Танцы - бизнес в искусстве или искусство в бизнесе
Статья: Start up I Студия танцев, Журнал Business Woman 35
"Танцы - бизнес в искусстве или искусство в бизнесе"
"Популярность танцев в настоящее время говорит сама за себя. Открывается множество танцевальных студий разных направлений, предлагающих обширные программы. Но настолько ли перспективен этот бизнес, насколько кажется? Оправдывает ли он надежды его создателей?
Большинство танцевальных студий представляют собой частную практику преподавателя — бывшего спортсмена (бальные танцы признаны спортом) или танцевальную пару, ставшую мужем и женой. Но существуют и серьезные школы и даже сети танцевальных студий, для которых обучение — основной вид деятельности.
"Танцы - бизнес в искусстве или искусство в бизнесе"
"Популярность танцев в настоящее время говорит сама за себя. Открывается множество танцевальных студий разных направлений, предлагающих обширные программы. Но настолько ли перспективен этот бизнес, насколько кажется? Оправдывает ли он надежды его создателей?
Большинство танцевальных студий представляют собой частную практику преподавателя — бывшего спортсмена (бальные танцы признаны спортом) или танцевальную пару, ставшую мужем и женой. Но существуют и серьезные школы и даже сети танцевальных студий, для которых обучение — основной вид деятельности.
В последнее время, когда предпринимательская деятельность прочно вошла в нашу жизнь и заняла почетное место, трудно найти сферу, которую еще не превратили в бизнес. Не исключением оказалось и искусство. Танцевальные студии или школы танцев открываются сейчас везде и всюду. Неужели строить на этом бизнес перспективно? Ответ не однозначный и да, и нет.
«На любом рынке можно "потолкаться локтями" и предложить более качественные услуги или нечто новое, — считает Артур Кондраков, директор студии "Текила Данс". — Как и в любом бизнесе, помимо экономических факторов, в танцевальной сфере важны такие личностные качества, как умение вести бизнес, смелость, креативность и просто везение. Начать этот бизнес может любой, но получиться может далеко не у каждого».
Не согласен с ним Владимир Павлов, директор школы танцев «Феникс». По его мнению, студии не могут приносить прибыли, которую планируют бизнесмены. «Общественные танцы — это социальное поле, где формируются и продуцируются поведение людей и их взаимоотношения Поэтому необходимым условием для открытия настоящей школы является приглашение специалистов, имеющих диплом учителя танцев, а не тренера
по спортивным танцам или хореографа. Школы танцев несут образовательную и воспитательную функцию, поэтому дай бог, чтобы они сводили концы с концами. Желательно, чтобы менеджеры школы нашли спонсора, который помог бы раскрутить танцевальный бизнес», — говорит Владимир Павлов.
Поэтому, открывая школу, надо задуматься, стоит ли она тех сил, денег и времени, которые вы вложите в нее. По мнению Артура Кондракова, нужно заниматься делом, которое нравится, а не тем, что приносит прибыль.
«Раньше никто не думал о бизнесе, все думали о воспитании подрастающего поколения, в занятиях танцами видели эстетическое и культурное образование участников клубов и студий бального танца, — рассказывает Алексей Беляев, вице-президент Российского танцевального союза. — Сейчас мы многое утратили из опыта советской школы бальной хореографии, причем безвозвратно. Мир вокруг нас резко изменился — мы получили богатых, обеспеченных клиентов, а не талантливых учеников, которые могли бы стать профессионалами в своем деле. Потеряв качество преподавания, приобрели количество школ, но многие из них закрываются, так и не получив должного признания у потенциальных инвесторов.
С другой стороны, считается, что человек, который всю жизнь танцевал, не может успешно заниматься коммерцией. Это очень редкое сочетание, поэтому и прибыльные школы можно пересчитать по пальцам. Любая танцевальная студия должна иметь команду не менее чем из трех человек — творческого, коммерческого и исполнительного менеджеров».
Манит разнообразие
Сегодня, когда танцевальная индустрия развивается довольно стихийно, рынок может похвастать большим разнообразием стилей и направлений. Сегодняшние студии предлагают обширную программу — от классических танцев, включенных в программы спортивных бальных соревнований, до новомодных восточных. Конечно, преобладает традиционная школа: предложений по обучению бальным танцам (европейская и латиноамериканская программы) на рынок поступает больше всего. Пытаясь выжить, школы танцев также начинают предлагать клиентам новые направления. Предложение создает спрос, а спрос, в свою очередь, формирует рыночные тенденции.« Сейчас молодежь вовлекают в фитнес-центры, танцевальные клубы, кружки, студии под различными новыми названиями — Go-Go, «Стрит», «Хип-Хоп», «Техно» и т. п. Люди приходят в такую студию, учатся двигаться в этих ритмах, но прошел год-два — появились новые названия, новые стили, и получается, что они не умеют танцевать. В школе танцев учащиеся знакомятся с традиционными латиноамериканскими и новейшими авангардными танцами, и эти знания и умения остаются у них на всю жизнь», — говорит Владимир Павлов.
По мнению экспертов, сейчас будут пользоваться спросом школы узкого формата, которые развивают одно направление. Но здесь возникает много моментов, которые стоит учесть. Во-первых, месторасположение. Во-вторых, целевая аудитория, на которую
Если школа рассчитана на деловых женщин, то, по мнению Алексея Беляева, школу стоит открывать вблизи организаций, которые обслуживают деловых леди, — ресторанов, салонов, туристических фирм, может быть, даже автосалонов, «чтобы женщина могла совместить приятное с полезным и воспользоваться сразу несколькими услугами. Сделать маникюр, прическу и заодно получить физическое удовлетворение — потанцевать», — говорит Алексей Беляев.
Сколько стоит танец?
Средняя сумма инвестиций в школу будут достигать от 50 до 100 тысяч долларов в зависимости от выбранного района и предполагаемого количества обучаемых. Срок окупаемости — 3—4 года.
Для организации студии нужно как минимум два паркетных зала: большой — 400—500 кв. м для групповых, и малый — 100— 200 кв. м для индивидуальных занятий с парами. Стоимость одного индивидуального урока с профессиональным учителем танца сегодня составляет до 100 долларов.
Существует несколько вариантов запуска проекта танцевальной студии. Отличаются они, прежде всего, целевой аудиторией, на которую рассчитано будущее предприятие. Если школа ориентирована на людей низкого и среднего уровня дохода, то Артур Кондраков предлагает экономный вариант: снять площади на условиях почасовой аренды — это всевозможные школы, спортивные центры, дома культуры и т. д. Кроме того, в учебных и общественных заведениях не нужно дополнительно тратиться на оплату разнообразных согласований и разрешений от пожарной службы, санэпидемнад-зора - все эти вопросы уже урегулированы самим арендодателем.
Аренда зала в не очень популярном фитнесс-центре будет стоить от 300 до 700 рублей в час. У такого проекта есть свои плюсы. Во-первых, он не требует больших вложений — как правило, сдаются уже готовые помещения. Инвестировать придется только в напольное покрытие, зеркала, оборудование раздевалки и комнаты отдыха. Сэкономить можно и на рекламе, выбрав приоритетные каналы передачи информации. Если учредитель школы сам преподает, то может еще и сэкономить в первое время на преподавателях, набрав группу через Интернет или через социальные сети — «ВКонтакте» или «Одноклассники». «Такая студия может сразу себя окупить. Но и рассчитывать на большую прибыль в данном случае не приходится, — рассказывает Артур Кондраков. — Подобного плана школа будет приносить прибыль до тысячи долларов в месяц».
Чтобы правильно оборудовать непосредственно танцевальный зал, желательно обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, пол должен быть не жестким, амортизирующим. Как правил о, выстилают его нелакированным паркетом, что позволяет танцорам не скользить и передвигаться с максимальным комфортом. Во-вторых, следует позаботиться о зеркалах — они должны быть не менее двух метров в высоту и иметь как можно меньше стыков. В-третьих, для классической хореографии вдоль стен зала необходимо установить станки.
Однако есть и другой вариант — проинвестировать средства в современный комфортный танцевальный центр. «В городе очень много фитнес-клубов, но пока что нет ни одной крупной танцевальной студии европейского уровня, — уверен Артур Кондраков. — Почему? Может, танцы еще не так модны, как фитнес. Или, может, это дело не приносит хорошего заработка? А может, просто никто не пробовал этого сделать».
Конкуренция между студиями танцев возрастает с каждым днем. По мнению Алексея Беляева, большую роль в дальнейшем успешном существовании школы играет тот, кто ее создает, то есть учредитель, преподаватель. Не согласен с ним Владимир Павлов. «Сейчас в среде спортивных танцев очень большая конкуренция. Дети вовлечены в эту конкуренцию ради денег, их натаскивают на победы в конкурсах, они же психологически не готовы к такой борьбе. Многие не получают удовольствия от таких занятий танцами, и подавляющее большинство просто уходит. Поэтому сформировалось негативное отношение к спортивным бальным танцам, а такого быть не должно. Прикоснувшись к танцевальному искусству, молодежь должна получить положительный эмоциональный заряд и память об этом сохранить на всю жизнь», —
Преподаватель - не главное, но основное
Другим фактором, влияющим на успешность школы, безусловно, является наличие профессиональных педагогов. Алексей Беляев разделяет конкуренцию на творческую и коммерческую: «Конкуренция жесткая, я бы даже сказал — запредельная. Но если педагог — настоящий профессионал, то за ним ученики последуют куда угодно».
С ним не солидарен Артур Кондраков. По его мнению, безусловно, в школе должны быть профессионалы, но есть и потребность культивировать преимущества торговой марки. «Преподаватель значит много. Но, как показала практика, педагог — не решающий фактор. Были случаи, когда уходил хороший педагог, но ученики не шли за ним, а оставались в «Текила Данс». Они были уверены, что в другой школе им не смогут обеспечить тот уровень обучения и выступлений, какой предлагают здесь. Клиенты прекрасно знают преимущества нашей школы танцев и преданы не только педагогу, но и клубу» — говорит Артур.
Найти учителя танцев для студий — не проблема. Обычно школы танцев приглашают выпускников институтов культуры, танцевальных училищ и прочих заведений, готовящих профессионалов-хореографов. А для бальных танцев — спортсменов, достигших определенного уровня (как правило — А, М, S-класса).
Подбирая педагога для своей студии или школы, эксперты не придерживаются определенных правил. Кто-то подбирает методом проб и ошибок. Кто-то вообще говорит, что профессионалов осталось очень мало и за них надо держаться. В основном это люди старого поколения. «Умение танцевать — не значит умение преподавать, поэтому мы подбираем педагогов интуитивно. Были случаи, когда танцоры международного класса, которые по первой набирали большие группы, через полгода теряли учеников и классы оставались пустыми. Или наоборот, новички, кто в нашей школе танцевал несколько лет, оставались преподавать и пользовались среди учеников большой популярностью», — рассказывает Артур Кондраков.
Вознаграждение за труд наемных учителей — одна из немногих статей расходов руководителей танцевальных студий. С каждым преподавателем заключается индивидуальный договор об оплате. Все зависит от профессионализма и опыта работы педагога. «Кто-то сидит на процентах, кто-то на окладе, — говорит Артур Кондраков. — Все зависит от амбиций преподавателя, его профессионализма. Молодые педагоги больше готовы на уступки, а опытные могут уйти в другую школу, их нужно чем-то мотивировать. Мы уже серьезно подумываем о том, как сохранить хороших педагогов. Вполне возможно, что лучших будем награждать служебным автомобилем»
Учебного курса как такового в танцевальных студиях нет Клиенты танцуют, сколько танцуется, ориентируясь больше на процесс, чем на результат. В основном занимаются по часу два-три раза в неделю для того, чтобы научиться основным движениям, а затем посещают студию один-два раза в неделю для поддержания танцевальной формы.
Эксперты сошлись во мнении, что танец как искусство принимает другие формы. По словам Алексея Беляева, нужно вернуть систему бесплатного образования в школах — ввести хотя бы одно занятие в неделю. Может, тогда танцы станут не бизнесом, а искусством".
Автор статьи - Марина Петрова
А за статью спасибо, интересная.
А журналисты вообще много приукрашивают. И в интервью люди не всегда говорят, как есть на самом деле.
С одной мыслью соглашусь: дело должно нравиться, нельзя чем-то заниматься ради денег.
А по своему опыту: практически невозможно быть и тренером, и директором, и менеджером, и бухгалтером. И при этом еще заниматься собственным танцеванием и т.д. Обязательно должна быть хорошая команда.
А в рамках данной статьи лично мне были больше интересны не столько личности высказавшихся, сколько в принципе взгляд на развитие танцевального рынка в Санкт-Петербурге, в том числе и именно бизнеса в сфере танцев. Интересно было бы послушать мнение тех, кто уже попробовал создать что-то свое в этом направлении, а также тех, кто только задумывается об этом.
самым сложным оказалось найти помещение и квалифицированного преподавателя. Сейчас думаем о покупке готового бизнеса. Ведь большинство так называемых клубов – шарашки, организованные действительно опытными специалистами в танцах. Нужно подпитать деньгами, снять нормальное помещение, а не грязный спортзал школы, организовать продвижение. Главное - уже есть своя группа, готовая платить.
Ну и еще неплохо бы ориентироваться на рынке. Хотя для команды профессионалов это не должно быть сложной задачей :-)
Артур Кондраков, кстати, просто очень удачно в вое время попал в струю. К тому ж у него работали Сергей Соков с Еленой Саушевой (тренеры Сильде и Тимохина), это раскрутило клуб с одной стороны. Артур хороший менеджер. Но по стилю у них и не social клуб, и даже не танцевальное кафе, а нечто среднее. Я считаю, что наличие множества залов - это минус для студии.
Если берем студию "Храпкоff", то слышала мнение жены Б. Храпкова о том, что у них практически нет никакой прибыли, а студия на самоокупаемости, так как все уходит на рекламу. Я не утверждаю, что это 100 % так, но похоже на правду. Меня лично смутило (и отзывы моих учеников подтвердили это), что очень большая текучка педагогических "кадров" в студии. Не есть хорошо. О чем думает менеджер студии???
В. Г. Павлов - человек своей специфики, теоретик СБТ. У него очень специфичное преподавание и требования к танцорам. Не так, например, как принято в Москве. Свой подход. Но он не занимается рекламой, не проводит семинары для танцоров, не привлекает молодых танцоров в свой клуб, поэтому сейчас у него мало пар. И очень жаль, потому что основы детям и начинающим они дают просто великолепно.
А. Г. Беляев 8 лет назад создавал группу типа social на базе клуба "ВИВАТ" (сейчас ProAm), но как-то не сформировалось. И не только потому что не была отработана система уроков, но (я попала тогда в этот поток) давалась некачественная информация (или просто не хотел заморачиваться, стараться хорошо преподавать), плюс нюансы поведения, некорректность, люди уходили, не хотели платить. Сейчас тоже есть текучка. А это уже говорит об отношении педагога к своим клиентам и работе.
Подведу итоги: я не очень одобряю то, что у нас происходит в танцевальной сфере. Все таки, чтобы преподавать, должно быть в первую очередь соответствующее образование, человек должен пройти аттестацию, сдать экзамены. А у нас преподают все кому не лень. Иной раз через полгода после занятий в воскресной школе танцев идут... Неправильно это. И в данном случае также важна этика.
P.S. Этот вопрос поднимался в одной из тем на сайте dancesport . ru
согласна со всем Вами сказанным
а позиция известной девушки, которая постоянно меняет фамилию, понятна: она сама ничего кроме гонора не имеет, а умеет только клеветать на уважаемых всеми тренеров (Беляева, Павлова и др.)
Любая работа должна приносить доход, без этого невозможно любая деятельность. Уверена, что танцевальный клуб должен быть бизнесом, когда понятно сколько что и за что. Клуб предоставляет танцорам услуги по обучению, за что получает деньги.
И еще сравните уровень жизни и уровень зарплат. Если у нас за обучение люди будут везде платить как на Западе,то школы будут стоять пустые.
Знаете, когда иностранцу говоришь, что средняя зарплата в России равна 300 долларов в месяц, у него округляются глаза и он спрашивает как вы на эти деньги живете? Ибо ценник только на необходимое в столице, и в одной и в другой, очень высокий.
почему тренеры должны получать мало? а им еще надо платить за зал, налоги, орграсходы и прочие.
хорошая работа квалифицированного преподавателя должна хорошо оплачиваться и дешево стоить не может.
Беляев, Павлов и Кондраков доказали свой профессионализм. Анна Уштан показала обратное )
На Уштан предлагаю больше не обращать внимания, почитав эту и другие темы мне о ней все стало ясно
я ищу как раз бизнес-партнеров в этой сфере)) нужен толковый человек в плане коммерции и финансов, заинтересованный сферой!! пишите в личку пообщаемся на тему!!!