Путь Масутацу Ояма его распорядок дня.
Осваивая устои, постигнешь нового суть.
Что старым слывет, что новым - время
не обмануть. Hезамутненность духа через
годы сумей пронести! Кто пройдет
безупречно до конца своего Пути?
_
Фунакоси Гитин, XX в.
_____________________________________
Пожалуй, самое яркое отражение послевоенный бум каратэдо нашел в деятельности Ояма Масутацу, великого мастера и не менее великого пропагандиста, создавшего себе и своей школе фантастическую по масштабам рекламу в странах Запада. Ояма, родившийся в 1923 году, относится к новому поколению каратистов, которое качественно отличается от бескорыстных подвижников былых времен: стремление к самоутверждению любой ценой вело его по тернистому пути к вершинам...
Кореец по происхождению, он принадлежал к этническому меньшинству, много веков служившему объектом дискриминации в едином по нацио-нальному составу японском обществе. В первой половине XX в., когда Корея превратилась в колонию японского империализма, сегрегация корейцев, в том числе и уроженцев Японских островов, стала нормой государственной политики. Возможно, именно сознание некоторой ушемленности и пробудило в способном корейском юноше желание пробиться наверх во что бы то ни стало. Псевдоним, под которым он стал известен миру, Ояма Масутацу (букв. "умножающий свои достижения, подобные высокой горе") воплощает честолюбивые юношеские мечты.
Ояма начал заниматься кэмпо сравнительно поздно - с девяти лет. Уже в пятом классе он стал обладателем первого дана и с тех пор старался методически овладевать всеми существующими стилями каратэдо и кэмпо. Поступив в 1943 г. в Токийский институт колоний, Ояма записался в секцию каратэдо Годзюрю и всего за несколько месяцев получил четвертый дан по программе школы. К концу войны Двадцатидвухлетний мастер не знал себе равных в мире спортивного каратэдо, но его привлекало совсем иное. Пережидая смутное время, он удалился на гору Минобэ и там в течение года от зари до зари самозабвенно предавался физическим и духовным упражнениям. Ояма поставил себе задачей максимально развить силу, выносливость и "пробивную способность" организма, для того чтобы впоследствии противопоставить утвердившимся в Японии стилям "ограниченного" спортивного каратэдо настоящее боевое кэмпо. В результате он одержал уверенную победу на турнире каратэдо первого послевоенного Всеяпонского чемпионата воинских искусств в 1947 г., нокаутировав всех своих противников.
Что старым слывет, что новым - время
не обмануть. Hезамутненность духа через
годы сумей пронести! Кто пройдет
безупречно до конца своего Пути?
_
Фунакоси Гитин, XX в.
_____________________________________
Пожалуй, самое яркое отражение послевоенный бум каратэдо нашел в деятельности Ояма Масутацу, великого мастера и не менее великого пропагандиста, создавшего себе и своей школе фантастическую по масштабам рекламу в странах Запада. Ояма, родившийся в 1923 году, относится к новому поколению каратистов, которое качественно отличается от бескорыстных подвижников былых времен: стремление к самоутверждению любой ценой вело его по тернистому пути к вершинам...
Кореец по происхождению, он принадлежал к этническому меньшинству, много веков служившему объектом дискриминации в едином по нацио-нальному составу японском обществе. В первой половине XX в., когда Корея превратилась в колонию японского империализма, сегрегация корейцев, в том числе и уроженцев Японских островов, стала нормой государственной политики. Возможно, именно сознание некоторой ушемленности и пробудило в способном корейском юноше желание пробиться наверх во что бы то ни стало. Псевдоним, под которым он стал известен миру, Ояма Масутацу (букв. "умножающий свои достижения, подобные высокой горе") воплощает честолюбивые юношеские мечты.
Ояма начал заниматься кэмпо сравнительно поздно - с девяти лет. Уже в пятом классе он стал обладателем первого дана и с тех пор старался методически овладевать всеми существующими стилями каратэдо и кэмпо. Поступив в 1943 г. в Токийский институт колоний, Ояма записался в секцию каратэдо Годзюрю и всего за несколько месяцев получил четвертый дан по программе школы. К концу войны Двадцатидвухлетний мастер не знал себе равных в мире спортивного каратэдо, но его привлекало совсем иное. Пережидая смутное время, он удалился на гору Минобэ и там в течение года от зари до зари самозабвенно предавался физическим и духовным упражнениям. Ояма поставил себе задачей максимально развить силу, выносливость и "пробивную способность" организма, для того чтобы впоследствии противопоставить утвердившимся в Японии стилям "ограниченного" спортивного каратэдо настоящее боевое кэмпо. В результате он одержал уверенную победу на турнире каратэдо первого послевоенного Всеяпонского чемпионата воинских искусств в 1947 г., нокаутировав всех своих противников.
4 ч. утра. Подъем. Медитация - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 ч. утра. приготовление пищи.
8 ч. утра. трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 ч. утра. начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
Поднятие шестидесятикилограммовой штанги, 20 раз;
отжимания на пальцах 20 раз;
отжимания в стойке на руках 20 раз;
подтягивания на перекладине 20 раз;
удары кулаком по макиваре, по 20 ударов справа и слева.
После выполнения каждого комплекса - дыхательные упражнения и тут же - повтор данного комплекса.
После десятикратного выполнения - отдых до 11 часов.
11 ч. утра. Ката.
При этом ежедневно выполнять по 100 раз какую-либо одну ката.
Hапример, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т.д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке.
То же самое с остальными ката.
2 ч. пополудни. Поднятие тяжестей.
Поднятие шестидесятикилограммовой штанги, 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку.
1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах.
Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв.
Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 ч. пополудни. Отработка приемов спарринга;
упражнения с макиварой;
упражнения для брюшного пресса - 200 раз;
разбивание камней; лазание по канату.
5 ч. пополудни. Приготовление пищи. Ужин.
6 ч. пополудни. Медитация. Отход ко сну.
В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь. Тем не менее для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам и внедрить новую методику обучения каратэ-до, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек вполне современного склада, Ояма быстоо понял, что помочь ему в таком смелом начинании может только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной кампании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч". Вскоре был снят документальный фильм, запечатлевший первую в мире корриду, где тореадор выступал совершенно безоружным. Схватка, вопреки ожиданиям самого Ояма, протекала не совсем гладко, но все же бык был повержен.
В 19-е г. Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, ще произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя "сверхчеловеческие" номера. В самом деле, как должны были реагировать американские зрители, когда заезжий мастер колол, будто фарфоровые, огромные булыжники, сносил горлышки пивным бутылкам, и бутылки при этом не падали, бил себя молотком по костяшкам пальцев, пробивал руками и ногами толстенные доски, уложенную в пятнадцать-двадцать слоев черепицу и лежащие друг на друге три-четыре кирпича? "Божественная рука" - окрестили его журналисты. Письма почитателей приходили тысячами. Банковские счета росли с неимоверной быстротой. Теперь наконец-то можно было подумать об открытии собственной школы.
Вернувшись в Японию, Ояма приступил к созданию новой школы каратэдо - Кекусинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо. Hыне филиалы федерации Кекусинкай объединяют сотни тысяч людей в десятках стран мира. Hо что это - триумф нового учения? Hет, скорее оптимальная реализация всего наследия кэмпо, бессмертных заветов старых мастеров. Сам Ояма не скрывал эклектической направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных воинских искусств и прежде всего от узкосектантского подхода, он предпринял генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием с целью отобрать необходимые для своей системы элементы. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу. стойкость, эффективность. Из нескольких десятков дыхательных упражнений (кокю-хо) принятых в практике кэмпо, Ояма остановился на двух, способствующих наилучшему развитию диафрагмы. Первый, под названием ибуки, соответствует нормальному дыханию в двух фазах: Инь - при спокойном вдохе и Ян - при пезком выдохе, иногда с выкриком (киаи). Второй, ногарэ, используется чаще в негативном (Инь) аспекте схватки при отходе и блоке, а также при нанесении обратных круговых ударов ногой (урамаваси). При этом различаются две раз-новидности дыхания ногарэ - поверхностное и глубинное. В тренировочных вариантах ибуки обычно сопровождается поднятием рук перед грудью крест-накрест к ушам на вдохе и опусканием при выдохе, а ногарэ - либо поршневыми движениями рук (подтягивание ладоней к груди, сгибая руки в локтях, и распрямление), либо круговыми движениями, причем на выдохе (через рот) язык слегка зажат между зубами. Дыхание в Кекусинкай, как и в прочих школах кэмпо, считается единственным путем для достижения невозмутимости духа и координации движений для пробуждения энергии ки. Отработка дыхания проводится в "энергетических" ката Сантин и Тэнсе. Базовая техника мало чем отличается от других систем каратэдо. Разве что прямой удар кулаком наносится не от бедра, а от груди, да техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Значительные новшества внес Ояма в стойки каратэдо, обогатив их арсеналом китайских школ. Hекоторые из таких стоек весьма любопытны в историческом плане. Hапример, маэбанэ-камаэ - стойка с обеими руками, слегка согнутыми перед грудью ладонями вперед.
Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, - моку-со. И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, - не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность.
Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэдо на физическом уровне:
- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- "проникновение" ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- "пронзание" ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.
В Кекусинкай, как нигде, проявляется тенденция к сближению "настоящего" восточного воинского искусства, не чуждого мистике, с сугубо прагматическими спортивными мероприятиями коммерческого и идеологического характера.
Киокушинкай силен, доказательством этому служит бесчисленное множество побед его учеников на чемпионатах. Ояма, веря в силу своего стиля, пошел своим путем - он создал Всемирную федерацию Киокушинкай Карате, вместо того чтобы вступить во Всеяпонскую федерацию каратэ.
Великий мастер умер 24 апреля 1994 г. в возрасте 70 лет от рака легких. За организацию на тот момент ответственным остался, Шокей Мацуи, на тот момент обладатель 5 дана Киокушинкай.