Без седла и уздечки

Экстремальные виды спорта: Без седла и уздечкиЧелябинские сторонники гуманного обращения с лошадьми заключили союз с питерскими единомышленниками. Скоро в нашем городе можно будет не только любоваться этими замечательными животными, но и поспособствовать улучшению их жизни.

На прошлой неделе с кратковременным визитом Челябинск посетила делегация из Санкт-Петербурга во главе с первым проректором Национального открытого института России (НОИР) и президентом фонда молодежных программ «Дар» Адой Викторовной Грызловой. Важнейшей целью ее пребывания в южноуральской столице стало установление деловых контактов с местными учебными заведениями. Дело в том, что НОИР планирует организовать в Челябинске дистанционное обучение по специальности «Менеджмент в конном бизнесе». А в будущем, возможно, в нашем городе появится филиал НОИР, как и в других городах. Успешное 15-летнее существование вуза это предполагает.

Региональным партнером в этом проекте выступил Оздоровительно-образовательный конный центр «Пегас». Его строительство завершилось в 2007 году, причем сделан центр по последнему слову техники, даже конюшни оборудованны кондиционерами.

Руководитель центра «Пегас» Эльвира Анатольевна Малолетко отметила, что сейчас в Челябинской области происходит активное возрождение интереса к лошадям. Это в свою очередь требует большего числа толковых специалистов в конном бизнесе. Их подготовкой и планируют совместно заняться Национальный открытый институт России и конный центр «Пегас». Семинары и лекции для будущих студентов будут читать педагоги челябинских (ЧГМА и ЮУрГУ) и петербургских вузов. Практические занятия будут проходить в недавно отстроенных современных конюшнях «Пегаса».

- Мы надеемся, что к нам придут прежде всего люди, которые неравнодушны к лошадям, кто их любит и хочет с ними общаться, - сказала на пресс-конференции Ада Викторовна Грызлова. - Понимаете, методы старой школы высшего мастерства в работе с лошадью сейчас кажутся дикостью и примитивным варварством. Сегодня мастерством считается лишь работа с лошадью без какого-либо принуждения. Не допускаются никакие наказания лошади: уздечки, недоузки и прочие парализаторы лошадиной головы. Все эти действия основаны на внушении страха и причинения боли... Лошадь это точная наука, требующая особых знаний истории, анатомии, физиологии, ветеранарии, менеджмента, биомеханики. (из редакции Челябинского клуба)
15 комментариев
avatar
Что вам даст Воспитание лошади без железа и средств принуждения? Во-первых, это позволит Вам наконец-то научиться понимать и чувствовать свою лошадь, а ей - Вас. Это поставит Ваши с ней отношения на абсолютно новый уровень, основанный на любви и доверии, раскроет и разовьет умственные и физические способности Вашей лошади, улучшит ее здоровье, продлит ей жизнь, позволит вам с ней быть гораздо ближе в духовном плане, чем сейчас.
Итак, начну я пожалуй... с того, что Вам будет запрещено, если Вы решите начать воспитывать свою лошадь без железа. Запретов будет не так уж и много, без их строгого соблюдения ничего у вас не выйдет, да и дальше речь пойдет уже целиком о том, что делать будет можно и нужно.
Итак, отныне:
- Никакого железа ни при каких обстоятельствах. Выкиньте его и забудьте о нем. Воспитывать лошадь смешанным способом бесполезно и даже вредно как для нее, так и для Вас.
- Вам придется слезть с лошади и забыть о верховой езде до тех пор, пока вы не будете уверены, что на земле вы все уже освоили, работа в руках завершена и осталось лишь отработать фигуры и элементы выездки в седле.
- Нельзя работать с больной лошадью. Постарайтесь полностью вылечить лошадь до начала занятий. Таким образом, Ваши с ней занятия не смогут ей ничем навредить, а здоровая лошадь с гораздо большей охотой будет выполнять упражнения и слушать вас.
- Возраст лошади должен соответствовать нагрузкам, которые Вы ей даете. Ни о какой заездке и работе верхом не может быть и речи, пока лошади не исполнится хотя бы 4 года, в идеале - 6 лет.
- Нельзя заставлять лошадь работать, если она этого не хочет. Об этом будет подробнее рассказано ниже.
- Нельзя наказывать лошадь физически.
- Нельзя работать более 15 минут в день под седлом. Работа верхом допустима для лошади в возрасте 4-х лет: 5 минут в день, 5-ти лет: 10 минут в день, с 6-ти лет: не более 15 минут в день.
- Нельзя делать более трех повторов одного упражнения за занятие. Уроки не должны быть длинными, норма - 30 минут в день.
avatar
Первые шаги.
Итак, с чего начать работу с лошадью? В принципе, работа с жеребенком и со взрослой лошадью, имеющей уже опыт работы под железом может несколько различаться. Жеребенка научить чему-либо проще, ему не будут мешать предыдущий опыт и стереотипы, он более доверчив и более охотно идет на контакт. Ему придется учиться всему с нуля, что с одной стороны усложняет объяснение ему того, что от него хотят, с другой стороны позволяет ему более качественно запомнить материал урока. При обучении взрослой лошади необходимо учитывать ее знания и навыки, которыми она уже обладает. Это можно грамотно использовать в работе с ней без железа, однако, можно работать с лошадью и с нуля, тем более, что Вы, наверняка сами не обладаете нужными знаниями и умениями, поэтому учиться вам с лошадью придется одновременно, причем друг у друга.
Я рассмотрю вариант работы "с нуля", лишь вставляя комментарии, где это будет необходимо, о работе с лошадью, которая уже обучалась при помощи классических методов.
Тем более, что, как ни странно, Вашей первоначальной задачей будет как раз сделать так, чтобы лошадь ЗАБЫЛА все то, чему ее учили до этого. И начала обучение с чистого листа. Это же самое касается и Вас. Забудьте то, чему Вас учили до этого. Это Вам больше никогда не понадобится. Позже и Вам, и Вашей лошади в этом случае будет работать гораздо проще.
С чего начать? С установления дружеских и доверительных отношений, плюс Вы должны поставить себя так, чтобы лошадь принимала Вас как беспрекословного лидера и полностью подчинялась Вам.
Начать Ваши взаимоотношения с лошадью я рекомендую с 7 игр Парелли. подробнее о них Вы сможете получить информацию в теме 7 игр Парелли. Данные игры были разработаны Патом Парелли для для установления дружественных отношениях с лошадью, основанных, между тем, на Вашем лидерстве над ней. Они удобны для того, чтобы лошадь поняла, что Вас ей совершенно нет необходимости бояться, что в ваших с ней отношениях именно вы являетесь вожаком, научилась беспрекословно слушаться Вас без применения с Вашей стороны насилия и средств принуждения.
Так как тема, посвященная им подробно, уже существует, то здесь я позволю себе лишь перечислить эти игры и что они дают Вам и Вашей лошади.
Игра 1. Дружелюбная. В ходе этой игры лошадь должна усвоить, что вы не являетесь хищником и достойны ее доверия.
Игра 2. Дикобразная. Эта игра учит лошадь уступать человеку.
Игра 3. Направляющая. Игра учит лошадь двигаться после намекающего движения человека в нужном ему направлении, без касания лошади и каких либо физических средств воздействия на нее.
Игра 4. Йо-Йо. Лошадь учится послушно уходить от вас и столь же послушно возвращаться лишь по взмаху вашей руки.
Игра 5. Кружащая. Лошадь учится сохранять заданный вами аллюр и темп, пока вы не дадите следующую команду.
Игра 6. Принимание. Учит лошадь с равной легкостью принимать" (двигаться) как направо, так и налево.
Игра 7. Долой клаустрофобию! Эта игра поможет вашей лошади стать храбрее и выдержаннее, заходить в тесные помещения (например, душевая кабина или коневоз) и передвигаться по узким проходам без принуждения с вашей стороны.

Ну а теперь приведу здесь выдержки из пособия по работе с лошадью без железа из методички Невзорова, с небольшими моими комментариями (выделены красным цветом).
avatar
Залогом успеха в нашем деле являются выдержка, терпение и умение сдерживать себя в потребностях и желаниях.
Довольно важное замечание, т.к. в нашем случае мы ни к чему не принуждаем лошадь, средств физического воздействия на нее у нас нет, сама же лошадь всегда предпочтет игры занятиям, если не выработать у нее строгую дисциплину. Опять же, мы с вами идем непроторенными тропами, учимся сами, параллельно обучая лошадь, и глупо ожидать успехов в первые же дни занятий. Запаситесь терпением, работайте не на результат а в удовольствие, и тогда, как ни странно, результат как раз и не замедлит себя ждать.
"Секреты" таковы:
Никогда не требуйте от лошади одинаковой работы 2 дня подряд.
Никогда не повторяйте репризы более 3 раз.
Не просите лошадь многократно повторять то, что она уже умеет, это утомляет.
И не просите много раз повторять то, что ей тяжело. Все время думайте, что лошади может быть тяжело, неудобно, непривычно, непонятно и т.д.
Суть занятий - преподносить их лошади в виде игры. В этом случае, лошадь будет гораздо с большим желанием выполнять их, даже с нетерпением ожидать их. Так же необходимо учитывать, что лошади очень сложно концентрироваться на выполнении какого-то одного упражнения долгое время, это ей быстро надоедает, поэтому, если Вы превысите лимит времени, отведенный на занятия, либо будете монотонно требовать от нее повторения одного и того же упражнения несколько раз, ей это быстро надоест, она заинтересуется чем-нибудь другим, может начать хулиганить, перестанет Вас слушаться. Дабы избежать этого, как раз и необходимо выполнять перечисленные выше требования. Поверьте, нечастые репризы и разнообразность в работе позволят достичь результата гораздо быстрее и эффективнее, чем многочасовая долбежка, причем Ваши с ней занятия лошадью в этом случае будут восприниматься с большим энтузиазмом и запоминаться ей гораздо лучше.
ВСЕГДА ИЩИТЕ ОШИБКИ В СЕБЕ!!!
Здесь стоит помнить правила: "Лошадь всегда права" и "Если лошадь чему-то научилась, то это целиком ее заслуга, если чему то не научилась - то это целиком Ваша заслуга". Разбор ошибок начинаем всегда с себя, скорее всего это не лошадь глупая, а именно мы не смогли ей доступно объяснить, что мы от нее хотим, как это и не задевает наше самолюбие.
Научитесь вовремя останавливаться!!!
Зачастую, окрыленные успехами, мы начинаем увеличивать темп нагрузки, даваемой лошади, требовать от нее слишком для нее непомерного, например, увеличивая количество упражнений за урок, тем самым увеличивая его по времени. Это приводит к тому, что я уже описал в комментариях к "Секретам". Не спешите, если у вашей лошади что-то получается, закрепите это, не требуйте от Вашей лошади слишком многого в кратчайшие сроки. Так же, если Ваша лошадь больна, то не стоит проводить уроков до ее выздоровления. Нагрузки во время занятий могут ухудшить ее самочувствие. не гонитесь за результатом и не требуйте от лошади невозможного. в конце концов, именно она - ваше главное достояние и ценность, а не отличное выполнение ею фигур и элементов Высшей Школы.
Лучше заканчивать на хорошем, но не потому что "лошадь это запомнит", а потому что и у
вас, и у лошади на душе будет приятнее.
Если занятие не удалось, не расстраивайтесь, и не удалбывайте лошадь, пока она вам не
сделает то что вам хочется!!!
Это закон: не получается - не надо пытаться закончить на хорошем. Закончите на плохом,
завтра будет лучше.
Самое страшное и разрушающее и работу, и здоровье, и отношения- это долбежка!
avatar
Необходимо чередовать дни силового тренинга с днями аэробных нагрузок.
Заниматься не более 15 минут в день. Разминки и заминки могут быть от 10 минут и до 30
минут (купите "человеческую " книгу по фитнесу, многое поймете).
Мышцы для правильного развития должны "отдыхать" 48 часов после нагрузки!
Играть необходимо каждый день.
Я все же считаю, что по крайней мере по началу у Вас вряд ли получится укладывать занятия в пятнадцатиминутный отрезок времени. Поэтому по началу время занятий можно увеличить до 30 минут. Во время занятия устраивайте лошади двух-трехминутные переменки, во время которых она сможет поноситься по манежу, выплескивая энергию и поиграть. Будьте ее партнером в играх, это сблизит вас.
Заниматься взаимным грумингом не менее 15 минут в день!!!
(Проще говоря, как можно чаще чешите Вашу лошадь, взаимный уход за шерстью у лошадей является важнейшим социально образующим элементом.)
По поводу возрастных ограничений:
- Всякую нагрузку на зад, то есть подведение зада, осаживание, песады и т.д.- нельзя до 4-6
лет!
- До 4 лет нельзя крутить лошадь на корде!
- В 4 года можно крутить на вольту не менее 20 метров, не более 15 минут в день, не чаще 3
раз в неделю.
- Всякую нагрузку на зад можно давать не ранее чем в 6 лет.
- Жеребятам - только развивающие игры!
Постановку ног на возвышение надо начинать с высоты 20-30 см и постепенно доводить до
высоты, ставя ногу на которую, будет образовываться прямой угол между двумя передними
ногами.
Растяжка необходима для испанского шага. Если начинать делать Испанский шаг без
растяжки, он будет низким и не грациозным.
На растяжку отведите от полугода до года. Не торопите события, только испортите...
Кранчи надо учить делать в первую очередь, они развивают гибкость.
Данные советы крайне важны, ибо учитывают физиологию и возраст лошади, что практически не делается нашими спортсменами. Помните, что продолжительность жизни лошади около 60 лет при ее правильном содержании и своевременном лечении. У нас некоторые спортсмены начинают заездку лошади в 1,5-2 года. Однако, в человеческом эквиваленте, 2 года лошади равняются примерно 8 годам человека. 4 года лошади равняются примерно 16 человеческим годам, 6 лет - 18-20 лет. Не мучайте жеребят! Когда видите как заезжают 2-летнюю лошадь, либо как она участвует в скачках, представьте себе, что семилетнему ребенку повесили на спину рюкзак массой в 5 кг. и заставили бежать кросс на пределе возможностей. Учитывайте, что до 5-6 лет скелет и мышцы лошади еще формируются, ранняя заездка и ранние физические нагрузки просто сделают лошадь инвалидом еще в детстве, и преждевременно убьют ее.
Необходимо развивать свои и лошадиные мозги, учите лошадь приносить предметы, различать цвета, звуки, играть в футбол, делайте все что угодно, но не ведите себя как спортсмен: пришел - поседлал - поездил - в стойло.
Лошадь чрезвычайно умное животное. Однако, классическая школа выездки лошади, да и вообще все конно-спортивные организации основывают тренинг лошади именно на исключительно ошибочном представлении о том, что лошадь глупа, воспринимая ее лишь как набор мяса и костей, который пнешь - пойдет, дернешь - остановится. Данное отношение к лошади абсолютно порочно и не может быть допустимо при работе с лошадью без железа. Вся работа с лошадью без железа основана исключительно на апеляции к безграничным уму и интеллекту лошади. Без их развития невозможны высокие результаты.
Все время думайте, ищите возможности разнообразить жизнь вашей лошади.
Лошади не должно быть с вами скучно. Ей должно быть с Вами интересно. Тогда вы будете для нее непререкаемым авторитетом и она будет искать вашего общества, предпочитая его обществу соплеменников.
РАЗВИВАЙТЕ МОЗГИ ЛОШАДИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННЫХ!
avatar
Целью Ваших первых занятий с лошадью будут установление с ней дружеских и обоюдно доверительных отношений. Данный этап в Вашей работе с лошадью является самым важным, без него дальнейшая работа будет невозможна.
Так же важным является соблюдение строгой последовательности уроков, ибо они будут преподнесены мной в такой последовательности, что каждый предыдущий урок подготавливает лошадь к последующим и облегчает дальнейшую работу с ней. Так же некоторые из них можно будет чередовать, чтобы не надоедать лошади однообразием, тут главное не забегать вперед и чередовать лишь те упражнения, которые Вы с лошадью уже проходили, но об этом ниже.

Итак, урок первый. Игра 1 Пата Парелли («Дружелюбная»).

Здесь я просто процитирую самого Парелли:

В ходе этой игры лошадь должна усвоить, что вы не являетесь хищником и достойны ее доверия. Что даже когда вы, к примеру, машете руками рядом с ней, шуршите чем-то или стучите, пугаться нечего.
Начните с мягких и осторожных касаний тела лошади. Сначала определите, до каких мест она позволяет дотрагиваться без сопротивления. Продолжайте прикасаться к лошади там, где она это позволяет, снова и снова подбираясь к «проблемным» местам. Важно, чтобы вы не применяли никакого насилия, а действовали по схеме «шаг вперед - два назад». Результатом должно стать ваше свободное касание любой части тела лошади, которое не вызовет у нее ни малейшего неприятия.
Когда успех достигнут, можно немного усложнить задачу, накидывая на коня веревку или шурша рядом пакетом, словом, вы можете потихоньку применять любые раздражители, для того чтобы ваш конь стал смелее, больше доверял вам и не проявлял излишней подозрительности. Единственное, на что следует обращать пристальное внимание при работе с веревкой, чтобы она случайно не затянулась на шее у лошади. В ходе игры 1 у коня обязательно должна быть свобода выбора (возможность сбежать от «опасности»), а у вас отсутствовать желание принудить его к каким-либо действиям.

Далее для нас важно обучить лошадь не бояться тех предметов, которорые нам придется держать в руках при дальнейшем ее обучении: шамбриера, хлыста и тому подобного. Они ни в коем случае не должны ассоциироваться у лошади с средствами ее накозания, а значит, отныне мы не можем позволить себе ни в коем случае ударить ими лошадь. Они понадабятся нам в дальнейшем в роли указки, удлиннения нашей руки, поэтому нам все же придется работать с ними. А вообще, советую вам изначально заменить хлыст прутиком подходящего размера ибо с данной ролью он может справиться не хуже, но вот ассоциироваться с средством для битья лошади, чем хлыст, по сути и является, он уже не будет, ни у наблюдателей, ни, что самое главное, у Вас.
Осторожно, чтобы ни в коем случае не задеть лошадь, начните размахивать хлыстом или шамбриером вокруг головы лошади. Постепенно увеличивайте темп и скорость, задача – лошадь должна совершенно спокойно реагировать на ваши манипуляции, не бояться их и следить за вашими действиями спокойно, дружелюбно и заинтересовано.
avatar
Урок четвертый. Работа с тумбой.

Данный урок важен тем, что он учет Вас обьяснять лошади, что Вы от нее хотите, а лошадь – учит понимать Вас. Так же он является подготовительным занятием к обучению лошади испанскому шагу и развивает связки ее ног.
Начинаем просто с того, что учим лошадь давать Вам в руки любую из ее ног, по Вашей просьбе. Взрослая лошадь, которая уже неоднократно ковалась или расчищалась, скорее всего, уже обучена этому, Вашей задачей будет просто уговорить ее дать Вам ногу. В случае с жеребенком Вам придется учить ее этому самому. начинаем с передних ног. Для начала просто садимся на корточки рядом с ней голова к голове, и просим ее дать Вам ногу, протянув руку и держа ее на уровне запястья лошади. Если лошадь Вас не понимает, а в случае с жеребенком так оно по началу и будет, то легкими постукиваниями ладони по задней части пясти лошади, вынуждая ее таким образом поднять ногу. так как лошадь у нас уже прошла игру 2 Парелли, то она должна легко Вам уступить. Ну а уж если не уступила, то попробуйте силой поднять ее ногу. как только она поднимет ногу и задержет ее в воздухе, тут же похвалите лошадь. Далее, как только лошадь опять поднимет ногу по Вашей просьбе, возьмите ее в руку, и опять похвалите ее. Лошадь быстро поймет, что Вы простите ее дать ее ногу вам в руку, и в дальнейшем будет делать это самостоятельно. Ваша задача – добиться того, чтобы лошадь одинаково легко давала Вам любую как переднюю, так и заднюю ногу по Вашему требованию, как только Вы попросите ее об этом, держа пустую руку около ее ноги.

После этого приступите к упражнению с тумбой. В качестве тумбы можно использовать что угодно: от перевернутого ведра или табурета до специальной тумбы изготовленой по Вашему искизу. Для начала начните с той высоты, которая для Вашей лошади будет не сложной, потом – постепенно увеличивайте высоту. Здесь Вашей задачей будет обьяснить лошади, что Вы от нее хотите, а ее – понять Вас. На данном этапе помогать лошади похлопываниями по ее ноге, или просто взяв ее ногу и поставив на тумбу, запрещается! Лошадь должна понять и сделать то, что Вы от нее требуете самостоятельно. как только у нее это получится, похвалите ее.

…Постановку ног на возвышение надо начинать с высоты 20-30 см и постепенно доводить до высоты, ставя ногу на которую, будет образовываться прямой угол между двумя передними ногами.
Растяжка необходима для испанского шага. Если начинать делать Испанский шаг без растяжки, он будет низким и не грациозным…

Научитесь одинаково хорошо ставить и левую и правую ногу.
Если лошадь почему-то отказывается ставить какую-то одну ногу, прежде всего убедитесь, что у нее ничего не болит. Многим лошадям бывает трудно совладать с одной из ног из-за природной несимметричности. Не спешите и не заставляйте! Со временем все получится.
При выполнении этого упражнения стойте сбоку от лошади у ее плеча, а хлыстом
постукивайте по тому месту, куда нужно поставить ногу.
Повышайте высоту только если лошадь хорошо и свободно СНИМАЕТ ногу с тумбы.
То есть приподнимает ногу над тумбой, а не стаскивает ее.
Повышайте высоту постепенно, на несколько сантиметров. В итоге высота должна быть такой, чтобы между опорной ногой и ногой на тумбе образовался угол 90 градусов. Но дайте себе на это от полугода до года в зависимости от возраста и начальной растяжки. Главное здесь - НЕ СПЕШИТЬ, иначе можно только все испортить.
avatar
Урок пятый. Игра 3 Парелли. Направляющая.

Весьма важным упражнением, развивающим доверие лошади к Вам и ее внимание и интерес к Вашим действиям является хотьба и бег рядом.
По уже укоренившейся традиции для начала дам слово самому Пату Парелли:

В эту игру лошади играют постоянно: достаточно лидеру прижать уши - и подчиняющийся «приятель» тут же отходит от него. Игра 3 учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, не дожидаясь самого касания. Для начала расстояние между вами и конем будет минимальным, со временем дистанция увеличится. Смысл обучения: если лошадь не откликнулась на ваш жест, вы употребляете физическое воздействие. Сначала просим лошадь подвинуться без непосредственного прикосновения (взмах рукой, кордой). Если лошадь не двинулась с места - идет фаза вторая: легкое касание лошади кончиками пальцев. Потом фаза третья - среднее и интенсивное пошлепывание пальцами, и четвертая фаза - похлопывание ладонями. Главное - ритмичность движений, размеренность (допустим, между фазами должно проходить по две секунды). Как только лошадь хоть чуть-чуть двинулась в нужном направлении, немедленно расслабьте руки, улыбнитесь и огладьте ее, почешите. Эта игра не отнимет много времени, скоро конь будет начинать движение с самой первой фазы. Потом старайтесь двигать его в различных направлениях, осаживать, поворачивать на переду (шею лошади нужно в этот момент чуть придерживать) и заду. Главное: если дали команду двигаться, ВСЕГДА добивайтесь ее выполнения, иначе лошадь вас перестанет уважать (какой из вас лидер, если ваши приказы можно не выполнять).

Причем начинать Вам я советую даже не с попытки приучить лошадь ходить рядом с кордео, а с совместных прогулок рядом друг с другом. Для облегчения Вам задачи управления лошадью, советую сначала надеть на нее кордео. По началу пусть это будут обычные прогулки по территории вокруг конюшни, полям и левадам. Лошадь должна привыкнуть к тому, что Вы находитесь рядом. Это можно оформить не в виде отдельных занятий, а просто коротая свое и вашей лошади время вместе. Цель – чтобы лошадь была рада видеть Вас в виде партнера по прогулкам и играм. Будьте изобретательны, пользуйтесь природным любопытством лошади и возможностью продемонстрировать ей те места и игры, которые ей неизвестны. Во время этих прогулок старайтесь проявлять инициативу в выборе направления движения, в этом Вам может помочь кордео. Корду к ней не пристегивайте, по началу лошадь должна быть свободна в выборе направления движения и иметь возможность не последовать за Вами, либо предложить Вам тот маршрут движения и те действия, которые интересны ей.
Затем приступите собствено к обучению лошади к движению рядом с Вами исключительно по выбранному Вами маршруту. Это можно делать как во время ваших с ней прогулок, так и в манеже, параллельно им. Сначало научитесь просто шагать рядом, плечем к плечу, направляя движение лошади с помошью выноса руки, держащей кордео, вправо или влево, а так же с помощью давления лодонью на ее шею, плечо, либо круп, как в игре 2 Парелли «Дикобразная». Ваша задача добиться того, чтобы лошадь двигалась рядом с Вами исключительно под влиянием кордео, без дополнительного давления на ее тело ладонью. Тяните за кордео нежно, но настойчиво, как только лошадь начнет движение в нужном Вам направлении, немедленно прекратите тянуть, просто двигайтесь рядом, под конец упражнения обязательно похвалите лошадь. После того, как начнет получаться с кордео, попробуйте без него, просто шагая рядом, не касаясь друг друга.
«Когда шаг рядом больше не составит проблемы - начинайте рысить. Начинайте с легкой подержки за кордео. Научите лошадь чувствовать изменение Ваших движений, двигаться быстрее, когда вы убыстряете темп, и медленее, когда вы замедляетесь. Итогом этих занятий должно стать то, что лошадь двигается с Вами в ногу и меняет аллюр также, как и Вы.
avatar
Будьте осторожны с галопом! Многие молодые жеребята и жеребцы часто поначалу заигрываются и начинают наскакивать на вас, пытаясь втянуть в свою игру. В этом случае мягко попросите сохранять дистанцию с Вами, переводите на шаг и пробуйте еще раз позже».

Ваши действия должны напоминать маршировку солдат на плацу, в итоге лошадь должна будет научиться начинать шаг одновременно с Вами и с той же ноги и в том же темпе, что и Вы, останавливаться разом с Вами, одновременно и в ногу с Вами менять движение.
Причем делать это исключительно наблюдая за Вашими действиями, без физического воздействия на нее с помощью ладони или кордео.
Урок шестой. Игра 4 Парелли. Йо-Йо

Цель данного урока обучить лошадь отходить от Вас и подходить к Вам по одному движению Вашей руки, без физического либо вербального на нее воздействия. Парелли пишет: «Она заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно к себе, пользуясь чумбуром или кордой, прикреплеными к недоуздку. Лошадь должна послушно уходить от вас и столь же послушно возвращаться.
И снова здесь будут использоваться некие четыре фазы. Первая фаза начинается с покачивания указательным пальцем в направлении лошади (когда эта игра будет пройденным этапом, лошадь тут же начнет отходить назад). Вторая фаза: пошевелите запястьем, но настолько слабо, чтобы чумбур только слегка пошевелился в вашей руке, Фаза третья: согните руку в локте и потрясите чумбур, поводя рукой сверху вниз. Четвертая фаза: делайте движение всей рукой от самого плеча, послав сильную «волну» по корде. Перебирайте фазы последовательно, и как только лошадь начала осаживание, немедленно остановите движение рукой - лошадь поймет, что ее действия правильны. Для начала одного-двух шагов назад будет вполне достаточно, но упражнение надо будет выполнять до тех пор, пока лошадь не будет отходить на всю длину корды.
Лошадь должна и возвращаться обратно: мягкими движениями как бы подтягивайте ее к себе за корду (но не тащите!) - и она быстро поймет, что вы от нее хотите. Итог работы: лошадь уходит при легком взмахе руки и столь же легко возвращается к вам.
В этой игре необходим четкий зрительный контакт с лошадью, она должна смотреть прямо на вас. Если лошадь отвернулась в сторону, можно начинать все сначала.
Играть в «Йо-Йо» следует медленно, и начинать лучше на ровном грунте. Когда успех достигнут, следует слегка провоцировать коня, выводя его на неровную почву, требуя более быстрой реакции, оставляя между собой и ним бревно или шест или, наконец, играть на более длинном поводе. «Йо-йо» учит лошадь уважать личное пространство человека при работе в руках, правильной и аккуратной остановке, а кроме того, возвращению обратно к человеку».
Окончательным итогом Вашего обучения лошади должно быть аппеле – подзыв лошади, которая стоит в другом конце манежа и лишь по команде движением руки приближается указанным аллюром. Работать лучше в манеже, чтобы никто не мешал Вам и не отвлекал лошадь от работы. Добиться того, чтобы лошадь уходила или подходила к Вам без физического воздействия на нее и без помощи голоса, а лишь по движению Вашей руки, надо еще во время работы с ней на корде. Поначалу Вам придется помогать лошади с помошью корды, по мере Ваших с ней занятий она научится предугадывать Ваши желания и действовать опережая Вашу подсказку кордой. Как только это случится, похвалите ее, и после того, как она сделает несколько раз подряд то, что Вы от нее требуете без помощи корды, снимите ее и работайте без ее подсказки.
avatar
Урок седьмой. Игра 5 Парелли. Кружащая. Модифицированная. Или работа с лошадью на корде.

По сути это работа с лошадью по кругу на корде. Суть упражнения – научить лошадь выдерживать заданный ей Вами аллюр до тех пор, пока вы не дадите ей команду сменить его, менять его и темп движения по Вашей команде.
Рекомендации, даваемые Парелли в этом упражнении, мне не совсем понятны, как и их цель, поэтому я представлю собственное видение работы с лошадью на корде, а такое название уроку дал лишь для того, чтобы не оставить само существование этой «Игры» без внимания.
Парелли в данной игре выделяет три части: «посыл», «вседозволенность» и «возвращение». При этом он предлагает позволить лошади самостоятельно выбирать темп и аллюр, с которыми она будет двигаться, а т.ж. направление движения, ограничивает действия воспитателя лошади минимум движений, человек не должен даже контролировать ее движение, стоя неподвижно, просто пропуская корду за спиной, когда лошадь обегает его вокруг. Основной акцент делается на посыл лошади и ее возвращение к Вам. Честно говоря, я не понимаю, чему может научить лошадь эта игра в ее класическом варианте, кроме того, чему ее уже обучали предыдущие уроки. Поэтому в классическом варианте мы эту «Игру» рассматривать не будем, но любой желающий может ознакомиться с ее сутью пройдя по этой ссылке: 7 игр Парелли
Итак, данное упражнение имеет целью обучить лошадь естественным аллюрам: шагу, рыси и галопу, а т.ж. переходу с одного на другой по Вашей команде.
По сути, обучать лошадь естественным аллюрам необходимости нет, они присущи ей от природы.

Шаг является наименее приподнятым движение лошади, а т.ж. самым мягким и медленным из всех аддюров. Шаг лошади включает в себя четыре темпа: сначала идет вынос правой передняя ноги, за ней почти одновременно следует левая задняя, третьим темпом идет вынос вперед левой передней ноги, за которым следует движение правой задней ноги, и так далее в том же порядке.

Рысь является более приподнятом, сильным и быстрым аллюром, чем шаг, а, следовательно, и более жестким. В отличие от шага, он осуществляется в два темпа, с одновременным отрывом от земли диагональной пары ног: сначала правая передняя и левая задняя, затем левая предняя и правая задняя.

Галоп является самым приподнятым и быстрым аллюром, по сути, разновидностью прыжка вперед. осуществляется в в три темпа с безопорной фазой. В зависимости от порядка постановки ног лошади галоп подразделяют на галоп с правой руки (правой передней ноги лошади) и на галоп с левой руки (левой передней руки лошади). Такое название виды галопа получили с старых времен, когда конечности лошади называли по примеру названий конечностей человека, следовательно передние ноги лошади называли руками. При галопе с правой руки ноги лошади движутся в следующей последовательности: вначале на землю опирается левая задняя (первый темп), затем лошадь ставит на землю левую переднюю и правую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю правую ногу (третий темп). Перед переходом снова на первый темп следует момент, когда ноги лошади ни на что не опираются и она как бы летит над землей. Галоп с левой руки осуществляется, следовательно, наоборот: вначале на землю опирается правая задняя (первый темп), затем лошадь ставит на землю правую переднюю и левую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю левую ногу (третий темп).
avatar
Бездумное гоняние лошади по кругу на корде чревато нагрузкой на суставы и позвоночник (путем его изгиба в одну сторону) лошади их травмированием, поэтому начинать данное упражнение следует тогда, когда лошади исполнится не менее 4 лет, не раньше. Во время работы с кордой надо не просто крутиться вокруг своей оси, стоя на одном месте, а бегать вместе с лошадью по меньшему внутреннему кругу с кордой в руках. Тем самым вы можете увеличить радиус корды почти в 2 раза, и в таком случае нагрузка на суставы и позвоночник лошади будет не столь значительна. Направление движения лошади следует регулярно менять, лошадь не должна бегать только в одну сторону, во-первых, это равномерно распределяет нагрузку на позвоночник, во-вторых, меньше надоедает лошади, в-третьих не приучает лошади к тупому и однотипному движению по кругу и заставляет ее более внимательно прислушиваться к Вашим указаниям.
при работе на корде все упражнения должны усложняться постепенно и выполняться недолгое время, особенно при работе с молодыми лошадьми (от четырех до восьми лет).

Команды лошади подаются только голосом Команда «Шагом» - на шаг, «Рысью» - на рысь и «Галоп!» - на галоп. Корда должна быть смотана кругами и разматываться по мере увеличения расстояния между Вами и лошадью. Чем оно больше и чем больше диаметр круга, по которому двигается лошадь, тем лучше. как можно увеличить его еще больше, я уже писал. Корду советуют держать в левой руке при движении лошади по кругу налево и в правой – при движении лошади направо. Другой конец корды либо шамбриер должен держаться Вами в другой руке, с их помощью можно ускорять темп или менять аллюр лошади на более приподнятый. Однако, строгих требований тут нет, при беге по внешнему кругу корду держать удобнее в ближней к лошади руке, которая является противоположной направлению ее движения. Главное, чтобы корда не провисала и не путалась в ногах у лошади. Хлестать или бить концом корды или шамбриером лошадь, чтобы подогнать ее, ни в коем случае нельзя!
Посыл лошади вперед осуществляется путем поворота ее головы с помощью метода, описанного в «Направляющей» игре, в выбранном вами направлении и голосовой команды на выбранный вами аллюр. Начинать лучше с шага. Когда лошадь будет ходить по кругу спокойным шагом в любую сторону по Вашему требованию, начинать шаг и останавливаться по Вашему требованию, можно перевести ее на рысь, увеличив диаметр круга. Желательно, чтобы Вы бежали по внутреннему маленькому кругу, а не стояли на месте, вращаясь вокруг собственной оси. Это увеличит внешний круг, по которому будет бежать лошадь, а так же позволит лошади, наблюдая за Вашими действиями, копировать Ваши движения. Начните работу с нескольких минут в оба направления, медленно добавляйте одну-две минуты, пока лошадь не будет бегать рысью (с большим количеством переходов) по 5 минут в каждом направлении. Упор делайте на смену аллюра, остановки и начало движения в заданном Вами темпе, аллюре и направлении по Вашей команде. Галопом лошадь нельзя гонять более чем по минуте в обоих направлениях. Оканчивать работу на корде надо шагом, чтобы дать лошади остыть. По окончании работы лошадь должна подойти к Вам (при этом аккуратно сматывайте корду) и остановится рядом с Вами глаза в глаза, ожидая Ваших дальнейших указаний. Вся работа на корде не должна длиться более 15 минут и трех раз в неделю.
avatar
Урок восьмой. Задний Кранч.

Кранчи весьма полезны тем, что развивают гибкость лошади, полезны для мышц ее поясницы и спины. Начинать делать их можно в любом ее возрасте.
Суть заднего кранча состоит в том, что лошадь, прогнув спину, по команде подает вперед и вниз свой круп настолько, насколько сможет, отставив назад задние ноги. Вам надо попросить лошадь сделать вперед несколько шагов, но так, чтобы ее задние ноги остались на месте, одновременно, надавливая рукой на ее круп, заставить ее опустить его вниз.
Обучать лошадь заднему кранчу удобно вдвоем с напарником, которому лошадь доверяла бы так же, как и Вам: напарник фиксирует задние ноги лошади, поставив перед ними шамбриер, либо удерживая руками. Вы же просите лошадь пройти вперед передними ногами, одновременно надавливая ей на круп или поясницу, заставляя ее опустить круп вниз. Если Вы работаете один, то попросите лошадь сделать несколько шагов вперед передними ногами, постукивая по ним прутиком или шамбриером и посылая вперед голосом. При этом стойте у ее крупа и свою ногу поставьте перед ее задними ногами, чтобы она не могла продолжить движение вперед задними ногами, оставив их на месте. Ладонью нажимая на ее поясницу или круп заставьте ее опустить его вниз. Совершенно не обязательно, что у лошади получится задний кранч сразу. Не требуйте от нее его точного выполнения в самом начале обучения. Главное, что Вы должны обьяснить лошади поначалу, это то, что ей надо сделать передними ногами несколько шагов вперед, оставляя задние на месте. Вполне возможно, что поначалу у вас получится нечто вроде переднего кранча, либо «мостика». Хвалите лошадь за малейшие успехи. Как только Вам удастся добиться того, чтобы лошадь поняла, что от нее требуется сделать передними ногами несколько шагов вперед, оставляя задние на месте, пол дела сделано. Далее надо лишь объяснить ей, что ей надо опустить круп вниз, прогнувшись в спине.

Не просите вначале больше одного шага каждой ногой! Неподготовленная лошадь может что-нибудь потянуть себе, будьте внимательны и разумны в своих требованиях.
Не просите больше шагов, чем лошадь физически готова сделать! Если Вы будете слишком настойчивы, лошадь может потерять интерес к этому упражнению.
Не пытайтесь "добиться" от лошади выполнения этого упражнения, все равно ничего не
получится. Объясняйте, придумывайте, показывайте.

Урок девятый. Игра 6 Парелли. Принимание влево и вправо.

Работать начните на земле с игры 6 Пата Парелли. Она учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так и налево. Дам слово самому автору игры:
Здесь будут работать две важных части лошадиного тела: зона «шея - нос» и задние ноги. Нос мы назовем зоной 1, а ноги - зоной 4. Теперь мы поиграем в уже знакомую «Направляющую» игру сперва с зоной 1, а потом с зоной 4. Сначала идет посыл в зоне 1, затем в зоне 4, действия последовательно повторяются, пока лошадь не начинает свободно двигаться в сторону. Используйте короткую корду, небольшое расстояние между вами и конем можно постепенно увеличить, но не торопитесь с этим, чтобы животное вас не лягнуло. Игра «Принимание» развивает гибкость лошади и ее баланс. Начинайте играть медленно и последовательно, для начала помогите ученику, используя, к примеру, забор (он не позволит лошади двигаться вперед, пока она пытается понять, что вы от нее хотите).
Поясню: ставим лошадь головой к забору. Встаем слева от нее и удерживая ее от шалостей и ненужных перемещений с помощью корды начинаем последовательное давление как в игре 2 Парелли сначала в области лопатки, затем в области бедра или ягодичной области, либо одновременно обоими руками, пока лошадь не начнет движение вбок. Далее попробуйте заставить лошадь двигаться вбок оказывая давление на нее только одной рукой в реберной области. Обязательно давайте ей при этом голосовую команду: «Вправо!».
avatar
Урок одиннадцатый. Сдавание назад. Осаживание.

Данный урок очень удобно проводить одновременно с уроком номер десять, когда лошадь находится в созданном Вами узком и длинном коридоре (в крайнем случае обучать лошадь этому стоит поставив ее корпусом вдоль стены манежа). Делать это надо лишь после того, как лошадь будет совершенно спокойно проходить его от начала до конца без вашей помощи и не будет чувствовать себя в нем неуютно. Сделайте его настолько узким, чтобы лошадь не могла в нем развернуться. После того как она зайдет в него, остановите ее на середине коридора, сами держитесь впереди ее и, надавливая руками на ее грудь, заставьте сделать несколько шагов назад. Как только она сдаст назад, остановите ее и похвалите. Затем добейтесь от нее того, чтобы она таким образом полностью вышла из коридора. Давление на грудь лошади обязательно сопровождайте голосовой командой «Назад!», это значительно облегчит Вам ее обучение вдальнейшем, в т.ч. и под седлом. Внимание! Не переусердствуйте, т.к. движение назад для лошади неестественно и длительное принуждение Вами лошади к нему будет вредно для ее миологического аппарата. Двух удачных повторений в день будет более чем достаточно, заставляйте лошадь пройти назад не более чем на 2 метра.

После того как лошадь научится сдавать назад под Вашим давлением на ее грудь, обучите ее двигаться назад под воздействием на нее кордео. Для этого прикрепите к кордео корду, и войдите в коридор уже не перед, а за лошадью. Тяня корду на себя, и давая голосовую команду: «Назад!», добейтесь от нее, чтобы она сдала назад, сделав хотя бы несколько шагов в Вашу сторону. Как только она это сделает, приласкайте ее. Затем добейтесь того, чтобы она полностью вышла из коридора вслед за Вами. Для облегчения работы, если возникнет необходимость, можно будет попросить любого человека выступить в роли Вашего помощника, и одновременно с Вашим воздействием на корду, попросить его оказывать давление на грудь лошади, как было описано выше.

Далее попробуйте добиться того, чтобы лошадь идеально сдавала назад по одной Вашей голосовой команде.

Итогом Ваших занятий должно быть то, что лошадь будет беспрекословное осаживание (прекращение движения вперед и начало движения назад) лошади и сдавание ею назад по одной вашей голосовой команде.

После того как лошадь поймет, что от нее требуется и идеально будет выполнять Ваши требования в коридоре, начните ее обучение «на свободе». Для этого сначала в манеже поставьте ее корпусом вдоль стены в максимальной близости от нее и начните все сначала. Вашим заданием будет добиться от лошади движения назад из положения стоя, либо прекращения движения вперед и начала назад по одному Вашему требованию. Так же Вам придется следить, чтобы лошадь просто не развернулась назад всем корпусом, имея такую возможность в виду отсутствующей второй стены. Можете прибегнуть к помощи напарника, либо самостоятельно встаньте у другой ее стороны и не давайте лошади свернуть в сторону, закрывая ей такую возможность собственным телом. Внимание! Для этого у Вас с лошадью должны быть идеальные отношения, она должна Вас беспрекословно слушаться и уступать Вам, для чего Вами должны быть последовательно пройдены все предыдущие 10 уроков!
avatar
После того как лошадь у стены будет идеально выполнять приемы осаживания и сдавания назад, перейдите в открытое пространство (середину манежа) и окончательно закрепите результат.

После успешных уроков на земле в руках, приступите к занятиям под седлом, в данном случае Вашими средствами управления будут кордео, голосовые команды («Вперед, стоп, назад»), Ваш вес (корпус). Касательно последнего, приучитесь сами и приучите лошадь реагировать на это, при начале любого движения или при увеличении его темпа подавать корпус вперед. Чем больше скорость движения, тем больше корпус подается вперед. При поворотах корпус наклоняется в сторону поворота, и чем круче поворот, чем на большей скорости он исполняется, тем больше корпус подается в сторону поворота. Соответственно, при остановке лошади, ее осаживании и движении назад корпус подается назад.

Для начала можете прибегнуть к помощи помощника, который будет контролировать движения лошади с земли, однако в этом может возникнуть необходимость лишь в том случае, если лошадь плохо усвоила предыдущие уроки, чего в идеале Вашей с ней работы быть не должно.
Итак, сев верхом, пустите лошадь вперед шагом, отдав соответствующую голосовую команду: «Вперед, шагом», опустив правую руку с зажатым в ней кордео, так чтобы оно свободно легло на плечи лошади без какого либо натяжения и давления на него, а т.ж. подайте корпус вперед. Для остановки подайте команду «Стоп», потяните кордео на себя и наклоните корпус назад. Для начала движения назад еще больше наклоните корпус назад, увеличьте натяжение кордео, тяня его на себя и скомандуйте «Назад».
Идеальным итогом ваших занятий с лошадью должно быть то, чтобы она реагировала только на Ваши голосовые команды и положение Вашего корпуса, без подсказок кордео.

Далее приступите к приемам осаживания на рыси. Обязательно сначала останавливайте лошадь, и только затем требуйте от нее движения назад. Пропускать фазу полной остановки лошади и сразу заставлять ее двигаться назад с момента движения вперед – нельзя! На галопе лошадь осаживать не в коем случае нельзя, велик риск ее травмирования!
(в редакции от клуба Зверолюбов)
avatar
Здесь не указанны уроки езды верхом, но можно продолжить....)))
avatar
Не буду отрицать что НХ это замечательный способ общения с лошадью, сама этим увлекаюсь в свободные от тренировок по выездке со своим коником. Это доставляет массу позитива и повышает доверие и взаимопонимание между нами. НО.....лошадь не будет возить плуг с кордео на шее, лошадь не покажет вам первоклассный пируэт или дуз если вы будете учить ее делать это без железа. Даже знаменитый Люраши выезжает сначало своих лошадей на железе, а потом убирает его с лошадиной головы. Если бы авторы встретелись с молодым жеребцрм у которого в мозгу одни сперматозойды, или с агрессивным бросающимся на все и вся текинцем у которого крыша отъехала еще лет пять назад они бы вспомнили куда задевалось их железо.
Отличная статья, отличные советы, часть из которых доступна любому чайнику. Но для того что бы воспитать в таком стиле лошадь, так как делает это Парелли, нужно жить с лошадьми, нужно родиться в седле.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.