39 комментариев
avatar
Давно интересно узнать о названиях форм в Тайчи? Если их 24, значит должно быть 24 названия, а я от силы знаю 5. А с названиями форма запоминается быстрее, да и учить интереснее :-)
avatar
1 открытие формы
2 поглаживание гривы дикой лошади
3 белый аист расправляет крылья
4 почистить колено
5 игра на лютне
6 пятясь оттолкнуть обезьяну
7 поймать воробья за хвост влево
8 поймать воробья за хвост вправо
9 выйти в хлыст
10 разогнать облака
11 одиночный хлыст
12 подняться на стремя
13 подхватить и ударить пяткой вправо
14 удар кулаками
15 подхватить и ударить пяткой влево
16 ползущая в траве змея влево
17 золотой петух стоит на левой ноге
18 ползущая в траве змея вправо
19 золотой петух стоит на правой ноге
20 нефритовая дева работает челноком
21 воткнуть иглу в морское дно
22 подняться и вытолкнуть
23 удар молотом
24 подхватить и запечатать
avatar
Большое спасибо за систематизацию!
avatar
Говорят в Китае стиль Ян совсем переродился и стал спортивным.... ТОже самое касается и Чень... И только стиль У удерживает свои позиции и несет традицию... Слухи? Или как?
avatar
Дима, спасибо!
avatar
2 Максим Aspirin Рымарев
Не могу комментировать...
Не обладаю такой информацией, чтобы сделать анализ...
avatar
К вопросу о темпе исполнения Ян-форм. Считается, что традиционное исполнение яна совершенно равномерное.Но встречал и другое мнение, что со временем необходимо переходить к работе в естественном и даже ускоренном темпе. Вобще-то традиционные формы Ян имеют и отдельный "быстрый" комплекс.Просто его очень немногие знают. В целом же скорость работы в комплексе зависит от методики, которой следует занимающийся и целей, которые он себе ставит.
На начальных этапах равномерное и медленное выполнение комплекса продиктовано необходимостью "слушания" внутренних ощущений.Этап этот продолжается до тех пор пока делание формы не перестанет быть отвлекающим фактором для внутренней работы. Поскольку для оздоровительных практик большего как правило и не надо, то за Яном утвердилась слава равномерного и медленнного стиля.
В случае, если практикующий делает один шаг вперед, и начинает осваивать фа-цзин, то неизбежно ускорение. И вот здесь возможно любо "ускоряться" в классической медленной форме (кстати 24-ка отнюдь не является "классической",это форма сздана сокращением "большой"), а можно практиковать традиционную быструю форму, которая характеризуется изменениями темпа.
То же происходит и с туйшоу, начиная слушать усилия медленно, постепенно переходят к достаточно быстрым и мощным движениям.
avatar
2 Максим Aspirin Рымарев
Я то же встречался с мнением, что в континентальном Китае тайцзи как искусство боя умерло. Знакомство с Китайскими мастерами, приезжавшими "оттуда" в Питер, это мнение подтверждало. Много говорилось о красоте форм, оздоровительном эффекте, но практического применения не было продемонстрировано, либо они сводились к приемам, аналогичным любому внешнему стилю. Знакомство с прикладной частью тайцзи пришло через "наших": Игоря Креймера , Максима Зарецкого. Но они-то в свою очередь учились "там", значит было у кого... А последнее время начала приходить информация, иллюстрирующая, что и в Китае не все так плохо. Просто очень уж их там много, а официальный Пекин, до последнего времени пытался ограничить доступ широких масс к секретам...
Впрочем для меня например огромным прорывом стало знакомство с илицюань. Стиль построен на тех же принципах , что и тайцзи, в общем то это и есть тайцзи, семейная версия семьи Чин, но по методологии это огромный прорыв. У них я получил ответы на кучу вопросов, мучающих меня в Яне. Мой друг и партнер Алесей Сощенко - сделал рывок в Чене, то же благодаря Илику.
С другой стороны, поддерживаю контакт с Аней Меот, это инструктор Ян-стиля передаваемого по семейной линии Тунг, так вот вижу, что то, что она демонстрирует в семейных версиях очень сильно совпадает по принципам с илицюань. Но! Не объясняется.То есть все идет только через форму. И если не понимаешь на что обратить внимание, то форма так и не станет прикладной. Конечно может статься, что это языковый барьер, а может статься, что методика не предполагает открытия смысла форм до определенного уровня...
Так вот, возвращаюсь к началу поста. Скорее мнение о том, что стили в Китае утрачивают прикладное значение, базируется на том, что есть очень сильное распространение работы с формой на уровне учеников, которых не посвятили в прикладные секреты... А сами стили - они не могут быть прикладными или не прикладными. Стиль в понимании китайцев - это наследие конкретного мастера, передаваемое через непосредственный контакт прямых учеников. А уж личное мастерство учеников может позволять или не позволять делать стиль прикладным.
avatar
Здравствуйте, совсем недавно начал заниматься стилем ЯН и стал мучать один вопрос, связанный с координацией движений.

Форма "Поглаживание гривы дикой лошади", движение, когда приседаешь на заднюю ногу, возвращаясь из гунбу, что делать с выставленной рукой?
Точнее что делать то понятно, а вот когда... по личным ощущениям, оно не с чем координироваться не хочет, и выбивается в отдельное движение руками, независимо от ног.

Как делать эту вещь?
avatar
Олег, доброго!
Мы придерживаемся "еретического" направления в данном вопросе ))))
Наш мастер говорит, что откат ("движение, когда приседаешь на заднюю ногу, возвращаясь из гунбу") - это спорт
Поэтому у нас движение поднятия носка(без отката) и поворот "передней" стопы очень даже нормальненько так "координируется" ;))) с повортом кисти из положения "ладонью в грудь" в положение "ладонью в пол" ;)
avatar
Гм.... А где, простите, в форме "Поглаживание гривы ..." откат? Да еще на заднюю ногу?
avatar
))))))) Николай, я думаю, что имелся ввиду просто откат во время шага, когда поднимается носок, но я могу ошибаться =) ждем комментария Олега
avatar
с "приседанием на заднюю ногу" я переборщила, конечно... но вес тела при откате все же переносится немного больше на заднюю ногу...
avatar
Да, да Евгения, я именно про это движение, четвертым по счету идет которое...
"приседание" - это конечно утрированно, но внутреннее ощущение от этого движения именно такое (по крайней мере у меня).

Прошу прощения Евгения, но я с вами не соглашусь насчет спортивности отката, дело в том, что рисунок стиля предполагает откаты, другое дело что делать с руками, они же в такт элементарно не попадают.

Сейчас для себя вроде решил этот вопрос, во время отката занимаю стойку сантиши из син и цуань, благо она подходит как раз, как промежуточное положение.
avatar
ммм.. Олег... ето не мое мнение... ))) так мастер Чень Жуцин говорит *PORDON*
avatar
Прочла названия форм - я привыкла к несколько другому переводу. Например, "достать иголку со дна моря", интересно, какой перевод вернее?
А "запечатать" видимо означает закрытие формы?
avatar
Ольга, привет!
Было бы интересно прочитать "ваш список" названий :)
avatar
У нас тоже названия другие :) 4 например 'полет орла'. Но образы схожи
avatar
мне кажется, "откат" предназначен для баланса. центр тяжести тела при этом постоянно в устойчивом равновесии.

а что до практических применений, то даже в 24 Ян почти любое движение имеет практический смысл. Особенно движения руками. взять, например, " белый аист расправляет крылья" в классификации Дмитрия - это удар ребром ладони в шею, затем удар основанием большого пальца в висок... а "почистить колено" - это просто три раза "железной ладонью" в торец, простите за подробности ))))
даже воздушно-деликатные облака можно увидеть как серию мягких блоков.

Спрашивается, зачем? затем, что занимающийся нарабатывает правильные (надеюсь) движения, которые запоминаются на уровне рефлексов тела, а расслабленность приводит к скорости. Если придется, то под влиянием выброса адреналина тело само все сделает, а из физики известно, что сила удара пропорциональна квадрату скорости. так что есть возможности... но если видеть тайчи как гимнастику, они будут упущены. Если движение руки поставлено красиво, но неправильно, то сломаешь себе руку, да и все.
avatar
Юлий, не обижайтесь, но " наработка движений на уровне рефлексов тела" есть типично "внешний" подход. Повторюсь, форма нужна для "правильных" ощущений протекания энергии, отработки управления качествами энергии. При этом применения формы могут быть достаточно разнообразными, и не только на уровне "ударов" и "блоков" Практически из каждой формы есть выходы на цинна, на броски , а еще точнее - на любой из восьми типов классических усилий тайцзицюань.
Расслабленность - условие, обеспечивающее свободное протекание энергии в теле.
Что касается баланса, то он должен быть всегда. Следовательно "откат" не есть условие баланса. Можно было бы сказать, что видимый "откат" это проявление кругового движения энергии в саггитальной плоскости, но впрочем, кому это интересно... )))
avatar
Николай, а на что мне обижаться-то? я - за сочетание внутреннего и внешнего подхода. Зачем себя ограничивать одной стороной искусства?
avatar
люди мне 16 лет и я хочу заниматься тай чи!!! отпишите плиз в личку что и как и есле можно киньте пару сылок!! буду очень благодарен!!
avatar
Юлий, на меня тоже прошу не обижаться, я прочитал все ваши коментарии - мне кажется тайцзи не основной Ваш вид единоборств.
Я не могу назвать себя практикующим, скорее интересующимся - пока просто изучаю источники информации.
Вы писали выше про ролик, где мастер менял темп движения. Тайцзи изначально боевая система включающая как внешнюю, так и внутреннюю работу. Без преувеличения можно сказать, что настоящий мастер мог лишить противника жизни не только прикосновением пальца, но и незаметным движением на расстоянии.
На начальном этапе обучения, действительно, формы выполнялись максимально плавно (чем медленнее, тем лучше), поддерживая общий темп.
Достигнув определенного мастерства скорость увеличивалась и при общей плавности и мягкости комплекса, производились импульсные удары (выбросы фа), что позволяло, к примеру, отбросить противника своей ци.
Косаемо того что сейчас происходит с тайцзи легко объяснимо, достаточно вспомнить недавнее прошлое нашей с Вами страны, в которой "много чего" не было. Вот и в Китае смертельно опасной боевой системы не должно существовать, а гимнастика вполне социально допустима.
Мастера тайцзи, имена которых мы знаем, были извесны в первую очередь из-за своей непобедимости в бою, а не лечебными свойствами ци. Своего легендарного мастерства они добивались более чем тридцатью годами правильных тренировок, изучая его в "истоках". Каждый мастер обучал всего нескольких учеников, либо только своих детей. Жизнь многих прерывалась, не продолжив преемственности. Каждый модернизировал стиль, добавляя и убирая формы, давая более подходящие названия, именно поэтому до сих пор возникают споры о правильности того или иного.
Со времен изобретения огнестрельного оружия популярность боевого аспекта уменьшилась и тайцзи-цуань "стал гимнастикой". Но как известно истины не существует, у каждого своя правда, тем более в тайцзи (инь и ян).
Я могу быть и не прав. В конце концов, это мое субъективное мнение сложившееся от прочитанного. Поскольку стиль все же внутренний, то впервую очередь нужно доверять не людям и словам, а тому что проходит сквозь тебя.

Да пребудет с Вами сила ).
avatar
Александр:

почему я должен обижаться? неужели мои комментарии звучат обиженно? хм... не заметил. Ваш пост в общем вроде бы правилен, а к мелочам придираться незачем. (вот насчет незаметного движения на расстоянии можно бы поспорить, да лень - эта тема неоднократно обсасывалась... и всегда с ничейным результатом)

Это вы правильно заметили, тайцзи не основной вид для меня... но очень интересный и весьма полезный. К настоящему мастеру этого стиля я сейчас обратиться не могу, а у кого попало учиться не собираюсь. Потому приходится думать самому... а на этом пути любые крупинки могут пригодиться, даже подобранные в интернете.

кстати, тот коммент, на который вы ссылаетесь, я написал в 2007 году, за это время кое-что в моих взглядах изменилось. Сейчас мне представяется, что при выполнении формы дыхание задает ритм, а ноги и руки следуют этому ритму. Поэтому, если сохранять дыхание равномерным и спокойным, скорость движения конечностей может меняться в зависимости от пути, который им надо пройти - в некоторых движениях путь невелик и движение выглядит более плавным, а другие получаются быстрее именно из-за расстояния.

Разумеется, я говорю о форме - которая и является упражнением для начинающих. делая форму, не научишься непобедимости в бою - но вместо зарядки (с утречка отлично помогает) и для общего здоровья - прекрасная вещь.
avatar
Юлий, спасибо за коментарий.
По большому счету, я с Вами согласен.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.