Советы опытным танцорам
Начало и окончание тренировки.
Всегда помните, что ваша тренировка начинается не с того момента, когда вы встаете на паркет, а гораздо раньше, можно сказать, что вы должны ее начинать, открыв утром глаза. В течение всего дня на вас не зависимо от того хотите вы этого или не хотите, влияют различные факторы. И от того, с каким настроением вы воспримите данный день, от того, какое настроение вы принесете в танцевальный зал и будет зависеть ваша тренировка. Прочтите одно интересное выражение: «Одна отрицательная мысль убивает все положительные». Подумайте над этим.
В течение дня старайтесь себя подготовить мысленно к тому, что вы хотели бы попробовать сделать сегодня. Иными словами говоря, приходите на тренировку с определенной целью.
Возможно, Вы посмотрели какую-либо видеокассету с конкурсом или учебную запись, прочитали давно забытый конспект и нашли интересную идею, постарайтесь сразу же попробовать ее, запомнить, записать, принести на тренировку и рассказать о ней партнеру, либо просто встать в пару и пробовать вести партнера, это один из вариантов пробы новой идеи, вы тогда поймете сразу, годится вам она или нет. Ну об этом чуть позже, вернемся к основной теме данного раздела.
Окончание тренировки происходит не после того, когда вы покидаете площадку, а немного позже. По пути домой (к метро, автобусу и т.д.), провожая партнера (или партнер провожает вас) хорошо бы было обсудить то, что у вас получилось, а что нет на сегодняшней практике, хотя тема разговора может быть и любой другой, но мыслями вы должны находиться еще на паркете. Вы скажете: «ерунда!». А знаете такое выражение: «Хорошая мысля приходит опосля»! Так вот, это действительно так. Многие законы природы людьми осознавались не сразу, а после определенной работы, после накопления определенного опыта. Помните когда Менделееву пришла в голову идея таблицы химических элементов?... хотя работал он над ней годы...
Всегда помните, что ваша тренировка начинается не с того момента, когда вы встаете на паркет, а гораздо раньше, можно сказать, что вы должны ее начинать, открыв утром глаза. В течение всего дня на вас не зависимо от того хотите вы этого или не хотите, влияют различные факторы. И от того, с каким настроением вы воспримите данный день, от того, какое настроение вы принесете в танцевальный зал и будет зависеть ваша тренировка. Прочтите одно интересное выражение: «Одна отрицательная мысль убивает все положительные». Подумайте над этим.
В течение дня старайтесь себя подготовить мысленно к тому, что вы хотели бы попробовать сделать сегодня. Иными словами говоря, приходите на тренировку с определенной целью.
Возможно, Вы посмотрели какую-либо видеокассету с конкурсом или учебную запись, прочитали давно забытый конспект и нашли интересную идею, постарайтесь сразу же попробовать ее, запомнить, записать, принести на тренировку и рассказать о ней партнеру, либо просто встать в пару и пробовать вести партнера, это один из вариантов пробы новой идеи, вы тогда поймете сразу, годится вам она или нет. Ну об этом чуть позже, вернемся к основной теме данного раздела.
Окончание тренировки происходит не после того, когда вы покидаете площадку, а немного позже. По пути домой (к метро, автобусу и т.д.), провожая партнера (или партнер провожает вас) хорошо бы было обсудить то, что у вас получилось, а что нет на сегодняшней практике, хотя тема разговора может быть и любой другой, но мыслями вы должны находиться еще на паркете. Вы скажете: «ерунда!». А знаете такое выражение: «Хорошая мысля приходит опосля»! Так вот, это действительно так. Многие законы природы людьми осознавались не сразу, а после определенной работы, после накопления определенного опыта. Помните когда Менделееву пришла в голову идея таблицы химических элементов?... хотя работал он над ней годы...
Этот девиз применим ко второму виду практики (Виды Танцевальных Практик - Ханс Лаксхольм). Что же это означает? Всего лишь то, что Вы должны просто танцевать, не обращая внимания ни на окружающих, ни на то, что происходит в мире или вашей душе. Вы должны отдаться целиком и полностью со всей силой своей души танцу и только тогда начнется ваше творческое совершенствование, только тогда вы будете чувствовать притягательную силу движения, полет вашей души, соединение двух тел в одно!
Каждый раз вспоминайте о том прекрасном что притягивает Вас в танце и что Вас завораживает в нем - это Ваша личная мотивация в увлечении танцами, у каждого она своя. Этот настрой Вашей души будет ограждать Вас от всего негативного вокруг Вас и внутри Вас на данный момент. (Павел Бачурин)
Никогда не нарушайте этот процесс криком или презрительным выражением лица... Помните... «одна отрицательная мысль убивает все положительные». Тогда творческий процесс прерывается, и вы начинаете душевно истязать самого себя и своего партнера. Если вы находитесь на грани нервного срыва и чувствуете, что сейчас вы накричите на своего партнера или скажите ему что-то что не должны говорить в подобной ситуации, лучше прервите ваше занятие, сходите в кино, прогуляйтесь... Поверьте, пользы от этого будет больше, чем от растраченных нервов и «синяков под глазами».
Для серьезного конкурсного танцора бальные танцы в отношении физической подготовки - спорт. А спорт жесток! Не останавливаться в спортивном смысле означает добиться определенной цели сегодня (если она поставлена). Это укрепляет вашу силу воли как спортсмена, придает силу мышцам и разуму. Предположим, вы с партнером решили протанцевать мелодию или две одного танца под музыку, не останавливаясь. Сделайте это, чего бы вам это не стоило! На конкурсе останавливаться будет некогда. Судьи стоят в разных углах площадки, и вы должны успеть показать себя как можно большему их количеству.
И в заключении помните, что Вы танцуете под музыку, а музыка не прерывается и не останавливается (она может лишь замедлять темп или затихать). Произведение должно звучать до конца. Ваш танец должен быть подобен этому музыкальному произведению.
Танец, как и вся наша жизнь - это эмоциональная гамма чувств, говоря простыми русскими словами - многообразие оттенков состояния нашей души, началом которых является для танцора музыка или ритм.
Итак, давайте вернемся в зал, включим музыку и встанем в пару. Следующим шагом должен быть ваш танец. Вы готовы, чтобы станцевать? Серьезно? А где же ваш настрой? А где же тот ваш моторчик, что заводит вас и вашего партнера? (каждый думает, конечно, о своем моторчике, у всех он в разных местах, я же говорил, люди все разные, разные и подходы, мысли...). Найдите его, используйте его каждый раз. Передавайте свою энергию партнеру, свой эмоциональный настрой (разумеется, в духе того танца, который вы исполняете).
Все ваше тело должно быть эмоционально, каждая мышца должна эмоционально реагировать на звучание музыки. Попытайтесь отдаться этому волнующему звуку и расслабить свое тело для восприятия этой силы. Вы никогда не устанете физически, если будете танцевать, испытывая эмоциональную (душевную) радость. Это принесет вам настоящее наслаждение и счастье от танца (это подобно чувству любви). Это будет видно со стороны и будет достойно внимания!
Выражайте ваши эмоции мышцами лица (мимикой). Это нормально и естественно для нас и заложено в нас от природы. Никогда не стесняйтесь выражать танец мимикой, можно сказать, что она играет порой главную роль в танце. Покажите мне хотя бы одного чемпиона, который не выражает свой танец эмоциональной лицевой мимикой.
Не бойтесь выражать свой танец руками. Выражение чувств с помощью рук естественно и необходимо для человека. Жестикуляция тоже один из способов выражения ваших чувств и мыслей. Порой это единственный способ общения (вспомните немых или глухих людей). Не бойтесь своих рук, двигайте их, развивайте их, заставляйте их танцевать вместе с вами, выражайте ими свои чувства.
Почему танцевать эмоционально необходимо на тренировке? Ваша эмоциональная окраска танца также нуждается в тренировке, так как на конкурсе слишком много стрессовых состояний и ваше лицо, руки и тело не должны их выражать, а должны учавствовать в танце. Разумеется, вы не сможете в точности повторить одни и те же эмоции в одной и той же фигуре, но вы должны испытать определенное чувство в данном элементе и ваши мышцы будут реагировать на него должным образом. Тренируйтесь эмоционально, не бойтесь себя, выражайте себя как можно ярче! Только тогда на Вас обратят внимание!
Мы сразу перейдем к спортивному, соревновательному виду исполнения танца. Что означает равный вклад? Всего лишь то, что вы создаете танец вместе. Вы вместе вкладываете в него свою силу и душу, иначе ситуация будет похожа на «водителя и пассажира», один везет, а другой едет. Не очень-то это весело, когда от вашего выступления зависит ваш результат.
И все же, как складывается распределение нагрузки в паре? Очень многие считают, что Мужчина должен делать приблизительно 60%, а Дама 40%, многим кажется, что наоборот, и они (Мужчины) перекладывают всю нагрузку на Даму! Ужас!
Давайте рассмотрим соотношение сил как 50% на 50%. Хороший расклад, сколько делает Мужчина, столько делает и Дама, но это заведомо проигрышный вариант. Почему? Все просто, в данном распределении сил нет лидера, то есть того, кто ведет пару! Отдадим партнеру на лидерство чуть-чуть, всего лишь 2%, и тогда вы увидите пару с равным вкладом! Подведем итог: мужчина вкладывает 51% своих сил, а Дама 49%. Разницей в 2% является та сила, которую прилагает Мужчина для ведения Дамы и изменения направления движения веса ее тела. Именно изменения направления движения веса тела, а не перетаскивания его по площадке!
Откуда такой вывод? Вам наверняка известно, что в спортивных бальных танцах запрещены поддержки и подъемы, то есть те элементы и фигуры в которых один из партнеров при помощи другого отрывает от пола две стопы (например, как в балете). А как думаете вы?
Перейдем еще к одной и очень важной теме для практики танцоров спортсменов - медленное исполнение.
Первой причиной для перехода к медленному исполнению танца должно быть чувство того, что что-то получается не так как вы того хотите, когда вы исполняете вашу хореографию или отдельный элемент и чувствуете, что исполнение происходит не уверенно, с ошибками. Дальнейшая тренировка под музыку и в быстром темпе хорошего результата вам не принесет, вы можете просто, как это говорится, затанцевать ошибки.
Помните, что быстрому исполнению всегда должно предшествовать медленное. При медленном исполнении возрастает чувствительность вашего тела к восприятию движения и взаимодействия (это можно сравнить с приемом пищи: если вы едите быстро, то вы не успеваете почувствовать вкус и насладится пищей, и наоборот), поэтому, чем медленнее будет ваше исполнение, тем четче и тоньше будут ваши чувства к себе и вашему партнеру, и вот с этого момента в вашу пару начнет приходит понимание того взаимодействия, которое вам необходимо для правильного использования вашего веса и правильного положения корпуса, именно в этот момент вы увидите все ваши ошибки и с чьей стороны они происходят!
При медленном исполнении вам придется приложить гораздо больше сил для балансирования веса пары и вы можете больше устать, чем при нормальном исполнении. Этот этап вы обязательно должны проходить, так как он учит мышцы выносливости, а тело сбалансированности.
Конечно, всего в меру, но если у вас есть необходимость разобрать вашу вариацию или определенный элемент, делайте это медленно, и переходите к более быстрому исполнению постепенно. Не спешите, вы все успеете, только делайте все правильно.
Второй причиной к медленному исполнению должен быть ваш опыт. Вы наверняка встречались с тем, что на конкурсе включают такую медленную музыку, что кажется, танцевать под нее просто невозможно. Вот здесь, вы как раз себя и проявите, потому что вы уже научились танцевать медленно.
Решение любой задачи требует определенного подхода. Подходов существует большое множество, просто для нас, т.е. каждого из нас отдельно, есть свои и свойственные только нам методы и подходы к решению определенной задачи, но всегда остаются другие, еще не известные нам. Это зависит от степени нашего развития и количества приобретенного знания. Что я имею ввиду? Я уже говорил, что мы учимся у разных преподавателей, и каждый из них имеет свой подход к объяснению определенного вопроса, но в конечном итоге мы получаем один результат! Странно? Смотрите, природа одна, но существует ряд наук, таких как физика, химия, биология и т.д., каждая из которых рассматривает природу со своей стороны, но в комплексе, т.е. в целом, мы получаем ее наиболее полное описание, общую картину природы. Таким же образом мы подходим и к изучению танца, т.е. мы имеем много различных мнений, идей и подходов, складывая которые получаем наиболее полную его картину, т.е. каждый подход является дополнением или рассмотрением процесса танца с другой стороны.
Обратите внимание, что иногда мы читаем то, что считаем нужным, правда не всегда понимаем, о чем идет речь. Наше подсознание устроено таким образом, что мы никогда не знаем, когда наступит осознание прочитанного, оно может и вообще не наступить, тем не менее, мы не перестаем читать. Иногда мы слушаем лекцию преподавателя, который имеет отличный подход от того, который свойственен нашему сознанию, и не всегда понимаем ту идею, которую он нам несет, тем не менее, мы стараемся вникнуть в нее и применить ее к себе, находя через определенное время в своем теле новые, неизведанные возможности.
Я всегда с удовольствием слушаю лекции разных педагогов. Все они рассказывают об одном и том же, просто используют разные подходы (слова, идеи и сравнения), и это здорово. Посмотрите некоторые конспекты записанные мной на лекциях. Ведь они (конспекты) об одном и том же - о танце! Зато, какие разные идеи и подходы! Ту, идею, которая мне подходит в данный момент, я сразу же беру на вооружение, а ту, что нет, пытаюсь понять и применить. Ведь все мы люди, и то о чем говорил этот педагог, может быть свойственно и для меня, потому как у меня те же руки, ноги и голова.
Вы спросите меня: «Так какие же подходы мне применять для совершенствования моего танца?». Я вам отвечу: «Применяйте те подходы и методы, которые вы уже знаете и слышали, но всегда старайтесь найти какой-нибудь другой, так как он есть». Как? Хороший вопрос. Ответ следующий: «Методом научного тыка», т.е. только практическим путем, путем поиска и сравнения!
В среде танцоров не принято обсуждать танцевальную технику исполнения основ или других фигур, а зря... Старайтесь как можно чаще делится своим мнением и опытом, а также слушать мнения других! Самое главное здесь, внимательно прислушиваться к идее (способу, подходу) и находить рациональное зерно, потому как любой человек открывает что-то, чего не можем открыть или увидеть мы. Принимая это и применяя это на практике мы становимся богаче (и в прямом смысле), умнее и совершеннее.
Ищите и применяйте разные подходы для развития вашего танца!
Данная тема написана, прежде всего, для конкурсных танцоров-спортсменов и их педагогов. Многие советы будут полезны и танцорам любителям.
Данная тема посвящена самостоятельному развитию ваших способностей. Брать уроки у преподавателя - еще не означает научиться хорошо танцевать. Уроки с преподавателем необходимы, для того чтобы иметь взгляд со стороны, для помощи вам и решение определенных задач для вашей пары. Но основная ваша работа заключается в том, чтобы, используя подсказки и советы преподавателя, научится танцевать самому (в паре). Вам никто не поможет на конкурсе, ни тренер, ни психолог, ни папа с мамой. На конкурсе вы, как пара, будете одни среди других пар и судей вас окружающих и вы будете показывать тот танец, к которому вы пришли, используя ваши практические занятия (тренировки). Поэтому моя цель постараться показать вам некоторые подходы к тренировке, которые помогут вам не перекладывать выполнение ваших задач на других (тренеров, психологов), а научат решать их самостоятельно, что в дальнейшем поможет вам в выступлении на турнире.
Данные советы не претендуют на абсолютную истину, просто в голове накопилось много идей и соображений, а самое главное все это проверено на практике, и это работает! Разумеется, что к любой идее и совету нужно подходить с умом, ведь что верно для одного человека, то может быть противоположным для другого, так устроен мир, природа.
Очень часто в своей жизни Вы учились у разных преподавателей, неважно где, в школе, высшей школе, училище. Вы всегда встречали разный подход к той или иной задаче. То же самое происходит и в танцах. Мы учимся у разных учителей, мы берем семинары у разных педагогов, так как мы ищем то, что для нас понятнее и ближе, мы ищем тот образ, который скрыт где-то в нашем подсознании. И когда мы находим то, что искали, мы поднимаемся на одну ступеньку (а то и несколько ступенек) выше в нашем развитии. То есть наше с вами совершенствование и развитие заключается именно в поиске, поиске тех слов, того образа, той мысли или идеи, которые нам нужны сейчас, в данный момент. Но, если вы не нашли того что искали здесь, то, возможно, прочитанное вспомнится когда-то вами, и возможно, вы вернетесь сюда для того, чтобы перечитать какой-либо абзац, и у вас наступит маленькое прозрение... Я буду очень рад, если хоть как-то смогу вам помочь в этом нелегком деле - совершенствовании самого себя и в применении нескольких приемов, которые могут быть полезны вам на тренировке.
Для того, чтобы тренировка приносила результат, необходимо овладеть некоторыми умениями:
- Распределять физические нагрузки, выдерживать их.
- Планировать программу тренировок.
- Проводить восстановительные процедуры.
- сосредоточиваться.
- Отдыхать.
- Снимать мышечное и психологическое напряжение.
- Уметь тренироваться при любом настроении, в любых обстоятельствах и условиях, уметь создавать в любой ситуации рабочую атмосферу.
Для теперешнего танцора физическая подготовка имеет важнейшее значение и пренебрегать ею ника нельзя. Количество занятий ФП должно быть равно количеству занятий собственно танцем, поскольку, кроме того, чтобы знать и уметь, как выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы иметь возможность ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику.
Для этого необходимо сделать эластичными связки и мышцы, иметь хороший мышечный тонус и рельеф – и для силы, и для красоты, уметь работать всеми группами мышц.
Любая тренировка, направленная на улучшение показателей силы, скорости, выносливости, сводится к одному простому правилу: тренироваться необходимо на максимальном усилии, тогда будет эффект.
Для того, чтобы мускулатура могла справляться со все более усложняющимися заданиями, ей необходимо расти, изменяться, развивать мышечную память, а при росте мышц, вызываемом большими нагрузками, непременно возникают сильная усталость. Боль, дрожь. И к этому нужно уметь привыкнуть и относиться спокойно. Сли же вы тренируетесь до первой усталости и пота, экономите силы – считайте, что в зал вы пришли просто попинать воздух, результата от такой тренировки не будет. Но: тренировка на выносливость – это тренировка на выносливость, ей уделяются особое время, состояние и место в программе тренировок. Не так тренируют пластику, актерское мастерство, поскольку эмоциональную сторону насильно не воспитаешь.
Планирование тренировок.
Тренировки необходимо планировать, составлять их план как на сезон. Та и на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку.
Самые лучшие, научно обоснованные (с точки зрения таких наук. Как физиология, психология, спортивная медицина, с точки зрения многолетних исследований, проводимых отечественными специалистами, давшими России не одно поколение чемпионов в самых различных видах спорта) разработки программ тренировко танцоров – спортсменов, дающих наилучшие результаты в сочетании с гуманным обращением со своим организмом, сейчас существуют только в российской Государственной Академии Физической Культуры.
Разумеется, есть разница между планированием самостоятельной тренировки и работой с педагогом.
На индивидуальном занятии, если вы берете информацию, задача состоит в том, чтобы запомнить как можно больше, и потом все самостоятельно отработать. Если же в вас буквально впихивают информацию, - вам вообще крупно повезло, просто делайте то, что от вас требуют, не оценивая и не стараясь как-то интерпретировать это для себя.
Как определить, нужна ли вам та или иная информация, подходит ли вам тот или иной тренер?
- Если вы понимаете и делаете – значит подходит.
- Если ничего не понятно – значит или не подходит, или вы не задаете конкретных вопросов тренеру, не признаетесь в том, что вам что-то непонятно.
- Если ваш танцевальный уровень Е-С класс, вам необходимы такой тренер и такая информация, которые заставят прежде всего работать ваши мышцы, слышать музыку, которые будут тренировать в вас силу, скорость, мышечный контроль, а темы «Отношения», «Взаимодействия», «Джазовая пластика» оставьте на будущее.
- Однако в европейских танцах очень важно управление в паре, начиная уже с Д класса.
- Если вам рассказывают о легкости, мягкости, плотности и прочих вещах, а вы не понимаете, каким образом сделать ваше движение – вязким или плотным, тяжелым или мягким, - значит вы еще не доросли до понимания этой информации и вам нужна конкретика: какая мышца, куда, на какой счет. Ищите тренера по своему уровню. Не пытайтесь учиться сложению и вычитанию у академиков. В хорошем клубе преподавание строится так: на каждый уровень есть свой педагог, который лучше, чем другие, занимается именно этим уровнем. Не важно, какой у педагога класс, важно, как быстро растут в его руках спортсмены. Вовсе не обязательно, что хороший танцор является хорошим тренером, ведь хорошо преподавать – вовсе не то же самое, что хорошо танцевать.
Самостоятельные тренировки планируют в зависимости от наличия новой информации.
Если новой информации нет, стройте свою тренировку следующим образом:
- отработайте точность всех движений и танцевальных элементов вашей схемы. Исключите лишние движения;
- попытайтесь добиться большей скорости при сохранении баланса на поворотах, вращениях, сменах направления (хорошо, ели ваш тренер дал вам набор упражнений, с помощью которых вы можете это сделать)
- увеличивайте амплитуду растяжения на позировках и медленных фигурах;
- протанцуйте, учитывая все вышеперечисленные моменты, фрагменты вашей схемы сначала в «полшага», без музыки, затем в тонусе, затем на самых сильных, тонусных мышцах, на самом большом усилии, на пределе и затем – точно также всю схему;
- протанцуйте всю схему на физическом пределе, добавив к нему чувство танца, добавив к нему артистическую окраску, элемент игры во взаимоотношениях, работу со зрителем (если зрителя нет, вообразите его присутствие).
Точно так же протанцуйте все танцы программы.
Бывает иногда очень важно в начале тренировки пройти марафон и выяснить все места в вариациях, которые вызывают у вас дискомфорт, неуверенность, и попытаться разобраться, в чем причина: может быть, не все сделано по технике? Может быть, не все красиво, может быть для данной фигуры у вас не хватает скорости или еще каких-либо физических показателей? И затем заняться этим аспектом на конкретных фигурах.
На каждую часть тренировки засеките время, сколько вы можете танцевать этот аспект наиболее эффективно. На каждой последующей тренировке пытайтесь это время увеличить, и так до тех пор, пока не почувствуете себя уверенным именно в этом аспекте.
- отработка новой информации на базовых шагах (ход вперед, назад, основное движение и т. П.);
- то же самое на основных фигурах и устойчивых соединениях (например, хип-твист, веер, алемана);
-- с новой информацией пройдите поворотные фигуры;
- затем фрагменты ваших схем, затем все схемы целиком.
Каждую часть такой тренировки необходимо отрабатывать сначала без музыки, затем в ¼ темпа, затем в половину темпа, затем в темп – так, чтобы чувствовать, что вы делаете новые движения, контролируете их под музыку.
Не имеет смысла, отработав основной шаг, сразу «гонять» связку. Не успев запомнить информацию, привыкнуть к ней, ваши мышцы сразу же забудут ее, схватив быстрый темп, и начнут цепляться за старое, привычное, покажут вам старый уровень. Однако все время ходить пешком по площадке, даже не пытаясь танцевать под музыку, тоже нельзя – потеряете физическую форму.
Засекайте время на каждую часть тренировки и на каждую последующую меняйте это время в зависимости от усвоения информации. Например. Если основные шаги уже не вызывают дискомфорта и вы чувствуете, что на них вы уже в темп делаете абсолютно все, что знаете, то имеет смысл сократить на них время, оставив шаги в качестве разминки, разогрева, и добавить это время на прохождение более сложных фигур в медленном темпе.
В конце каждой тренировки попытайтесь отключиться от контроля над новой информацией и станцевать все, что есть в вашей программе, акцентируя внимание только на взаимодействии в паре и чувстве танца. И таким образом отследите, какая информация уже «влилась» в ваши мышцы и работает уже сама по себе, а на какую необходимо обратить внимание на следующей тренировке.
Автор статьи: Нина Рубштейн, психолог танцевального спорта, гештальт-терапевт.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТАНЦОРОВ
Тренировка – это, прежде всего, повторение одного и того же действия.
Если вы учите новую фигуру или композицию (вариацию, схему, связку, цепочку), то вам нужно много-много раз повторять одни и те же шаги.
Если вы хотите, чтобы у вас было сильное и красивое движение, то вам нужно много-много раз прилагать одно и тоже усилие.
Если вы хотите добиться точности, скорости и координации движения, то вам нужно много-много раз повторять одну и ту же последовательность действий.
Например:
• это может быть усилие для того, чтобы выпрямить колено;
• действие «выпрямить колено до того, как перенести вес на ногу»;
• последовательность действий «повернуть корпус мышцами спины, вынести ногу для шага, выпрямить колено, начать работать опорной стопой, собрать пресс и мышцы ягодиц, перенести вес, растянуть мышцы корпуса и рук» т .д.;
• усилие, чтобы натянуть стопу;
• усилие держать пресс всегда собранным;
• усилие держать лопатки всегда опущенными;
• и так далее……
В двух словах, тренировка – это создание полезной привычки. Для того, чтобы ваше тело двигалось грамотно, скоординировано, пластично, быстро, сильно и красиво, нужно, чтобы оно привыкло так держаться и двигаться. А чтобы оно привыкло так держаться и двигаться, нужно много-много раз повторить одно и то же действие или усилие.
Когда полезная привычка создалась, тогда от нее уже трудно избавиться. Если вы очень постараетесь, и будете повторять специальные действия и усилия каждый раз, когда вы танцуете на тренировке, то вы очень быстро привыкнете танцевать правильно. И тогда вам не нужно будет думать об этом каждый раз.
Помните:
• тренер не может создать вам привычку и сделать какое-то усилие за вас, потому что это ваше тело, а не его, и оно должно делать усилия, а не тело тренера, потому что это вам идти на турнир, а не тренеру и именно на вас будет смотреть судья, а не на тренера. Тренер может только объяснить вам, как это сделать, что правильно, а что неправильно, и что нужно сделать, чтобы у вас было лучше, чем у всех. А сделать это – это только ваша задача и зависит только от вас.
• Выигрывает только тот, кто тренируется и повторяет чаще всех, сильнее всех, упорнее всех и дольше всех.
• Танцоров очень много, а первое место только одно! Каждый хочет занять его, каждый ходит на тренировки, каждый старается так, как он умеет, но выигрывает только тот, кто старается упорнее всех каждую минуту на тренировке.
• Одна минута на тренировке, когда вы болтали, были невнимательными или не старались больше всех – это еще одна пара, которая обошла вас на турнире. Соперники не спят! Они стараются на тренировках и хотят занять первое место не меньше, чем вы.
• Тренер не может заставить вас танцевать лучше всех, тренироваться и выигрывать. Только вы сами решаете: нужно вам это или нет. Тренер не может научить вас танцевать лучше все, если вы не делаете для этого все, что только возможно для этого сделать.
• Проигрыш – это проигрыш ленивого танцора, выигрыш – это выигрыш талантливого тренера
Роман Николаевич Чечель дал несколько универсальных рекомендаций, которые будут полезны, прежде всего, тем, кто хочет чего-то достичь в бальных танцах, а также всем желающим улучшить и повысить уровень своего танцевального мастерства.
Для того, чтобы постоянно расти в танцах, технике, артистизме и других аспектах, необходимо уметь самостоятельно работать с информацией, которая дается на групповых и индивидуальных занятиях.
1. Все свободное время необходимо проводить в зале
2. Каждая минута этого времени должна быть проведена с пользой, должна служить вашей цели (стать чемпионом, хорошо выступить на турнире и т п)
3. Каждый танцор знает свои проблемы в танце. У всех есть пробелы, места, части схем, которые не получаются на тренировке, индивидуалке, которые особенно не удались на последнем конкурсе. Все эти места необходимо отработать самостоятельно в свободное время.
4. В самостоятельной работе особенно важна поэтапность, последовательность. Нет смысла приходить в зал и просто "гонять" свои схемы. Так вы ничего не отработаете, это пустая трата времени.
5. На каждое такое самостоятельное занятие вы должны приходить зная, что и как вы сегодня будете отрабатывать. То есть у вас должен быть конкретный план.
6. Абсолютно неважно, с партнером, партнершей вы пришли или в одиночестве. Отрабатывать можно и одному. Берете ту фигуру или связку, отработать которую вы запланировали и работаете над ней (к примеру, уделяете все свое внимание отработке движения бедра, линиям рук или вращательным элементам и т п).
7. Отрабатывать движения лучше всего без музыки или в полтемпа, но ни в коем случае не в темп, иначе результата не будет.
8. Те танцоры, которые хотят чего-то добиться в танцах должны понимать, что только они сами могут сделать себя чемпионами, путем упорных самостоятельных тренировок, тренер может только показать направление, подсказать, помочь, дать новую информацию. Но усвоить ее, научить тело танцевать, подчиняться, может только сам спортсмен. Поэтому тренер и танцор должны вместе идти к цели, и тогда все получится!
В данной статье, я лишь выражаю свое личное мнение, мнение педагога и судьи I категории, мнение танцора S класса МАСТ.
Итак, когда в 1/8 финала на паркете одновременно танцуют 8-10 пар, то в первую очередь бросаются в глаза пары, которые танцуют не в музыку. Обратите внимание не “немузыкально”, а не в музыку - это "две большие разницы". Смею Вас уверить, что найдется не более пяти пар, танцующих не в музыку, а отсеяться должны ~ 25 (если общее количество пар ~ 70). Поэтому первый совет: Слушайте музыку!
Следущий критерий - это линии рук, то есть то, что мы называем позицией. Если пара стоит неправильно, то это показатель того, что и двигается она тоже неверно (я имею ввиду движение партнеров друг относительно друга). Итак, ушли еще 7-10 пар.
А дальше 30 исполнителей танцуют приблизительно одинаково. И вот здесь каждый судья выбирает, что ему нравится меньше: косолапые стопы или неуверенные глаза. Если я вижу очень уверенную пару, танцующую стандарт не по “6”, а по “-6” позиции (это и есть косолапо), то для меня позиция стоп будет важнее уверенности. Но бывает так, что пара, танцующая достаточно “чисто” (есть такой термин у педагогов), но очень нерешительно и неуверенно, несмотря на свою технику, вылетает из первого тура. А потом, глядя на участников 1/4 финала, думает: “Неужели они лучше?!” Такой паре я бы сказала: “Да вас просто не заметили!”
На большом паркете, на крупных соревнованиях очень важно зарекомендовать себя в первом туре. Нужно уверенно выходить на паркет, доказывая, что вы здесь надолго. Уровень вашего мастерства начинает проявляться не с первых тактов мелодии вашего захода, а с вашего выхода на парад! Залог вашего успеха на крупном турнире - это спокойный, уверенный взгляд. С помощью него вы доказываете судьям, что вы не первый раз на паркете, что вы достойны танцевать в следующем туре. Выходя на конкурсный паркет, вы уже не можете изменить свою технику - для этого существуют тренировки и семинары, но показать что вы опытный танцор, вы можете.
И хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему: КУДА ВСТАВАТЬ? Как располагаться на паркете? Некоторые говорят: “Вставайте ближе к судьям, а то вас не видно!” Поверьте мне, если пара, танцуя, наступает судьям на ноги, то это “не есть хорошо!” (это я могу смело утверждать по своему судейскому опыту). Вы, зная свою хореографию, можете располагаться на паркете так, чтобы со всех сторон ваша пара просматривалась. Иногда у пары схема построена так, что партнер всегда танцует лицом к судьям, но не каждый судья (к сожалению) будет ждать окончания танца, чтобы разглядеть ваш номер, Поэтому, не подходите близко, не забивайтесь в углы, слушайте музыку, держите красивую позицию, танцуйте стандарт по “6”, а латину по “3” позиции, показывайте свою уверенность и Вы непременно станете ПЕРВЫМ...
© Дина ХОДОС
Сначала хотел написать про свой стиль в бибоинге, начитавшись всяких тем… Но подумал, что это применительно и к другим танцевальным стилям — и к хип-хопу, и к тектонику, и к ча-ча-ча — ведь танцор своими движениями «рассказывает» свою историю (а не чужую). Демонстрирует свой танец.
Foundation
Наличие технической базы позволяет идентифицировать танец. Фаундэйшн — это как алфавит. У каждого танцевального стиля он свой. Даже если стиль импровизационный (крамп, к примеру) — есть характерные движения, которые позволяют узнать конкретный стиль танца. Без базы нельзя отнести набор движений (пусть даже очень зрелищных) к какому-либо направлению.
Собственный стиль и фаундэйшн
«Стиль (направление) танца» — узнается по его базе (foundation). Например, это шоссе в вальсе. Или кадейра в капоэйре.
«Стиль танцора» — узнается по характерным для конкретного танцора движениям, его собственным (хорошо бы еще, не слизанным с кого-то другого :) )
Я думаю, нужно владеть базой танцевального направления, которое танцуешь. И только после этого — строить поверх свою базу, свой стиль. Это необходимо, если стоит цель танцевать в определенном танцевальном направлении оригинально.
Если же цель — выработка собственного стиля танца, без привязки к какому-то конкретному направлению (клаб-дэнс, например, или можно как угодно еще назвать), смело тырьте движения откуда хотите. Брейкинг, кстати, так и родился — из разных культур взяли какие-то движения + свои создали, прошла проверка временем, людям понравилось, и вот вам «брейкинг». То есть, получается, создается оригинальный стиль!
Свой фаундэйшн = свой танец
Однако надо понимать, что если выбирается 2 вариант, фактически речь идет о создании собственного танцевального направления! Необходимо только разработать свою базу, раз уж никакая из ныне существующих не подходит. Это нелегко — плыть против течения. Но у некоторых получается («панковский» стиль в чистом виде поэтому и нельзя назвать брейкингом, так как там свой foundation).
Свое поверх чужого
Это означает в первую очередь доверие. Доверие создателям танца. Ты, в целом, принимаешь то, что они предлагают. То есть база, провереная временем, и отшлифованная поколениями танцоров (если речь не идет о чем-то зарождающемся, типа тектоника). Необходимо ее знать, иначе это будет уже другой танец. Компромисса здесь нет — если в поппинге ты неправильно делаешь изоляцию (не понимаешь принципов изоляции), это уже не поппинг.
Foundation — «алфавит». Используя его, можно «говорить» «своими словами».
Компромисс
Важно соблюдать баланс между «однообразным» фундэйшеном и своим стилем. Но в зависимости от направления (брейкинг, танго) баланс будет разным. Танец танго состоит из одной базы, никакой самодеятельности, и существуют жесткие правила, что и как должно быть. В брейкинге же нет таких жестких ограничений, и можно как танцевать один foundation, так и вообще только свои движения.
И эта свобода уводит от корней.
© 2008 Ярослав Мелехин