Остается только ждать, следующего года: дадут – не дадут и в каком объеме от запрашиваемого, - говорит Ренат Харисович.
- Московский институт «Наследие» в свое время разрабатывал туристическую программу по Чишминскому району, в которую было включено и кэшэнэ, - рассказывает начальник отдела по сохранению недвижимого культурного наследия Шарифулла Фанович Шарипов. - Но это было уже лет десять назад.
Вот так, бюрократический механизм работает очень медленно, и как сложится дальнейшая судьба кэшэнэ неизвестно.
И тем не менее, для нас, местных – и цена вопроса всего 30 рублей на электричке и сорок минут езды. Либо 40 рублей и полчаса дороги на маршрутке «Уфа-Чишмы» (ходит от остановки «Магазин «Хрусталь», около Центрального рынка). Попросите остановить на нефтебазе – это примерно 300 метров не доезжая до железнодорожной станции. Перейдите через пути, обойдите нефтебазу, а дальше – прямиком по дороге, через поле.
Кэшэнэ непременно нужно увидеть своими глазами, если не из религиозного почитания, то как бесценный памятник Великой степи.
Яна Александрова.
До разрушения мавзолей Хусейнбека был довольно заметным архитектурным сооружением. В одной из легенд говорится о том, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. На этом же месте Тамерлан, по преданию, похоронил шестерых своих князей. Их могилы и положили начало кладбищу Акзират.
Относительно личности Хусейнбека никаких достоверных сведений нет, но о нем сохранилось множество легенд, собранных краеведами. Предположительно, Хусейнбек был посланником золотоордынского хана Узбека для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.
К сожалению, в первоначальных своих формах мавзолей Хусейн-Бека не сохранился до наших дней. Возведенное в первой половине 14-го века, здание кэшэнэ (мавзолея) уже к 18-19 вв. было превращено временем в руины. В 1911 году уфимским муфтием было принято решение о восстановлении столь почитаемой мусульманами святыни.
((