Закятуль фитр и его ахкамы. Статья касательно закятуль фитр и вопросов связанных с ним
Что такое закятуль фитр?
Это пожертвование бедным мусульманам в виде еды, выплачиваемое в конце месяца Рамадан.
Хукм закятуль фитр
Закятуль фитр является обязательным шариатским предписанием, за выполнение которого с искреннием намерением есть вознаграждение, а за оставление которого есть наказание.
Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Сказал имам Ибн Мунзир: "Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен" (Аль-Мугни, 5/467)
На ком обязателен закятуль фитр?
Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: "Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать" (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413, шейх Альбани назвал его хасан (хорошим))
Сказано в "Манару ас-сабиль": "Это как рабы, жены, дети"
Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них (см. "Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия", 23/339)
Также обязательна выплата закятуль фитр за плод в утробе жены, достигший возраста 4 месяцев, поскольку именно в этот момент заходит в плод душа, согласно хадисам Посланника Аллаха, мир ему.
Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм: "Если достиг плод 120 дней, к моменту наступления фаджра последней ночи Рамадан, то обязательно выплата закятуль фитр за него" (см. "Аль Мухалля", 6-192)
Сказал Абу Киляба, табиин заставший многих из сподвижников: "Нравилось им давать закятуль фитр за малого и за большого, и даже за плод в утробе матери" (см. "Аль Мухалля", 6-192, Абдур-Раззак, 5788, иснад достоверен)
И Усман выплачивал закятуль фитр и за старого, и за молодого, и за плод. (Аль-Мухалля, 6-132, Масаиль, 1-170, Ибн Аби Шейба, 3/419, иснад достоверный см. "Танбихуль кори аля таквияти ма даафаху аль-Альбани", 1/163)
И неизвестно, чтобы кто-то из сахабов в этом ему противоречил!
И также это передается в одном из риваятов от имама Ахмада (см. "Аш-Шарх аль Кабир", 7-96)
Если же у человека нет возможности выплачивать закятуль фитр по причине бедности, то с него спадает эта обязанность и на нем нет греха, так как Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести.
Существует разногласие среди ученых, чем можно выплачивать закятуль фитр.
Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: : "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)
Одни ученые сказали, что он выплачивается только теми пятью видами еды, на которые пришли тексты – а это финики, творог, изюм, ячмень, и пшеница, которая подразумевается под словом "Таам" – "еда" в этом хадисе.
Однако, другие ученые возразили им, и разьяснили, что слово "Таам" в данном хадисе пришло в общем значении, и сказали, что дается закятуль фитр той едой, которая является основной, которая употребляется в пищу в данной местности, и подкрепили это понимание одним из вариантов хадиса Абу Саида аль-Худри, где он сказал: "Мы давали закятуль фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, и была наша еда тогда – ячмень, изюм, творог и финики" (Бухари, 1414)
Извлекли эти ученые из этого хадиса, что закятуль фитр выплачивается той едой, которая является основной употребляемой в данном народе.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "В этом есть известное разногласие, и более правильное мнение – что они должны дать закятуль фитр той едой, что употребляется в пищу в этом народе, даже если это не будет из этих видов, и это слово большинства ученых, среди них имам аш-Шафии и другие" см. "Маджмуа аль фатауа", 25-68
И согласно этому, можно выдавать закятуль фитр любыми основными продуктами в данной местности – будь то лапша, рис, гречка, крупы, мясо, и др.
Однако, нельзя давать закятуль фитр испорченными и скоропортищимися продуктами и тем что не является едой, как приправы, напитки, и так далее. Аллаху А'лям.
Закятуль фитр выплачивается в размере одного саа' еды согласно риваяту хадиса от Абу Саида аль Худри: "Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали закятуль фитр как саа' еды" (Бухари, 1412)
Один саа' это 4 мудда, а мудд это сыпучая мера примерно равная тому что вмещается в сведенных вместе двух ладонях.
Приведем полезную таблицу расчета веса закята, сделанную требующими знания, которую привел в своей работе шейх Юсуф Ахмад
Рис – в зависимости от сорта это 2.40-2.80 кг
Пшеница – 2.80 кг
Мука пшеничная – 1.760 кг
Ячмень – 2.340 кг
Финики – в зависимости от сорта – 1.50 -2.80 кг
Всегда можно выплатить чуть больше, если нет возможности отмерить точно, так как выплата свыше саа' не портит закятуль фитр, в отличие от выплаты меньше саа.
Кому дается закятуль фитр?
Закятуль фитр предназначен лишь для бедняков из числа мусульман, и может даваться кому-то из категорий, для кого предназначается обычный закят, например, муджахидом, лишь потому, что они попадают в категорию бедняков, но не потому что они входят в категории для выдачи обычного закята. Доказательство на это – хадис Ибн Аббаса, где пришло: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)
Сказал имам аш-Шаукани: "В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят" (см. "Нейлюль Автор", 3/103)
Это же мнение выбрали имам Ибн аль Каййим, шейх Ибн Усаймин, шейх Ибн Баз и многие другие из старых и современных ученых.
Не дается закятуль фитр кафирам, и не дается богатым и сильным трудоспособным людям, которые сами себя обеспечивают.
Когда дается закятуль фитр?
Сказал Ибн Умар: "Пророк приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву" (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
И не разрешается задерживать ее позже молитвы, сказал Ибн Аббас: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)
Разрешается выплата закятуль фитр за один или два дня до праздничной молитвы, и те кто сказали об этом из числа ученых, аргументировали достоверными сообщениями переданными от сподвижников. Однако основа в том, что нужно давать перед праздничной молитвой.
И тот, кто задержал выплату до времени которое начинается после праздничной молитвы, то он не выполнил этот ваджиб.
Сказал шейх Усаймин: "Правильное мнение в том, что выплата его после этого времени это харам, и она недействительна, и доказательство этого – хадис Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха приказал чтобы она была выплачена до выхода людей на праздничную молитву, и когда он выплатил после молитвы, то он совершил деяние, на которого нет приказа Аллаха и Его Посланника, и оно отвергнуто, согласно словам Посланника Аллаха: "Кто сделал дело, на которое нет нашего приказа – то оно отвергнуто", и хадис Ибн Аббаса ясный в указании на это, и пришло в нем: "..и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований". И это ясный текст о том, что он недействителен" (см. "Шарх аль Мумты", 6/171-172)
Что же касается того, если он забыл выплатить закятуль фитр, или не знал о наступлении времени, или не смог найти вовремя того кому надо выплатить, или по другой уважительной причине – то она будет принята от него, и ему нужно выплатить ее.
Сказал шейх Ибн Усаймин: "Если же он не выплатил по уважительной причине, как например из-за забывчивости, или из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она будет принята от него" (см. "Маджму фатауа уа расаиль Ибн Усаймин", 18/176)
Можно ли выплачивать закятуль фитр деньгами?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:
Воистину, обязательно в закят уль-фитр выплата его тем способом, который установлен шариатом и которым приказал выплачивать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и так, как делали это сподвижники после него, а это едой. И не известно ни от одного из сподвижников, что он выплачивал закят уль-фитр деньгами. И передали имам Бухари и имам Муслим в их Сахихах хадис АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Также пришло в обоих Сахихах от Абу Саида аль-Худри, что он сказал: "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)
И это - Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в закят уль-фитр. И воистину она заключается в том, что выдается он лишь едой из еды людей данной страны, которую используют большинство из них.
И известно, что деньги существовали и имели обращение среди мусульман во времена, когда приказал Пророк выплачивать закят уль-фитр, и также и бедняки присутствовали в это время в изобилии. Однако вместе с этим не упомянул Посланник Аллаха о таком способе выплачивания закят уль-фитр и не приказал выплачивать закят уль-фитр деньгами. И это доказывает нам, что у Посланника Аллаха была возможность и причина сделать это, однако вместе с тем он не сделал это и не приказал выплачивать его деньгами. Поэтому слово о том, что разрешено выплатить закят уль-фитр деньгами - это слово, вышедшее из шариатских доказательств и основ знания.
Был спрошен имам Ахмад о выплате закят уль-фитр деньгами, и он ответил: "Я боюсь, что он не действителен. Это противоречие Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует." (Аль-Мугни, 2/671)
И сказали люди знания помимо ханафитов о неразрешенности выплаты закятуль фитр деньгами.
Сказал имам Ибн Кудама: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так... И тот, кто выплачивает стоимость - тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно." (Мугни, 2/674)
Сказал имам ан-Навави: "Не действительна выплата закят уль-фитр у у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир." (Аль-Маджму'у, 6/71)
Сказал шейх Альбани, отвечая на вопрос о выдаче закят уль-фитр деньгами: "Нет сомнения в том, что те, кто говорят о разрешенности выдачи закят уль-фитр деньгами, являются ошибающимися, поскольку они противоречат ясному тексту хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передали Бухари и Муслим в своих Сахихах от АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Возложил на нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя или творога..." - и конкретизировал Посланник Аллаха эту обязанность, которую возложил Посланник Аллаха на людей, повинуясь приказу своего Господа, не деньгами, а лишь едой из той, которой питаются люди страны в этой время."(Сильсиляту аль-Худа уа ан-Нур, 274)
Говорит шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин, рахимахуЛлах: "Не разрешено никому выплачивать закят уль-фитр дирхамами (деньгами) или одеждой, или домашними пренадлежностями, однако обязательно выплачивать его тем, чем обязал Аллах на языке своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не следует считатья с тем из людей, кто, основываясь на личной точке зрения, посчитал это хорошим, поскольку Шариат не зависит от взглядов людей" (см. "Фатауа", 18/280)
Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.
Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: "Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его" (см. Малик 1/285.)
Сказал шейх Ибн Джибрин: "Нет проблем в поручении кому-то выплатить закятуль фитр" (см. Фетва 10597)
И на этом завершается эта краткая работа. Просим Аллаха принять наш пост и наши пожертвования.
Статья касательно закятуль фитр и вопросов связанных с ним
Что такое закятуль фитр?
Это пожертвование бедным мусульманам в виде еды, выплачиваемое в конце месяца Рамадан.
Хукм закятуль фитр
Закятуль фитр является обязательным шариатским предписанием, за выполнение которого с искреннием намерением есть вознаграждение, а за оставление которого есть наказание.
Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Сказал имам Ибн Мунзир: "Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен" (Аль-Мугни, 5/467)
На ком обязателен закятуль фитр?
Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман.." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: "Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать" (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413, шейх Альбани назвал его хасан (хорошим))
Сказано в "Манару ас-сабиль": "Это как рабы, жены, дети"
Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них (см. "Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия", 23/339)
Также обязательна выплата закятуль фитр за плод в утробе жены, достигший возраста 4 месяцев, поскольку именно в этот момент заходит в плод душа, согласно хадисам Посланника Аллаха, мир ему.
Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм: "Если достиг плод 120 дней, к моменту наступления фаджра последней ночи Рамадан, то обязательно выплата закятуль фитр за него" (см. "Аль Мухалля", 6-192)
Сказал Абу Киляба, табиин заставший многих из сподвижников: "Нравилось им давать закятуль фитр за малого и за большого, и даже за плод в утробе матери" (см. "Аль Мухалля", 6-192, Абдур-Раззак, 5788, иснад достоверен)
И Усман выплачивал закятуль фитр и за старого, и за молодого, и за плод. (Аль-Мухалля, 6-132, Масаиль, 1-170, Ибн Аби Шейба, 3/419, иснад достоверный см. "Танбихуль кори аля таквияти ма даафаху аль-Альбани", 1/163)
И неизвестно, чтобы кто-то из сахабов в этом ему противоречил!
И также это передается в одном из риваятов от имама Ахмада (см. "Аш-Шарх аль Кабир", 7-96)
Если же у человека нет возможности выплачивать закятуль фитр по причине бедности, то с него спадает эта обязанность и на нем нет греха, так как Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести.
Существует разногласие среди ученых, чем можно выплачивать закятуль фитр.
Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: : "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)
Одни ученые сказали, что он выплачивается только теми пятью видами еды, на которые пришли тексты – а это финики, творог, изюм, ячмень, и пшеница, которая подразумевается под словом "Таам" – "еда" в этом хадисе.
Однако, другие ученые возразили им, и разьяснили, что слово "Таам" в данном хадисе пришло в общем значении, и сказали, что дается закятуль фитр той едой, которая является основной, которая употребляется в пищу в данной местности, и подкрепили это понимание одним из вариантов хадиса Абу Саида аль-Худри, где он сказал: "Мы давали закятуль фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, и была наша еда тогда – ячмень, изюм, творог и финики" (Бухари, 1414)
Извлекли эти ученые из этого хадиса, что закятуль фитр выплачивается той едой, которая является основной употребляемой в данном народе.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "В этом есть известное разногласие, и более правильное мнение – что они должны дать закятуль фитр той едой, что употребляется в пищу в этом народе, даже если это не будет из этих видов, и это слово большинства ученых, среди них имам аш-Шафии и другие" см. "Маджмуа аль фатауа", 25-68
И согласно этому, можно выдавать закятуль фитр любыми основными продуктами в данной местности – будь то лапша, рис, гречка, крупы, мясо, и др.
Однако, нельзя давать закятуль фитр испорченными и скоропортищимися продуктами и тем что не является едой, как приправы, напитки, и так далее. Аллаху А'лям.
Закятуль фитр выплачивается в размере одного саа' еды согласно риваяту хадиса от Абу Саида аль Худри: "Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали закятуль фитр как саа' еды" (Бухари, 1412)
Один саа' это 4 мудда, а мудд это сыпучая мера примерно равная тому что вмещается в сведенных вместе двух ладонях.
Приведем полезную таблицу расчета веса закята, сделанную требующими знания, которую привел в своей работе шейх Юсуф Ахмад
Рис – в зависимости от сорта это 2.40-2.80 кг
Пшеница – 2.80 кг
Мука пшеничная – 1.760 кг
Ячмень – 2.340 кг
Финики – в зависимости от сорта – 1.50 -2.80 кг
Всегда можно выплатить чуть больше, если нет возможности отмерить точно, так как выплата свыше саа' не портит закятуль фитр, в отличие от выплаты меньше саа.
Кому дается закятуль фитр?
Закятуль фитр предназначен лишь для бедняков из числа мусульман, и может даваться кому-то из категорий, для кого предназначается обычный закят, например, муджахидом, лишь потому, что они попадают в категорию бедняков, но не потому что они входят в категории для выдачи обычного закята. Доказательство на это – хадис Ибн Аббаса, где пришло: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)
Сказал имам аш-Шаукани: "В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят" (см. "Нейлюль Автор", 3/103)
Это же мнение выбрали имам Ибн аль Каййим, шейх Ибн Усаймин, шейх Ибн Баз и многие другие из старых и современных ученых.
Не дается закятуль фитр кафирам, и не дается богатым и сильным трудоспособным людям, которые сами себя обеспечивают.
Когда дается закятуль фитр?
Сказал Ибн Умар: "Пророк приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву" (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
И не разрешается задерживать ее позже молитвы, сказал Ибн Аббас: "Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований" (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)
Разрешается выплата закятуль фитр за один или два дня до праздничной молитвы, и те кто сказали об этом из числа ученых, аргументировали достоверными сообщениями переданными от сподвижников. Однако основа в том, что нужно давать перед праздничной молитвой.
И тот, кто задержал выплату до времени которое начинается после праздничной молитвы, то он не выполнил этот ваджиб.
Что же касается того, если он забыл выплатить закятуль фитр, или не знал о наступлении времени, или не смог найти вовремя того кому надо выплатить, или по другой уважительной причине – то она будет принята от него, и ему нужно выплатить ее.
Сказал шейх Ибн Усаймин: "Если же он не выплатил по уважительной причине, как например из-за забывчивости, или из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она будет принята от него" (см. "Маджму фатауа уа расаиль Ибн Усаймин", 18/176)
Можно ли выплачивать закятуль фитр деньгами?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:
Воистину, обязательно в закят уль-фитр выплата его тем способом, который установлен шариатом и которым приказал выплачивать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и так, как делали это сподвижники после него, а это едой. И не известно ни от одного из сподвижников, что он выплачивал закят уль-фитр деньгами. И передали имам Бухари и имам Муслим в их Сахихах хадис АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву." (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)
Также пришло в обоих Сахихах от Абу Саида аль-Худри, что он сказал: "Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога" (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)
И это - Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в закят уль-фитр. И воистину она заключается в том, что выдается он лишь едой из еды людей данной страны, которую используют большинство из них.
И известно, что деньги существовали и имели обращение среди мусульман во времена, когда приказал Пророк выплачивать закят уль-фитр, и также и бедняки присутствовали в это время в изобилии. Однако вместе с этим не упомянул Посланник Аллаха о таком способе выплачивания закят уль-фитр и не приказал выплачивать закят уль-фитр деньгами. И это доказывает нам, что у Посланника Аллаха была возможность и причина сделать это, однако вместе с тем он не сделал это и не приказал выплачивать его деньгами. Поэтому слово о том, что разрешено выплатить закят уль-фитр деньгами - это слово, вышедшее из шариатских доказательств и основ знания.
Был спрошен имам Ахмад о выплате закят уль-фитр деньгами, и он ответил: "Я боюсь, что он не действителен. Это противоречие Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует." (Аль-Мугни, 2/671)
Сказал имам Ибн Кудама: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так... И тот, кто выплачивает стоимость - тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно." (Мугни, 2/674)
Сказал имам ан-Навави: "Не действительна выплата закят уль-фитр у у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир." (Аль-Маджму'у, 6/71)
Сказал шейх Альбани, отвечая на вопрос о выдаче закят уль-фитр деньгами: "Нет сомнения в том, что те, кто говорят о разрешенности выдачи закят уль-фитр деньгами, являются ошибающимися, поскольку они противоречат ясному тексту хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передали Бухари и Муслим в своих Сахихах от АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Возложил на нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя или творога..." - и конкретизировал Посланник Аллаха эту обязанность, которую возложил Посланник Аллаха на людей, повинуясь приказу своего Господа, не деньгами, а лишь едой из той, которой питаются люди страны в этой время."(Сильсиляту аль-Худа уа ан-Нур, 274)
Говорит шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин, рахимахуЛлах: "Не разрешено никому выплачивать закят уль-фитр дирхамами (деньгами) или одеждой, или домашними пренадлежностями, однако обязательно выплачивать его тем, чем обязал Аллах на языке своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не следует считатья с тем из людей, кто, основываясь на личной точке зрения, посчитал это хорошим, поскольку Шариат не зависит от взглядов людей" (см. "Фатауа", 18/280)
Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.
Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: "Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его" (см. Малик 1/285.)
Сказал шейх Ибн Джибрин: "Нет проблем в поручении кому-то выплатить закятуль фитр" (см. Фетва 10597)
И на этом завершается эта краткая работа. Просим Аллаха принять наш пост и наши пожертвования.
И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!
Редакция http://www.sunnaonline.com/