Если знаете, как грамотно поэтапно осваивать пранаяму, есть кому научить делать это и исправить ваши ошибки (а они неминуемы поначалу) - то польза. Если без знания и понимания как это правильно делать - вред. Хатха Йога Прадипика так и говорит: "Правильной практикой пранаямы болезни исцеляются, неправильной - обретаются".
Благодарю, Илья! Я это вопрос поднял в связи с тем, не нарушаются ли закон ЯМЫ - ахимса? Если быть точным то насилие над своим телом. Ведь телу это явный стресс, а также есть мнение, что происходит кислородное голодание, что не есть хорошо.
В. С. Бойко. Йога. Скрытые аспекты практики Давно, еще в 1972 году, когда мы только начинали заниматься йогой, мой друг Борис вычитал у «йога Рамачараки» (он же широко известный английский джентльмен Уильям Аткинсон), что следует контролировать дыхание в повседневной жизни - при ходьбе, сидении и т.д. Через месяц контроля он начал задыхаться, даже сидя на лекциях в институте, и с трудом восстановил ритм дыхания, начав систематически бегать утром и вечером. Я не хочу никого пугать, но если в асанах свидетельством неправильности исполнения является нормальная физическая боль, то в пранаяме, когда человек начинает чувствовать «нечто», и тем более нечто неприятное конкретно, то ожидаемые неприятности могут быть очень большими. И потому в пранаяме ошибаться крайне нежелательно, слишком велика цена ошибки. Теперь о задержках дыхания. Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» - продолжительность вдоха, «4» - задержка после вдоха (антара кумбхака), «2» - продолжительность выдоха, «4» - задержка после выдоха (бахья кумбхака). Есть облегченная пропорция - 1:2:2:2, и есть вообще начальная - 1:1:1:1. Конечно же, энтузиасты стремятся к главной пропорции! Допустим, величина вдоха или его продолжительность (что то же самое) составит 10 секунд. Тогда по времени пропорция будет выглядеть так: 10:40:20:40, то есть одно дыхание в сто десять секунд, почти в две минуты. Но ведь подобной суммарной величины можно достичь и без задержек! Пусть будет вдох - 40 секунд, выдох - 80, вот одно дыхание в две минуты, и без задержек. У людей слишком легкое отношение к пранаяме, что далеко не всегда оправдано. Следует сделать некоторые замечания для наиболее безрассудных. Первое: задержки надо выполнять на полном расслаблении тела и сознания. Второе: собственно, их «выполнять» не надо, они должны выполняться сами собой. Третье: при задержке на вдохе запрещено создавать положительное давление в грудной клетке. Другими словами, закрывать дыхательное горло и делать легкие замкнутым пространством. Голосовая щель всегда должна быть открытой - и при задержке на вдохе, и, желательно, на выдохе, хотя в отношении вреда, который может быть причинен незнанием, задержка на выдохе гораздо менее опасна. Четвертое: никакого усилия в теле и в сознании при начале задержки возникать не должно, как и при ее продолжении и окончании. Задержка должна быть комфортной! Пятое: задержка на выдохе, как и на вдохе, никогда не должна быть предельной. Особенно на вдохе. Шестое: при окончании задержки на вдохе, перед выдохом, следует «довдохнуть» немного воздуха, и лишь после этого начать выдох. Аналогично, выходя из задержки после выдоха, перед началом вдоха, следует немного «довыдохнуть» и лишь после этого начинать вдох. Это физиологично. Седьмое: факт выполнения задержек никак не должен отражаться на плавности и темпе (скорости) вдоха и выдоха после задержек. Если вы все это знаете и способны учесть в дыхательной практике, то задержки будут, по крайней мере, не так опасны. Далее хочу сказать тем, кто собирается практиковать йогу всерьез: не пытайтесь руководствоваться в чем-либо писаниями Рамачараки. Это не та информация, на основе которой можно достичь успеха. Совсем недавно вышла книга «Освещение пранаямы» Б.К.С.Айенгара, здесь другая крайность - все изложено на высшем уровне, но чересчур сложно. Это, скорее, для учителей йоги, но никак не для начинающих. Айенгар дает горизонт, как и большинство асан «Йога дипики».
Не путайте насилие и тренинг. Насилие - это неправильное освоение пранаямы, грубое, "через силу". Грамотное освоение плавное и постепенное. Если же освоение всего непривычного для нас считать насилием, то и учить таблицу умножения - насилие над мозгом ребенка:-) Таких авторов как Рамачарака (в реальности английский теософ Аткинсон) или В.Бойко (не обучался пранаяме в какой-либо традиционной школе йоги) я в равной степени не рекомендовал бы как источники адекватной информации. Для понимания хороша книга Андре ван Лисбета "Пранаяма Путь к тайнам йоги". Для освоения - только опытный преподаватель.
Я сам придерживаюсь срединного пути, во всем нужна мера и отслеживание состояния организма - это главная лакумусовая бумажка в садхане.
Но один, мною уважаемый человек, высказал, что любая задержка в любом проявлении не принесет пользу. Поэтому вопрос и возник, хотел разобраться "что к чему".
Есть много материалов о пользе задержки, даже долгой. Практически нет о ее вреде, только общие замечания, гипоксия, кислородное голодание и т.д.
Думаю, распрошу этого человека более подробно, на чем основывается его мнение.
Благодарю, Илья ezh108☯ Ezh!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Я это вопрос поднял в связи с тем, не нарушаются ли закон ЯМЫ - ахимса? Если быть точным то насилие над своим телом. Ведь телу это явный стресс, а также есть мнение, что происходит кислородное голодание, что не есть хорошо.
Давно, еще в 1972 году, когда мы только начинали заниматься йогой, мой друг Борис вычитал у «йога Рамачараки» (он же широко известный английский джентльмен Уильям Аткинсон), что следует контролировать дыхание в повседневной жизни - при ходьбе, сидении и т.д. Через месяц контроля он начал задыхаться, даже сидя на лекциях в институте, и с трудом восстановил ритм дыхания, начав систематически бегать утром и вечером.
Я не хочу никого пугать, но если в асанах свидетельством неправильности исполнения является нормальная физическая боль, то в пранаяме, когда человек начинает чувствовать «нечто», и тем более нечто неприятное конкретно, то ожидаемые неприятности могут быть очень большими. И потому в пранаяме ошибаться крайне нежелательно, слишком велика цена ошибки.
Теперь о задержках дыхания. Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» - продолжительность вдоха, «4» - задержка после вдоха (антара кумбхака), «2» - продолжительность выдоха, «4» - задержка после выдоха (бахья кумбхака). Есть облегченная пропорция - 1:2:2:2, и есть вообще начальная - 1:1:1:1. Конечно же, энтузиасты стремятся к главной пропорции!
Допустим, величина вдоха или его продолжительность (что то же самое) составит 10 секунд. Тогда по времени пропорция будет выглядеть так: 10:40:20:40, то есть одно дыхание в сто десять секунд, почти в две минуты. Но ведь подобной суммарной величины можно достичь и без задержек! Пусть будет вдох - 40 секунд, выдох - 80, вот одно дыхание в две минуты, и без задержек. У людей слишком легкое отношение к пранаяме, что далеко не всегда оправдано. Следует сделать некоторые замечания для наиболее безрассудных.
Первое: задержки надо выполнять на полном расслаблении тела и сознания.
Второе: собственно, их «выполнять» не надо, они должны выполняться сами собой.
Третье: при задержке на вдохе запрещено создавать положительное давление в грудной клетке. Другими словами, закрывать дыхательное горло и делать легкие замкнутым пространством. Голосовая щель всегда должна быть открытой - и при задержке на вдохе, и, желательно, на выдохе, хотя в отношении вреда, который может быть причинен незнанием, задержка на выдохе гораздо менее опасна.
Четвертое: никакого усилия в теле и в сознании при начале задержки возникать не должно, как и при ее продолжении и окончании. Задержка должна быть комфортной!
Пятое: задержка на выдохе, как и на вдохе, никогда не должна быть предельной. Особенно на вдохе.
Шестое: при окончании задержки на вдохе, перед выдохом, следует «довдохнуть» немного воздуха, и лишь после этого начать выдох. Аналогично, выходя из задержки после выдоха, перед началом вдоха, следует немного «довыдохнуть» и лишь после этого начинать вдох. Это физиологично.
Седьмое: факт выполнения задержек никак не должен отражаться на плавности и темпе (скорости) вдоха и выдоха после задержек.
Если вы все это знаете и способны учесть в дыхательной практике, то задержки будут, по крайней мере, не так опасны.
Далее хочу сказать тем, кто собирается практиковать йогу всерьез: не пытайтесь руководствоваться в чем-либо писаниями Рамачараки. Это не та информация, на основе которой можно достичь успеха. Совсем недавно вышла книга «Освещение пранаямы» Б.К.С.Айенгара, здесь другая крайность - все изложено на высшем уровне, но чересчур сложно. Это, скорее, для учителей йоги, но никак не для начинающих. Айенгар дает горизонт, как и большинство асан «Йога дипики».
Таких авторов как Рамачарака (в реальности английский теософ Аткинсон) или В.Бойко (не обучался пранаяме в какой-либо традиционной школе йоги) я в равной степени не рекомендовал бы как источники адекватной информации. Для понимания хороша книга Андре ван Лисбета "Пранаяма Путь к тайнам йоги". Для освоения - только опытный преподаватель.
Но один, мною уважаемый человек, высказал, что любая задержка в любом проявлении не принесет пользу. Поэтому вопрос и возник, хотел разобраться "что к чему".
Есть много материалов о пользе задержки, даже долгой. Практически нет о ее вреде, только общие замечания, гипоксия, кислородное голодание и т.д.
Думаю, распрошу этого человека более подробно, на чем основывается его мнение.
Благодарю, Илья ezh108☯ Ezh!