Кекусинкай против Муай-Тай Василий Дубовской Журнал Кэмпо, 1998, 1
Какой стиль самый лучший? Этот вопрос испокон века волнует любителей боевых искусств и, похоже, будет волновать их всегда, сколько бы ни твердили профессионалы: "Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители!". Впрочем, профессионалы сами отдали немалую дань межстилевым "разборкам". В этом плане большой интерес представляет история соревнования между тайским боксом (муай-тай) и каратэ Кекусинкай. Первое столкновение Кекусинкай и муай-тай произошло еще во время поездки Оямы Масутацу по Юго-Восточной Азии в 1956-57гг. Рассказывают, что он получил вызов на бой от чемпиона Таиланда в тяжелом весе по прозвищу "Черная кобра" и легко его выиграл, в первом же раунде сломав противнику челюсть.
В 1964 году представители многих организаций каратэ в Японии получили вызов от команды Таиланда на товарищескую встречу в боях по правилам муай-тай. Практически все школы этот вызов проигнорировали. Об истинных причинах отказа сведений нет. Один только глава Кекусинкай, Ояма Масутацу дал согласие направить своих бойцов в Бангкок. О том, как японские каратисты готовились к этому матчу и как проходили бои, мы располагаем подробной и точной информацией, благодаря книге "Человеческое лицо каратэ", в которую вошли воспоминания одного из членов японской команды, выдающегося мастера Накамуры Тадаси (возглавляющего ныне свой собственный стиль Сэйдо-дзюку).
Вскоре после получения вызова Ояма собрал на совещание сильнейших бойцов своего додзе - Куросаки Кэндзи, Окаду Хиробуми, Ояму Ясухико, Фудзивару Ако и Накамуру Тадаси. Похоже, большинству наших нынешних кекусинкаевцев эти имена не говорят ничего, но тогда в 60-х именно они несли флаг Кекусинкай. Сообщение Оямы было кратким: "Мы приняли решение принять участие в состязании против школы муай-тай. Поэтому я хочу, чтобы вы четверо с сэнсеэем Куросаки во главе отправились в Таиланд. Вы - представители Кекусинкай и должны победить любой ценой... Я знаю, что обстоятельства могут сложиться для каждого из вас по-разному, но я хочу, чтобы вы оправдали возложенные на вас надежды, и чтобы слава о Кекусинкай разнеслась по всему миру". Это решение вызвало целую волну критики в прессе. Журналисты писали, что оно противоречит идее Будо и оскорбляет честь традиционного каратэ. Ояма в свою очередь утверждал, что, если японцы не хотят смириться с признанием каратэ разновидностью танцев, каратисты должны доказывать эффективность своего искусства в боях с любым, кто бросит им вызов. Организатором встречи выступил Ногути Осаму, владелец боксерского зала, занимавшийся организацией международных встреч профессиональный боксеров и не раз бывавший в Таиланде. Во время поездок в эту страну ему доводилось слышать оскорбительные высказывания тайцев относительно слабости и неэффективности каратэ. При этом таиландцы обычно ссылались на то, что какой-то японский каратист, принявший участие в состязаниях муай-тай, был нокаутирован с первого же удара. Японцы в те дни имели очень слабое представление о технике и тактике муай-тай. Поэтому команде Кекусинкай пришлось собирать информацию о противнике буквально по крупицам. Ногути рассказал им все, что знал о муай-тай и, будучи боксером, смог дать немало дельных советов. Так что вскоре японцы уже смогли выработать стратегический план подготовки к предстоящим боям. В начале августе пятерка бойцов Кекусинкай отправилась в Кинугаву, что в префектуре Тотиги, где находилась фамильная усадьба сэнсэя Куросаки, чтобы пройти там усиленный месячный курс тренировок для подготовки к соревнованиям. Основное внимание уделялось общефизической подготовке и отработке комбинаций, рассчитанных на противодействие технике муай-тай. День начинался с тренировки базовой техники (кихон), затем следовали бег на длинные дистанции, спринт, бой с тенью, прыжки со скакалкой. В середине дня приходил черед занятий боксом, спаррингами и работе с отягощениями. Руководил тренировкой сэнсэй Куросаки, в те годы самый близкий к Ояме человек.
В 1964 году представители многих организаций каратэ в Японии получили вызов от команды Таиланда на товарищескую встречу в боях по правилам муай-тай. Практически все школы этот вызов проигнорировали. Об истинных причинах отказа сведений нет. Один только глава Кекусинкай, Ояма Масутацу дал согласие направить своих бойцов в Бангкок. О том, как японские каратисты готовились к этому матчу и как проходили бои, мы располагаем подробной и точной информацией, благодаря книге "Человеческое лицо каратэ", в которую вошли воспоминания одного из членов японской команды, выдающегося мастера Накамуры Тадаси (возглавляющего ныне свой собственный стиль Сэйдо-дзюку).
Вскоре после получения вызова Ояма собрал на совещание сильнейших бойцов своего додзе - Куросаки Кэндзи, Окаду Хиробуми, Ояму Ясухико, Фудзивару Ако и Накамуру Тадаси. Похоже, большинству наших нынешних кекусинкаевцев эти имена не говорят ничего, но тогда в 60-х именно они несли флаг Кекусинкай. Сообщение Оямы было кратким: "Мы приняли решение принять участие в состязании против школы муай-тай. Поэтому я хочу, чтобы вы четверо с сэнсеэем Куросаки во главе отправились в Таиланд. Вы - представители Кекусинкай и должны победить любой ценой... Я знаю, что обстоятельства могут сложиться для каждого из вас по-разному, но я хочу, чтобы вы оправдали возложенные на вас надежды, и чтобы слава о Кекусинкай разнеслась по всему миру". Это решение вызвало целую волну критики в прессе. Журналисты писали, что оно противоречит идее Будо и оскорбляет честь традиционного каратэ. Ояма в свою очередь утверждал, что, если японцы не хотят смириться с признанием каратэ разновидностью танцев, каратисты должны доказывать эффективность своего искусства в боях с любым, кто бросит им вызов. Организатором встречи выступил Ногути Осаму, владелец боксерского зала, занимавшийся организацией международных встреч профессиональный боксеров и не раз бывавший в Таиланде. Во время поездок в эту страну ему доводилось слышать оскорбительные высказывания тайцев относительно слабости и неэффективности каратэ. При этом таиландцы обычно ссылались на то, что какой-то японский каратист, принявший участие в состязаниях муай-тай, был нокаутирован с первого же удара. Японцы в те дни имели очень слабое представление о технике и тактике муай-тай. Поэтому команде Кекусинкай пришлось собирать информацию о противнике буквально по крупицам. Ногути рассказал им все, что знал о муай-тай и, будучи боксером, смог дать немало дельных советов. Так что вскоре японцы уже смогли выработать стратегический план подготовки к предстоящим боям. В начале августе пятерка бойцов Кекусинкай отправилась в Кинугаву, что в префектуре Тотиги, где находилась фамильная усадьба сэнсэя Куросаки, чтобы пройти там усиленный месячный курс тренировок для подготовки к соревнованиям. Основное внимание уделялось общефизической подготовке и отработке комбинаций, рассчитанных на противодействие технике муай-тай. День начинался с тренировки базовой техники (кихон), затем следовали бег на длинные дистанции, спринт, бой с тенью, прыжки со скакалкой. В середине дня приходил черед занятий боксом, спаррингами и работе с отягощениями. Руководил тренировкой сэнсэй Куросаки, в те годы самый близкий к Ояме человек.
По окончании курса в лагере Кекусинкай объявился Ногути. Он принес с собой настоящий подарок: в его зале стал тренироваться бывший боец муай-тай Исоласак Индара Лат, так что у каратистов появилась возможность попробовать свои силы в схватке с настоящим тайским мастером. Получив это известие, Куросаки, Накамура и Окада втроем отправились в зал Ногути. После необходимых приготовлений Накамура Тадаси, нацепив непривычные боксерские перчатки, первым поднялся на ринг для поединка с тайцем. "С первого взгляда на боевую стойку муай-тай я не смог найти в ней каких-либо изъянов и почувствовал странную неловкость", - вспоминает он. Но пересилив себя, Накамура нанес удар ногой в солнечное сплетение противника - лицо тайца исказила боль. После этого Накамура обрушил на него град ударов ногами и, в конце концов, добил маваси-гэри по корпусу: задохнувшегося тайца вырвало.
Затем Накамура провел с ним еще один раунд, используя удары одними только руками. "Это был мой первый опыт в боксе. Имитируя атаки противника, я последовательно наносил хуки и прямые удары. Прошло не так уж много времени, а ухо моего соперника стало опухать, и он ушел в глухую защиту. Всем было очевидно, что разрушительная сила моих ударов для моего противника просто непереносима",- рассказывает он. Похоже, у Накамуры вдруг открылись способности к боксу, так что даже опытный Ногути с восхищением стал убеждать его перейти в бокс, обещая за какие-нибудь полгода сделать из него чемпиона Дальнего Востока. Скоро каратисты были готовы к боям, но тут их подстерегала засада: таиландцы начали оттягивать время проведения матча. Сначала бои перенесли на октябрь 1965 года, затем на декабрь, а потом на январь 1966г. В результате Окада Хиробуми и Ояма Ясухико под давлением житейских обстоятельств отказались от участия в соревнованиях. В команде осталось лишь три человека: Куросаки Кэндзи, Накамура Тадаси и Фудзивара Ако. Куросаки первоначально не собирался участвовать в турнире, но теперь, чтобы сохранить команду, ему пришлось в экстренном порядке готовиться к боям.
Этот месяц принес большую пользу японцам. Прежде всего, они получили возможность несколько раз посетить соревнования по муай-тай. "Мы были ошеломлены странными танцами и музыкой, предшествующими схватке, а также невероятным ажиотажем публики на стадионе. Мы все сошлись в том, что нужно опасаться быть подавленными атмосферой, царящей вокруг",- вспоминает Накамура. В результате просмотры боев превратились в форму психологической подготовки. А для того, чтобы адаптироваться к немыслимой духоте, жаре и влажности на стадионе, больше напоминавшем гигантскую сауну, каратисты стали тренироваться в гараже, захлопнув все двери и окна. Через полчаса после начала тренировки они начинали задыхаться от нехватки кислорода, приходили в состояние совершенного физического истощения, когда разум словно затуманивался, и только тогда открывали окна, впуская свежий воздух в свои легкие. Кроме того, за месяц японцы успели акклиматизироваться.
За три дня до состязаний состоялась пресс-конференция, на которой японцы внезапно узнали, что им предстоит драться с совсем другими бойцами, которые оказались намного сильнее и крупнее своих подставных предшественников. Тайцы держались крайне надменно. Противник Накамуры по прозванию "Зеленый тигр" в ответ на просьбу журналистов пожать руку японцу нахально усмехнулся и демонстративно повернулся к нему спиной. Короче таиландцы делали все, чтобы психологически сломать своих противников.
Наконец настал день турнира - 17 февраля 1966г. На стадионе Лумпинайи собрались почти десять тысяч зрителей. Первым на ринг вышел Накамура Тадаси. Его противник - Тан Сален "Зеленый тигр". Предоставим слово самому Накамуре: " На стадионе, где воздух был наполнен жаждой крови, как душераздирающий крик прозвучал сигнал гонга. Я стремительно атаковал своего противника. Я собирался нанести мощный удар в его солнечное сплетение, как только он нарушит дистанцию между нами. Вскоре стало очевидным, что одного этого недостаточно. Я считал, что гарантия победы - это скорость передвижения в сочетании с ударами ног и прямыми ударами рук. Однако когда я пошел в атаку, сильный маваси-гэри просвистел мне навстречу. Я получил сильный удар по опорной ноге и в следующее мгновение позорно рухнул на маты. Толпа зрителей, думая, что со мной уже все кончено, поднялась со своих мест. Поправляя защитное снаряжение, я поднялся на ноги. Снова и снова его маваси-гэри мелькал в воздухе словно кнут. Я блокировал и нанес ответный удар ногой. Левый маваси-гэри, в который я вложил всю свою силу глубоко врезался в тело Салена, он отлетел на канаты. Он упал! Нокдаун! Возбужденный успехом, я стоял готовый продолжить свою атаку.
... Я повторно атаковал, используя комбинацию цуки и гэри, вывел его из равновесия ударом маваси-гэри и прямым ударом рукой опрокинул его на пол. Счет дошел до 8, затем гонг возвестил о конце первого раунда. Когда я вернулся в свой угол, господин Ногути сказал мне: "Он профессионал и знает, как задавать темп, так что в следующем раунде покончи с ним. Ты понял?" Я был того же мнения: после первого раунда я чувствовал себя полностью истощенным. Я не смогу одержать победу, если схватка, как планировалось, будет продолжаться до пятого раунда. Начался второй раунд. Сразу же после его начала я в третий раз отправил Салена в нокдаун. Я ударил его по корпусу, вложив всю силу в свой удар, как только он попытался отойти назад. Это был чистый удар, после которого Сален упал, но снова попытался встать.
"Пожалуйста, не вставай!" - мелькнуло у меня в голове. Было абсолютно ясно, что он травмирован, но пошатываясь, он все же встал. Я приблизился к нему, чтобы покончить с ним. Последним ударом был прямой удар кулаком в челюсть. Его ноги подкосились, и он, словно в замедленной съемке, рухнул на брезент.
Рев зрителей огласил стадион. Смесь изумления и криков в адрес Салена мало-помалу превратилось в единое яростное крещендо. "Я победил! Наконец, я победил!" Эти мысли проносились в моей голове, пока я стоял на ринге посреди всего этого гама"... Сэнсэй Куросаки вторым из японцев поднялся на ринг. Его соперником был герой Таиланда Фубайя Катчакча, бывший чемпион в полусреднем весе. Фубайя превосходно работал ногами и обладал великолепным чувством дистанции. К тому же, он мастерски атаковал в клинче, а его локти двигались, словно поршни.
"Стиль нападения сэнсэя Куросаки был обычным для каратэ. Не отрывая пяток от матов, он пытался проскользнуть к своему противнику, но не мог уследить за его молниеносными атаками ногами. Разница между их стилями была очевидна. Во время тренировки в Таиланде сэнсэй Куросаки получил травму: загноившийся большой палец ноги, жизненно важный в ударах ногами, распух настолько, что ему пришлось выдернуть ноготь, и он еще не до конца оправился от этой травмы. Несмотря на это, сэнсэй Куросаки храбро атаковал своего противника. Как только дистанция между ним и противником становилась подходящей, Куросаки наносил потрясающий маваси-гэри. Но когда он пытался втянуть противника в бой на ближней дистанции, тот ударами локтей и колен, словно отлитых из стали, быстро вынуждал его уходить в глухую защиту. Вслед за этим, он пропустил мощный удар локтем чуть ниже левого глаза, вызвавший разрыв кожи. Спустя несколько мгновений ринг покрылся морем крови. Его противник снова атаковал в то же место. Но сэнсэй Куросаки держался на ногах. Он выносил все и даже пытался контратаковать противника. В этот момент рефери остановил бой. Пока мы осматривали глаз Куросаки, прозвучал гонг, и судья поднял вверх руку Фубайи. Сэнсэй Куросаки проиграл техническим нокаутом. Ужасно взволнованный Фудзивара подбежал к сэнсэю Куросаки и с моей помощью уложил его на носилки. Пока мы несли его в раздевалку, он начал обсуждать прошедший поединок, возможно, от злости, что ему приходиться смириться с поражением. Слушая его, Фудзивара, который был должен выступать следующим, все больше и больше возбуждался.
Его соперник, пользуясь своим большим ростом, атаковал ударом колена и каждый раз, когда удар достигал цели, маленькое тело Фудзивары сотрясалось. Было абсолютно очевидно, что Фудзивара оказался в трудной ситуации. Во втором раунде положение не изменилось. Мы видели, что степень травмированности Фудзивары постепенно нарастает. В этот момент Фудзивара прибегнул к последнему отчаянному приему. Целясь в лицо противника, он ударил его головой. Лукконтай остановился, и вслед за этим его тело, словно бревно, рухнуло на маты. До победы Фудзивары оставалось рукой подать. Шатаясь, Лукконтай поднялся на ноги, но в его движениях уже не было былой плавности. Собрав все свои силы воедино, Фудзивара начал методично бить кулаками. Один из его ударов попал прямо в лицо противника, и тот окончательно свалился на маты. Фудзивара победил!".
Итог встречи: два-один в пользу Кекусинкай. Несмотря на всю невыгоду своего положения: необходимость драться по чужим правилам, в перчатках и на ринге, на чужой земле, колоссальный физический и психический прессинг, мастера каратэ одержали победу.
Однако рассказ об этом матче заканчивать еще рано, так как его последствия в высшей степени интересны для того, кто исследует взаимоотношения каратэ и муай-тай. Куросаки Кэндзи, разругавшись с Оямой, обвинившим его во всех смертных грехах по причине поражения в матче, ушел из Кскусинкай, открыл собственный боксерский зал Мэдзиро и стал преподавать ... бокс и кик-боксинг. За ним последовал его ближайший ученик и друг Фудзивара Ако, основавший собственный стиль, который он назвал какуто-дзюцу - "искусство рукопашного боя", вскоре ставший одним из сильнейших бойцов в ...кик-боксинге. Накамура Тадаси, также обидевшись на Ояму, ушел от него и открыл собственную школу каратэ Сэйдо-дзюку.
Фактический переход ведущих бойцов Кскусинкай на сторону противника, в кик-боксинг, дисциплину, смежную с муай-тай, чрезвычайно показателен. По сути, это признание превосходства противника. Но и это еще не все. Когда в Кскусинкай появился знаменитый лоу-кик? Автору это точно неизвестно, но описание этого приема в старейших книгах по Кскусин отсутствует. Нет его, например, в популярной книге одного из ближайших учеников Оямы Бобби Лоу, вышедшей в начале 60-х гг. Да и вся техника ударов ногами, показанная в этой работе, очень смахивает на технику бесконтактных стилей вроде Сито-рю. Например, маваси-гэри, согласно ей, выполняется без поворота на опорной ноге. Может быть, именно после этой памятной встречи в Кскусинкай пришел и лоу-кик, и маваси с проносом и большим разворотом на опорной ноге? А удары руками? Кто может отрицать несомненное влияние бокса (скорее даже, муай-тай, так как боевая стойка в Кскусинкай скорее фронтальная, чем боковая) на технику рук в современном Кскусинкай не на уровне кихона, конечно, а в спарринговом варианте? Кстати, интересно, победили ли бы Накамура и Фудзивара в матче, если бы не прошли школу бокса под руководством Ногути? Интересно, что все (почти?) современные модификации каратэ Кскусинкай - Дайдо-дзюку (основатель - Адзума Такаси), Сато-дзюку (основатель - Сато Кацуаки), Сидокан (основатель - Соэно рсидзи) и др. - испытали на себе большое влияние муай-тай. В этом плане показательна судьба Соэно рсидзи. Будучи одним из сильнейших каратистов Кскусина (Помните, как он колол черепицу головой в рекламном фильме о Первом чемпионате мира по этому стилю?), он принял участие в схватке с бойцом муай-тай и с треском ее проиграл. После этого Соэно отправился в Таиланд, где в течение 6 месяцев изучал муай-тай, после чего и создал Сидокан каратэ. А что же муай-тай? А ничего! После памятного турнира с японцами, несмотря на победу последних, в него не пришло ни единого технического действия! Вот парадокс! Победители крестятся в веру побежденных, а побежденным на победителей наплевать (хотя, конечно, проигрывать неприятно и больно - физически)!
Тем не менее, при всей неприспособленности техники каратэ к соревнованиям кик-боксерского типа, существующая в Кскусинкай (и других школ) система подготовки - технической, физической и психологической - позволила команде этого стиля уверенно победить сильнейших бойцов Таиланда. А пересмотр техники, переход бойцов Кскусина в кик-боксинг или муай-тай, отражает спортизацию этого стиля, принятие игры по правилам кик-боксинга в разных вариантах, а вовсе не отказ от собственной традиции.