Легендарное Русское Воинство.

Остальные виды спорта
Остальные виды спорта: Легендарное Русское ВоинствоЧто мы знаем о Русском Воинстве?
Легендарные Личности - Святослав, Князь Киевский,
Коловрат Рязанский,
Василий Буслаев Новгородский,
Генерал Скобелев,
Генерал Котляревский,
Адмирал Нахимов ...

Их было не мало в нашем национальном наследии. О большинстве из них не пишут в официальных учебниках истории и не рассказывают в школе. Но не смотря на это, память о них сохраняется и передается последующим поколениям. Есть предложение - здесь, на странице выложить всю известную вам информацию о их деяниях и битвах.

Не знающие своего прошлого не имеют будующего, это закон Жизни. Поэтому есть предложение изменить данную ситуацию к лучшему. Читайте, пишите, дополняйте... От этого выиграем мы все.
40 комментариев
avatar
Евпа́тий Коловра́т (1200 — январь 1238) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времен нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».(могу дать ссылку на эту повесть в личку)

Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разоренным «…государей убитых и множество народу полегшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединяются уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими». Изумленный Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские», который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточенной битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнеметов)». Пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады.
avatar
Спасибо Ярослав за первый и такой нужный нам всем материал о легендарнейшем Русском Воине Евпатии Коловрате. Чья Жизнь и Смерть являются истинными источниками Воинской Силы и ярчайшими примерами беззаветного служения своей Родине.
Мне хочется лишь добавить некоторые детали его последних боев.
Как гласит былина - собрав свой отряд в 1700 воинов, Евпатий сразу бросился в погоню "вослед безбожного царя" и настиг врага в землях Владимиро-Суздальских. Ночью с ходу, во время бурана врубились в полки татарские. Рубили так крепко, что тупились мечи булатные, бросали их наземь беря в руки мечи татарские. Сам Евпатий, вырвавшийся далеко вперед от своего полка, в одиночку уничтожал целые полки и ненависти его не было успокоения... Татары были в ужасе. Они кричали, что мы убили всех живых в Рязани и это мертвые пришли и мстят нам! Там есть упоминание - "рубить на полы" То есть разрубали противника пополам - от башки до седла, на две части! Вот это и есть Искусство Русских Воинов!

По источникам выходит, что почти пол года Евпатий защищал Владимиро-Суздальские территории. Практически всю зиму 1237 года. О том что они живые, а не мертвецы татары узнали заполучив кого то из Его Полка израненного и рассмотрев его при свете дневном. Батый задал пленнику вопрос "Кто вы и почему столько беды мне делаете?" Пленный ответил, что мы люди черниговского князя Ингваря Ингварича, принадлежим к полку Евпатия Коловрата. И не звали тебя князь на Нашу Землю, ты не зван пришел, оттого не обессудь, что не успеваем наливать чаши хмельные - смертные на всю великую рать татарскую. Сказано, что такой смелый и мудрый ответ Русского Воина так поразил Батыя, что он приказал не чинить ему зла.
avatar
Шурин Батыя, Хворостул стал похваляться и обещать, что сам лично вызовет этого Коловрата на поединок и привезет его пленным, привязанным к седлу вниз башкою.
Евпатий принял вызов Хворостула и морозным, зимним утром они встретились. Поначалу помчались на конях с копьями на перевес навстречу друг другу, но внезапно Евпвтий осадил своего коня, бросил копье и сошел на землю. Хворостул продолжал свою скачку. "...хоть медлителен Евпатий был в своих движениях внешне, но очень рассчетлив..." Он обнажил свой меч и внезапно отсек металический наконечник у копья противника (!) получив удар тупым древком в грудь, но не упал, а только конь на дыбы поднялся. В следующий миг Евпатий нанес второй (последний в этом поединке удар) разрубивший Хворостула на две части, от башки до задницы. "...был один Хворостул говорливый, стало два Хворостула молчаливых..." Из данного описания становится понятно, что Евпатий Коловрат был искуснейший воин, способный одномоментно нанести два точнейших и страшных по своей поражающей силе ударов, причем получив удар в грудь, на скорости предельно скачущего коня! ( Прямо как в "Бородино" М. В. Лермонтова - "да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри! Не вы. Плохая им досталась доля - не многие вернулись с поля ...")

Даже в последнем бою, этих не многочисленых Воинов татары так и не смогли пленить или уничтожить в результате сражения. Русское Воинство наваливало горы трупов вокруг места боя и сколько Батый не посылал на них, эти горы продолжали рости! Поэтому то он и приказал вывести пороки - камнеметы. Машины, китайского производства (!) - История постоянно повторяется, способные метать камни весом до 200 кг на расстояние более километра. Только таким множеством машин им и удалось уничтожить остаток Полка Евпатия Коловрата. Этот же бой и стал последним боем нашего славного Предка, светлое Имя которого, практически вычеркнуто из всех официальных учебников по Истории Древней Руси. Но Оно осталось в памяти Русского Народа и будет с ним покуда жив последний настоящий Русич.
avatar
Тело Евпатия было найдено и принесено в шатер Батыя. "...долго молча стоял владыка над телом Коловрата и молчал. Тишина была и вокруг, никто не смел нарушить ее. Тогда и прозвучали его слова : " если бы такой служил бы мне, то я держал бы его у самого своего сердца..."
Там же прозвучало и следующее: " ...во многих землях мы были и со многими мы воевали, но таких удальцов и резвецов и не видывали. Это люди крылатые, не ведают Они страха перед смертью, безстрашно разъезжая по полю бранному. Бьются - один со множеством, а два с тьмою. И никто из Них живым не покинет ристалища!"
Вдумайтесь в эти слова соотечественники. Ведь это о наших корнях сказано, о Наших Предках! Мы просто обязаны соответствовать Им, а не проводить наше время в пьянстве,разрозненности и трусости. Иначе и Предки наши откажутся от нас недостойных Их Великой Славы.

И еще.
Лет 10 назад мне попалась статья, озаглавленная "А где же могила героя?" В ней говорилось, что в конце 70 годов прошлого века, один из русских историков, археологов искал могилу Евпатия Коловрата. И наткнулся на кого-то из рязанских стариков, кто поведал ему следующее.
Во время установления власти большевиков, когда многие церкви уничтожались, была так же разрушена одинокая часовня, стоявшая на высоком берегу реки под самой Рязанью. Когда развалили стены, смогли войти в подземелье, где была каменная надгробная плита гласившая своей надписью, что под ней захоронен какой то славный богатырь. Понятно, что и эту плиту враги нашей нации не оставили в покое и поэтому точное место захоронения утрачено. Там, по уверенности автора статьи и было место погребения Евпатия Коловрата.
Реконструкция событий дает следующую картину - последний бой Полка произошел где-то в середине марта 1238 года. Батый хан, воздавая последнюю воинскую дань павшим русским воинам и Евпатию, отдал Его тело, пережившим этот бой израненным воинам, повелев захоронить его согласно русским обычаям Рязани. Обратный путь к Рязани был сложным - дневные температуры стали положительными, реки разлились бурными потоками, переправы для искалеченных и израненных людей стали очень сложными. Тело так же стало портиться. Но тем не менее они дошли до рязанских земель - Родины Евпатия и захоронили Его на них.
avatar
Остается только ряд вопросов об этом Воине.
По одним версиям Евпатий был рязанский боярин, по другим рязанский воевода. Имя Коловрат говорит о его "Язычестве". Коло и Врат - солнцеворот или Воин вращающийся по кругу. (Что это, характерный для него принцип ведения поединка?) Не из-за язычества ли, его имени нет в церковных списках святых? По делам его, так он там должен быть просто в самом его начале. Почему не упомянаем в курсе Истории средних школ? Множество вопросов получается. Но самое главное, что теперь еще большее количество наших современников будут знать об этом национальном Русском Герое. Вечная Ему Слава и память в сердцах Потомков. Вечная Слава безвестным Его соратникам, чьи славные Имена, нами нынче утрачены.
Слава!!!
avatar
Сказ о казаке-разбойнике - атамане Ермаке Тимофеевиче

У русских первопроходцев и искателей приключений была своя эпоха Великих географических открытий и собственное «Эльдорадо» — «Сибирская землица», и не за морями, а за Камнем — Уральским хребтом. Водилось там и свое золото — пушнина, без которой на Руси было тяжелее, чем в Испании без золота, — ведь зимы у нас холодные. Был и легендарный герой — атаман Ермак Тимофеевич, личность и деяния которого до сих пор вызывают споры у историков.
Хронология похода Ермака в Сибирское ханство
Июль 1581 года — набеги дружины Ермака на ногайцев Урмагметамурзы в Нижнем Поволжье
Сентябрь — октябрь 1581 года — начало сибирского похода Ермака
25 октября 1582 года— взятие столицы Сибирского ханства — Кашлыка
5 декабря 1582 года — победа казаков над войсками Маметкула (военачальника хана Кучума) при Абалаке
Лето — осень 1583 года — Иван Грозный получает известия от Ермака о приведении к присяге на верность России местных сибирских народов — остяков и вагулич (манси)
Осень 1583 года — царь издает указ о подготовке «зимнего похода» на помощь Ермаку
Начало 1584 года — прибытие в Сибирь первых подкреплений — войск воеводы Семена Болховского
5 августа 1584 года — гибель Ермака в бою 1599 год — окончательный разгром и гибель «царя Сибири» — Кучумхана в ногайских землях
1636 год — прославление Ермака Русской Православной церковью

Карамзин писал о внешности Ермака: «Видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, волосы темные, кудрявые, глаза светлые».

Русские устремились к Уралу в самом начале второго тысячелетия: уже в 1032 году до «Железных ворот» (Уральских гор) добрались торговавшие с местными племенами новгородцы, прочно освоившие печорский путь. Спустя два века они объявили «волость Югру» — места обитания уральских и сибирских племен — своим владением. В 1364 году новгородцы предприняли большой поход на Обь: «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря», ведь именно через эти земли проходил Великий меховой путь, имевший для северной части Евразии значение не меньшее, чем для южной — Великий шелковый. В 1472 году московские воеводы Федор Пестрый и Гаврила Нелидов захватили Пермские земли, позже ставшие форпостом купцов-солепромышленников Строгановых.

После падения Новгорода в 1478 году эстафету походов за Урал приняла Москва. Уже в 1483-м Иван III послал воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина в Зауралье «на Асыку на вогульского [манси] князя, да в Югру на Обь великую реку». Поход удался: московиты разбили вогулов у Пелыма, прошли по Тавде «мимо Тюмени в сибирскую землю», далее по Туре и Иртышу до впадения в Обь, «добра и полону взяли много» и пленили местного казымского (ханты) князя Молдана. Последовавший за походом мир держался недолго: в 1499 году московское войско вновь вторглось в Югорскую землю — покарать не плативших дань пелымцев и покорить дотоле независимое Ляпинское княжество. Воеводы Петр Ушатый, Семен Курбский и Василий Бражник-Заболоцкий набрали четыре с лишним тысячи человек войска, выстроили в низовьях Печоры Пустозерский острог и выступили «на князей вогульских на Пелынь». Вскоре они добились от местных правителей покорности московскому князю. Теперь Иван III гордо именовался князем Югорским, Кондинским и Обдорским (по названиям протогосударственных образований, располагавшихся в Зауралье). Впрочем, этот последний по времени поход, предшествовавший дерзкой экспедиции Ермака, не вызвал военных столкновений Москвы с Тюменским ханством, так как оба государства враждовали с Большой Ордой, а между собой сохраняли дружественные отношения.
avatar
После того как могущественные ногайские князья из рода Тайбуги воспротивились власти Ибака и убили его, «тайбугины» Едигер с братом Бекбулатом объединили татарские улусы на Тоболе и Иртыше и основали столицу в урочище Кашлык на Иртыше. Именно эти владения захватил в середине XVI века Кучум, в 1563 году выигравший борьбу за Тюменский юрт и усевшийся на кашлыкский трон. В русских документах того времени его называют «царем Сибири». Удачливый бухарец быстро поборол соседей, в том числе Едигера и Бекбулата, которых пленил и умертвил.
Все это не могло не сообщить новому правителю более уверенного тона и в диалоге с Москвой. В первой же грамоте, посланной Ивану IV, он ясно давал понять, что о даннических отношениях, имевших место при Едигере, не может быть речи. Новый сибирский лидер называл себя «вольной человек Кучюм царь» и бросал московскому двору не слишком завуалированный вызов: «И ныне похошь миру, и мы помиримся, а похошь воеватися, а мы воюемся». То были не просто слова — Кучум и вправду настроился воевать. За семь лет правления, умело сочетая насилие, дипломатию и династические браки, он успешно победил «фронду» сибирской знати — ногайских мурз и князьков самодийских племен (финноугров, предков современных хантов и манси). Собрал Кучум и довольно крепкое войско, к тому же по старой памяти окружил себя личной гвардией из бухарцев. Затем пришел черед энергичных действий. По некоторым данным, отряды Кучума совершали рейды даже в Прикамье, в русские владения, хотя вероятно, что заправлявшие в этих краях Строгановы, мечтавшие о военной поддержке из «метрополии», сознательно распространяли слухи, создавая в Москве образ врага за Уралом.

Поход за камень

В летописях и у историков нет единого мнения о времени начала и продолжительности пути Ермака к Иртышу. Еще менее понятны причины его похода. Ни одна из версий: от территориальной экспансии Московского государства до банального разбойничьего набега, не находит убедительных подтверждений. Разнятся сведения о роли Строгановых в найме «дружины», наконец, мраком покрыты обстоятельства гибели атамана.
Согласно Строгановской летописи XVII века, главное событие в судьбе дотоле неизвестного казака произошло «в лето 7090, сентября в 1 день (1 сентября 1581 года)», когда «Семен и Максим, и Никита Строгановы послаша... в Сибирь на сибирского салтана атаманов и казаков Ермака Тимофеева со товарыщи, и с ним собрав из городков своих ратных и охочих всяких людей: литвы и татар, и русских буйственных и храбрых, предобрых воинов 300 человек, и их с ними отпустиша…» По другим данным, идея и инициатива кампании исходила от самого Ермака, и ему пришлось чуть ли не силой добиваться у купцов материальной поддержки. Так или иначе, получив от Строгановых струги (парусно-гребные плоскодонки длиной до 45 метров), оружие, порох и продовольствие, ватага двинулась через Урал, положив таким образом начало великой русской территориальной экспансии на восток. Сведения о походе приходится тщательно просеивать, сравнивая фольклорные, литературные, официальные и прочие источники. Самые ранние свидетельства находим в Сибирских хрониках, основанных на «сказах» самих ермаковцев, записанных через сорок лет после похода.

Судя по всему, началась кампания в долине Урала. Далее по Волге на стругах вышли к Каме, затем вверх по Чусовой до устья Серебрянки, а там перевалили через Камень (главный Уральский хребет), где пришлось тащить суда по суше волоком. Далее, от Тагила, флотилия двинулась на Туру и Тобол, проделала подавляющую часть пути (около 1 200 километров из 1 500) по полноводным сибирским рекам и достигла Иртыша за два месяца. Сопротивления незваным пришельцам поначалу почти не оказывалось: жестокие бои развернулись только под Кашлыком, столицей Кучума (русские называли этот город Сибирью — отсюда, видимо, произошло и название Сибирского царства).
avatar
Впрочем, не всем историкам кажется достоверной такая скорость передвижения, некоторые предполагают, что в пути (вероятнее всего, на перевале через Урал) экспедиции пришлось зазимовать — в этом случае временем решающей схватки за «столицу Сибирского царства следует считать лето—осень 1582 года.
Помимо трех сотен людей, снаряженных Строгановыми, в отряде Ермака было 540 казаков. Опытные и обстрелянные воины, вооруженные пищалями — тяжелыми пороховыми ружьями, неизвестными сибирцам, — стоили, пожалуй, десяти противников каждый. Противостояли им войска, гораздо хуже организованные. Людей у Кучума было во много раз больше (по приблизительным оценкам, хан мог в целом выставить до десяти тысяч бойцов), но дисциплину узбеки и ногайцы не особенно уважали (зато для казаков в Поле и в походе она всегда была насущной необходимостью). Отсутствовали у сибирцев и навыки обращения с огнестрельным оружием: к примеру, имелись у Кучума пушки, но не нашлось ни единого человека, который сумел бы из них стрелять. За какие-нибудь два-три месяца войска Сибирского ханства (так называли русские Тюменский юрт) были разбиты по частям: профессиональная военная служба в полной мере научила казаков использовать преимущества вооружения. Как только струги подходили к противнику на расстояние выстрела, гребцы бросали весла и принимались палить с одного борта, пока товарищи перезаряжали пищали возле другого, а уж после подобной «артподготовки» можно было браться за сабли и довершать разгром на суше.
К концу октября Ермак «со товарыщи» овладел Кашлыком, где разжился поистине царской добычей — прежде всего горами мехов из кучумовой казны. Строго следуя обычаям степной вольницы, атаман разделил их поровну между всеми воинами, а в далекую Москву послал гонцов, с полным правом извещая Ивана Грозного, что казаки «царство Сибирское взяли». Царь, в свою очередь, как полагалось, одарил посланцев деньгами и сукном и с почетом отправил обратно — вместе со вспомогательным отрядом князя Семена Болховского. Легенда гласит, что среди подарков были и отделанные золотом доспехи, столь тяжелые, что сыграли роковую роль в судьбе нашего героя — утянули его на дно при попытке переплыть Иртыш. А пока — Ермак победил, но торжествовать было рано. Вскоре водные пути сообщения Сибири с Русью затянулись льдом, ни вернуться, ни двигаться дальше казацкому отряду было некуда. Пришлось вытащить струги на берег, и началось трудное зимовье. Вытесненный из своей столицы Кучум оправился после поражения и окружил казацкий лагерь в Кашлыке по дальнему периметру. В тот холодный 1584 год сам князь Болховский, а также многие его стрельцы и казаки погибли в захваченном городе от голода и холода.
Тем не менее Ермаку удавалось удерживать Кашлык и отбивать рейды Кучума целых восемнадцать месяцев, а после — поднять изнуренное войско на новый поход. На сей раз атаман попытался прорваться в южном направлении. Сначала ему сопутствовал успех. Но в темную безлунную ночь с 5 на 6 августа 1585 года наученный горьким опытом хан, следивший буквально за каждым движением противника, совершил неожиданный налет на казацкий бивак. Полная тьма, накрывшая устье Вагая, левого притока Иртыша, и холм Атбаш («Лошадиная голова»), помогла атаковавшим разделаться с большей частью отряда. Правда, она же и помешала настигнуть тех, кто смог скрыться. Сибирские авторы записали местное татарское предание о последнем бое Ермака, весьма отличное от «канонических» российских версий, изложенных в Строгановской, Есиповской и Ремезовской летописях.Согласно этому преданию покоритель Сибири не утонул под тяжестью дареных доспехов, а пал от руки Кучугая, близкого к Кучуму воина, храброго, но вероломного — когда-то ему случилось попасть в плен к атаману, но тот отпустил его с миром. И вот, в роковую ночь Кучугай «устремился за Ермаком в струг, стругу же отплывшу от брега и плывушу по рекы, они же показаша между собою брань велию, сразишеся друг с другом». Ермак, было, «нача одолевати», но тут у него на шлеме развязался ремень и обнажилось горло. В этот момент Кучугай и «прободе в гортань» прославленного воина.
avatar
Ермак, князь сибирский
Так или нет закончилась жизнь великого богатыря, но в военно-политической перспективе гибель его отряда и общая неудача похода ничего не изменили: царство Кучума доживало последние годы. Вскоре русские вновь заняли Кашлык, а окончательное поражение хану нанес в Барабинской степи в 1598 году отряд воеводы Андрея Воейкова.
Ну, а если взглянуть на Ермака в отрыве от завоевания Сибири? Кем был человек, погибший 6 августа 1585 года? Первые письменные свидетельства о Ермаке появились на Руси сразу после Смуты, в 20—30-х годах XVII века, причем уже тогда официальные мнения разделились: одни осуждали «воровство» Ермака в первой половине жизни, до сибирской экспедиции, а другие не только обходили молчанием разбойное прошлое героя, но и представляли его ярым поборником православия. В 1636 году вторая точка зрения окончательно возобладала: Ермака церковно прославили, установив ему и дружине ежегодное «вселенское поминание». Внесли свою лепту в создание идеализированного образа казака и иностранцы — голландец Николас Витсен, побывавший в Москве в 60-х годах XVII столетия, и англичанин Джон Перри, служивший при Петре Великом в Сибири, где он записал народные сказания. В них казак предстает народным заступником, этаким местным Робин Гудом. Более того, на разбойничью биографию атамана, до сибирского похода покушавшегося на государственное имущество, закрыл глаза даже Иван Грозный, пожаловав Ермаку титул «князя Сибирского». В этом нет ничего удивительного, в истории нередки случаи, когда разбойники и простолюдины становились государственными деятелями и национальными героями. Например, испанский конкистадор, бывший свинопас Франсиско Писарро, пленивший императора индейцев-инков и ставший обладателем несметных богатств, был осыпан милостями короля Испании Карла V. А английские пираты Генри Морган, Фрэнсис Дрейк и Уильям Дампир, сочетавшие морские разбои с открытием и присоединением под власть британской короны новых земель, стали адмиралами британского королевского военного флота и — как Ермак — получили дворянское достоинство.
Как бы то ни было, ключевая роль Ермака в истории Зауралья очевидна. Не случайно память татар, казахов, ханты, манси, ногайцев — народов, живших в Сибири и на севере современного Казахстана, — сохранила сказания о Ермаке. Порой потомки тех сибирцев клеймят русского казака — именно за то, что он был русским, традиционным врагом степняков и горцев. Но так ли это? Если в том, что Ермак был казаком, сомневаться не приходится, то этническая его принадлежность вовсе не однозначна.
avatar
Если очистить имя предводителя похода в Сибирь от домыслов, окажется, что оно имеет явное тюркское происхождение. Слово «Ермак» на общетюркском койнэ означает «забава», «развлечение» или, в другой огласовке, — «соперник». Примечательны и татарские «клички» атамана, проскальзывающие в русских хрониках, — Таган и Токмак («молоточек», «колотушка», то есть упрямец, всегда добивающийся своего). Наконец, Ремезовская летопись скупо, но вполне определенно описывает его внешность: «плосколиц, черн брадою» — типичный степняк! Попытки разглядеть в именах Ермака славянские корни, как правило, относятся к более позднему времени, когда уже сложилась стойкая церковная традиция освещения похода (например, ко времени Киприановской летописи, составленной в Сибири в XVII веке под руководством архиепископа Киприана — энергичного сторонника христианизации). Так что мнение, будто атамана звали Василием (Ермолаем, Германом, Ермилом, Тимофеем, Еремеем) Тимофеевичем Алениным (вариант — Поволским, то есть Волжанином), скорее всего, утвердилось уже после его церковного прославления.
Вообще, в степи можно было редко встретить отряд, в котором не было бы представлено пять-шесть народов. Прозвища четырех самых известных соратников Ермака показывают, что и они подобрались по принципу «казацкого интернационала»: Черкас (черкес), Болдыря (плод тюрко-славянского брака), Мещеряк (из мещеры — угро-финского народа), Пан (поляк или украинец). Тюрки поначалу составляли большинство в казацкой вольнице, и только к концу XVI века она значительно русифицировалась — в первую очередь именно под влиянием православия. Служишь на Руси — переходишь в русское подданство — переходишь в подданство — берешь и веру… Но вот как обстояло дело с Ермаком, мы точно не знаем. Известно лишь, что еще до сибирского похода в его немногочисленном войске состоял некий священник-расстрига, что и позволило после 1636 года утверждать, будто атаман просвещал язычников.
А вот фольклорные источники ногайцев объясняют его появление в Поле совсем иными мотивами. Утверждают, что был он пылко влюблен в некую высокородную тюркскую красавицу и вступил с нею в связь, а потом, спасаясь от гнева ее брата, вынужден был бежать на Волгу к казакам… Можно предположить, что присутствие княжны в судьбе Ермака, а также невесть откуда взявшееся отчество «Тимофеевич», появились в результате смешения в народной памяти его образа с фигурой другого казацкого атамана — Разина, который, как известно, более радикально разобрался со своей персидской княжной.
avatar
Однако вернемся к историческим свидетельствам. Еще в 1582 году, взяв с боем Аремзянскую крепость на Иртыше, ермаковцы заставили покорившихся сибирцев целовать в знак верности русскому царю не крест, а их казацкую саблю! В кунгурских сказах об этой присяге написано так: «и городок крепкий взял, и многих лучших мергелей (стрелков) повесил за ногу, и розстрелял… и саблю положил на стол кровавую, и велел верно целовати за государя царя, чтоб ему служить и ясак платить по все годы, а не изменить». Далее: смена веры обыкновенно предполагает смену имени. Как известно, многие соратники атамана ее совершили. А Ермак так и остался Ермаком! К тому же сказы сообщают о том, что в Сибири Ермак посещал языческие мольбища, а в трудных обстоятельствах даже обращался к шаманам. Попав как-то раз в «великое болванское моление» (на ритуал поклонения идолу) в городке Чандыре на реке Тавда, он спросил колдуна, суждено ли ему пройти «за горы на Русь». Тот ответил отрицательно, и не ошибся…


Казака, похоже, и похоронили по местному, ногайскому, обычаю: «нарекоша его богом и погребоша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну, и панцыри его разделиша на двое: един отдаша в приклад Белогорскому шайтану…» Возможно, сибирцы решили так почтить атамана в благодарность за лояльное отношение к их культу. Выходит, не для того шел казак воевать с «бусурманами», чтобы «разорити их богомерзкая и нечестивая капища», как утверждала государственная историография. Вопросами веры атаман, вероятно, не слишком забивал свою горячую голову. Вероятно, главной его целью было все-таки покорение земель — что подтверждается его «докладом» государю: «Писали Ермак со товарыщи… царю Ивану Васильевичу… что царство Сибирское взяша и многих живущих тут иноязычных людей под его государеву… руку подвели и к шерсти (то есть к присяге) татар и остяков и вагулич… по их верам на том, что им быть под его… рукою до веку». Итак, на местные верования Ермак не покушался, не разрушал языческих капищ и мусульманских мечетей. И этим кардинально отличается покорение Сибири от завоевания Америки испанцами, португальцами, голландцами, французами и англичанами, которые, по словам испанского гуманиста Бартоломео де Лас Касаса, «шли с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в сердце». Впрочем, в том, что касается жажды наживы, недооценивать дружину Ермака тоже не стоит.
А благодарная Москва в лице царя… охотно простила своему передовому отряду эту маленькую слабость — побежденные города всегда и везде отдавали завоевателю на разграбление. Недооценить вклад казачьего атамана в становление будущей Российской империи и нынешней России невозможно. Завоевание Сибири сделало Русь великой евразийской державой, владеющей большей частью бывшей территории Золотой Орды, и позволило русским царям стать законными правопреемниками Джучидов, о чем с гордостью заявлял Иван Грозный: «А теперь божею волею Узбеков юрт (одно из названий Золотой Орды) у кого в руках, сами знаете, известно, от кого на том юрте посланники и воеводы сидят».
Казацкий атаман относится к знаковым фигурам российской истории, осуществившим то, что сейчас называют «пространственной легитимацией Российской империи», а отечественные первопроходцы не остановились на завоевании Сибирского ханства и столетие спустя после Ермака дошли до берегов Тихого океана.
Сибирь до Сибирского царства
История Зауралья прослеживается с первого тысячелетия нашей эры, когда здесь, потеснив местное население, расселились кочевники-угры, а вслед за ними — самодийские племена (самоеды). Постепенно смешавшиеся этнические группы образовали новые народности — ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (юраки), селькупы (остяки) и другие. В VI—IX веках приходит новая волна переселенцев — тюрки с Алтая и из Центрального Казахстана, а к XIII веку в сибирский этнокультурный плавильный котел добавляются тюрки-кипчаки, вытесненные монголо-татарами.
avatar
Чингизиды смерчем прокатились по Южной Сибири и частично там осели: в 40-х годах XIII века Батый, внук Чингисхана и сын Джучи, образовал Золотую Орду, ханы которой властвовали над значительной частью современной российской территории, включая и Западную Сибирь. К XV веку в этой части улуса Джучи под руководством сильной феодальной верхушки сформировалась новая этническая группа — тюркоязычные татары, образовавшие первое государственное объединение — княжество Великая Тюмень. К середине XV века Тюменский юрт, наследником которого в 1495 году стало ханство Сибирское, отделился от Узбекского ханства. Территория Сибирского ханства простиралась до Пермской земли, граничила с Ногайской Ордой, на севере — достигала низовьев Оби, а жили на его землях в XV—XVI веках тюркоязычные племена: башкиры, аргыны, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы. После того как Кучум был окончательно разбит в 1598-м, последним правителем Сибирского ханства стал его сын Али, сохранявший власть над кочевьями в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола до 1608 года, когда был пленен и доставлен в Ярославль.
avatar
Эй, а чо за бортом святой Александр Невский, святой Дмитрий Донской и еще дюжина СВЯТЫХ воинов русских, которые помимо ратного искусства, были великими подвижниками веры православной.
avatar
Никто не за бортом Сергей.
Имеешь информацию так и грузи ее сюда. Это обсуждение как раз для этой цели и создано.
avatar
СУВОРОВ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1729 или 1730–1800), выдающийся российский полководец. Родился 13 (26) ноября 1729 или 1730 в Москве в дворянской семье. Отец В.И.Суворов – бывший ординарец Петра I, генерал-аншеф и сенатор. Мать А.Ф.Манукова – из небогатого дворянского рода. Получил домашнее образование; под руководством отца изучил артиллерийское дело, фортификацию и военную историю. В 1742 приписан мушкетером к лейб-гвардии Семеновскому полку. Службу начал в 1748 в чине капрала. В 1749 стал прапорщиком, в 1750 сержантом. В 1754 получил офицерское звание поручика и назначен в Ингерманландский пехотный полк. В первые годы Семилетней войны (1756–1763) служил на тыловых должностях интендантского ведомства в чине премьер-майора. Произведен в подполковники. В 1758 настоял на переводе в действующую армию; назначен комендантом Мемеля. В 1759 стал дивизионным (позже генеральным) дежурным Главной квартиры при армии В.В.Фермора. Участвовал в битве при Кунерсдорфе (1759) и в захвате Берлина (1760). В 1761 получил под начало Тверской драгунский полк; отличился при взятии Кольберга. В 1762–1763 командовал Астраханским пехотным полком.

Исходя из опыта Семилетней войны разработал новую систему обучения войск, которую применил в период своего командования Суздальским пехотным полком (1763–1769) и которая блестяще показала себя в Польской кампании 1768–1772 (война с Барской конфедерацией). Уже в чине бригадира (1768) разбил в 1769 поляков под Ореховом; произведен в генерал-майоры (1770). В 1771 выиграл сражения при Ландскруне и Замостье, в 1772 битву под Столовичами и овладел Краковом, внеся значительный вклад в победу над конфедератами. Награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

В 1773–1774 участвовал в Первой русско-турецкой войне в качестве командира отдельного отряда при 1-й армии П.А.Румянцева. В 1773 разбил турок у Туртукая, применив тактику форсированной наступательной переправы, а затем отразил турецкую атаку на Гирсово. В 1774 разгромил 40-тысячную турецкую армию при Козлудже, что заставило султана начать мирные переговоры с Россией. Произведен в генерал-поручики (1774).

В 1774 направлен на подавление Пугачевского движения. Поскольку к моменту его прибытия на Урал основные силы восставших были уже разгромлены Михельсоном, на долю Суворова выпало конвоировать пленного Пугачева в Симбирск и уничтожать остатки его отрядов в Поволжье (1774–1775).

В 1776 назначен командиром Санкт-Петербургской, а затем Московской дивизий и направлен в Крым. В 1778–1779 командовал Кубанским корпусом; создал систему оборонительных сооружений на Крымском полуострове на случай турецкого десанта. В 1779 стал командиром Малороссийской дивизии. В 1780 отправлен в Астрахань для подготовки похода в Персию. В 1781 получил под начало Казанскую дивизию. В 1782–1784 вновь возглавил Кубанский корпус; руководил строительством Кубанской пограничной укрепленной линии; в 1783 подавил восстание нагайских татар. В 1785–1787 последовательно командовал Владимирской, Санкт-Петербургской и Кременчугской дивизиями. В 1786 произведен в генерал-аншефы.

В начале Второй русско-турецкой войны (1787–1791) руководил Кинбурнским корпусом, защищая Черноморское побережье от устья Буга до Перекопа. В октябре 1787 разгромил турецкий десант у Кинбурна. При осаде Очакова (1788) вступил в конфликт с главнокомандующим Г.А.Потемкиным, отвергнувшим его план немедленного штурма крепости. В 1789, командуя дивизией в армии Репнина, одержал блестящие победы при Фокшанах и Рымнике. Награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и титулом графа Рымникского. В декабре 1790 взял мощную турецкую крепость Измаил, тем самым решив исход войны в пользу России. При возвращении в Петербург удостоен триумфальной встречи и почетной должности подполковника Преображенского полка.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.