Контакт не дает выкладывать большой текст одним кусокм, поэтому выкладываю статью частями, итак:
Бал Мукунд СИНГХ: «ОТ ПРАКТИКИ НАДО ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ!» (интервью, кторое Гуруджи дал журналу «GA» после очередного семинара)
Ученик и друг Дхирендры Брахмачари, основателя школы Брахмачари, продолжающий линию учителя, преподаватель йоги из Дели – личность, уже хорошо знакомая всем, практикующим йогу на бескрайних некогда просторах нашей когда-то необъятной Родины, а также за границей, в 64 странах. И тем не менее йогатичер из самой Индии – все еще редкий для нас шанс прикоснуться к истокам традиции, буквально не сходя со своего родного коврика. Переоценить опыт такого общения и пользу такого обучения действительно трудно. И вдобавок ко всему, несмотря на свою занятость, Гуруджи согласился ответить на наши вопросы, рассказать о себе и поделиться своим многолетним уникальным опытом. Итак, встречайте, в гостях у журнала «Йога в потоке странствий» – Бал Мукунд Сингх.
– Гуруджи, расскажите, как Вы начали заниматься йогой? – Я работал на фармацевтической фабрике. Тогда я еще ничего не знал о йоге. Там, на фабрике, производились разные лекарства на основе опия, и у меня появилась аллергия на химические вещества, что-то произошло с ноздрями – я не мог нормально дышать. Один человек, который работал вместе со мной, посоветовал мне заниматься йогой, сказал, что если я буду делать упражнения – джала-нети, сутра-нети, это мне очень поможет. Я спросил, где я могу научиться этому. Он сказал: «Поезжай в Дели к Свами Брахмачари». Чтобы попасть в институт Свами Брахмачари на месячный курс занятий, нужно было подать заявку. Потом я прошел собеседование, и меня отправили в замечательный ашрам Брахмачари в Джаму Кашмире. Отобрано было примерно шестьдесят молодых людей и шестьдесят девушек.
– Сколько людей подали заявку? – Примерно семь тысяч человек со всех уголков страны. В те времена это было очень важно – если ты проходил этот курс, ты мог преподавать йогу. Я был очень хорошим учеником, усердно занимался, очень хорошо делал асаны, поэтому я получил самый высокий балл. (Когда получаешь такой балл, все хотят посмотреть на тебя!) Это дало мне много возможностей. Свами сказал, что раз у меня такой результат, он хочет пригласить меня преподавать йогу в Дели. Так я стал преподавать.
– А как они отбирали людей? – Сначала человек подает заявку, потом приходит на собеседование. Свами Брахмачари увидел меня и спросил: «Как вас зовут, какое у вас образование? Почему вы хотите учиться йоге?» Я сказал, что у меня степень бакалавра естественных наук, что я немного знаю асаны, верю в йогу, в обучение йоге, и хочу излечить свою болезнь. Тогда Свами сказал: «Этот человек болен, у него аллергия, выберем его – это будет своего рода исследование».
– И сколько времени потребовалось на излечение? – Один месяц. Потренировавшись там всего месяц, я уже чувствовал себя хорошо. Девяносто процентов болезни ушло. И после этого у меня никогда не бывало аллергии. Никаких операций, никакой медицинской помощи – только джала-нети и сутра-нети.
ч.2.– Сколько времени нужно заниматься, чтобы достичь какого-то эффекта? – На самом деле вопрос не в том, сколько времени вы занимаетесь. Йога не только для детей, не только для взрослых, она для всех. Конечно, важно, как долго вы занимаетесь, но в нашей жизни есть много разных этапов – один человек совсем молод, другому тридцать, третьему пятьдесят, четвертому семьдесят, и все они хотят заниматься йогой. Тут многое зависит от ваших возможностей и возраста – в старости нет уже такой выносливости, гибкости, кости очень слабые. Преподаватель определяет, как вам нужно заниматься в соответствии с вашей физической силой, гибкостью и возрастом. Поэтому просто придите к учителю, к гуру и спросите у него. Он даст вам указания, как заниматься. Часто бывает, скажем, что студенты хотят заниматься, они очень способные, но у них не хватает времени на йогу, так как учеба, образование для них важнее практики. Надо им объяснить: да, вы очень развиты интеллектуально, но и ваша физическая форма тоже должна быть хорошей – если вы будете заниматься йогой, это поможет вам в учебе, улучшит ваше физическое состояние, положительно повлияет и на уровень сознания – у вас не будет неразрешимых проблем, ведь йога способствует развитию как тела, так и сознания. Поэтому попробуйте заниматься по тридцать минут каждый день. Утром, на пустой желудок – потому что потом вы поедите, пойдете куда-нибудь, вернетесь усталыми… А рано утром вы может позаниматься полчаса – какие-то асаны, какие-то пранаямы, немного медитации.
– Для этого, наверное, надо вставать в пять часов? – Нет, просто встаете утром, умываетесь, принимаете ванну, душ и потом полчаса занимаетесь. Это очень хорошо для здоровья, для сознания. А то часто бывает так, что у человека высоко развитый интеллект, но проблемы со здоровьем – аллергии, головная боль, боли в спине.
– Некоторые люди просто устают… – Да. То есть если вы учитесь или преподаете, занимайтесь по полчаса в день – ведь вы делаете это для здоровья, не на профессиональном уровне, не для участия в соревнованиях. Многие пожилые люди хотят заниматься – пусть начинают понемногу, с простых асан. Если вы хотите стать инструктором, это другое дело. Тогда вам, конечно, надо больше времени посвящать занятиям. То есть все зависит от того, какой человек занимается – у деловых людей, например, совсем нет времени, разве что минут двадцать – им нужна особая программа.
– Если Вы занимаетесь с утра полчаса, завтракать можно сразу или через какое-то время? – Через полчаса. Занимаетесь, проходит полчаса, а потом кушаете кашу с молоком и небольшим количеством сахара. Можно также фрукты. Это очень энергетически насыщенная, йоговская еда. Она дает телу силу, легко переваривается и усваивается. И к обеду у вас уже снова появляется аппетит.
– А мед? – Да, можно положить в кашу мед вместо сахара. Это тоже очень хорошо – полезный, натуральный продукт.
– Достаточно ли выполнять только сукшма-вьяяму во время занятия? – Нет, недостаточно. Сукшма-вьяяма – это база.
– То есть она выполняется, чтобы разогреть тело? – Да, за ней обычно следуют асаны, пранаямы и медитация. Но если человек стар, слаб, болен, можно выполнять ее отдельно – просто для здоровья, чтобы вылечиться. Это очень полезно.
– Есть ли проблемы со здоровьем, при которых нельзя заниматься сукшма-вьяямой? – Видите ли, многие люди просто не знают о существовании сукшма-вьяямы. Приходя в йогу, они сразу начинают с асан. А в ней есть очень многое – контроль за нервной системой, так как она включает йогическое дыхание, множество упражнений для рук, груди, живота, спины, бедер, колен, ног – для всего тела. Ведь когда мастер собирается создать произведение искусства, он сначала плавит железо, а когда оно расплавлено, его можно отлить в любую прекрасную форму.
ч.3. Поэтому сукшма-вьяяма – это очень хорошо, это не только упражнения, но и шаткармы, мудры, пранаямы. – Но есть ли люди, которым она может навредить? – Нет, она хороша для всех, для людей любых возрастных групп. Я всем могу посоветовать с нее начинать.
– Какую часть тренировки она занимает? – Полчаса. В ней тридцать восемь упражнений, и тридцати минут достаточно – на одно упражнение уходит от одной до трех минут. Прочтите эту книгу (Yogic Suksma Vyayama) – и можете заниматься. В ней есть указания – как дышать, каким должно быть положение рук и ног и т.д. Это очень хорошая книга, и сукшма-вьяяма очень полезна. Если вы будете делать ее каждый день, то никогда не будете болеть.
– А лечить болезни можно с ее помощью? – Да, и многие – например, боли в спине, в шее. Здесь даются рекомендации, какие упражнения нужно выполнять, например, при болях в шее. Есть там упражнения для всех органов чувств, скажем – какую пранаяму нужно выполнять, чтобы вылечить близорукость. В сукшма-вьяяме много терапевтических упражнений – наули при запорах, мулабандха для лечения болей в спине и другие. Также, например, у многих женщин проблемы с мышцами груди – там есть и упражнения для груди.
– Как Вы думаете, все ли ученики могут заниматься в группе? Если у человека проблемы со здоровьем, может ли он выполнять асаны вместе со всеми? – Нет, есть два типа групп: для обычных людей и для больных. Здоровые могут выполнять все, а больные – нет, например, если у вас проблемы с сердцем, не выполняйте прогибы назад. То же самое при головных болях, проблемах с давлением. Это вам повредит. А если у вас болит спина, колени, шея – не выполняйте наклонов вперед. Есть асаны, которые тяжело или опасно выполнять при определенных болезнях. Дело инструктора – проследить за этим. Он должен вести для таких людей терапевтические занятия. Когда человек выздоравливает, он переходит в обычную группу. Терапевтические группы не для старых людей, а для больных.
ч.4. – В некоторых школах йоги считается, что прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, тело нужно подготовить практикой асан. – Нет, это неверно. Это зависит от преподавателя. Дыхание – это основа йоги. Хорошо начинать с дыхания.
– Сукшма-вьяяма включает в себя кумбхаку. Все ли могут ее выполнять? – Нет, она не для всех. Как я уже говорил, одним людям можно делать определенные упражнения, другим нет. Одни выполняют кумбхаку, другие выдыхают или вдыхают сразу. Точно так же, как с другими упражнениями. Если во время задержки вы чувствуете головокружение, сразу прекращайте ее. Есть упражнения, в которых долгая кумбхака обязательна – упражнения для ушей, для органов брюшной полости, в других она не применяется.
– Если человек хочет заниматься йогой просто для здоровья, на уровне физического тела, надо ли ему петь мантры? – Нет. Есть разные виды йоги. Хатха-йога – это яма, нияма, асаны, пранаямы, пратьяхара. А дхьяна, дхарана и самадхи – это Раджа-йога. То есть если вы занимаетесь Хатха-йогой, развиваете свое физическое тело, нет необходимости практиковать Мантра-йогу – петь мантры. Ведь это другая йога. Мантра-йога, Тантра-йога, Лайя-йога, Хатха-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Джняна-йога… Существует много видов йоги. Если вы хотите поддерживать свою физическую форму, здоровье – выполняйте асаны. А захочется после асан спеть мантру, сядьте в удобную позу и спойте ОМ.
– А зачем петь мантры? – Мантры на санскрите. Их очень хорошо петь. Конечно, можно их просто произнести – ведь это шлоки (строки древних текстов на санскрите). Но когда их поешь, получается очень гладко, красиво, музыкально. Если поедете в Индию, там люди поют мантры все время. (Поет мантру.)
– А Вы их поете? – Да, я ведь сейчас только что пел.
– Да нет, в обычной жизни? – Да, на занятиях. В конце тренировки мы всегда поем мантру ОМ и другие мантры.
– А могли бы Вы одним словом обозначить цель пения мантр? – Повышение духовного уровня. Многие наши святые, саньясины, сиддхи, пуруши поют эти мантры и получают от них огромную силу. Вибрации мантр дают силу.
ч.5. – Что Вы думаете о йога-спорте, соревнованиях? – Йога – это не соревнование. – Да, но ведь проводятся соревнования, и во многих Вы сами принимали участие. – Понимаете, если вам нужно, чтобы какое-то явление, вид спорта получили известность, имеет смысл проводить международные соревнования. Просто ради популярности, для демонстрации. Йога – это не соревнование, но если вы хотите, чтобы о ней узнали во всем мире, надо устраивать соревнования – для детей, для женщин, для различных возрастных групп. Многие именно благодаря этим соревнованиям и узнают о йоге. – Ваш метод обучения отличается от обычного. Расскажите о нем. В чем, например, смысл этих улыбок, смеха на тренировках? – Да, я учу по-своему, традиционным способом. По «Йога-сутрам» Патанджали. А он говорит, что от практики надо получать удовольствие. Когда вы выполняете асану, когда ваша асана совершенна, это подразумевает, что вы получаете от нее удовольствие. И по-другому не бывает. Поэтому улыбайтесь! Наслаждайтесь своим телом, ощущайте, какое оно сильное, что в нем нет напряжения в этой асане! А когда перейдете к шавасане, тоже получайте удовольствие. Патанджали говорит, что в асане должна быть сукха – удовольствие и стабильность. Если вы испытываете напряжение, это ведет к депрессии, к боли, и тогда вы не можете получить пользу от асаны, так как пребываете в состоянии стресса. А Патанджали говорит о сукхе – удовольствии, удобстве. И мой стиль – в следовании ему, его сутрам. У некоторых преподавателей другой подход, они считают, что ученик должен выполнить асану во что бы то ни стало. А некоторым людям сложно, больно, например, выполнить падмасану. И не надо тогда ее делать. Это ненормально.
– А можно ли улучшить свое состояние, если делать все постепенно, медленно? – Да, у Патанджали есть шлока об этом – практикуйте медленно, постепенно и с большим рвением и тогда достигнете совершенства.
– А что Вы можете посоветовать людям среднего возраста, у которых уже нет такой гибкости? Реально ли достигнуть какого-то прогресса в этой области? – Вы же знаете, что практика делает человека совершенным. Если вы будете заниматься постепенно, дело не в возрасте. Патанджали говорит об абхьясе – постоянной, регулярной практике. Это главное. Если вы занимаетесь каждый день, я уверен, ваше тело, ваши мышцы станут более гибкими. Ваша выносливость увеличится, вы сможете контролировать дыхание. В «Хатха-Йога Прадипике» перечислены четыре типа людей: старые (восемьдесят-девяносто лет), очень слабые, больные и молодые – все они могут заниматься йогой, совершенствоваться и достичь самадхи. Главное не возраст, а постоянная практика.
– Но немолодые люди уже не такие гибкие… – Гибкость – это не единственное в практике. Многие думают, что если человек ведет занятия, красиво делает асаны, то он хороший практик. Дело не в этом. Я гуру, я знаю, о чем говорю. Опыт, техника, преданность практике, здоровье – все в вас самих, все зависит от вас. Так что и в старости можно многого достичь. Если у вас нет гибкости, вы можете заниматься медитацией, пранаямой, это очень полезно для немолодых людей. Сукшма-вьяяма также очень полезна. Зачем делать чакрасану, если вы немолоды, зачем делать пашчимоттанасану? В этом нет необходимости! В старости меньше энергии – можно делать, например, повороты, наклоны вправо-влево, упражнения для шеи, для рук.
ч.6. – Когда занимаешься, нужно получать или тратить энергию? – Если вы теряете энергию, это значит, что интенсивность вашей практики чересчур высока. Как я уже говорил, не надо превышать свои возможности. Чрезмерная практика вредна, она утомляет.
– А надо ли сочетать в практике эти два действия – потерю энергии и ее приобретение? – Нет, очень хорошо, если вы сохраняете энергию.
– Я не устаю после тренировок, даже если занимаюсь подолгу, а многие люди жалуются, что они очень устают, что у них все болит. – Это потому что они ленивы и их мышцы неразработанные, жесткие. Они мало занимаются, слишком много едят, спят, ничего не делают. А вы работаете, занимаетесь, все ваши чувства активны.
– Получаешь энергию от упражнения, если делаешь его с удовольствием. Мне нравится заниматься, поэтому я и не устаю. – Да, верно.
– У России и Индии очень разный климат. Зимой у нас очень холодно, и, возможно, нужно как-то разогреваться перед занятием? Разница в климате ведет к различиям в подходе к обучению? – Нет, метод обучения не меняется. Да, я знаю, у вас очень холодно, и вам просто нужно заниматься в помещении. В источниках описывается, что необходимо для практики: первое – нужно выбрать место для занятий, потом – время, кроме того – надо определить, какую пищу вы будете есть, и последнее – очистить нади с помощью шаткарм. А потом уже приступайте к занятиям. Так что если холодно, ничего страшного, вы ведь здесь родились и жили с детства. Просто выполняйте асаны в хорошем месте, где не холодно.
– Намного ли лучше заниматься на свежем воздухе? – Да, на свежем воздухе, конечно, хорошо. Если погода позволяет, выходите заниматься в сад. А если холодно, не ходите.
– А вы где обычно занимаетесь: в помещении или на воздухе? – Вы же знаете, в нашей стране очень жарко, мы занимаемся на воздухе.
– Рано утром? – Да, потому что после восьми-девяти часов это было бы невозможно, становится слишком жарко.
– Дхирендра Брахмачари приезжал в Россию и принимал участие в обучении космонавтов. Вы об этом знаете? – Да, он мне рассказывал, как приехал в Москву, там было очень холодно, а он был в очень тонкой одежде и в ней же там и ходил. И он рассказывал, что ночью он спал в доме, где окна были плотно закрыты, невозможно было их открыть, и он тогда попросил хозяина открыть дверь, поскольку ему было жарко. Это потому, что он занимался практикой йоги с детства, его тело накопило много энергии. И в любой ситуации, в любых обстоятельствах его тело оставалось очень сильным. А если тело наполнено силой, оно сохраняет энергию, даже если очень холодно, оно борется с холодом.
– Он учил русских космонавтов пранаяме? – Да.
– А вы не знаете, как он их учил? – Есть много пранаям. Я не знаю, каким именно он их учил, но может быть, сурья-бхеда, удджайи.
– Если вы начинаете учиться, с чего надо начинать в пранаяме? – Сначала сурья-бхеда-пранаяма. Прежде всего, выполните сутра-нети, джала-нети – очищение, а потом пранаяму – сурья-бхеда-пранаяму. Потом бхастрика. Потом анулома-вилома. Есть много пранаям.
– А с чего начинать в медитации? – Мы на тренировке занимаемся медитацией полчаса в конце занятия.
– Но я думаю, это не для начинающих. – Да нет, почему же? Просто медитация – это уровень сознания. Неважно, на каком вы этапе практики, вы можете заниматься подолгу – полчаса, час.
– А каким способом начинающим нужно выполнять медитацию? – Сначала постарайтесь работать над асанами, совершенствовать их – например, падмасану. Если вы не можете долго оставаться в падмасане, можно сесть в сукхасану, ваджрасану, свастикасану – это все позы для медитации, их много. Но падмасана лучше. Поэтому постарайтесь усовершенствовать свою падмасану.
ч.7. Ведь если вам неудобно сидеть, вы не можете медитировать, не можете контролировать сознание. Тогда лучше сесть в сукхасану. В Индии есть много видов медитации. Многие люди спят на земле, выполняют йога-нидру и говорят, что это намного лучше. Но шавасана – это не медитация, медитация всегда должна быть в падмасане.
– Есть ли какая-то разница между тем, как занимаются йогой русские и индийцы? – Нет. Все зависит от того, какой именно гуру вас учит. Дело не в том, индиец он, американец или русский. Зависит от того, где он учился, к какой системе принадлежит. Некоторые занимаются по Паттабхи Джойсу, некоторые по Айенгару, некоторые учились в Шивананда-ашраме. Если вы приедете в Индию, вы увидите, что все там учат по разным системам. Дело не в разных национальностях – просто разные системы, разные институты.
– А как сочетаются йога и путешествия? – Как вы знаете, я много раз бывал в разных странах, поскольку мое министерство очень влиятельно и оно хочет продвигать йогу по всему миру. Работники нашего института и наш директор заботятся о распространении йоги не только в Индии, но и во всем мире. У него много зарубежных программ. Многие иностранцы присылают в наше министерство приглашения, и оно просит нас поехать в другие страны продемонстрировать наши традиции: аюрведу, йогу, разные виды традиционной индийской медицины. Множество людей ездят, проводят там такие демонстрации, учат людей терапии, сохранению хорошего здоровья с помощью йоги. Благодаря этой работе, благодаря йоге я посетил множество стран.
– Как бы Вы могли объяснить людям, для чего нужно заниматься йогой? – Я хочу посоветовать всем людям заниматься йогой, потому что йога – это не только физические упражнения. Есть разница между атлетикой и прочими физическими упражнениями и йогой. И я хочу донести это до людей. Дело в том, что если вы атлет, вы получаете от своих занятий меньше, чем те, кто занимается йогой – в атлетике нет духовной составляющей. Там только физические упражнения на мышечном и скелетном уровне, а уровень сознания не включен. Упражнения йоги хороши и для физического уровня, и для уровня сознания, и для духовного уровня. Занимаясь атлетикой, вы можете столкнуться со многими проблемами – например, с травмами, неуравновешенностью сознания. Взять например Майкла Тайсона, он чемпион мира, а в голове полный беспорядок. Когда я посмотрел на жизнь спортсменов изнутри, я увидел, что это безумие – частые травмы, трудности, огромное количество проблем и с телом, и с сознанием. Но если вы занимаетесь йогой, ваша жизнь становится ровной, мирной, спокойной. Никаким болезням не проникнуть в ваше тело, воздействие происходит и на духовном уровне. Все сейчас стремятся к покою, ведь люди испытывают слишком большой стресс: бизнесмены, высокопоставленные лица, обычные люди – средний класс; родители беспокоятся о том, чтобы дети получили хорошее образование, все хотят обеспеченной жизни и т.п. В общем, у всех стресс, депрессии. Говорят, что эту болезнь не излечишь физическими упражнениями. Но йога через пранаяму, медитацию может справиться с этой проблемой, улучшить жизнь людей. Поэтому я обращаюсь с призывом и советом ко всем людям и говорю: пожалуйста, приходите и занимайтесь йогой!
Интервью опубликовано в журанле «GA» no 2, за 2007 г.
Бал Мукунд СИНГХ: «ОТ ПРАКТИКИ НАДО ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ!»
(интервью, кторое Гуруджи дал журналу «GA» после очередного семинара)
Ученик и друг Дхирендры Брахмачари, основателя школы Брахмачари, продолжающий линию учителя, преподаватель йоги из Дели – личность, уже хорошо знакомая всем, практикующим йогу на бескрайних некогда просторах нашей когда-то необъятной Родины, а также за границей, в 64 странах.
И тем не менее йогатичер из самой Индии – все еще редкий для нас шанс прикоснуться к истокам традиции, буквально не сходя со своего родного коврика. Переоценить опыт такого общения и пользу такого обучения действительно трудно. И вдобавок ко всему, несмотря на свою занятость, Гуруджи согласился ответить на наши вопросы, рассказать о себе и поделиться своим многолетним уникальным опытом. Итак, встречайте, в гостях у журнала «Йога в потоке странствий» – Бал Мукунд Сингх.
– Гуруджи, расскажите, как Вы начали заниматься йогой?
– Я работал на фармацевтической фабрике. Тогда я еще ничего не знал о йоге. Там, на фабрике, производились разные лекарства на основе опия, и у меня появилась аллергия на химические вещества,
что-то произошло с ноздрями – я не мог нормально дышать. Один человек, который работал вместе со мной, посоветовал мне заниматься йогой, сказал, что если я буду делать упражнения – джала-нети, сутра-нети, это мне очень поможет. Я спросил, где я могу научиться этому. Он сказал: «Поезжай в Дели к Свами Брахмачари». Чтобы попасть в институт Свами Брахмачари на месячный курс занятий, нужно было подать заявку. Потом я прошел собеседование, и меня отправили в замечательный ашрам Брахмачари в Джаму Кашмире. Отобрано было примерно шестьдесят молодых людей и шестьдесят девушек.
– Сколько людей подали заявку?
– Примерно семь тысяч человек со всех уголков страны. В те времена это было очень важно – если ты проходил этот курс, ты мог преподавать йогу.
Я был очень хорошим учеником, усердно занимался, очень хорошо делал асаны, поэтому я получил самый высокий балл. (Когда получаешь такой балл, все хотят посмотреть на тебя!) Это дало мне много возможностей. Свами сказал, что раз у меня такой результат, он хочет пригласить меня преподавать йогу в Дели. Так я стал преподавать.
– А как они отбирали людей?
– Сначала человек подает заявку, потом приходит на собеседование. Свами Брахмачари увидел меня и спросил: «Как вас зовут, какое у вас образование? Почему вы хотите учиться йоге?» Я сказал, что у меня степень бакалавра естественных наук, что я немного знаю асаны, верю в йогу, в обучение йоге, и хочу излечить свою болезнь. Тогда Свами сказал: «Этот человек болен, у него аллергия, выберем его – это будет своего рода исследование».
– И сколько времени потребовалось на излечение?
– Один месяц. Потренировавшись там всего месяц, я уже чувствовал себя хорошо. Девяносто процентов болезни ушло. И после этого у меня никогда не бывало аллергии. Никаких операций, никакой медицинской помощи – только джала-нети и сутра-нети.
– На самом деле вопрос не в том, сколько времени вы занимаетесь. Йога не только для детей, не только для взрослых, она для всех. Конечно, важно, как долго вы занимаетесь, но в нашей жизни есть много разных этапов – один человек совсем молод, другому тридцать, третьему пятьдесят, четвертому семьдесят, и все они хотят заниматься йогой. Тут многое зависит от ваших возможностей и возраста – в старости нет уже такой выносливости, гибкости, кости очень слабые. Преподаватель определяет, как вам нужно заниматься в соответствии с вашей физической силой, гибкостью и возрастом. Поэтому просто придите к учителю, к гуру и спросите у него. Он даст вам указания, как заниматься. Часто бывает, скажем, что студенты хотят заниматься, они очень способные, но у них не хватает времени на йогу, так как учеба, образование для них важнее практики. Надо им объяснить: да, вы очень развиты интеллектуально, но и ваша физическая форма тоже должна быть хорошей – если вы будете заниматься йогой, это поможет вам в учебе, улучшит ваше физическое состояние, положительно повлияет и на уровень сознания – у вас не будет неразрешимых проблем, ведь йога способствует развитию как тела, так и сознания. Поэтому попробуйте заниматься по тридцать минут каждый день. Утром, на пустой желудок – потому что потом вы поедите, пойдете куда-нибудь, вернетесь усталыми… А рано утром вы может позаниматься полчаса – какие-то асаны, какие-то пранаямы, немного медитации.
– Для этого, наверное, надо вставать в пять часов?
– Нет, просто встаете утром, умываетесь, принимаете ванну, душ и потом полчаса занимаетесь. Это очень хорошо для здоровья, для сознания. А то часто бывает так, что у человека высоко развитый интеллект, но проблемы со здоровьем – аллергии, головная боль, боли в спине.
– Некоторые люди просто устают…
– Да. То есть если вы учитесь или преподаете, занимайтесь по полчаса в день – ведь вы делаете это для здоровья, не на профессиональном уровне, не для участия в соревнованиях. Многие пожилые люди хотят заниматься – пусть начинают понемногу, с простых асан.
Если вы хотите стать инструктором, это другое дело. Тогда вам, конечно, надо больше времени посвящать занятиям. То есть все зависит от того, какой человек занимается – у деловых людей, например, совсем нет времени, разве что минут двадцать – им нужна особая программа.
– Если Вы занимаетесь с утра полчаса, завтракать можно сразу или через какое-то время?
– Через полчаса. Занимаетесь, проходит полчаса, а потом кушаете кашу с молоком и небольшим количеством сахара. Можно также фрукты. Это очень энергетически насыщенная, йоговская еда. Она дает телу силу, легко переваривается и усваивается. И к обеду у вас уже снова появляется аппетит.
– А мед?
– Да, можно положить в кашу мед вместо сахара. Это тоже очень хорошо – полезный, натуральный продукт.
– Достаточно ли выполнять только сукшма-вьяяму во время занятия?
– Нет, недостаточно. Сукшма-вьяяма – это база.
– То есть она выполняется, чтобы разогреть тело?
– Да, за ней обычно следуют асаны, пранаямы и медитация. Но если человек стар, слаб, болен, можно выполнять ее отдельно – просто для здоровья, чтобы вылечиться. Это очень полезно.
– Есть ли проблемы со здоровьем, при которых нельзя заниматься сукшма-вьяямой?
– Видите ли, многие люди просто не знают о существовании сукшма-вьяямы. Приходя в йогу, они сразу начинают с асан. А в ней есть очень многое – контроль за нервной системой, так как она включает йогическое дыхание, множество упражнений для рук, груди, живота, спины, бедер, колен, ног – для всего тела. Ведь когда мастер собирается создать произведение искусства, он сначала плавит железо, а когда оно расплавлено, его можно отлить в любую прекрасную форму.
– Но есть ли люди, которым она может навредить?
– Нет, она хороша для всех, для людей любых возрастных групп. Я всем могу посоветовать с нее начинать.
– Какую часть тренировки она занимает?
– Полчаса. В ней тридцать восемь упражнений, и тридцати минут достаточно – на одно упражнение уходит от одной до трех минут. Прочтите эту книгу (Yogic Suksma Vyayama) – и можете заниматься. В ней есть указания – как дышать, каким должно быть положение рук и ног и т.д. Это очень хорошая книга, и сукшма-вьяяма очень полезна. Если вы будете делать ее каждый день, то никогда не будете болеть.
– А лечить болезни можно с ее помощью?
– Да, и многие – например, боли в спине, в шее. Здесь даются рекомендации, какие упражнения нужно выполнять, например, при болях в шее. Есть там упражнения для всех органов чувств, скажем – какую пранаяму нужно выполнять, чтобы вылечить близорукость. В сукшма-вьяяме много терапевтических упражнений – наули при запорах, мулабандха для лечения болей в спине и другие. Также, например, у многих женщин проблемы с мышцами груди – там есть и упражнения для груди.
– Как Вы думаете, все ли ученики могут заниматься в группе? Если у человека проблемы со здоровьем, может ли он выполнять асаны вместе со всеми?
– Нет, есть два типа групп: для обычных людей и для больных. Здоровые могут выполнять все, а больные – нет, например, если у вас проблемы с сердцем, не выполняйте прогибы назад. То же самое при головных болях, проблемах с давлением. Это вам повредит. А если у вас болит спина, колени, шея – не выполняйте наклонов вперед. Есть асаны, которые тяжело или опасно выполнять при определенных болезнях. Дело инструктора – проследить за этим. Он должен вести для таких людей терапевтические занятия. Когда человек выздоравливает, он переходит в обычную группу. Терапевтические группы не для старых людей, а для больных.
– Нет, это неверно. Это зависит от преподавателя. Дыхание – это основа йоги. Хорошо начинать с дыхания.
– Сукшма-вьяяма включает в себя кумбхаку. Все ли могут ее выполнять?
– Нет, она не для всех. Как я уже говорил, одним людям можно делать определенные упражнения, другим нет. Одни выполняют кумбхаку, другие выдыхают или вдыхают сразу. Точно так же, как с другими упражнениями. Если во время задержки вы чувствуете головокружение, сразу прекращайте ее. Есть упражнения, в которых долгая кумбхака обязательна – упражнения для ушей, для органов брюшной полости, в других она не применяется.
– Если человек хочет заниматься йогой просто для здоровья, на уровне физического тела, надо ли ему петь мантры?
– Нет. Есть разные виды йоги. Хатха-йога – это яма, нияма, асаны, пранаямы, пратьяхара. А дхьяна, дхарана и самадхи – это Раджа-йога. То есть если вы занимаетесь Хатха-йогой, развиваете свое физическое тело, нет необходимости практиковать Мантра-йогу – петь мантры. Ведь это другая йога. Мантра-йога, Тантра-йога, Лайя-йога, Хатха-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Джняна-йога… Существует много видов йоги. Если вы хотите поддерживать свою физическую форму, здоровье – выполняйте асаны. А захочется после асан спеть мантру, сядьте в удобную позу и спойте ОМ.
– А зачем петь мантры?
– Мантры на санскрите. Их очень хорошо петь. Конечно, можно их просто произнести – ведь это шлоки (строки древних текстов на санскрите). Но когда их поешь, получается очень гладко, красиво, музыкально. Если поедете в Индию, там люди поют мантры все время. (Поет мантру.)
– А Вы их поете?
– Да, я ведь сейчас только что пел.
– Да нет, в обычной жизни?
– Да, на занятиях. В конце тренировки мы всегда поем мантру ОМ и другие мантры.
– А могли бы Вы одним словом обозначить цель пения мантр?
– Повышение духовного уровня.
Многие наши святые, саньясины, сиддхи, пуруши поют эти мантры и получают от них огромную силу. Вибрации мантр дают силу.
– Йога – это не соревнование.
– Да, но ведь проводятся соревнования, и во многих Вы сами принимали участие.
– Понимаете, если вам нужно, чтобы какое-то явление, вид спорта получили известность, имеет смысл проводить международные соревнования. Просто ради популярности, для демонстрации. Йога – это не соревнование, но если вы хотите, чтобы о ней узнали во всем мире, надо устраивать соревнования – для детей, для женщин, для различных возрастных групп. Многие именно благодаря этим соревнованиям и узнают о йоге.
– Ваш метод обучения отличается от обычного. Расскажите о нем.
В чем, например, смысл этих улыбок, смеха на тренировках?
– Да, я учу по-своему, традиционным способом. По «Йога-сутрам» Патанджали. А он говорит, что от практики надо получать удовольствие. Когда вы выполняете асану, когда ваша асана совершенна, это подразумевает, что вы получаете от нее удовольствие. И по-другому не бывает. Поэтому улыбайтесь! Наслаждайтесь своим телом, ощущайте, какое оно сильное, что в нем нет напряжения в этой асане! А когда перейдете к шавасане, тоже получайте удовольствие. Патанджали говорит, что в асане должна быть сукха – удовольствие и стабильность. Если вы испытываете напряжение, это ведет к депрессии, к боли, и тогда вы не можете получить пользу от асаны, так как пребываете в состоянии стресса. А Патанджали говорит о сукхе – удовольствии, удобстве. И мой стиль – в следовании ему, его сутрам. У некоторых преподавателей другой подход, они считают, что ученик должен выполнить асану во что бы то ни стало. А некоторым людям сложно, больно, например, выполнить падмасану. И не надо тогда ее делать. Это ненормально.
– А можно ли улучшить свое состояние, если делать все постепенно, медленно?
– Да, у Патанджали есть шлока об этом – практикуйте медленно, постепенно и с большим рвением и тогда достигнете совершенства.
– А что Вы можете посоветовать людям среднего возраста, у которых уже нет такой гибкости? Реально ли достигнуть какого-то прогресса в этой области?
– Вы же знаете, что практика делает человека совершенным. Если вы будете заниматься постепенно, дело не в возрасте. Патанджали говорит об абхьясе – постоянной, регулярной практике. Это главное. Если вы занимаетесь каждый день, я уверен, ваше тело, ваши мышцы станут более гибкими. Ваша выносливость увеличится, вы сможете контролировать дыхание. В «Хатха-Йога Прадипике» перечислены четыре типа людей: старые (восемьдесят-девяносто лет), очень слабые, больные и молодые – все они могут заниматься йогой, совершенствоваться и достичь самадхи. Главное не возраст, а постоянная практика.
– Но немолодые люди уже не такие гибкие…
– Гибкость – это не единственное в практике. Многие думают, что если человек ведет занятия, красиво делает асаны, то он хороший практик. Дело не в этом. Я гуру, я знаю, о чем говорю. Опыт, техника, преданность практике, здоровье – все в вас самих, все зависит от вас. Так что и в старости можно многого достичь. Если у вас нет гибкости, вы можете заниматься медитацией, пранаямой, это очень полезно для немолодых людей. Сукшма-вьяяма также очень полезна. Зачем делать чакрасану, если вы немолоды, зачем делать пашчимоттанасану? В этом нет необходимости! В старости меньше энергии – можно делать, например, повороты, наклоны вправо-влево, упражнения для шеи, для рук.
– Если вы теряете энергию, это значит, что интенсивность вашей практики чересчур высока. Как я уже говорил, не надо превышать свои возможности. Чрезмерная практика вредна, она утомляет.
– А надо ли сочетать в практике эти два действия – потерю энергии и ее приобретение?
– Нет, очень хорошо, если вы сохраняете энергию.
– Я не устаю после тренировок, даже если занимаюсь подолгу,
а многие люди жалуются, что они очень устают, что у них все болит.
– Это потому что они ленивы и их мышцы неразработанные, жесткие. Они мало занимаются, слишком много едят, спят, ничего не делают. А вы работаете, занимаетесь, все ваши чувства активны.
– Получаешь энергию от упражнения, если делаешь его с удовольствием.
Мне нравится заниматься, поэтому я и не устаю.
– Да, верно.
– У России и Индии очень разный климат. Зимой у нас очень холодно, и, возможно, нужно как-то разогреваться перед занятием? Разница в климате ведет к различиям в подходе к обучению?
– Нет, метод обучения не меняется. Да, я знаю, у вас очень холодно, и вам просто нужно заниматься в помещении. В источниках описывается, что необходимо для практики: первое – нужно выбрать место для занятий, потом – время, кроме того – надо определить, какую пищу вы будете есть, и последнее – очистить нади с помощью шаткарм. А потом уже приступайте к занятиям. Так что если холодно, ничего страшного, вы ведь здесь родились и жили с детства. Просто выполняйте асаны в хорошем месте, где не холодно.
– Намного ли лучше заниматься на свежем воздухе?
– Да, на свежем воздухе, конечно, хорошо. Если погода позволяет, выходите заниматься в сад.
А если холодно, не ходите.
– А вы где обычно занимаетесь: в помещении или на воздухе?
– Вы же знаете, в нашей стране очень жарко, мы занимаемся на воздухе.
– Рано утром?
– Да, потому что после восьми-девяти часов это было бы невозможно, становится слишком жарко.
– Дхирендра Брахмачари приезжал в Россию и принимал участие в обучении космонавтов.
Вы об этом знаете?
– Да, он мне рассказывал, как приехал в Москву, там было очень холодно, а он был в очень тонкой одежде и в ней же там и ходил. И он рассказывал, что ночью он спал в доме, где окна были плотно закрыты, невозможно было их открыть, и он тогда попросил хозяина открыть дверь, поскольку ему было жарко. Это потому, что он занимался практикой йоги с детства, его тело накопило много энергии. И в любой ситуации, в любых обстоятельствах его тело оставалось очень сильным. А если тело наполнено силой, оно сохраняет энергию, даже если очень холодно, оно борется с холодом.
– Он учил русских космонавтов пранаяме?
– Да.
– А вы не знаете, как он их учил?
– Есть много пранаям. Я не знаю, каким именно он их учил, но может быть, сурья-бхеда, удджайи.
– Если вы начинаете учиться, с чего надо начинать в пранаяме?
– Сначала сурья-бхеда-пранаяма. Прежде всего, выполните сутра-нети, джала-нети – очищение, а потом пранаяму – сурья-бхеда-пранаяму. Потом бхастрика. Потом анулома-вилома. Есть много пранаям.
– А с чего начинать в медитации?
– Мы на тренировке занимаемся медитацией полчаса в конце занятия.
– Но я думаю, это не для начинающих.
– Да нет, почему же? Просто медитация – это уровень сознания. Неважно, на каком вы этапе практики, вы можете заниматься подолгу – полчаса, час.
– А каким способом начинающим нужно выполнять медитацию?
– Сначала постарайтесь работать над асанами, совершенствовать их – например, падмасану. Если вы не можете долго оставаться в падмасане, можно сесть в сукхасану, ваджрасану, свастикасану – это все позы для медитации, их много. Но падмасана лучше. Поэтому постарайтесь усовершенствовать свою падмасану.
– Есть ли какая-то разница между тем, как занимаются йогой русские и индийцы?
– Нет. Все зависит от того, какой именно гуру вас учит. Дело не в том, индиец он, американец или русский. Зависит от того, где он учился, к какой системе принадлежит. Некоторые занимаются по Паттабхи Джойсу, некоторые по Айенгару, некоторые учились в Шивананда-ашраме. Если вы приедете в Индию, вы увидите, что все там учат по разным системам. Дело не в разных национальностях – просто разные системы, разные институты.
– А как сочетаются йога и путешествия?
– Как вы знаете, я много раз бывал в разных странах, поскольку мое министерство очень влиятельно и оно хочет продвигать йогу по всему миру. Работники нашего института и наш директор заботятся о распространении йоги не только в Индии, но и во всем мире. У него много зарубежных программ. Многие иностранцы присылают в наше министерство приглашения, и оно просит нас поехать в другие страны продемонстрировать наши традиции: аюрведу, йогу, разные виды традиционной индийской медицины. Множество людей ездят, проводят там такие демонстрации, учат людей терапии, сохранению хорошего здоровья с помощью йоги. Благодаря этой работе, благодаря йоге я посетил множество стран.
– Как бы Вы могли объяснить людям, для чего нужно заниматься йогой?
– Я хочу посоветовать всем людям заниматься йогой, потому что йога – это не только физические упражнения. Есть разница между атлетикой и прочими физическими упражнениями и йогой. И я хочу донести это до людей. Дело в том, что если вы атлет, вы получаете от своих занятий меньше, чем те, кто занимается йогой – в атлетике нет духовной составляющей. Там только физические упражнения на мышечном и скелетном уровне, а уровень сознания не включен. Упражнения йоги хороши и для физического уровня, и для уровня сознания, и для духовного уровня. Занимаясь атлетикой, вы можете столкнуться со многими проблемами – например, с травмами, неуравновешенностью сознания. Взять например Майкла Тайсона, он чемпион мира, а в голове полный беспорядок. Когда я посмотрел на жизнь спортсменов изнутри, я увидел, что это безумие – частые травмы, трудности, огромное количество проблем и с телом, и с сознанием. Но если вы занимаетесь йогой, ваша жизнь становится ровной, мирной, спокойной. Никаким болезням не проникнуть в ваше тело, воздействие происходит и на духовном уровне. Все сейчас стремятся к покою, ведь люди испытывают слишком большой стресс: бизнесмены, высокопоставленные лица, обычные люди – средний класс; родители беспокоятся о том, чтобы дети получили хорошее образование, все хотят обеспеченной жизни и т.п. В общем, у всех стресс, депрессии. Говорят, что эту болезнь не излечишь физическими упражнениями. Но йога через пранаяму, медитацию может справиться с этой проблемой, улучшить жизнь людей. Поэтому я обращаюсь с призывом и советом ко всем людям и говорю: пожалуйста, приходите и занимайтесь йогой!
Интервью опубликовано в журанле «GA» no 2, за 2007 г.