ПРИНЦИПЫ СУДЕЙСТВА В ВЫЕЗДКЕ Доктор Дитрих Плева

Международный Клуб Судей по Выездке, информационный бюллетень, 3 июля 2007
Наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать
при судействе соревнований по выездке среднего и высшего уровней.

I. Общие принципы

В этой статье мы рассмотрим некоторые принципы, которые правомерны для соревнований по выездке всех уровней, в особенности для езд, которые судятся в соответствии с "Richtlinien fur Reiten und Fahren" («Стандарты работы для всадников и наездников», брошюра опубликована Федерацией Конного Спорта Германии) и параграфом 402 LPO («Сборник Правил для Всадников, Наездников и Судей», опубликован Федерацией Германии).

1. Вы должны оценивать то качество исполнения элемента, которое видите «здесь и сейчас», забыв о том, что видели или слышали раньше!

Этот принцип является наиважнейшим для справедливого судейства. На процесс выбора правильной оценки не должно влиять ничто из следующих факторов: прежние достижения лошади или всадника, прошлые недостатки этой пары, слухи, которые распускают третьи лица. Судья должен оценивать выступление всадника и лошади так, как если бы он видел эту пару впервые. Ориентироваться в судействе на прошлые результаты или прошлые личные наблюдения является глубочайшей ошибкой, так как это подразумевает, что вы подвергаете сомнению возможность всадника и лошади учиться и совершенствоваться в своем мастерстве, впрочем, как и деградировать.
25 комментариев
avatar
2. В квалифицированном судействе на первом месте должна стоять объективность.

Во время судейства вы ни в коем случае не должны полагаться на свои личные симпатии и предпочтения.

Всадники и зрители смогут смириться с технической ошибкой в судействе (если конечно ей можно дать логическое объяснение), но никак не с неадекватным судейством, вызванным субъективизмом судьи. К примеру: судья на букве «Н» не увидел, что, выполняя менку на галопе в конце диагонали, лошадь отстала задом, т.к. всадник двигался в направлении от него. Он ставит оценку, которая, несомненно, слишком высока. В таком случае всадник сможет понять и принять ошибку судьи. Однако когда судья объясняет свои низкие оценки фразой «а мне не понравилось», возникают сомнения в его квалификации.

Конфликтная ситуация между судьей и спортсменом может еще более усугубиться, если у всадника есть повод подозревать судью в предвзятом судействе. В сборнике правил LPO (параграф 56, пункт 6) перечислены следующие примеры, когда судейство может быть расценено как предвзятое: если судья является владельцем лошади, которую он судит; является тренером, начальником или подчиненным выступающего спортсмена или между ними есть какие-либо экономические отношения.

В связи с резким увеличением количества жалоб на необъективное судейство (особенно во время соревнований по выездке и конкуру для молодых лошадей) Национальный Комитет по Конному Спорту Германии (Baden-Wurttemberg) вынужден был дать четкое определение понятию «предвзятое судейство».

Итак, судейство может считаться предвзятым в следующих случаях:
судья является (кровным) родственником всадника;
судья регулярно тренирует данного спортсмена;
судья тренировал данного всадника во время проведения семинара по выездке (если прошло менее трех месяцев);
судья продал эту лошадь спортсмену или являлся посредником в сделке по продаже (если прошло менее 3 месяцев с момента сделки).

Несоблюдение параграфа 56, пункта 6 (LPO) приводит к тому, что судейство становится спорным и уязвимым. Это может повлечь за собой серьезные проблемы не только для организаторов соревнований, но и для самого судьи, вплоть до получения наказания за неправомерное судейство. Итак, если судья видит, что на данной езде его судейство по каким-либо из вышеуказанных причин может быть расценено как «предвзятое», ему лучше попросить себя заменить.
avatar
3. Каждый судья должен быть квалифицированным специалистом в своей области.

Этот постулат судейства взят из параграфа 54, пункт 1.1 (LPO). Он означает, что каждый судья должен обладать обширными знаниями в области конного спорта. Судьи обязаны регулярно принимать участие в различных образовательных семинарах, обновлять свои знания и соответствовать современным требованиям.

4. Судья должен проявлять отвагу и твердо отстаивать интересы защиты лошадей

В LPO немецким судьям дается много власти, которой они должны распоряжаться очень аккуратно. Понятно, что в каждом регионе, где проводятся соревнования, есть специальные комитеты (представляющие Федеральные Власти), члены которых имеют полномочия отслеживать и пресекать жестокое обращение с животными. Тем не менее, каждый судья должен четко понимать, что если на его глазах всадник, ведет себя неподобающим образом и жестоко обращается с лошадью, судья обязан вмешаться и остановить это!

5. Судья должен уметь не только защищать и обосновывать свою точку зрения, но и обладать достаточной смелостью, чтобы признавать свои ошибки.

Всадникам очень полезно обсуждать свои выступления с судьями. Такие дискуссии, безусловно, приветствуются, покуда они носят позитивный и содержательный характер для обеих сторон. Понятно, что во время таких разговоров всадники не должны агрессивно или необъективно критиковать судейство, а уж тем более затевать споры. Если судья чувствует, что на него оказывается негативное давление со стороны всадника, он имеет полное право отказаться продолжать данный разговор. В этом случае будет мудро предложить всаднику принести протоколы езды, что позволит обсудить его выступление более объективно. Судья должен быть тверд, уверен в себе и не смущаться, когда он подвергается субъективным нападкам со стороны недовольных всадников. Тем не менее, каждый судья обязан уметь обосновать свое судейство и объяснить причину, по которой он поставил ту или иную оценку. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы прежде чем начать дискуссию с всадником судья освежил в памяти выступление последнего, изучив протокол со своими оценками и замечаниями. Также в процессе судейства очень полезно отмечать и записывать для себя какие-либо особенности выступления каждой лошади.

Каждый судья должен понимать, что он не застрахован от совершения ошибки, но важно уметь ее признать. Это ни в кой мере не подорвет его судейский авторитет, а скорее наоборот подчеркнет его объективность. Он никак не потеряет доверие к себе, если скажет, что (к примеру) с буквы, на которой он судил, было не заметно какого-либо недочета в выступлении лошади.
avatar
6. Судья должен использовать всю шкалу оценок.

На это правило делается особый акцент во время всех судейских семинаров. На самом деле довольно-таки трудно определить соблюдается ли эта установка на практике или нет, так как, безусловно «средненькое» выступление можно увидеть гораздо чаще, чем крайне хорошее или чрезвычайно плохое. Опыт показывает, что оценки в пределах от «средне» (5) до «относительно хорошо» (7) гораздо чаще используются правильно, чем более высокие или низкие.

Очень важно, чтобы каждый судья во время выставления оценки напоминал себе ее определение. К примеру, оценивая элемент, он должен принять решение, было упражнение выполнено «относительно хорошо», «хорошо» или даже «очень хорошо». Выставляя оценку «7» судья должен осознавать, что она не требует идеального выполнения элемента, так как за ней стоит еще несколько более высоких оценок.

7. Выставляя оценку, судья должен помнить ее определение (складывать сумму баллов и пытаться подогнать ее под желаемый результат считается неприемлемо).

Существует интересное наблюдение, что при совместном судействе двух и более судей окончательный результат всегда получается выше, чем при раздельном. Можно сделать вывод, что при самостоятельном судействе судья должен четко определиться считает ли он выступление «относительно хорошим» или только «удовлетворительным». Это решение должно быть четко отражено в процентах.
avatar
Практические советы по выставлению оценок

Всех без исключения очень интересует следующий вопрос: какие критерии считать наиболее важными при выставлении общих оценок? Проиллюстрируем это на примере:

Перед вами два выступления. Первая лошадь четко, ровно, в полном подчинении выполнила все элементы схемы без сбоев, но в выступлении не хватало импульса и экспрессивности. Вторая лошадь двигается с импульсом, показывает эффектные аллюры, шикарные прибавки и впечатляющий сбор, но совершает несколько сбоев. Какой лошади стоит отдать предпочтение?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Тем не менее, важно помнить, что отсутствие правильных основ движения у лошади (равномерность ритма, раскрепощенность и т.д.), показывает, что в процессе подготовки молодого животного были допущены серьезные изъяны, и это гораздо хуже, чем технические ошибки во время выполнения схемы!

То есть, прежде чем выставить оценку судья должен задать себе следующий вопрос: «Соответствует ли данное выступление требованиям шкалы подготовки выездковой лошади?». Другими словами:
Достаточно ли равномерный ритм движения?
Насколько пластично и раскрепощено двигается лошадь?
Насколько стабилен контакт с поводом?
Достаточно ли импульса?
Движется ли лошадь прямолинейно?
Достаточно ли сбора она показывает?
Идет ли лошадь в подчинении?

Ответы на все эти вопросы приведут к подбору подходящей оценки.

Другими словами, четкое исполнение элементов не может компенсировать проблемы в первоначальной подготовке лошади (например: лошадь постоянно уходит за повод).
avatar
Примеры недостаточной подготовленности лошади:

Если лошадь показывает двухтактный шаг (иноходь), оценка «средне» (5) будет слишком высокой. В таком случае общая оценка за равномерность аллюров не должна быть выше «5» (и то только если другие аллюры были выполнены без явных нарушений ритма).

Аналогично надо оценивать лошадь, которая местами показывает неравномерность на рыси или галопе.

Если лошадь постоянно бежит неравномерной рысью, она должна быть исключена из соревнований. В этом вопросе не может быть никаких вариантов, так как благополучие животного всегда должно стоять на первом месте, а такая лошадь может оказаться хромой. Такой вероятности уже достаточно для исключения животного из соревнований, так как хромота - это выражение боли. Судья должен исключить такую лошадь не задумываясь, по какой причине она бежит неравномерно - из-за физических проблем или от нестабильного контакта (это уже работа ветврача).

Проблема «высунутого языка» всегда вызывает у судей много вопросов. Итак, если самый кончик языка немного торчит между резцами (меньше 1 см), за это не стоит сильно наказывать (например, можно снизить общую оценку за повиновение - принятие повода на один балл). Если язык свисает вниз или торчит вбок на сантиметр или больше, это уже должно быть отражено в оценке за каждый элемент. То есть судья должен снижать оценку за каждый элемент, на котором он видит торчащий язык, минимум на один балл. Общая, оценка за повиновение тоже должна быть понижена. В Правилах Ассоциации Немецких Судей указано еще более строгое наказание: за каждый элемент, на котором лошадь высунула язык, оценку надо понизить на 2 балла и в «общих оценках» оценка за повиновение не может быть выше «5»!

Если лошадь сопротивляется поводу или зажата в затылке, оценка за этот элемент должна быть снижена.

Основным критерием в судействе соревнований по выездке среднего и высшего уровней является степень сбора на рыси и галопе. Под сбором мы подразумеваем подведенный зад и активную работу задних ног. Если у лошади вялый зад, она подволакивает задние ноги во время движения, оценка за каждый элемент, не говоря уж об общей оценке за «импульс», должна быть существенно снижена. Для того чтобы показать энергичные эффектные и качественные аллюры лошадь должна активно работать задними ногами, сгибая их в скакательных суставах.
avatar
II. Правильное исполнение элементов (рассмотрим упражнения из езд среднего уровня)

Прежде всего, судья должен обращать внимание на степень и качество сбора лошади. На рыси и галопе лошадь должна двигаться с правильной осанкой, сама себя нести, показывать каденцию, активно работать задом. Правильная осанка означает, что лошадь двигается с тенденцией «в гору»: зад подведен, перед приподнят, при этом спина не должна быть провалена.

1. Собранный/прибавленный шаг

Следующие критерии имеют решающее значение в выставлении оценки за собранный шаг:
чистота шага (4 такта);
равномерный ритм на всем отрезке;
желание двигаться вперед;
и постоянный контакт (в отличие от среднего и прибавленного шагов).

На собранном шагу задняя нога лошади должна наступать на след, оставленные передней ногой. Тем не менее, каждый судья должен понимать, что широта прибавленного и собранного шагов взаимосвязана. Другими словами, если лошадь очень сильно переступает на прибавленном шагу, совершенно очевидно, что на собранном шагу ей будет практически невозможно сократить шаги до «след в след». В этом случае не стоит строго наказывать за то, что лошадь немного переступает. Поэтому судья должен судить с пониманием, оценивать общую картинку шага, а не замерять с точностью до сантиметра на сколько переступает лошадь. На собранном шагу важно, чтобы лошадь четко показала сокращение шагов (по сравнению со средним или прибавленным), активно двигалась с правильной осанкой, сама себя несла и была в постоянном контакте.

Основными критериями в выставлении оценки за прибавленный шаг являются чистота шага, равномерность ритма, сохранение активности движения и захват пространства (переступание). Понятно, что судья не должен, как коршун, не отрываясь следить только за тем, насколько лошадь переступает. Важно обращать внимание на то, чтобы лошадь двигалась раскрепощено и пластично, свободно работала плечами, тянулась шеей вперед и вниз. Лошадь должна проводить импульс через все тело.
avatar
2. Боковые движения

Следующие критерии имеют основное значение в выставлении оценки за боковые движения (порядок размещения этих пунктов далеко не случаен):

А) Качество собранной рыси

Оценивая собранную рысь, судья должен, прежде всего, следить за сохранением каденции. Довольно-таки часто мы сталкиваемся с проблемой, когда лошадь, которая по прямой движется великолепной темпичной рысью, при выполнении боковых движений сразу теряет каденцию и начинает семенить. В таком случаи судья обязан снизить оценку, которая за этот элемент может быть не выше «удовлетворительно» (6).

Б) Ритм

Очень важно, чтобы лошадь на протяжении всего элемента сохраняла равномерную рысь. Одно нарушение ритма не должно сильно повлиять на оценку - можно снизить на 1 балл. Но множественные нарушения - это очень серьезный недостаток. Если, к примеру, лошадь постоянно припадает на внутреннюю переднюю ногу, судья может поставить оценку "5" (если при этом выполнены все остальные критерии элемента), но чаще за такое нарушение ритма ставится оценка «неудовлетворительно» (4). Если такая неравномерность проявляется ТОЛЬКО на принимании, судья не должен повторно наказывать эту ошибку в общих оценках.

В) Сгибание и постановление

Во время выставления оценки за принимание судья должен следить за тем, чтобы лошадь двигалась не только вперед и в бок, но что бы она сохраняла постановление в сторону движения. Важно понимать, что если лошадь плавно и равномерно движется вперед и вбок параллельно стенке, но при этом держит обратное постановление, - этот элемент не является приниманием. Оценка за такое выполнение должна быть меньше чем «средне» (5). Излюбленным комментарием судей в таком случае является «отсутствует сгибание». Но будьте осторожны! Доказано, что анатомия позвоночника лошади позволяет ей быть согнутой вбок на несколько градусов даже при обратном постановлении. Довольно-таки сложно оценить это минимальное сгибание спереди. Так что в большинстве случаев лучше написать замечание «обратное постановление».
avatar
Г) Плавность движения

Боковое движение должно выполняться гладко и плавно. Другими словами, от начала и до конца элемента не должно быть никаких заминок, скорость движения лошади не должна изменяться.

Д) Параллельность движения

Каждый всадник знает, что принимание должно выполняться параллельно длинной стенке выездкового манежа. Тем не менее, этот критерий не является самым главным, важнее чтобы лошадь двигалась вперед и вбок с правильным постановлением. То, насколько параллельно двигается лошадь относительно стенки манежа, с разных точек судьям видно по-разному. Поэтому замечание «немного обгоняет зад» на самом деле является довольно спорным. Гораздо важнее обращать внимание на степень перекрещивания передних и задних ног лошади и плавностью движения, так как именно это показывает, что лошадь реагирует на воздействия всадника и движется от ноги вбок.

Е) Точность исполнения

Качественно выполненное принимание обязательно должно начинаться и заканчиваться на правильных точках. Довольно-таки часто в ездах уровня Малого Приза всадники выполняют более крутые принимания, чем нужно. Так им легче продемонстрировать перекрещивание пар задних и передних ног. Тем не менее, такое исполнение не соответствует требованиям. С другой стороны, часто бывает, что всадники Больших Езд пытаются «жульничать» и начинают принимание чуть раньше, чем указано в схеме. Тем самым они пытаются облегчить себе задачу. Но такое исполнение не соответствует уровню сложности, предназначенной для данной езды.
avatar
Примеры того, как оценивать боковые движения:

Невозможно дать четкие указания, какую оценку надо поставить в каждом конкретном случае, так как существует бесконечное множество разнообразных индивидуальных ситуаций. Поэтому важно понимать, что нижеследующие советы имеют силу, только если не допущены никакие другие ошибки:
когда лошадь валит затылок один или два балла должны быть вычтены из изначальной оценки (в зависимости от степени ошибки);
принимание, выполненное с обратным постановлением, не является приниманием, поэтому оценка должна быть ниже «5»;
если на всем продолжении элемента лошадь движется неравномерной рысью, то оценка не должна быть выше «4»;
если во время выполнения принимания лошадь сильно закрепощена и/или показывает неестественные движения (полу-пассаж), оценка должна быть ниже чем «средне» (5);
принимание, при исполнении которого лошадь слишком сильно за поводом и поэтому не может показать правильное сгибание в затылке, также не может считаться «средним» (5);
потеря каденции и/или импульса понижает оценку как минимум на два балла;
если во время принимания на рыси лошадь сбилась в галоп, то как минимум 3 балла должны быть вычтены из исходной оценки.

Примеры того, как при совместном судействе оценивать упражнения из езд среднего уровня и выявлять ошибки, допущенные в процессе подготовки лошади:

Предположим, что лошадь во время езды выполнила два принимания с обратным постановлением и отстала задом на двух менках в воздухе. В таком случае оценка должна быть ниже чем «средне» (5). Качественное выполнение других элементов схемы не может улучшить эту оценку, так как несколько основных критериев уже не выполнено.

То же самое можно отнести к выступлению, во время которого все упражнения были выполнены правильно, но лошадь шла все время за поводом (то есть нос лошади был явно за вертикалью).

Если лошадь во время схемы часто пугается и даже шарахается в сторону, но

при этом показывает шикарные аллюры и хорошо выполняет элементы, оценка должна быть ниже «6» (удовлетворительно).
avatar
3. Критерии выставления оценки за менку ноги в воздухе

A) Захват пространства

Качественная менка в воздухе на галопе должна выглядеть достаточно высокой и эффектной, то есть задняя и передняя внутренние ноги лошади должны сработать очень энергично с продвижением вперед (с захватом пространства), зад должен быть подведен. Менка, во время которой лошадь «отстала задом» (то есть лошадь меняет переднюю и заднюю ноги в 2 фазы), считается выполненной неправильно. Обычно лошади гораздо чаще отстают внутренней задней ногой, чем передней. Менку, во время которой лошадь подставила заднюю ногу или сработала ей вяло и без импульса, следует оценивать чуть выше, чем с отставанием зада.

B) Скорость

Очень важно, чтобы при выполнении одиночной менки (или серии из нескольких менок) лошадь сохраняла постоянный ритм и скорость галопа. Другими словами, лошадь не должна ускорять или наоборот замедлять движение, так как это считается серьезной ошибкой.

C) Прямолинейность

Правильная менка в воздухе должна быть выполнена по прямой, корпус лошади должен быть абсолютно прямолинейным. Менка в конце диагонали должна выполняться в последней точке диагонали, а не в повороте и не на стенке.

В) Тенденция «в гору»

Осанка лошади во время выполнения менки должна быть с тенденцией «в гору» (зад подведен, перед приподнят), так как это делает менку более эффектной и выразительной.

С) Расслабленность

Во время менки лошадь не должна быть напряжена или закрепощена. Импульс должен проходить от зада через все тело лошади. Спина не должна быть зажата. Вот несколько примеров того, когда менку можно считать закрепощенной или напряженной:
лошадь движется на переду с подскакивающим задом;
лошадь в ответ на шпору всадника резко дергает внутренней ногой;
лошадь нервно хвостит или зажимает назад уши.

Д) Подчинение

Лошадь должна легко и послушно отвечать на команду всадника сменить ногу. Качественная менка выполняется четко и уверенно.

Е) Четкость исполнения

Качественная менка в воздухе должна быть четко выполнена по первому требованию всадника и именно в той точке, которая указана в выездковой схеме.
avatar
Примеры выставления оценки за менку в воздухе

Если менка в воздухе выполнена с отставанием, оценка «средне» (5) будет слишком щедрой.

Если на менке лошадь проносит вперед оби задние ноги на одинаковое расстояние (подставляет), оценка должна быть не выше «5».

Когда на менке у лошади зад работает выше переда, надо ставить «6» или «5» (в зависимости от степени этой ошибки и учитывая качество других критериев исполнения).

Если лошадь нарушает ритм или скорость движения (например, ускоряет движение), за менку надо ставить ниже чем «удовлетворительно» (6).

Когда лошадь на менке бочит, обычно выставляется оценка «5».

Если менка выполнена в подчинении, но довольно-таки «приземленно» (не достаточно в воздухе), за нее можно поставить оценку не выше «удовлетворительно» (6).

Если лошадь четко по команде всадника выполнила менку, но это получилось не совсем в заданной точке, нужно вычесть один балл из оценки, которую вы изначально планировали поставить.

Если лошадь отвечает на команду всадника с опозданием, надо вычесть 2 балла из изначальной оценки.
avatar
III. Техника выполнения элементов повышенного уровня сложности

1. Принимания на галопе

Почти все критерии выставления оценки за боковые движения на рыси, которые мы обсудили ранее, можно так же отнести к приниманиям на галопе (за исключением перекрещивания задних и передних ног). Судья должен обращать особое внимание на следующие моменты:
качество галопа (четкий трехтактный ритм);
постановление в направлении движения лошади;
сгибание в боку;
плавностью движения;
параллельностью по отношению к длинной стенке манежа;
точностью исполнения элемента (от буквы до буквы).
Примеры выставления оценок за принимания на галопе

Мы уже обговаривали такие недостатки при выполнении принимания как сваленный затылок, обратное постановление, потеря ритма или импульса.

Если принимание выполняется на четырехтактном галопе, за него надо ставить ниже чем «средне» (5). Эта фундаментальная ошибка не может быть скомпенсирована хорошим постановлением и сгибанием. Обычна потеря трехтактного галопа влечет за собой потерю импульса и, в конечном счете, приводит к оценке даже ниже «4».

2. Серия последовательных менок в воздухе

Критерии для выставления оценки за несколько менок подряд те же самые, что и для одиночной менки. Если из пяти менок одна выполнена с ошибкой (отстал зад) надо снизить оценку, которую вы бы поставили если бы этого недочета не было, на два балла. Обычно в таком случае выставляется оценка не выше «5».

Если 2 менки выполнены некачественно, нужно вычесть 3 балла. В таком случае оценка должна быть ниже чем «средне» (5).

Если менки выполняются не плавно, надо ставить оценку ниже чем «удовлетворительно» (6).

Когда лошадь на менках явно бочит, нужно вычесть 2 или 3 балла. Окончательная оценка за элемент не должна быть выше «5».

Необходимо следить за тем, чтобы менки выполнялись на собранном галопе. Если лошадь растаскивает всадника надо снизить оценку на 2 балла.

При качественном выполнении менки в 3 и в 4 темпа третья менка из пяти должна быть на «X». Если вы видите, что менки расположены на диагонали не симметрично, надо снизить исходную оценку на 1 балл.
avatar
4. Пируэт на галопе
Основные критерии правильного выполнения пируэта:

A) Баланс

Лошадь должна выполнять поворот на 180° или 360° в хорошем балансе. Задние ноги животного не должны отклоняться от намеченной траектории и не должны быть широко расставлены.

Б) Подчинение

Всадник должен иметь возможность контролировать каждый темп пируэта, то есть не позволять лошади делать резкие скачки, поспешно прокручиваться (игнорируя внутреннюю ногу всадника) или сильно ускорять галоп.

B) Подведение зада

Задние ноги лошади должны быть подведены, то есть принимать на себя вес тела лошади. Пируэт считается элементом высшей сложности, на котором лошадь показывает максимальную степень сбора. Осанка лошади во время пируэта должна иметь четкую тенденцию «в гору», а скакательные суставы сильно сгибаться.

Г) Постановление и сгибание

Во время всего выполнения пируэта лошадь должна держать внутреннее постановление и сгибаться в боку (сгибать весь позвоночник).

Д) Импульс

Каждый темп галопа лошади во время пируэта (не смотря на сильный сбор и небольшое замедление) должен иметь четкий ритм. Зад должен оставаться активным.

Е) Такты галопа

При качественном пируэте с хорошо подведенным задом, лошади довольно-таки трудно показать четкий трехтактный галоп, так как ее задним ногам приходится выдерживать вес всего тела. По фотографиям, на которых изображены лошади, выполняющие очень качественные пируэты, видно, что фаза пируэта, когда внутренняя задняя нога и внешняя передняя нога одновременно находятся в воздухе, является для лошади очень «трудной». Это следует понимать и относиться снисходительно к небольшим недочетам. Очень важно, чтобы внутренняя задняя нога лошади четко двигалась после внешней задней ноги и внешняя передняя нога двигалась явно перед внутренней передней ногой.

Ж) Размер

Чем меньше диаметр круга, по которому лошадь делает пируэт, тем лучше. Если лошадь делает очень большие пируэты, это означает, что:
лошадь недостаточно сбалансирована;
задние ноги лошади не достаточно сильные, чтобы принимать на себя вес;
всадник не может полностью контролировать зад лошади;

3) Точность

Держа в голове все вышеупомянутые факторы, судья так же должен следить за тем, что бы лошадь выполняла полупируэт за 3-4 темпа галопа, а полный пируэт за 6-8 темпов. Так же важно, чтобы этот элемент выполнялся на заданной точке.
avatar
Примеры выставления оценок за пируэты на галопе:

Смещение задних ног лошади в сторону с траектории пируэта показывает недостаток баланса и повиновения. Оценка должна быть ниже чем «средне» (5).

Если во время выполнения пируэта зад лошади вываливается наружу, нельзя ставить оценку выше «4», так как это показывает значительную потерю импульса.

Если лошадь во время пируэта сменила ногу, оценка должна быть не выше «4».

Когда лошадь делает пируэт с обратным постановлением, то выставляемая оценка должна быть не выше «5» (в зависимости от степени неправильного постановления).

Если задние ноги лошади описывают круг (полукруг) больше чем нужно, то в зависимости от степени ошибки оценку надо снизить на 1, 2 или даже 3 балла.

Если диаметр круга, по которому делается пируэт, размером с вольт, то данное упражнение не отвечает необходимым условиям сложности выполнения этого элемента и оценка за него должна быть, ниже чем «неудовлетворительно» (4).

Если лошадь во время выполнения пируэта 1 темп подпрыгнула двумя ногами одновременно, оценку надо снизить на 2 балла. Судья должен принять во внимание, что к этой ошибке можно отнестись более лояльно, если всадник пошел на определенный риск и постарался выполнить пируэт по очень маленькому диаметру. И наоборот, если пируэт сам по себе огромный, да еще и задние ноги лошади срабатывают одновременно, - за такое исполнение можно снизить больше баллов.
avatar
IV. Заключение: советы в противоположность правилам.

Все примеры, приведенные выше, - это скорее советы, чем правила, как поступать в каждом конкретном случае. Судья должен помнить, что выставляя оценку за элемент, он должен одновременно учитывать критерии, указанные в шкале подготовки выездковой лошади, и критерии, необходимые для качественного исполнения конкретного упражнения.

Приведенные выше примеры надо воспринимать как помощь для судей, которая показывает им правильное направление. Обсуждая какой-либо один недочет в исполнении элемента, мы не можем учесть все факторы, поэтому трудно дать четкую и определенную оценку. Тем не менее, эти примеры помогут вам подобрать оценку, которая будет наиболее подходить в каждом конкретном случае.

Следует помнить, что судейство выездки не нуждается в абсолютно одинаковом мышлении! Иначе можно было бы отказаться от пяти отдельно сидящих судей. Более того, в наше время появилась новая проблема, связанная с открытым судейством. На некоторых турнирах табло с оценками расположено в поле зрения судей, которые в свою очередь имеют возможность поглядывать на оценки, выставляемые их коллегами. Открытое судейство, несомненно, делает соревнования по выездке более интересными для зрителей, поэтому оно очень приветствуется. Тем не менее, оно может послужить большим искушением для судей, которые «не очень уверены в своих способностях».

Невозможно избежать разницы в оценках между судьями. Часто ее можно объяснить тем, что с разных судейских позиций видно немного по-разному. Однако эти различия должны оставаться в определенных пределах, иначе выездка как спорт может пострадать от потери доверия к судейству. Для того чтобы выездка смогла сохранить свой статус олимпийского вида спорта, очень важно сделать принципы выставления оценок судьями ясными и понятными для всех зрителей.

http://www.horseline.ru/article.php?chapter=article&...
avatar
Без литра не разберешься сразу...
Ладно ,бум изучать.
avatar
суппппеееррр!!! очень хорошо написано, просто растворяешься в тексте.
avatar
А чей перевод? Дело в том, что несколько утверждений ве-е-е-сьма своеобразны.. Возможно, это интерпретации переводчика. Но САМОЕ ГЛАВНОЕ, что НАКОНЕЦ заговорили о правилах для судей (кодексе стюардов).
Наташа, огромное спасибо за предоставленный материал.
avatar
На здоровье.))
Чей перевод- не знаю. На этом сайте кто-то переводит.
Бюллетень этот датируется 2007 г., то есть ТАМ о правилах для судей уже раньше говорили. А еще существует "Библия для судей"- "Dressage Handbook - Guidelines for Judging". Здесь: http://vkontakte.ru/photo-7763978_145952058#photo/-7... мы это обсуждали. Книжка стОит 50 долларов.((
avatar
А вот, похоже, оригинал данной статьи: http://www.i-eoc.org/IDJC%20Newsletter%20July%202007...
avatar
Статья очень понравилась. Единственное, мне как человеку с судейским делом малознакомому, не совсем понятно, как судья после выступления будет обосновывать свои оценки тому же всаднику. Элемент длится несколько секунд, за это время нужно оценить его качество, поставить баллы, и, главное, запомнить, за что был начислен тот или иной балл (или успеть записать). А всадник-то не один выступает. Поди запомни каждое исполнение!
avatar
В том-то все и дело, что НАСТОЯЩИЙ судья должен помнить все! У оценок хоть и есть абсолютная величина, но их все-таки ставят в сравнении, т.е. оценки относительны. Не зря часто после первого всадника идет прикидка- судьи сверяют протоколы. (не знаю, за рубежом есть такое или нет) А записывает оценку и то, за что она была поставлена помощник судьи. Судья диктует, он пишет.
avatar
пока судьей станешь, там уже все пары будешь знать. мир тесен, особенно мир конников. и тем более это их (судей) работа. Но случается и так (я про Россию), что судья не помнит участок езды. А еще в крупных комплексах, например на Кубках Москвы, все езды централизованно записываются на видео. Если сомнения в судействе, то можно просмотреть запись и разобраться. А еще видела, что, те тренера, которые скурпулезно относятся к оценкам своих всадников и считают их "необъективными", тут же подходят и разбираются, не дожидаясь окончания или перерыва. (Интересно в Европе такое принято?).
avatar
Очень поучительно и , самое главное - в очень нужный момент !!!!!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ !!!
avatar
Наталья огромное спасибо!!!!!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.