Исторические и методологические особенности ККУСИН каратэ.
Удивительное сочетание силы и ловкости, быстроты и координации, смелости и решительности характерно для восточных видов единоборств, вобравших в себя тысячелетний духовный и исторический опыт многих выдающихся сподвижников данного направления физического развития человека. К восточным видам единоборств относится и каратэ стиля кекусин.
Стремительное развитие и высокая популярность этого стиля, наблюдавшиеся в последние десятилетия ХХ в., связаны в известной степени с феноменальными достижениями его создателя - Масутацу Оямы. Название стиля "кекусин" расшифровывается следующим образом: "кеку" означает конечность, предел; "син" - истина, реальность; "кай" - связь (собрание воедино). Следовательно, кекусин - это не просто стиль единоборства, а система боевой и психологической подготовки, духовно-нравственного воспитания человека. Школа Масутацу Оямы и предусматривает эту духовно-этическую составляющую как важнейшую часть системы подготовки каратиста ("кекусин - Будо-каратэ"). Ояме удалось на основе обобщения достижений школ японского каратэ, его китайских аналогов и других видов восточных единоборств создать современную, усовершенствованную и постоянно обновляемую систему физической, тактико-технической и духовно-нравственной подготовки.
В переводе с японского "каратэ-до" означает "путь пустой руки" (система самозащиты невооруженного человека) и представляет собой систему психофизического тренинга, построенного на духовно-энергетической основе. Каратэ имеет как спортивное, так и прикладное назначение, обладает мощным оздоровительным эффектом. В настоящее время оно стремится войти в олимпийскую программу в качестве нового вида спорта, поэтому наблюдается тенденция слияния стилей в единое традиционное каратэ. Технический арсенал традиционного каратэ-до базируется на достижениях биомеханики, спортивной медицины, психологии, физиологии, на биоэнергетике человека и объединяет в себе все лучшее в стилях каратэ-до.
Особое место в развитии искусства защиты и нападения в единоборствах занимает Древняя Греция, ставшая в 776 г. до н. э. родиной Олимпийских игр. В программу античных игр борьба входила как составная часть пентатлона и панкратиона. Состязания в панкратионе начинались кулачным боем голыми руками, а в ходе схватки удары сочетались с приемами борьбы. Позднее борьба вошла в программу Олимпиад в качестве самостоятельного вида состязаний. Широкое распространение различные виды единоборств получили в Древней Индии. Воины Александра Македонского, находившиеся в Индии в 327-318 гг. до н. э., занесли туда панкратион, который на индийской земле переродился в маллявешу - комбинированную боевую систему, сочетающую броски и захваты с эллинской техникой.
Закованные в латы самураи средневековой Японии выработали свои методы боя, основанные на владении холодным оружием (мечом, копьем, алебардой) и приемами борьбы в доспехах, которые были рассчитаны на те случаи, когда использование оружия было затруднено. Обучение мальчиков и девочек боевым искусствам начиналось в возрасте 8 лет и заканчивалось в 15. Затем юношам вручался меч, девочкам - кинжал. Приемы борьбы, по существу, сводились к технике владения холодным оружием. Как же появилась борьба, в которой руки оказались свободными от оружия?
Стремительное развитие и высокая популярность этого стиля, наблюдавшиеся в последние десятилетия ХХ в., связаны в известной степени с феноменальными достижениями его создателя - Масутацу Оямы. Название стиля "кекусин" расшифровывается следующим образом: "кеку" означает конечность, предел; "син" - истина, реальность; "кай" - связь (собрание воедино). Следовательно, кекусин - это не просто стиль единоборства, а система боевой и психологической подготовки, духовно-нравственного воспитания человека. Школа Масутацу Оямы и предусматривает эту духовно-этическую составляющую как важнейшую часть системы подготовки каратиста ("кекусин - Будо-каратэ"). Ояме удалось на основе обобщения достижений школ японского каратэ, его китайских аналогов и других видов восточных единоборств создать современную, усовершенствованную и постоянно обновляемую систему физической, тактико-технической и духовно-нравственной подготовки.
В переводе с японского "каратэ-до" означает "путь пустой руки" (система самозащиты невооруженного человека) и представляет собой систему психофизического тренинга, построенного на духовно-энергетической основе. Каратэ имеет как спортивное, так и прикладное назначение, обладает мощным оздоровительным эффектом. В настоящее время оно стремится войти в олимпийскую программу в качестве нового вида спорта, поэтому наблюдается тенденция слияния стилей в единое традиционное каратэ. Технический арсенал традиционного каратэ-до базируется на достижениях биомеханики, спортивной медицины, психологии, физиологии, на биоэнергетике человека и объединяет в себе все лучшее в стилях каратэ-до.
Особое место в развитии искусства защиты и нападения в единоборствах занимает Древняя Греция, ставшая в 776 г. до н. э. родиной Олимпийских игр. В программу античных игр борьба входила как составная часть пентатлона и панкратиона. Состязания в панкратионе начинались кулачным боем голыми руками, а в ходе схватки удары сочетались с приемами борьбы. Позднее борьба вошла в программу Олимпиад в качестве самостоятельного вида состязаний. Широкое распространение различные виды единоборств получили в Древней Индии. Воины Александра Македонского, находившиеся в Индии в 327-318 гг. до н. э., занесли туда панкратион, который на индийской земле переродился в маллявешу - комбинированную боевую систему, сочетающую броски и захваты с эллинской техникой.
Закованные в латы самураи средневековой Японии выработали свои методы боя, основанные на владении холодным оружием (мечом, копьем, алебардой) и приемами борьбы в доспехах, которые были рассчитаны на те случаи, когда использование оружия было затруднено. Обучение мальчиков и девочек боевым искусствам начиналось в возрасте 8 лет и заканчивалось в 15. Затем юношам вручался меч, девочкам - кинжал. Приемы борьбы, по существу, сводились к технике владения холодным оружием. Как же появилась борьба, в которой руки оказались свободными от оружия?
Развитию приемов, используемых в каратэ сегодня, во многом способствовали жители архипелага Рюкю. В 1609 г. клан Симадзу с острова Кюсю завоевал Рюкю и конфисковал у местных жителей все оружие. Разоруженные обитатели Рюкю были вынуждены защищать себя всеми существовавшими тогда способами рукопашного боя. Даже сегодня народ Рюкю поставляет наиболее грозных бойцов каратэ.
В настоящее время в Японии термин "каратэ" буквально означает: "кара" - пустой, "тэ" - рука. Однако происхождение его не столь очевидно, как может показаться. До недавнего времени общепринятым символом для "кара" было слово со значением "Китай", и применение такого написания попросту означало, что каратэ было китайским методом борьбы. В античные времена слово "кара" относилось вовсе не к Китаю, а к королевству Карак, которое располагалось на южной оконечности Корейского полуострова и было известно в Японии как Мимана. Многие известные японские этнографы уверены в том, что японская раса на самом деле ведет свое происхождение из Карака.
Изменение написания в слове "каратэ" иероглифа в значении "кара" - "Китай" на "кара" - "пустой" произошло только во Время второй мировой войны, когда общественное мнение в Японии было настроено оппозиционно по отношению ко всему, что хоть как-то было связано с Китаем. Исследование происхождения современного понятия "каратэ" показывает, что слово "кара" как "пустой" в большей мере соответствуют содержанию каратэ.
Каратэ, по всей вероятности, не могло бы просуществовать столь долго, если бы не было чем-то большим, чем комплекс приемов борьбы. Его жизнеспособность и всеобщее уважение к нему возникают из органического слияния формальных приемов с более глубоко лежащим духовным смыслом приемов как средства саморазвития и самоутверждения в самом высоком значении, как путь и средство совершенствования характера.
Благодаря незаурядной личности Масутацу Оямы, его фантастическому мастерству, усилиям его сподвижников, внесших большой вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства, и широкомасштабной рекламе кекусин получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимаются более 15 миллионов человек в 140 странах мира.
Международная организация кекусин существует отдельно от других организаций каратэ. Это связано с особенностью силового контактного стиля, с соответствующими квалификационными нормативами и правилами проведения соревнований, всей системой боевой подготовки и принципами ведения боя.
Кекусин - контактный силовой стиль. Система требований в кекусин находит свое отражение в экзаменах на пояса. Начальная система включает десять ученических поясов - от белого до коричневого (кю). Мастерские требования определяются данами - от первого до десятого.
Путь ученика школы кекусин начинается с высокой дисциплины, напряженных тренировок и воспитания нравственно-духовных качеств. Своеобразная духовная клятва (клятва додзе), разработанная центром Международной организации кекусин, включает в себя семь заповедей, которые определяют путь достижения физического совершенства и духовной стойкости.
"
Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
Мы будем твердо следовать истинному смыслу избранного пути, чтобы наши чувства были всегда наготове.
С истинным упорством мы будем стремиться к самоутверждению в искусстве каратэ.
Мы будем неукоснительно соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Мы никогда не нападем первыми, но всегда готовы к защите от нападения доступными средствами, разрешенными каратисту.
Мы будем строго следовать заповедям наших высоких наставников и никогда не забудем истинной добродетели - скромности.
Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая желаний зла и насилия.
Всю нашу жизнь через постижение каратэ мы будем стремиться выполнить истинное назначение пути кекусин".
В этих заповедях проводится мысль о воздержании от насилия. В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение нарушает гармонию духа и тела каратиста, он, совершая возмездие в соответствии с мерой возмущения его покоя, действует без каких-либо эгоистических побуждений. Каратист восстанавливает обретенную им гармонию духа и тела, нарушенную спровоцированным вмешательством извне.
Принцип воздержания от насилия связан с этикой социального поведения, нравственным кодексом, установленным в системе каратэ. Эти принципы социального поведения, выработанные жесткой системой классической тренировки и жизнедеятельности мастеров высокого класса в начальной подготовке каратистов, основной задачей которой является физическое и духовное совершенствование при сохранении и наращивании потенциальных резервов здоровья, адаптированы применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Ударно-защитная техника, выполняемая голыми руками, взаимосвязана с той, в которой используются различные предметы, но исторически она, конечно, возникла раньше (не сразу же наши далекие предки взяли в руки камень, дубинку или нож). Однако само искусство "пустой руки" во многом строилось на имитации ударов мечом, копьем (секущие и толчковые удары), прикрытий щитом (базовые блоки) и т. п. Так или иначе обучение профессиональных воинов, проходивших подготовку к ведению боя без оружия и с различными предметами, базировалось на единых принципах. Тем самым, несмотря на специализацию, в процессе обучения борьба "голыми руками" и борьба с оружием дополняли друг друга и помогали в овладении ключевыми навыками ведения рукопашного боя.
Достаточно существенны стилевые отличия в использовании традиционных предметов в китайских ушу и японских каратэ, не говоря уже о разных школах. Многое зависит, в частности, от того, преобладает ли в определенном стиле и школе формально-демонстрационный подход (нередко ограниченный гимнастикой или спортивно-оздоровительной практикой) или в основе лежит установка на реальную борьбу. Так, некоторые традиционные (окинавские) стили каратэ, которые культивируются сейчас как бесконтактные виды спорта, сохраняют военно-прикладные разделы, однако техника и тактика ведения спортивных поединков и реальных боев, в том числе с использованием оружия, в них резко отличаются. В школе кекусин это противоречие преодолено в первую очередь благодаря возвращению каратэ его исконного статуса искусства будо.
Особенности обучения в школе кекусин позволяют уже в течение первых лет освоить наиболее простые и надежные приемы нападения и защиты. Здоровьесберегающие приемы, которые обеспечивают безопасность в реальной обстановке защиты и отражения нападающих действий, включают в себя:
а) освоение блоков и защитных действий, предотвращающих повреждающее или болевое воздействие;
б) закалку ударных и блокирующих поверхностей систематическими упражнениями, не причиняющими травм и болезненных ощущений;
в) укрепление суставов, в особенности лучезапястных и голеностопных, на которые приходится повышенная нагрузка;
г) атлетическую подготовку, многократное повторение защитных действий, доведение их до высокой степени подсознательного выполнения;
д) обучение системе опережающих действий, обеспечивающих быстрое перехватывание инициативы у нападающих, имеющих нестандартную для каратиста подготовку (борцы, боксеры, а также "уличные" бойцы, которые могут нанести травму, по тяжести во много раз превышающую возможные нападающие удары партнеров по каратэ).
Ценностные ориентации в каратэ в значительной мере связаны с мотивами выбора этой формы приобщения к специфическим видам физических упражнений. Такими мотивами являются, в частности, овладение способами защиты от нападения, а также нанесение сопернику поражающих ударов. Выбор преимущественного стиля единоборства в каратэ определяется прежде всего индивидуальными особенностями занимающихся, а также установкой тренера-преподавателя на определенный стиль борьбы. Но при любых индивидуальных особенностях каратистов неизменным остается главное: сохранение человеколюбия, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих людей, если им угрожает опасность. Это становится доступным спортсмену-каратисту со сформировавшимися нравственными запретами на неспровоцированные нападающие действия, с установкой на здоровьесбережение и защиту от нападения как в ситуациях спортивной борьбы, так и в повседневной жизни.
Спортсмен, избравший каратэ кекусин предметом специализации, поставлен в условия заведомого ограничения средств тренирующего воздействия. Поэтому выявление и проверка эффективности педагогических условий формирования ценностных ориентаций на здоровьесбережение связаны с необходимостью тщательного отбора технических средств и приемов, которые способствуют повышению надежности, помехоустойчивости, неуязвимости в спортивным поединке с соперником. Сохранение здоровья юного спортсмена-каратиста - главное условие дальнейшего спортивного роста в процессе многолетнего совершенствования в каратэ.
ОСУ...