Боевое искусство славянских оборотней. Волкомедведи.
Из глубины веков дошли до нас смутные сведения о загадочных воинах, не уязвимых для вражеского оружия. Словно заговоренные, устремлялись они в самую гущу жестокой сечи и выходили из нее невредимыми. На Руси их называли волкодлаками. Таким волкодлаком был Святослав Великий или Хоробрый, всегда ходивший в битву впереди своего войска. Кто только не был в числе его противников – хазары, болгары, критские и азербайджанские мусульмане, византийцы, но никто не мог одолеть в единоборстве русского волкодлака. Увы, после утверждения христианства на Руси таинственное древнее искусство волкодлаков было не просто забыто, но и опорочено. Воинов, умевших в бою обретать смелость волка и силу медведя, стали отождествлять со злыми ночными оборотнями, к которым не имели никакого отношения настоящие волкодлаки – представители индоевропейской воинской касты, знавшие магические обряды, умевшие разгадывать замыслы противника и даже делаться невидимыми. Секреты этих воинов-колдунов всегда хранились в глубокой тайне, и только пристально изучая русские сказки, мифы пеласгов и остатки некоторых древних индоевропейских сказаний, можно кое-что узнать об их искусстве.
(из книги Возвращенная Русь)
(из книги Возвращенная Русь)
Волкодлаки – так звалась одна из жреческих каст древних славян. Первая половина слова явно связана с волками. Считалось: волкодлаки умели обращаться в серых хищников. Но, что означала вторая половина названия «длаки»?
Разгадку дает близкий славянскому - язык древних пруссов, где созвучное слово обозначает медведя. Жрецы были волкомедведями.
Славяне считали медведя священным животным. Его подлинное название скрывали. До наших дней дошло иносказательное обозначение лесного великана – медведь – «ведающий медом». Более древнее слово сохранилось в слове «берлога», то есть «логово бера». Сходно называли медведя германцы. Города Берлин, Берн носят медвежьи имена. Но и слово «бер» - иносказательное, восходящее к обозначению "бурого" цвета. «Бурый» - обычное медвежье прозвище.
Волкомедведи известны за пределами славянского мира. У германцев человек, оборачивающийся в волка, назывался «вервольф». В этом слове соединены обозначения медведя («бер» - «вер») и волка («вульф»). В германских землях в ходу были дохристианские имена «Вульфберо», «Ульфберн». Такого рода имя носил главный герой древнеанглийской поэмы «Беовульф» (10 век). Примечательно, что эта форма переводится как «пчелиный волк», то есть «медведь».
Волкомедведи входили в круг древних индоевропейских богов. Об этом говорит природа пеласгических богов Аполлона и Артемиды, близнецов-стреловержцев. Аполлон связан с волчьей символикой. Артемида носит медвежье имя, а Каллисто, одна из ее спутниц, была превращена в медведицу. Отцом Каллисто был Ликаон, сын Пеласга. «Ликос» - по-грчески волк. Ликаон носил волчье имя и по смерти превратился в волка.
Литовцы волков-оборотней называли подобно славянам, - вилкатаки. Люди, убивавшие лесного оборотня, с удивлением обнаруживали мертвое человеческое тело, покрытое волчьей шерстью.
В древнерусской колдовской книге «Чаровник» описаны ритуалы обращения в волка и медведя. Оборотень, произнеся заговор, кувыркался через пень или деревянную колоду. К этим обрядам восходит поговорка «делать все через пень-колоду», то есть делать все странным, необычным способом. При обрядах пользовались особым поясом и загадочными «наузами», которые служили залогом возвращения в человеческий облик. На древнерусских изделиях находим изображение волков-оборотней с такими поясами на теле, а в церковных книгах – осуждение «науз ношения».
В индоевропейских мифах в смертельную схватку вступали два волкодлака. Один был защитником людей, другой принадлежал к подземному миру смерти и обладал неуязвимостью. Победив выходца из подземелья, герой получал в награду его неуязвимость – это столь драгоценное для воина качество.
В мифах отразилась архаичная воинская культура. Специальные тренировки, обряды и посвящения позволяли овладеть секретами воинского мастерства. Традиции воинов-волкодлаков держались в глубокой тайне.
Волкодлаки – выходцы из каменного века. Поэтому они погибали не от металла, а от человеческих рук, камней, деревянных дубин, либо были завалены землею.
Сказочные русские волкодлаки в борьбе с многоголовым змеем были неуязвими для его оружия. Опасность для них заключалась в другом: змей своей палицей вгонял героя в землю сначала по колени, затем по пояс, по грудь. Если бы змей вбил богатыря в землю полностью, то вышел бы победителем. Такой же неуязвимостью обладала часть гигантов из античных мифов. Боги сумели победить их, только завалив скалами. На Тифона они, например, взгромоздили сицилийскую гору Этну.
Скандинавские воины почитали бога Бальдра. Ему не вредило никакое оружие, и боги развлекались тем, что бросали в него мечи и копья. В конце концов Бальдра погубило не смертоносное железо, а безобидный прут из побега омелы.
Одним из самых знаменитых античных волкодлаков был Ахилл. Этот фессалийский пеласг (рожденный на Тамани и переселившийся отсюда после ссоры с отцом) участвовал в Троянской войне и был лучшим воином в войске, осаждавшем Трою. Чтобы объяснить поражавшую современников способность выходить невредимым из самых жестоких сеч, была сложена красивая легенда – морская богиня Фетида по ночам закаляла тело своего сына в огне, а днем натирала напитком богов амброзией. Только пятка, за которую она держала ребенка, оставалась уязвимой для оружия. Позднее стрела, поразившая героя в эту пятку, стала причиной его гибели.
Среди германцев самыми знаменитыми воинами были берсерки, то есть люди-медведи. Они сражались обнаженными, но вражеское оружие не причиняло им вреда. В неистовом исступлении бросался берсерк в бой и мог голыми руками выхватывать у противника смертоносные клинки. Их можно было поразить только деревянным оружием. Например, эпический герой ирландских кельтов Кухулин убил кудесника-заклинателя, метнув в него копье древком вперед.
Позднее берсерки погибали под ударами и железного оружия. Но оружие это должно было быть особенным. Норвежский берсерк Бьерн Бледный (Х век) носил медвежье имя. Он не знал поражений в поединках до тех пор, пока против него не вышел воин, вооруженный мечом Серый Клинок. У этого чудесного меча было свойство приносить любому своему хозяину победу в битве.
Английский берсерк Торорм мог сделать тупым показанное ему оружие. Однажды обиженный берсерком норвежец вызвал его на бой. Торорм рассмеялся:
- До сих пор еще никто не решился вызвать меня на поединок. Слишком многие поплатились своей шкурой! Впрочем, я готов.
Но у его противника оказался мудрый советчик, английский король Адальрад (еще сохранилось славянское звучание имени). Поэтому берсерку был показан один меч, а вход пущен не этот затупленный им клинок, а другой, подаренный Адальрадом. Торорм даже не стал защищаться от безобидного, как он думал, удара тупым оружием. Эта беспечность оказалась для него роковой. Королевский меч поразил воина насмерть.
Имя Торорм связано с богом Тором. Тор был древним богом войны и ходил по земле, вооружившись каменным молотом. Значит, культ Тора возник в палеолите. Собачьи и медвежьи прозвания говорят о том, что берсерки были волкодлаками.
На Руси воинов-волкодлаков звали «хоробры». Первая часть термина восходит к слову «хорт» - древнерусскому обозначению волка и собаки, вторая – к слову «бер», то есть «медведь». О древности термина «хортбер» - «хоробр» свидетельствует его родство с именем пеласгического волкодлака Кербера. Второе прозвание страшного пса античности «Орт» также родственно русскому «хорт». Не менее древняя другая форма именования воинов-колдунов – «хортдлак». От нее ведут свое происхождение имена «Грендель», «Геракл», «Гильгамеш».
Самым знаменитым из русских волкодлаков был Святослав Хоробр, более известный как великий князь Святослав Великий. Он в самых жестоких сечах сражался в первых рядах и выходил из битв невредимым.
Святослав Хоробр всю свою жизнь провел в войнах. Загадочная неуязвимость русского вождя, шедшего в бой впереди своего войска, сделала его героем легенд и эпических сказаний.
Современники описывают Святослава как человека среднего роста, ничем особенно не выделявшимся от других. Небольшого роста был герой ирландского эпоса Кухулин. Но в бою Кухулин преображался и казался окружающим гигантом. Видимо, такое преображение сопровождало в бой Святослава. Кухулин погиб от магии. Святослав попал во вражескую засаду у днепровских порогов. Обстоятельства его смерти неясны. Считается, что половецкий хан Куря (Кур) был очень сильным колдуном, приносившим жертвы своим покровителям в виде черного петуха (кура). Скорее всего, Святослав бросился в пучину, чтобы не попасть в руки врага.
Покровителем русских волкодлаков был Велес. Его главным священным животным был медведь. Так, на месте будущего Ярославля стояло селение Медвежий Угол. За его околицей в лесу размещалось святилище Велеса. Почитатели этого бога промышляли разбоем на Волге. В святилище держали огромного медведя и собак. С этим медведем пришлось сразиться св. Ярославу Мудрому, прибывшему в Медвежий Угол, чтобы утихомирить его буйных обитателей.
Среди Стрелицких божков прибалтийских славян-ободритов находим статуэтку медведя с палицей в руке. Перед нами медведеобразный Велес. На животе у него изображена собака. На спине идола рунической тайнописью начертаны слова «вульф», «вук» - германское западнославянское обозначение волка. Значит, идолу поклонялись волкодлаки.
Рюриковичи происходили из царского ободритского рода. Поэтому Киевская Русь в Х веке поддерживала тесные связи с прибалтийскими славянами. Русы называли их варягами. Только позднее под варягами стали подразумевать скандинавов. Отряд ободритских витязей входил в дружину Святослава Великого во время критской войны 960-961 гг., когда русы помогали византийцам освободить Крит от арабов. Видимо, во время этой экспедиции были изготовлены Стрелицкие божки. Вернувшиеся в Прибалтику воины поместили их в одно из языческих святилищ. На нескольких фигурках рунами выведено слово «Крит».
Много тысячелетий волкодлаки участвовали в защите славян от врагов. Примечательно, что, описывая подвиги волкодлаков Святослава, византиец Лев Диакон (Х век) вспоминает волкодлака Ахилла. По его мнению, Ахилл был одним из русов, которых этот историк называет скифами.
Пеласги-переселенцы еще в глубокой древности обосновались в Крыму и на Таманском полуострове. Они вошли в число предков русов. Но славянские мифы были более архаичны, чем предания пеласгов. Поэтому общие черты в их воинской культуре связаны не с заимствованиями, а с общностью происхождения от одного праиндоевропейского корня.
http://www.aminekka.ru