Русская рукопашь

Остальные виды спорта: Русская рукопашьЕсть люди, которые при словах “Русский рукопашный бой”, делают недоуменное выражение лица. Складывается впечатление, что у нас нет среднего образования и, стало быть, многим недоступно знание истории. Хотя люди, которые так удивлены, подчас имеют высшее образование и ученые степени. Вот где, действительно, “Иваны не помнящие родства”. А ведь в школе еще изучали : “Никиту Кожемяку”, ”Евпатия Коловрата”, “Василия Буслаева”. На слуху у всех слова Суворова “Пуля-дура, штык-молодец”, “Я пришел не считать противника, а бить”. Опять же проходили “Азовское сидение донских казаков”, 7590 казаков против 250 000 отборного турецкого войска. После многочисленных приступов басурман, 1000 раненных казаков вышло из-за разрушенных стен города и стала гнать и добивать турецких янычар, которых на каждого казака приходилось по 200 человек. Некогда блистательное и грозное войско турецкого паши с позором закончило свой поход, а казаки покрыли себя неувядаемой славой.

Надо заметить, что беспрерывные войны и многочисленные победы русского воинства были нормой для того времени. Позднее также бесславно закончили свои походы на русскую землю и Наполеон, и Гитлер, и многие другие.

Россия, страна с огромной территорией и враждебно настроенными, воинственными соседями - без боевого искусства , без системы рукопашного боя и навыков выживания, - разве мы выдержали бы натиски и с востока, и с юга, и с запада врагов, пытавшиеся покорить нас раз и навсегда ?

Приходил к нам турок - и мы били турка, приходил швед- били и шведа, приходил француз - били француза ... и немца, и поляка, и японца, и многих других с мечом и огнем к нам приходивших.

Вот, что пишет иностранец Гваньини (побывавший в России в 16 в.) о русском воинском умении: “Сражающиеся с московитянами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками и всем телом. Они столь сильны, что без всякого оружия, надеясь на одну силу свою, часто отваживаются сражаться со свирепыми и неукротимыми медведями и, схвативши их за уши, дотоле утомляют их, доколе сии последнии не упадут на землю”.

А что же рукопашный бой, чем жил он, на чем основывался в быту, в повседневной жизни, пока не было войны ? Как “выковывали” воина , где училось своему искусству пешее ополчение, которое в средневековые времена решало исход битв ? Народ славянский - вольный народ, не терпевший от природы своей рабства, не любивший муштры, воспитывал детей своих через игру.

Рукопашные состязания и игры были распространены повсеместно и насчитывали тысячи вариантов. Обряды, праздники, народные гуляния не обходились без кулачного боя и борьбы. Рукопашные состязания в кулачном бое известны у русских к началу XX века в четырех видах и имели большее распространение, чем виды борьбы. Самый древний вид кулачного боя, известный в это время “Свалка-сцеплялка” - противоборство двух партий бойцов, без каких либо построений, или иначе это бой, где в толпе каждый бьется сам за себя. Вид кулачного боя “Один на один” или “Сам на сам” - это единоборство двух бойцов по оговоренным правилам. Еще одно название этого вида - “Охотницкий бой”, где бойцы выходили по “охоте”(по своему желанию), помериться силой. Зачастую это был бой сильнейших, “заправских” бойцов. Вид “Раз за раз” был распространен в Поволжье. Это бой - поединок, где бойцы наносили удары в строгой очередности. Пример - “Песня про купца Калашникова”.

Самый же любимый вид кулачного боя, в основе которого лежат древние военные пешие построения славян - “Стена на стену ”. У М.Ю.Лермонтова есть известные строки:

“Что тут хитрить, пожалуй к бою,

Уж мы пойдем ломить стеною

Уж постоим мы головою

За Родину свою !” (поэма “Бородино”)

Стеношный бой начинался по обычаю с “зачина” утром праздничного дня. Мальчики 7-9 лет “мальцы”, с противоположных сторон сходятся без всякого строя и затевают перебранку, “брань”. Кидают друг в друга снежки, летом - шишки, задирают словами и телодвижениями. Беспорядочно вступают в кулачные поединки.
7 комментариев
avatar
Кто-то летел в сугроб, кто-то пустил “юшку” и вот уже подростки 10-12 лет вступили в бой со своей однолинейной стенкой. У них есть свой атаман(вожак). Они сходятся и бьются, пока одна из “стенок“ не дрогнет и не побежит. Когда солнце уже за полдень, постоять за своих выходят “выростки”, юноши 15-17 лет, со своей “стенкой” наготове бой “заправский” : минимум в 3 ряда стоят бойцы взрослой стенки. Одна из стенок “выростков” смяла другую и рассеялась, натолкнувшись, на ряды женатых мужиков, откуда вдруг выходит поединщик “заводной”, “охотник”. “Стена” гудит, “ревет” - “Дай бойца, бойца”. Кулачный поединок предваряет бой, как в старинных сражениях : Мстислав и Редедя, Пересвет с Челубеем.

Дело к ужину. После поединка “стенки” сходятся на сшибку и понеслось ... , и солнце зашло, и месяц вышел, а бой “кипит”, не угасает. То одна стена другую собьет, опрокинет и гонит до межи, а там супротивная “отошла”, выстроилась. Клич атамана - и вновь начинается бой, который длится обычно до трех прогонов за межу, границу территории противника.

Бой - всегда праздник в общине. Боям придавалось важное значение, иногда их так и называли “общественные”, “мирские”(мир- община), “общинные” бои, где поголовно участвовало все мужское население.

А женщины, празднично наряженные, выходили смотреть и активно болели за свою “стенку”.

“Стенка” на селе комплектовалась по территориальному(“в каком краю живешь - за тот и бейся ”), в городах и фабричных слободах по профессиональному (например : грузчики против кожевников) , в древности - по принадлежности к роду, по родовому признаку.

Кулачный бой - настоящий праздник, зрелище, особенно когда в кулачном сражении участвуют до 10 000 человек, - именно такое количество бойцов в прошлом веке участвовало в боях на Москве-реке и в Петербурге на Неве. Бой мог продолжатся от нескольких часов до нескольких дней, с перерывами. Так, например: село Давыдовка Воронежской губернии в 20-х годах вызвало на бой 5 соседних сел. “Стенки” бойцов сходились с флагами и под барабанный бой. Сражение продолжалось неделю - Давыдовцы победили.

После боя победители и побежденные шли вместе в трактир. Пели песни и веселились, вспоминая наиболее удачные удары, от которых им здорово досталось.

Долго в памяти кулачников оставались моменты праздника, где “греют бока” и “румянят щеки” и даже отступает радикулит. Отличившиеся пользовались всеобщей славой и уважением на протяжении долгого времени.

“Заслышит дед на своей печи призывный гомон боя, и встрепенется в нем сердце старого кулачника; кряхтя, сползет он с печи, выйдет потихоньку за ворота.

Хоть посмотреть, послушать, вспомнить старое. Смотрит, смотрит, а потом не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и окровавленным лицом, но удовлетворенный, кряхтя еще сильнее, снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, еще раз в жизни бился, еще раз и, может быть последний.” (Фомин. “Кулачные бои в Воронежской губернии“ 1925 г.)

Память - родовая память, традиция - вот чем силен народ. Как ни искажай историю, как ни кощунствуй, - родовая память народа и его Вера - жива ! Она ему не изменяет. И чувством этим, а не логическим знанием он распознает врага и друга.

А.Каримов
10.01.1998 г.Омск
avatar
Русское боевое исскуство

Ей брат Ларамошка, худо ты шу­тишь надо мной Кадыком-Ермошкой хотя бы ты всю изодрал мою рожу токмо не замал бы моей одежи знаешь ты сам что у нашева брата фабришнова для блох не держится много платья лишнова вить у меня брата Ермака неишбеш валенова колпака хотя на но­гах у меня бураки да в руках крепкие кулаки. Не страииш брат Кадык-Ермак и на мне такой же валеной колпак вижу охлебался молока преснова от moго у тебя портки на ж... треснули.

Русское боевое искусство — достаточ­но условное название психофизической, философской, нравственно-религиозной системы бытия, существовавшей в рамках единого политико-географического про­странства. В границах этого пространства система занимала очень значительное ме­сто в культуре как славянских народов, так и финно-угров, тюрков и других. Наверняка она являлась стержнем общинно родового общества, а также фун­даментом национально-державного стро­ительства. Сохранялась, обогащалась и передавалась она тысячелетиями изустно.

При всей своей значимости, область эта изучена мало, как никакая другая, до сих пор она — белое пятно в истории и современности. Изучение этого вопроса находится на стыке многих наук. Отсут­ствие же интереса большей части обще­ства к собственному культурному насле­дию ведет к утрате последних источников знания, что незамедлительно выльется в дальнейшую деградацию.

Боевое искусство — искусство брани, не только телесной, но и той, о которой говорил блаженный Павел: «... Несть на­ша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего к духовом злобы поднебес­ным...» (Еф. 6.12). Это искусство «служе­ния свету» ("культур"), по сути — защи­ты, сохранения и продолжения рода. Сво­ими истоками восходит оно к брачным боям и боям за территорию, которыми движет инстинктивный механизм сохра­нения и продолжения рода. Параллели этому можно найти в животном мире, где неагрессивные брачные бои самцов явля­ются формой межполового общения. При наличии яда, когтей и зубов брачные поединки имеют инстинктивный «кодекс чести», безопасность особей гарантирова­на. Исключение составляют черепахи, которые, не имея возможности самостоя­тельно перевернуться со спины, будучи опрокинутыми, погибают. Но это единст­венный случай среди миллионов видов.

Ритуализация брачного боя в мире людей, придание магических свойств са­мому действу и отдельным элементам увеличивают сферу его применения. Рождается обрядовый бой, символом ко­торого становится мужское оплодотворя­ющее и охраняющее начало, а двигателем — механизм морали. Истоки боевого ис­кусства в этом плане едины для всех народов. Далее у каждого свой путь раз­вития.

Реликты обрядовых боев и архивные материалы позволяют составить пред­ставление о таких боях у славян. Их можно разделить на два цикла: календар­ный и семейный. В календарный входят все, связанные с аграрными, поминаль­ными обрядами, а также с брачными играми молодежи. К семейному относят­ся бои на похоронах и свадьбе.

В боях, входящих в состав аграрной магии ритуальные удары, борьба, ката­ние по полю и т.п., по представлениям древних, символизировали оплодотворение земли, способствовали защите уро­жая от неблагоприятных условий. Бои на похоронах, поминках — «драци по мертвеци» — реликты древних тризн, бойований — элементы культа предков. Цель их — доказательство жизнеспособности по­томков.
avatar
Бои на свадьбе (сватовстве, бра-нинах, свадебном пиру, вьюнинах) — отголоски отношений родового общества. Ритуальное противоборство родов жениха и невесты, из-за невесты (как плодородного начала) должно было благоприятствовать деторождаемости, аграрному плодородию, благополучию семьи и рода. Реформация – обрядового боя – отпадение ритуальных рамок и магических функций – послужила становление игрового боя. В нем на смену морали приходит нравственный механизм, основой которого является своеобразный свод правил и уложений – Уговор. В связи с этим бой видоизменяется, дается толчок развитию тактики и стратегии.

База развития боевого искусства — крестьянская община. Такие же явления, как дворянская родовая борьба, казачьи «пластуны», боевая система в монастырях и т.д. — всего лишь естественные ответв­ления, в основном военно-прикладного характера.

Среди мужских развлечений и забав самым любимым в народе были «кулач­ки» — игра, распространенная повсемест­но. Все возрасты были ей покорны, би­лись с семи лет и далеко за семьдесят. Самые крупные бои собирали до десяти тысяч участников, во время их проведе­ния прекращались все другие занятия. Бои и целые кулачные баталии проходи­ли круглогодично (календарный цикл). Зимой бились не только в праздники, но и по воскресеньям. В разных губерниях, волостях и уездах зачастую календарь боев был свой, так как существовали мес­тные праздники.

В конце XIX века зафиксированные кулачные бои у русских достигали своего апогея на масленицу, у украинцев — на рождественские святки, у белорусов так­же на святки и на Ивана Купалу (пере­житок обрядовых функций). У русских известно четыре вида кулачного боя:

«один на один»» — то же, что «сам на сам» или «охотницкий бой» (бой, на который выходили «по охоте», то есть по своему желанию). Следующий вид, очень древ­ний — «свалка-сцеплялка». В нем идет противоборство двух партий бойцов, без каких-либо построений и порядков ли­ний, или же это бой, где каждый бьется сам за себя.

Вид «раз за раз» близок к виду «один на один», но здесь соперники наносят удары в строгой очередности. Самым же любимым был бой «стенка на стенку» или «край на край». (Речь о нем пойдет ни­же).

У украинцев и белорусов известно по два вида кулачного боя. Украинские «один на одного» и «лава» — подобие «стенки на стенку» у русских, но в одну шеренгу. У белорусов — «адзин на адзин» и «сценка на сценку».

Обычай биться «на кулачки» распро­странился и на ближайшие соседние на­роды, он развивался и обогащался от взаимных культурных контактов. Изве­стно, что у грузин в Тифлисе устраива­лись кулачные бои (муштис-криви) на масленицу, а так же на второй день Крещения. Самый большой, «авлабарский» кулачный бой, был на день Крас­ной Горки.

Аксаков в «Семейной хронике» опи­сывает кулачные бои на озере Кабан в Казани между русскими суконными сло­бодами и татарскими слободами, нахо­дившимися на противоположных берегах озера. Казанские суконщики считались к тому же лучшими кулачными бойцами в России.

Как сказано выше, обычай биться «на кулачки» существовал в разных местах со своими местными особенностями. И все же можно примерно восстановить общие черты его проведения во время праздника, игрища и т.д., характерны для большей части территории России.
avatar
Подготовка к «кулачкам» начиналась задолго до самого боя, когда люди выходили со дво­ра и направлялись на место гуляния, игрища. При этом неважно, где проходи­ло само действо — в своей или соседней деревне, за городом. Шли ватагами пар­ни, девки; играли гусли, балалайка, позже уже и гармонь (улошные наигры­ши); пелись песни. Парни задирали друг друга и девок (позже это вылилось в целую частушечную традицию). Дальше — больше. Встречая «улицу» из соседней деревни, вступали с ней в музыкальный диалог-состязание.

У атамана нашего

Ножик пошире вашего,

Ножик пошире, повострей,

И атаман побоевей.

Тут же шли мужики своими компа­ниями, бабы; пели и судачили. А на месте гуляния «молодежь» и «мальцы» уже заводили хороводы, разные игры. Выходили плясуны — кто кого «перей­мет»,

Мы с товарищем плясали,

Ремешки резиновы.

Девки из кути глядели,

Только рты разинули.

Состязались борцы на кушаках, на пальцах, на ремне и т.д. Боролись «всхватку» (обоюдный захват крест-на­крест на спинет целью бросить соперни­ка на землю). Каждый на игрище де­ржался своей компании по возрасту и положению. Центром же всеобщего вни­мания было начало кулачных боев. Выходили бойцы, делали «уговор» (правила, по которым будет идти бой). Поединщики трижды обнимались и це­ловались, показывая, что между ними нет личной вражды. Конец боя зависел от уговора: бой мог кончаться падением од­ного из участников или идти до первой крови (военные же поединки полковод­цев или лучших воинов перед битвой шли «на буйны головы» — до» смерти).

Если один или оба соперника участ­вовали в бою с деревянной дубиной ("ос­лоп", «чекмарь» и т.д.), бой переходил в палочный, его полтавское название — «дубинник». Соперник мог не ответить на вызов, потому что палка во многих мес­тах не считалась значимым оружием, главную роль играло владение техникой. Использование палки зависело также от уговора. Известнейшие бойцы предпочи­тали биться голыми руками, они чаще всех использовали и технику ног (опять же по уговору), применяемую лишь на поединках. Этим заботились о меньшей травматичности тех бойцов, которые не знали о боевых качествах друг друга.

Кончался «охотницкий» бой, и ка­кой-нибудь залихватский парень вызы­вал против себя несколько человек, слу­чалось, более десятка, в бой «на кругу» (вариант «свалки-сцеплялки»).

Выходи, ребята, биться,

Чем зажмурившись ходить.

Я один сюда пришедши,

Ох, слабо ж меня побить!

Бойцы окружали смельчака плотным кольцом. Кончался бой падением «захвальщика», или же он разгонял окру­жавших его. Неожиданно все могло пе­рерасти в «свалку-сцеплялку». Здесь, как и в бою «на кругу», главную роль играла техника «кругового» боя, позволявшая успешно биться сразу с несколькими со­перниками одновременно. Она была ши­роко распространена на Руси и наряду с техникой ведения боя на льду (а зимой чаще всего именно там и проводились «кулачки») является чисто славянской особенностью.

И вот начинается главное действо: на поляну «выкатили» мальцы из двух ко­манд, расположенных по разным концам поля боя (команды комплектовались на селе — по территориальному, в городе — по профессиональному, в прошлом же — по родовому признаку). Это ребята 7-10 лет, которые «зачинают» бой. Для «зачи­на» зимой применялись снежки, летом — еловые шишки. В некоторых местах со­перники просто остро задирали друг дру­га шутками, что зимой обычно заканчи­валось совместным барахтаньем в снегу.

Кто-то полетел в сугроб, кому-то раз­били губу, и клич «наших бьют» собирает подростков 12-15 лет. Они уже комплек­туют свою однолинейную «стенку», у них уже имеется свой атаман — сильный подросток, который руководит и управ­ляет маневрами «стены». Одна из «сте­нок» под напором отступает, и на арену выходят «выростки» со своей «стенкой» — им по 17-19 лет.

Старшие смотрят, как бьются их сы­новья, внуки, правнуки. Подзадоривают бойцов, дают советы. Скоро черед взрос­лых.
avatar
Атаман подал команду,

Старики пошли в након.

Уходите, малолетки,

Ныне вышел вам закон.

Основная «стенка» состоит из взрос­лых, женатых мужчин. Она имеет по минимуму три эшелона, три шеренги бойцов, одна за другой, попеременно вступающих в бой (как сквозь гребенку). Только на Украине бились в одну шерен­гу, как уже говорилось. Атаман или «во­жак» старшей «стенки» заранее распре­деляет бойцов по боевым линиям в зави­симости от их качеств. Так, бойцы лов­кие, но легкие по весу, любящие простор для своей техники «отскоков и наско­ков», выигрышной в поединках, встают по флангам (крыльям). Массивные и крепкие бойцы занимают место в середи­не «стены», называемое «чело» или «грудь». В центре ряды теснее, они позво­ляют проводить только технически-юве­лирную работу руками.

Бойцы не могут сильно маневриро­вать, им приходиться принимать на себя массу ударов, защищая середину «стены» от прорыва. Атаман выбирает и «клино­вых» — сильных, выносливых бойцов, образующих в центре «чела» треуголь­ник, задача которого — прорыв середины линии противника -— «дать клина» — с дальнейшим расширением его и разру­шением порядков «стены» соперников. Это заканчивается обычно бегством про­рванной стенки, если на помощь не подоспеет «надежа» — боец или бойцы «за­садного полка».

Проломили в нас середку,

Ихний старшой завопил,

Ноги дать уже хотели,

Да «надежа» подкатил.

«Надежа» — обычно известный ку­лачный боец. Он один мог биться подчас со всей стенкой» соперника, имел почет и уважение в окрестностях, громкое про­звище: «Гром», «Стосил», «Стойкий», «Кремень» и т.д. Врываясь в пролом своей «стенки» с шапкой в зубах, он должен был задержать наступление со­перников, дать возможность своим со­браться с силами, вновь построить ше­ренги для контратаки. «Надежа» не участвовал непосредственно в бою, стоял по­одаль, ожидая своего момента. Сделав дело, возвращался на место и вновь на­блюдал. Наблюдали и бойцы «засадного полка». Они стояли в укрытии, чтобы разведчики и глазеющие не предупреди­ли противника о запасе сил. Действовал «засадный полк» иногда независимо от главной «стенки», в нем были лучшие бойцы, каждый из которых мог биться с десятком. Хотя у бойцов основной «стен­ки» не было уверенности, вступит в бой их «засадный» или нет, обычно он всту­пал и играл решающее значение.

Из архивов можно узнать, что в бою участвовало очень много ударных инст­рументов, задающих ритм: барабаны, та­релки, литавры и т.д. Музыканты сами не участвовали в бою, они являлись непри­косновенными личностями.

Число участников боя доходило до нескольких сот в деревнях и нескольких тысяч — в городах. В городах, чтобы не перепутать в такой массе своих и чужих, бойцам на помощь приходили купцы. Они привозили целые возы рукавиц и кушаков разных цветов. По цвету пояса бойцы и различали друг друга. «Стенки» в городах насчитывали до нескольких сотен участников в ширину и десятки рядов в глубину. Это усложняло атаману управление всей «стенкой», и он выбирал себе помощников: сотских, десятников и пятидесятников. Управлял «стенкой» атаман при помощи звуковых сигналов, специальных боевых кличей. Древние пешие военные построения славян строи­лись и управлялись подобным же обра­зом.

В кулачном бою одним из основных маневров «стены» был «дать с крыла» — это означало активное наступление фланга с целью смешать линии соперни­ка и расчленить его ровный и плотный строй. Еще одна задача — вынудить со­перника ввести все силы его шеренг сразу в бой, а затем и «засадный полк».

Опасность маневра «с крыла» при чрезмерном увлечении им состояла в том, что противоположная сторона могла «дать клина» — разрушить ослабевшую «середку». В некоторых районах маневр «с крыла» был запрещен правилами.
avatar
Самое же первое, общее для кулач­ных боев правило, известное и доныне, это — «не бить лежачего», «не бить на лежок». Человек, присевший на корточ­ки, уже считался «лежачим». В некото­рых местах также — поднявший правую руку вверх. Правило соблюдалось везде. Нарушителей строго наказывали и свои, и чужие. Случаи нарушения встречались очень и очень редко. Уважение к исстари установленным порядкам было несоизме­римо выше...

Противоположная «стенка» проходи­ла мимо выбывших из строя «лежачих» бойцов, которые могли вернуться в свою «стену» только обежав вокруг поля боя, потому что действовали правила «биться лицом к лицу, грудь к груди» и «сзади не заходить».

Правила предусматривали также равное количество бойцов в основных «стенках», не считая «надежи-бойца» и «засадного полка». Бойцы явно неравные по качествам не вставали друг против друга. В «стеношном» бою бились один на одного, двое на одного не наступали. Это правило действовало до вступления «над­ежи-бойца» и бойцов «засадного полка», которые бились одновременно со многи­ми.
avatar
Правила запрещали применение лю­бых увечных ударов в бою, например» «в косицу» (висок), «свернуть салазки» (нижняя челюсть), «по мусалам» (в лицо сбоку), удар зубчаткой (с выдвижением средней костяшки кулака), все удары в область глаз (пальцами), горла, носа. Также — удары «под микитки» — по-другому «под хрящи», «в душу» (удар в нижнее левое подреберье в направлении к сердцу) и т.п. Также была запрещена работа локтями. Во многих местах — вообще удары в голову. При честном ведении боя и опытных бойцах травма­тизм был нулевой — за этим строго следили обычно старики 70-90 лет. Они подчас и сами в азарте вступали в бой, и тогда «молодые и здоровые» валились под их размеренными и точными ударами.

Правила запрещали различные ук­ладки, свинчатки и т.д., утяжеляющие удар. Если под чьим-то ударом уж очень много падало бойцов и это привлекало внимание, то его обыскивали, и если что находили, то били нещадно. Отсюда и правило, встречающееся в некоторых районах — «рукавички долой», — с од­ной стороны, чтобы не было закладок, с другой — кожаные рукавицы сами по себе усиливали жесткость удара. Запре­щалось бить того, на ком «мазок», то есть кровь. Если и после сообщения бойцу, что он окровавлен, тот продолжал бить­ся, говоря «не чую», то бой продолжался. Если же он получал некоторую травму или начиналось сильное кровотечение, то свои же бойцы оттаскивали его от боя.

Были и те, кого называли «малосиль­ный горячек». Они всю свою силу трати­ли на первых десятках минут, а потом в бессилии падали на землю. А ведь «ку­лачки» продолжались по времени не­сколько часов, с перерывами же — и несколько дней.

Бой кулачных «стенок» кое-где кон­чался колокольным боем (он служил знаком к окончанию сражения). В боль­шинстве случаев бой заканчивался побе­дой одной из «стенок», которая определя­лась гранью или межою, за которую победители «выгоняли» соперников. А потом победители и побежденные шли в обнимку по домам пить пиво и петь песни. В городах кулачники, часто делали «заклад» (премия победителю). Заклад бывал как вещественным, так и нет. В основном это было определенное количе­ство пива или самогона. Позднее появи­лись денежные «заклады», выплата кото­рых налагалась на всю «стенку». Если побежденные не могли в срок выплатить «заклад», то их атаман должен был за­лезть на фонарный столб на главной улице и кричать определенное количест­во раз «петухом». Конечно, до такого позора обычно не доходило.

Долго в памяти кулачников оставал­ся день этого праздника, где «греют бока и старый радикулит и румянят щеки». Отличившиеся пользовались всеобщей славой и уважением на протяжении дол­гого времени.

«Заслышит дед своей печи призывный гомон боя, и встрепенется в нем сердце старого кулачника; кряхтя, сползет он с печи, выйдет потихоньку за ворота. Хоть посмотреть, послушать, вспом­нить старое. Смотрит, смотрит, а потом, не помня как, очутится среди кулачни­ков, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и окровавлен­ным лицом, но удовлетворенный, кряхтя еще сильнее, снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, еще раз в жизни бился, еще раз и, может быть, последний." (Фомин. Кулачные бои в Воронежской губернии. Воронеж, 1925).

В довольно небольшой работе, в виде популярной статьи, мы попытались дать вам представление о традиционных рукопашных состязаниях в культуре восточных славян, как нам кажется, они занимали одно из ведущих мест в физическом воспитании простого народа и заключали в себе много социальных, воспитательных и военных функций, что требует от нас более пристального и внимательного отношения к истории физической культуры на территории России и дальнейшего ее изучения.

А.Каримов
Омск 1993 г.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.