Когда старую немецкую школу отождествляют с классической школой, то видят в ней сохранение и некоторую модернизацию идей Гэриньера и венских берейторов. Но у этой школы есть и самостоятельная история. Создатели школы всегда были более точны и основательны, но также более педантичны и догматичны в объяснении и обосновании деталей выездки, чем сами открыватели этих принципов.
Первым своим классиком приверженцы старой немецкой школы обычно называют Людвига фон Гюнерсдорфа, автора «Введения к самому естественному и лучшему способу выездки лошадей» (1791). Он был в почете даже у французских мастеров, последователей Гэриньера, как самый точный и ясный в объяснении деталей упражнений.
Первым всадником, которого считают основоположником старой немецкой школы, был Гюстав Штейнбрехт (1808—1885). Его имя ставят в один ряд с Ксенофонтом, Плювинелем и Кэриньером.
Штейнбрехт учился у Льюиса Зеэгера, руководил несколькими манежами и почти всю жизнь выезжал лошадей для цирка, но не в цирковой, а в классической манере. В 1857—1858 гг. он написал заметки, которые его ученик Пауль Плинцер после смерти учителя издал под заглавием «Гимназии лошади».
На основе этих заметок были выработаны инструкции для кавалерии 1912, 1926 и 1937 годов, ставшие основным законом для конников не только в довоенной Германии.
Учение Штейнбрехта основано на определении и требовании чистых аллюров, это то же самое требование, которое Подгайский потом характеризовал «как движение лошади под всадником так же, как она двигалась бы без всадника». А в современных научных понятиях — это целесообразная эффективная спортивная техника лошади. Важным условием такой техники можно назвать действие движущих сил на всю массу лошади, на центр ее тяжести без потерь из-за напряжения антагонистических мышц и лишних моментов вращения.
Штейнбрехт сам высказывался об этом так: «... надо систематической последовательностью гимнастических упражнений развить мышцы лошади так, чтобы они давали всем частям скелета такие направления, которые необходимы для верховой езды»; «Направляй свою лошадь вперед и держи ее прямо!». Это означает заботу всадника держать толкающую силу задних ног постоянно в действии до такой степени, что не только на месте, но даже при осаживании главным стремлением лошади оставалось бы идти вперед; «Задача берейтора выполнена, и лошадь полностью выезжена, когда обе силы, скрывающиеся в задних ногах, — толкающая сила и несущая сила (последняя в соединении с эластичностью) — развиты до величайшей степени, и всадник может их действие и взаимное соотношение по своему желанию точно регулировать». Правильную технику движений нельзя определить только механикой, важно, какими мышцами достигается усилие, положение тела, ускорение и т. д., и насколько экономен и целесообразен режим работы мышц.
Начиная со Штейнбрехта, значительно возросло внимание к этой стороне движения взамен достижения внешней формы лошади. «Внешняя форма, достигнутая за счет уменьшения хода,— это в верховой езде преступление», — категорически заявил известный преподаватель кавалерийских школ Шмидт.
Важной характеристикой, правильности работы мышц животного стало понятие «лошади, работающие спиной», противопоставляемое понятию «лошади, работающие ногами». Работают (ходят) спиной лошади, у которых мускулатура спины раскрепощена, спина «принимает всадника» и мышцы спины участвуют в движении, напрягаясь и расслабляясь ритмично. У лошадей, «ходящих ногами», спина постоянно напряжена, движение создается только ногами, без движения мышц спины.
Эти важные положения созданы не Штейнбрехтом, а братьями Гюнтер в 1859 году. А затем это явление очень подробно описал видный преподаватель Ганноверской кавалерийской школы Холлойфер. Его теорию Штейнбрехт и его последователи немного видоизменили, а именно о действительном вертикальном раскачивании (выгибании и разгибании) позвоночника уже не говорят, а главное внимание уделяют расслаблению и ритмичной работе мышц спины лошади, эластичности задних ног и пружинистому стремлению шеи вперед и вниз, которые являются результатом правильной работы спи