Какие бывают судьи?
Какие бывают судьи? Все активно занимающиеся бальными танцами рано или поздно начинают выступать на конкурсах и начинают получать судейские оценки, кресты, места, замечания по костюмам и движениям от главного судьи...
Но речь пойдет не о правилах судейства, а о том, как судят судьи на самом деле, откуда берутся те места и кресты, на которые очень часто танцоры и зрители смотрят с неподдельным изумлением. Итак, постараюсь перечислить все виды судей, встречающихся на конкурсах.
1. Идеальный.
Судья, у которого нет своих пар среди участников, сам высокого танцевального класса(минимум на 2 выше, чем участвующие пары), судящий в соответствии с официальными правилами судейства (музыка, линии корпуса, рук, перенос веса итд), не обращающий внимание на известность пар (знание их в лицо), выводящий из каждого захода не половину пар, а оценивающий все заходы в целом.
2. Заинтересованный.
Это такой судья, у которого есть своя пара среди участников. Такие судьи бывают разной степени заинтересованности.
Очень заинтересованный: В отборочных своей паре ставит все кресты, остальные кресты ставит плохим парам, чтобы конкурентоспособные пары не вышли в следующий круг (хотя бы часть). В финале внаглую ставит своей паре за все танцы первое место (даже если все остальные судьи ставят шестое), лучшей паре ставит последнее, худшей второе и.т.д.
Просто заинтересованный: Судит достаточно объективно, но при выборе между своей парой и чужой отдает предпочтение своей. В финале своей паре ставит 2 или 3 место, остальные пары распределяет согдасно их танцевального уровня.
Слабый духом: Очень или не очень заинтересованный судья, который на последних танцах финала не выдерживает борьбы с другими судьями и начинает ставить свою пару на то место, которого она заслуживает. Другие судьи комментируют:"Все, сломался..."
Борец-контролер: После отборочных подходящий к счетной комиссии и заявляющий, что его паре недоставляют крестов, пересчитывающий бегунки, пытаясь запутать счетную комиссию, после финалов - что в счетной комиссии неправильно считают скейтинг - его пару опять обсчитали и место ее существенно выше. Во время танцев подсказывает главному судье, кто неправильно одет и танцует с превышениями. Если сам - главный судья, постоянно вызывает пары, на что-то претендующие, чтобы выбить их из морально-устойчивого состояния, в финале объявляет этим парам последнее место за танец (по каким-либо причинам), причем иногда нескольким. Для нанесения психологического ущерба вслух произносит различные фразы:"Ну и платье, вся как из курятника! Инвалиды! Медведь на ухо наступил!" и другие.
Но речь пойдет не о правилах судейства, а о том, как судят судьи на самом деле, откуда берутся те места и кресты, на которые очень часто танцоры и зрители смотрят с неподдельным изумлением. Итак, постараюсь перечислить все виды судей, встречающихся на конкурсах.
1. Идеальный.
Судья, у которого нет своих пар среди участников, сам высокого танцевального класса(минимум на 2 выше, чем участвующие пары), судящий в соответствии с официальными правилами судейства (музыка, линии корпуса, рук, перенос веса итд), не обращающий внимание на известность пар (знание их в лицо), выводящий из каждого захода не половину пар, а оценивающий все заходы в целом.
2. Заинтересованный.
Это такой судья, у которого есть своя пара среди участников. Такие судьи бывают разной степени заинтересованности.
Очень заинтересованный: В отборочных своей паре ставит все кресты, остальные кресты ставит плохим парам, чтобы конкурентоспособные пары не вышли в следующий круг (хотя бы часть). В финале внаглую ставит своей паре за все танцы первое место (даже если все остальные судьи ставят шестое), лучшей паре ставит последнее, худшей второе и.т.д.
Просто заинтересованный: Судит достаточно объективно, но при выборе между своей парой и чужой отдает предпочтение своей. В финале своей паре ставит 2 или 3 место, остальные пары распределяет согдасно их танцевального уровня.
Слабый духом: Очень или не очень заинтересованный судья, который на последних танцах финала не выдерживает борьбы с другими судьями и начинает ставить свою пару на то место, которого она заслуживает. Другие судьи комментируют:"Все, сломался..."
Борец-контролер: После отборочных подходящий к счетной комиссии и заявляющий, что его паре недоставляют крестов, пересчитывающий бегунки, пытаясь запутать счетную комиссию, после финалов - что в счетной комиссии неправильно считают скейтинг - его пару опять обсчитали и место ее существенно выше. Во время танцев подсказывает главному судье, кто неправильно одет и танцует с превышениями. Если сам - главный судья, постоянно вызывает пары, на что-то претендующие, чтобы выбить их из морально-устойчивого состояния, в финале объявляет этим парам последнее место за танец (по каким-либо причинам), причем иногда нескольким. Для нанесения психологического ущерба вслух произносит различные фразы:"Ну и платье, вся как из курятника! Инвалиды! Медведь на ухо наступил!" и другие.
Судья, быстро ориентирующийся в скейтинге и математике и запаздывающий при поднимании мест в финале. При официальной системе скейтинга, если поднято два вторых и два шестых места, то пятый судья, чуть позже подняв 6 или 2 место, четко ставит пару на это место - должно быть больше половины мест. Таким образом, при быстром пересчете мест в уме (или на бумажке), данный судья легко может расставить пары по тем местам, которые можно их расставить в зависимости от того, какие места поднимали другие судьи и от необходимости.
Может подходить к счетной комиссии и смотреть, сколько крестов получили пары и каким парам можно еще поставить кресты, а каким уже не обязательно, а некоторым совсем без крестов можно поставить из гуманных соображений.
4. Разговорчивый.
Бывают заинтересованные и не очень. В перерыве между отделениями или даже во время танцев рассказывают другим судьям, что они знают про выступающих, какие места и где они занимали (про свои пары - только хорошее), обращают внимание на недостатки и достоинства. После первого отделения в перерыве во время еды намекают "Они выиграли стандарт, а я знаю, что латина у них намного лучше". Перечисляют имена педагогов, у которых занимались те или иные пары.
5. Бизнесмен.
В финале ставит лучшей паре 2 или третье место, остальным тоже может занижать места. После конкурса по-дружески подходит и говорит:"Да, вы танцевали лучше всех, но есть некоторые недостатки, из-за которых я поставил вам 2 (3,4...) место. Исправить их легко. Индивидуальные у меня ....$ за 45 минут".
Судья, принимающий решение о том, какая пара лучше, на основании того, чья партнерша красивее или у какой платье лучше (меньше). Бывает, что этот критерий последний после музыки и т.д., но бывают и судьи, у которых этот фактор единственный. Судьи-женщины могут смотреть и оценивать не мастерство и танцевание, а качество причесок и пошив костюмов, как они сидят и гармонируют ли, правильный ли макияж и все остальное, а на основании этого ставят или не ставят кресты и места.
7. Одноглазый.
Название не очень удачное. Есть судьи (чаще мужчины), что в паре должен танцевать партнер, а что делает партнерша, в принципе не важно. Наоборот, другие судьи (чаще женщины) считают, что в паре должна танцевать партнерша (особенно в латине), а партнер должен стоят и помогать партнерше поворачиваться. Поэтому судейство получается несколько однобокое - оценивается не вся пара целиком, а партнеры и партнерши в отдельности.
8. Злопамятный.
Очень специфическая категория.
Уже не свои. После ухода своей пары в другую студию на конкурсе ставящий ей настолько низкое место, насколько возможно, не ставящий крестов и пытающийся сделать так, чтобы станцевала пара как можно хуже. Если пара приезжает на неофициальный конкурс в бывшую свою студию, то среди судей таких может оказаться несколько.
Чужие. Судья, отрицательно относящийся к студии или к какому-то преподавателю в - целом, независимо от класса и мастерства выступающих пар и ставящий им места похуже.
Эх, молодость. Судья, оценивающий те пары, с которыми он соревновался сам или у которых он сам занимался. Может как завышать, так и занижать оценки в зависимости от того, каких воспоминаний больше. Бывает, что судья судит пары, которым он сам всегда проигрывал.
Судья, оценивающий пару только по одному критерию, считая остальные не столь важными. Например, в стандарте - правильность постановки головы партнерши. У какой лучше - первое место и так по убывнию мест. В латине - правильно ли партнер работает свободной правой рукой(левой у всех нормально, а если и правой - то на остальное можно и не смотреть). Некоторые судьи считают, что главное - это энтузиазм - больше энтузиазма, лучше место, другие - техника, а энтузиазм неважен. Конечно, лучше и то и другое, но главное... Любители энтузиазма не обращают внимание не технично танцующие пары и наоборот.
10. Возрастные (размерные).
Если пара небольшого роста или достаточно молодые, говорят:"Да у них же детское танцевание! Да и как они могут танцевать румбу, не зная настоящей любви!" Причем в стандарте считают, что чем пара выше, тем она танцует лучше, в латине - чем формы партнерши пышнее. Когда танцуют молодежь и взрослые, ставят места выше молодежи. Если танцуют дети - ставят тем, кто старше и у кого рост повыше.
12. В погоне за славой - Уважающий.
В погоне за славой. Сознательно ставят очень хорошо танцующей паре не первое место. На мелких конкурсах (С и ниже) не встречаются. На крупных - встречаются, особенно, когда снимает телевидение и судейство открытое. Например, судью, поставившего второе место в 96 году Бернсу за джайв, очень долго показывали, фамилия ходила в письмах в Internet, а пару, которая обогнала Бернса, стали считать суперперспективной, раскручивать, приглашать, брать уроки итд.(Кстати, это Ватсон-Харди). На конкурсах меньшего масштаба тоже находятся судьи, которые говорят - "Ну и что, что он вышел в финал IDSF Open. Здесь были пары, танцующие лучше" или "Да, ну и что, что он Чемпион чего-то". Потом рассказывающие о своей объективности.
Уважающий (незлопамятный). Судья, определяющий места пар по их былым заслугам, причем не особенно даже смотря на исполнение. Бывает, что это происходит в процессе конкурса - то есть за первые два танца пара получает первые места, а далее ей судьи ставят первое по инерции, распределяя по местам другие пары. Либо участвующие пары уже всем судьям известны и они ставят места в соответствии с теми, которые эти пары обычно получают (победитель прошлого конкурса по какому-то классу чаще всего выигрывает следующий, если несколько судей совпадают). Наиболее характерный пример - это профессионалы по латине в России. Их места на чемпионате России (почти все) были известны заранее.
К сожалению, таких становится все больше и больше! Как могут судить конкурсы по С классу судьи, у которых у самих даже С класса нет? А такое уже стало случаться в 1999 году на конкурсах МФСТ. Если раньше можно было жаловаться на то, что судят судьи, у которых в студии ученики даже по E классу в финал не выходят, то теперь хочется воскликнуть - "Верните тех, что были!" Ученики этих судей отсеиваются по E сразу, поскольку сами они когда-то успешно выступали только по E.
P.S. Не бывает судей, берущих деньги за кресты и места.