Великие мастера
Предлагаю обсудить самых достойных и интересных мастеров из мира Б.И. Чему они учили, какой личный пример подавали, чего достигли.
Начну с не самого известного, но очень достойного человека - Джун Ри, мастер, который фактически принес таэквондо в США (а оно там популярно сегодня не меньше, чем в самой Корее). Вот отрывок статьи и интервью с ним, его мысли и некоторые факты из его жизни. Корреспондент Сергей Таранов, статья - "Джун Ри - боец и философ":
"С Джуном Ри я познакомился неожиданно. В 1989-м мы обедали с председателем Всероссийской ассоциации карате Ильей Гульевым в московском ресторане «Пекин». За соседним столиком сидел какой-то щуплый пожилой азиат. Гульев некоторое время всматривался в его лицо, а потом Илью словно осенило: «Не может быть! Это гранд-мастер Джун Ри…»
Впрочем, особого восторга я, будучи тогда спортивным редактором «Известий», не испытывал. В конце 80-х, едва горбачевская перестройка приоткрыла границы СССР, в страну один за другим стали приезжать кумиры (как настоящие, так и липовые) запрещенных еще недавно боевых искусств. В отсутствие интернета, специализированных журналов и других объективных источников информации оценить, кто есть кто на самом деле, было весьма сложно. Запутанная система данов, разноцветных поясов и регалий, добытых на соревнованиях, которые советские люди никогда не видали, придавала ореол славы любому проходимцу, приехавшему с цветастыми визитками или личными постерами.
Однако Джун Ри никаких почестей в СССР не искал. Приехал в Москву туристом — посмотреть на перемены в стране, которая, по выражению его давнего товарища Рональда Рейгана, была «империей зла» и которая несколькими годами раньше бесцеремонно сбила южнокорейский «Боинг» со всеми пассажирами. После уничтожения самолета мастер Ри организовывал акции протеста у советского посольства в Вашингтоне.
Тем не менее Джун Ри был польщен тем, что его знают в СССР. Но мы еще не знали, что, согласившись быть его гидами в Москве, начинаем долгую дружбу с этим поистине выдающимся человеком.
Спросите себя — вы часто встречали стариков, которые в 80 лет вообще не используют ни очков, ни линз? У Джуна Ри их никогда не было. А сможете каждое утро отжиматься на кулаках по 150 раз? Или играючи садиться на шпагат? Джун Ри это делает. А еще запросто разбивает руками и ногами доски и кирпичи, летает с одного континента на другой без видимых признаков усталости. Его речь стройна и логична, а рабочий график исключает паузы для долгого отдыха. Он, кроме всего прочего, овдовев, женился еще раз в возрасте за семьдесят. Скажу больше: за последние два десятилетия Джун Ри, который в 60 лет имел кондиции 25-летнего спортсмена-профессионала, практически не изменился! Как будто время и вполне естественное увядание над этим человеком не властны. При этом мастер Ри живет отнюдь не в древнекитайском монастыре, а в самом центре мировой цивилизации.
Наверное, это очень необычный человек. Хотя бы потому, что не время управляет им, а он управляет временем. «Чтобы стать чемпионом в жизни, мы должны дорожить как собственным, так и чужим временем, — пишет Джун Ри в своей новой книге «Трутопия» (соединение двух слов — «правда» и «утопия»), — мы должны пунктуально выполнять обещания клиентам и деловым партнерам. Точность требует внутренней дисциплины. Дисциплина — это уважительное отношение к времени».
Начну с не самого известного, но очень достойного человека - Джун Ри, мастер, который фактически принес таэквондо в США (а оно там популярно сегодня не меньше, чем в самой Корее). Вот отрывок статьи и интервью с ним, его мысли и некоторые факты из его жизни. Корреспондент Сергей Таранов, статья - "Джун Ри - боец и философ":
"С Джуном Ри я познакомился неожиданно. В 1989-м мы обедали с председателем Всероссийской ассоциации карате Ильей Гульевым в московском ресторане «Пекин». За соседним столиком сидел какой-то щуплый пожилой азиат. Гульев некоторое время всматривался в его лицо, а потом Илью словно осенило: «Не может быть! Это гранд-мастер Джун Ри…»
Впрочем, особого восторга я, будучи тогда спортивным редактором «Известий», не испытывал. В конце 80-х, едва горбачевская перестройка приоткрыла границы СССР, в страну один за другим стали приезжать кумиры (как настоящие, так и липовые) запрещенных еще недавно боевых искусств. В отсутствие интернета, специализированных журналов и других объективных источников информации оценить, кто есть кто на самом деле, было весьма сложно. Запутанная система данов, разноцветных поясов и регалий, добытых на соревнованиях, которые советские люди никогда не видали, придавала ореол славы любому проходимцу, приехавшему с цветастыми визитками или личными постерами.
Однако Джун Ри никаких почестей в СССР не искал. Приехал в Москву туристом — посмотреть на перемены в стране, которая, по выражению его давнего товарища Рональда Рейгана, была «империей зла» и которая несколькими годами раньше бесцеремонно сбила южнокорейский «Боинг» со всеми пассажирами. После уничтожения самолета мастер Ри организовывал акции протеста у советского посольства в Вашингтоне.
Тем не менее Джун Ри был польщен тем, что его знают в СССР. Но мы еще не знали, что, согласившись быть его гидами в Москве, начинаем долгую дружбу с этим поистине выдающимся человеком.
Спросите себя — вы часто встречали стариков, которые в 80 лет вообще не используют ни очков, ни линз? У Джуна Ри их никогда не было. А сможете каждое утро отжиматься на кулаках по 150 раз? Или играючи садиться на шпагат? Джун Ри это делает. А еще запросто разбивает руками и ногами доски и кирпичи, летает с одного континента на другой без видимых признаков усталости. Его речь стройна и логична, а рабочий график исключает паузы для долгого отдыха. Он, кроме всего прочего, овдовев, женился еще раз в возрасте за семьдесят. Скажу больше: за последние два десятилетия Джун Ри, который в 60 лет имел кондиции 25-летнего спортсмена-профессионала, практически не изменился! Как будто время и вполне естественное увядание над этим человеком не властны. При этом мастер Ри живет отнюдь не в древнекитайском монастыре, а в самом центре мировой цивилизации.
Наверное, это очень необычный человек. Хотя бы потому, что не время управляет им, а он управляет временем. «Чтобы стать чемпионом в жизни, мы должны дорожить как собственным, так и чужим временем, — пишет Джун Ри в своей новой книге «Трутопия» (соединение двух слов — «правда» и «утопия»), — мы должны пунктуально выполнять обещания клиентам и деловым партнерам. Точность требует внутренней дисциплины. Дисциплина — это уважительное отношение к времени».
Ключевой смысл в этих тезисах — пунктуальность и обязательность, доведенные до абсолюта. Гранд-мастер никогда не бросает слов на ветер. 20 лет назад я не мог предположить, что дежурная фраза за ресторанным столиком («Я вас приглашу в США») ровно через неделю обернется официальным приглашением. Честно говоря, к тому времени я и забыл, что меня кто-то звал в гости за океан. И вдвойне удивительно было жить в огромном вашингтонском доме мастера, посещать школы мастера, одна из которых располагалась… прямо в конгрессе США.
Это замечательное зрелище — смотреть, как дородные (с комплекцией бывших игроков в американский футбол) конгрессмены, элита и самый цвет нации, подчиняются командам маленького корейца. Это была не физкультура и не хобби потехи ради. У Джуна Ри и его учеников всегда и все серьезно и основательно. Иначе нет смысла тратить драгоценное время. Иначе не отработать чудо-удар мастера, которому учился в свое время великий боксер Мухаммед Али.
В равной степени для Джуна Ри верно и то, что мысль, идея, поставленная цель имеют обязательное воплощение в реальной жизни. Сама жизнь мастера есть пример великой американской мечты, путь Золушки из нищеты в достойную жизнь.
В США бедный кореец Джун Ри попал после большой межкорейской войны — в 1953-м. Он не знал английского, не понимал англосаксонской этики, он вообще был выходцем из другой цивилизации. В послевоенной Америке не было и намека на сегодняшнюю тотальную толерантность. После ужасов Перл-Харбора рядовые американцы отнюдь не радовались нашествию «подозрительных» азиатов. А в 60-е годы была еще и война во Вьетнаме… Не случайно многие азиаты так и не вышли за пределы своих диаспор. Однако Джун Ри смог! Он учил людей делу, которое знал лучше других. И это дело оказалось для них полезным и понятным.
ВВВ.chaskor. ru/p.php?id=1758
вместо ВВВ - www, и пробела перед ru нет
Если можно так сказать от себя добавлю :) - это Хелио Грейси - основатель бразильского джиу-джитсу\вале тудо и мастера Бимбу - основателя капоэйры режиональ.
Хелио Грейси был младшим братом в семье (было 5 братьев) - старший - Карлсон - обучился джиу-джитсу у Митсуе Маеды, потом уже стал обучать своих братьев. В то время в Бразилии не было другой техники боя кроме бокса и капоэйры. Только джиу-джитсу обладало борцовской техникой ведения боя на земле. Карлсон и его братья сделали имя своей семьи знаменитым, сражаясь в многочисленных поединках - как на улице, так и в показательных боях.
Первую академию джиу-джитсу Карлсон Грейси открыл в городе Белем в 1925 году. И также как и Маеда, борцы из академии Джиу-джитсу Грейси начали вызывать на бой другие школы. Самым знаменитым из братьев стал самый младший - Хелио. Он побеждал всех своих противников и вскоре стал сильнейшим бойцом (Хелио потерпел только два поражения: японцу Кимуре и Вальдемару Сантане, своему собственному ученику в поздние годы). Хелио впервые вышел на ринг в возрасте 17 лет во Фронтао против боксера по имени Антонио Португал. Хелио победил его за 30 секунд. Он также победил японского дзюдоиста Намики в 1932 году. Это был в его карьере поединок (джиу-джитсу против дзюдо) и первый раз, когда он на бой вышел в дзюдоистском кимоно. Хелио Грейси не только стал чемпионом, но и развил джиту-джитсу в тот стиль, который стал известен как Бразильское джиу-джитсу. Из-за своего маленького веса и отсутсвия физической силы Хелио приходилось подбирать себе только такую технику, которая бы позволяла ему полагаться не на мощь мышц, а на рычаги. Его любимыми словами всегда были знаменитые слова Архимеда: "Дайте мне рычаг и я переверну Землю". Хелио рассказывал, что он иногда не мог выбраться из определенных позиций и удержаний, в которые загоняли его братья, и поэтому был вынужден изобретать собственные новые приемы для того, чтобы с ними справляться. Все мужчины семьи Грейси владеют боевым искусством джиу-джитсу и защищают семейный "Вызов Грейси" - приглашение любому желающему сразиться с ними. Они готовы доказать любому превосходство своего стиля. Два знаменитых сына Хелио - Хойс и Риксон помогли популяризовать джиу-джитсу Грейси (бразильское джиу-джитсу) в США, Японии и по всему миру, одерживая победы в чемпионатах по боям без правил. В настоящее время сильнейшим бойцом семьи Грейси считается Риксон.
1. Он добился легализации капоэйры (на то время капоэйра все еще оставалась вне закона согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии).
2. Сруктуризировал и обобщил знания о ней. Местре Бимба преподавал капоэйру более десяти лет. Со временем возникла идея трансформации капоэйры, которая включала в себя как сугубо физические аспекты, так и культурные. Бимба изменил как саму методику преподавания, так и качественно повысил боевую эффективность действий капоэриста.
3. Бимбе удалось систематизировать тренировочный процесс, добавить в традиционную капоэйру новые высокие удары и разработать новую тактику ведения боя. Бимба так же изменил набор музыкальных инструментов, которые аккомпанируют игре, разработал новые ритмы беримбау.
4. В 1932-ом Бимба основал первую школу, специализированную на капоэйре. К этому времени он уже развил собственный стиль капоэйры. В 1937 году его школа была зарегистрирована как Региональный центр физической культуры, а с 1939 по 1942 он уже преподавал режионал в казарме (ЦПОРА "Центр подготовки офицеров резерва армии"). Военные методы оказали свое влияние на методику преподавания режионал в физических упражнениях и жесткой дисциплине. В 1942 году Бимба торжественно открыл свою вторую школу в Террейро де Жезус. Разработанный Бимбой метод изучения капоэйры и новый стиль стали настолько эффективными, что их признали самыми практичными и совершенными. Не даром он стал всемирно известным. Для многих известных личностей политической и общественной жизни Баии знать Бимбу лично, обучаться у него было очень почетно.
Местре Бимба разработал "8 последовательностей мастера Бимбы", которые представляли собой последовательности атакующих и защитных действий соперников, состоящие из 17-ти базовых элементов. Также Бимба разработал Синтура дешпрезадас - комплекс парных упражнений, которые обучали приземляться на ноги во время бросков. Последовательности Местре Бимбы и синтура дешпрезадас изучают и по сей день в школах режионал. Еще добавим, что при разработке режионала Бимба обагатил арсенал и технику капоэйры боксом, джиу-джитсу (стоит отметить, что БДД тоже многое взяло из капоэйры - так как это было два уличных стиля, которые частенько пересекались между собой), батуке (игра была такая у моряков - там пинками ног надо было выбить противника из круга) и высокой акробатикой (до этого ее в капоэйре не было). Также Бимба ввел систему градации мастерства (по аналогии данов япон.БИ) - до него этого не было.
Сам Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было "3 pancadas" ("три удара"), потому что Бимбе было достаточно 3-х ударов, чтобы сразить противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше его ученики проявят свои силы в стенах академии, чем на улице. Одним из важнейших элементов этого учебного процесса был сложный экзамен"колах ди форса" - "ожерелье силы", который должны были пройти все ученики, претендующие на высокую степень мастерства. Требования, которым должен был отвечать претендент, были настолько строгие, что за все время преподавания Местре Бимба присвоил лишь три степени контра-местре (претендент на мастера). Некоторое время Бимба пытался приспособить капоэйру к спорту и очертить в ней рамки правил. Бимба даже неоднократно побеждал, выходя на ринг с представителями других боевых искусств. В 1936 году Бимба вызывает бойцов любых боевых искусств на поединок. В результате этого он проводит четыре поединка с наиболее известными бойцами в Бразилии и побеждает во всех четырех. Благодаря этому он смог заявить о капоэйре и поднять ее престиж.
После смерти Бимба не был признан властями за его заслуги перед обществом. 12 июня 1996 года он посмертно получил титул Doutor Honoris Causa (Дотор Онорис Кауза) Федерального Университета Баии.
так было бы значительно интересней.
Ернесто Пресас - основатель комбатан на основе филлипинского Арнис и некоторых других филлипинских видов БИ (по нескольким их них 10 дан), тоже сейчас жив, как и 2 его брата - тоже хорошие мастера.
Юрг Зиглер - глава восточноевропейской ассоциации синму хапкидо, 9 дан, а также 9 дан (лакан) комбатан. Практикующие син му хапкидо в Европе изучают и комбатан.
А насчет Брюса - он был очень сильным бойцом, одним из сильнейших, но он отошел от восточных традиций, сделав ставку на западные методы тренировки, тем самым его связь с настоящими восточными единоборствами оказалась разорвана. Поэтому он не постиг многих секретов восточных мастеров. Но я думаю, что живи он в наше время, он мог бы с успехов выступать в каких-нибудь боях без правил с превосходящими по массе противниками и побеждать их, так что боец он очень сильный. А насчет поражений - те, кто живет в тени, оставляют в тени и свои победы и свои поражения, а он жил на виду. Думаешь Уэсиба или н Соль никогда не проигрывали? Во всяком случае будучи в возрасте Брюса?
Я склонен считать, что чистое искусство Чхве Ен Соля - именно дайто рю айкидзюцу, а хапкидо - это уже результат работы его учеников, среди которых Джи Хан Дже сыграл исключительную роль.
Насчет Брюс Ли - спорить сложно, мы многого не знаем, но смотря на этот мир, начинаешь задумываться над такими вещами как пиар и самопиар, увы, нас слишком сильно дурят и заставляют слишком многому верить. Я в интернете много нашел интересного о Брюс Ли...
ссылки не разрешают давать, но при желании можно много найти интересного, например по поиску: Брюс Ли - правда и вымысел.
Не думаю что Брюс был сильнейшим - думаю черный пояс не выше 3-4 дана. (В свое время Брюса пригласил в школу вингчун его друг, но Брюс в спарингах с ним так ни разу и не смог побить друга, и знаменитый бой Брюса против представителя китайской диаспоры... Видимо, не смотря на то что Брюс объявил себя победителем, он больше проиграл, очевидцы говорят о ничьей, но ничья из милости опонента Брюса, который не захотел калечить последнего).
Но и вариант с пиаром я бы тоже не стал отрицать. В том же пресловутом бою представитель китайской диаспоры Вонг Джэк Мань вроде вызвал Брюса на бой, из за того что Брюс обучал людей не азиатов, тем не менее позже у Вонг Джэк Мань были ученики не азиаты, так что там не все так гладко... Есть информация, что после того, как Брюс объявил себя победителем того боя, через 3 недели после боя, Вонг Джэк Мань вызвал Брюса на повторный бой, но Брюс его не принял...
Да и стилю Вин Чунь Брюс так и не доучился, уезжая в Америку, и зачем ему создавать стиль Джит Кун До, если он победил того китайца? До этого он по биографии тоже дрался и использовал стиль, а в том бою неожиданно понял минусы стиля. Странно все это. Но не буду более пытаться чернить человека, которого уже и в живых нет. Однозначно Брюс был быстрым и сильным, а остальное точно неизвестно...
Насчет Брюса - сейчас действительно много можно говорить, а правды мы не узнаем. Тем не менее давайте посмотрим на факты, которые не подвергаются сомнению: Брюс активно общался с людьми, чей авторитет в мире б.и. непререкаем - Чак Норрис (на тот момент чемпион мира по карате) и Мохаммед Али (чемпион мира по боксу), причем общался явно благодаря общим интересам и достижениям в области б.и. Стали бы эти люди слушать какого-то выскочку-недоучку? Сомневаюсь.
А уж сколько менее известных мастеров также активно с ним общалось (в том числе упомянутый в начале темы Джун Ри) - и не сосчитать.
На счет Брюса Ли... Помню, по поводу его поединка с "Норисом" в "Китайском связном" мой приятель сказал: "Как великолепно Брюс работает здесь со стихией дерева".