Танцевальные термины

Современные танцы
Современные танцы: Танцевальные терминыРассматриваются основные танцевальные термины и понятия, без знания которых невозможно обучение танцам. Термины расположены не в алфавитном порядке, а по принципу от общего к частному и от более простого к сложному.
11 комментариев
avatar
Счет - немаловажное понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части. Чтобы просчитать музыку, нужно услышать ритм. Легче всего это сделать, слушая ударные инструменты. Подстраиваясь под их ритм, начните отсчитывать счет. Обычно на восемь счетов приходится одна строчка куплета песни. Существуют и более точные способы разбить музыку на квадраты (четыре счета) и восьмерки. Но чтобы танцевать «в такт» не обязательно получать академическое музыкальное образование, достаточно следовать ритму. Считайте от одного до восьми: восемь счетов - это восьмерка, ей соответствуют восемь положений тела, восемь точек, которые могут быть фиксированными или проходящими.

Точка - положение тела. Для того чтобы непрерывное и, порой, доста­точно быстрое движение можно было разучить в замедленном темпе, танец рассматривается как ряд поз, соединенных промежуточными движениями, каждая из которых называется точкой. Если в одной из точек происходит остановка, она называется фиксированной точкой. Если остановки нет или она взята условно для того, чтобы понять, через какие промежуточные стадии происходит движение от одной фиксированной точки к другой, мы говорим о наличии проходящей точки, то есть положении тела, в котором мы не задерживаемся.

Пошаговой разбивкой, или пошаговкой, называют процесс разбивки танца на отдельные элементы. Также пошаговкой называют схематичные изображения, помогающие разучивать танец. Чаще всего речь идет о рисунках (фото), изображающих позицию в танце, или схематичных зарисовках проекций стоп танцующих.Танец: если стихи, положенные на музыку, именуются песней, то танец - это движение, положенное на музыку. Танцы можно условно разбить на две категории: релаксация (танец для себя) и профессиональный танец (для других). В первом случае мы позволяем телу двигаться как угодно, не особо интересуясь траекторией движения. Мы двигаемся, расслабляемся, отдыхаем ото всего, просто «колбасимся» под хорошую музыку. Второй вид танцев призван производить впечатление и предполагает четко отработанные движения. Об этом танце мы говорим как о постановочном танце, или постановке.
avatar
Танцевальная композиция - это полностью поставленный танец, он может быть как «длиной в песню», так и короче. Обычно танцевальная композиция длится от 1,5 до 5 минут.

Танцевальная связка - это несколько танцевальных движений (3—5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации.

Танцевальная комбинация - нечто среднее между связкой и компози­цией, обычно ее продолжительность составляет 1—2 восьмерки.Танцевальные элементы выполняются либо в классическом варианте, приближенном к балетной технике, либо в варианте модерн.

Классика - великолепная база: овладев основами классического танца, вы с легкостью сможете осваивать различные танцевальные направления и течения.

Модерн - это, так сказать, вариации на тему классики, всяческие изме­нения, которые вносились в классическую технику. Это направление позволяет танцорам двигаться раскованно, в более вольном стиле.

Трюки: нередко в постановочном танце есть кульминационный, пико­вый момент. Это момент, в который танец наиболее насыщен эмоционально и технически. Именно в кульминационный момент выполняются трюки - технические элементы повышенной сложности. В определении того, что считать трюком, а что нет, единой для всех направлений классификации не имеется. Некоторые танцевальные направления, например, брейк, можно считать сплошным непрерывным трюком, а в каких-то категориях танцев высокий бросок ноги в сочетании с поворотом - уже трюк.
avatar
Бросок. Кстати, почему именно бросок? Ведь, казалось бы, речь идет о танцах, а не о вольной борьбе или дзюдо. Некоторые танцевальные термины не стоит воспринимать буквально: образные названия лишь напоминают нам об особенностях выполнения той или иной танцевальной техники. Термин «бросок», скорее всего, связан с классической техникой выполнения танцевального элемента, заимствованной из балета. При выполнении классического броска мы начинаем с того, что затягиваем ногу, то есть усилием мышц подтягиваем вверх коленный сустав, превращая ногу в «палку», после чего усилием мышц бедра «бросаем» получившуюся «палку». При выполнении броска ногой остальные части тела - от опорной ноги и до макушки - остаются неподвижными. Термин «бросок» как нельзя лучше выражает характер этого движения. В современном (модерновом) танце бросковых техник достаточно много. К примеру, часто бросают согнутую, а не прямую ногу, описывая ей замысловатые траектории. И тем не менее термин «бросок» прижился, и мы продолжаем им пользоваться. Термин бросок применим только к движениям ногами. В случае когда речь идет о голове, корпусе или руках, используется термин бросить или сбросить. Подразумевается движение, выполняемое с ускорением и резкой фиксацией в конце.

Мах - этот термин используется для описания движений руками и но­гами. Мах отличается от броска тем, что это проходящее движение: во время выполнения маха не делаются какие-либо акценты в воздухе, в махе нет фиксированной точки в середине движения, мах выходит из начальной точки и приходит в конечную.

Удар, в отличие от маха, - движение с ярко выраженной фиксацией, быстрое движение с резкой остановкой.
avatar
Волна - движение, при выполнении которого действительно кажется, что по телу танцора проходит волна. Техника выполнения волн дана нами в главе «Разминка». Термины поворот и ось подробно рассмотрены в главе «Первые шаги», при разборе техники поворота, там же раскрыт термин полупалец.

Палец. Термин палец пришел к нам из классического балета: исполняя балетные партии, балерины встают на большой палец ноги, а помогают им в этом пуанты - специальные приспособления, вшитые в балетные тапочки.

Оборот - этот термин подразумевает поворот вокруг своей оси на 360° - (один оборот), пол-оборота - поворот на 180°, четверть - на 90°, два оборота - 720°, и т.д. Если выполнение поворота не укладывается в счет, а занимает, предположим, два счета, мы начинаем поворот на первый счет, а на второй - докручиваемся. Если движение начинается на один счет, а заканчивается на следующий, движение доделывается.

Спрыги соскок. Когда мы говорим о спрыге и соскоке, имеется в виду небольшой прыжок на месте, часто с изменением положения тела. Например, спрыг с одной ноги на две: при выполнении этого движения мы отталкиваемся ногой, которая стоит на полу (опорная нога), а приземляемся на обе ноги.
avatar
Группировка - одно из понятий, помогающих описать принципы, ле­жащие в основе построения танцевальных движений. Синоним слова сгруппироваться - собраться. При группировке руки и ноги подтягиваются и поджимаются. Полная группировка - это поза зародыша: сидя на корточках, ноги вместе, колени согнуты полностью, голова наклонена к коленям, руки согнуты, кисти рук охватывают шею. Естественно, в танце мы в такой позиции не оказываемся, разве что в самом «модерновом». Неполная группировка называется заворачиванием - мы сжимаемся, стягиваемся к центру. Движение выполняется вовнутрь, когда мы собираем, закрываем руки или ноги. Когда мы чуть сгибаемся вперед, не создавая резких перегибов, мы округляем спину. При описании танцевальных движений мы можем говорить об округлении руки, когда рука (от плеча до ладони) полусогнута в форме плавной дуги.

Полный присед - положение сидя на корточках, но с ровной спиной. Полуприсед - промежуточное положение между полным приседом и поло­жением стоя. Полуприсед может быть разной глубины.

Раскрытие - антоним группировки. Ноги расставлены как можно шире плеч, руки в стороны, позвоночник выпрямлен - вот что такое полное раскрытие. Мы открываемся, производя движение от себя.

Вырастание. Если мы ставим ноги шире или поднимаемся на полупалец, мы вытягиваемся, вырастаем. Впрочем, термин вырастание употребим и для описания подъема из положения приседа или полуприседа.Если из раскрытого состояния мы уводим назад руку или ногу, значит, мы заводим ее за себя. Перенося вес тела на одну ногу, - уходим на ногу. Если разгружаем ногу, снимаем с нее вес, - уходим с ноги
avatar
Сброс - расслабление «сбрасываемой» части тела в том положении, ко­торое предусмотрено постановкой.

Оторвать - отвести на какое-то расстояние. Если речь идет о ноге - оторвать от пола означает поднять. Оторвать от тела - отвести в сторону.

Поддержка - технический элемент в парном танце: партнерша поддер­живается партнером полностью или частично.

Прокачка - попеременное углубление и ослабление фазы фиксации упражнения во время подготовительного тренинга.

Закачка - проработка мышц и суставов с целью повышения силы и вы­носливости.
avatar
ARCH [атч] - (арка) - положение торса, при кото¬ром позвоночник прогибается назад не только в грудном, но и в поясничном отде¬ле (сильный прогиб назад). Возможно движение таза вперед
BODY ROLL [боди рол] - группа наклонов торса, свя¬занная с поочередным перемещением цен¬тра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним - WAVE - волна)
AIR TURN [эир тур] - поворот в воздухе
BALL STEP [болл степ] - перекат - перенос веса тела с носка на пятку или наоборот с продвиже¬ние
BOUNCE [баунс] - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пуль¬сирующими наклонами торса
BRUCH [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воз¬дух или при закрытии в позицию (анало¬гично battement tendu)
BOUNCE JAZZ WALK [баунс джаз уок] - шаги с соскоком на опорной ноге
CAMEL WALK [кэмэл уок] - (верблюжья ходьба) - при этом шаге колено работающей ноги под¬нимается вверх, опорная нога одновремен¬но сгибается, акцент направлен вниз
CATCH STEP [кэтч стэп] - (ловящий шаг) - разновидность шага, при котором вес тела пере но¬сится с одной ноги на другую, колени по¬очередно сгибаются и вытягиваются, без продвижения
COLLAPSE [коллапс] - (разрушение, изнеможение) -положение тела в джазовом танце, при ко¬тором возможна техника изоляции
CONTRACTION [контракшн] - (сжатие) - основное положение
avatar
CORKSCREW TURN [кокскрутур] - (штопорные повороты) -повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения
CROSS [кросс] - раздел джаз-урока, основанный на шаговом перемещении в пространстве по прямой или по диагонали
CURVE [керф] - (изгибать) - положение верхней части корпуса (до солнечного сплетения), при котором происходит изгиб-округление верхней части позвоночного столба с на¬клоном вперед или в сторону
DEEP BODY BEND [дип боди бэнд] - наклон корпуса вперед на угол ниже 90°, сохраняя все центры по¬звоночника на одной линии, вес тела на передней части стопы
DEEP CONTRACTION [дип контракшн] - сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все сочле¬нения, т.е. в это движение включаются руки, ноги, голова
DR?1?P [дроп] - (падать) - падение расслабленного корпуса или отдельных частей тела
FAN KIEK [ фэн кик] - круговой бросок ноги соответствует grand rond de jambe
FLAT BACK [флэт бэк] - (плоская спина) - положение, при котором все центры позвоночника находятся на одной линии при неподвижных бедрах
FLAT STEP [плоский] - шаг на всю стопу с согнутыми либо одним, либо двумя коленями
FUNKY [фанки] - означает в джаз-танце классиче¬скую полицентрику, т.е. координацию изо¬лированных движений головы, плечевого пояса, таза, рук и ног
FLEX [флэкс] - сокращенное положение стопы или кисти
FALLS [фол] - (падение) - группа движений, связанных со сменой уровней (например: с положения стоя в положение лежа на бок
avatar
FROG-POSITION [фрог-позиция] - (лягушка) - партерная позиция сидя, при которой согнутые в ко¬ленях ноги касаются друг друга стопами, колени максимально раскрыты в стороны
HIGH RELEASE [хай релиз] - (высокое расширение) - движение, состоящее из подъема грудной клетки и прогибом назад в грудном отделе позвоночника, руки - Ш-я позиция

HINGE [хинч] - положение танцора, при котором прямой без изгибов корпус отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах
HIP LIFT [хип лифт] - подъем бедра вверх
HICH KICK [хич кик] - бросок ноги на 90° и выше впе¬ред или в сторону. Опорная нога согнута, акцент вниз. Работающая нога выводится вверх приемом grand battement или batte-ment developpe

HOP [хоп] - (шаг подскок) - рабочая нога обычно в положении «у колена»
HOLD [олд] - (держать) - термин используется при исполнении adagio
JACK KNIFE[джэк найф] - (домкрат) - положение тела, при котором корпус наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, давление на лопатки вниз, колени прямые, ноги во вто¬рой широкой параллельной позиции, пятки стоят на полу, копчик направлен вверх
JALLY ROLL [джели рол] - движение тазом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновре¬менным небольшим поворотом таза из стороны в сторону (синоним - shake - трясти)
JAZZ HAND [джаз хэнд] - положение кисти с расставленными напряженными пальцами
JAZZ WALK [джаз уок] - джазовая ходьба, общее на¬звание для всех джазовых шагов
JUMP [джамп] - прыжок на двух ногах
KICK [кик] - (пинок) - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом battement developpe
avatar
KNIE HINGE [ни хинг] - (колени шарниры) - смена уровней с колен на ноги и наоборот
LAY OUT [лэй аут] - положение тела, при котором нога, открытая на 90° вперед в сторону или назад и корпус, составляют одну прямую линию параллельно полу
LEAP [лип] - (прыжок) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону

LOCOMOTOR [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса
LOW BACK [лоу бэк] - (низкий) - разновидность арки позвоночного столба, который может прогибаться вперед и назад. В отличие от curve округление происходит в пояснице
PIVOT TOURN [пивот тур] - поворот на месте на одной ноге
PRANCE [пранс] - движение для развития подвиж¬ности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах» и point
POINT [поинт] - вытянутое положение стопы
PUSH [пуш] - толчок любой частью тела
ROLL DOWN [рол даун] - (сворачиваться вниз) - скручивание, спиральный наклон вниз-вперед, начиная с головы
ROLL UP [рол ап] - (разворачиваться) - раскручивание по симентам позвоночника, начиная с копчика (обратное roll down)
RELEASE [релиз] - (раскрытие, растяжение) - основное положение джаз и модерн танца, при котором на вдохе происходит растяжение верхних мышц живота и межреберных мышц наверх, мышцы шеи растягиваются назад, голова не запрокидывается, плечи не поднимаются, происходит легкий прогиб под лопатками. Отличительная черта release в джаз-танце - растяжение нижних мышц живота вниз назад за счет движения таза назад без прогиба в поясничном отделе
SIDE CONTRACTION - [сайд контракшн] - (боковое сжатие) -происходит за счет подъема таза в сторону
avatar
Полиритмия - в джаз-танце центры могут двигаться не
только в различных пространственных на-
правлениях, но и в различных ритмических
рисунках, метрически независимых друг от
друга
Изоляция и полиритмия вместе образуют полицентрию - основопола-
гающий принцип танцевальной техники джаз-танца
Оппозиция - танцевальная техника джаз-танца, осно-
ванная на изоляции, при которой в одном и том же или разных центрах человеческого тела происходит движение в разных направлениях

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.