Сальса это не только танец. Часть 1. Небольшая история о чувстве музыки.
Все началось летом 2007 года в Барселоне. Мы приехали на Сальса-фестиваль и приятно проводили время, осматривая достопримечательности Барселоны днем и заглядывая в Сальса-клубы поздними вечерами. В одном из клубов в тот вечер было немноголюдно и нам представилась прекрасная возможность посмотреть на носителей Сальсы во всей красе, да и самим потанцевать. В клубе большинство людей танцевали на 2 и нам приходилось высматривать пары, танцующие на 1. Таковых было немного. Прямо перед нами прекрасно танцевал негр с разными местными девушками. Танцевал он на 1, тем самым невольно подсказал нам “правильных” девушек для танца. Через какое-то время я решился пригласить на танец испанку. Нужно заметить, что это был первый в моей жизни опыт Сальсы с девушкой латинского происхождения. Именно этим и объяснялось мое легкое волнение, как перед экзаменом.
Тот танец мне запомнится до конца жизни. Девушка с доброжелательным любопытством смотрела на меня и терпеливо ожидала чего-то более активного, помимо основных шагов, поворотов и кросс-бодилидов. Я начал вести на более сложные фигуры, но как-то танец не строился. У нас явно что-то не ладилось и я начал сбиваться с ритма. Самое неприятное оказалось то, что я не мог войти в ритм песни, которая играла. За моим танцем наблюдали несколько человек, в том числе и тот самый негр. В какой-то момент он поднялся и начал хлопать в ладоши ритм, который я раньше слышал в Сальсе, но плохо представлял, что это было такое. Ритм был несложным: там-там, там-там-там. Тогда я еще не знал, что черный парень хлопал мне в ладоши ритм Клаве. В тот момент я понял, что мне бросили спасательный круг, но, к великому своему стыду, я не смог им воспользоваться. Волнение нарастало, и я уже потерял надежду вернуться в ритм. Я ожидал скорого конца песни, чтобы быстрее закончился мой не столь удачный дебют.
После танца я быстро списал свою неудачу на волнение, физическую усталость и странную песню, под которую было неудобно танцевать.
Через пару дней я был полностью погружен в Сальса-фестиваль, и мой провальный дебют перестал меня волновать. Но на первой же Сальса-тусовке фестиваля я заметил, что опять играет для меня “неудобная” музыка. На Гранд-Парти опять играла “неудобная” музыка, но все люди танцевали под такую музыку, да еще как! И тогда я начал догадываться, почему для меня музыка “неудобная”.
Итак, отзанимавшись Сальсой 1 год и 5 месяцев, я понял, что не понимаю Сальсу, не чувствую ритма Сальсы, не понимаю, почему “раз” куда-то уходит от меня. В общем, проблема восприятия музыки для меня встала в полный рост.
Подобное заключение было для меня весьма обидным, тем более, что я умел в западной музыке слышать разные инструменты. Я всегда любил слушать музыку в качественном исполнении и поэтому не скупился на покупку оригинальных дисков и хорошей проигрывающей аппаратуры. Дома у меня было немало дисков с Сальсой, но я ее не слушал. Я предпочитал soundtrack из фильма “Грязные танцы 2”. Там была легкая на восприятие музыка, а в Сальсе было как-то все по-другому. Другие инструменты, другой ритм, и временами мне казалось, что музыканты подшучивают над танцорами, уводя их с ритма песни непривычными мелодиями. Еще задолго до Барселоны я услышал в Сальсе вопрос и ответ. Вопрос задавал юноша своим ведением, а девушка отвечала завершением фигуры. Это очень хорошо ложилось на музыку и я наивно полагал, что подобного восприятия вполне достаточно для полноценного танца. Но все оказалось не так просто.
Тот танец мне запомнится до конца жизни. Девушка с доброжелательным любопытством смотрела на меня и терпеливо ожидала чего-то более активного, помимо основных шагов, поворотов и кросс-бодилидов. Я начал вести на более сложные фигуры, но как-то танец не строился. У нас явно что-то не ладилось и я начал сбиваться с ритма. Самое неприятное оказалось то, что я не мог войти в ритм песни, которая играла. За моим танцем наблюдали несколько человек, в том числе и тот самый негр. В какой-то момент он поднялся и начал хлопать в ладоши ритм, который я раньше слышал в Сальсе, но плохо представлял, что это было такое. Ритм был несложным: там-там, там-там-там. Тогда я еще не знал, что черный парень хлопал мне в ладоши ритм Клаве. В тот момент я понял, что мне бросили спасательный круг, но, к великому своему стыду, я не смог им воспользоваться. Волнение нарастало, и я уже потерял надежду вернуться в ритм. Я ожидал скорого конца песни, чтобы быстрее закончился мой не столь удачный дебют.
После танца я быстро списал свою неудачу на волнение, физическую усталость и странную песню, под которую было неудобно танцевать.
Через пару дней я был полностью погружен в Сальса-фестиваль, и мой провальный дебют перестал меня волновать. Но на первой же Сальса-тусовке фестиваля я заметил, что опять играет для меня “неудобная” музыка. На Гранд-Парти опять играла “неудобная” музыка, но все люди танцевали под такую музыку, да еще как! И тогда я начал догадываться, почему для меня музыка “неудобная”.
Итак, отзанимавшись Сальсой 1 год и 5 месяцев, я понял, что не понимаю Сальсу, не чувствую ритма Сальсы, не понимаю, почему “раз” куда-то уходит от меня. В общем, проблема восприятия музыки для меня встала в полный рост.
Подобное заключение было для меня весьма обидным, тем более, что я умел в западной музыке слышать разные инструменты. Я всегда любил слушать музыку в качественном исполнении и поэтому не скупился на покупку оригинальных дисков и хорошей проигрывающей аппаратуры. Дома у меня было немало дисков с Сальсой, но я ее не слушал. Я предпочитал soundtrack из фильма “Грязные танцы 2”. Там была легкая на восприятие музыка, а в Сальсе было как-то все по-другому. Другие инструменты, другой ритм, и временами мне казалось, что музыканты подшучивают над танцорами, уводя их с ритма песни непривычными мелодиями. Еще задолго до Барселоны я услышал в Сальсе вопрос и ответ. Вопрос задавал юноша своим ведением, а девушка отвечала завершением фигуры. Это очень хорошо ложилось на музыку и я наивно полагал, что подобного восприятия вполне достаточно для полноценного танца. Но все оказалось не так просто.
Manuel поведал, что модель восприятия “вопрос-ответ” для Сальсы работает плохо, и что нужно учиться воспринимать Сальсу по-новому, нужно слышать отдельные инструменты. На том уроке я плохо запомнил странные названия инструментов и что, собственно, они должны играть. Но я запомнил очень четко, что мы должны слышать Конгас – ударный инструмент, задающий основной ритм Сальсы. На лекции нам была предоставлена возможность слушать Конгас отдельно от музыки. Основная наша задача была в ритме Конгас слышать кун-кун и па. Кун-кун игрался перед 1 и 5, а па игрался на 2 и 6. Это были основные звуки, которые должны были нам помочь держаться в ритме песни. Потом мы дружно пытались услышать Конгас в полноценной музыке. Manuel подсказывал нам, когда был кун-кун, а когда был па. С подсказкой все это было не слишком сложно, и после лекции я честно пробовал сосредоточенно в музыке искать кун-кун и па. Но, как оказалось, это требовало больших усилий и внимания, а танцевать и слышать Конгас одновременно для меня было выше моих возможностей, и я стал продолжать воспринимать Сальсу по схеме “вопрос-ответ”.
В Барселоне у меня была возможность смотреть, как танцует Manuel. С первого же танца я заметил, что Manuel, хоть и танцевал на 1, использовал не только “раз”. Он каким-то магическим для меня образом умудрялся подчеркивать силу музыки в середине фигур. Это не были акценты, это были обычные моменты в музыке, и он их подчеркивал сильным шагом. Иногда было даже слышно, как он топал ногой. Это было идеально в музыку, это было на 3. В тот миг я понял, что Manuel и я слышим разную музыку, и я дал себе слово научиться слышать Конгас танцуя, и разобраться с ритмом Клаве.
Всю обратную дорогу из Барселоны в Ригу я не вынимал iPod из ушей. Во время долгих ожиданий в аэропортах и самолетах я пытался услышать Конгас. Я отобрал несколько песен, в которых вступление было на Конгас, и пару песен с непрекращающимся ритмом Клаве. Но проблема была в том, что после вступления другие инструменты перекрывали Конгас, и я никак не мог настроиться на нужную волну. Пару раз на какой-то миг я начинал слышать Конгас, но мелодия уводила меня, и я снова слышал “вопрос-ответ”.
Через несколько дней чудо произошло. Я стал слышать Конгас, но это не был кун-кун и па, про которые говорил Manuel. Я начал слышать свой собственный ритм, который помогал мне держаться в ритме Сальсы. Неделя у меня ушла на то, чтобы дома научиться танцевать основной шаг и одновременно слышать Конгас. Слух переключился на восприятие Конгас и все песни стали походить одна на другую. Тогда я стал слушать другие инструменты в музыке, но восприятие Конгас осталось! Постепенно музыка стала раскладываться на составляющие. Теперь нужно было научиться услышать общую гармонию всех инструментов в целом. Дверь в музыкальный мир Сальсы, которую нам показал Manuel, начала приоткрываться.
С Клаве было проще. Это звонкий инструмент, который хорошо слышно и легко выделить на фоне других инструментов в Сальсе. На первый взгляд, очень легко повторять ритм Клаве, хлопая в ладоши, но оказалось, что не так-то и просто в течение 5 минут четко отхлопывать этот ритм. Через пару минут после начала песни вдруг ритм начинал путаться и я сбивался. После недели тренировок эта проблема ушла, и я мог отстукивать ритм Клаве, не сбиваясь.
Во время Сальса-фестиваля я сделал еще одно музыкальное открытие. В Риге на тусовках и Сальса-классах довольно редко играла Сальса. Там играла удобная музыка для поддержания счета 123-567, но это была не Сальса.
По приезду в Ригу после Барселоны я сделал ревизию своей музыкальной коллекции на компьютере и обнаружил, что Сальса в рейтинге проигрываемых песен у меня на последнем месте. На первом месте была латинская попса, под которую было удобно танцевать Сальсу. Но такую музыку в Сальса-клубах и на фестивалях не встретишь, там играют именно Сальсу.
В конце лета 2007 года у меня полностью поменялось восприятие Сальсы, и на предстоящем Рижском Сальса-фестивале я уже не собирался выбиваться из ритма.
Кроме того, мне стало интересно заниматься Сальса-музыкой. Я почувствовал, что это меня развивает как танцора и я решил приобрести учебную Конга и настоящие Клаве. Так я стал учиться играть на Конга и Клаве.
Благодаря Интернету и YouTube, я смог найти информацию о Сальсе для музыкантов. Пришлось провести не одну ночь за чтением разных сайтов и книг. Учебные пособия для музыкантов приходилось просматривать по многу раз. Сказывалось отсутствие музыкального образования. В первую очередь, нужно было научиться считать музыку так, как это делают музыканты. Потом нужно было координировать счет музыки с ритмами, которые играл на Конге и Клаве. Нужно было научиться совмещать разные ритмы, одновременно их исполняя. Но все это стоило того. Чем дольше я занимался музыкой, тем более ярким и цветным становился мир Сальсы. Через месяц практики на Конге я уже смог подыгрывать под небыструю Сальсу. И нужно сказать, что подыгрывать под Сальсу доставляет мне не меньшее удовольсвтвие, чем танцевать под нее.
Чья история-то? (улыбка) Твоя, Лех?
Alexey, I think you're great. I really hope that we can unite dancers and musicians more. My goal is to teach our band members more how to dance, and to teach other dancers more about just LISTENING to salsa music and appreciating it also just as music.
Great topic!
Groups where you can find great more info about salsa (po russki):
Salsa dura: http://vkontakte.ru/club11484986
(SALSA DURA (Hard Salsa, Тяжелая Сальса) - самый популярный и современный стиль сальсы в Нью-Йорке.)
Salsa clasica: http://vkontakte.ru/club12363912
QUE VIVA LA SALSA SIN FRONTERAS!