Мнение: современные тенденции в выездке
Хотела сначала в своей группе открыть тему, но здесь она будет уместней. В общем, была начата дискуссия. http://vkontakte.ru/photo-3741254_139064045 Далеко не первая в своем роде, и, конечно, не последняя о современной выездке.
С одной стороны современная выездка стала более зрелищной, с другой стороны она отходит все дальше от классических канонов: не всегда можно видеть правильное исполнение аллюров http://vkontakte.ru/photo-4399597_134992326 а о положении голов и шей у многих лошадей высокого уровня даже говорить не хочется.
Не превратится ли спорт в шоу? Не будет ли правильная работа принесена в жертву эффектности только для того, чтобы привлечь больше внимания зрителей?
С одной стороны современная выездка стала более зрелищной, с другой стороны она отходит все дальше от классических канонов: не всегда можно видеть правильное исполнение аллюров http://vkontakte.ru/photo-4399597_134992326 а о положении голов и шей у многих лошадей высокого уровня даже говорить не хочется.
Не превратится ли спорт в шоу? Не будет ли правильная работа принесена в жертву эффектности только для того, чтобы привлечь больше внимания зрителей?
Что мы видим?- Ролл-кюр!!! Что же, судьи дураки, или не правы целые конные научно-исследовательские центры, работающие на всадников такого уровня?
А между тем, такие движения, хоть и эффектны, считались всегда непродуктивными. На них затрачивается больше сил, чем нужно. (Что там у нас получается с КПД?))
Опять же, спорт и должен быть ШОУ. Он для этого и предназначен...
Лично для меня здесь многое не ясно.(
А может "нетрадиционная" выездка это и есть "самое оно", острие прогресса? Как сложно жить ... :(
По поводу ШОУ. Есть массовое искусство, есть классика, есть авангард. Наличие мюзик-холла не отменило оперу и балет, хотя если брать в расчет именно массовость, шансов у классики на выживание быть не должно. А она процветает. Не потакает вкусам, а воспитывает их.
А произведения Моцарта или Баха исполняются до сих пор, через века так же, как и раньше, вплоть до нюансов, и целые поколения учатся воспринимать музыку правильно так же, как ее учились воспринимать люди 17-го века....
Что касается выездки: не прошло и века, как изменились фундаментальные понятия - сбор, равновесие. И, судя по всему, продолжают меняться. Понятие правильной посадки меняется еще чаще! Так что же такое «классика в выездке»?
Из спортивной выездки ушли многие сложные элементы (галоп на трех ногах, например, его, говорят, и исполняли обычно неправильно), основной упор стал делаться на свободе и красоте естественных движений лошади. Теперь в цене испанская рысь. А есть ли информация о правилах судейства в современной выездке? Очень охота взглянуть. Поддерживаю вопрос о классике в выездке. Можно ли считать положение затылка в высшей точке классическим для выездки, поскольку оно позволяет импульсу свободно достигать головы (если, конечно, он не задерживается в спине)?
К сожалению, не владею немецким, можно вкратце, о чем он говорит?
При этом, правда, хроматическая гамма остается... А вот что такое "гамма" в приложении к верховой езде, самому было бы интересно понять.
Но там все расплывчато, пишут одно, судят по-другому! Что понимать под свободой и естественностью движений, если селекция направлена на "не естественные движения"? В итоге, если лошадь машет передом выше ушей, это становится естественным.
Далее: далеко не всегда положение затылка лошади в высшей точке является условием и гарантией , позволяющими импульсу свободно достигать головы. Если лошадь не берет повод, то цепочка обрывается, как бы всадник не приподнимал затылок! С другой стороны- не нужно путать ролл-кюр и уход лошади за повод! При ролл-кюре проводимость сохраняется, и ничто не мешает импульсу достигать цели.))
По немецки я не шпрехаю, но то, что делает Эдвард Галл и так видно: сначала закручивает коня в ролл-кюр и гнет его в шее и в затылке как садовый шланг во всех направлениях. Затем постепенно отдает повод и начинает гнать коня на этот повод, заставляя его правильно "протянуться". Затем начинает чередовать сокращенные и прибавленные аллюры, заставляя за счет движения и дальнейшего подведения зада приподнять шею и затылок. Сокращения отрабатывает на галопе, ездя "в виртуальном квадрате, проходя его углы полупируэтами. На галопе в ролл-кюре делает не только прямое, но и обратное постановления. Потом выпрямляет коня и прибавляет "правильно", через верх по стенке, с приподнятой шеей, затылком в высшей точке и носом перед отвесом. Вкратце: заставляет лошадь брать повод внизу, там расслабляет и гнет, потом "обработанную" таким образом лошадь поднимает за счет шенкеля.
Может быть "гамма" в верховой езде, это возможность тонко управлять лошадью, "на нюансах" и весом??
А ролл-кюр, по-моему не меньшая "классика", чем затылок наверху. По-крайней мере, он прошел через время. Вспомним Боше, старинные гравюры... и памятник Александру (какому?) в Питере.))))
Возможности тонкого управления, ролл-кюр, затылок вверху - это все важные, но средства добиться чего-то от лошади.А чего мы от нее хотим?
Может начать с целевой функции? Ведь правила современной выездки не с неба упали, они на чем-то основаны? Т.е. формализованы некие аспекты взаимодействия всадника и лошади и постулировано "Вот так - правильно". Какие аспекты выделены? Как меня учили, маневренность и подчиненность лошади, понятия, доставшиеся от кавалерии. Плюс гармония естественных движений, как веяние предпоследнего времени.
Последние веяния, как я понимаю, смещаются в сторону "нарядности" движений. Вот тут у меня еще один вопрос возникает. В музыке консонансы, приятные уху, и диссонансы, уху неприятные - просто соотношение частот звуковых колебаний. В сочетании цветов тоже есть определенные каноны. А вот почему одни движения ( не обязательно лошади) радуют глаз, а другие "скребут" по глазам? Почему лошадь, идущая в сборе, даже для непосвященного человека, выглядит приятнее, чем лошадь, волочащая зад? Может отсюда начать думать?
Целевая функция- сделать из лошади-"запорожца" лошадь-"мерседес". Для чего?- Чтобы ловить кайф от тонкого управления, для "единения с природой", для того, чтобы почувствовать себя на одной волне с животным, для соревновательного духа, может для чего-то еще... :-/ (Раньше понятно, от того, как лошадь подчиняется зависела жизнь.)
Для того, чтобы этого достичь, нужно природное равновесие лошади изменить, подогнать его под сидящего на этой лошади всадника,сдвинуть его назад, чтобы центр тяжести лошади примерно совпадал с точкой приложения веса всадника. Видимо, этого мы и хотим от лошади. Когда это достигнуто в движении, всадник может сделать принимание, лишь слегка развернув в нужную сторону плечи ит.д. А сколько раз мы замечали, что только подумаем :"Надо бы сделать такой-то элемент!"- а лошадь его уже делает. То есть управление идет почти на уровне мысли.
Ролл-кюр, затылок наверху ит.д.- вторичны. Это средства достижения цели. Какая цель? Я полагаю- умение в равновесии и в движении "гонять с переда-назад и обратно" центр тяжести лошади.Это возможно и есть цель выездки. От этого лошадь и становится маневренной. Тогда и появляется ловкость в движении (опять Бернштейн)))), но уже нового существа- "человеко-лошади".
И такой вопрос появился: откуда возникло правило, что на рыси диагональные пары должны быть выноситься параллельно? Имеет ли смысл культивировать непродуктивные аллюры (как-то испанская рысь)? И еще вопрос: от чего зависит проводимость импульса (кроме работы задних ног, конечно) и отчего она теряется?
"А чего мы от нее хотим?"
Что еще... Хотим, чтобы лошадь не напрягалась во время работы, не была закрепощенной. Во-первых, она становится удобнее для всадника, во-вторых, спина хорошо проводит импульс, в третьих, экономит силы и здоровье.
Хотим, чтобы слушала и четко выполняла команды всадника.
Хотим, чтобы работала охотно, и без травм.
Я не знаю, откуда появилось правило о параллельном выносе диагоналей, но если рассуждать логически, то рысь по своей природе является двухтактным аллюром. Если ноги будут выноситься не параллельно, то рысь может стать и четырехтактной и трехтактной и вообще- корявой. Это касается "нормальных" лошадей, которые не будут поднимать ноги выше, чем им нужно для обыкновенного движения. А в выездке особое значение уделяется именно правильности аллюров.Лошади, поднимающие передние ноги выше "нормы" очевидно должны их ставить быстрее задних, чтобы диагональная пара ставилась на землю одновременно. Имеет ли смысл культивировать непродуктивные аллюры - не знаю. Меня никто не спрашивает!))) Культивируют их и все. Видимо, это красиво. В балете же выкручивают ноги носками наружу, хотя это тоже не продуктивно. Эстетика!
Проводимость импульса кроме работы задних ног зависит от принятия повода. Принятие повода зависит много от чего.