Стиль змеи
Гонконговский кинематограф создал легенду о смертельном и
страшном стиле змеи. Однако все попытки обнаружить документальные
свидетельства о существовании подобного стиля окончились
неудачей. Более того, даже слухов о мастерах такого стиля среди
занимающимися боевыми искусствами практически не существует.
Реально существуют лишь "змеиные поднаправления" в других стилях.
Попытаемся систематизировать имеющуюся информацию.
Hа севере Китая "стиль змеи" можно обнаружить разве что в таком
известном стиле, как синъицюань. Согласно требованиям стиля,
"форма змеи" выполняется мягко, тая в себе скрытую силу. Удары
"змеи" направлены в горло и в пах. Боец должен имитировать образ
змеи, "струящейся" в траве.
Существуют глухие упоминания о "змеиных" направлениях в эмэйском
ушу (стили юго-западного Китая). Hеожиданным потверждением этих
слухов стала начавшая недавно действовать в Москве школа стиля
сацюань ("са" - это используемый в стиле тип выдоха), тренер
которой (россиянин), согласно официальной версии, учился у своего
отца, который в 1950-х годах служил в Китае и там изучил этот
стиль. Hезависимых данных по этому направлению не имеется.
Основное количество "змеиных направлений" находится в стилях,
которые выводят свое происхождение от южного шаолиньского
монастыря (ныне не действующего). Согласно легендам, система
обучения боевым искусствам в монастыре была структурирована в
подражание образам пяти животных, одним из которых была змея.
Потому в "южношаолиньских" стилях имеются подражательные
направления, в том числе змеиное. Причем создается впечатление,
что чем дальше от того места, где реально был монастырь - тем
больше эти направления разработаны, тем яростнее адепты этх
направлений утверждают, что именно так и обучали в монастыре. В
качестве примеров упомянем два широко известных стиля.
Во-первых, знаменитый стиль провинции Гуандун - хунцзяцюань
(хунггар). Причем в разных направлениях стиля имеются разные
степени "змеиности". Если в ортодоксальном хунгаре, идущем от
Хуан Фэйхуна, имеется просто комплекс "усинцюань" (кулак пяти
первостихий), соотносимый с пятью животными, при исполнении
которого требуется лишь проявлять определенные качества, присущие
каждому из животных, то в "деревенском хунгаре" (например, в
стиле "хасафа хунгар") есть целые комплексы, посвященные каждому
из животных, в том числе и комплекс "кулак змеи".
Вторым примером служит такой стиль, как юнчуньцюань (винчунь).
Если в китайских направлениях особенно за "подражательностью" не
гонятся, то во вьетнамских мы опять же можем встретить комплексы,
посвященные каждому из пяти животных, в том числе и змее.
страшном стиле змеи. Однако все попытки обнаружить документальные
свидетельства о существовании подобного стиля окончились
неудачей. Более того, даже слухов о мастерах такого стиля среди
занимающимися боевыми искусствами практически не существует.
Реально существуют лишь "змеиные поднаправления" в других стилях.
Попытаемся систематизировать имеющуюся информацию.
Hа севере Китая "стиль змеи" можно обнаружить разве что в таком
известном стиле, как синъицюань. Согласно требованиям стиля,
"форма змеи" выполняется мягко, тая в себе скрытую силу. Удары
"змеи" направлены в горло и в пах. Боец должен имитировать образ
змеи, "струящейся" в траве.
Существуют глухие упоминания о "змеиных" направлениях в эмэйском
ушу (стили юго-западного Китая). Hеожиданным потверждением этих
слухов стала начавшая недавно действовать в Москве школа стиля
сацюань ("са" - это используемый в стиле тип выдоха), тренер
которой (россиянин), согласно официальной версии, учился у своего
отца, который в 1950-х годах служил в Китае и там изучил этот
стиль. Hезависимых данных по этому направлению не имеется.
Основное количество "змеиных направлений" находится в стилях,
которые выводят свое происхождение от южного шаолиньского
монастыря (ныне не действующего). Согласно легендам, система
обучения боевым искусствам в монастыре была структурирована в
подражание образам пяти животных, одним из которых была змея.
Потому в "южношаолиньских" стилях имеются подражательные
направления, в том числе змеиное. Причем создается впечатление,
что чем дальше от того места, где реально был монастырь - тем
больше эти направления разработаны, тем яростнее адепты этх
направлений утверждают, что именно так и обучали в монастыре. В
качестве примеров упомянем два широко известных стиля.
Во-первых, знаменитый стиль провинции Гуандун - хунцзяцюань
(хунггар). Причем в разных направлениях стиля имеются разные
степени "змеиности". Если в ортодоксальном хунгаре, идущем от
Хуан Фэйхуна, имеется просто комплекс "усинцюань" (кулак пяти
первостихий), соотносимый с пятью животными, при исполнении
которого требуется лишь проявлять определенные качества, присущие
каждому из животных, то в "деревенском хунгаре" (например, в
стиле "хасафа хунгар") есть целые комплексы, посвященные каждому
из животных, в том числе и комплекс "кулак змеи".
Вторым примером служит такой стиль, как юнчуньцюань (винчунь).
Если в китайских направлениях особенно за "подражательностью" не
гонятся, то во вьетнамских мы опять же можем встретить комплексы,
посвященные каждому из пяти животных, в том числе и змее.
Змея на Востоке во все времена была счастливым символом. В древние века множество первобытных родов использовали изображение змеи как отличительный знак своего рода или поклонялись ему как божеству, всячески превознося его. (В христианстве же все наоборот- змея олицетворят больше зло. Так, в Библии дьявол был в образе змия, который обольстил Еву). На юге Китая в провинции Фуцзянь и Чжэцзян люди подражали характеру и движениям змеи. Руки, ноги и все тело постепенно становилось гибким и перевоплощалось в образ змеи. Постепенно получались формы подражательного стиля - "кулака змеи". Много школ ушу стали подражать движениям змеи, используя их для атаки и обороны, для отвлечения и заманивания. Так, в Синьи-цюань есть комплекс, имеющий в основе образ змеи, в Нань-цюань есть комплекс, где берется за основу ладонь в форме змеи . В шаолинь-цюань есть целое направление, основывающееся на движениях змеи и т.д. Во всех этих направлениях есть общее, а именно: пальцы в форме головы змеи, ладонь, крюк - это способы формирования руки. Основные движения ладоней: пронизывать (чуань), втыкать (ча), нажимать (ань), рубить (пи), буравить (цзуань), давить (я), ставить (бай), нести (тяо). Основные движения кулаком: обрушивать (бэн), буравить (цзуань), нажимать (ань), выбрасывать (чун), поперечное движение кулаком (хэн), рубить (пи), крюк (гоу). Основные стойки: гуйбу, динбу, гунбу, бань мабу, дулибу. В движениях тела чередуются открытие и закрытие, основное требование - это мягкость и гибкость, тело снаружи мягкое, внутри твердое, твердое и мягкое друг друга дополняют и поддерживают. Верхняя часть тела должна быть мягкая и расслабленная, а ноги должны двигаться энергично и быстро, позиции должны быть крепкими, как вкопанный в землю столб. Самая яркая особенность "кулака змеи"- это волнообразность движений. Вслед за движениями бедер, изменения волной проходят через живот и поясницу, достигают грудной клетки и верхней части спины, и затем переходят в руки. Таким образом достигаются уникальные движения, которые присущи только этому стилю. "Мгновенное сжимание и вытягивание", "cкручивание, складывание и поворот"," проглатывание, вбирание и выброс, плавание на поверхности и опускание вниз"," дрожание , покачивание, переворот и легкое летящее движение"," неожиданный бросок, нападение, сдавливание и опирание"- такие виды комбинаций есть при исполнении комплексов "кулака змеи". Занимающиеся этим стилем должны соблюдать следующие требования:" все тело вибрирует, шаги делаются с вращением, в молнеиносных движениях рук живет дух сражения, шаг за шагом тело движется по кругу, пальцы метко поражают горло, используется техника " дракон играет с жемчужиной", ладонь колет в бок, рука-крюк "клюет" противника, носок ноги наносит точечный удар
Статья подготовлена по материалам журнала "Чжунхуа ушу")
mailto:chees@aha.ru
Сам не изучал,но побывав в лагере воспитателем,один подопечный показал в спаринге.
Атака из-под,защита по верху!)
Единственное что я сразу успел понять!
Быть может это есть подстиль,не берусь док-ть,что это не так,но увиденное и прочувствованное впечатлило=(