Подробное описание нашумевшей темы об эмблеме клуба.
Представленная концепция фирменного стиля Футбольного клуба «Уфа» решает комплекс задач по созданию образа футбольного клуба, представляющего профессиональный клуб Республики Башкортостан, т.е имеющего национальную принадлежность, принадлежность к профессиональной футбольной среде, а также имеющего свое уникальное лицо как спортивного клуба с определенными спортивными целями и задачами.
Решаемые задачи.
Создание образа футбольного клуба, представляющего следующее смысловое наполнение:
1. Принадлежность к профессиональной футбольной среде
Решение: в графической культуре, знаковой традиции, существующей среди футбольных клубов мира
2. Национальная принадлежность
Решение:
- обращение к историческому содержанию этнической символики башкирского народа, отражению его в графических формах
- использование элементов народного орнамента, костюма
- использование национальной символики чисел
- использование национальной символики цветов
3. Определенность спортивных целей: современный футбольный клуб, амбициозный, нацеленный на стремительное продвижение вперед, на победу.
Решение:
- использование универсальной символики цветов
- использование универсальной символики графических элементов
Предлагаемый фирменный стиль футбольного клуба «Уфа» через форму знака, графические элементы, используемые стилистические и цветовые решения создает объемный, емкий по передаваемой смысловой нагрузке образ, эмоционально окрашенный, позитивный, «победный».
Обращение к этнической символике, активное и явное использование национальных элементов создают образ «родного», хорошо знакомого, привычного, «своего» клуба. И в то же время придают ему черты оригинальности, самобытности, самоценности.
Использование общекультурных символов, соотнесение общего графического стиля с универсальными аналогами графической культуры придают созданному образу общекультурные ценности, позволяют ему гармонично вписаться в общую среду соответствующего профессионального спортивного сообщества.
Геральдическая традиция в истории футбольных логотипов
Традиционная графическая культура футбольных клубов мира происходит от геральдической, гербовой культуры. Исторически при создании эмблем футбольных клубов использовались элементы гербовой графики той местности, где возникал клуб. Таких примеров – огромное множество (так, например, логотип «Manchester United» основан на гербе города Манчестер, логотип англиского «Арсенала» на гербе района Лондона – Вулвича, в логотипе клуба «Liverpool» присутствует птица Лайвер - один из символов города, прообразом эмблемы клуба «Chelsea» стал гражданский герб центрального района «Челси»).
Если же проследить историческое зарождение и распространение самой геральдики, то она возникла как культура употребления гербов как личных знаков наиболее влиятельной военной знати, а также простых рыцарей. Гербы использовались как опознавательные боевые и турнирные знаки. Эта изначальная смысловая нагрузка гербовой эмблематической системы характерна и для современных футбольных клубов как участников спортивных турниров и состязаний.
Решаемые задачи.
Создание образа футбольного клуба, представляющего следующее смысловое наполнение:
1. Принадлежность к профессиональной футбольной среде
Решение: в графической культуре, знаковой традиции, существующей среди футбольных клубов мира
2. Национальная принадлежность
Решение:
- обращение к историческому содержанию этнической символики башкирского народа, отражению его в графических формах
- использование элементов народного орнамента, костюма
- использование национальной символики чисел
- использование национальной символики цветов
3. Определенность спортивных целей: современный футбольный клуб, амбициозный, нацеленный на стремительное продвижение вперед, на победу.
Решение:
- использование универсальной символики цветов
- использование универсальной символики графических элементов
Предлагаемый фирменный стиль футбольного клуба «Уфа» через форму знака, графические элементы, используемые стилистические и цветовые решения создает объемный, емкий по передаваемой смысловой нагрузке образ, эмоционально окрашенный, позитивный, «победный».
Обращение к этнической символике, активное и явное использование национальных элементов создают образ «родного», хорошо знакомого, привычного, «своего» клуба. И в то же время придают ему черты оригинальности, самобытности, самоценности.
Использование общекультурных символов, соотнесение общего графического стиля с универсальными аналогами графической культуры придают созданному образу общекультурные ценности, позволяют ему гармонично вписаться в общую среду соответствующего профессионального спортивного сообщества.
Геральдическая традиция в истории футбольных логотипов
Традиционная графическая культура футбольных клубов мира происходит от геральдической, гербовой культуры. Исторически при создании эмблем футбольных клубов использовались элементы гербовой графики той местности, где возникал клуб. Таких примеров – огромное множество (так, например, логотип «Manchester United» основан на гербе города Манчестер, логотип англиского «Арсенала» на гербе района Лондона – Вулвича, в логотипе клуба «Liverpool» присутствует птица Лайвер - один из символов города, прообразом эмблемы клуба «Chelsea» стал гражданский герб центрального района «Челси»).
Если же проследить историческое зарождение и распространение самой геральдики, то она возникла как культура употребления гербов как личных знаков наиболее влиятельной военной знати, а также простых рыцарей. Гербы использовались как опознавательные боевые и турнирные знаки. Эта изначальная смысловая нагрузка гербовой эмблематической системы характерна и для современных футбольных клубов как участников спортивных турниров и состязаний.
«Шеврон» - знак древних воинов-башкир
Представленный знак футбольного клуба «Уфа» выдержан в классической гербовой традиции, сочетая форму, с одной стороны узнаваемую, характерную для футбольных эмблем, с другой стороны – несущую отличительные самобытные черты местности происхождения клуба.
Формобобразующий элемент представленного знака представляет собой шеврон (погон) используемый как традиционный элемент народного костюма древних башкир-воинов. Подобного рода шеврон носился на груди и являлся воинским знаком древних башкирских племен.
Историческая известность башкир-воинов, славившихся своей выносливостью, упорством, смелостью и преданностью, служит богатым источником ассоциативных связей, как с собственно башкирским народом, так и с необходимыми в спортивной борьбе качественными характеристиками.
Воинский, боевой дух, имеющий глубокие исторические корни и ведущий к победе, является смыслообразующим элементом фирменного знака.
ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Башкирские тамги – основной элемент башкирской родовой символики
Возвращаясь к геральдике, хочется отметить, что геральдика сложилась как феномен европейской культуры. Складыванию геральдики предшествовало лишенное общей системы употребление различных эмблематически значимых, символических и декоративных изображений, имевших различное происхождение, в оформлении доспехов, знамен, печатей, монет, использование разнообразных знаков собственности и т.д. У тюркских народов, в том числе и башкир, в качестве подобного родового знака выступала тамга -«тавро», «клеймо», «печать». Тамга играла важную роль в жизни башкирских родоплеменных объединений, наряду с другими элементами родовой символики, характерными для каждого башкирского племени: птицей, деревом, боевым кличем (оранном), которые возникли в недрах родового строя и символизировали единство рода и племени.
В настоящее время известно огромное количество башкирских тамг. При всем их многообразии родовые тамги были устойчивы и, передаваясь из поколения в поколение, сохраняли начертание древней основы. В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение. Но, кроме этого, тамги имели сугубо практическое бытовое применение: ими клеймили скот, отмечали территорию пастбищ, бортевых угодий и сами борти, тамга заменяла подпись владельца и т.д.
В основе графических форм тамг лежали простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, угол и др. Это связано с постоянным использованием знака путем нанесения его на разные поверхности - камень, кожу, дерево и др. А нанесение тем легче, чем проще начертание самого знака. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом знаки подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы.
Представленный фирменный знак своей графической лаконичностью решает задачу отражения исторических национальных традиций, принадлежности к истории древнего народа с его характерными чертами. Простые и емкие формы в данном случае создают необходимую ассоциативность и выразительность фирменного знака.
Центром предлагаемого фирменного знака является солярный символ, который является основным формообразующим элементом башкирского национального орнамента. Солярный знак используется в культурных традициях практически всех народов мира и значение его хорошо знакомо: это Солнце, движение жизни, благополучие, удача. Присутствие его в башкирском орнаменте свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры. Однако башкирский орнамент имеет и свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов.
«Число двенадцать - есть число совершенное»
Используемые в фирменном знаке 12 лучей представляют собой синтез универсальности и уникальности передаваемого смыслового содержания. Число двенадцать является симметричным, что очень почиталось башкирским народом и использовалось в национальном орнаменте. С одной стороны, работает хорошо известная в различных графических культурах богатейшая и мощная символика числа двенадцать. Число 12 было связано с делением года на 12 месяцев. Каждому времени года приписывались определенные свойства, на основе которых строилась наука античности и Средневековья.
В период античности 12 подвигов Геракла, олицетворяли переход Солнца через знаки Зодиака, с теми же 12 знаками Зодиака уже в Средние века связывался цикл легенд о рыцарях Круглого стола, поскольку от них требовалось завершение солнечного круга, помощь слабому полу, наказание тиранов, освобождение заколдованных людей и пр.
Известно, что арабский путешественник, посетивший Башкортостан в 922 г., писал, что башкиры верили в 12 богов. Эти боги, по представлениям башкир, управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. А в башкирском эпосе «Кусяк-бей», в основу которого легли, по мнению, многих исследователей, реальные личности и события, происходившие в Башкортостане в домонгольский период, повествуется о предводителе союза башкирских племен Масим-хане . У этого башкирского хана в государстве были объединены в союз 12 крупных башкирских племен.
Считается, что число двенадцать есть число совершенное. Это число знаков Зодиака, которые Солнце посещает в двенадцать месяцев. Число двенадцать олицетворяет независимость, самостоятельность, честность, справедливость, сдержанность, жертвенность, желание преодолеть ограничения, щедрость, сострадание, большие идеи, великие планы, идеалистичность, широкие возможности, познание законов жизни.
Эта универсальная символичность поддерживает фирменный знак всей своей смысловой нагрузкой.
Символизм круга и числа три
Композиции, используемые в народном творчестве, очень емко и образно рассказывают о восприятии мира людьми. В башкирском орнаменте через симметрию фигур показано, что весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, левое - правое. Но для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.
В предлагаемом фирменном знаке три повторяющихся круга уравновешивают воинскую символику, воинственных дух, указывая на мирный, товарищеский характер спортивной борьбы.
Таким образом, в целом по форме знак передает боевой дух и настрой его носителей, при этом внутренние элементы знака – солярность, дведадцать лучей, три круга – отражают символизм общего движения, открытости, сотрудничества, развития.
Активный красный, белый, желто-зеленый: смысловое значение в башкирском орнаменте
Предлагаемое цветовое решение знака: активный красный, белый, желто-зеленый цвета – широко используются в башкирских орнаментах и национальной одежде и узнаваемы как традиционно башкирские.
Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Сопоставление цветов контрастно: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда активен, для него чаще выбирались яркие красный, желтый цвета.
Красный цвет у башкир символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза, башкиры использовали массивные нагрудные и шейные украшения из красных кораллов, все края одежды защищались или орнаментом, или вышивкой красными нитками. Красный считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
Белый цвет символизировал чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялась и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами». Белый цвет был цветом праздника, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
Часто встречается в подлинниках одежды сочетание молочно-белого нейтрального и энергичного красного цвета, цвета молока и семени, крови и огня. Белое и красное связаны с активными состояниями, эта бинарная пара в традиционных народных костюмах преобладает несмотря на цветовые предпочтения по различным регионам республики. Белое - красное, мужское - женское, два жизнеутверждающих начала, их стройная согласованность и приятное сочетание - это гармония жизни.
Таким образом, использованное сочетание красного и белого цветов в знаке футбольной команды передает присущие ей качества активности, силы, целеустремленности, уверенности, и в тоже время эти цвета несут дополнительное настроение праздника, радости, которые являются неотъемлемыми составляющими спортивных cостязаний.
Почитаемыми и священными в башкирской культуре считаются зеленый и желтый цвета. Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Желтый цвет – это мажорный цвет возрождения жизни, почитался как цвет Солнца.
В предлагаемом фирменном знаке использование желто-зеленого цвета соотносится с башкирской культурой и отражает жизнеутверждающее, здоровое начало, что вполне соответствует в том числе и спортивной культуре, здоровому образу жизни. В то же время золотой цвет – это традиционный цвет победы в общекультурных коммуникациях.
Предлагаемое графическое решение знака, кроме вышеуказанного смыслового наполнения, несет в себе также смысловые ассоциации спортивной тематики в целом, и футбольной в частности.
Так, три повторяющихся круга в знаке создают устойчивое впечатление стремительного движения к цели. Ритм, заданный тремя кругами, делает это движение настойчивым, упорным, достигающим цели, результативным, каким представляется движение самих спортсменов и движение футбольного мяча. Кроме того, круг как форма мяча делает эту ассоциацию выразительной и запоминающейся.
Зеленый цвет также имеет быстро считываемую и легко узнаваемую ассоциацию с травой и футбольным полем. Оттенок золота несет смысловое дополнение победы к общему духу движения к цели.
Кроме того, общая стилеобразующая идея знака – воинский, боевой дух в мирном соревновании отражает философию самой игры и спорта в целом.
Лаконичность графики, простота форм отражают четкость, собранность, дисциплину, игру по правилам.
Сочетание графических элементов в представленном цветовом решении рождает яркий, запоминающийся эмоциональный образ – целеустремленной, активной, боевой команды, открытой, готовой к борьбе и победам, имеющей за спиной надежную, мощную поддержку исторически богатого народа, который она представляет. Команды, которая способна занять достойное место в профессиональной спортивной среде.