Карате́[1] (произносится как [каратэ́][2], от яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки») — японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма, до этого его записывали как 唐手, что примерно означает «китайская рука». Иероглиф 唐 обозначал династию Тан в Китае, и стал синонимом Китая в Японии, активно перенимавшей различные отрасли культуры из Поднебесной в тот период. Именно тогда китайское ушу и попало на Окинаву, получив название «руки Тан».
В Японию карате попало с острова Окинава в начале XX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоевано самураями княжества Сацума, и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение[источник не указан 46 дней], что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков, и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трехсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует об обратном[источник не указан 46 дней]. Боевые искусства на острове практиковались в основном среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям. В карате не используется холодное оружие. Как полагается причиной этого как раз и послужило завоевание острова и запрещение производства, ношения и тем более применение холодного оружия. Тем не менее, в карате широко распространено[источник не указан 68 дней] использование других подручных средств: шест бо, нунтяку.
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства, и Окинава стала еще одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжелая экономическая ситуация, и жители Окинавы массами переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Теки не победил в публичном бою западного боксера, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Однако так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено по сравнению с традиционным окинавским вариантом
Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодежь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привел к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны. Карате является одним из видов спорта-кандитатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов[источник не указан 68 дней]. Кроме того включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника; кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ); ката (型) — формальные упражнения. Четыре элемента ката:
Стоит разделять направления, стили и школы карате. Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате возникать стали еще во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:
Сетокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоси Годзю-рю (剛柔流), основатель Тедзюн Мияги Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцукой Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни В 1950-е в противовес распространенному в то время спортивному бесконтактному каратэ появилось детище Масутацу Оямы — Кекусинкай (極真会), жесткий контактный стиль. В 1970-х 80-х возник еще один уникальный стиль - Ашихара каратэ, развившийся из кекусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидеюки Ашихара Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной "мастер", пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой "стиль", на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам всего существует более двухсот различных стилей и школ карате.
кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника;
кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ);
ката (型) — формальные упражнения.
Четыре элемента ката:
бункай (分解) — анализ;
ое (応用 о:е:) — применение;
хэнка (変化) — вариации;
какуси (隠し) — скрытность.
В карате употребляется общепринятая международная терминология карате
Сетокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоси
Годзю-рю (剛柔流), основатель Тедзюн Мияги
Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцукой
Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни
В 1950-е в противовес распространенному в то время спортивному бесконтактному каратэ появилось детище Масутацу Оямы — Кекусинкай (極真会), жесткий контактный стиль.
В 1970-х 80-х возник еще один уникальный стиль - Ашихара каратэ, развившийся из кекусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидеюки Ашихара
Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной "мастер", пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой "стиль", на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам всего существует более двухсот различных стилей и школ карате.
Накаяма, Масатоси — модификатор Сетокан
Масутацу Ояма — создатель Кекусинкай
Мияги, Тедзюн — создатель Годзю Рю
Итосу, Анко — один из патриархов современного каратэ
Мотобу Теки
Тадаси Ямасита
Травников, Александр Игоревич
Йорга, Илья
Хидэюки Асихара
Адзума Такаси
Йон Блюминг
Оганесян, Артур Эдуардович — единственный россиянин, прошедший тест «сто боев»[