Достопримечательности Балаклавы и Севастополя
ЧЕМБАЛО — генуэзская колония в Крыму (около 15 км к югу от Севастополя). Около VIII в. до н.э. на месте Чембало находилось таврское поселение, в римское время существовало укрепление. В V-VII вв. здесь, очевидно, существовал византийский опорный пункт. В XIV веке его захватили генуэзцы. Крымский хан, заключив с ними в 1380 мирный договор, признал за генуэзцами право владения крепостью, которая с этого времени стала именоваться в генуэзских документах Чембало (Цембало, Цембальдо). Ими была построена крепость: Верхний город (Св. Николая), где находился консульский замок, ратуша и церковь; сюда самотеком по керамическим трубам поступала вода из источника на гору Спилия. Это место сейчас называется Кефало-вриси (греч. — Голова источника) или Мане-Тунеро (Мать вод).
Нижний город, или крепость Св. Георгия, был окружен стеной с башнями. Высшая административная и военная власть принадлежала консулу Чембало, который до 1398 избирался на 3 месяца из местной знати, затем стал назначаться из Генуи. Духовную власть осуществлял епископ. Гарнизон состоял из 40 наемников, вооруженных баллистами. В верхней и нижней крепостях были коменданты, которым подчинялись солдаты, несшие караульную службу. Местные жители занимались сельским хозяйством, ремеслами и особенно — рыболовством и торговлей. В 1433 в Чембало и ряде ближних сел началось народное восстание. Власти колонии не смогли его подавить и обратились за помощью к Генуе. Оттуда летом 1434 на 21 военном судне прислали 6-тысячное войско под командованием Карло Ломеллино. Разрушив корабельной артиллерией стены города, генуэзцы ворвались в него и перебили повстанцев, пощадив лишь сына мангупского князя Алексея, его приближенных и одного приезжего с острова Кандии. Летом 1475 Чембало захватили турки, дав крепости новое название — Балык-юве (Рыбье гнездо) или Балык-кая (Рыбная скала). В крепости разместился турецкий гарнизон, томились в заключении неугодные крымские ханы. Во второй половине XVIII века Чембало приходит в полное запустение.
В настоящее время на Крепостной горе — остатки оборонительных и подпорных стен и четырех башен; сохранились руины храма.
Нижний город, или крепость Св. Георгия, был окружен стеной с башнями. Высшая административная и военная власть принадлежала консулу Чембало, который до 1398 избирался на 3 месяца из местной знати, затем стал назначаться из Генуи. Духовную власть осуществлял епископ. Гарнизон состоял из 40 наемников, вооруженных баллистами. В верхней и нижней крепостях были коменданты, которым подчинялись солдаты, несшие караульную службу. Местные жители занимались сельским хозяйством, ремеслами и особенно — рыболовством и торговлей. В 1433 в Чембало и ряде ближних сел началось народное восстание. Власти колонии не смогли его подавить и обратились за помощью к Генуе. Оттуда летом 1434 на 21 военном судне прислали 6-тысячное войско под командованием Карло Ломеллино. Разрушив корабельной артиллерией стены города, генуэзцы ворвались в него и перебили повстанцев, пощадив лишь сына мангупского князя Алексея, его приближенных и одного приезжего с острова Кандии. Летом 1475 Чембало захватили турки, дав крепости новое название — Балык-юве (Рыбье гнездо) или Балык-кая (Рыбная скала). В крепости разместился турецкий гарнизон, томились в заключении неугодные крымские ханы. Во второй половине XVIII века Чембало приходит в полное запустение.
В настоящее время на Крепостной горе — остатки оборонительных и подпорных стен и четырех башен; сохранились руины храма.
Построен в 1794 г. на фундаменте старинного храма. Над входом был вмонтирован камень с надписью : " 1357 в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна". Накануне Крымской войны производилась перестройка храма и 8 июня 1875 года он был освящен во имя Святого Николая Чудотворца. При советской власти здесь последовательно размещались: Дом пионеров, клуб, отделение Осоавиохима. В 1990 г. по проекту киевского архитектора Ю. Лосицкого храм был восстановлен трудами архимандрита Августина (+ 1996 г.), тогда еще протоирея Александра и освещен 13 июля 1990 г. во имя святых Двенадцати Апостолов. Престольный праздник – 30 июня (13 июня). В храме хранятся частицы мощей святого преподобного Сергия Радонежского, святого блаженного Василия и святого священомученника Климента Римского. Наместник – игумен Борис. Храм является подворьем Инкерманского монастыря святого Климента.
Самое большое на Черном море комбинированное, противоатомное, фортификационное сооружение для ремонта и укрытия подводных лодок. Начало строиться в 1957 г. на западном склоне Балаклавской бухты. Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый большой диаметр штольни – 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним – 126 метров. Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений – с трехэтажный дом...
Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ.
("Бочка смерти")
Представляет из себя бетонные казематы, орудийные площадки, систему рвов глубиной 2-3 метра, через каждые 8-10 метров устроены лестницы шириной в 4,5 метра. Через каждые 30 метров сооружены ниши площадью 3 кв.м. Ранее вся система была электрифицирована, электроустановка располагалась где-то внизу в балке. Поражает серьезность воздвигнутых сооружений - несмотря на то, что это чисто военное укрепление все бетонные поверхности выполнены под кладку диким камнем, крышки вентиляционных шахт из литой бронзы с виньетками (все они сорваны мародерами, остались лишь фрагменты), если заглянуть в вентиляционные шахты, то видны оцинкованные клепанные трубы, на которых и по сей день(!) нет ни пятнышка ржавчины.
И, на конец, сама "Бочка смерти" - сооружение из листовой брони нависающее над обрывом, в стенах и полу прорезаны бойницы. В боковых стенах (видимо уже гораздо позже постройки ) были вырезаны прямоугольные отверстия на всю высоту. Изначально таких "бочек" было две - они предназначались для наблюдения за противником и его обстрела.
Если верить народной молве, то в этой бочке расстреливали красных комиссаров и сбрасывали вниз, за что она и получила свое зловещее название. Подтверждают эту легенду следы от пуль на внутренней поверхности бочки, которые располагаются на уровне головы человека.
Весь склон около фортов изрыт мародерами, разбросаны осколки бутылок времен Крымской войны, человеческие кости, металлические детали. Весь электрокабель выкопан и вырван.
Шурфы мародеров как давнишние, так и совсем свежие.
По преданию, Георгиевский монастырь был основан в 891 г. греческими моряками. Они, застигнутые бурей, терпели кораблекрушение, и, видя свою неизбежную гибель, стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Георгий, вняв их сердечному призыву, явился на большой скале близ берега и мгновенно усмирил бурю. Когда спасенные моряки взобрались на скалу, то на ее вершине они обрели икону святого великомученика Георгия, вынесли ее на берег и в скальном обрыве устроили пещерную церковь. Первые документальные свидетельства о Георгиевском монастыре на мысе Фиолент оставил в 1578 г. Мартин Броневский. В 1771 г. прибывший на Крымскую кафедру митрополит Игнатий, свою первую службу провел в Георгиевском монастыре. Георгиевкий монастырь на мысе Фиолент управлялся Херсонесскими епископами, с 1304 г. - готфскими святителями. С 1475 г. и вплоть до 1794 г. обитель находилась в ведении Константинопольского Патриарха. Затем Георгиевский монастырь перешел в ведение Святейшего Синода Русской православной церкви. 23 марта 1806 г. был утвержден его штат. Георгиевскому монастырю была поручена важная миссия - готовить капелланов (военных священников) для создаваемого Черноморского флота. Георгиевский монастырь посещали практически все русские цари. А в 1820 г. здесь побывал А.С. Пушкин, сохранивший ярчайшие воспоминание об этом посещении. В 1891 г. на скале Святого Явления был водружен крест с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона и датой "891-1891". Впоследствии крест был разрушен. В 1924 г Георгиевский монастырь был закрыт, и в его помещениях разместилась воинская часть Черноморского флота. В 90-е годы ХХ века началось возрождение Георгиевского монастыря на Фиоленте. Пока ему возвращена не вся его территория - только та, что спускается по обрывам к морю. Здесь находится древний и овеянный легендами пещерный храм св. Георгия. В 1991 г. усилиями Церкви и Черноморского флота, на скале Святого Явления был водружен новый семиметровый крест, весом в 1400 кг. Восстанавливаются кельи и службы Георгиевского монастыря, ведется подготовка к большому строительству. В пятницу, субботу и воскресение открывается доступ мирян в монастырь, и все желающие могут присутствовать на богослужении.
Инкерманский пещерный монастырь расположен на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основанный в VIII-IX веках монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от преследований иконоборцев, он состоял из нескольких церквей и комплекса жилых и хозяйственных пещер. Все они связаны друг с другом высеченными в скале ходами и расположенной на скале крепостью Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Вход в монастырь был устроен около церкви под скалой, длинный коридор заканчивался небольшим залом с каменными скамьями, который вел в церковь Климента. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами.
Основан предположительно в VIII IX вв., достраивался в XIV XV вв. Согласно церковному преданию, отдельные крипты были вырублены в скале в первые века христианства. В 98 г. сюда, на каторжные работы в каменоломне, был сослан и проповедовал св, сщмч, Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. Согласно церковному преданию, трудами св. Климента и его учеников в Крыму было устроено до 75 храмов. Пещерная церковь во имя св, Ап, Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим св, Климентом. В 1779 г, произошло выселение христиан из Крыма, и монастырь пришел в запустение. В1787 г. его посетили Екатерина II и сопровождавшие ее иностранные августейшие особы. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя св. Климента. Во время войны 1854-55 гг., обитель сильно пострадала в ходе Инкерманского сражения 24 октября 1854 г. В 60-х годах XIX в, под покровительством Таврического епископа Алексия, трудами настоятеля иеромонаха Ефрема, на средства И.И.Четверикова и Мелюшина и под руководством художника Имераторской Академии Д.М. Струкова были отреставрированы древние храмы, построен дом настоятеля с домовой церковью (освящена 13 августа 1867 г. во имя св, Троицы). Пещерный храм во имя св. Мартина Исповедника в Инкермане. Пещерная церковь во имя св. Мартина Исповедника, святителя Римского. Он был сослан в Херсонес монофелитами и скончался в 655 г. Храм был перепланирован в 1867 г. В 1895 г., в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе у ст. Порки 17 октября 1888 г., построен и освящен храм во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона. На плато монастырской скалы в 1905 г. был построен храмы во имя св. Николая Чудотворца Мирликийского. Начиная с 1924 г, монастырские храмы постепенно закрывали. 15 декабря 1931 г. были закрыты пещерные храмы, а их имущество передано Севастопольскому Музейному объединению. Еще в 70-х годах в бывшей монастырской гостинице жили люди, а над неохраняемой и оскверненной обителью глумились воинствующие атеисты. Так, пещерный храм во имя св. Климента, выдержавший превратности времен, лишился украшавших его колонн по прихоти заезжих киношников. В 1991 г. трудами архимандрита Августина, при епископе Симферопольском и Крымском Василии, Инкерманский монастырь был возобновлен. Начали проводиться реставрационные работы. В настоящее время восстанавливается храм св. Троицы. В пещ. храме во имя св. Климента хранится частица мощей от его честной главы, сопровожденная в монастырь по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и Вcея Украины.
Находится недалеко от Севастополя, в Инкермане. Высоко над дорогой, на плато Монастырской скалы, хорошо видны остатки старинных крепостных сооружений, а в нижней части скалы - христианский пещерный монастырь. Каламита - один из интересных памятников крымского средневековья. С юга и запада крепость защищена обрывами, с севера и востока - высеченным в скале рвом и стеной, состоявшей из трех куртин с пятьдо двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляет 1500 кв.м.
Возникновение Каламиты относится к VI в. Вероятно, крепость была воздвигнута для защиты торговых путей, которые вели из степной части Крыма в Херсопес.
Позже, с расцветом в юго-западной Таврике феодального княжества Феодоро (в XV в. в русских и западноевропейских источниках его называли Мангупским), в устье речки Черной стал развиваться торговый порт Авлита. Для его защиты мангупский князь Алексей в 1427 г. перестроил крепость.
В 1475 г, княжество Феодоро пало под ударами турок. Стремясь укрепить свои позиции на побережье Черного и Азовского морей, турецкие завоеватели возводили здесь новые крепости, перестраивали старые. Перестроили они и Каламиту, приспособив ее к использованию огнестрельного оружия. Они владели Каламитой до заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 г.). Турки переименовали крепость, назвав ее Инкерманом, что означает "пещерная крепость". Название это не случайно: скала, на которой построено укрепление, изрезана многочисленными пещерами. Одни из них имели военное значение, другие использовались как хозяйственные, культовые и даже жилые помещения.
В нижней чисти Монастырской скалы и возле нее сохранились остатки строений. Предполагают, что еще в VIII-IX вв. здесь возник христианский монастырь. С перерывами он просуществовал более тысячи лет. Появление монастыря в этих местах связывают с так называемым иконоборческим движением в Византии, когда византийские императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Преследуемые властями, иконопочитатели бежали в отдаленные области империи. Они и основали пещерные монастыри. В конце XVIII в. Инкерманский монастырь пришел в запустение, но в середине XIX в. был восстановлен как инкерманский скит святых Климента и Мартина. В этот период на его территории было сооружено несколько церквей. В 1867 г. церковь была реставрирована. В ее полу и стенах сохранились усыпальницы. Крутая лестница в скале вела из монастыря па территорию крепости.
В годы Великой Отечественной войны здесь, на древней земле, шли жестокие бои с фашистами. В помещениях монастыря располагался штаб 25-й ордена Ленина Краснознаменной им. В. И. Чапаева стрелковой дивизии. Об этом напоминает мемориальная доска и памятник на братской могиле воинов прославленной дивизии.
Памятник затопленным кораблям Черноморского флота стоит в Севастопольской бухте, в 10 метрах от набережной Приморского бульвара. Сооружен к 50-ю первой героической обороны Севастополя в 1905 году по проекту скульптора А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана при участии военного инженера полковника О.И. Энберга. В период Крымской войны и первой обороны Севастополя для заграждения входа на внутренний рейд военным судам Англии, Франции, Турции в две линии между Константиновской и Александровской батареями, а затем между Михайловской и Николаевской батареями были затоплены в течении всей обороны 15 военных судов Черноморского флота: линейные корабли: "Двенадцать Апостолов", "Святослав", "Ростислав", "Гавриил", "Силистрия", "Варна", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя", фрегаты: "Флора", "Сизополь", "Кагул", "Месемврия", "Мидия", корвет "Пилад".
Экипажи кораблей, сняв артиллерийские орудия, защищали Севастополь на бастионах. Памятник представляет собой установленный на квадратном (9,2x9,2м.) основании. Искусственный гранитный утес из необработанных глыб, из которого вырастает шестигранный пьедестал, увенчанный коринфской колонной из светлого диорита. Она завершается бронзовой скульптурой обращенного к морю двуглавого орла с распростертыми крыльями, держащего в клюве лавровый венок славы и морской якорь. Ниже, на утесе закреплена бронзовая мачта парусного корабля. На грани пьедестала, обращенного к набережной, помещена бронзовая доска с рельефной картой Севастопольской бухты и обозначением линии затопления кораблей. Общая высота памятника - 16,66 м.
В годы Великой Отечественной войны памятник был поврежден и реставрирован в 1961 году. Памятник является составной частью мемориального комплекса, созданного к 50-летию освобождения Севастополя под руководством архитектора А. М. Вейзена и стал одним из главных символов города-героя Севастополя.
Покровский собор строился с 1891 по 1905 годы по проекту архитектора В.А. Фельдмана. Сооружение и архитектура здания отвечают культу православной церкви. Здание собора типа базилики представляет собой пятикупольный бесстолпный храм. Над главным куполом — стрельчатый свод в окружении четырех двенадцатигранных башенок.
В западной части — колокольня, которая не отделена от собора. Ее соединяет с храмом продолжение центрального объема, вытянутого перпендикулярно улице. Башенки и колокольня имеют шатровое покрытие, увенчаны маковками луковичной формы. С севера и юга имелось два придела (южный придел не сохранился, начал восстанавливаться в 1996 году). К западной части примыкает трапезная, имеющая внутри два ряда столбов и лестницу, ведущую на хоры.
Вход в трапезную шел через имеющее вид закрытой галереи крыльцо с каменной лестницей. Здание украшено рядами полукруглых кокошников, карнизы подчеркнуты лепными фризами. Собор построен из тесаного инкерманского и крымбальского камня. Кровля куполов выполнена из оцинкованной штучной черепицы, остальная — покрыта оцинкованной сталью. Высота здания - около 37 м, колокольня на 10 м ниже.
Внутри собора было два храма. Верхняя церковь — Покрова Пресвятья Богородицы, в нижнем же, подвальном помещении, располагался Софийский храм. Там были склепы, точное расположение которых неизвестно.
В мае 1917 года в склепах были помещены гробы с останками революционеров П.П. Шмидта, С.П. Частника, И.А. Гладкова, Н.Г. Антоненко, привезенные в Севастополь с о.Березань. В ноябре 1923 года их перезахоронили на Кладбище Коммунаров. После 1917 года в соборе действовало православное религиозное общество, велась церковная служба.
В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, полностью был разрушен южный придел (правое крыло здания).После войны здание было восстановлено, церковная служба велась до начала 1959 года.
С 1959 по 1969 годы в нем были размещены городской архив и спортивный зал. С 1969 года здание было полностью передано архиву.
В 1992 г. северный придел собора был передан верующим и освящен 8 апреля во имя святого великомученника Пантелеймона. В нем стала постоянно вестись церковная служба. Полностью здание собора было освобождено архивом и передано церкви в начале 1994 года. В начале 1994 г. верующим было отдано все здание. Купола и кресты покрыли сусальным золотом, в восточной части собора на внешней стене здания выполнили из мозаики икону Покрова Пресвятой Божией Матери - главная достопримечательность собора.
Главная аллея Исторического бульвара идет к памятнику, который стал гордостью нашего города. Это всемирно известная панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г.
Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.
Панорама "Оборона Севастополя 1854—1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О.И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания - 36 м, высота его также 36 м. Классический двухколонный портал, облицованный инкерманским камнем, вверху украшен элементами военного декора: солдатский Георгиевский крест обвит Георгиевской лентой; в центре - цифра "349", обозначающая число дней обороны.
Внутри здания размещается живописное полотно (длина его 115 м, высота - 14 м, площадь 1610 кв.м.) и предметный план площадью 900 кв.м, расположенный на специальном помосте - подстолье.
По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается на вершине Малахова кургана в день штурма 6 июня 1855 г. Именно на Малаховой кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как "первое серьезное поражение французско-английской армии".
Во время Великой Отечественной войны фашистские бомбы разрушили здание панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя жизнью, советские воины вынесли часть живописного полотна из пылающего здания.
После войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу, состоявшую из 17 человек, возглавил вначале академик В.П. Яковлев, а после его смерти другой известный живописец - академик П.П. Соколов-Скаля.
Изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные фрагменты живописного полотна, фотографии, старые буклеты, советские художники заново написали картину, воссоздали предметный план. Напряженный труд коллектива художников был завершен к 100-летию первой героической обороны Севастополя.
В 1970 г. в здании панорамы открылась экспозиция Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающая о незабываемых событиях и героях первой обороны, а также о самой панораме.
В 1974 г. в наружных нишах знания установлены мраморные скульптурные портреты адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, А.И. Панфилова, Ф.М. Новосильского, капитана 1 ранга Г.И. Бутакова, генерала С.А. Хрулева, штабс-капитапа Л.В. Мельникова, прославленных матросов Петра Кошки и Игнатия Шевченко, любимицы защитников города Даши Севастопольской (Михайловой), "чудесного доктора" П.И. Пирогова, великого русского писателя Л.Н. Толстого.
Историко-археологический заповедник Херсонес Таврический известен во всем мире. Раскопки открыли миру город, который на протяжении многих веков являлся крупным политическим, экономическим и культурным центрам Северного Причерноморья.
Херсонес был греческой колонией, основанной в 422 - 421 гг. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западе Крыма, у бухты Карантинной.
Через сто лет после основания, территория Херсонеса уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого "Херсонес" означает полуостров). Здесь жили земледельцы и ремесленники, врачи и скульпторы, архитекторы и художники, историки н поэты. Это была рабовладельческая республика с демократической формой правления; высшим органом государственной власти было народное собрание.
Все годы существования государства херсонеситам приходилось вести войны. Во II в. до н.э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Скифы были разгромлены, однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошел в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от своих более сильных соседей.
В I в. до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом ее захватнической политики в Северном Причерноморье. С началом новой эры в Херсонес проникает христианство, в IV в. оно становится официальной религией. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В этот период от нашествия гуннов погибают многие города. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить еще тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.
В V в. Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне - Корсунем. Русь в эту пору становится силой, с которой вынуждены были считаться не только ближайшие соседи, но и такое крупное государство, как Византия. Когда Византия не выполнила обязательств договора с киевским князем Владимиром, он в 988 г. выступил против Корсуня и взял его после девятимесячной осады.
Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.
Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., офицер Черноморского флота Крузе произвел первые раскопки на месте бывшего Херсонеса. Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов прошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.
За прошедшие с момента начала раскопок время Херсонесский исторнко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства. Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.