Словарь терминов карате Кекусинкай.
.............Общие понятия...........
Сосай – основатель стиля – Масутацу Ояма.
Канчо (Канте) – директор организации
Шихан (Сихан) – мастер с 5-го Дана.
Сэнсэй – учитель, наставник (3-ий, 4-ый дан).
Сэмпай – старший ученик.
Кохай – младший ученик.
Доджо (Додзе) – зал (место следования Пути).
Дан – мастерская степень.
Кю – ученическая степень.
Доги – одежда для тренировок.
Кихон – тренировка техники без партнера.
Рэнраку – комбинации.
Ката – форма, комплекс
Кумитэ – спарринг.
Самбон кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага.
Якусоку кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг.
Джию кумитэ (Дзию кумитэ) – свободный спарринг.
Тамэшивари (Тамэсивари) – разбивание твердых предметов.
Бункай – разъяснение.
Ибуки – силовое дыхание.
Ногарэ – мягкое дыхание.
Осу (Ос) - традиционная форма приветствия, выражения понимания, согласия и уверенности.
Команды
Сэйдза – опуститься на колени.
Мокусо – закрыть глаза.
Мокусо ямэ – открыть глаза.
Рэй – поклон.
и – приготовиться.
Хаджимэ (Хадзимэ) – начать.
Ямэ – закончить.
Маваттэ – повернуться.
Хантай – смена.
Наорэ – вернуться в исходное положение.
Ясумэ – расслабиться.
Сосай – основатель стиля – Масутацу Ояма.
Канчо (Канте) – директор организации
Шихан (Сихан) – мастер с 5-го Дана.
Сэнсэй – учитель, наставник (3-ий, 4-ый дан).
Сэмпай – старший ученик.
Кохай – младший ученик.
Доджо (Додзе) – зал (место следования Пути).
Дан – мастерская степень.
Кю – ученическая степень.
Доги – одежда для тренировок.
Кихон – тренировка техники без партнера.
Рэнраку – комбинации.
Ката – форма, комплекс
Кумитэ – спарринг.
Самбон кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага.
Якусоку кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг.
Джию кумитэ (Дзию кумитэ) – свободный спарринг.
Тамэшивари (Тамэсивари) – разбивание твердых предметов.
Бункай – разъяснение.
Ибуки – силовое дыхание.
Ногарэ – мягкое дыхание.
Осу (Ос) - традиционная форма приветствия, выражения понимания, согласия и уверенности.
Команды
Сэйдза – опуститься на колени.
Мокусо – закрыть глаза.
Мокусо ямэ – открыть глаза.
Рэй – поклон.
и – приготовиться.
Хаджимэ (Хадзимэ) – начать.
Ямэ – закончить.
Маваттэ – повернуться.
Хантай – смена.
Наорэ – вернуться в исходное положение.
Ясумэ – расслабиться.
Ичи (ити) – 1
Ни – 2
Сан – 3
Ши (ен) (си) – 4
Го – 5
Року – 6
Шичи (Сити) - 7
Хачи (Хати) – 8
Ку – 9
Джу (Дзю) – 10
Хайсоку–Дачи (дати) – ступни вместе.
Мусуби–Дачи (дати) – пятки вместе носки врозь.
Хэйко–Дачи (дати) – ступни параллельно на ширине ступни.
Фудо – Дачи (дати) – пятки на ширине плеч, носки развернуты.
Учихачиджи-Дачи (Утихатидзи-дати) – пятки на ширине плеч, носки развернуты внутрь.
Дзэнкуцу-Дачи (дати) – стойка с передней приклоненной ногой.
Кокуцу-Дачи (дати) – стойка с задней приклоненной ногой.
Санчин- Дачи (Сантин-дати) – стойка "песочных часов".
Киба-Дачи (дати) – стойка всадника.
Нэко Аши-Дачи (Нэкоаси дати) – стойка "кота".
Цуру Аши-Дачи (Цуруаси дати) – стойка "цапли".
Какэ Аши-Дачи (Какэаси дати) – "скрученная" стойка, с заступом ноги сзади.
Джию-Камаэтэ-Дачи / Кумитэ-Но-Камаэ (Дзию Камаэтэ дати) – боевая стойка.
Джодан (Дзезан) – верхний (голова, шея).
Чудан (Тюдан) – средний (корпус).
Гэдан – нижний (ниже пояса).
Взаимное положение конечностей
Ои – одноименное.
Гяку – разноименное.
Стороны
Хидари – левая.
Миги – правая.
Направления
Аго – вверх.
Маэ – вперед.
ко – в сторону.
Уширо (Усиро) – назад.
Маваши (Маваси) – круговое.
Ороши (Ороси) – вниз.
Руки:
Сэйкэн – кулак (передняя часть).
Уракэн – перевернутый кулак (тыльная часть).
Тэццуй – "кулак молот"
Шуто (Сюто) – "рука нож" (внешнее ребро ладони)
Хайто – внутреннее ребро ладони.
Шотэй (Сетэй) – "пятка" ладони.
Кокэн – запястье.
Нукитэ – "рука копье" (ладонь с выпрямленными четырьмя "ехон" пальцами).
Хиджи (Хидзи) – локоть.
Чусоку (Тюсоку) – подушечки пальцев стопы.
Сокуто – "нога нож" (внешнее ребро стопы).
Тайсоку – внутренняя выемка стопы.
Хайсоку – подъем стопы.
Хидза – колено.
Аши (Аси) – стопа.
Какато – пятка.
Сунэ – голень.
Удары руками
Толчковые кулаком:
Сэйкэн-Цуки – удар кулаком.
Татэ-цуки – удар кулаком расположенным вертикально.
Моротэ-Цуки – удар двумя руками.
Джун-Цуки (Дзюн-цуки) – удар в сторону.
Сэйкэн-Аго-Учи (Ути) – прямой удар кулаком в подбородок.
Тэццуй-Коми-Ками-Учи (Ути) – удар "молотом" сбоку, снаружи по голове в висок.
Тэццуй-Ороши-Гаммэн-Учи (Тэццуй-ороси-гаммэн ути) – удар "молотом" сверху по голове.
Тэццуй-Хидзо-Учи (Ути) – удар "молотом" сбоку снаружи по ребрам.
Уракэн-Шомэн-Гаммэн-Учи (Уракэн Семэн Гаммэн Ути) – удар перевернутым кулаком вперед в лицо.
Уракэн-Саю-Учи (Ути) – удар перевернутым кулаком в сторону сверху в лицо.
Уракэн-Хидзо-Учи (Ути) – удар перевернутым кулаком в сторону сбоку по ребрам.
Уракэн-Маваши-Учи (Уракэн Маваси Ути) – круговой удар перевернутым кулаком в голову.
Шуто-Гаммэн-Учи (Сюто Гаммэн Ути) – удар ребром ладони сбоку по голове, по шее.
Шуто-Сакоцу-Учи (Сюто Сакоцу Ути) – удар ребром ладони сверху по ключице.
Шуто-Сакоцу-Учикоми (Сюто Сакоцу Утикоми) – прямой (режущий) удар ребром ладони по ключице.
Шуто-Хидзо-Учи (Сюто Хидзо Ути) – удар ребром ладони сбоку снаружи по ребрам.
Шуто-Учи-Учи (Сюто Ути Ути) – удар ребром ладони наотмашь в сторону по голове (шее).
Хидза-Гэри – удар коленом.
Кин-Гэри – удар подъемом стопы в пах.
Маэ-Гэри – прямой удар вперед в корпус или голову (подушечками пальцев).
Маэ-Кэагэ – маховый удар вперед и вверх.
Учимаваши (Утимаваси) – маховый круговой удар внешней частью стопы изнутри.
Сотомаваши (Сотомаваси) – маховый круговой удар стопой снаружи внутрь.
Маваши-Гэри (Маваси-гэри) – круговой удар.
ко-Кэагэ – маховый удар в сторону внешним ребром стопы.
ко-Гэри – удар ребром стопы в сторону.
Кансэцу-Гэри – удар ребром стопы в коленный сустав.
Уширо-Гэри (Усиро Гэри) – удар пяткой назад.
Уширо-Маваши-Гэри (Усиро Маваси Гэри) – обратный круговой удар с "вертушкой".
Сэйкэн-Джодан-Укэ (Сэйкэн Дзедан Укэ) – верхний блок предплечьем (кулак сжат).
Чудан-Сото-Укэ (Тюдан Сото Укэ) – блок снаружи внутрь предплечьем на среднем уровне.
Чудан-Учи-Укэ (Тюдан Ути Укэ) – блок изнутри наружу предплечьем на среднем уровне.
Гэдан-Бараи – нижний блок предплечьем вперед.
Учи-Укэ-Гэдан-Бараи (Ути Укэ Гэдан Бараи) – двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровне.
Моротэ-Укэ – блок в положении Учи-Укэ, усиленный второй рукой.
Маэ-Маваши-Укэ (Маэ Маваси Укэ) – передний круговой блок.
Шуто-Маваши-Укэ (Сюто Маваси Укэ) – круговой блок в позиции Шуто.
Шотэй-Укэ (Сетэй Укэ) – блок пяткой ладони.
Кокэн-Укэ – блок запястьем.
Хиджи-Укэ (Хидзи Укэ) – блок локтем внутрь.
Осай-Укэ – накладка ладонью.
Сунэ-Укэ – блок голенью
Хидза-Укэ – блок коленом.
Шомэн (Семэн) - вперед
Сагари (уширо) (Усиро) – назад.
Ои-Аши (Ои Аси) – движение, вперед не меняя стойки.
Окури-Аши (Окури Аси) – движение с шагом вперед меняя стойку.
Коса - разножка.
Фуми-Аши (Фуми Аси) – движение с подшагом вперед.
Маэ Коса - движение вперед через Какэ Аши (заступ ступней спереди)
Уширо Коса (Усиро Коса) – движение вперед через Какэ Аши (заступ ступней сзади)
Предисловие:
Ката - это так называемые "формальные" упражнения в Каратэ. Исторически ката возникла как способ "устного запоминания" комплекса приемов и передачи его из поколения в поколение в процессе обучения. По-этому до сих пор в традиционных школах Каратэ ката ценят за их учебно-методические возможности. Выполнение этих упражнений способствует развитию чувства пространства, позволяет улучшить боковое зрение, шлифует каноническую технику, влияет на уровень психологической подготовки и т.д. В Киокушинкай Каратэ используются многие учебно-методические резервы, заложенные в ката. При этом особое внимание (как и в Годжу-рю) уделяется правильному дыханию. Это не случайно, так как общепризнано, что именно дыхание является подлинным секретом восточных единоборств.
В настоящее время система ката Киокушинкай Каратэ канонизировалась. Не смотря на внешнее сходство отдельных ката с аналогичными формами таких школ, как Шотокан, Вадо-рю, Годжу-рю, ката Киокушинкай Каратэ имеют специфику не только в плане технических канонов стиля, схем перемещения, методике обучения. Она с полным основанием могут быть названы школой дыхательного контроля и воспитания сильной психологической позиции, необходимой для борьбы.
Школа Киокушинкай Каратэ в настоящее время канонизировала 19 ката. Это 1-3 Тайкиоку, 1-5 Пинан, Санчин-но-ката, Тэн-шо, Янцу, Сайфа, Гекусай-дай, Гекусай-шо, Сэйенчин, Канку-дай, Канку-шо, Суши-хо и Гарю.
В Киокушинкай Каратэ можно выделить две основные группы формальных упражнений: ката (1), выполняемые со скоростью борьбы, и ката (2), выполняемые медленно, с полным мышичным напряжением и силовым дыханием "ибуки". При этом в ката первой группы встречаются иногда медленные движения, в ката второй группы - быстрые. Кроме того, используются и формы, сочетающие разные методические принципы. Все изложенное касается идеального канонического выполнения этих упражнений. Помимо этого практикуются учебно-вспомогательные режимы тренировки, позволяющие постепенно овладеть различными методами дыхания, необходимыми для борьбы, и скоординировать дыхание со сложными действиями.
При выполнении ката, совершаемых со скоростью борьбы, в Киокушинкай используется естественное дыхание животом, где активной фазой является выдох, а вдох производится рефлекторно в подготовленых и промежуточных движениях. В идеале дыхание должно быть скрытым, незаметным для противника, кроме отдельных выкриков "киай" на выдохе, где достигается наибольшая концентрация. Однако для овладения правильной координацией дыхания и движений применяются подготовительные формы дыхательно-двигательнго контроля, где дыхание может озвучиваться. Они используются чаще всего при освоении простейших ката. Проработка ката с разным ритмом дыхания очень важна также для поэтапного решения базовых технических задач, поскольку внимание в разных случаях сосредотачивается на особых элементах техники
1.
Медленный вдох - медленный выдох. Этот дыхательный цикл распределяется на один технический элемент: вдох - на начальную фазу поворота (с прикрытием жизненного центра, например, паха, лица, и замахом для последующего блока) или на перемещение (шаг в стойке); выдох - на завершение поворота (блок с реверсивным отводом другой руки под грудь), то есть с "хикитэ" или на контратакующий удар (с предварительным обозначением уровня удара и реверсом другой рукой). В результате в центре внимания - принципиально важная начальная фаза поворота и правильная форма блокировки и контратаки.
2.
Быстрый вдох - медленный выдох. Здесь главное - сохранение правильной формы начальной фазы поворота и соответственно перемещений в стойках при резком увелечении скорости. Медленное завершение блока или контратаки позволяет собраться для очередного быстрого поворота или перемещения.
3.
Медленный вдох - быстрый выдох. Здесь решается противоположная задача: на начале поворота или перемещения - сосредоточение для резкого, мощного и правильного по форме завершения блока или контратаки.
4.
Быстрый вдох - быстрый выдох на каждую фазу блока или контратаки. Такой дыхательный цикл расчленяет каждый элемент на фазы (поворот-блок или шаг-удар) с небольшой паузой (расслабление), которая позволяет собраться и выполнить технику правильно (по форме и с большой концентрацией).
5.
Быстрый вдох - быстрый выдох на каждый отдельный блок или удар. Этот цикл позволяет сливать фазы каждого технического элемента "накатом", то есть сводить до сводить до минимума время фиксации начальной фазы движения, чтобы всю мощь вложить в завершение блока или удара.
Все эти режимы учебной работы, осваиваемые последовательно, подготавливают переход к координации дыхания уже не по отдельным элементам, а по связкам: например, в Тайкиоку - это блок-удар (или серия ударов). В связках быстрый вдох всегда происходит на начальную фазу первого движения (поворота, шага), а быстрый выдох "растягивается" на завершение блока и удар. При этом, не смотря на достаточную фиксацию и мощь блока, основная концентрация - на ударе, так как он синхронизируется с завершением выдоха. В учебном освоении связок с таким дыханием сосредоточение происходит в паузах между связками (в Тайкиоку на коротких осях эти паузы чуть меньше, чем на длинных "дорожках", где перемещение завершается выкриком).
Идеальное каноническое выполнение ката предполагает сокращение пауз между короткими связками, которые приближаются к "накату", и пропорциональное сокращение более долгой паузы после выкрика. Иными словами - это выполнение ката со скоростью борьбы, с концентрацией, с координацией движений по связкам, с правильным дыханием и ритмом.
При выполнении замедленных силовых ката в Киокушинкай применяется метод дыхания "ибуки". "Ибуки" - это силовое дыхание животом, которое улучшает состояние мышц, позу, пищеварение, снимает нервное напряжение. "Ибуки" укрепляет живот, диафрагму, межреберные мышци. Оно позволяет принимать мощные удары в корпус и мгновенно приводить мышцы в нормальное положение. Оно снимает отдышку (например, после быстрого бега), возвращает из полуобморочного состояния (например, после нокаутирующего удара). "Ибуки" упорядочивает весь процесс дыхания и тем самым не только позволяет наиболее эффективно выполнять технические приемы, но и способствует общей духовной уравновешенности, помогает преодалевать чувство страха, переносить боль. "Ибуки" в целом позволяет достичь необходимого для борьбы нервно-мышечного тонуса, состояния сознания, психологического настроя - то есть тотальной концентрации всех жизненных ресурсов организма. Дыхание "ибуки" (как и другие методы дыхания - "ногарэ", "гяку") лежит в основе всего процесса обучения в Киокушинкай
В дыхании по методу "ибуки" вдох выполняется носом и быстро выдох, который требует, чтобы рот был открыт, диафрагма напряжена и оттуда шло мощное равномерное дыхание, аналогичное крику, но не переходящее в него. Звук, который издается при выдохе - нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Голосовые связки в этом звуке не учавствуют. Осваивая "ибуки", вначале выдох можно выполнить тихо, постепенно училивая его мощь (и соответственно училивая мышечную концентрацию), представляя в идеале рев ракетного сопла.
Простейшая учебная позиция для "ибуки" - ноги на ширене плеч. На быстрый вдох руки оттягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный напряженный выдох руки опускаются вдоль корпуса ладонями вниз. Когда весь воздух вышел, дыхание блокируется, и последний остаток воздуха выжимается "выхлопом" за счет подбивающего движения тазом вперед. При повторении дыхания новый вдох (благодаря полнейшему выдоху) получается рефлекторным - воздух быстро втягивается ("засасывается") в высвобожденные легкие (все мышци расслаблены). После этого дыхание на долю секунды блокируется и снова начинается напряженный выдох.
Владение дыханием "ибуки" способствует усилению "взрыва энергии", который в отдельных случаях выражается криком "киай", который должен быть кратким, напряженным и идти из живота, а не только из горла. Это облегчает общую концентрацию. В каждом ката обычно применяется два вида выкрика в наиболее решающие моменты воображаемой борьбы с несколькими противниками.
Тайкиоку - "пеpвопpичина", "Великий Пpедел" (аналогично китайскому Тайцзи). Ката созданы Гитином Фунакоси. Изучение ката Масутацу Ояма сpавнивает с овладением ползанием, пpежде чем pебенок научиться ходьбе по Пути Каpатэ. Hазвание Тайкиоку связывается также с умением видеть целое, не сосpедоточиваясь на деталях.
Пинан - "миpное сознание", "миp и гаpмония". Эти ката были созданы Анко Итосу (инстpуктоpом Фунакоси) в 1905 году, как упpощенная веpсия более сложных китайских фоpм - Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обpетение миpного настpоения, гаpмонии тела и духа.
Санчин (Санчин-но-ката) - "тpи точки", "три фазы". Является древнейшей ката Каpатэ, завезенной из Китая на Окинаву Канpе Хигаонной и ставшей в последствии основой обучения в стиле Hаха-тэ. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхаpме и монастыpю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеркивается единство тpиады pазличных свойств, развиваемых благодаpя Санчин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скоpость, сила и дыхание; внутренние органы, циркуляция кpови и неpвная система; и, наконец, тpи вида энеpгии - ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафpагме (хаpа) и в нижней части живота (тандэн). Санчин - это изометpическая ката, в котоpой каждое движение выполняется с полной концентpацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укpепление мышц тела, pазвитию сильной стойки и пpавильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (ки) и пpоисходит единение духа и тела.
Тэн-шо - "вpащающаяся pука", "текучая pука". Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Санчин, после углубленного изучения им китайской фоpмы Роккиою. Тэн-шо можно соотнести со всеми тpиадами Санчин. Масутацу Ояма считает ее ценнейшей из высших ката.
Сайфа (Сайха) - "пpедельное pазpушение", "большая волна". Эта ката также создана Мияги. Hазвание подpазумевает выpажение пpедельной телесной мощи, а также pешимости и силы духа бусидо, сокрушающих любые пpегpады.
Цуки-но-ката - "счастье и удача", "ката цуки". Ката способствует pазвитию удаpной силы в любом направлении (пpи условии представления пpи каждом удаpе разрушения пpегpады). С постоянными усилиями, наплавленные на pешение жизненных пpоблем, и связывается достижения счастья и удачи, котоpые не пpиходят к тому, кто пpосто ждет.
Янцу - полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката пеpеводиться как "обpетение чистоты". Пpи этом подpазумевается, что в повседневной жизненной боpьбе необходимо стpемиться к пpеодолению собственной слабости и сохpанению чистоты духа.
Гекусай-дай - "большое и малое pазpушение кpепости" или "штуpм и кpепость". Ката созданы Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует pазвитию силы в пеpемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный пеpеход от атаки к защите дает пpеимущество пеpед гpубой силой.
Канку-дай - "созеpцание неба", где "ку" обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Пеpвоначальное название Кушанку - по имени китайского наместника на Окинаве (1756г.). Этот наместник был известным мастеpом pукопашного боя и часто демонстpиpовал свое искусство. В Канку-дай сохpанилось много элементов из его демонстpаций. Именно Канку-дай выбpал для своих пеpвых показательных выступлений в Японии Г.Фунакоси (1922 г.). Hачальное движение pуками обpазует тpеугольник над головой. Чеpез него мы созеpцаем Вселенную и восходящее Солнце. Hезависимо от тpудностей, с котоpыми мы встpечаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная пpостиpается пеpед нами. Hет ничего, что могло бы наpушить эту pеальность бытия. До тех поp, пока мы здесь и пеpед нами - Hебо и Солнце, - мы никогда не будем побеждены.
Суши-хо - "пятьдесят четыpе шага". Является одной из двух высших ката стиля Сюpи-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оpигинальной фоpме, число "54" имеет внутpеннюю связь с философией буддизма. Гаpю - "пpобуждающийся дpакон". В философском смысле, Гаpю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Масутацу Ояма, а название pанее было его псевдонимом. Истинный каpатэка pазвивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дpакон, он, обладая силой, не стремиться ее открыть.
Hазвания ката, котоpые давали мастеpа, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повтоpять пеpед каждым исполнением ката, сосpедоточиваясь на пpинципах и знании, заключенных в каждой из них.
Агэ-укэ - верхняя защита
Агэ-цуки - поднимающийся удар
Агэ-укэ-гяку-аши - верхняя защита с разноименной ногой
Атэ-вадза - техника сокрушающих ударов
Атэми - удар в жизненно важный орган
Аши - нога
Ашикубэ-какэ-укэ - защита зацепом лодыжки
Аширо-какэ-укэ - защита зацепом ноги
Бо-дзюцу - фехтование на шестах, палках
Боккэн - деревянный меч
Бугэйся - мастер воинских искусств
Бу-дзюду (бу-гэй) - комплекс воинских искусств в средневековой Японии
Бу-до - комплекс воинских искусств в современной Японии
Букэ - самурайский род
Буси - самурай, представитель воинского сословия в средневековой Японии
Буси-до - кодекс самурайской чести
Ван - предплечье
Ванто - рука-сабля
Вадза - приемы в кэмпо
Вашидэ - рука-орел
Гай-ван - верхняя часть предплечья
Ги - куртка
Гири - понятие "честь" в кодексе Буси-до
Годзю-рю - один из стилей каратэ
Го-но сэн - перехват инициативы в поединке
Госин-дзюцу - самооборона
Гэдан - нижний уровень
Гэдан-барай - нижняя защита
Гэдан-какэ-укэ - защита крюком (вниз)
Гэдан-кэкоми - толчковый удар ногой
Гэдан-цуки - удар кулаком в низ живота
Гэри - удар ногой
Гяку - разноименный
Гяку-аши - разноименная нога
Гяку-маваши-гэри - обратный круговой удар ногой
Гяку-маваши-цуки - круговой удар кулаком
Гяку-цуки - удар противоположной рукой
Дан - уровень мастерства (разряд) в японских видах кэмпо
Дан-цуки - последовательные удары
Дань-тянь - брюшной центр дыхания
Дачи - стойка
Дза-дзэн - сидячая медитация в практике Дзэн-буддизма
Джиу-кумитэ - свободный спарринг
Джодан - верхний уровень
Джодан-агэ-укэ - верхняя защита
Джодан-кэкоми - толчковый удар ногой в лицо
Джодан-маэ-гэри - прямой удар ногой в лицо
Джодан-маэ-гэри-кэагэ - восходящий удар ногой вперед
Джодан-сокутэй - приподнятая стопа
Джодан-чоку-цуки -верхний прямой удар кулаком
Джосокутэй - приподнятая подошва
Джуджи-укэ - Х-образная защита двумя руками
Дэай-осаэ-укэ - защита отжимом с подшагиванием
Дзансин - парирующий удар
Дзе - дубинка
Дзе-дзюцу - фехтование на дубинках
Дзиго-камаэ - низкая стойка в каратэ
Дзиссэн-кэмпо - боевое кэмпо
Дзю-дзюцу - комплекс боевых единоборств без оружия и с оружием в средневековой Японии
Дзюттэ - вид кинжала
Дзярай - состязания по стрельбе из лука
До-дзе - "место постижения Пути" (зал для медитации и упражнений в воинских искусствах)
кО - боковое направление удара
ко-гэри - удар ногой в сторону
ко-гэри-кэагэ - восходящий удар ногой в сторону
ко-гэри-кэкоми - толчковый удар ногой в сторону
ко-маваши-хиджи-атэ - круговой боковой удар локтем
ко-маваши-эмпи-учи - круговой боковой удар локтем
ко-тоби-гэри - удар ногой в сторону в прыжке
ко-хиджи-атэ, еко-эмпи-учи - удар локтем в сторону
Зэн-куцу-дачи - передняя стойка
Ибуки - "жесткий" вид дыхания
Иппон-кэн - кулак с выдвинутым суставом указательного пальца
Иппон-кэн-цуки - удар кулаком с выдвинутым средним суставом указательного пальца
Каги-цуки - удар крюком
Кайшо - открытая кисть
Какато - пятка
Какато-гэри - опускающийся удар ногой
Какэ - сближение с противником
Какэ-укэ - защита крюком
Какэ-шуто-укэ - защита изогнутым шуто
Какивакэ-укэ - защита обратным клином
Какуто - согнутое запястье
Какуто-укэ - защита согнутым запястьем
Какэ-дачи - скрученная стойка
Камаэ - боевая стойка
Канку-ката - "обозревание неба" (базовая ката)
Кан-кэйко - зимнее упражнение на морозе в школах кэмпо
Каратэ-ги - костюм для занятий каратэ
Каратэка - начинающий изучать каратэ
Ката - "формы" (условный бой против нескольких противников)
Катсу - японский метод реабилитации
Кекусинкай - силовой стиль каратэ
Ки - "энергия", "дух" в философии кэмпо
Ки-аи-концентрация в момент выполнения приема
Киба-дачи - стойка "всадника"
Кизами-цуки - внезапный удар кулаком
Кимэ - концентрация.
10. Дзюкю ( 十級: じっきゅう ) Jikkyū
9. Кукю (九級: きゅう きゅう) Kyūkyū
8. Хатикю (八 級:はち きゅう) Hachikyū
7. Нанкю, ситикю ( 七級:な なきゅう, しち きゅう) Nanakyū, Shichikyū
6. Роккю ( 六級: ろっきゅう ) Rokkyū
5. Гокю (五級 :ごきゅ う) Gokyū
4. нкю (四級 :よんきゅ う) Yonkyū
3. Санкю ( 三級: さんきゅ う) Sankyū
2. Никкю ( 二級: にきゅう) Nikyū
1. Иккю (一級 :いっきゅ う) Ikkyū
ОСУ...!!!
1. Седан ( 初段: しょだん) shodan
2. Нидан ( 二段: にだん) nidan
3. Сандан (三 段:さん だん) sandan
4. ндан ( 四段:よ んだん) yodan
5. Годан ( 五段:ご だん) godan
6. Рокудан ( 六段: ろくだん) rokudan
7. Нандан, ситидан (七 段: ななだん , し ちだん) nanadan, shichidan
8. Хатидан ( 八段: はちだん ) hachidan '
9. Кудан (九 段:きゅ うだん) kudan
10. Дзюдан (十段 : じゅ うだん) jūdan
ОСУ...!!!
ОСУ...!!!
В начале и конце занятия, при входе в додзе и выходе из него,
а также перед каждым кумитэ выполняются ритуальные поклоны,
выражающие уважение к учителю,
ученикам, тренировочному залу и символам Кекусинкай.
Различают следующие виды ритуальных поклонов...:
Тиндэн ни рэй - поклон «алтарю» школы, духу карате.
Сихан ни рэй - поклон сихану (с 5-го дана и выше).
Сэнсэй ни рэй - поклон учителю (с 3-го дана и выше).
Сэмпай ни рэй - поклон старшему (от седан до нидан).
Отагай ни рэй - поклон друг другу.
ОСУ...!!!