КНИГА: ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ - Автор: Ояма Масутацу.

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: КНИГА  ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ   Автор  Ояма МасутацуКаратэ уже завоевало сердца молодых людей во всем мире. Они обратились к каратэ в надежде реализовать мечту, свойственную всем людям, по крайней мере, всем мужчинам - стать сильными.

В век ядерного оружия, электронной техники и войн, когда малые народы истекают кровью за интересы крупных держав, человечество смотрит на столкновения всякого рода с подозрением. Международные конфликты в двадцатом столетии могут привести к слишком большим последствиям, и после двух мировых войн, третья угрожает истреблением всему животному и растительному миру на земле. Вполне естественно, что в таких условиях молодежь стремится овладеть рациональным, эффективным, овеянным тайной воинским искусством Востока, чтобы защитить свою жизнь и дом без применения оружия. Сегодня крупные организации определяют судьбу всего человечества, все вершат могущественные державы. Неудивительно, что люди начинают заниматься каратэ для сохранения хоть в какой-то мере достоинства отдельного человека. Более десятка книг, написанных мною за последние тридцать лет, посвящены технике каратэ и укреплению тела. Но поскольку и духовная тренировка необходима для достижения действительной силы, нужно овладеть психологией, философией и этикой каратэ. Иначе это великое искусство не даст вам развиваться и совершенствоваться, может искалечить вашу личность и принести горе близким и родственникам. Правда, я не могу отделаться от мысли, что читатели моих книг, интересы которых ориентированы на технику, отвергнут духовную суть каратэ или не поймут полностью то, что я хотел сказать.

Когда я начинал свои занятия с так называемых восемнадцати приемов Бодхидхармы, то вскоре обнаружил, что достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд! Это значит, что развитой мускулатуры еще недостаточно, чтобы стать каратистом.

В годы, когда я полностью посвятил себя каратэ и тренировочному залу, я серьезно размышлял о себе и методе, которому я обучал других. Размышления были обращены, естественно, и к источникам человеческого горя и страданий. Каковы же основные причины страданий в человеческой жизни? Смерть родителей, братьев, сестер, детей и других родственников или друзей, трагическая судьба насильственно разделенных людей, потеря любимого и любимой - все это является причиной невыносимых страданий. Но психологическим источником страдания, который вызывает не меньше мучений и боли, чем физические недуги, является бессознательное горе в связи с утратой любимого человека, а также предательство учителем ученика и наоборот.
64 комментария
avatar
В обучении я не всегда добивался желаемого результата. Например, один из моих учеников в Европе, огромный, двухметрового роста и весом в 120 кг великан, был сильнейшим среди каратистов. Работая в тренировочном зале у себя в стране, он стремился превзойти достижения других залов, и это было прекрасно. Но он слишком полагался на свою силу. Затем он стал злоупотреблять напитками и женщинами. Он занимал деньги у учеников и не был способен возвратить их. Его жестокость вскоре рассеяла его популярность, и он оставил свой тренировочный зал своим прежним ученикам. Наконец, он стал вышибалой в публичном доме. Этот случай показывает, что независимо от того, как бы не была велика сила, без осознанности простых правил почтения, она не может принести успеха в жизни. Другой мой ученик, который живет в Нью-Йорке, пытался применить свое мастерство и силу в зале, который я открыл для него. Но в первый день он побил большинство новых учеников, демонстрируя силу. На другой день половина учеников покинула зал. На третий день пришла только пятая часть. Наконец, никто не пришел. Я дважды пытался помочь ему, но безрезультатно. Эти два примера подтверждают, что одной силы в каратэ недостаточно. И осознав это, я сделал кекусинкай всемирно известным не только благодаря его строгой системе тренировки, но также и благодаря его уважительному отношению к жизни. Я настаиваю на том, что инструктор должен обладать абсолютной властью там, где это касается каратэ, но он должен уважать своих учеников, если хочет, чтобы его уважали соответственно его положению. Почти каждые полгода я разъезжаю по пятидесяти странам, где с многочисленными инструкторами из Японии руковожу пятьюстами тренировочными залами. В своих поездках я постоянно упоминаю о почтении, уважении к людям и обществу. За последние два века США, гордясь своими экономическими достижениями и, не испытав поражения в войне, рассматривает себя как модель цивилизованного общества. Но с другой стороны, в обычной жизни, никто так душевно не страдает, как американцы.

Индивидуализм и проблема денег полностью захватила их умы. Муж и жена спят в одной постели, но денежные расчеты производят отдельно. Эти люди являются примером мужчин и женщин, которые разделяют одну постель, но снятся им разные сны. США страна, развивавшаяся благодаря своим природным богатствам, кажется не способна понять, что требуется для постоянного успеха в мире. Китайцы говорят, что почтение - путь к успеху. Что же скажут американцы? Вероятно, деньги. Не только муж и жена, но братья и сестры, родители и дети отделены друг от друга. Дети, становясь богатыми, не беспокоятся о родителях, которые живут в нищете. Америка просторна, чиста и красива. В США меня часто приглашали в гости, и часто я ужасался от увиденного. На задворках Нью-Йорка не только ночью, но и днем встретишь наркоманов, гомосексуалистов и разного рода преступников. Даже человеку знакомому с каратэ небезопасно гулять ночью по городу в одиночку. Может ли такая нация без закона и почтения называться цивилизованной?
avatar
После США другой наиболее удручающей страной является Япония. После Второй мировой войны вместе с ввозимым сырьем, Япония импортировала из Америки индивидуализм и страсть к деньгам. Американизация отношений в каждодневных делах и вообще в жизни превратила Японию в нацию варваров. Где сегодня молодые люди, понимающие значение почтения. Наблюдая за молодыми людьми и слушая их, я ужасаюсь от того, что Япония слишком скоро станет подобной США. Хотя США и Япония кажутся процветающими странами, в действительности они деградируют. Я давно так думаю. Единственной надеждой на спасение осталось, кажется, влияние действительного культурного общества, которое мы в древности унаследовали от Китая. Жадность и эгоизм заставляют забывать об уважении, нарушать правила, установленные ради мира и дружбы. Подобно другим животным, человеку свойственны природные инстинктивные потребности в пище, сексе и т. д. Но человек не руководствуется только инстинктами, как животное, живущее в соответствии с законами природы. Он должен жить гармонично, в соответствии с законами силы и разума. Эти законы - законы вежливости. Так как они не позволяют людям делать все, что захочется, правила часто идут вразрез с инстинктами.

Человек, который не может контролировать инстинкты и быть выше их, живет жизнью, отделенной от культурного влияния правил вежливости, и часто люди его отвергают. Как я уже сказал, люди общительны и нуждаются в компании. Но часто встречаются эгоистичные личности. Следовательно, стремление жить в одиночестве ради эгоистичных желаний - болезненное противоречие. Хотя я и описал это как правила рассудка, но правила вежливости в действительности основаны на чувственной необходимости собеседника. Другими словами, правила вежливости исходят из необходимости уважения других людей. Личность, которая понимает человеческие и общественные отношения поверхностно, забывает, что она не может существовать без других. Жадный человек погряз в желаниях иметь больше, чем другие, и проводит время лучше других, забывая, что надо быть благородным, что кто-то находится рядом. Эгоистичные желания идут вразрез с общительностью, которая является основной частью человеческой сущности. Правила вежливости учат тому, что все люди должны жить одинаково счастливо. Невозможно полностью избежать инстинктивных желаний, но каждый человек способен ограничить с моральной точки зрения свои желания ради благополучия всего человечества. Самоотверженность - это долг каждого, кто желает жить в мире. Но для того, чтобы достичь самоотверженности, каждый должен понять, что она, как отметил Конфуций, основана на человеческой общительности. Только так самоотверженность приведет к уважению других. Когда Конфуция спрашивали о человеческой доброжелательности, он говорил, что она состоит из преодоления себя и возвращения к ритуалу. Это означает, что благодаря победе над личными эгоистичными желаниями и верности правилам вежливости, человек может соединиться с обществом. Высокоразвитые общества США и Японии основаны на стремлении к славе и богатству.
avatar
Но идти вперед в таких обществах можно только ограниченному количеству людей. Злоупотребления, вызванные поощрением жадности, заставляют забывать о правилах вежливости и ведут цивилизацию к краю пропасти. Пока эгоизм является движущей силой общества, все будут искать только свои собственные выгоды и возвышения. Дух вежливости скоро будет потерян. Внешнее приличие между людьми тоже будет потеряно и забыто. Общество станет испорченным. Будет неистовствовать жестокость. Неважно, насколько человек богат. Потеряв свой путь, он потеряет духовное спокойствие, которое можно обрести только следуя по истинному человеческому пути - пути самоотверженности. Определения Конфуция, данные им 25 веков тому назад, являются точным описанием современного общества США и Японии. Чтобы внести свой скромный вклад в развитее этих обществ, я ежедневно стараюсь внушить своим ученикам важность правил вежливости. Я не знаю, какой эффект они произведут. Но я наверняка знаю, что ученики, которые лучше усвоили значение вежливости, так или иначе добьются успеха. Отбирая кандидатов в инструкторы каратэ в других странах, я отдавал предпочтение людям, обладающим вежливостью и учтивостью, нежели мастерством и силой. Хотя у меня не было ученика, который казался бы совершенным в этом отношении, думаю, что большинство моих воспитанников превосходят в вежливости других молодых японцев. Их поведение убеждает меня в этом и полагаю, убедит любого другого. К тому же инструкторы кекусинкай в других странах обычно завоевывают уважение за их чувство общественного приличия, хотя большинству из них только за тридцать. И пока они следуют по этому пути, ими будут восхищаться, их будут уважать, где бы они не были. Человек, который понимает важность внешнего приличия и правил вежливости, обладает большим богатством, и, я надеюсь, что руководители других школ каратэ разделяют мои мысли.
avatar
Родители. Дети. Взаимоотношения

Молодые особи птиц и рептилий достигают развития ухе во время высиживания. Большинство новорожденных млекопитающих также развиты настолько, что могут передвигаться относительно свободно почти сразу после появления на свет. Самое же высокоразвитое млекопитающее является и самым беспомощным при рождении и нуждается в родительском уходе.

Человеку потребовались тысячи лет для достижения стадии развития, когда он смог ходить прямо на двух ногах. Думаю, что смена положения позвоночника с горизонтального на вертикальное, повлияла в какой-то мере на развитие человеческого мозга. Человек в своем развитии за 2-3 года должен пройти через подобные стадии: от ползания на четвереньках в младенчестве до передвижения на двух ногах. Немного больше требуется родителям, чтобы научить детей тому, чтобы они знали, как жить в обществе счастливо и безопасно. Возраст от 16 до 20 лет, до которого родители должны заботиться и защищать свое ребенка, означает, что отношения между родителями и детьми у людей глубже, чем у животных. Забота и привязанность к своим питомцам исчезает у животных, когда они достаточно повзрослели, чтобы жить самостоятельно. Семейные узы при этом распадаются и забываются. По этой причине, спаривание между родителями и детьми в животном мире не является необычным. Человеческие отношения очень сложны, и достижение подросткового возраста является как бы результатом не только воспитания, но и вредного влияния бесчисленного количества людей. Но, тем не менее, самыми важными и устойчивыми отношениями являются отношения между родителями и детьми. Ведь розовое, беспомощное, кричащее существо обычно рассматривается родителями как дар небес. Человек, верящий во врожденную доброту человечества, мог бы сказать, что жалость является основным звеном человеческой благожелательности, и подтвердил бы это тем, что не найдется человека, который не пытался бы предотвратить падение ребенка в колодец. Но пример этот спорный, хотя он иллюстрирует общую необходимость защищать младенцев и заботиться о них. Обычно, когда ребенок теряет родителей в раннем возрасте, кто-нибудь занимает их место и воспитывает ребенка.
avatar
Широко распространено мнение о том, что родители должны жертвовать многим ради благосостояния своих детей и их воспитания. Это одна из основ, на которой стоит человеческое общество. Такие желания, как желания плоти, общения, обладания образуют горизонтальные социальные слои различной силы. Узы преданности между родителями и ребенком являются вертикальными осями, программирующими все общество и по толкованию Конфуция являются самыми важными. За исключением случайных и, следовательно, сенсационных и широко освещаемых событий, когда люди убивают своих детей, оставляют их или дурно обращаются с ними, в большинстве случаев они любят и защищают свое потомство. Но каково отношение потомства к своим родителям? Оно очень различно. Некоторые дети обожествляют своих родителей, другие обижаются на них, считая недостаточной родительскую любовь. Большинство детей, однако, благодарны родителям, хотя некоторые испорчены чрезмерной заботой и вниманием. Родители дают, дети берут. Никто не поймет своих родителей, пока не заимеет собственных детей. Хотя дети иногда забывают то, что отцы и матери - человеческие существа со своими потребностями и желаниями, родители стремятся пожертвовать многим ради них. Молодые часто не осознают свой неоплаченный долг до тех пор, пока это не станет поздно, и их родители не умрут. Согласно учению даоса Чжан-Гао (300 г. н. э), детям легко показать ласку через уважение и трудно проявлять ее через любовь. Это означает, что дети не способны любить так, как их любят родители. Но, как указывают восточные философы, люди, которые не могут проявлять внимание и сыновью почтительность, не способны успешно жить в обществе. Другими словами, пока человек лишь принимает любовь и внимание, даваемое ему родителями, он вряд ли получит любовь и внимание от других. Он берет и никогда не отдает. Он никогда не сольется с обществом. Часто молодые люди настаивают только на своих правах и игнорируют свои обязанности. С другой стороны, личность, осознающая любовь и внимание своих родителей и возвращающая им в полной мере или даже в большей, будет благодарна другим людям и обществу в целом за возможность общения. Как я уже отметил, общительность является характерной чертой для человека, и личность, которая проявляет сыновнюю почтительность, осознает это быстрее. Короче говоря, любовь к родителям - важный фактор, который отличает человека от животного. Потребность в общении стала результатом создания общества и цивилизации с их характерными чертами: языком, социальным укладом, обычаями и законами, правилами вежливости и т. д. Несмотря на условности, верно и то, что в человеческом обществе люди стремятся друг к другу потому, что нуждаются в общении и что уважение других и соблюдение правил и приличий при этом являются первостепенными. Как учит мораль древних, внушенное ребенку уважительное отношение к законам, обычай жить в мире и согласии с другими приведет к сыновней почтительности и осознанности любви родителей. Молодые люди, не любящие и не уважающие своих родителей, вряд ли могут достичь чего-либо значительного. Такие люди не могут одержать победу, а если все-таки победят, то не удержат при этом кого-нибудь из своих друзей, любимых, учителей. Поскольку сыновья почтительность является основой человеческой морали для школы кекусинкай, мы не разрешаем посещать занятия без письменного разрешения родителей. Мы учим всех наших воспитанников, что они не должны делать то, что родители считают неправильным. Тот, кто хочет добиться успеха в каратэ, должен иметь поддержку и одобрение своих родителей.
avatar
В период Хань (третий век до н. э.) классики, говоря о сыновней почтительности, указывали, что человек, уважающий своих родителей, никогда не сделает зла, и человек, любящий своих родителей, ни на кого не посмотрит свысока. Они говорили также, что человек, проявляющий сыновью почтительность, будет предан своему господину. Тот, кто уважает своих родителей, всегда будет жизнерадостным, а жизнерадостный человек всегда прекрасен. Некоторые воспитанники оспаривают связь между сыновним долгом и каратэ, и просят обучить их только каратэ, оставив мораль и философию на их усмотрение. Я всегда отвечаю на это, что путь каратэ - путь сыновней почтительности, этикета и общественного порядка.

Без таких устоев воинское искусство может привести только к жестокости, социальному беспорядку и нищете. Китайские классики дают практический совет для уважения и любви к родителям. Например, не надо надолго покидать родителей, но если это необходимо, родители должны быть оповещены о подобном намерении. В книге ритуалов говорится, что родителям нужно создать тепло зимой и прохладу летом, и каждое утро справляться о их здоровье. В этом же источнике говорится о том, что нужно услаждать родителей музыкой, если они больны. Мэн-цзы учит, что привязанность и забота о родителях - долг на всю жизнь, и добавляет, что родители не должны поучать, что есть добро для их детей, но гораздо хуже, когда дети пытаются учить своих родителей добру.
avatar
В комментариях "Гоюй" и в тексте летописи "Чюньцю" утверждается, что хорошо обсуждать достоинства родителей, а не их недостатки. Подобных примерев можно привести гораздо больше, по суть в том, что уход и забота о родителях до самой их смерти являются основными человеческими обязанностями. Сверх обеспечения материального благополучия и защиты, ребенку необходимо стать такой личностью, которой бы гордились его родители, которая стремилась бы продолжать семейные традиции и могла бы успешно добиваться поставленных целей. В книге ритуалов перечисляются обязанности детей перед родителями в следующем порядке: уважение, не совершать поступков, за которые родителям было бы стыдно и, наконец, материальное благополучие и безбедность. Интересно то, что материальное благополучие следует за беспокойством о чести родителей. К сожалению, некоторые молодые люди, особенно те, кто состоит в террористических организациях (например таких, как Японская Красная Армия), совершали бесстыдные поступки, из-за которых их родители не могли вынести позора и вынуждены были покончить жизнь самоубийством. Во всех случаях дети должны быть верны своим родителям, своему окружению и, наконец, самим себе, так, чтобы стать достойными членами общества и своим поведением утверждать высокие моральные устои воспитания, данные родителям.

Каратэ - воинское искусство без оружия, требует упорной, жестокой тренировки и, следовательно, развивает большую физическую силу. Но это не единственная цель, так как каратэ отличается от других видов борьбы тем, что сосредоточивается на духовном росте и совершенстве. По мере того, как воспитанник становится более сильным и ловким, он развивает самосознание, которое преобразует его личные качества. Очень часто родители трудных подростков говорили мне, что их сыновья стали хорошими гражданами и любящими детьми в результате занятий каратэ. Я считаю это доказательством того, какой важный вклад вносит в исправление недостатков современного общества кекусинкай каратэ.

Как я уже отметил, сыновья почтительность является одним из требований, установленных мною для желающих заниматься каратэ. Путь каратэ - путь воинского искусства, путь почтения и уважения родителей. Все пути сливаются в один, все они истинно человеческие и соответствуют богов.
avatar
Путь Кекусинкай - путь воина

Жизнь человека и история всего человечества были бы невероятны без элементов борьбы. Несмотря на то, что не принято говорить об обществе с точки зрения силы, которая может привести к жестокости, сила, несомненно, является важным фактором в борьбе человека. Из разных видов силы добродетель является наивысшей в обществе, в котором борьба существует на всех уровнях, от низкого личного интереса до высоких идеалов. И во всех этих битвах важно победить. Даже в случаях поражения, тем не менее, можно научиться многому, что должно быть использовано для победы в будущих сражениях. Мои победы в каратэ стали основным фактором растущей славы этого наиболее выдающегося искусства боя во всем мире. У меня большое число рекордов в победах над боксерами, борцами, дзюдоистами и даже разъяренными быками. Я уверен, что до тех пор, пока могу применять каратэ, буду непобедим в безоружном поединке. Несколько лет назад в США я поранил белого борца и был остановлен дулом винтовки из-за комплекса превосходства белой расы и антияпонских настроений. Но, несмотря на это, американцы узнали поразительную силу каратэ раньше, чем японцы. И это произошло благодаря моим победам в этой стране. Каратэ произвело сенсацию на Западе, а позднее и в Японии. С другой стороны, настоящая победа вызывает критику с самой неожиданной стороны. Мое действительно эффективное каратэ критиковали другие школы. Например, во время первого Чемпионата Мира я решил проводить соревнования в Центре воинских искусств Будо-Кан в Токио потому, что это было единственно подходящее здание, способное вместить более десяти тысяч зрителей. Мы проводили соревнования в муниципальном гимнастическом зале на 1300 зрителей. Он был переполнен, и около 5000 человек находились на улице из-за нехватки мест. Однако мне сообщили, что Будо-Кан отказал в аренде зала. Я поторопился выяснить причину и узнал от молодого служащего, что там полагали, будто кекусинкай не является действительно правильным стилем каратэ. Он добавил, что сам рассматривает эту школу истинно законной, но был в затруднении что-либо выразить по поводу того, что на соревнованиях другой школы каратэ количество зрителей насчитывало до 3000, тогда как кекусинкай каратэ привлекает свыше 10000. Понимая, что количество приверженцев не оправдывает отказ, представитель Будо-Кана сообщил, что в аренде отказано, поскольку на наших турнирах проливается кровь.
avatar
Это правда, и публика действительно видит небольшое количество крови на татами. Но она льется и на боксерском ринге, а боксерам Будо-Кан никогда не отказывал. Позднее выяснилось, что за этим отказом стоял могущественный руководитель другого направления каратэ. За несколько лет до этого нам предложили финансовую помощь при условии, что наша организация станет членом ассоциации. Но я отказался, так как знал, что такое членство ограничит развитие кекусинкай. Кроме этого, я чувствовал, что получение денег поставило бы нас в категорию профессионалов, тогда как я всегда был уверен, что настоящие представители боевого искусства должны быть любителями. Говоря это, я не имел намерения произвести впечатление, что презираю деньги. Сила (особенно вооруженная) и деньги являются, и всегда являлись, двумя управляющими факторами общества. Но молодые люди не должны поддаваться влиянию только денег и силы, так как они несут ответственность за будущее. Сила и энергия должны помочь им в преодолении стремления к деньгам, подобострастия перед властями и преклонения перед жестокостью. Каратэ кекусинкай предпринимает попытки внушить воспитанникам идеалы справедливости, которые помогают молодым людям твердо противостоять жестокости и власти. Смелость - ключ к такой твердости. Страх поражения влечет величайшую потерю, равносильную потере самого себя. Потеря смелости равносильна поражению. Смелость действительно стимулируется присутствием мощного соперника. Девяносто пять процентов организаций каратэ в мире (все японские) находятся под руководством людей, которые прямо или косвенно являются моими воспитанниками. Но в Японии есть несколько школ каратэ, которые не зависят друг от друга, и поэтому имеют возможность для соперничества. Это путь, по которому надо идти. Я противник объединения всех организаций каратэ.
avatar
До войны было соперничество между двумя лидирующими школами дзюдо: Кодокан - специализирующейся на бросках, и Ботокукай - специализирующийся на захватах. После войны обе организации слились в одну, и это привело к упадку дзюдо. Когда в борьбе нет соперников не на жизнь, а на смерть, тогда вместо действительной силы в тренировочном зале начинает царить политика. То, что теряет свою силу, всегда обречено на поражение, а то, что терпит поражение - разрушается. Воинское искусство создано для победы и, следовательно, ему необходимо соперничество. Но, независимо от силы соперника, всегда победит справедливость. В этом я убежден. Следовательно, каратэ должно быть справедливым видом борьбы. Люди, достойные называться справедливыми, должны бороться со злом, если это необходимо не на жизнь, а на смерть. Что значит жизнь без такого желания встать за справедливость? Личность с развитым чувством справедливости рано или поздно будет услышана другими. Личность, которая верит в собственную справедливость, всегда найдет смелость в борьбе для преодоления противоречия между жизнью и смертью. Вот почему я утверждаю, что справедливость всегда победит. Но путь, выбранный для борьбы, должен лежать в пределах человеческих возможностей.

Все рождаются с инстинктивными желаниями и потребностями в пище, одежде, крове и любви. Истинно смелый человек должен посвятить себя благополучию других и должен пожертвовать жизнью ради борьбы, Необходим самоконтроль всех желаний, иначе это приведет только к извращению. Для человека невозможно быть абсолютно чистым. Неважно насколько суров аскетический путь или как ограничена диета, некоторое количество пищи необходимо принимать для поддержания жизни. Смерть ведет к своего рода чистоте, но умерщвление плоти едва ли может считаться поучительным. В связи с этим, мы должны позволить себе необходимые вещи в пределах обычных законов высоконравственного поведения: пищу, кров, одежду, супругу. Отсутствие этого означает, что человек ненормален или желает обожествления. Люди должны чтить богов, но мы не можем стать богами. Конфуций учил, что человек с достаточным количеством пищи и одежды понимает правила вежливости. Под этим он не подразумевал, что человеку следует добывать пищу и одежду только для себя. Личность, идущая по определенному пути, может знать значение правил вежливости даже без достаточного количества пищи и одежды. Но при обычных обстоятельствах важно делиться с другими всем, что необходимо для нормальной жизни, если ты посвятил себя благополучию людей и общества в целом. В этом особенность конфуцианского понимания человеческой жизни и того возвышенного идеализма, который делает его, по моему мнению, наиболее выдающейся философией, известной человеку. Истинный путь - это применение в сражении своей силы и мастерства не для себя, а ради общества, к которому мы принадлежим. Настоящая смелость рождается лишь тогда, когда она созвучна со справедливостью.
avatar
Приобретение опыта является другим важным основанием для сражения. В молодости, в США и в других странах, я участвовал во многих показательных выступлениях, которые мало чем отличались от борьбы за жизнь, и были весьма опасными. Моей целью было демонстрирование восточного искусства боя перед возможно большим количеством зрителей. Я был полностью серьезен, но эти встречи не были вызваны потребностью в справедливости, которая была нужна, если бы я сражался со злыми людьми за свою жизнь. Но, с другой стороны, хотя эти матчи были противоборством сноровки и силы, они могли принести мне сильные телесные повреждения или даже смерть. Возможно, мне не следовало бы рисковать жизнью и предпринимать чрезмерные усилия, но тогда, страстно желая прославить каратэ и отстоять честь нации, у меня не было иного выхода, кроме боя, и я полагаю, что любой человек, избравший путь воинского искусства, должен пройти через такого рода испытания. Хотя закон запрещает опасные поединки, человек не может узнать истинную глубину воинского искусства, пока не пройдет через это. Это не относится к обычным любителям, но о тех, кто посвятил себя воинскому искусству и не участвовал в подобных поединках, нельзя сказать, что они применили свое искусство так, как намеревались, и достигли целей, к которым стремились.

Я отдаю себе отчет в том, что то, о чем я говорю, идет вразрез с представлением простых людей, ведущих мирный образ жизни, но воинское искусство является полностью воинским. Военные стоят на страже мира, но осуществляют это посредством военной мощи. По этой причине они, естественно, имитируют сражения на соревнованиях. Для тех, кто говорит, что на планете царит мир и нет необходимости в военной мощи, я отвечаю: "Посмотрите на карту мира и перечислите: во многих ли местах в данный момент царит спокойствие..?" Более того, даже во время устойчивого мира никто не может знать, когда разразится война, поэтому военная подготовка всегда необходима. Это означает, что как простым людям, так и тем, кто посвятил себя воинскому искусству, следует обучаться боевым приемам. Для этого требуются инструкторы, причем такие, которые обладают настоящим боевым опытом для того, чтобы разделить его со своими воспитанниками. Накапливание такого опыта влечет за собой опасность получения травмы или даже вероятность быть покалеченным, но ведь нет вещей, в которых можно достичь совершенства на базе теории. Чтобы достичь успеха в качестве бойца, человек должен сталкиваться с действительной опасностью и побеждать. Хотя это и опасно, но в то же время побуждает меня настаивать на том, чтобы мои воспитанники посвящали себя каратэ полностью.
avatar
На примере своей жизни я могу сказать одно: "У меня не было выбора". Поэтому я не настаиваю на том, чтобы люди, для которых каратэ только хобби, предстали перед серьезной опасностью, хотя я очень хочу внушить им то, что выкристаллизовалось из моего опыта. Несмотря на эти разногласия, я действительно верю, что каждый человек неоднократно сталкивался с какой-либо опасной ситуацией, в которой он мог научиться давать отпор, а не бежать в критический момент. Мужчина, не прошедший через это, менее смел, чем женщина, которая встречается со смертельной опасностью во время родов.

Возможно, я единственный, из сильнейших в каратэ, японец, который в послевоенное время действительно участвовал в опасных схватках, и в результате подвергался критике со стороны так называемых мирных каратистов. Но как могут инструкторы, подобные учителям танцев, обучить своих воспитанников боевым приемам, духу каратэ, когда сами ни разу не участвовали в боях? Люди такого рода часто продают себя в качестве телохранителей. Я не уверен, что они могут стать таковыми потому, что никогда не имели жестокого опыта опасных схваток. Я никогда не смог бы продать за деньги то, что получил в результате смертельной опасности в различных ситуациях. Главным, что можно вынести из боя, проводимого на грани жизни и смерти, является справедливость, почтение и верность пути. А приобретение этих качеств всегда обещает победу. По сравнению с ними, деньги и слава - незначительные мелочи.
avatar
Что такое дзэн?

Теперь весь мир знает, что каратэ является самым сильным боевым искусством. Я доказал это победами в многочисленных схватках с ведущими представителями других школ борьбы во многих странах. Следующим доказательством является моя способность сбивать голыми руками рога у разъяренного быка. Чтобы добиться этого, я должен был достичь в моем искусстве совершенства в скорости, выносливости и психологической силы. Людей, видевших мои возможности и силу других инструкторов каратэ, тренировавшихся в Японии и посланных за границу, привлекло это поразительное боевое искусство, и результатом этого явился растущий во всем мире успех каратэ. Нельзя отрицать силу каратэ: все тело становится оружием, способным на то, что непосвященным кажется невозможным. Но сила в каратэ еще не все. Сила - это не более чем верхушка айсберга, это только часть широты и величественности каратэ. Американцы и европейцы часто спрашивали меня, что такое Дзэн. Я отвергаю: "Дзэн - это каратэ, каратэ - Дзэн". Когда спрашивающие возражают, что Дзэн трудно понять, и что он доступен только людям Востока, я говорю, что это неверно. Дзэн везде и в каждом. Когда на это мне задают вопрос: "Каким образом?", я отвечаю: "Обучитесь нескольким приемам каратэ с чистой душой, искренними намерениями и общей духовной собранностью. Если вы это сделаете, противник перестанет существовать для вас, не будет больше врагов или союзников, победа или поражение перестанут иметь значение. Вы достигнете успеха при переходе в состояние Дзэн, когда едите, разговариваете с друзьями, пишите, работаете или практикуете тот или иной вид деятельности. Вот то, что я имею в виду под связью между Дзэн и духом каратэ". Философы и священники делают величайшую ошибку, утверждая, что Дзэн является чем-то неясным, говорят о трудностях в обучении мировоззрению Дзэн. Дзэн существует вокруг нас и внутри нас. Его истинное величие состоит в его доступности. Дзэн - это полное единство тела, намерений и души. Единство такого рода является неповторимым путем к человеческому совершенству и гармонии. Это и есть Дзэн.
avatar
Эпизод из жизни великого самурая Тосицу Емаоки, жившего в первой половине XIX в., иллюстрирует мое толкование. Тосицу был известен как мастер по фехтованию и как человек, познавший Дзэн. Однажды важный правительственный чиновник обратился к нему с просьбой обучить его Дзэн. Он много читал об этом, но хотел услышать все из уст великого мастера. Тосицу попытался склонить его на какой-нибудь другой путь, но чиновник настаивал. Наконец, Тосицу согласился. Приведя чиновника в тренировочный зал, Тосицу велел ему взять тяжелый боевой меч, а сам, вооружившись учебным бамбуковым боевым мечом, занял позицию. Будучи совершенно спокойным, он, казалось, излучал боевой настрой. Чиновник сам неплохо владел клинком, но внезапно после крика, сопровождавшегося мельканием клинка Тосицу, обнаружил, что отступает, и, в конце концов, оказался на полу. Когда чиновник встал, Тосицу отвел его обратно в жилую часть дома и сказал: "К чему вам думать о Дзэн? Вы видели, как я был полностью поглощен моим клинком. Вы много читали, но Дзэн не есть нечто, чему можно научиться из книг". Позднее Тосицу точно предсказал час свой смерти. Когда она приблизилась, он принял позу, применяемую при дзэнском созерцании и, улыбаясь и разговаривая с друзьями и помощниками, мирно почил.

Погружение в состояние Дзэн не только связано с боевым искусством, оно может распространяться и на другие виды человеческой деятельности и все виды искусств. В далеком прошлом, в Китайской империи Су, жил художник, который был так знаменит и талантлив, что о нем знала вся страна. Однажды император вызвал одного из своих слуг и приказал: "Вызвать этого знаменитого художника во дворец. Я хочу посмотреть, на что он способен". Приказ был выполнен. И когда художника попросили написать что-нибудь, тот потребовал для работы спокойное место. Ему предоставили отдельное помещение, и он приступил к работе. В те времена китайская живопись ограничивалась определенными категориями, а именно - пейзажами, и требовала большого мастерства, поскольку картину необходимо было создать в кратчайший срок. Художник оставался во дворце одну неделю, потом другую, и, наконец, 20 дней, не сделав ни одного мазка. Удивленный император вошел в комнату художника и, остановившись позади него, спросил: "Почему же так долго?" Художник не оглянулся и ничего не ответил. Его молчание привело в ярость слугу императора, который хотел жестоко наказать художника. Но император был более великодушен и снисходителен, и велел подождать, сказав, что наказание, если оно необходимо, можно применить с таким же успехом позднее. Через десять дней художник сказал слуге: "Вот моя картина. Покажите ее императору". На картине был нарисован не пейзаж, а тигр. Увидев его, император поразился силе и правдивости изображения. "Это лучшая из картин когда-либо виденных мною", - воскликнул он. "Тигр как живой. Но скажи мне, почему когда я заговорил с тобой, ты молчал? Был чем-нибудь огорчен?". Художник ответил: "Нет, Ваше императорское величество. Просто, когда я создаю картину, я становлюсь тем, что рисую. Когда вы пришли, я был тигром, которого вы видите на картине, а тигры не говорят на человеческом языке". Император понял смысл его слов и с этого момента стал другом и учеником художника. Эта притча описывает мистическую силу человека, погруженного в состояние Дзэн.
avatar
Некоторые примеры можно привести и из других источников. Японский художник Негасава Росецу (1755-99 гг.), ученик Маруямы Оке (1733-95 гг.), полностью отождествлял себя с тем, что он рисовал. Однажды его навестил друг. Подходя к дому художника, он увидел отраженную на тонком листе бумаги оконной шторы тень орла. Подняв штору, он увидел только работающего Росецу. Но интересно то, что в тот момент художник рисовал орла. Говорят, что китайский художник по имени Ю-Ко становился гибким и грациозным подобно бамбуку, которого он рисовал. Известный японский писатель Накабояма Готику (J827-1913 гг.) долгое время был не доволен своими произведениями. Он был поглощен Дзэн, но, по-видимому, недостаточно, так как все образы, которые он рисовал, были похожи на него. Позднее он понял, что должен отождествиться с тем, о чем пишет. И после этого его образы всегда выражали настроение, соответствующее своему назначению. Его вариант образа ддя слова "Весна" вызывал тепло, утонченность и мягкость, а его определение слова "Бог" внушало глубокое почтение.

В людях, тренированных в концентрации, внезапная тревога пробуждает поразительную силу. В Китае был один знаменитый стрелок из лука, который ежедневно тренировался, достигая совершенства. Однажды осенним лунным вечером он пошел в горы стрелять. Вдруг в тени от скалы что-то зашевелилось. Тигр! Изогнувшись и обнажив клыки, зверь был готов к прыжку. Даже знаменитый боец, наверняка, был бы захвачен врасплох таким неожиданным нападением. Но стрелок мгновенно и автоматически сконцентрировал все свое существо на стреле, которую он выпустил из лука. Стрела попала в голову. Не останавливаясь, чтобы посмотреть на пораженного хищника, стрелок повернулся и пошел вниз. Но на следующий день он решил, что должен вернуться к месту происшествия и посмотреть, что за тигра он убил. Он долго искал, но зверя не нашел. Наконец, он повернулся обратно и вдруг увидел, что его стрела вонзилась в огромный камень. Его собранность была так велика, что позволила ему со страшной силой послать стрелу в камень. Эта притча является источником поговорки - "сконцентрированная мысль может проходить сквозь камень". Эта поговорка широко известна на Востоке уже много веков.
avatar
Концентрация жизненных сил и духовное единство производят эффект, о котором человек вначале даже и не подозревает. Помню, один из моих воспитанников избил нескольких хулиганов, издевавшихся над стариком. Хотя я сам участвовал в подобных схватках, но когда определялся мой путь в каратэ, я никогда не вступал в уличные бои, и запретил это делать своим воспитанникам. Я временно запретил молодому человеку посещать тренировочный зал. Но дело на этом не кончилось. Хулиганы полагали, что я защищаю своего воспитанника. Однажды я шел по улице, и внезапно несколько человек преградили мне путь. Напуганные только моим взглядом, они один за другим исчезли. Тогда я понял, что годы тренировки, постоянная борьба на грани жизни и смерти, самоотверженная преданность каратэ - вот то, что позволило мне победить во всех матчах во многих странах. Это, должно быть, отразилось в моих глазах с такой силой, что хулиганы и им подобные не смогли вынести этого и отступили. Я понял тогда, что внутренняя сила - это мировоззрение, и дух каратэ можно использовать во всех аспектах жизни. Эю дало мне возможность жить свободно и без страха. Я достиг состояния Дзэн благодаря долгой тренировке в каратэ. Я полагаю, что возможно достичь этого благодаря преданности и другому виду деятельности. Например, я могу выделить дзэнского патриарха Хакуина, чьи картины рассматриваются современными критиками прекраснее полотен Рафаэля и Пикассо. Но для достижения этого большое значение имеет общее духовное единство, причем достижение такого единства не требует времени или особого места для размышления. Этого может достичь каждый и где угодно. Все, что необходимо, это полностью отдать себя данному моменту, независимо от того, что вы делаете: работаете, едите, торгуете или встречаетесь со своей возлюбленной. Полное духовное единство во всех этих вещах означает постоянную практику Дзэн в любое время и в любом месте: лаборатории - для ученых, библиотеке - для философов, сцене - для актеров и суд - для адвокатов и судей.

Один из многочисленных писателей и поэтов сказал, что его действительно удачные произведения никогда не были результатом преднамеренных усилий, но казалось, сами они воплощались в плоть, когда он растворялся в процессе творчества. Он отмечает, что не считает свое наиболее удачное произведение полностью собственным, и что произведения, созданные исключительно на основе преднамеренных усилий, редко удачны. В классическом труде на эту тему нет преувеличений, когда говорится, что путь бойца является путем познания смерти. Это означает, что бойцы прошлого оставались равнодушными к заботам о славе и известности потому, что настоящий контакт со смертью постоянно держал их в мире клинка. Камиидзуми Кое-Но-Ками - основатель одной из наиболее известных школ в Японии, сравнивал путь самурая с переходом через бурный поток по бревну. Это требует поистине полной концентрации и целеустремленного движения вперед. И если принцип, на котором основано это сравнение, приложить ко всему, то жизнь человека стала бы более плодотворной и свободной от смятения, принесла бы ему большее удовлетворение.
avatar
Управление телом

Что делает руки и ноги в каратэ сильнее, чем в других видах борьбы? Во-первых, сами приемы совершенны. Во-вторых, руки и нога при помощи тренировки становятся сильными и твердыми. Удары рук и ног направлены на тренировочные манекены или связки из жгутов соломы. Это древний путь укрепления этих частей тела. У западных боксеров, которые полагаются на боксерские груши, захваты и кулаки обычно слабее, чем у каратистов. Они также ослабляют руки применением перчаток, чтобы увеличить площадь поверхности кулаков. Кулаки, ступни, суставы и кости пальцев в каратэ должны быть сильнее, так как небрежные удары по соломенным жгутам могут привести к травмам. Но тренировки на соломенных макиварах могут уменьшить скорость. Поэтому надо уделять внимание тому, что может поддержать скорость на должном уровне. Цель - развить эффективность ударов так, чтобы суметь разбить 5-6 или даже более досок кулаком, крушить камни или сбить рога у быка. Физическая тренировка является одним из объяснений мощи каратэ. Но другим, не менее важным фактором, является психологическое единство или настрой. Духовные и умственные аспекты, упорство и преданность подчеркиваются во всех восточных боевых искусствах и в большинстве видов спорта, которые культивируются в Японии. Но сегодня некоторые молодые люди настаивают на том, что им не интересны эти вещи - они хотят обучаться только приемам. Такое отношение получает все большее распространение, так как молодежь рассматривает умственные и духовные аспекты боевого искусства как оборонительные. Другими словами, молодые люди никогда не испытывали действия этих аспектов на человеческом теле.

Восточный режим тренировки возбуждает конкретные системы организма для полного единства души и тела. Такие тренировки важны не только для технических приемов, но и для повседневной жизни. Они заключаются в трех аспектах: регулирование дыхания, управление областью живота через регулирование дыхания и созерцание. Тренировки включают в себя определенные ритуалы и церемонии, которые должны рассматриваться как простые обряды. В восточных сказаниях прошлого говорится, что духовный центр человеческого существа расположен в области живота (солнечного сплетения). Когда центр разума концентрируется там же, человек находится в оптимальном психологическом состоянии. Предполагается, что для управления духом важно управление областью живота.
avatar
Японское слово для обозначения брюшной части тела, которая очень важна ддя духовного единства и общей силы тела, - тандэн. Тандэн является центром тяжести тела, и руки и ноги движутся вокруг него. При идеальных условиях вся сила, производимая телом, возвращается к нему. Сила в тендене психологически управляет силой бедер и мышц в области живота. Сила тандэна или ее отсутствие проявляют себя в степени гибкости позвоночника, силы сокращения и сжатия кишечника, силы мускулов живота и силы сжатия заднепроходных мышц. Другими словами, чем сильнее мышцы, кости и суставы бедер в области живота, тем больше общая сила тела. Но тандэн не только важный физический центр, это также и психологический центр человека. Такое совмещение функций подтверждает восточную философию единства души и тела. Тело является вместилищем для души, душа проявляет себя в плоти. Два в одном. Мировоззрение, основанное на этой философии, свободно от двойственности и противоречий. Человек, объединивший дух и тело, не чувствует разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Короче говоря, тренировка духа требует тренировки тела.

К сожалению, слишком много восточных философов сегодня изучают только изречения Лао-цзы, Шэкьямуни (исторического Будды) и Бодхидхармы (Великого буддийского главы, патриарха и миссионера), не уделяя внимания практической тренировке, которой все эти мудрецы придерживались. Пренебрежение данными аспектами частично сказывается на болезненности современного человека. В качестве системы тренировки древние восточные методы достигают своего идеального воплощения в системах тренировок каратэ и особенно в кекусинкай каратэ. Регулирование дыхания, первостепенный метод для достижения духовного и физического единства, долго преподавался Йогой, а таже Дзэном и другими буддийскими системами. Различие рассматриваемых систем основано на способах брюшного дыхания, в котором присутствует глубокий вдох, короткая задержка и медленный выдох. Все эти системы поддерживают теорию тандэна. В совершенной форме этого метода дыхания человек делает вдох таким образом, что воздух сначала заполняет брюшную полость, затем грудную клетку и, наконец, достигает ключиц. Затем делается короткая задержка, и остановившийся воздух с силой направляется вниз брюшной полости, тандэн напрягается. Наконец, воздух равномерно выдыхается. Этот вид дыхания должен выполняться как можно дольше, и доходит для некоторых людей до трех минут на один цикл вдох - выдох. В кекусинкай каратэ подобный метод дыхания выполняется в стоячей или сидячей позе созерцания Дза-Дзэн.
avatar
В последние годы научные исследования подтвердили важное значение этого метода. Хотя в далеком прошлом человекообразные обезьяны ходили с менее горизонтальной осанкой, со временем они стали стоять прямо и ходить на двух ногах. Это явилось причиной увеличения объема грудной клетки и заставило человека дышать животом в меньшей степени, чем других животных. Структура человеческого тела является единственной, в которой дыхание можно легко отделить от других функций. Хотя осанка сделала возможным развитие человеческого мозга, она вызвала неестественную манеру дыхания, при которой уставший человек обычно наклоняется вперед. Это сильно сокращает амплитуду дыхания. 3000-4000 лет назад индийские йоги придумали свою методику глубокого дыхания животом для того, чтобы компенсировать структурные недостатки человека, появившиеся из-за его способности стоять или ходить прямо. В дополнение к сказанному, эта система дыхания укрепляет тандэн и, путем стимулирования блуждающего нерва в ягодицах, приносит душевное спокойствие. В процессе тренировки кекусинкай каратэ предписывается повторение дыхательных упражнений Ибуки, которые активизируют глубокое дыхание животом, снимают усталость и позволяют человеку достигнуть максимальной общей силы тела. Для дыхания Ибуки надо встать в позу Хэйсоку, Санчин или Хэйко и сделать насколько возможно глубокий и продолжительный вдох. Во время вдоха поднять руки вверх, описывая широкий круг, и скрестить их перед лбом. Напрячь тандэн и все мышцы тела, затем кончики указательных и средних пальцев плотно сжать, и концентрироваться на силе, ведущей во внутрь, пока тело не задрожит. Затем раскинуть руки в стороны так, чтобы они выполнили движение "ножницы" перед грудью. Сохраняя локти в согнутом положении, сделать естественный выдох с громким звуком. При завершении выдоха опустить руки в исходное положение, вытолкнуть из легких (словно подкашливая) остатки воздуха и снова сделать вдох. Этот цикл, повторяемый 4 или 5 раз, восстановит дыхание после очень утомительного периода тренировки.
avatar
Выполнение этих упражнений перед практикой Тамэсивари позволит выработать взрывную силу, необходимую для разбивания досок, черепицы или чего-либо другого. Внезапное выкашливание (выбрасывание) остатков воздуха отрабатывается для мгновенной концентрации сил. Такая сила должна исходить не от пальцев, а от тандэна центра тела. Напрягая сначала тандэн, затем подмышки и, наконец, кончики пальцев, добивайтесь, чтобы сила исходила от центра к периферийным участкам тела. В схватках, когда противники стоят лицом друг к другу, такой способ дыхания может выполняться во внешнем или внутреннем варианте. Во внешнем варианте выдох происходит медленно, во внутреннем быстро. В обоих случаях дыхание учащенное. Как и варианты, применяемые в Дзэне, Йоге и даосизме, все дыхательные упражнения в каратэ используют брюшную полость и укрепляют тандэн для увеличения скорости и мощи ударов рук и ног. Когда тандэн в хорошем состоянии, то тело и душа едины, а плоть сильна. Согласованность между душой и телом очень важна в каратэ, в котором скорость и вырабатывание взрывной силы жизненно необходимы. Следовательно, сила в тандэне имеет существенное значение. К тому же движения в каратэ имеют такую природу, при которой важную роль в них играет участие тандэна. Сегодня тренировка в школе Дзэна в основном сконцентрирована на созерцании в сидячем положении. Но человек активное существо, для которого долгое сидение неестественно. Каратэ - это активный Дзэн, живой Дзэн. Древний японский поэт, приверженец дзэн-буддизма, завезенного в Японию в XI] веке из Китая, советует рассчитывать только на свои собственные силы для обретения большой смелости и умения встретить смерть без сожаления. По-моему, обучение боевому искусству - это кратчайший путь к озарению и овладению общим состоянием Дзэн. Большинство религий включают в себя какой-нибудь вид аскетизма или различных ограничений для тренировки души и тела. Шакьямуни отвергал чрезмерную практику аскетизма. Он подвергнул себя шестилетнему испытанию аскезой, но оно не привело его к озарению. Однако после того, как он достиг озарения через глубокое раздумье, он продолжал тренировать свое тело, предпринимая долгие путешествия.
avatar
Он отрицал не столько физическую тренировку, сколько исключительно суровую аскетическую практику, предполагающую превзойти человеческие силы. Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей, а Мухамед был озарен после усердного аскетического воздержания. Однако история не может сохранить для нас сами живые режимы тренировки. Единственное, что от них осталось - это письменные описания. Люди изучают и оценивают эти описания и используют в своей тренировке. Бодхидхарма включил в учение, которое он позаимствовал в Индии, нечто очень похожее на тренировку каратэ. Известная система боя Шаолинь-сы основана на письменных источниках, приписываемых Бодхидхарме. Положения, применяемые в практике давно прошедших дней, можно увидеть в скульптурах XII века, связанных с Шаолинь-сы. Говорят, что Бодхидхарма провел девять лет в размышлениях. Это неестественный и нездоровый образ жизни. Следовательно, большое значение имеет то обстоятельство, что в дополнение к размышлению в положении сидя, он учил активной системе тренировок. За основу он взял изучение приемов безоружных поединков для самозащиты и управления телом, поскольку монахи не могли применять оружие, следуя буддийским заповедям. Однако, физические упражнения и техника защиты без оружия имели большое значение для их нормальной жизнедеятельности. Со временем китайский Дзэн Чань отошел от тренировок в безоружных схватках и полностью переключился на размышления сидя, на созерцание и диалоги. Контроль дыхания при дзэнском созерцании, как я уже объяснил, очень важен в развитии духовной концентрации. Между прочим, долгое чтение вслух в сидячем положении древнеиндийских рукописей имеет действие дыхательных упражнений. Мы используем нечто подобное в наших тренировках. Перед тренировкой каждый принимает положение, используемое для дзэнского созерцания, и наизусть повторяет наставления зала. Как было уже показано, каратэ включает ряд элементов из духовных и физических систем тренировок различных религий и философий. В этой связи только конфуцианство остается в стороне, хотя оно и включает в себя стрельбу из лука, как один из шести видов искусств, учит определенной системе физического развития. Представители японского воинского искусства приняли на вооружение физические и духовные методы развития из системы дзэнбуддизма, но они обратились к конфуцианству, как к руководству в вопросах почтения и преданности старшим. Другими словами, в плане религиозной и физической тренировки, в отношении к поединкам, их руководством был Дзэн, но они следовали учению Конфуция в социальном направлении. Недостаток конфуцианства состоит в отсутствии наставлений по физическому развитию, а Дзэн сегодня излишне односторонен в пропагандировании уединенной жизни в отдаленных местах. Мы должны принять Дзэн без отрыва от общества и обращаться к Конфуцию для руководства жизнью в обществе наилучшим образом.
avatar
Когда душа утвердилась в области живота как результат контроля дыхания и укрепления тандэна, вы будете в состоянии мыслить разнообразно и правильно. Много споров посвящено духовной подготовке, но мало что можно понять с помощью одного разума. Совершенно справедливо то, что наука систематизировала огромное количество учений, чо она все еще не в состоянии объяснить человеку как следует жить. Есть вещи, которые нельзя определить только человеческим разумом. Западная наука все еще не в состоянии определенно сказать едины дух и тело или различны, что стоит на первом месте. Большинство восточных философий придерживаются точки зрения, что душа и тело едины, что тренировка того и другого должна проводиться одновременно. В этом и заключается значение регулирования дыхания, укрепления тандэна и концентрации сознания в тандэне. Когда это сделано, вы сможете воспринимать все вещи такими, какие они есть. Двойственность и противоречия перестанут существовать. Достижение этого состояния, то есть физического и духовного единства, является важнейшей целью каратэ.
avatar
О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной

Женщина одновременно является величайшей радостью и величайшей печалью мужчины. Женщина придает мужчине силу и вдохновляет в жизни и в борьбе. Она придает очарование жизни. Воины часто умирали в битвах со словом "мама" на устах. Мужчины важничают и хвастают, но это не означает, что они сильнее, чем женщины. На самом деле женщины обладают своего рода силой, которая достаточно велика, чтобы сдерживать силу и деятельность мужчины. Жена каждый день остается дома со своим хозяйством, а мужчина, возвращаясь домой после деловых контактов, понимает, что он должен много работать, чтобы содержать семью, особенно когда в ней появился ребенок. Мужчины обычно делят женщин на три вида: матерей, жен и соблазнительниц, которые являются только объектом полового влечения. И то, как человек относится к этим женщинам, является одним из наиболее важных аспектов жизни. Отношение к матери более однозначно, чем к остальным женщинам. Дети должны всегда уважительно относиться к своим матерям. И мужчины, чьи матери живут долго, очень удачливы. Но характер отношения к женам и женщинам, как к объекту полового влечения, также имеет глубокое значение. Ясно, что человек не должен находиться под властью женщины третьей категории. В идеальном смысле, мужчина должен рассматривать всех женщин, кроме матерей и жен, как своих сестер. Но большинство мужчин не едины в этом вопросе. Я знал некоторых людей, на которых мало влияли сексуальные влечения и для которых то, что я скажу в этой главе, несущественно. Может быть, большинство таких мужчин удачливы, но большинство из нас подвержены "танталовым" мукам из-за женщины. Для того, чтобы понять, что я имею в виду, необходимо увидеть дурацкие усмешки на лицах некоторых мужчин, смотрящих вслед проходящим женщинам. В течение жизни мужчина неизбежно имеет связь с одной или двумя женщинами. Это нормальное явление, но влюбленность никогда не должна быть основной целью человека. Любите женщин, но не позволяйте им руководить вами. Ни один мужчина не должен позволять себе, чтобы над ним властвовала женщина. Такое превосходство означает, что мужчина становится слишком привязан к дому, к семье.
avatar
Мужчина не должен искать мира и спокойствия. Он должен искать приключений, должен контролировать и тренировать себя, должен сражаться и всегда быть первым. Человек должен определить для себя цель и жить для ее достижения. Мужчина, погрязший в домашних заботах как хороший муж и отец, кончает тем, что теряет уважение жены и детей.

Говорят, что главная проблема современного молодого поколения состоит в том, как оно воспитывалось. Их отцы, выросшие в годы Второй мировой войны, потеряли духовную опору в эти тяжелые времена. Став домоседами, они уронили престиж в глазах своих детей. Я думаю, это печально. Почему отцы в Японии должны терпеть личное поражение из-за поражения нации? Они могли найти что-то новое, что послужило бы стремлением к вдохновению и могли бы идти вперед к реализации своей мечты. В послевоенный период было широко распространено словосочетание "крушение надежд". Это было неправильно. Этого слова надо было избегать также, как и большого рвения к готовности принять позу побежденного. Япония не должна была сдаваться из-за одного поражения. Позднее наступил период быстрого экономического роста и большого влияния культуры Запада. Я не считаю это истинным возрождением, так как в стремлении заимствовать культуру из других стран, Япония потеряла свою собственную душу. Сегодня японцы сосредоточены на том, чтобы быть хорошим мужьями и отцами. Они потеряли вкус к приключениям. Они больше не бросают вызов смерти. Ранее я заметил, что мужчины могут быть слабее женщин, когда теряют желание бороться, и это действительно правда. Но мужчина силен, когда у него есть цель, за которую надо бороться, и хорошая женщина, которая вдохновляет его на борьбу. Прожив несколько лет с моей возлюбленной, я ушел в горы тренироваться каратэ и не видел ее, и даже не посылал открытки в течении семи лет. Затем я отправился за границу пропагандировать свое искусство. Пока я отсутствовал, она родила ребенка. У нее не было денег и она чувствовала, что не может обратиться за помощью к своей семье. Поэтому она не могла рассчитывать даже на мизерную помощь.
avatar
Но она все-таки верила, что я вернусь. Да, я вернулся после того, как достиг успеха демонстрации сбивания рогов у живых быков. Но даже тогда у меня не было источников дохода. Она кормила меня, и я даже не знаю, где она работала, чтобы достать деньги. Путь женщины также требует стойкости и упорства как и мужской. Эта женщина стала моей женой.

Теперь я знаю, что странствующий искатель приключений идеальный образ мужчины, и что терпеливая добродетельная женщина, ожидающая даже тогда, когда ей, казалось бы, нет никакой надежды - это идеальный образ женщины. Сейчас широко обсуждается свободная любовь. Я часто говорю об этом с моими воспитанниками, многие из которых за такую любовь до тех пор, пока я не спрашиваю их, кого они предпочтут в невесты: девственницу или женщину, которая ведет распутный образ жизни. Большинство из них, безусловно, выбрали бы первую. Но не логично самому защищать свободную любовь и требовать при этом порядочности от женщины. Если бы любовь не сопровождалась глубокими человеческими, эмоциональными и личными отношениями, она ни на шаг не отличалась бы от мастурбации. Так как секс должен включать в себя глубокие, трогательные переживания, чтобы быть значимым, он должен ограничиваться одним партнером. Он не должен походить на танец, в котором партнеры меняют друг друга. Поэтому идеальные отношения между мужчиной и женщиной должны быть такими, когда оба знают и уважают друг друга. Из таких отношений складываются настоящие романтические любовные истории. Романтичность очень важна, так как любимый человек и только он является единственным, соответствующим, подходящим в целом мире.

Я уже отметил, что человек в своей жизни должен любить нескольких женщин, но это не означает, что должно увеличиваться количество любовных историй, поскольку все нечистоплотные связи, через которые пройдет человек, потеряют всю романтичность и будут далеки от удовлетворенности.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.