ТЕХНИКА БЕЗ ТЕХНИКИ? и еще немного про взгляд
В прошлом году на одной из лабораторий КУКИ мы перебирали свой опыт: кому и как нравится, чтобы его учили контактной импровизации?
Помню, что тогда мы выделили несколько типов преподавания, например, одни учителя придерживаются того, чтобы давать технику КИ как технику. Мне сложно подобрать тут точное описание, но это что-то вроде: "берем-делаем раз, берем-делаем два"... физика, механика, точка контакта, поддержка, полет. Сухо, прагматично и очень технично. Поэтому иногда очень круто, но и очень тяжело.
Другие дают технику через исследование, создавая пространство вопросов и поиска решений на них. Об этом может быть отдельная песня, но мне сейчас любопытны третьи, которые вообще "заходят с черного хода" и обучают технике контактной импровизации без фокуса на изучении техники. Как это? С этим как раз и интересно разобраться.
Думая про талант третьих, мы тогда не раз вспоминали Стива Баттса, для которого танец - это не только и не столько техника, сколько коммуникация, живое общение,переживание, встреча разных историй, случившаяся здесь и сейчас и рождающая новую историю. В этом много поэзии и много волшебства. Первым делом, есть соблазн определить это такими большими словами. Но всегда есть соблазн заглянуть дальше: как эти поэзия и волшебство устроены изнутри, как это работает?
Для меня Стив запомнился и выделился среди других преподавателей тем, как он включал глаза, контакт глаз и искры, поток эмоций, который из этого рождался. Это было настолько сильное впечатление, что спустя полгода, будучи на финском фестивале, я все продолжала думать: "вот финны, как они танцуют контакт! хорошо танцуют! только в глаза почему-то не смотрят!" И вот этого мне периодически не хватает в танце. Взгляда. Мне нравится сейчас танцевать с расфокусированным взглядом, как рептилия, когда все тело буквально видит. Когда включена та самая древняя часть головного мозга... Но!.. я все равно иногда скучаю по контакту глаз и танцу глазами. 0_о
Однажды в разговоре с другим преподавателем КИ я делилась этим своим впечатлением, и получила интересный вопрос взамен: когда мы включаем контакт глазами, у нас зачастую бонусом включается все наше социальное Я. Социальное Я само по себе не плохо, оно даже часто полезно и хорошо. Однако в контактной импровизации мы идем за границы социального Я, - т.е. мы понимаем, что мы больше, чем только этот вид Я, и расширяем свои границы, видим их, осознаем, в пределах физики и психики.
И вот, короче, для меня теперь вопрос: как я могу оставаться глазами с партнером, но при этом не приносить в танец всю цепочку реакций, что сложилась у меня за годы коммуникации с другими людьми, начиная со взгляда мамы, когда я родилась, и заканчивая водителем автобуса, который вез меня на джем сегодня, к примеру?
Как я могу позволять себе быть и оставаться в контакте со взглядом партнера? Спокойно, замечая и отпуская напряжения и привычные реакции, которые возникают в теле, когда взгляд дольше, чем это принято обычно. Разрешать себе смотреть и быть видимым... для меня это еще про какое-то другое качество танца и тела, про другие отношения. И чем больше я пишу этот текст, тем больше вопросов у меня возникает: а как это, действительно?
Эмоции, образы, метафоры, игра, взгляд, резонанс... техника без техники... техника без техники...
Может быть, вы что-то вспомните из своего опыта - как вы учились танцевать КИ, но не через технику, а через что-то еще и что это - что-то еще?
Помню, что тогда мы выделили несколько типов преподавания, например, одни учителя придерживаются того, чтобы давать технику КИ как технику. Мне сложно подобрать тут точное описание, но это что-то вроде: "берем-делаем раз, берем-делаем два"... физика, механика, точка контакта, поддержка, полет. Сухо, прагматично и очень технично. Поэтому иногда очень круто, но и очень тяжело.
Другие дают технику через исследование, создавая пространство вопросов и поиска решений на них. Об этом может быть отдельная песня, но мне сейчас любопытны третьи, которые вообще "заходят с черного хода" и обучают технике контактной импровизации без фокуса на изучении техники. Как это? С этим как раз и интересно разобраться.
Думая про талант третьих, мы тогда не раз вспоминали Стива Баттса, для которого танец - это не только и не столько техника, сколько коммуникация, живое общение,переживание, встреча разных историй, случившаяся здесь и сейчас и рождающая новую историю. В этом много поэзии и много волшебства. Первым делом, есть соблазн определить это такими большими словами. Но всегда есть соблазн заглянуть дальше: как эти поэзия и волшебство устроены изнутри, как это работает?
Для меня Стив запомнился и выделился среди других преподавателей тем, как он включал глаза, контакт глаз и искры, поток эмоций, который из этого рождался. Это было настолько сильное впечатление, что спустя полгода, будучи на финском фестивале, я все продолжала думать: "вот финны, как они танцуют контакт! хорошо танцуют! только в глаза почему-то не смотрят!" И вот этого мне периодически не хватает в танце. Взгляда. Мне нравится сейчас танцевать с расфокусированным взглядом, как рептилия, когда все тело буквально видит. Когда включена та самая древняя часть головного мозга... Но!.. я все равно иногда скучаю по контакту глаз и танцу глазами. 0_о
Однажды в разговоре с другим преподавателем КИ я делилась этим своим впечатлением, и получила интересный вопрос взамен: когда мы включаем контакт глазами, у нас зачастую бонусом включается все наше социальное Я. Социальное Я само по себе не плохо, оно даже часто полезно и хорошо. Однако в контактной импровизации мы идем за границы социального Я, - т.е. мы понимаем, что мы больше, чем только этот вид Я, и расширяем свои границы, видим их, осознаем, в пределах физики и психики.
И вот, короче, для меня теперь вопрос: как я могу оставаться глазами с партнером, но при этом не приносить в танец всю цепочку реакций, что сложилась у меня за годы коммуникации с другими людьми, начиная со взгляда мамы, когда я родилась, и заканчивая водителем автобуса, который вез меня на джем сегодня, к примеру?
Как я могу позволять себе быть и оставаться в контакте со взглядом партнера? Спокойно, замечая и отпуская напряжения и привычные реакции, которые возникают в теле, когда взгляд дольше, чем это принято обычно. Разрешать себе смотреть и быть видимым... для меня это еще про какое-то другое качество танца и тела, про другие отношения. И чем больше я пишу этот текст, тем больше вопросов у меня возникает: а как это, действительно?
Эмоции, образы, метафоры, игра, взгляд, резонанс... техника без техники... техника без техники...
Может быть, вы что-то вспомните из своего опыта - как вы учились танцевать КИ, но не через технику, а через что-то еще и что это - что-то еще?
мне кажется, что можно смотреть в глаза, но при этом как раз расфокусировать социальную оболочку.. можно даже улыбнуться, но не личности с которой танцуешь, а глубже...
т.е. смотреть в глаза и видеть суть, вернее сущность, а еще точнее душу.
слушать глазами, видеть стремление двигаться.. но не тела, а той части, что живет в этом теле..
как то так :)
Еще помню, что с глазами Мартин Кео давал хорошие вещи, но там имено техника-техника: пробовать начинать движения от взгляда, а потом включать в него голову/тело.
Не через технику я чаще всего учусь во время танцев и джемов.
Это очень внутри... первое время я ходила только на Джемы, т.е. танцевала почти совсем без техники (в том числе и безопасности..( техника пришла с желанием, с продолжением танца, когда уже не хватало того, что есть.
1. Я редко смотрю людям в глаза и очень редко подолгу смотрю людям в глаза. Поэтому у меня нет социальных стереотипов на эту тему, и я могу спокойно танцевать сохраняя контакт через взгляд.
2. В обществе мы смотрим в глаза, находясь напротив человека. Если я лежу одним плечом на полу, а через другое плечо смотрю на того, кто смотрит на меня из-под ноги, о каком социальном стереотипе вообще разговор?
ладно, проверим на практике ;)
может пригодится :)
пригодится.
спасибо, Василиса.