Истории любви...о турецкой любви...
А это история любви турка к девушке из Праги. Это только легенда, но, думаю, ее будет интересно почитать.
В давние времена, когда Унгельт был центром Старого города (Старого Места), сходились у Тына пути торговцев и лавочников со всего света. В отыненом, т.е. огражденном, дворе между двумя воротами иноземные купцы складировали, взвешивали, примеряли, платили пошлину за привезенные товары, а также и жили по соседству. Кто бы ни приезжал в Прагу, шел со своим товаром на Унгельт - из близких и далеких уголков Чехии и других стран.
Однажды тут появились Турки в широких шелковых одеждах, с круглыми тюрбанами на головах. Особенно привлекал внимание высокий стройный Турок, на дорогой одежде которого были причудливые узоры, а его черные глаза под большим тюрбаном искрились огнем.
Турок был не только богатый, но и молодой, и влюбился в Унгельте в красавицу с синими глазами и длинной светлой косой - дочь староместского шинкаря. Сначала она избегала иноземного гостя, но Турок был настойчивый, и так деликатно вел себя с девушкой, что дочь шинкаря скоро перестала робеть и даже стала с нетерпением ожидать появления Турка. Шинкарь не был против их любви, т.к. у Турка было много денег, он только хотел, чтобы после свадьбы они остались в Праге, и Турок после некоторых колебаний обещал ему это. Но сказал, что т.к. он иной веры, то ему нужно согласие из дома. Надо было поехать за разрешением и как можно скорее вернуться. Он был уверен, что получит разрешение, особенно когда к просьбе приложит часть своего богатства. Прощание было тяжелым, дочь шинкаря обещала его ждать, Турок подарил ей дорогое украшение, а девушка дала ему в доказательство своей вечной верности небольшой перстень. Турок его тут же повесил на шею и уехал, чтобы вернуться как можно раньше.
Дни шли, турки исчезали из Праги один за другим, девушка с Унгельта ждала и ждала, а Турок не возвращался. Дочь шинкаря была красивая, и около нее постоянно увивался один пражский парень. Она отказывала ему, выплакала много слез, но потом поверила, что Турок не вернется. Оставаться одной на всю жизнь она не хотела, дала согласие купеческому сыну по соседству и вскоре сыграли свадьбу.
Время шло, дочь шинкаря, теперь уже молодая невеста, забыла про свое обещание, а потом случилось то, чего никто не ожидал: вернулся Турок. Неожиданно приехал посреди лета, когда восточные торговцы обычно собираются домой, и остановился на постоялом дворе у самого Унгельта. Сразу же с радостью направился к дому своей невесты, и только там узнал, что она вышла замуж. Превозмог боль, никому ничего не говорил и делал вид, что с этой новостью смирился; сказал только, что хотел бы перед своим отъездом попрощаться с девушкой.
В давние времена, когда Унгельт был центром Старого города (Старого Места), сходились у Тына пути торговцев и лавочников со всего света. В отыненом, т.е. огражденном, дворе между двумя воротами иноземные купцы складировали, взвешивали, примеряли, платили пошлину за привезенные товары, а также и жили по соседству. Кто бы ни приезжал в Прагу, шел со своим товаром на Унгельт - из близких и далеких уголков Чехии и других стран.
Однажды тут появились Турки в широких шелковых одеждах, с круглыми тюрбанами на головах. Особенно привлекал внимание высокий стройный Турок, на дорогой одежде которого были причудливые узоры, а его черные глаза под большим тюрбаном искрились огнем.
Турок был не только богатый, но и молодой, и влюбился в Унгельте в красавицу с синими глазами и длинной светлой косой - дочь староместского шинкаря. Сначала она избегала иноземного гостя, но Турок был настойчивый, и так деликатно вел себя с девушкой, что дочь шинкаря скоро перестала робеть и даже стала с нетерпением ожидать появления Турка. Шинкарь не был против их любви, т.к. у Турка было много денег, он только хотел, чтобы после свадьбы они остались в Праге, и Турок после некоторых колебаний обещал ему это. Но сказал, что т.к. он иной веры, то ему нужно согласие из дома. Надо было поехать за разрешением и как можно скорее вернуться. Он был уверен, что получит разрешение, особенно когда к просьбе приложит часть своего богатства. Прощание было тяжелым, дочь шинкаря обещала его ждать, Турок подарил ей дорогое украшение, а девушка дала ему в доказательство своей вечной верности небольшой перстень. Турок его тут же повесил на шею и уехал, чтобы вернуться как можно раньше.
Дни шли, турки исчезали из Праги один за другим, девушка с Унгельта ждала и ждала, а Турок не возвращался. Дочь шинкаря была красивая, и около нее постоянно увивался один пражский парень. Она отказывала ему, выплакала много слез, но потом поверила, что Турок не вернется. Оставаться одной на всю жизнь она не хотела, дала согласие купеческому сыну по соседству и вскоре сыграли свадьбу.
Время шло, дочь шинкаря, теперь уже молодая невеста, забыла про свое обещание, а потом случилось то, чего никто не ожидал: вернулся Турок. Неожиданно приехал посреди лета, когда восточные торговцы обычно собираются домой, и остановился на постоялом дворе у самого Унгельта. Сразу же с радостью направился к дому своей невесты, и только там узнал, что она вышла замуж. Превозмог боль, никому ничего не говорил и делал вид, что с этой новостью смирился; сказал только, что хотел бы перед своим отъездом попрощаться с девушкой.
Дочь шинкаря сомневалась, побаивалась, немного поплакала, но все же решила пойти. Больше ее никто не видел, сколько ни искали.
Прошли годы. Закончился большой торг, местные лавочники и заграничные купцы стали разъезжаться в разные стороны. И как раз в это время в доме, где останавливались купцы с Востока, произошло невероятное событие: из подвала прибежала побледневшая девочка и долго не могла произнести ни слова, дрожа от страха. Она нашла мертвую голову. Эту страшную находку вынесли на дневной свет и по волосам сразу узнали пропавшую невесту. Все пытались догадаться, как голова попала в подвал. Слуги бывали в подвале много раз и не могли ее не заметить. Начали копать в подвале и нашли неглубоко под примятой землей скелет без головы. По остаткам одежды опознали дочь шинкаря.
В Унгельте начался настоящий переполох, все ломали голову, как такое могло случиться. Люди боялись выходить на улицу после сумерек, все искали объясление этой ужасной находке и хотели найти виновника. Уже думали, что не найдут ответа на эту загадку, пока шинкарю не пришло в голову, что это мог сделать Турок, который так неожиданно появился после свадьбы в улочках Унгельта: ведь останки были закопаны в подвале именно того постоялого двора, где обычно ночевали турки. Подозрение перешло в уверенность, когда перекопали подвал и нашли украшение, которое Турок когда-то подарил своей невесте. Все решили, что виновен Турок, но не могли понять, откуда в подвале появилась голова, которой раньше там не было. Когда в Унгельте начали происходить странные вещи, люди догадались и об остальном.
То ужасное преступление на самом деле совершил турецкий купец. Он очень любил дочь шинкаря, вернулся с разрешением на женитьбу и обезумел от известия, что его невеста замужем. Он выманил ее на постоялый двор, где жил, и там убил. Тело тайно закопал в подвале, голову уложил в шкатулку из дорогого дерева и сразу уехал домой. Он был уверен, что ничего плохого не совершил: за неверность в его стране всегда наказывали смертью, так что отчаявшийся Турок всего лишь навел справедливость по законам своей страны. Однако, он не мог расстаться со своей возлюбленной, поэтому в шкатулке, украшенной драгоценными камнями, увез хотя бы ее голову.
Шли годы, Турок не выпускал из рук свою драгоценную шкатулку, всюду возил ее за собой. Его начала мучить совесть, преследовать дух убитой, стало казаться, что из шкатулки он слышит приглушенный плач и упреки. Гонялся с места на место, объездил мир, но голос в шкатулке не утихал. Когда уже не мог переносить эти страдания, Турок решил вернуть голову к оставшемуся телу. Приехал в Прагу, переодетым пошел к Старому Тыну, ночью залез в подвал и положил голову на место, где когда-то закопал тело дочери шинкаря. Так же тайно уехал, оставив себе только шкатулку и перстень на шее, который когда-то получил от своей невесты.
Со временем люди почти забыли о дочери шинкаря и иноземном купце, только в долгие зимние вечера бывало кто-то вспомнит о любви и несчастной молодой невесте. Но однажды поздно ночью около Старого Тына шел бедный портной. Один боялся идти темными пустынными улочками Унгельта и надеялся встретить попутчика. Не дождавшись, пошел сам и у входа в старинные подвалы с товарами бондарей увидел свет, побежал с надеждной, но тут же оцепенел: из тени вышел Турок в тюрбане на голове, в широких шелковых одеждах, со светящимися как угли глазами, кивнул головой и медленно пошел дальше.
Пола его одежды развернулась, когда он проходил мимо портного, и тот заметил в его руках длинную светлую косу с отрезанной человеческой головой. Турок дошел до постоялого двора, обернулся и спустился в подвал. Портной хотел позвать на помощь, но не мог вымолвить ни звука и побежал к площади.
С тех пор Турка с Унгельта видели многие ночные прохожие. Иногда исчезнет в росписи фасада старого дома, иногда появится в подвалах под Унгельтом и в коридорах домов за Старым Тыном, неожиданно вынырнет из тени, перейдет через улицу и снова исчезнет в темноте; однажды его видели у входа на башню Тынского храма.
и
укр. селянка Анастасия Лисовская (Роксолана)
Роксолана.
Это имя пришло к нам из далекого ХVI века, вошедшего в историю, как век титанов. Тогда Микеланджело подарил миру Сикстинскую капеллу, Леонардо да Винчи - "Мону Лизу", творили Тициан, Дюрер, Эразм Роттердамский, Босх, Брейгель и другие гениальные представители мировой культуры. Это было время великих географических открытий и технических изобретений, ознаменовавших наступление эры прогресса, названной эпохой Возрождения. В том же ХVI веке на Руси царствовал Иван Грозный, укреплявший самодержавие мерами жесточайшей деспотии, шла кровопролитная Крестьянская война в Германии, происходили многие события, так или иначе повлиявшие на мир. И почти пять веков Роксолана волнует воображение историков, художников, писателей, поэтов и просто обывателей. Это имя обросло мифами, легендами. В наше меркантильное время ее именем звучно называют себя женские клубы, гламурные журналы, салоны красоты, объединения феминисток и т.д. Кто же она, Роксолана? Почему столь глубоко запала в историческую память?
Это не собственное имя. Во 2-м веке до н.э. - 4 в. н.э. в Северном Причерноморье жило скотоводческое племя - роксоланы. Татарские, турецкие и другие завоеватели называли роксоланами всех славян.
По преданию, татарская орда в одном из набегов захватила в плен в числе других полонянок и юную красавицу с Украины, продала ее в рабство в Туреччину под именем Роксоланы. Сказка? Легенда? Не совсем. "Украинский универсальный словарь-энциклопедия" сообщает: "…Легенда идентифицирует Роксолану с Анастасией, дочерью священника Лисовского из города Рогатина; историческая Роксолана захвачена в плен татарами и привезена в султанский гарем приблизительно в 1520 году; быстро добилась значительного влияния…". Добавим - покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии, прославилась добродетельностью и т.д. Указываются и даты рождения и смерти Роксоланы-Анастасии - 1505-1561 гг. Посему можно предполагать, что Роксолана-Анастасия попала в гарем османского султана Сулеймана Великолепного 15-летней.
И по сей день не умолкают споры среди исследователей, историков, литераторов по поводу Роксоланы. Одни, к ним относится украинский писатель-романист Павло Загребельный, считают Анастасию Лисовскую-Роксолану личностью, достойной великой эпохи. Примером феноменальной жизнестойкости, недюжинного ума и нетленной красоты славянской души. Созидательницей, понявшей и уважавшей устои и веру чужой страны, при этом стремившейся оградить от беды землю своих предков. Другие - (Зейнеп Дурукан, Турция) рисуют Роксолану-Хуррем (в переводе с турецкого - смешливая, веселая), как женщину коварную, жестокосердную, не гнушающуюся никакими средствами во имя спасения себя и своих детей. Третьи - тему Роксоланы считают несерьезной.
Но, как бы там ни было, многие источники утверждают: Роксолана, преодолев тысячный заслон султанских наложниц, оставив позади четырех его жен, стала первой и любимой (баш кадын) женой султана Сулеймана Великолепного, в уме и советах которой он нуждался не меньше, чем в ее объятиях.
Именем Роксоланы-Хуррем-Султан назван район Аврет-базара в Стамбуле, где, по преданию, была продана в гарем турецкого султана Настя Лисовская, а потом, уже будучи Хуррем-Султан (смешливая госпожа), воздвигла мечеть, приют для бедных, больницу. С ее именем турки связывают ряд архитектурных памятников в Стамбуле, значительные экономические преобразования в стране. Усыпальница Роксоланы-Хуррем-Хасеки - национальная святыня Турции. Гробница ее мужа султана Сулеймана Великолепного, с которым она прожила в законном браке 40 лет, и усыпальница Хуррем-Султан - рядом. За тысячелетнюю историю Османской империи такой чести удостоена единственная женщина - Роксолана. В девичестве - Анастасия Гавриловна Лисовская.
Путем множества интриг, умелого обольщения Сулеймана, взяток евнухам Роксолана добилась своего и стала женой падишаха. Своего первенца она назвала Селимом, в честь предшественника ее мужа султана Селима I (1467-1520 гг.), прозванного Грозным. Приняв ислам после рождения первого сына, Роксолана оказывала серьезное влияние на политику в государстве, султан даже нарушал ради нее некоторые законы шариата. Роксолана была объявлена законной супругой своего государя с предоставлением ей всех привилегий султанши-валиде. В первые пять лет после замужества Роксолана родила сыновей Магомета, Баязида, Селима, Джехангира и дочь Хамерие. Они еще более привязали султана к любимице, и тогда Роксолана приступила к осуществлению своего тайного замысла: возвести на престол Оттоманской империи вместозаконного наследника Сулеймана — его старшего сына Мустафы, — своего сына Селима, обожаемого ею до безумия.
В результате изощренных дворцовых интриг Мустафа, сын красавицы черкешенки Гюльбахар, был задушен шелковым шнурком по приказу отца. Роксолана жаждала власти для себя и своих детей и не останавливалась ни перед чем для достижения своих целей, рискуя навлечь на себя гнев султана. В тоже время она прекрасно разбиралась в политике и умела ценить искусство, которому покровительствовала. Несомненно одно — эта незаурядная женщина по праву вошла в историю Османской империи, не затерявшись в бесконечной череде жен восточных владык.
Любовь к русской девушке обернулась трагедией для молодого турка. В предсмертной записке, обнаруженной в его кармане, было написано одно слово: "Олга".
На фотографиях Ольга и Эндер. Они держат друг друга за руки и смеются. Турецкие газеты поместили эту историю на первые полосы. Казалось бы, частный эпизод - смерть из-за несчастной любви. Однако основной причиной трагической развязки называли не любовь, которая казалась счастливой, а консерватизм и косность местного общества.
Все началось два года назад. Турецкий парень Эндер устроился на работу в процветающий ресторан на берегу Босфора. Помогли рекомендации и связи. Работа гарсона, или попросту говоря официанта, не особо привлекала, но за нее неплохо платили. За ночь можно было заработать до полутора сотни долларов чаевых. Это означало безбедное существование: аренду квартиры, возможность вечерком выпить в каком-нибудь тихом баре с друзьями. Друзья завелись сразу. Такие же молодые ребята, мечтающие примерно об одном и том же, - хорошая работа, свободные деньги и, конечно же, "севгили" (по-турецки - возлюбленная). Случай представился очень скоро. Однажды в ресторан зашли две девушки. С первого взгляда было ясно - иностранки.
- Эндер показал мне вошедших, - рассказывает друг Эндера Джем, - девчонки сели за столик, стали смеяться, громко разговаривать. Я шепнул ему на ухо, что они русские. Эндер попросился сам их обслужить. Это был не его столик, но он стал настаивать, сказал, что за этот столик с него "вечер в баре".
После этого Эндера как подменили. Он забыл друзей. Говорил, что встречается с той девушкой.
Ольга долгое время приезжала в Турцию за товаром из Екатеринбурга. Небольшой магазин, который она держала вместе с двумя подружками, требовал постоянного обновления товара. Приходилось раз в две недели мотаться туда и обратно. Девушка немного говорила на турецком, но никаких планов заводить серьезный роман у нее не было. Эндер появился в жизни случайно. Познакомились в ресторане. Потом он показал ей город. После этого все началось.
- Его ухаживания словно сошли со страниц книжных романов, - говорит Ольга. - Однажды он подарил мне маленькую черепашку. А в другой раз привез под окна квартиры целый грузовик ромашек. Когда я его спросила, где он их взял, рассказал мне почти детективную историю о том, как выпросил на одну ночь автомобиль у родственника и поехал за город. Там собирал цветы до утра. После этого я не смогла устоять. Съездила домой еще пару раз, отдала за копейки девчонкам свою долю и решила остаться в Стамбуле. Устроилась работать в текстильный магазин в Лялели (район, где отовариваются русские челночники). Там же мы вместе с Эндером недорого сняли небольшую квартиру.
Девушки с Ольгиной работы говорят, что они были хорошей парой. Эндер был совсем не похож на многих турков. Никогда не контролировал Ольгу, не следил за каждым ее шагом.
- Однажды, - говорит Ирина М. (одна из подруг Ольги), - когда я с ним разговаривала, он спросил у меня о том, как в России женятся. Вскоре после этого Эндер сделал Ольге предложение. Однако после того как Ольга съездила в Измир к его родителям, все пошло наперекосяк. Она стала приходить на работу заплаканная. Один раз вовсе не пришла, а нам сказала, что решила уехать. Сначала мы думали, что они поругались, но потом поняли, что дело совсем не в этом. Оказалось, что родители Эндера против брака. Особенно мать.
- Вначале мы думали, что это просто развлечение, - сказал отец Эндера Мурат, - но сын стал настаивать на том, чтобы привести девушку в дом. Когда она зашла, то руку нам не поцеловала, после обеда жене не помогла по хозяйству. Через несколько дней я сказал, чтобы сын увозил ее обратно. Законов наших она не знает, слышать о них не желает, старших не уважает, ходит с голым животом, курит. Мать проплакала всю ночь. Потом сын несколько раз звонил и упрашивал нас. В ответ мать послала письмо, что если он женится, мы его проклянем.
Через пять дней после этого письма Эндер повесился. В кармане его рубашки нашли клочок бумаги, на котором было написано: "Олга".
Друзья погибшего говорят, что Эндер не думал, что родители откажут ему в женитьбе. Родители очень любили его, мама присылала деньги по первой просьбе. Наверное, его и погубило то, что он не смог простить им отказа, не смог пойти против их воли, но и жить дальше без Ольги не хотел.
...Художественный фильм с названием "Русская невеста" вышел недавно на экраны Стамбула. Залы кинотеатров были полны, газеты захлебывались комментариями, а рецензии отмечали, что в последние годы проблема русско-турецких браков стала очень актуальной. Сюжет фильма довольно прост. В один из маленьких провинциальных турецких городов приезжает русская невеста. Иностранку ожидают всем миром: пекут лаваш, готовят долму. Несмотря на радостный настрой (успели даже барана зарезать), приезд русской становится настоящим потрясением для всей турецкой семьи. Мать, отец и две старшие сестры, увидев эмансипированную русскую, впадают в панику. Она совсем не такая: развязно ходит, не опускает глаза при взгляде на старших, курит. Старики привыкли к размеренной консервативной жизни. А здесь начинается настоящее светопреставление. Весь город приходит, чтобы посмотреть на русскую. В фильме есть момент, когда девушка заходит в комнату матери жениха, которая с соседками пьет кофе. Соседки, увидев русскую, убегают прочь. Увы, в этом эпизоде скрыт достаточно горький смысл. Местная публика, точнее говоря, старшее поколение, настроено весьма консервативно, если не сказать агрессивно. В турецкой прессе приводили истории, когда мамаши буквально выгоняли из дома своих сыновей, переставали с ними общаться, отказывали им в наследстве. Такое неприятие русских женщин объясняется образом, который на протяжении более чем десяти лет создавали и культивировали местные СМИ. Один из турецких социологов назвал это "синдромом Наташи". Образ Наташи означал развратную девушку славянского происхождения со светлыми волосами и голубыми глазами. Пропитанные такой информацией турецкие мамаши смотрят на новую невестку как на исчадие ада. В придачу к этому следует отметить традиционную для восточного общества ревность, которая происходит от безумной любви к ребенку мужского пола. До седых волос многие мамаши называют своих сыновей "Анненин кузусу" (по-турецки "мамин барашек"). Такое же отношение у сына к матери. В жизни чаще всего сын выполняет волю родителей, особенно в том, что касается вопроса женитьбы. Ослушаться так же невозможно, как и принять самостоятельное решение.
Правда, в последние годы ситуация заметно меняется. За десять лет русские жены прочно осели в Турции и стали "желанным приобретением" для многих мужчин. В передаче, прошедшей по каналу ТРТ, посвященной русско-турецким бракам, турецкие мужчины говорили о русских женах. Турецких мужей объединяет убеждение, что русские невесты обладают рядом неоспоримых достоинств. Как ни странно, русские лучше турчанок готовят еду, смотрят за домом, за детьми и при этом, в отличие от строптивых турецких женщин, отличаются ангельским характером.
может и мою найдете)
А у деревенских все по стандарту:
тертый помидор+салча(томатная паста)+чечевица=мерджемек чорба,
тертый помидор+салча(томатная паста)+фасоль белая=куру фасолья
тертый помидор+салча(томатная паста)+рис=пиринч чорба
тертый помидор+салча(томатная паста)+ногут=ногут чорба(это я так ее называю)
тертый помидор+салча(томатная паста)+трава=не знаю что за чорба
тертый помидор+салча(томатная паста)+зеленая фасоль=тоже не знаю
Вообщем,первых 2 ингредиента одинаковых,а потом можно забросить либо картошку,либо макароны,либо зеленый горошек и .тд....
Я приехала в Россию после Турции и 3 месяца не могла видеть томатную пасту и блюда,в которые ее добавлять надо...
А еще одно блюдо видела....взяли хлеб,поломали руками,перемешали с лор-пейниром(творог),покромсали туда лук репчатый и залили оливковым маслом...Даже название этой гадости есть-олмач.Напоминает,как в русских деревнях корове или другим домашним животным готовят...
И самое интересное,для них все это-самое вкусное.Попробуй накорми пельменями-не станут даже есть...Им это невкусно....
Так что,приходится "ломать" их представления о нас "на корню".
а впринципе, зачем дуракам что-то доказывать? )) я на подобные обвинения отвечаю "дада, ленивая - поэтому ничего делать не буду, готовить не умею - поэтому не буду, водку мы пьем вместо чая, а еще у меня в качестве домашнего питомца белый медведь" :))))))))))))))