про ХАСТЛ
ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ ХАСТЛ?
Татьяна Степанова
Много лет назад российские телезрители увидели фильм "Грязные танцы" с Патриком Свейзи в главной роли. Женские сердца были покорены мастерством искусного танцора, а у мужчин возник вопрос: как научиться танцевать также? Логично задаться вопросом: "а что именно танцевали герои фильма?" А танцевали они то, что в цивилизованном мире называется social dance, т.е. "социальный танец". В рамках парных танцев для клуба в это широкое понятие входят такие направления, как мамба, сальса, меренге (объединенные общим термином "клубная латина") и, конечно, хастл, вобравший в себя понемногу из разных танцевальных течений (в том числе из рок-н-ролла, и буги-вуги). Всемирная популярность социальных танцев в первую очередь обусловлена тем, что массовость и строгий канон спортивных бальных танцев - вещи несовместимые. Поэтому какой-либо танец категории бальных практически невозможно танцевать в ночном клубе или на дискотеке. Подобная ситуация привела к появлению новых танцев, в своей основе опирающихся на импровизационный характер исполнения, не требующих многолетнего изучения и исполняемых под модные современные мелодии. Не удивительно, что они более естественно выглядят на дискотеке. Один из подобных танцев - хастл, именно о нем и пойдет далее речь (в переводе с английского "hustle" означает суматоху, толкотню, сутолоку; другое значение слова - энергия, бешеная деятельность).
Хастл - это парный танец для вечеринок, клубов и дискотек. Он очень популярен в Европе и Америке, а в США даже стал частью системы образования (его преподают в некоторых школах и колледжах, в том числе в Йельском университете). Появившись в Америке, танец довольно быстро перешагнул через Атлантику и прочно обосновался в Европе. Иногда, правда, можно встретить противоречивую информацию о том, где именно появился хастл первым - в Европе или Америке. Однако, точно известно, что долгое время этот вид парного танца развивался на двух континентах самостоятельно и почти независимо, хотя впоследствии эти течения слились в одном танцевальном направлении. Интересной особенностью является тот факт, что в Европе до сих пор нет четкого единого названия этого танца. Помимо слова хастл там очень часто можно встретить такие термины как диско-хастл, диско-свинг или диско-фокс, что лишь подчеркивает широту географического охвата этим танцем европейских стран. Поэтому важно отметить, что первоначальной, объединяющей и долгое время неизменной базой хастла был принцип "парного танца под диско-музыку".
Своей универсальностью хастл превосходит практически все известные в мире танцы: он танцуется почти под любую музыку и в любом темпе (это достигается за счет того, что хастл быстрого темпа исполняется на акцентах в ритм музыки, а хастл медленного темпа - на обыгрывании и заполнении мелодии). Его можно танцевать с любым партнером или партнершей (иногда его танцуют две девушки, что особенно актуально при нехватке на дискотеке мужчин). В отличие от бальных и спортивных танцев, точной технике которых надо учиться годами, хастл легко доступен всем, кто хоть как-то умеет двигаться под музыку, независимо от возраста. Его базовые элементы неопытный человек сможет освоить за 10-15 занятий за счет простоты основ танца. А поскольку четких правил и схем в хастле не существует, танцор может придумывать собственные движения, постоянно экспериментируя. Единственное ограничение - собственная фантазия. Отсюда еще одна важная черта хастла - этот танец является великолепным способом общения и самовыражения, так как позволяет в движении выразить то, что не всегда можно сказать словами. Однако, пожалуй, практическая ценность хастла состоит в том, что он приспособлен к условиям крайнего дефицита жизненного пространства на дискотеках, поэтому два квадратных метра свободной площади танцпола - это практически все, что нужно для танцующей пары. Важно подчеркнуть, что под "импровизацией" в хастл, прежде всего, понимается свободная интерпретация коротких танц
Татьяна Степанова
Много лет назад российские телезрители увидели фильм "Грязные танцы" с Патриком Свейзи в главной роли. Женские сердца были покорены мастерством искусного танцора, а у мужчин возник вопрос: как научиться танцевать также? Логично задаться вопросом: "а что именно танцевали герои фильма?" А танцевали они то, что в цивилизованном мире называется social dance, т.е. "социальный танец". В рамках парных танцев для клуба в это широкое понятие входят такие направления, как мамба, сальса, меренге (объединенные общим термином "клубная латина") и, конечно, хастл, вобравший в себя понемногу из разных танцевальных течений (в том числе из рок-н-ролла, и буги-вуги). Всемирная популярность социальных танцев в первую очередь обусловлена тем, что массовость и строгий канон спортивных бальных танцев - вещи несовместимые. Поэтому какой-либо танец категории бальных практически невозможно танцевать в ночном клубе или на дискотеке. Подобная ситуация привела к появлению новых танцев, в своей основе опирающихся на импровизационный характер исполнения, не требующих многолетнего изучения и исполняемых под модные современные мелодии. Не удивительно, что они более естественно выглядят на дискотеке. Один из подобных танцев - хастл, именно о нем и пойдет далее речь (в переводе с английского "hustle" означает суматоху, толкотню, сутолоку; другое значение слова - энергия, бешеная деятельность).
Хастл - это парный танец для вечеринок, клубов и дискотек. Он очень популярен в Европе и Америке, а в США даже стал частью системы образования (его преподают в некоторых школах и колледжах, в том числе в Йельском университете). Появившись в Америке, танец довольно быстро перешагнул через Атлантику и прочно обосновался в Европе. Иногда, правда, можно встретить противоречивую информацию о том, где именно появился хастл первым - в Европе или Америке. Однако, точно известно, что долгое время этот вид парного танца развивался на двух континентах самостоятельно и почти независимо, хотя впоследствии эти течения слились в одном танцевальном направлении. Интересной особенностью является тот факт, что в Европе до сих пор нет четкого единого названия этого танца. Помимо слова хастл там очень часто можно встретить такие термины как диско-хастл, диско-свинг или диско-фокс, что лишь подчеркивает широту географического охвата этим танцем европейских стран. Поэтому важно отметить, что первоначальной, объединяющей и долгое время неизменной базой хастла был принцип "парного танца под диско-музыку".
Своей универсальностью хастл превосходит практически все известные в мире танцы: он танцуется почти под любую музыку и в любом темпе (это достигается за счет того, что хастл быстрого темпа исполняется на акцентах в ритм музыки, а хастл медленного темпа - на обыгрывании и заполнении мелодии). Его можно танцевать с любым партнером или партнершей (иногда его танцуют две девушки, что особенно актуально при нехватке на дискотеке мужчин). В отличие от бальных и спортивных танцев, точной технике которых надо учиться годами, хастл легко доступен всем, кто хоть как-то умеет двигаться под музыку, независимо от возраста. Его базовые элементы неопытный человек сможет освоить за 10-15 занятий за счет простоты основ танца. А поскольку четких правил и схем в хастле не существует, танцор может придумывать собственные движения, постоянно экспериментируя. Единственное ограничение - собственная фантазия. Отсюда еще одна важная черта хастла - этот танец является великолепным способом общения и самовыражения, так как позволяет в движении выразить то, что не всегда можно сказать словами. Однако, пожалуй, практическая ценность хастла состоит в том, что он приспособлен к условиям крайнего дефицита жизненного пространства на дискотеках, поэтому два квадратных метра свободной площади танцпола - это практически все, что нужно для танцующей пары. Важно подчеркнуть, что под "импровизацией" в хастл, прежде всего, понимается свободная интерпретация коротких танц
Говоря о хастле, как о социальном танце, нельзя не упомянуть о его спортивной составляющей. Характерным признаком нового этапа развития танца на сегодняшний день является появление в мире большого количества танцевальных турниров по хастлу. В нашей стране, на базе московских клубов и студий обучения хастлу, в 2001 году была создана Московская Федерация Хастла (МФХ). Однако наиболее важным витком международного развития этого танца явилось с 2000 года ежегодное проведение Чемпионатов Мира по хастлу, где впервые на одном паркете начали выступать пары европейского и американского континентов (при этом в 2001 году две российские пары достойно представили русский стиль хастла на Чемпионате мира в Германии).
В заключение хотелось бы отметить следующее: несмотря на то, что на хастл оказывали влияние большое количество танцевальных стилей, ни один из них не смог его поглотить. Хастл смог сохранить свою неповторимую манеру и зрелищность. Он по-прежнему остался верным своим основным элементам: закрытому и открытому ведению, поддержкам. Свобода в движениях и гармония души - вот, пожалуй, наиболее важные и бесценные качества этого танца.
Елена Немец. Статья с сайта www.dancemaze.ru
Наверно, почти каждый человек, собирающийся пойти на парные танцы во взрослом возрасте, сталкивается с дилеммой: что же все-таки выбрать - бальные танцы или хастл. На форуме каждого танцевального сайта рано или поздно появляется эта тема, и танцоры начинают рьяно защищать каждый свое любимое занятие. Но "каждый кулик свое болото хвалит", и по большому счету конструктива в таких спорах мало. Попытаюсь восполнить этот пробел в своей статье.
На первый взгляд неискушенного человека бальные танцы и хастл очень похожи. Действительно - и то, и другое - парные танцы, по ним проводятся занятия и конкурсы. На самом деле, пожалуй, даже эти сходства спорны.
Насчет "парности" - если в бальных танцах нормой считается наличие постоянного партнера/партнерши, то хастл принципиально основан на смене партнеров. Идея и своеобразная прелесть хастла именно в том, что можно пригласить любую партнершу (ну или партнера, если вдруг танец - белый) и сразу танцевать, не заморачиваясь заучиванием постоянной схемы, импровизируя. Хастл - это танец чистого ведения, где партнерша вообще может не знать, какую фигуру она будет танцевать в следующее мгновение. Безусловно, ведение есть в бальных танцах, это, наверно, никому объяснять не надо, но хастл - это ведение в абсолюте. Именно поэтому наличие постоянной пары может даже в каком-то смысле негативно повлиять на обучение хастлу - в постоянной паре ошибки ведения не так видны и поэтому не исправляются, а заучиваются. Полная противоположность бальным танцам, где, как правило, чем дольше существует пара, тем лучше, тем гармоничней и слаженнее они танцуют.
Процесс обучения бальным танцам и хастлу тоже заметно различается. Хастл - это занятие для нетерпеливых, через пару недель тренировок уже можно чувствовать себя более-менее уверенно на дискотеке, а через год-два при наличии соответствующих данных стать настоящим виртуозом. Как правило, начальный курс обучения хастлу занимает около двух месяцев, за которые осваиваются принципы движения, ведения и вращений и выучивается базовый набор движений, а потом можно сколь угодно совершенствоваться, наворачивать движения, учить трудные поддержки и акробатические элементы, в общем, развлекаться в свое удовольствие. Бальные танцы - это совсем другая песня. Обычно на первый свой конкурс бальники выходят не меньше, чем через пару месяцев тренировок, а чтобы набрать очки хотя бы на Д-С класс (скажем так - это уровень, начиная с которого бальный танец приобретает некую эстетику и смотрибельность) паре требуется несколько лет. Не говоря уже об уровне всероссийских и международных соревнований.
Конкурсы - это отдельный разговор. Для большинства бальных танцоров выступления на конкурсах - обязательный элемент их танцевальной жизни, цель и центр их занятий. Недаром бальные танцы называются спортивными, в них действительно есть все атрибуты спорта - строгие правила соревнований и судейства, разряды для спортсменов, международные конкурсы и т.д. Даже имеются планы включить спортивные танцы в программу летних Олимпийских Игр. Хастл же только-только начинает приобретать черты спорта - появились официальные организации (такие как Московская Федерация Хастла), стали проводиться конкурсы, танцоров разбили на классы (от С - начинающие до А - виртуозы). Однако очень многие хастловцы, занимаясь по несколько лет, даже и не думают об участии в конкурсах. Зато практически все они посещают хастл-дискотеки, где можно "и на других посмотреть, и себя показать". Танцоры хастла - народ тусовочный, помимо дискотек, они часто организуют всевозможные мероприятия, вроде походов, совместного отмечания праздников и т.д. Конечно, же, у бальников тоже это все бывает, но, как правило, все-таки занятия для них важнее тусовок.
Движения бальных танцев расписаны в серьезных книжках, к музыке, под которой танцуют европейские и латиноамериканские танцы, предъявляются определенные требования по темпу и ритму. Хастл же в этом смысле универсален - его можно танцевать практически под любую музыку, как быструю, так и медленную, на любой дискотеке, а набор движений ограничен только фантазией танцующих. Для занятий бальными танцами, особенно стандартом, нужен паркетный зал значительных размеров (минимум 100-150 метров площадью), для хастла достаточно небольшой площади, ведь даже само слово hustle в переводе с английского означает суматоху, толкотню, сутолоку.
И, наконец, немаловажный при выборе вида занятий вопрос - стоимость. Занятия бальными танцами начинающим обойдутся в среднем в 300-500 рублей в месяц в режиме 2-3 занятия в неделю либо 50-80 рублей за одно занятие. Плюс для достижения более-менее серьезного уровня необходимо будет брать индивидуальные занятия, стоимостью от 10 долларов за час и выше, в зависимости от уровня преподавателя. Самоподготовки обычно организуются для танцоров определенной студии либо бесплатно, либо за 15-30 рублей с пары.
Занятия хастлом обойдутся приблизительно в ту же сумму - 60-100 рублей за занятие, 20-30 за самоподготовку, вход на дискотеку - от 20 рублей (очень часто стоимость занятий и входа на дискотеку различна для партнеров и партнерш, это, видимо, попытка организаторов повлиять на "демографическую структуру" занимающихся). Мне неизвестно, к сожалению, распространено ли такое явление, как индивидуальные занятия по хастлу, но знаю, что иногда устраиваются семинары, где рассматривается тот или иной аспект этого танца (например, вращения, поддержки и т.д.). Кстати, в любом случае, выбирать студию для занятий нужно очень внимательно, присматриваясь к ее педагогам и к танцорам, а не просто по принципу "ближайшей к дому".
Итак, вам стоит выбрать хастл, если:
• Вы - человек общительный и тусовочный,
• Вы хотите быстрого результата в танце,
• Занятия вам нужны, прежде всего, для того, чтобы научиться раскованно двигаться и уверенно чувствовать себя на дискотеке,
• У вас не очень много свободного времени, а танцевать хочется.
Однако:
• Занятия хастлом сами по себе не очень способствуют развитию физической формы, исправлению осанки и т.д., если у вас с этим проблемы, то нужно параллельно заниматься чем-нибудь еще,
• Хастл приносит удовольствие больше тем, кто его танцует, а не тем, кто на него смотрит, так что мечту о восхищенных зрительских трибунах придется оставить :-)
Вам лучше предпочесть бальные танцы, если:
• Вы готовы посвятить занятиям много сил, времени и денег.
• Вы хотите научиться владеть своим телом на качественно более высоком уровне, пусть и не сразу, а постепенно.
• Вас привлекает соревновательность, участие в конкурсах.
Однако:
• Возникает куча психологических аспектов при работе в постоянной паре,
• Бальные танцы имеют свойство постепенно занимать ВСЕ свободное время, они не терпят небрежного отношения или длительных перерывов.
Вот, пожалуй, и все.
Вадим Селезнев, Ян Меняев
Есть несколько гипотез о происхождении танца хастл.
По одной из них прародителями современного хастла следует считать латиноамериканские парные танцы. Согласно этой версии, жизнь хастлу подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев, преимущественно - кубинцев. Они пытались приспособить собственные навыки в области парных танцев к совершенно им непривычным, но безумно популярным в начале 1970-х годов, ритмам диско. Исходным материалом служили такие танцевальные направления, как сальса и свинг Западного побережья. Так появились два направления этого танца, которые долгое время были известны под названиями "латиноамериканский хастл" и "диско-свинг".
Согласно второй гипотезе хастл зародился в середине семидесятых годов двадцатого века. Она гласит, что хастл появился в Америке, ознаменовавшись неслыханной "дискоманией" в Нью-Йорке. В те времена мода на мелодии порождала новый парный танец каждые две недели. Через две недели прихотливый танец забывался, но какие-то его элементы наследовались "преемником". Все это продолжалось в период с 1975 по 1982 год. В начале восьмидесятых стали популярны более медленные мелодии, исполнение прежних движений танца приходилось вписывать в новые ритмы. Так, постепенно, хастл приобретал свою универсальность.
Впоследствии, по этой версии, систематизаторами хастла стали Кенни Гонсалес по прозвищу "Король Кенни", его друг, Эдди Вега и Мария Торрес. Они разработали целый комплекс основных движений танца, ставшего позднее известным под именем "Нью-Йорк хастл". Из названных имен наиболее масштабна и легендарна, конечно же, личность Эдди Вега, долгое время непрерывно побеждавшего на чемпионатах по хастлу в Америке. Занимаясь развитием хастла, Эдди Вега также был постоянным участником бродвейских постановок и музыкальных видео программ на MTV. Мария Торрес в настоящее время является одним из директоров американской федерации хастла и по-прежнему восхищает всех своим мастерством, продолжая выступать как на турнирах, так и на сцене. Одна из ее работ - популярная бродвейская постановка "Swing", номинированная на престижную награду Тони.
Танец хастл мог бы еще долгое время оставаться неизвестным широкой общественности, если бы не произошли два важных события, ставших поворотными моментами в его истории. Именно после них хастл приобрел неслыханную популярность и массовость.
Первое историческое событие, после которого началось повсеместное танцевание хастл, связано с появлением песни продюсера, композитора и исполнителя из Вашингтона Ван МакКоя "The Hustle" ("Хастл"), иногда ошибочно называемой "Do the Hustle" - по реплике бэк-вокалистов, периодически звучащей на протяжении всей мелодии. Действительно, сингл Ван МакКоя с инструментальной композицией "The Hustle", вышедший в свет в 1974 году, был продан тиражом свыше восьми миллионов экземпляров и спровоцировал очередной виток "хастломании". Забавно то, что спустя год после своего успеха, Ван МакКой признался в интервью, что не имеет ни малейшего представления о хастле, как о танце.
Вторым историческим событием, после которого всемирное увлечение хастлом приняло стихийный характер, стал фильм "Saturday Night Fever" ("Лихорадка субботней ночи") с Джоном Траволтой в главной роли. Вышедший на экраны в 1977 году, этот фильм довольно долгое время находился в кинопрокате, а своей ролью Джон Траволта заслужил всеобщее уважение любителей танца, и по сей день оставаясь ведущей фигурой в списке лиц, внесших неоценимый вклад в развитие хастла.
Существуют две легенды о первом появлении танца хастл в России и обе они связаны с Московским Государственным Университетом. Так уж исторически сложилось в нашей стране, что многие революционные идеи и новые веяния зарождаются в недрах МГУ.
Научившись танцевать хастл и окончив Университет, бывшие студенты разошлись по Москве и начали организовывать свои студии преподавания хастл, внедряя новую танцевальную культуру уже на танцевальных площадках столицы. В настоящее время только в одной Москве насчитывается около 10 студий преподавания хастл, и почти при каждой из них существует дискотека, так как хастл, пожалуй, единственный танец, в методике обучения которому сделан упор на посещение дискотек.
Глеб Кемарский
Хастл - это импровизационный парный танец для тех, кто любит (или мечтает) танцевать и хочет танцевать прямо там, где это желание его "настигло": в толчее дискотеки, между столиками кафе, дома под радио или в переходе под музыку из киоска, - там, где вам захотелось, с тем, кого вы выбрали, под песню, которая вас "зацепила". И партнер, и мелодия могут быть даже совсем вам незнакомы. Собственно, главный багаж хастла - не хореография, а репертуар и навыки танцевального общения.
Есть люди, стремящиеся поднять хастл на высокий "показательный" уровень. Однако хастл, прежде всего, социальный танец ("social dance"). Также, как сальса и аргентинское танго, он существует, чтобы люди могли знакомиться и общаться, отдыхать вместе и танцевать вдвоем. Московский хастл - это даже не столько танец, сколько "тусовка" 20-30-летних людей, ищущих себе пару или компанию, на выходные или надолго. Его основное предназначение - быть ключом в мир: мир знакомств, мир движения, мир творчества, мир свободы.
Хастл - возможность танцевать, не входя в систему бальных школ и мировых турниров. Но для желающих побеждать проводятся и кубки, и чемпионаты, а при совсем неукротимом стремлении к звездам можно выезжать на мировые соревнования.
Размещенные в Интернет статьи об истории хастла интригуют описанием многообразия стилей этого танца. Однако, хотя на словах декларируется родство московского хастла с американским hustle и западноевропейскими disco-swing и disco-fox, степень этой общности неясна. Во-первых, с первого взгляда заметны как схожие фигуры, так и различия в технике танца. Во-вторых, накладывает отпечаток тот факт, что они там, а мы все-таки здесь.
Хастл преподается курсами длительностью до полугода и даже больше, и отличается от того танца, который дают в бальных студиях за один-два-три урока и упоминают вкупе с огромным списком иных танцевальных возможностей. Более того, "московский хастл" - это не только танец и не только усилия нескольких клубов и студий, но явление, совершающееся благодаря обаянию и энергии многих и многих людей, часто не относящихся ни к каким клубам, но придумывающих и претворяющих в жизнь новые удивительные и увлекательные способы времяпрепровождения для себя, своих знакомых и "незнакомых".
Основная цель хастла - это красивый культурный досуг. Основная цель учебных групп - не приобретение профессии, а приобретение возможности и способности хорошо проводить свободное время. Основное мерило успешности преподавателя - не в месте тренируемых им пар на пьедестале почета, а в свободе и органичности их пребывания в тусовке, в социуме. Можно сказать, что кредо хастла - оказаться не над всеми, а вместе с другими. Это не означает отсутствия работы и техники на занятиях, но это коренным образом меняет направленность стараний. Именно поэтому преподавателем хастла может стать человек без специального образования и большого танцевального прошлого, но обладающий определенной харизмой и склонный к работе с людьми.
Первая особенность танца - основной шаг, т.е. "базовый" ход, который в хастле чрезвычайно упрощен. Ритм ровный, счетов - четыре. Исполнение - левой-правой-левой-правой для партнеров и правой-левой-правой-левой для партнерш. Напрашивающаяся аналогия с привычной нашим ботинкам ходьбой очень важна: хастл "вырастает" из нашего повседневного опыта. И одно из волшебных преображений, осуществляемых хастлом, скрывается как раз в том, как прогулка вдвоем становится танцем. Здесь, таким образом, обнаруживаются и простота освоения танца (что для хастла является безусловным достоинством и козырем в отстаивании своего места под танцевальным солнцем), и - естественность перехода "от жизни к танцу". Хастл - это танец как образ жизни. Наверняка, обучаясь танцевать, люди незаметно становятся красивее и контактнее в так называемой "обычной" жизни.
Вторая "школа" хастла - в артистичности. В тусовке чрезвычайно силен настрой на то, чтобы произвести впечатление: вам простят практически любые нарушения техники, если вы привлечете и удержите внимание публики (или хотя бы своей партнерши).
Третья особенность - импровизация. Почти наверняка это слово окажется среди первых же эпитетов, которыми наградит свой танец расспрашиваемый вами поклонник хастла. Можно сказать, что оно обозначает самую душу этого танца, его жизненную энергию, его притягательную силу. "Импровизационность" является ключевым компонентом, его стремлением к свободе и счастью созвучного себе самовыражения. Танец в хастле не планируется заранее. Да, он не всегда становится событием хореографии, но он всегда стремится быть спонтанным, актуальным, живым. Эту же ценную особенность можно увидеть в сальсе, буги, аргентинском танго. Вообще, отличительным признаком социального танца можно назвать как раз безусловный приоритет совершающегося сию минуту контакта двух людей и музыки над всеми остальными правилами и всеми иными стремлениями.
Главный кит хастла - "ведение". Пожалуй, это наиболее важный аспект танца. "Ведение" - это самое начало способности быть вдвоем, поддерживать контакт друг с другом, воспринимать друг друга через этот контакт и взаимно управлять движением друг друга. "Ведение" в своем минимальном присутствии сообщает внятность намерениям партнера (который "ведет" танец), и легкость и четкость - ответным движениям партнерши. Именно качество "ведения" является одной из существеннейших негласных оценок партнера или партнерши среди завсегдатаев дискотек.
На наш взгляд хастловское "ведение" приходится родственником тому состоянию, с которым работают в контактной импровизации. С этой точки зрения хастл - это начальная школа контакта: контакта танцевального и контакта социального. Поэтому хорошая группа обучения и вхождение в хастл-дискотеку может стать для человека настоящим и очень значимым событием.
Партнер и партнерша - два разных человека в двух непохожих ролях. С одной стороны - партнер "рисует" танец, а партнерша воспроизводит замысел партнера. Бытующий среди хастловцев афоризм гласит: "Партнерша не ведает, что сделает партнер, а партнер не знает, какая зазвучит музыка". Однако, с другой стороны - партнерша воплощает душу и изящество танца, снабжая его украшениями из своего репертуара, а партнеру достается честь показывать партнершу во всей красе и быть ее надежной опорой в сложных движениях, вращениях и поддержках. И, как бы то ни было, незнакомая, трудная музыка может оказаться серьезным испытанием для обоих, и обоим же приходится иметь дело с характером и настроением друг друга.
Умение ярко станцевать с незнакомым человеком высоко ценится в хастле. Можно сказать, что самым "хастловским" конкурсом является так называемый "джэк-энд-джилл", когда перед каждым очередным туром конкурса прошедшие в него пары разбиваются и случайным жребием составляются на новый лад. Кстати, в хастле достаточно девушек, любящих "вести" и делающих это столь умело и музыкально, что партнерам-мужчинам остается только в восхищении аплодировать и внимательно учиться у них партнерскому мастерству.
Хастл рождался под музыку диско. Но его всегда танцевали живые люди, которые любили не только доброе, но уже старое, но и все новенькое и сегодняшнее. Сейчас под ритмы 70х-80х хастл танцуют те, кому эта музыка особенно дорога, и те, кто только начинает свою танцевальную жизнь, поскольку ровный ритм дает больше шансов привыкнуть к своим первым танцевальным па, не запутавшись в руках и ногах. Люди поопытнее с удовольствием танцуют под латиноамериканские мелодии и под блюзовые композиции.
Но даже если здесь не упомянута ваша любимая музыка, в этом нет ни чьей вины. Во-первых, поскольку базовый ритм танца упрощен до предела, его можно адаптировать практически к любому музыкальному стилю. Во-вторых, кроме основного шага в хастле существует и множество его вариаций и, скажем так, позволительных нарушений, которые предоставляют любые возможности для всякого без исключения настроения и темперамента танцующих. В конце концов, ни тамтамы, ни тяжелый рок не должны быть препятствием самовыражению танцора.
Для многих хастл становится дорoгой в мир танца. Многие, пристрастившись к хастлу и поверив в свою способность танцевать, приступают к настоящему исследованию танцевальной terra incognita. Для одних следующим шагом становятся бальные танцы, для других - социальные: сальса, аргентинское танго, буги-вуги. Получив во время обучения основной элементный базис, некоторые ключевые для танцевания навыки и, главное, привычку танцевать прилюдно, свободно и для собственного удовольствия, люди отправляются в собственное "свободное плавание" - по дискотекам, клубам и танцевальным школам.
Андрей Андрианов
Обычно Хастл называют дискотечным танцем. Например, на сайте Московской Федерации хастла, щелкнув на кнопке "О хастле" можно прочитать: "ХАСТЛ ( HUSTLE ) – это парный импровизационно-дискотечный танец. Название произошло от английского слова hustle ( суматоха, толкотня и т.п. )". Мне бы хотелось в данной статье изложить свое мнение относительно того что есть хастл, быть может несколько отличное от общепринятого.
Итак, существует огромное количество разных танцев и среди них хастл. Мне представляется далеко не праздным вопрос, а чем собственно хастл отличается от других танцев, в чем его изюминка, что можно от него ожидать и чего ожидать не стоит. Начнем с базовых вещей. Что такое танец вообще? У каждого, вероятно, свой ответ на этот вопрос, но я бы сформулировал свой ответ так; – "Танец это движение под музыку доставляющее удовольствие". Таким образом получаем три составляющих танца: музыка, движение, эмоция (удовольствие). Эмоции в танце – дело личное, поэтому что-либо анализировать здесь трудно. А вот первые две составляющих танца: музыка и движение от личности часто независимы. Почему? Очень просто. Если Вам поставили венский вальс, танцевать под него самбу – очевидная глупость. Музыка накладывает ограничение на движения, а следовательно и на того, кто эти движения выполняет. Рассмотрим подробнее музыку и движение в тех аспектах, которые важны для танцевания.
Я различаю в танцевальной музыке три составляющих: ритм, мелодия и вокал. Ну, про ритм все более-менее ясно. Кто не держит ритм тот не танцует. Ритм это каркас на котором держится мелодия. Но ритм, на мой взгляд, это только первый уровень понимания музыки танца. Грубо говоря, если слушать только ритм, то нужно выполнять в танце только одно движение, которое этот ритм отражает наилучшим образом. Но кому это интересно? Гораздо интересне отражать, переживать в танце еще и мелодию. Но почему вокал стоит особняком? Он что не привязан к мелодии? Представьте нет! То есть привязан конечно, но не жестко. Достаточно вспомнить, что певец тоже по своему переживает мелодию. Воздействие голоса эмоционально не менее сильно, чем воздействие мелодии и ритма, поэтому умение согласовать движение и вокал, означает, по моему мнению, высший пилотаж в понимании музыки танца.
Так, теперь движение. Для того чтобы красиво двигаться нужно иметь подготовленное тело и знать технику танцевания под данную музыку. Если танец парный – нужно еще уметь взаимодействовать с партнером (партнершей). Подготовленное тело неплохо иметь всегда. По моему мнению, если партнер не в состоянии хотя-бы 5-8 раз подтянуться на перекладине он, конечно, может танцевать но вряд ли его движения руками будут красивыми. Фокус здесь совсем не в физической силе. Перекачанная мышща тоже будет плохо работать. Дело в том, что нормально тренированная мышца всегда находится в тонусе, т.е. способна быстро реагировать на ситуацию, быстро переключаться с одного движения на другое, а это и нужно для танцев.
Техника. Техника танцевания – тема не на один гигабайт текста. Я скажу лишь о вещах, которые, по моему мнению, существенно влияют на технику танцевания помимо музыки. А это, прежде всего, правила проведения танцевальных мероприятий и культурные традиции общества. К правилам проведения я отношу также и судейство. Что же касается культурных традиций то у эскимосов свои танцы, у нас свои. Соответственно у каждого своя техника.
Итак, как в бальных танцах пара обыгрывает музыку? Обычно пара учит схему под счет, а потом на конкурсе эту схему танцует под музыку. Обратите внимание, схема учится под СЧТ, ни мелодия ни вокал здесь не участвуют! Ничего странного в этом нет – пара не знает какую музыку поставят на конкурсе, а ритм он, как говорится, и в Африке ритм. В хастле партнер ведет партнершу слушая ритм, мелодию и вокал и внося соответствующие акценты в движение, иначе танец получится пресным, однообразным т.к. набор классических движений хастла уступает набору движений бальных танцев, во всяком случае, пока. В хастле нет готовых схем! Отсюда появляются новые акценты в технике танцевания. Важнейшее значение приобретает такой раздел техники танцевания, как "ведение партнерши". Посудите сами; за время дискотеки Вы можете потанцевать с добрым десятком партнерш и ни одна из них не знает, что Вы будете танцевать в следующую минуту! Разве такие задачи стоят перед бальной парой, которая полгода учила схему? В бальных, даже если партнер сплоховал, партнерша все равно знает что надо делать дальше. Такая ошибка может быть незаметна даже для судей. В хастле, если партнер не ведет, положение становится просто катастрофическим. Воистину – "Нет ведения – нет хастла". Беспорядочное дергание руками – видно ВСЕМ. Есть еще один момент, чисто психологический. Поскольку Вы танцуете с разными партершами, поневоле приходится использовать "индивидуальный подход". Скажу я Вам это весьма развивает творчески как в чустве музыки, так и в технике, не говоря уже о других аспектах...
Так что-же получается в итоге? Кто лучше – бальные или хастл? А никто. Очевидно есть люди, которым нравится сначала выучить схему, а потом "выстрелить" ее на конкурсе, но есть и другие, которые предпочитают меньше учить и больше танцевать. Выбор за Вами.
P.S.: Если искать общее между танцем и боевым искусством то, бальные это комплексы формальных упражнений – ката (яп.), тао (кит.), а хастл – спарринги :))) Очевидно, считать хорошим мастером можно только того, кто умеет хорошо выполнять ката и на татами не последний человек.
(или руководство по избавлению от кпнц)
Анастасия Степанчикова
...А начиналось все, как обычно: просто приехала на дискотеку...ну, ладно, не совсем как обычно, приехала на сорок минут раньше обычного.
"Таак...народу...как всегда с начала дискотеки...мягко говоря - не густо" - с неудовольствием думала я, облокачиваясь на такую любимую и родную стеночку, наблюдая за танцующими. "И партнерш как всегда больше...и партнеры все...либо слишком круты, либо - наоборот... Все! Жизнь не удалась, пойду кидаться с балкона - танцевать не с кем!".
Как только я собралась-таки исполнить в жизнь свое намерение.. ну...или почти исполнить - но в сторону балкона движение совершила, меня тут же схватили за руку - "пойдем танцевать!". "ого!, - пронеслось вихрем в голове, - не успела решиться, а уже тААкие партнеры приглашают!".
(комментарий: этот товарищ на мой субъективный взгляд - один из лучших партнеров, до которых простым смертным еще расти и расти...а жаль!).
(комментарий 2: если у вас обострение кпнц - ни в коем случае не подходите к балкону!!!!!).
"...уффф! - думала я спустя танец - вот оно - счастье! Танцевать с самыми лучшими партнерами...ведь куда лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз". Не успев додумать до конца фразу, поняла, что уже танцую с кем-то еще... "здравствуй! Рада тебя видеть! Как дела?" - дежурные фразы каждому знакомому партнеру и - мы закружились в вихре музыки...
(комментарий: если хочется общаться, а не танцевать - люди обычно сбегают в темный уголок или идут дышать воздухом...во время танца общаться ээээ слишком того...).
(комментарий 2: если у вас обострение кпнц - ни в коем случае не мечтайте, чтобы вас пригласили - НЕ ПРИГЛАСЯТ! Лучше помечтайте о чем-нибудь приятном - например, о шоколадке...тогда пригласят точно)!
"ААА...что? Постоим? Хмм, ну пойдемте "стоять"!" ... стояли мы долго, после нескольких танцев я уже была вся "в мыле", прическа безнадежно испортилась, каблук безнадежно стал отваливаться, макияж превратился в боевую раскраску Чингачгука, руки тряслись, ноги заплетались...КААААЙФ!!! "что? ЕЩЕ? КОНЕЧНО!" После "еще" стало совсем хорошо...знакомые и незнакомые - все превратились в хоровод цветных пятен, огоньки, музыка, танец - это уже ипостаси чего-то другого, это уже что-то неземное, необыкновенное, это уже ТАНЕЦ, каким понимали его древние жрецы первобытных племен, который они использовали для заклинания духов... я духов не заклинала, но это был ТАНЕЦ.
(комментарий: во избежание недоразумений и, следуя инструкции о пожарной безопасности, духов вызывать в помещении не рекомендуется...разливать духи - тоже).
Все! Отдыхать! Сваливаюсь бревном на диванчик - хватит "себя показывать" пора и "на других посмотреть". А посмотреть было на кого: много, много было хороших партнерш, крутых партнеров и наоборот: крутых партнерш и хороших партнеров...в последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что... что я опять танцую? Как? Не доглядела! И о чем я думала, когда соглашалась? Я же уже на ногах не стою...верно - не стою, а уже просто падаю в поддержки, уже просто...все! Умерла так умерла!
(комментарий: даже если этот партнер вам не знаком, а ваши подруги о нем отзывались эээ не очень хорошо - это совершенно не значит, что надо ему отказывать...скорее, наоборот, соглашайтесь! Пусть лучше он попадет потом к вам в разряд "я с ним никогда не танцую" нежели вы будете повторять чужие слова) Хотя я еще раз убедилась, что о вкусах не спорят... мне с этим товарищем танцевать ой как понравилось...
А теперь точно - все! - думала я, падая все на тот же диванчик, надеясь (напрасно) что уж с него-то меня никто не сгонит и никто не пригласит...видно же - девушка устала!
Примечание: КПНЦ на хастл-тусовке - это сокращение в шуточной форме от "комплекс неполноценности".
Анастасия Степанчикова
Твои глаза... я увидела их сразу, как только начала танцевать... с кем? А какая разница? Я и сама уже не помню... но твои глаза были со мной с моего сегодняшнего первого танца... ты на меня смотрел так, что хотелось танцевать лучше всех...лишь бы ты смотрел... танцевать для тебя.
А потом было еще несколько танцев... и всегда я ловила на себе твой внимательный взгляд. Он как будто спрашивал "Кто ты? Откуда ты?". Да, ты тоже танцевал, танцевал очень хорошо, причем с разными девушками... но смотрел на меня...
Что? Да, конечно, танцую!!! Неужели такое действительно бывает? Бывает любовь с того самого первого взгляда!? Нет, не может быть.... Это просто наваждение... сейчас выяснится, что танцевать он не умеет, и наваждение кончится...рассеется, как дымка, как туман, когда восходит солнце...
Какой это уже танец по счету? Третий? Четвертый? Пятый? И мы все танцуем... я никого не вижу вокруг... мы танцуем вдвоем! И потрясающая музыка, которую я слышу только постольку, поскольку меня ведешь по ней ты... Как же ты замечательно танцуешь! Такое впечатление, что мы танцевали всю жизнь вместе.... Я идеально (кажется?) понимаю тебя, а ты - меня...
Какие у тебя глаза! И этот взгляд...
Сколько мы уже протанцевали? Много? Да, кажется...значит, ты сейчас скажешь - все, спасибо за танец? Нет, я не хочу вот так просто с тобой расставаться... как же мне нравится этот танец! Как красиво! Ты потрясающе чувствуешь музыку! Так нежен и вместе с тем так силен! Что? Сколько - сколько времени? Не может быть!
А ты еще и разговаривать умеешь? Ну прости, не всякий может во время быстрого танца обмениваться репликами... а содержательными репликами без потери смысла и дыхания? Я таю под одним твоим взглядом... Неужели ты так смотришь на каждую девушку, с которой танцуешь?
Как красиво! Какое необычное движение! Да, ты, наверное, давно танцуешь? Что? Спасибо за комплимент!
Что? Все? Да, и тебе спасибо... мне очень понравилось... да... неужели - все? Вот так и разойдемся каждый в свою сторону, забыв о тех танцах, что протанцевали только что? Забыв о том, что только что происходило между нами... ты ведь почувствовал? Правда?
Да, конечно, обычно все так и происходит...протанцевали некоторое время, рассказав друг другу какую-то необычайную историю или красивую сказку или поведали мечту о несбыточном, а потом - спасибо за танец, и - расходимся в разные стороны - " я тебя не знаю" или " мы только знакомы..." Почему? Почему бы, если сказка так понравилась обоим, не сделать бы ее былью? Почему не пойти друг другу навстречу после танца, а не расходиться в разные стороны?!
Любви с первого взгляда все равно не существует... вот пройдет день, другой и я обязательно забуду эти несколько танцев с тобой... ты перестанешь мне сниться...я забуду твои глаза... ты ведь всего лишь незнакомый партнер, с которым мы, конечно, познакомились и с удовольствием потанцевали... но вне дискотеки, вне музыки мы друг другу чужие, мы друг другу незнакомые партнеры.
...но что-то ты не забываешься... и я с замиранием сердца жду следующей дискотеки... а вдруг ты снова тут случайно окажешься? А вдруг....?