Байки, мифы, истории о мастерах боевых искусств из прошлого...
Армен Каграманян навеял мне своими заметками из истории, создать подобную тему. Предлагаю помещать интересные истории из жизни великих мастеров различных единоборств. Сам тоже что-нибудь добавлю, поищу только на полках книг подходящую литературу)
Дата открытия Кодокана отождествляется с днем рождения дзюдо - самобытной системы воспитания японской молодежи, созданной Дзигоро Кано на базе древнего дзю-дзюцу. Кано уже давно влюбился в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо сохранить как культурную драгоценность Японии; однако он был убежден и в том, что дзю-дзюцу следует приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что основополагающие принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан Дзюдо, дисциплины разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь. Сравнивая дзю-дзюцу с Хи-наянои, «малой колесницей» с ограниченным размахом, он уподобил Кодокан Дзюдо Махаяне", «великой колеснице», охватывающей как личность, так и общество в целом. «Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, — говорил Кано, — жизнь этого человека тщетна». “Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала”. Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо. “Дзю” означает мягкий, скромный, “до” - путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни. Додзе примыкал к главному залу храма, где на стенах висели деревянные таблички, посвященные памяти умерших. Нередко, когда борьба проходила чересчур интенсивно, сотрясение пола вызывало постукивание табличек. По вечерам это напоминало танец таинственных духов. В этой необычной обстановке звуки падающих дощечек, а порой и треск сломанных половиц, которые не выдерживали натиска падающих тел, приводили в трепет редких прихожан. После тренировок сам наставник Кано лез под пол, обвязав голову полотенцем, чтобы уберечься от густой паутины, укреплял балки и заменял сломанные половицы. На следующий день все повторялось. (с.)
В одной провинции Китая жил деревенский мастер боевых искусств.
У него было три сына которым он передавал секреты своего искусства. В один прекрасный день собрав сыновей мастер признался в том, что больше ничему их не сможет научить, но далеко в соседней провинции живет его старинный друг, великий мастер боевого искусства. Он может взять себе в ученики только одного из них, и, если они все хотят у него учиться, они должны отправиться к нему, чтобы он выбрал лучшего.
Великий мастер с радостью принял старого друга и немедленно согласился подвергнуть юношей испытанию. Он сказал, чтобы юноши остались на улице, они же с отцом зайдут внутрь и будут вызывать их по одному. Когда первый юноша перешагнул порог комнаты, в которой сидели его отец и мастер на него упали меч и кувшин с водой Юноша увернулся от меча, но кувшин раскололся о его голову.“Хорошо, садись”, - сказал мастер и показал ему на коврик в углу комнаты.
Второй сын поймал и кувшин и меч, но пролил воду.
Позвали третьего Юноша стал у порога, молча глядя на мастера. “Ну что же ты, заходи - позвал его мастер. Юноша улыбнулся. “Там меч и кувшин”, - сказал он, показывая глазами вверх.
Взяли, конечно, того, который подсматривал.
Однажды мастер меча Миямо Мусаси шел ночью через лес и вдруг почувствовал опасность. Не прекращая движения он сделал поворот, описав мечем полукруг сзади. Лишь после этого он обернулся и увидел поверженные тела четырех человек... Он решил, что это были разбойники и невозмутимо пошел дальше.
Пришел как-то Миямото Мусаси в придорожный трактир, сидит себе в общей комнате, ест, никого не трогает (даже странно). И вдруг замечает, что соседняя компания как-то странно на него смотрит и подозрительно шушукается. Тогда Мусаси последовательно ловит в воздухе палочками для еды четырех мух, выкладывает их рядком на столике и с невозмутимой миной продолжает есть (В излишней чистоплотности он тоже замечен не был). Компания сделала круглые глаза и быстренько ретировалась.
ОЩЕПКОВ, ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1892-1937), основатель самбо. Родился в конце декабря 1892 (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.
Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень — седан (первый дан) — и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан. Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества "Спорт" Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920.
В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.
По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как "ценная" и "очень ценная". Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как "сменовеховские", и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.
В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.
Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.
В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.
В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.