Ояма Масутацу о сущности соревнований в Кекусин Немного истории.
До чемпионата мира по Кекусин каратэдо, проводимого Международной организацией Кекусин-кан каратэдо, остаются какие-то три месяца. Неуклонно приближается день, когда лучшие бойцы со всего мира встретятся в Москве, чтобы выяснить, кто же из них является сильнейшим в своей весовой категории на данный момент.
Однако, с точки зрения руководства Международной организации Кекусин-кан каратэдо, выступающей наследницей идей основателя школы Кекусин Оямы Масутацу, чемпионат мира – это не только возможность выявить сильнейших бойцов, но и важный шаг в достижении важнейшей цели – объединении мирового каратэ. В этой связи именно сейчас, накануне этого крупнейшего форума мастеров Кекусина, необходимо вспомнить об идеологии соревнований по каратэ, их целях и задачах, которые сформулировал Ояма Масутацу.
Однако, с точки зрения руководства Международной организации Кекусин-кан каратэдо, выступающей наследницей идей основателя школы Кекусин Оямы Масутацу, чемпионат мира – это не только возможность выявить сильнейших бойцов, но и важный шаг в достижении важнейшей цели – объединении мирового каратэ. В этой связи именно сейчас, накануне этого крупнейшего форума мастеров Кекусина, необходимо вспомнить об идеологии соревнований по каратэ, их целях и задачах, которые сформулировал Ояма Масутацу.
СУЩНОСТЬ ЧЕМПИОНАТА
Изначально каратэ является искусством ведения боя без оружия. Иными словами, это боевое искусство мирного времени, в котором не применяется оружие. В настоящее время, когда почти все крупные страны мира, которые называют мировыми державами, располагают ядерным оружием, это искусство боя голыми руками выглядит совершенно бессильным.
Однако мы верим в то, что именно сейчас нужно сильнее всего подчеркивать истинное духовное значение этого боевого искусства, которое называется «каратэ». Вы спросите, почему? Да потому что именно сейчас человечество должно отказаться от вооружений, чтобы спасти себя от уничтожения.
Тот факт, что идея отказа от вооружений, представляющая ныне наибольшую ценность, являлась основополагающей духовной концепцией каратэ – одного из боевых искусств Дальнего Востока, указывает нам, что мы должны отказаться от представления о каратэ как о боевом искусстве древности и взглянуть на него как на мирное и устремленное в будущее боевое искусство грядущего.
Если мы обратимся к международным конфликтам современности и попытаемся осмыслить их, переступив через ограничения господствующих доктрин, то мы увидим, что могущественные ядерные державы нередко вынуждены идти на уступки маленьким отсталым странам, отступая под давлением партизанских отрядов. Эти факты заставляют нас признать, что справедливость и мужество наделяют безоружных воинов колоссальной силой. А это значит, что до тех пор, пока стремление к миру живет в сердцах людей, военное искусство Сунь-цзы, [главной целью которого является сохранение жизни], будет брать верх над агрессивной военной стратегией Запада, а пустые руки будут одолевать ядерное оружие. В этой перспективе можно сказать, что безоружное боевое искусство, которое кажется наиболее отсталым, - это провозвестие самого современного духа, выступающего за свободу человечества, за равноправие и мир во всем мире.
Ныне число приверженцев каратэ в мире достигло нескольких миллионов или даже нескольких десятков миллионов, сейчас оно превышает число последователей дзюдо и бокса. Приемы каратэ демонстрируются в различных кинофильмах и на телевидении, книги по этому боевому искусству входят в списки бестселлеров.
Однако в действительности эти несколько миллионов или даже десятков миллионов последователей этого популярнейшего боевого искусства чрезвычайно разобщены, и их невозможно собрать воедино. Вы спросите, почему? Потому что в каратэ не существует единого центра, не существует единых правил. Потому что многие идут ложным путем, ставя перед собой цель наживы, путем, который никак нельзя считать путем каратэ. Трудно примириться с тем, что такие люди являются серьезным препятствием для распространения подлинного духа каратэ – истинного миролюбивого духа, устремленного в будущее.
Вот уже более десяти лет со времени основания генеральной штаб-квартиры Международной организации каратэдо мы трудимся во имя распространения духа каратэ и техники каратэ, и к настоящему моменту наша организация имеет отделения уже в 35 странах мира. Однако за это время нам стало ясно и то, что серьезным препятствием для правильного, надлежащего распространения каратэ являются отсутствие единого общего стандарта и официальных связей, взаимообмена.
Как я сказал уже выше, неорганизованное, разобщенное распространение каратэ имеет причиной отсутствие у каратэ единого центра, причем такое положение в мире сложилось в результате того, что единого центра каратэ нет в самой Японии – на родине этого боевого искусства. Из-за этого в настоящее время в ряде стран мира, в частности, в США, Корее, Австралии, странах Северной Европы, число последователей каратэ превышает число японских каратистов.
Мы, стремясь правильно распространять дух каратэ, готовясь в будущем повести чемпионат мира и в плане этой подготовки планируя провести нынешний чемпионат Японии, поставили своей главнейшей целью выработку единого стандарта, который позволил бы проводить максимально честные и масштабные состязания в технике и силе каратэ. При этом мы исходим из того, что таким единым стандартом каратэ может быть такая форма соревнования, которая была бы наиболее приемлемой как с точки зрения каратистов, так и с точки зрения рядовых зрителей.
Нынешний чемпионат фундаментально отличается от всех других чемпионатов по каратэ. Важнейшие положения правил его проведения изложены ниже.
Ранее все соревнования по каратэ проходили с участием членов только одной определенной школы или учеников нескольких додзе, а возможность состязания с представителями других школ или других додзе отвергалась.
Наш же чемпионат впервые в истории Японии будет открытым. Стремясь выработать единый стандарт в каратэ, мы никого не лишаем возможности участия в нашем чемпионате. Мы считаем, что участие в чемпионате большого числа каратистов позволит сделать его более справедливым.
Состязание в тамэсивари – «испытании на способность разбивать [прочные предметы]» - будет проводиться в Японии впервые. Ранее руководители японского каратэ неизменно официально выражали свое чрезвычайное пренебрежение тамэсивари, но на каждом чемпионате обязательно демонстрировали его как фирменное блюдо. Это позволяло им создать иллюзию, что способность разбивать прочные предметы является чем-то мистическим и уникальным, присущим лишь отдельным личностям. При этом руководители каратэ официально выражали свое пренебрежение по отношению к этой дисциплине и тем самым способствовали ее мистификации. Такую позицию лидеров каратэ можно охарактеризовать лишь как явно противоречивую. В результате имелись условия для хождения и среди самих каратистов, и среди обычных зрителей беспочвенных слухов о том, кто из каратистов сколько может разбить досок или черепиц, и на основании этих слухов оценивались возможности того или иного каратиста.
В действительности, тамэсивари может выполнить любой человек, прошедший определенную тренировку, хотя и нельзя отрицать, что совершенствование в этом испытании происходит по мере увеличения скорости и силы ударов и степени психической концентрации. Причем результаты тренировки могут быть выражены явственно и в количественных показателях. Эта дисциплина является вполне научно-обоснованной и одновременно духовной. Мы считаем, что будет правильнее превратить ее в открытую соревновательную дисциплину, что позволит развеять мистику, привлекающую любопытствующих, и обеспечит достоверное сравнение силовых возможностей каратистов.
Мы полагаем, что в будущем качественная унификация предметов для разбивания позволит достичь такой же точности сравнения возможностей каратистов, как, например, в тяжелой атлетике.
На будущем чемпионате уровень мастерства каратистов будет оцениваться, разумеется, не только на основе результатов тамэсивари. Изначально каратэ – это боевое искусство, и для выявления действительно сильнейшего в нем, как мы считаем, необходимо проводить бои до тех пор, пока один из противников не останется лежащим на полу. Однако, с практической точки зрения, это является невозможным, проведение соревнований по поединкам требует введения различных ограничений, а для того, чтобы продемонстрировать мастерство в запрещенных правилами действиях используется особая соревновательная форма – состязания в тамэсивари, о которых шла речь выше.
Однако мы приняли решение, что на нашем чемпионате поединки, в сравнении с проводившимися ранее, также будут более реалистичными. Если ранее категорически запрещалось наносить противнику реальный удар, то мы приняли решение разрешить бойцам реально наносить удары в любую область тела противника, за исключением лица и некоторых других зон. Иными словами, на этом чемпионате боец сможет одержать победу, нокаутировав противника.
Эти новые правила соревнований по кумитэ разработаны на основе изучения действующих ныне правил соревнований по боксу и кикбоксингу, полностью учитывают эффект воздействия удара на человеческое тело и обеспечивают проведение вполне реальных поединков.
Как мы полагаем, подлинным победителем чемпионата должен быть назван боец, одержавший победу и в соревнованиях по кумитэ, и в соревнованиях по тамэсивари.
Перевел Alexei Gorbylyov