РИМСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Столичная "Рома" – команда, которая сейчас вызывает огромный интерес в Италии, может быть, даже больший интерес, чем сам "Ювентус" со своим новым стадионом. И дело тут не только в том, что в клуб пришли новые хозяева и его возглавил иностранный тренер. Секрет повышенного внимания к джалоросси кроется скорее в их попытке воплотить в жизнь проект настолько новый для Италии, насколько это вообще возможно. Именно поэтому, сегодня за "Ромой" так пристально следят все – болельщики, специалисты, противники и недоброжелатели клуба. Ведь от результатов этого грандиозного эксперимента может зависеть слишком многое, может зависеть едва ли не будущее всего кальчо. Ну, по крайней мере, судьба тех клубов, которые на сегодняшний день находятся в ситуации, схожей с той, в которой находились римляне еще совсем недавно. Сегодня мы поговорим о "Роме", о ее главном тренере Луисе Энрике и о том, почему же для Италии так важно все, что происходит с одним из самых популярных клубов страны.
Билеты в Гранд-Театре
Когда я последний раз был в Риме, то очень порадовался собственной предусмотрительности, что пришел на игру "Ромы" часа за два до ее начала – ведь билетов в непосредственной близости от величественного "Стадио Олимпико" купить было совершенно невозможно. И дело тут не в том, что игра вызывала большой интерес (кажется, на игру пришло около 25 тысяч человек, что для "Ромы" совсем немного), билеты просто не продавались физически. Молодой итальянский волонтер виновато сообщил мне, что за ними нужно ехать куда-то к Гранд Театру, на Пьяцца Мадзини, что это далеко и что я обязательно не успею. Слава богу, что на помощь пришел таксист, который живо довез меня до места и даже подождал, чтобы отвезти обратно на "Олимпико". Все это было бы смешно, если бы не было так грустно – в Италии, к большому сожалению, еще так и не научились грамотно завлекать зрителей на стадион. Вокруг меня толпами шли тифози "Ромы", целыми семьями, в экипировке, все они деловито направлялись в сторону Курвы Суд и, конечно же, имели паспорта болельщиков. Но все остальные, такие как я, иностранцы, которых на стадион привел случай, толкались около входа на красавец стадион и ни черта не понимали главного – как туда попасть? Эта небольшая история еще раз убедила меня в том, что Италии есть куда стремиться в плане работы со зрителями. Хочется верить, что приход американцев, которые как никто в этом мире знают толк в маркетинге и маркетчайзинге, решит хотя бы эту проблему и кассы на "Олимпико" и в его окрестностях все- таки будут открыты.
Билеты в Гранд-Театре
Когда я последний раз был в Риме, то очень порадовался собственной предусмотрительности, что пришел на игру "Ромы" часа за два до ее начала – ведь билетов в непосредственной близости от величественного "Стадио Олимпико" купить было совершенно невозможно. И дело тут не в том, что игра вызывала большой интерес (кажется, на игру пришло около 25 тысяч человек, что для "Ромы" совсем немного), билеты просто не продавались физически. Молодой итальянский волонтер виновато сообщил мне, что за ними нужно ехать куда-то к Гранд Театру, на Пьяцца Мадзини, что это далеко и что я обязательно не успею. Слава богу, что на помощь пришел таксист, который живо довез меня до места и даже подождал, чтобы отвезти обратно на "Олимпико". Все это было бы смешно, если бы не было так грустно – в Италии, к большому сожалению, еще так и не научились грамотно завлекать зрителей на стадион. Вокруг меня толпами шли тифози "Ромы", целыми семьями, в экипировке, все они деловито направлялись в сторону Курвы Суд и, конечно же, имели паспорта болельщиков. Но все остальные, такие как я, иностранцы, которых на стадион привел случай, толкались около входа на красавец стадион и ни черта не понимали главного – как туда попасть? Эта небольшая история еще раз убедила меня в том, что Италии есть куда стремиться в плане работы со зрителями. Хочется верить, что приход американцев, которые как никто в этом мире знают толк в маркетинге и маркетчайзинге, решит хотя бы эту проблему и кассы на "Олимпико" и в его окрестностях все- таки будут открыты.
"Рома" при Франко Сенси пережила самые разные времена, но никогда, даже в самую трудную годину, когда кальчо поразил финансовый кризис в первой половине "нулевых " годов, она не влачила жалкое существование. Жили и богато, и бедно, но никогда не стояли с протянутой рукой. Римляне пережили при Сенси и финансовый взлет, когда после приглашения Габриэля Батистуты они имели едва ли не сильнейший состав в Италии, и более сложные периоды. Рассказывают, что был момент, когда нечем было платить зарплату игрокам, и тогда Старик буквально ударил кулаком по столу и заложил какое-то свое поместье очередному банку, только чтобы клуб мог платить по текущим счетам. Такая любовь к команде дорогого стоит, но бесконечно долго так продолжаться не могло, это понимали все. Как бы там ни было, в самые первые годы после кальчополи, когда ни "Милан", ни, тем более, "Ювентус" не могли составить конкуренцию непобедимому "Интеру", именно "Рома" бросала вызов нерадзурри. Именно "Рома" пару раз даже была близка к тому, чтобы прервать победную гегемонию команды Массимо Моратти. Но теперь пришли другие времена, "Милан" выиграл скудетто, постепенно возрождается из пепла "Ювентус" и даже "Наполи" претендует на статус суперклуба в Италии. И в этой новой итальянской реальности, для "Ромы" встал главный вопрос – вопрос статуса и самоидентификации. Кем должна быть "Рома"? Командой, которая, подобно Робин Гуду, время от времени бросает вызов богатым северным грандам и вступает с ними в заведомо неравный бой или она все-таки должна быть полноценным "большим клубом"? Думаю, что с приходом Томаса Ди Бенедетто, ответ на этот вопрос очевиден – римляне попытаются сделать то, что им до этого удавалось только на короткое время – встать с грандами кальчо в один ряд, стать командой, которая будет из года в год претендовать на самые главные итальянские титулы. Именно такая стратегическая задача сейчас стоит перед новым руководством.
Что же сделали американцы? Прежде всего, они заплатили все долги, которые мешали клубу вести полноценную трансферную кампанию вот уже несколько лет. Теперь "Рома" никому ничего не должна, по крайней мере, вопрос о банкротстве сейчас даже близко не стоит. Дальше сработал чисто американский подход, над которым можно конечно иронизировать, но который не лишен здорового прагматизма. Ди Бенедетто посмотрел свежим взглядом на ситуацию в европейском футболе и обратил внимание, что в последние годы наибольших успехов достигла испанская школа футбола. Даже Скуадра Адзурра в последнее время старательно копирует целый ряд базовых принципов, по которым играет "Барселона". В La Gazzetta Dello Sport по этому поводу очень часто иронизирует ведущий обозреватель, Луиджи Гарландо. Речь идет, в частности, об игре без центральных нападающих, о желании постоянно контролировать мяч, об отказе от чистых "собак-разрушителей" в центре поля. То есть попытка интеграции хотя бы части принципов, по которым играет "Барселона" и сборная Испании в итальянский клуб, как минимум, заслуживает серьезного обсуждения. Более того, именно для "Ромы" подобная модель игры исторически оправдана, ведь если оглянуться на недавнюю историю клуба, то мы вполне можем утверждать, что римляне были командой, которая старалась играть в атакующий футбол, естественно со всеми возможными поправками на итальянскую действительность. Так было и при Зденеке Земане, которого Арриго Сакки называл не иначе, как "гением атаки". Так было даже при Фабио Капелло, особенно, конечно, в его последние сезоны, когда им была создана самая атакующая команда за всю его тренерскую карьеру. Железный Фабио потом признавался, что именно в той "Роме"он в последний раз в своей карьере получал истинное удовольствие от работы, именно там была возможность творить, а не возводить монументальное здание, которое наводит на всех ужас. Даже при Лучано Спаллетти и Клаудио Раньери всегда существовал этот тренд – "Рома" ищет свое счастье именно в атаке и когда у нее хорошее настроение, то остановить ее практически невозможно. Последнюю мысль, кстати, слово в слово повторял своим игрокам Джованни Трапаттони лет двадцать назад перед знаменитым финалом Кубка УЕФА, в котором его "Интер" взял верх над "Ромой". Тогда он предостерегал своих футболистов от того, чтобы играть с римлянами в открытый футбол. Итак, "Рома" исторически любит и умеет атаковать, то есть для нее переход на испанскую систему игры не противопоказан. Именно поэтому, в том числе, Ди Бенедетто и выбрал Луиса Энрике в качестве нового главного тренера для своего проекта. Человек, который работал и играл вместе с Гвардиолой, человек, который от начала и до конца знаком с системой игры "Барселоны", этот человек и был призван обеспечить переход джалоросси на новые принципы игры.
Но в самом начале своей работы Луис Энрике столкнулся со вполне ожидаемыми трудностями. Это было вполне закономерно, ведь для Италии он чужой. Итальянский тренерский цех – вообще практически закрытый клуб и людей, которые долгие годы не варились в этом котле, тут встречают всегда настороженно, если даже не сказать, что их отторгают. И дело не только в том, что Луис Энрике – иностранец, дело еще и в том, что он никогда не играл в серии А, в отличии от тех немногочисленных иностранцев, которые работали с клубами серии А в последние годы – Леонардо, Симеоне или Михайловича. Все они за годы карьеры в качестве игроков уже успели стать для Италии своими. В последнее время были всего два исключения из этого правила и оба случились в миланском "Интере" – Жозе Моуриньо и Рафаэль Бенитес не имели никакого отношения к итальянскому футболу на момент своего приглашения. Как мы знаем, получилось только у Моуриньо, а Бенитеса ждала неудача, причем, по общему мнению, испанец допустил с самого начала вполне очевидный просчет. А именно – отказался от приглашения в команду так называемых "проводников идей", то есть футболистов, с которыми он либо работал ранее, либо которые близки к нему по ментальности и духу. Грубо говоря, не привез в "Интер" хотя бы двух-трех испанцев. В результате, в какой-то момент Бенитес просто попал в изоляцию, и все это закончилось его отставкой. Как мы видим, Луис Энрике учел негативный опыт своего соотечественника и испанцы в "Роме" немедленно появились – это не только Хозе Анхель и Боян, таковым можно считать даже формального итальянца Освальдо, который заслужил приглашения в "Рому" удачной игрой в Примере. Появились и другие новички, ментально близкие к испанскому духу, речь идет об Эрике Ламеле и Фернандо Гаго. Важно подчеркнуть, что в своем стремлении привлечь этих самых "проводников", тренер не перешел некую незримую грань. Во-первых, количество этих самых футболистов не перевалило разумное число. А во-вторых, наряду с ними были приобретены и другие люди, вроде Фабио Борини и Симона Кьяера, которые имели прямое отношение к Италии. Особенно тут важно приобретение Борини, ведь ставка на молодых итальянцев – столь редкое в последнее время явление даже для местных тренеров и она не может не вызывать одобрения у широкой общественности. Разумеется, все приглашенные футболисты, при ближайшем рассмотрении, отвечают представлениям главного тренера об игре, в которую собирается играть его "Рома", что свидетельствует о том, что у Луиса Энрике сложилось хорошее взаимопонимание с Вальтером Сабатини. Тут о ситуации, когда спортивный директор покупает игрока, не нужного тренеру, не может быть и речи.
Кадровая политика – вещь, безусловно, важная, но, практика показывает, что даже с привлечением нужных футболистов, никаких серьезных задач решить не удается. Нужно, чтобы все эти футболисты стали единой командой, нужно, чтобы новички действительно влились в коллектив. И тут у Луиса Энрике был хороший шанс наступить на свою первую "банановую корку", а именно инициировать конфликт с человеком, который для "Ромы" является больше чем капитаном. Речь идет, конечно же, о Франческо Тотти, который буквально через неделю будет справлять свое тридцатипятилетние. Несомненно, и тут испанец изучил историю вопроса, которая говорит лишь об одной вещи – рано или поздно у любого тренера бывают проблемы с Тотти. Не буду утверждать, что все, что произошло за последние недели между Тотти и Луисом Энрике – результат какого-то умного расчета. В конце концов, есть на свете вещи, которые мы никогда не узнаем и о которых можем лишь догадываться. Да и сам Энрике недавно корректно осадил журналистов, сказав в интервью ровно то, что ряд вещей знает он только он. Дескать, нечего додумывать лишнего. Но самое главное тут проанализировать результаты этого "конфликта". Их мы все знаем – Тотти публично призвал всех сплотиться вокруг фигуры главного тренера. Луис Энрике же, со своей стороны, в последних двух играх предоставил капитану возможность играть там, где он хочет и столько, сколько он хочет. То есть в настоящий момент обе стороны могут остаться довольными текущим положением вещей. Тренер получил поддержку от человека, который имеет огромное влияние в раздевалке. А футболист получил поддержку от тренера, которая выливается в игровых минутах. Более того, уровень самоотдачи капитана в последних двух играх значительно вырос, это видно невооруженным взглядом. Кроме того, по игре некоторых футболистов, на которых, как известно, Тотти имеет особое влияние, видно, что в раздевалке у "Ромы" сейчас действительно все в порядке. Тот же Даниэле Де Росси даже умудрился в шутку получить от Il Romanista оценку 11 за последнюю игру. И те, кто наблюдают за Сapitano Future персонально, не могут не признать, что в этой шутке прессы есть огромная доля правды. Не секрет, что приблизительно пару лет Де Росси не играет на таком уровне, на каком он играет сейчас у Луиса Энрике. А уровень игры Де Росси, кстати, считается одной из причин падения "режима Раньери". Таким образом, капитан настоящий призывает всех сплотиться вокруг тренера, собирая для этого всю команду на ужин, а капитан будущий играет на фантастическом уровне, на котором не играл уже давно. И кто теперь скажет, что в двух этих фактах нет заслуги Луиса Энрике?
Несмотря на все вышеописанное, "Рома" начала сезон крайне неудачно. И если вылет из Лиги Европы еще как то можно объяснить мотивацией, ведь турнир этот, положа руку на сердце, сейчас для итальянских клубов малопривлекателен, то поражение на своем поле от "Кальяри" со стороны кажется началом конца. И вот уже раздались голоса недоброжелателей, которые считают, что вся эта идея с приглашением испанского тренера обречен на провал. Луиса Энрике критиковать действительно легко и некоторые его решения со стороны действительно кажутся сомнительными. Например, многие совершенно справедливо полагают, что новый тренер чрезмерно доверяет Пабло Освальдо, который пока это доверие не оправдывает. Есть, разумеется, и другие претензии, которые еще будут выражены публично. Однако не все так просто. Во-первых, команда переходит на новую идеологию игры. Речь идет именно об идеологии, а не о расстановке, которая, с формальной точки зрения, для Италии весьма банальна – ну кто не играл "4-3-3" в наше время? Но в системе Луиса Энрике, при ближайшем рассмотрении, важны не эти цифры, а гораздо важнее принципы игры. Один из постулатов тут – максимальный контроль мяча, постоянная борьба за него, даже в ситуациях, которые к этому не располагают. Именно так старалась играть "Рома", начиная с конца первого тайма с "Кальяри", когда буквально в течении нескольких минут, будто что-то переключилось, будто что-то произошло и зашевелились эти сине-гранатовые шестеренки, которые все межсезонье выстраивал Луис Энрике. И моментально гости были вынуждены отбиваться и если бы тогда хозяева поля смогли отличиться, то, несомненно, весь ход игры сложился бы по-другому. Более того, даже пропустив глупейший гол, после ошибки одного из лучших игроков до той минуты, Хосе Анхеля, даже после того как этот футболист еще и заработал удаление, "Рома" не переставала давить. И были все основания для того, чтобы сравнять счет, даже вдесятером. Интересно, что и после того, как счет стал 0-2, а до конца игры оставалось буквально несколько секунд, даже тогда команда не бросила играть. Хотя, казалось бы, какая разница – все равно поражения уже не избежать. Но "Рома" смогла размочить счет. Именно в таких микро-моментах и происходит рождение команды и уже против "Интера" мы видели другую "Рому". Другая она была только лишь в приложении к безликому началу игры второго тура, на "Сан Сиро" мы увидели команду, которая имея серьезные проблемы с выбором защитников, не стала отбиваться. Не случайно Гадзетта даже назвала Луиса Энрике Дон Кихотом, который бесстрашно поставил Таддея и Перротту на фланги обороны. Периодически команда переходила на игру в три защитника, когда Даниэле Де Росси, который снова играл как бог, опускался ниже и занимал место в центре. Уже очень давно я не видел, чтобы "Рома" играла с "Интером" с позиции силы.
Дайте время
История итальянского футбола знает немало примеров, когда великие тренеры проваливались, хотя вроде бы все было за них. Доверие руководства, хороший контакт с футболистами, правильная тактика – все это могло присутствовать, но результата не было. Так было и у Трапаттони, Сакки, Липпи, Капелло, Спаллетти, да почти у всех. Любой тренер в своей карьере обязательно переживает подобный момент, момент, когда за результаты должен ответить именно он. Рано или поздно наступит такой момент и для Луиса Энрике. Может так случится, что та идеология , которую сегодня внедряет испанский специалист, все-таки не даст нужного результата. Но сегодня очень бы хотелось только одного – чтобы этот римский эксперимент был максимально чистым. А именно – чтобы о Луисе Энрике, о его методах и о его "маленькой Испании" судили не по двум-трем матчам и даже не по нескольким месяцам. Ведь даже Фабио Капелло в свой первый сезон занял с "Ромой" только шестое место. Страшно представить, что было бы, если бы после этого сезона Дон Фабио был бы уволен, а ведь такое решение было вполне в духе тех лет. Но тогда Франко Сенси проявил терпение, которое было вознаграждено на следующий год завоеванным скудетто, которого половина Рима ждала почти двадцать лет. У Бруно Конти, Агостино Ди Бартоломеи и Франческо Тотти этот счастливый момент в карьере уже был, но кто сегодня скажет, что Даниэле Де Росси не достоин своего титула?