Путь воина.
Путь воина - смерть. Всегда смерть. Но смерть итак повсюду вокруг нас. Оглянитесь. Я - православный. Христиане не могут быть воинами? Отчего же - "Нет больше любви той, чем тот, кто положит жизнь за ближнего своего".
Во многом мое отношение к дороге воина - это отношение к миру средневековых самураев, А.Н. Кочергину и его мировозрению и очень многому другому...
А каково Ваше отношение к такому пути?
________________________________________________________________
/moderate Сразу предвижу вопросы и сопли: "Какое это имеет отношение к муай-тай? Если ты занимаешься таем исключительно ради спорта, потехи и поддержания формы - то зачем в эту тему полез? Работать исключительно на себя, ради себя и эгоцентричного тщеславия - не есть быть воином в моем понимании. А сам ты следуешь этому пути? - Как могу - так следую, за свое сам отвечу - но не перед тобой. И т.п."
Во многом мое отношение к дороге воина - это отношение к миру средневековых самураев, А.Н. Кочергину и его мировозрению и очень многому другому...
А каково Ваше отношение к такому пути?
________________________________________________________________
/moderate Сразу предвижу вопросы и сопли: "Какое это имеет отношение к муай-тай? Если ты занимаешься таем исключительно ради спорта, потехи и поддержания формы - то зачем в эту тему полез? Работать исключительно на себя, ради себя и эгоцентричного тщеславия - не есть быть воином в моем понимании. А сам ты следуешь этому пути? - Как могу - так следую, за свое сам отвечу - но не перед тобой. И т.п."
Могу сказать как негламурный и не гопникообразный человек - фильм мне понравился. В отличии от "Бумера" и "Бригады", последнюю я вообще целиком не видел.
Ну и говорю, несмотря ни на что - понравилось. Он не о "хороших правильных" бандитах.
В каких невоенных ситуациях христианин имеет право на применение силы?
Иеромонах Игнатий Бакаев (Сыктывкар):
- Была тут у меня ситуация. Иду в храм, а на пути стоят бездельники наши максаковские, любители выпить. В свое время побывали на афганской войне и к мирной жизни все никак не вернутся. Из тех людей, кому все должны, а они - никому. Увидели меня и решели, что я им особенно много задолжал, окружили, начали угрожать, богохульничать. Молча ухожу от них, про себя молюсь, а они следом, впереди самый крепкий из них, идет с руганью и обещаниями что-то там со мной сделать. На пути к церкви входим все вместе в проход между изгородями - метра полтора шириной, я думаю: что же делать? Ведь я в храм войду - и они следом, я в алтарь - и они в алтарь в таком виде, с такими словами грязными. Значит, нужно останавливать и лучше всего держать оборону здесь, в проходе, где они все разом не смогут наброситься. Самое это удобное место, чтобы дать бой, иначе - поражение. А нам, христианам, поражение совсем ни к чему.
Разворачиваюсь, делую подсечку, первый падает, орет: "Не бей, не бей меня", хотя у меня таких позывов, ударить, и не было. Я только-то и хотел остановить. Чтобы в алтарь не вошли. Остальные тоже пугаются, хотя физически, может, и покрепче меня. Просят, чтобы я их приятеля отпустил. Больше они ко мне не лезли. Зауважали. Так что в этом случае применение силы было оправдано, на пользу пошло.
Был еще случай, когда я крестил людей, а пьяный человек пытался в это время ворваться в церковь. Бабушка-уборщица пытается его задержать, но он молодой, здоровый, а ей за семьдесят. Не справляется. Пришлось вмешаться, хотя даже епитрахиль не успел снять. Бить не стал, а просто вытолкал за ограду. Только отхожу - он следом, опять выталкиваю, но все без толку. Пришлось взять да и хлопнуть калиткой, когда он опять в нее ринулся. В себя его хотел привести, ведь в безумии человек находится. Привел. Опускается на колени, прощения просит. Ну и слава Богу.
Церковь нужно было защитить. А так я рук не распускаю. Когда тебя обижают, можно потерпеть, что там твое самолюбие - пустое. А когда за святыни постоять: храм, мощи - тут другое дело. То же самое когда ближнего обижают, друга или невесту, тут тоже понимать надо, что ближний - это святыня.
- Когда можно применить силу, когда нет, в какой степени - это трудные вопросы, которые каждый раз нужно разбирать на практическом материале. Но источником для принятия решения всегда должно быть то доброе, что есть в нас, а не злое.
Как этому научить? По опыту знаю, что пока ребенок не приходит в храм, не воцерковляется по-настоящему, ему бесполезно что-либо говорить о добре. Даже если он будет знать о нем все от и до, это будет пустое, поверхностное знание. Сказано, что бесы веруют и трепещут, но это не подвигает их к тому, чтобы жить по воле Божией. Добро должно овладеть душой, тогда оно станет силой в человеке. Для этого мало учить Закону Божьему так, как это у нас нередко делается в воскресных школах. Только живые примеры достойного воцерковления и доброделания способны запечатлеться в душе ребенка. И когда он впитает их, то будет знать, когда ему нужно стерпеть обиду, когда вразумить кого словом, когда силой, но всегда с любовью.
Согласно "Толкованию Евангелия" Бориса Ильича Гладкова, лишь печальная необходимость, например война, может заставить нас из двух зол выбирать меньшее и употребить силы против злого в целях предотвращения зла: "если ничем иным нельзя предотвратить его". Лишь тогда это "не составляет нарушения заповеди о непротивлении, но есть необходимое следствие точного исполнения заповеди о любви и воздаянии добром за зло".
Вот слова, которые положены в основу устава нашей школы православного воина, где православные аркульские ребята изучают приемы рукопашного боя. Ситуаций, когда мои ученики применяли силу, конечно, были. С ними не очень-то и связываются, зная, что можно получить отпор. Но когда дело доходит до столкновения, ребята не злоупотребляют тем, чему я их научил, не припомню случаев, когда приходилось бы за них стыдиться. А вот новобранцам приходится втолковывать, когда они начинают обижать тех, кто слабее их, девочек например. По уставу нашей школы в случае первого проступка человеку делается замечание. В случае второго обсуждение выносится на общее собрание. А на третий раз человек из школы исключается.
Нужно понимать, что враги делятся на три категории. Первая - это враг нашего спасения, диавол. Его нужно ненавидеть. Второй враг - это враг нашей родины. Если он нападает, то должен получить отпор. Если сдается, то его следует миловать. А третья категория врагов - это враги из числа наших ближних, соотечественников. Их нужно учиться уважать и любить. Обругают тебя, обидят, постарайся парировать шуткой, я так учу своих ребят, смиряй гордыню, знай, что это враг сатана создает напряжение между людьми. Особенно это касается пьяных, которые, бывает, совершенно не ведают, что творят. Если он на тебя или на девушку твою, скажем, с кулаками не лезет, если есть хоть какая-то возможность перетерпеть - так и сделайте. А вот если трезвые и сознательно оскорбляют, тут нужно смотреть по обстановке. Иногда нужно и стукнуть, наглецов надо учить, но не обязательно бить, иногда довольно за шиворт оттаскать. Если приходят, жалуются, что такой-то обидел, правильно будет сначала разобраться. Может так оказаться, что ближний твой, например, соседу напакостил, а потом обижается, что получил отпор.
Это что касается применения силы. А вот нужно ли ее иметь, тут следует помнить, что большая, могучая собака, она намного добрее, чем маленькая и бессильная. Ребята у нас в приходе изучают русский стиль рукопашного боя не для того, чтобы ходить потом драться, просто без этого трудно воспитать в человеке мужество. Если разобраться, то китайцы воспитаны на у-шу, японцы на карате, а наши мамкой - на горшке. Вот и получается, что мужиков нет практически. Воспитать настоящего отца, мужчину без умения постоять за себя, переносить трудности, невозможно.
- В этом отношении мне понравилась одна история, случившаяся с митрополитом Антонием Сурожским. Владыка читал лекцию где-то в Великобритании или Америке, точно не помню где, говорил о христианском долге и все такое прочее. Вдруг один человек встал и заявил: "Извините, владыка, но вы не христианин". "Почему вы так считаете?" - поинтересовался митрополит Антоний. "Потому что вы не разделяете идей пацифизма", - был ответ. В надежде объяснить, что идея пацифизма не универсальна, владыка спросил у своего критика: "Ну а как бы вы поступили, если бы к вашей девушке пристали хулиганы?" - "Постарался бы уговорить их, оствить ее в покое". - "Но представьте, что уговоры не подействовали и дело заходит слишком далеко?" - "Продолжал уговаривать и молиться". Владыка задумался и с грустью произнес: "Извините, но будь я вашей девушкой, я бы вас оставил".
Мне лично как раз, слава Богу, не приходилось часто махать кулаками, обычно удавалось разрешить все словом. Но если слова не действуют, надо действовать иначе. Поговорку "Добро должно быть с кулаками" можно по-разному интерпретировать. Но все-таки мы с радостью вспоминаем, как Россия в свое время помогала своим слабым друзьям, например Сербии. А что произошло недавно, когда на нее вновь напали? Предали мы ее или не предали? Думать об этом тяжело, неприятно. Да, очень трудно бывает остановиться, когда возникает нужда применить силу. У нас недавно был случай - сын, защищая мать, случайно убил отца. Сейчас ждет суда. А ведь нормальный, хороший парень. Не знаю, как эта история выглядит в глазах Божиих, сам лично судить не берусь.
В горячке много чего можно напороть, и здесь, конечно, когда приходится вступаться за кого-нибудь, всегда нужно просить Господа, чтобы Он возымел о тебе особое попечение, не дал зайти слишком далеко. Помните, когда Он остановил апостола Петра, который с мечом бросился на иудейского стражника. По-человечески Петр верно поступил. На его месте так повел бы себя каждый православный мужчина. Но Спаситель Сам не желал применять силу, хотя мог призвать все воинство небесное, и Петру повелел не вмешиваться. В самой бесспорной, на наш взгляд, ситуации один Бог по-настоящему знает, как нам должно себя вести. В экстремальных обстоятельствах, конечно, много не намолишься, там действуешь, уже исходя из того, что в тебе раньше было заложно. Поэтому молиться нужно начинать задолго до этого, чтобы Господь во всем тебя направлял.