СТАРАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ Р. Коллом

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: СТАРАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ  Р  КолломКогда старую немецкую школу отождествляют с классической школой, то видят в ней сохранение и некоторую модернизацию идей Гэриньера и венских берейторов. Но у этой школы есть и самостоятельная история. Создатели школы всегда были более точны и основательны, но также более педантичны и догматичны в объяснении и обосновании деталей выездки, чем сами открыватели этих принципов.
Первым своим классиком приверженцы старой немецкой школы обычно называют Людвига фон Гюнерсдорфа, автора «Введения к самому естественному и лучшему способу выездки лошадей» (1791). Он был в почете даже у французских мастеров, последователей Гэриньера, как самый точный и ясный в объяснении деталей упражнений.
Первым всадником, которого считают основоположником старой немецкой школы, был Гюстав Штейнбрехт (1808—1885). Его имя ставят в один ряд с Ксенофонтом, Плювинелем и Кэриньером.
Штейнбрехт учился у Льюиса Зеэгера, руководил несколькими манежами и почти всю жизнь выезжал лошадей для цирка, но не в цирковой, а в классической манере. В 1857—1858 гг. он написал заметки, которые его ученик Пауль Плинцер после смерти учителя издал под заглавием «Гимназии лошади».
На основе этих заметок были выработаны инструкции для кавалерии 1912, 1926 и 1937 годов, ставшие основным законом для конников не только в довоенной Германии.
Учение Штейнбрехта основано на определении и требовании чистых аллюров, это то же самое требование, которое Подгайский потом характеризовал «как движение лошади под всадником так же, как она двигалась бы без всадника». А в современных научных понятиях — это целесообразная эффективная спортивная техника лошади. Важным условием такой техники можно назвать действие движущих сил на всю массу лошади, на центр ее тяжести без потерь из-за напряжения антагонистических мышц и лишних моментов вращения.
Штейнбрехт сам высказывался об этом так: «... надо систематической последовательностью гимнастических упражнений развить мышцы лошади так, чтобы они давали всем частям скелета такие направления, которые необходимы для верховой езды»; «Направляй свою лошадь вперед и держи ее прямо!». Это означает заботу всадника держать толкающую силу задних ног постоянно в действии до такой степени, что не только на месте, но даже при осаживании главным стремлением лошади оставалось бы идти вперед; «Задача берейтора выполнена, и лошадь полностью выезжена, когда обе силы, скрывающиеся в задних ногах, — толкающая сила и несущая сила (последняя в соединении с эластичностью) — развиты до величайшей степени, и всадник может их действие и взаимное соотношение по своему желанию точно регулировать». Правильную технику движений нельзя определить только механикой, важно, какими мышцами достигается усилие, положение тела, ускорение и т. д., и насколько экономен и целесообразен режим работы мышц.
Начиная со Штейнбрехта, значительно возросло внимание к этой стороне движения взамен достижения внешней формы лошади. «Внешняя форма, достигнутая за счет уменьшения хода,— это в верховой езде преступление», — категорически заявил известный преподаватель кавалерийских школ Шмидт.
Важной характеристикой, правильности работы мышц животного стало понятие «лошади, работающие спиной», противопоставляемое понятию «лошади, работающие ногами». Работают (ходят) спиной лошади, у которых мускулатура спины раскрепощена, спина «принимает всадника» и мышцы спины участвуют в движении, напрягаясь и расслабляясь ритмично. У лошадей, «ходящих ногами», спина постоянно напряжена, движение создается только ногами, без движения мышц спины.
Эти важные положения созданы не Штейнбрехтом, а братьями Гюнтер в 1859 году. А затем это явление очень подробно описал видный преподаватель Ганноверской кавалерийской школы Холлойфер. Его теорию Штейнбрехт и его последователи немного видоизменили, а именно о действительном вертикальном раскачивании (выгибании и разгибании) позвоночника уже не говорят, а главное внимание уделяют расслаблению и ритмичной работе мышц спины лошади, эластичности задних ног и пружинистому стремлению шеи вперед и вниз, которые являются результатом правильной работы спи
6 комментариев
avatar
ны.
Всеобщее международное признание этот критерий правильного движения начал находить в судействе выездки только после Олимпиады 1956 года, а во времена Штейнбрехта именно этим иногда объясняется отставание лошадей будто абсолютно подчиняющихся всаднику, от лошадей, которые имеют больше ошибок при исполнении упражнений и даже двигаются менее гармонично с всадником, но становятся чемпионами благодаря особенно хорошим движениям на всех аллюрах.
Другим критерием, введенным представителями этой школы, чтобы выше оценивалась неиспорченность естественных движений, стало особое внимание к прибавлению шага. Такое требование выдвинул Гюстав Pay, чтобы исключить возможность успеха лошадей, у которых естественные движения потеряны торопливой и насильственной выездкой или просто злоупотреблением трудными упражнениями в сборе. Изменение подхода, которого он, наконец, добился, становится понятным, если вспомнить, что до 1952 года а правилах обращено внимание на совсем другую сторону выездки, например: «Если лошадь на пиаффе не держится абсолютно на месте, а продвигается вперед, хотя бы на несколько сантиметров на каждом шагу, такое пиаффе не может оцениваться выше удовлетворительного, даже если его ритм хорошо выражен, регулярен и блестящ».
Успех старой немецкой школы, видимо, немало зависел от хорошей пропаганды и совместимости с современным мировоззрением.
Последнее новшество выездки — отрицание «абсолютной поднятости переда» — «абсолютного сбора», «абсолютного подчинения». Все эти качества должны зависеть от степени выезженности лошади, от ее экстерьера, от аллюра, и следовательно, изменяться и постепенно развиваться. Начинать любым абсолютным требованием неправильно, также неправильно «работать» отдельные части лошади. Вечный спор, с чего начинать выездку, с переда или с зада лошади, автор инструкции 1926 года Гейдебрех решает так: «Правильно работающие задние ноги создают проводимость в затылке, это в свою очередь обусловливает дальнейшее развитие движения задних ног».
Единственной мерой всех истин выездки остается лошадь. Всадник должен считаться с ней и преобразовывать себя, может, больше, чем ее. Требовательность к всаднику возросла до крайности среди главных преподавателей кавалерийских школ до первой мировой войны. В защите лошади от неумелых и грубых всадников такие преподаватели видели одну из своих главных задач.
«Искусство верховой езды не состоит в подчинении врага, а в обучении и физическом формировании доверяющего ученика, телом которого всадник при помощи анатомически правильно подобранных упражнений так завладевает, что, если добровольное подчинение лошади, наконец, кончается, она уже физически не может сопротивляться», — писал Монтетон.
avatar
Кроме огромного числа теоретиков, авторитет старой немецкой школы создали некоторые талантливые практики. Для современной выездки много сделал Отто Лерке, который подчеркнул еще одну важную черту этой школы: «Критерием настоящего искусства выездки должно быть то, как лошади учителя двигаются под его учениками — дешевые виртуозы, которые умеют преодолевать трудности и иногда показывать хорошие результаты в очень короткий срок, не готовят лошадей, доверяющих другим всадникам». Он сам готовил множество прекрасных всадников и лошадей — Кроноса и Абисинта (1 и 2 места на Олимпиаде 1936 года), Адулара (3 место на Олимпиаде 1956 года), Африку, Хрониста и еще нескольких олимпийских лошадей. Он любил подчеркнуть, что его лошади ходят хорошо под любым достаточно обученным всадником, считал большим достижением кадриль в манеже Ганномерской школы в 1929 году. Его лучшим учеником стал известный тренер и берейтор Вилли Шульхейз, которого он обучил на знаменитом Кроносе.
Заслуги Шульхейза в подготовке всадников и лошадей не только для ФРГ, но и для ГДР, Канады и других стран общеизвестны. Современником Лерке был Ричард Вэтьен, который написал один из лучших учебников высшей школы.
Представители старой немецкой школы считают свои методы золотой серединой между двумя крайностями — с одной стороны Джеймса Филлиса, с другой — Пауля Плинцера. Плинцера упрекают в изменении и искажении учения своего учителя Штейнбрехта, в неестественных требованиях к лошади, в особом внимании к легкости повода за счет хода. Филлиса ценят больше!, так как он понял сбор в общем правильно и был несомненно лично исключительно талантливым всадником. Но его систему решительно отвергают, когда речь заходит о его понимании свободной осанки лошади. В ней видят противоположную крайность.
Школа выездки ФРГ, несомненно, самая влиятельная в современном конном спорте. Требования ФЕИ все больше соответствуют ее принципам. В последнее время другие методы редко дают шансы на большой международный успех. Изучение системы этой школы стало везде необходимостью. Но немцы из ФРГ сами иногда признают, что в артистичности и в достижении тонкой гармонии спортсмена и лошади им приходится учиться у французских и советских всадников.

Р. КОЛЛОМ http://www.kdvorik.ru/base.php?id=462
avatar
Здорово, познавательно. Спасибо! А вот интересно, труды мастеров Школы простым смертным доступны? Или только в виде репринтов на старонемецком?
avatar
Видимо, на этот вопрос мог бы ответить Р. Коллом.))
Вот тоже неплохая его статья:

Ньюкэстл (Первые мастера тренинга и выездки)
В одной английской энциклопедии Ньюкэстлу дана следующая характеристика: «Лучший мастер верховой езды и худший полководец кавалерии XVII века». Герцог Ньюкэстлскийпосле поражения в битве под Марстон Моорем эмигрировал в Париж, а затем в Брюссель. Это время оказалось для него удачным: он стал самым уважаемым и модным преподавателем искусства верховой езды. К нему, известному тогда как синьор Уильям Кэвендиш, собралась придворная молодежь со всей Европы. На родине в Англии, куда он вернулся в возрасте 68 лет в 1660 году, его никогда не любили и считали олицетворением зла, портящего верховую езду. Известно, ведь, что англичане испокон веков были охвачены любовью к скачкам и парфорсным охотам.
Но если подробнее изучать взгляды Ньюкэстла, а также комментарии немецких авторов (Штейнбрехт, Зейнинг), то станет ясно, что грубое обращение с лошадьми ему приписывалось незаслуженно. Ньюкэстл внес много полезного в формирование классической выездки. Хотя наше современное понимание дозволенных средств выездки намного гуманнее. Уже полное заглавие книги Ньюкэстла звучит удивительно близко духу правил ФЕИ: «Новый метод, или необыкновенное изобретение, как обучать лошадей работать согласно их природе и дополнить природу до тонкости искусства; чего я сам никогда не встречал».
Ньюкэстл писал: «...хотелось бы спросить таких дураков, могут ли они избиванием заставить маленького мальчика читать до того, как он изучил буквы. Нет сомнения, что они могут его скорее убить, чем научить читать». Избегая прямого поединка с лошадью он оказался умным тактиком и психологом: «я никогда не видел, чтобы насилием и яростью подчинили лошадь. Резкие приемы ничего не дадут, поэтому если жеребец хочет пятиться, я заставляю его осаживаться, если он тащит вперед, я гоняю его вперед, и если он хочет идти направо, я гоняю его направо, пока ему это надоест».
Средства и приемы принуждения Ньюкэстл, придумал более разумные, чем его предшественники. Прежде всего, он отрицал пиляры Плювинеля, как средство, ограничивающее подвижность зада лошади. Вместо двух столбов он оставил один, и работал с лошадью вокруг него. Если при этом наружным поводом ограничивали движение в сторону, а бичом подгоняли зад, получалось упражнение «голова в вольте». Это его важнейшее новшество — отсюда недалеко до настоящих боковых движений, особенно до «плечом во внутрь». Боковые сгибания, как подготовка к дальнейшей выездке, тоже имеют свое начало здесь.
avatar
Глубокое понимание биомеханики лошади чувствуется в его утверждении, что настоящий сбор возможен только в случае узкого движения задних ног. Только так сила задних ног действует прямо в направлении движения центра тяжести, а не мимо, особенно на боковых движениях.
Хорошо соответствует стремлению Ньюкэстла «смягчать плечи» боковыми сгибаниями его любимое приспособление «скользящий повод». Применяется он как заменитель столба, даже идея кажется заимствованной от способа работы на корде, известном уже в XVI веке — корду прикрепляли к маленькому столбику в центре круга и пропускали сквозь кольцо квпцуна обратно в центр круга, в руки берейтора. Так создали двухкратное увеличение силы действия капцуна. Ньюкэстл прикреплял один конец повода к седлу на высоте колен всадника и пропускал повод сквозь кольцо капсуля обратно в руки всадника.
Ньюкэстл является первым из мастеров, в оценке которого мнения очень расходятся. Например, А. Подгайски (долгое время начальник Венской школы) считает изобретение Ньюкэстлом «скользящего повода» почти что преступлением.
Сейчас же в моде варианты этого инструмента: концы поводьев прикреплены к подпругам, выходят между передними ногами лошади и дальше сквозь кольца удил в руки всадника.
До середины XIX века «английский веревочный повод» был почти забыт, потом его снова изобрел немецкий мастер выездки Заэгер, под названиями «повод Заэгер», или «прыжковый повод» (его считали полезным на прыжках) и, наконец, «повод Холлеуфера».
Аналогичную судьбу имело и другое изобретение Ньюкэстяа — низко прикрепленный капсул, который воздействует на нос лошади одновременно с воздействием удил во рту. Современное название «ганноверский капсул». Изобретения Ньюкэстла стали ярким примером того, как в верховой езде часто вновь изобретают велосипед.
Лучшее понимание равновесия лошади естественно привело Ньюкэстла на мысль о равновесии всадника как средстве управления. Очень подробно он описывает также воздействие ног всадника, разделяя это на воздействие шенкелей и шпор отдельно.
Важность хорошей посадки он прекрасно подчеркивает в словах:
«Хорошая посадка так важна, что регулярность движения лошади зависит полностью от этого. Я осмеливаюсь утверждать, что только тот, кто сидит мягко, может стать хорошим всадником».

Р.КОЛЛОМ
avatar
Все эти труды есть на немецком и, думаю, достаточно регулярно переиздаются. Плизнера, Штейнбрехта и Подхайского видела, и читала кое что на французском. Есть и на английском. Подхайский полностью есть на английском (у него несколько книг в том числе воспоминания) . На русском не издавалось.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.