Разновидности прыжков в фигурном катании
Заранее прошу прощения за мою безграмотность в данной области. Именно поэтому хочу именно тут и сейчас расставить все точки над "и", как говорится. Я, конечно, кое-что знаю, но хочу в своих знаниях улучшится)))
Прошу вас, пожалуйста, объясните популярным языком, чем различаются прыжки (аксель, ритбергер, тулуп, луц и т.д.), а также здесь можно упомянуть, какие прыжки лучше всего даются Брайану, а какие он сам не любит. Спасибо!
Прошу вас, пожалуйста, объясните популярным языком, чем различаются прыжки (аксель, ритбергер, тулуп, луц и т.д.), а также здесь можно упомянуть, какие прыжки лучше всего даются Брайану, а какие он сам не любит. Спасибо!
памятка для начинаюших фигуристов)))))) просто супер)))0я в восторге...буду пробовать)
рада, что вам понравилось))
тоже сейчас пойду пробовать) )) о результатах расскажу.
Прыжки разделяются на две группы - реберные и носковые(зубцовые) . Отталкивание ото льда в реберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых - толчком носка конька. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков - тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель. Сальхов, риттбергер и аксель относятся к реберным прыжкам, тулуп, флип и лутц - к носковым.
Аксель.
В 1883 году для соревнований в Вене этот прыжок придумал норвежский фигурист Аксель Паульсен. Аксель является единственным прыжком, в котором заход осуществляется при движении фигуриста вперед (на ход вперед). Так как приземление осуществляется на ход назад, аксель можно исполнить в 1,5 , 2,5 , 3,5 оборота. Схема выполнения прыжка такова - при движении вперед свободные рука и нога фигуриста отведены назад. Мах вперед дает начало вращательному движению.
Сальхов.
Как и аксель, сальхов получил свое название по имени основателя, шведского фигуриста, многократного чемпиона мира Ульриха Сальхова. В качестве захода на прыжок фигурист исполняет тройку. Далее, скользя на левой ноге, он ставит правый конек на ребро - происходит отталкивание ото льда.
Риттбергер.
Этот прыжок был открыт немецким фигуристом Вернером Риттбергером в период 1900-1914 гг. В Европе его называют по имени основателя, в Америке он носит название loop - в переводе с английского "петля", так как при заходе на прыжок ноги фигуриста образуют петлю. При заходе на риттбергер фигурист скользит на обеих ногах, при этом свободная нога находится впереди, а опорная - сзади. Они, как было сказано ранее, образуют петлю.
Тулуп.
Этот прыжок является единственным, у которого неизвестно имя изобретателя. Он, как и флип, появился в начале 1930-х гг. Название прыжка происходит от английских слов носок - toe и петля - loop (toeloop). Тулуп - самый легкий из носковых прыжков, он первым из всех был выполнен в 4 оборота. При заходе на тулуп фигурист, сделав тройку, сгибает опорную ногу, верхняя часть туловища в это время направлена вперед. Свободная нога находится сзади, когда конек врезается в лед.
Флип.
Флип был изобретен американцем Брюсом Мейпсом в начале 1930-х гг.. Неизвестно когда, где или почему он стал именоваться флипом (в переводе с английского flip - щелчок). Схемы выполнения прыжка такова: после поворота фигурист поддается вперед, перенеся всю тяжесть тела на опорную ногу, свободные рука и нога находятся позади. Зубец свободной ноги врезается в лед, свободные рука и нога уходят вперед, тем самым давая начало группировке и вращательному движению.
Лутц.
Этот прыжок назван по имени своего основателя австрийца Алоиса Лутца. Лутц был открыт в 1900-1914гг. Считается, что у него один из самых сложных заходов. При заходе на лутц свободные рука и нога фигуриста находятся сзади, Фигурист скользит на опорной ноге на наружнем ребре, перенеся вес тела на нее. Фигурист начинает вращение верхней части тела по направлению движения в воздухе, зубец свободной ноги врезается в лед, и спортсмен поднимается в воздух.
Каскад прыжков может состоять из одинаковых или разных одинарных, двойных, тройных или четверных прыжков. В каскаде отрыв второго прыжка происходит с той же ноги, на которую спортсмен приземляется после первого прыжка. То же относится и к третьему прыжку.
Комбинация прыжков отличается от каскада тем, что в комбинации прыжки связаны подскоками и поворотами.
Помимо прыжков с вращением тела в полете и с длинным выездом без вращения существуют прыжки, заканчивающиеся вращением. Они называются прыжки во вращение.
САЛЬХОВ: делаем наружнюю (вальсовую) тройку на правой ноге и тем самым разворачиваемся на ход назад, но мах все равно идет вперед и получается, что толчок тоже идет практически с хода вперед...
ТУЛУП: делаем внутреннюю тройку на левой ноге и тем самым тоже разворачиваемся на ход назад, подставляем зубчик правой ноги и делаем мах, опять же вперед...
Вот и получается, что двойные сальхов и тулуп прыгаются всего в полтора оборота, тройные в два с половиной, четверные в три с половиной :))
мы как бы "воруем" эти пол оборота на толчке :))
p.s. на картинки гляньте еще, будет понятнее :))
а по поводу дорожек подскажите? какие шаги с профессиональной точки зрения сложнее - реберные или зубцовые?
зубцовые смотрятся, конечно, очень эффектно. люблю, когда их делают, только бывает это не так часто, как хотелось бы. вот и интересно, с чем это связанно - со сложностью или, наоборот, невысоким ее коэффициентом.
Дорожки бывают трех типов: по прямой (англ. straight line, фигурист пересекает каток), по кругу (англ. circular) или в форме серпантина (англ. serpentine). Они, как правило, исполняются ближе к концу программы, но обычно все фигуристы стараются не исполнять несколько видов дорожек подряд, а чередовать с прыжками и вращениями, чтобы программа выглядела интереснее. По правилам ИСУ, разные виды шагов и поворотов должны быть сбалансированы; необходимо выполнить как минимум 4 типа поворотов и 2 типа шагов. В танцах на льду дорожки классифицируются по позициям партнеров: рука-в-руке (англ. in hold) и параллельно друг другу (англ. not touching).
Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:
Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки.
Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.
В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.
Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки.
В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.
А реберные они или зубцовые, мне кажется тут нет особого различия...но и те и другие обязательно должны присутсвовать в дорожке шагов.
и еще - что такое чиктау (хотя не уверена, что правильно написала)? все время забываю :)
В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов и просто связующих элементов. Здесь ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой. Итак, шаги бывают:
Дуга – основа фигурного катания. Скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад.
Елочка - напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так из-за того, что при движении на льду остается след, напоминающий елку.
Подсечка - в отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь.
Тройка, троечный поворот - поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.
Скобка - как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: "в круг" или "из круга".
Твизл – шаг используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением.
Крюк и выкрюк - еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой "дуги": если тройки "укладываются" в круг, то крюки "переходят" с одного круга на другой.
Мухок - это уже шаг "с использованием" обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.
Чоктау - тоже шаг "с использованием" обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра.
Перетяжка - движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.
Кроссрол - движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее, свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.
Петля - элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге.
Шассе - один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь. Джаксон состоит из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок, с которого Джаксон и начинается.
Название элемента сохранилось с начала ХХ века. Если скользить на одной ноге, скорость постепенно снижается и на льду остается след, похожий на спираль. Различают следующие виды спиралей:
Ласточка - в балете аналогичный элемент называется арабеском. Скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его растяжка.
Кораблик - представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве "связки".
Бауер - вариант кораблика, отличающийся тем, что ноги стоят не на "одной линии", а параллельно друг другу.
Полушпагат - при его исполнении опорная нога сгибается, а свободная "лежит" сзади на льду.
Вращения
Делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные.
Винт - вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется.
Волчок - вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.
Либела - вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле, спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.
Заклон - вращение в "прогибе" назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находиться в различных положениях.
Прыжок в либелу - фигурист скользит вперед на левой ноге, и приземляется на правую. Вращение происходит назад.
Заклон (англ. Layback spin) — элемент в фигурном катании, являющийся особой разновидностью вращений. Вращение выполняется с сильным глубоким прогибом тела назад или в сторону и откинутой назад головой, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад. При этом руки могут находится в различных положениях.
Различают множество различных вариаций заклонов. Среди заклонов встречаются пируэты с захватом конька. Возможен вариант заклона когда торс фигуриста отклоняется не назад, а в сторону.
Придумала и впервые начала исполнять на соревнованиях заклон англичанка Сесилия Колледж.
В настоящее время заклон является обязательным элементом короткой программы у женщин.
Бильманн (англ. Bielmann spin) — один из элементов фигурного катания, когда фигурист вращается на одной ноге, поднимая вторую за спиной и удерживая ее двумя руками над головой за лезвие конька. Элемент требует большой гибкости и почти всегда выполняется женщинами. Самым известным мужчиной исполнявшим бильманн был Евгений Плющенко.
Вращение названо «бильманн» в честь швейцарской фигуристки Дениз Бильманн, которая исполняла вращение с исключительной техникой: максимальной растяжкой, на большой скорости с точной центровкой и огромным количеством оборотов.
Однако первой исполнительницей этого элемента была советская фигуристка Тамара Братусь(Москвина) в 1960 ,она исполняла его в несколько иной позиции, немного сгибая колени, однако суть от этого не менятся. Сохранилась видеозапись исполнения ею этого элемента на чемпионате Европы 1965 года. Позднее его делала в 1974 году швейцарская фигуристка Карен Итен. Ряд фигуристок исполняли вращение с захватом ноги одной рукой, например на чемпионате мира 1937 года - Сесилия Колледж.
Бильманн с перекрестным захватом (англ. cross-grab Biellmann) — когда фигурист захватывает свободную ногу перекрещенными руками. Вторая рука может и не использоваться в этой позиции — такой захват характерен для Мао Асады.
Полу-бильманн (англ. half-Biellmann) — когда спортсмен захватывает свободную ногу не за кончик конька, а за лодыжку или колено и т.д.
Спираль «колечко» (англ. Catch-foot spiral) когда нога находится в положении бильманн над головой, но выполняется не вращение, а спираль.
Ирина Слуцкая одна из первых осуществляла бильманн со сменой ноги (т.е. когда выполняется бильманн, а затем не прекращая вращения происходит смена ноги).
Термин либела используется только в традиции фигурного катания России, стран постсоветского пространства и некоторых других стран. Происходит от латинского слова libellus — книжица. Указывает на сходство позиции с формой раскрытой книги, вывернутой вниз.
Большинство источников приписывает изобретение элемента британской фигуристке Сесилии Колледж, которая впервые исполнила его в 1935 году. Как и заклон, также изобретенный Колледж, либела считалась исключительно женским элементом катания. Согласно версии тренера Густава Лусси, либела была придумана не Колледж, а австралийским фигуристом по имени Кемпбелл, и была известна как вращение Кемпбелла (Campbell spin — созвучно с англ. Camel spin — вращение «Верблюд»).
Хронологически, вращение Графстрема могло предшествовать «обычному» вращению в либеле. Несмотря на то, что оно названо в честь Гиллиса Графстрема, его лучшим исполнителем того времени считался чешский фигурист Отто Голд, завоевавший серебрянную медаль на чемпионате Европы по фигурному катанию 1930 года.
Прыжок в либелу впервые совершил американский фигурист Дик Баттон в 1940-х годах. Тогда элемент стали называть верблюдом Баттона (англ. Button camel).
Вращение «качающаяся либела» было случайно изобретено Жаклин дю Биф, когда она потеряла равновесиена въезде в либелу.
Вариации
Прыжок в либелу (англ. Flying camel) — прыжок с внешнего ребра с хода вперед толчковой ноги в позицию либелы на ход назад-наружу маховой.
Лежачая либела (англ. Layover camel) исполняется с разворотом корпуса и свободной ноги «лицом» вверх. Эту вариацию вращения можно часто наблюдать в художественном катании на роликах, где оно называется заклоном (не путать с заклоном в фигурном катании на коньках).
Лежачая либела со свешенной ногой (англ. Bent-leg layover) — то же, что и лежачая либела, но с согнутой в колене свободной ногой. Хосе Чоуинард[3] и Ким н А известны как лучшие исполнители этой вариации вращения. Оба используют их как свои «фирменные» вращения. Также известно под названием «Верблюд Хардинг» (англ. Harding camel), в честь Тони Хардинг.[4]
Полубильман (англ. Catch-foot camel) исполняется с захватом рукой лезвия конька свободной ноги. Корпус фигуриста остается в положении «лицом» ко льду, а свободная нога поднимается вверх, и там удерживается.
Колечко (англ. Donut camel) похоже на полубильман, но в нем корпус разворачивается перпендикулярно льду, и выгибается назад так, что голова располагается рядом с коньком свободной ноги. Визуально напоминает «колечко», параллельное льду. В российской традиции фигурного катание также иногда называется тарелочкой (по аналогии с тарелочками фокусника, вращаемыми на тонкой оси). Оксана Баюл, Шизука Аракава и Юкари Накано часто исполняют это вращение.
Графстрем — либела с согнутой опорной ногой и свободной в позиции арабески.
Качающаяся либела (англ. Illusion spin) исполняется удерживанием корпуса и свободной ноги в одной прямой линии, и ритмичном раскачивании этой позиции с периодом в пол оборота. Визуально воспринимается как вращение под постоянным углом к опорной ноге. Тиффани Чин часто исполняла это вращение будучи любителем. Однако, поскольку вращение динамическое и не предполагает удержание позиции, согласно новой судейской системы ИСУ, не считается сложной вариацией.
Реберность
Как и все вращения, либела может быть исполнена на любом ребре, в любом направлении и на любой ноге, а также с их сменой. Вращение в «удобном» (как правило против часовой стрелки — здесь и далее) направлении на левой ноге назад-внутрь называют прямым вращением. Вращение на правой ноге назад-наружу называют обратным. Смена ребра означает переход через троечный поворот на ход вперед-наружу и вперед-внутрь, соответственно.
Теперь будет еще интереснее соревнования смотреть - профессиональным взглядом :)))
в интернете есть картинки и даже видео, наверное, по которым легче понять суть элементов)