Крия Йога FAQ
Часто задают вопросы, так как возникает путанница с термином Крия Йога. Много есть "крия йог" нынче.
Рассмотрим вкратце:
1. Крия йога традиции Лахири Махасаи, известного святого 19 века, который жил в Варанаси и получил ее от просветленного гималайского йогина Бабаджи, того самого, что нарисовал Йогананда в своей книге.
Махасаи учил своих детей, а те своих. Есть линия передачи йогов-домохозяев (каким был сам Махасаи и его дети), т.е. не монахов-саньяси, наиболее известные представители - Шри Шайлендра Шарма http://kriyayog.ru и Шри Шибенду Лахири http://www.kriyayogalahiri.ru/ - оба они учились у внука Лахири Махасаи - Шри Сатьячарана Лахири (Шри Шибенду вообще его сын). Йогом-домохозяином является и Шри Ракеш Пандей, живущий в Варанаси http://maria-yoga.narod.ru/kriya-yoga.htm (на этой страничке еще несколько свами из Ришикеша, обучающих крия йоге), хотя его учителем был саньяси.
У Лахири Махасаи было много учеников, и один из самых известных - Шри Юктешвар Гири, учитель еще более знаменитого Парамахамсы Йогананды, автора книги "Автобиография йога" (1946), из которой весь мир узнал об этой традиции. У Йогананды было много учеников на западе, они в свою очередь основали свои школы, в России есть филиал, основанный американским учеником Йогананды - Свами Криянандой http://ananda.ru Через Юктешвара Гири и ряд других Свами, учившихся у Махасаи, идут линии и в Индии - например широко известен Шри Шанкарананда Гири, у которого есть ашрамы в Ришикеше и Ориссе http://kriya-meditation.ru/ Практика крия йоги в традиции Лахири Махасаи включает в себя высшие техники хатха йоги - пранаямы, мудры, бандхи, составленные в комплексы с повышающимся уровнем сложности. Цель практики - пробуждение кундалини шакти и достижение самадхи. Поэтому данную школу можно также отнести к традиционной индийской кундалини (или раджа) йоге, описанной в Йога Упанишадах, Йога Сутрах, Хатха Йога Прадипике и частично в Бхагават Гите.
2. Есть в Тамил Наду учитель по имени Рамаях, он рассказывает что был тяжело болен и ему в видении явился гималайский бабаджи и передал знания крия йоги, он начал их практиковать и исцелился. Учителей в физич. теле у него не было. Он основал свою школу крия йоги и практики там даются другие, хотя также включающие высшие техники хатха йоги - мудры, бандхи, пранаямы. Его канадский ученик Маршал Говиндан http://www.babajiskriyayoga.net/russian/home.htm в свое время ушел от него и основал свою школу, также рассказывая что ему в видении являлся Бабаджи и наставлял. Эта крия йога не связана никак с линией передачи Лахири Махасаи.
В Индии и на Западе есть также множество менее известных учителей, так или иначе утверждающих, что Бабаджи наставлял их "на тонком плане", хотя напрямую они в линии передачи, идущей от Лахири Махасаи, не обучались. Верить им или нет - решать вам самим.
3. Существует также крия йога в изложении Свами Сатьянанды Сарасвати, основателя Бихарской школы йоги http://yogavision.net/ , которую ему передал его не менее знаменитый учитель Свами Шивананда. Описательно эта практика содержится в книге Сатьянанды "Кундалини Тантра", хотя как говорят сами учителя бихарской школы, там неполный вариант, а полный дают только при личном обучении в бихарской школе йоги. По техникам эта крия йога также отличается от первых двух вариантов, хотя также включает все вышеперечисленные методы.
и 4. Был такой учитель - Бабаджи из Хайдакхана http://babaji.ru/ - он покинул мир в 1984 году, и обучал ТОЛЬКО карма и мантра йоге, никаких техник из хатха и кундалини йоги он не давал, считая что в наше время ученики не готовы это практиковать и им нужны более простые методы. Его ученики часто говорят что он - "воплощение" того гималайского йогина Бабаджи, который обучал Лахири Махасаи. Но никто из учителей, состоящих в линии передачи Л.Махасаи, этот факт не признает. не признавали это и внуки Л.Махасаи, которые были живы и обучали в Индии, во время появления там Хайдакханди Бабаджи. Это не осуждение данной школы, она тоже многим нужна и идет на по
Рассмотрим вкратце:
1. Крия йога традиции Лахири Махасаи, известного святого 19 века, который жил в Варанаси и получил ее от просветленного гималайского йогина Бабаджи, того самого, что нарисовал Йогананда в своей книге.
Махасаи учил своих детей, а те своих. Есть линия передачи йогов-домохозяев (каким был сам Махасаи и его дети), т.е. не монахов-саньяси, наиболее известные представители - Шри Шайлендра Шарма http://kriyayog.ru и Шри Шибенду Лахири http://www.kriyayogalahiri.ru/ - оба они учились у внука Лахири Махасаи - Шри Сатьячарана Лахири (Шри Шибенду вообще его сын). Йогом-домохозяином является и Шри Ракеш Пандей, живущий в Варанаси http://maria-yoga.narod.ru/kriya-yoga.htm (на этой страничке еще несколько свами из Ришикеша, обучающих крия йоге), хотя его учителем был саньяси.
У Лахири Махасаи было много учеников, и один из самых известных - Шри Юктешвар Гири, учитель еще более знаменитого Парамахамсы Йогананды, автора книги "Автобиография йога" (1946), из которой весь мир узнал об этой традиции. У Йогананды было много учеников на западе, они в свою очередь основали свои школы, в России есть филиал, основанный американским учеником Йогананды - Свами Криянандой http://ananda.ru Через Юктешвара Гири и ряд других Свами, учившихся у Махасаи, идут линии и в Индии - например широко известен Шри Шанкарананда Гири, у которого есть ашрамы в Ришикеше и Ориссе http://kriya-meditation.ru/ Практика крия йоги в традиции Лахири Махасаи включает в себя высшие техники хатха йоги - пранаямы, мудры, бандхи, составленные в комплексы с повышающимся уровнем сложности. Цель практики - пробуждение кундалини шакти и достижение самадхи. Поэтому данную школу можно также отнести к традиционной индийской кундалини (или раджа) йоге, описанной в Йога Упанишадах, Йога Сутрах, Хатха Йога Прадипике и частично в Бхагават Гите.
2. Есть в Тамил Наду учитель по имени Рамаях, он рассказывает что был тяжело болен и ему в видении явился гималайский бабаджи и передал знания крия йоги, он начал их практиковать и исцелился. Учителей в физич. теле у него не было. Он основал свою школу крия йоги и практики там даются другие, хотя также включающие высшие техники хатха йоги - мудры, бандхи, пранаямы. Его канадский ученик Маршал Говиндан http://www.babajiskriyayoga.net/russian/home.htm в свое время ушел от него и основал свою школу, также рассказывая что ему в видении являлся Бабаджи и наставлял. Эта крия йога не связана никак с линией передачи Лахири Махасаи.
В Индии и на Западе есть также множество менее известных учителей, так или иначе утверждающих, что Бабаджи наставлял их "на тонком плане", хотя напрямую они в линии передачи, идущей от Лахири Махасаи, не обучались. Верить им или нет - решать вам самим.
3. Существует также крия йога в изложении Свами Сатьянанды Сарасвати, основателя Бихарской школы йоги http://yogavision.net/ , которую ему передал его не менее знаменитый учитель Свами Шивананда. Описательно эта практика содержится в книге Сатьянанды "Кундалини Тантра", хотя как говорят сами учителя бихарской школы, там неполный вариант, а полный дают только при личном обучении в бихарской школе йоги. По техникам эта крия йога также отличается от первых двух вариантов, хотя также включает все вышеперечисленные методы.
и 4. Был такой учитель - Бабаджи из Хайдакхана http://babaji.ru/ - он покинул мир в 1984 году, и обучал ТОЛЬКО карма и мантра йоге, никаких техник из хатха и кундалини йоги он не давал, считая что в наше время ученики не готовы это практиковать и им нужны более простые методы. Его ученики часто говорят что он - "воплощение" того гималайского йогина Бабаджи, который обучал Лахири Махасаи. Но никто из учителей, состоящих в линии передачи Л.Махасаи, этот факт не признает. не признавали это и внуки Л.Махасаи, которые были живы и обучали в Индии, во время появления там Хайдакханди Бабаджи. Это не осуждение данной школы, она тоже многим нужна и идет на по
http://www.kriya-yoga.110mb.com/
(Йога сутра гл.2. текст 1)
1. tapah-svadhyayeshvara-pranidhanani kriya-yogah
1. Аскеза, самообучение и преданность Богу составляют крийя-йогу.
1 – v2. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу
называется Крийя-Йога.
1 – v3. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
1 – v4. Тапас, свадхьяя и ишвара-пранидхана составляют крия-йогу.
1 – v5. Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков.
1 – v6. Йога действия, ведущая к единению с душой – это огненное устремление, духовное чтение и преданное служение Ишваре.
1 – v7. Аскетизм, прилежание и посвящение Богу плодов труда есть крия-йога.
1 – v8. Аскетизм (простота), Самообучение (Свадхьяя) и Преданность Высшему Богу - это составляет "Йогическую Дисциплину" (Крия Йога).
1 – v9. Аскетизм, изучение (йоги) и делание Ишвары побудителем всех своих по-ступков – это Крийя-йога (йога очищения).
1 – v10. Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йогическую дисциплину.
1 – v11. Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит в самосовершенствовании, самопо-знании и посвящении плодов Богу.
Порядок [выполнения] садханы
1 – v12. Тапас, свадхьяя и Ищвара пранидхана составляют крийя йогу.
...
v1. ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ РАММУРТИ МИШРЫ
v2. ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ВИВЕКАНАНДЫ
v3. ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ВЬЯСЫ
v4. ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ЗАГУМЕННОГО
v5. ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ КРИШНАМАЧАРЬИ
v6. В пересказе Алисы Бейли
v7. В изложении Вивекананды (новый перевод)
v8. Перевод Сэра Ганганатха Джха
v9. Перевод А.Ригина
v10. Перевод К.Свенссон
v11. Перевод А.Фалькова
v12. Перевод и Комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати
...
http://happyoga.narod.ru/v_kriay.htm
Я так поняла, что он считает крия-йогу похожей на хатху, только крия- динамическая. Что вы думаете об этой разновидности? Можно ли ее практиковать?
но сам он, как проповедник йоги, я считаю, очень даже хорош.
Сам давно заинтересовался крия-йогой. Очень долго не мог найти нормальную книгу (про учителей и говорить нечего, тут только если в индию ехать:)) пока в 2007 не наткнулся на эту http://bookz.ru/authors/sat_ananda-sarasvati/drevnie... . Занимаюсь по ней до сих пор.Очень хорошая книга.
Интересно, еще есть у нас в России кто ездил в эту школу на занятия.