ГУАГУАНКО: ВАКУНА И ТАПА. Статья Татьяны Comicucha Поповой лучшей русской танцовщицей Cuban Rumba:
Статья взята нами из группы
"САЛЬСА, БАЧАТА, РУМБА. УРОКИ, мастер-классы, теория и практика с Татьяной Поповой"
http://vkontakte.ru/club17674489
"САЛЬСА, БАЧАТА, РУМБА. УРОКИ, мастер-классы, теория и практика с Татьяной Поповой"
http://vkontakte.ru/club17674489
• ВАКУНА И Е ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
******************************************
Вакуна (дословно «укол, прививка») - это жест, с помощью которого мужчина атакует женщину, изображая (и только) прикосновение к ее половым органам (если короче, то вакуна - это танцевальная имитация полового акта). Собственно кульминация гуагуанко – это вакуна, именно умение ее сделать (т.е. застигнуть девушку врасплох и «коснуться» ее, когда она не успела прикрыться) определяет исход поединка парень vs девушка. Опытный румберо применяет тысячу приемов для отвлечения внимания партнерши или заманивания ее в ловушку, чтобы подготовить почву для маневра и провести атаку.
Существует множество версий по поводу сексуальной подоплеки гуагуанко, но в общих чертах они сводятся к одному – для того, чтобы парень получил право провести ночь с девушкой, он должен ее завоевать, а точней показать ей и зрителю, что он превосходит ее в танцевальных навыках и сообразительности путем удачно завершенной вакуны. Кстати, если парень нравится девушке, она может сыграть в поддавки в танце и с чистой совестью отдаться ему после)). Однако, не стоит все воспринимать буквально. В современной версии гуагуанко – это просто танец и демонстрация умения каждого из партнеров, никто никого не будет насильно вовлекать в него или устраивать продолжение после.
Собственно вакуна представляет из себя выразительное и четкое движение, направленное в сторону половых органов партнерши. При этом и танцовщице, и зрителям должно быть понятно, что этот самый жест именно вакуна, а не часть вашего футворка, к примеру. Как любит говорить Альберто Вальдес (см. Видео 1 после статьи), вакуна – это фотография. Ваша поза должна быть четкой и выразительной, и после вакуны всегда следует либо пауза в танце, либо какое-либо движение, подчеркивающее ту часть тела, которой исполнялась атака. Например, резкое и быстрое движение таза в сторону партнерши подчеркивается дополнительным замедленным движением рук вверх через стороны. Таким образом румьберо усиливает драматичность момента, а заодно дает возможность публике оценить результат (был гол или не было).
Еще вакуна должна быть неожиданной, собственно эта ее характеристика и гарантирует успех. Если по полчаса примеряться и целиться, партнерша не только успеет прикрыть зону нападения, но продемонстрировать вам свое презрение или откровенно посмеяться над вами. И зрители ее в этом поддержат.
*************************************************************
У вакуны есть свои правила. Прежде всего, какой частью тела мужчина ее может делать? Ответ – любой, однако, из практики – это рука, нога или носок стопы, а также резкое подчеркнутое движение тазом в сторону партнерши или даже головой (имитация движения барана из шагов Чанго). При этом мужчина намечает направление (в сторону лобка девушки), но не доводит его до прямого контакта с телом партнерши. Про вакуну логтем или коленом мне, честно говоря, мало что известно. Если они и существуют, то мало практикуемые. Возможно, причина в том, что жест локтем или коленом не так похож на вакуну, поэтому такая атака может ввести в заблуждение партнершу и зрителя. Любая вакуна – должна быть четким и внятным движением, а не возней из серии «Вы меня атакуете или у меня глюк?».
Единственное ограничение, ни рукой, ни ногой партнер не должен касаться тела девушки. То есть нападение – это спектакль и имитация, а не насилие. Что страшного в том, что вы коснулись? Во-первых, резкий выброс руки или ноги небезопасен для партнерши, ей может быть больно. Во-вторых, насколько мне известно, прямой контакт с телом расценивается как оскорбление или попытка унизить. В любом случае, женщина испытывает неприятные ощущения, когда посторонний мужчина трогает ее за интимные места. Поэтому за подобное поведение можно и оплеуху схватить.
А теперь пару слов о платке и его роли в танце. В руках румберо платок выполняет несколько функций. Прежде всего, он дополняет красоту движений, подчеркивает их выразительность или даже создает свой собственный рисунок. Во-вторых, игра с платком позволяет притупить внимание партнерши и застигнуть ее врасплох. По этой причине платок часто выбирают ярких или светлых расцветок, чтобы его движения были заметны и невольно переключали на себя внимание. И наконец, платок может непосредственно служить оружием – т.е. использоваться для исполнения вакуны. При этом партнер может касаться тела девушки (платком).
Важно помнить, что любой аксессуар, используемый в румбе, должен танцевать, а не просто болтаться на всякий случай.
***********************************************************
Однозначного ответа на вопрос в какую именно часть тела должен целиться партнер при вакуне не существует. Румба – танец уличный и плод народного творчества, поэтому, не удивительно, что знатоки по-разному отвечают вопрос «Куда?».
Я ограничусь приведением мнений, которые слышала по мере обучения.
По первой, назовем ее классической, версии цель – это непосредственно половые органы женщины (и все!). Соответственно, прикрываться от атаки нужно только спереди. Если мужчина атакует сзади, то просто воспринимается как элемент шоу, но не считается вакуной.
Вторая, наиболее распространенная версия, говорит, что девушку можно атаковать и спереди, и сзади. То есть прикрывать нужно одновременно две точки (миль пардон за прямоту, лобок и попу). Возможно, такое расширение «поля для маневров» объясняется тем, что гуагуанко стали танцевать люди, неплохо разбирающиеся в музыке и танце, но не особо вникающие в тонкости игры или соблюдения ее правил. В общем, раз атаковать можно в два места, по выбору партнера, то девушке рекомендуется закрываться и спереди, и сзади (ведь не знаешь, кто с тобой оказался на танцполе – поклонник «классики» или «новатор»).
Третья, наиболее редкая точка зрения, которую я назову «сценической» вакуной. В отличие от двух предыдущих, партнер целится не в низ живота партнерши, а примерно на уровень ее пупка (видимо, из соображений соблюдения приличий перед почтенной театральной публикой). Подобный вариант можно увидеть в спекталях «Conjunto Folklótico Nacional de Cuba» или постановках подобного уровня, но в уличной румбе такую вакуну практически не встретишь. В любом случае, если в ответ на атаку девушка прикроет область лобка, вакуна не будет засчитана.
**********************
Существует положение в танце, где не всякая вакуна может быть засчитана. Речь идет о ситуации, когда партнеры движутся навстречу друг другу боком, и парень обходит девушку сзади. Казалось бы, чего проще приобнять партнершу, когда она оказалась непосредственно перед тобой и исполнить вакуну в ее пятую точку (тазом, естественно)? А вот фиг вам. Такой жест вызовет одобрительные возгласы публики, но не будет рассматриваться как вакуна (переводя на язык футбола, гол забит из положения вне игры). Считается, что в этой позиции женщина не может себя обезопасить сзади, поэтому партнер должен делать вакуну только непосредственно в лобок танцовщицы. Например, просунув свою ногу или рук между ног партнерши, или использовать для этой цели платок.
Типичная ошибка многих женщин, что почувствовав движение партнера они инстинктивно сжимают ноги в попытки увернуться. А происходит как раз обратное: она зажимает его руку или платок между ног, тем самым вгоняя мяч в свои ворота. Так вот правильным поведением в этой ситуации является просто забыть о ногах, но прикрыть свою «честь» рукой или юбкой.
В общем гуагуанко – это нетолько футбол, но и шахматы. Помните об этом))
******************************************************
Первое, вакуна - это одно четкое выразительное движение одной единственной частью тела. Нельзя сделать одномоментно две вакуны одной и той же партнерше (например, подойти и рукой атаковать партнершу спереди, а ногой сзади), но допустимо сделать скажем две вакуны одновременно двум девушкам.
Второе, вы можете сделать 2 вакуны подряд без паузы одной и той же партнерше. Три вакуны подряд – это уже перебор на грани фола (используются крайне редко), четыре и более – говорит о том, что вы начинающий партнер, готовый взять девушку измором и силой, правда, к танцу ваше усердие никак не относится.
По принятой практике вакуне всегда предшествует как-либо игра. Опытный партнер очень редко использует две вакуны подряд. Ведь гуагуанко – это не спорт, как может показаться, а шоу прежде всего. И хотя всем известен финал (вакуна и попытка прикрыться от нее) зритель жаждет определенного сюжета и истории. Поэтому мужская партия очень богата футворком и обыгрыванием музыки плечами, акробатическими элеметами, движениями из других танцев (Йоруба, Абакуа, Сон, Сальса) и пр. При этом важно помнить, что любая хореография всегда связана с игрой, а именно с обманками, приемами отвлечения внимания партнерши, чтобы в самый неожиданный момент эффектно исполнить вакуну (а не взять женщину силой). Как замечал тот же Хорхе Камагуэй (см. Видео 2), гуагуанко – это война, но только в форме спектакля.
ВИДЕО 1 Гуагуанко от Альберто Вальдеса и Йени Молинет (Куба/Италия)
http://www.youtube.com/watch?v=7qM1Dox17hE
ВИДЕО 2 Гуагуанко от Хорхе Камагуэйя и Дианы Родригес
http://www.youtube.com/watch?v=HYs-sjO1_yk
***********************
Тапа (буквально «крышка») – это жест партнерши, которым она прикрывает атакуемую зону. Как и вакуна, тапа должна быть видимой. Для этого, как правило, девушка одной рукой закрывается, а вторую руку отводит в сторону или наверх. Или проводит игру юбкой.
Как и у вакуны, у тапы есть несколько нехитрых правил. Первое, вы можете прикрыться голой рукой или держа в ней юбку, либо двумя руками. А вот попытка прикрыться ногой или сложится пополам влечет незачот и ваш партнер выйдет из поединка победителем)). Второе, тапой считается не только моментальное прикрытие в одно движение, но и постоянное стряхивание юбки у атакуемой зоны. Третье, тапа должна следовать в тот момент, когда произведена вакуна и ни секундой позже. Исключение, когда парень делает вакуну платком с явным намерением коснуться им до вашего тела. Вакуна в этом случае явлется завершенной только в момент прикосновения платка, поэтому нужно успеть прикрыться до момента касания. И последнее, после тапы обязательно должно идти стряхивние юбки либо сделайте это жест руками, символизируещее, что вы смыли с себя сперму «петуха». Ведь по существу вакуна – это имитация полового акта, и вы должны полностью очистится после нападения.
Помимо собственно стряхивания, помните, что гуагуанко – игра, и в ней участвуют эмоции. Поэтому не спешите после вакуны-тапы бешено топтать бейсик, продемонстрируйте партнеру и публике свое отношение к тому, что происходит. Например, подразните партнера, поиграв плечами или поиграв юбкой, посмейтесь над его неудачной попыткой вас завоевать, выразите свою симпатию (путем обтирания тела юбкой), наконец, покажите, что он маленький еще зариться на вас любым выразительным жестом или мимикой.
В приведенных выше видео с Йени и Дианой очень удачно показано как можно среагировать на партнера. Единственное, не пытайтесь выразить то, что на самом деле не испытывайте, тупо скопировав жесты звезды. Лучше просто похихикайте, этого достаточно. Весьма нелепо выглядит девушка, пытающаяся грубо «одеть» чужую хореографию на себя (мы все этим порой грешны), но нет ничего хуже, когда какая-нибудь красотка тупо копирует чужие и чуждые ей эмоции. Поэтому реакция на вакуну – это обширнейшее поле для импровизации, но при этом выражайте то, что вы действительно чувствуйте по ситуации.
**********************************************************
Инстинкт самосохранения может подсказывать нам, что самый верный способ выдержать схватку с опытным румберо, это просто танцевать, постоянно прикрываясь спереди и сзади. Действительно вариант в прямом смысле непробиваемый, потому как у мужчины просто нет шансов на вакуну (если только силой взять партнершу). Девушка в глухой обороне может не понимать, что в позиции «вечной тапы» у нее весьма неэстетичный вид, а сам танец превращается в унылое зрелище. Опытный румберо безусловно попробует применить какую-нибудь обманку (например, сделать вид, что его победили и демонстративно уйти с танцпола, а в последний момент развернутся и сделать вакуну), но менее искушенный танцор может просто на все плюнуть и оставить девушку в одиночестве. Она при этом думает, что победила, и недоумевает, почему ее больше никто не хочет завоевывать. Короче, глухая оборона на все случаи жизни – это отнюдь не румба.
В гуагуанко класс партнерши проявляется как раз в ее реакции, умении почувствовать намерение партнера и именно в последний момент прикрыться. Замечательная кубинская румбера Дорисеп Аграмонте умудряется танцевать гуагуанко практически все время держа руки где угодно, только не у зон атаки. Она и задом крутит под носом у своего партнера, садится к нему на колени, кружится с поднятыми над головой руками, и поправляет ими волосы, ходит как по подиуму. Короче делает все что угодно, будто забыв о подстерегающей ее опасности. Думаешь, что все, из этого положения она точно не вывернется и будет гол. Ага, как же! В последний момент ее рука оказывалась, именно там, где нужно. На моей памяти ни один партнер не смог сокрушить Дорисеп. И это при том, что порой ее атаковали двое или трое. Просто феноменальная реакция и, безусловно, опыт.
В общем, вечная тапа также нелепа и плоха, как и вакуна каждые два шага. И дело даже не в хореографии, а в том, что вы фактически лишаете гуагуанко духа соревнования и зрелищности.
Другая крайность идет от желания повторить все шоу- изыски какой-нибудь звезды. Это когда девушка настолько увлечена выделыванием замысловатых «па» и хореографий, что не замечает, как в ее ворота вкатили уже пятый гол. Не секрет, что сценическая румба более эстетически привлекательная, чем уличная. По крайней мере, с точки зрения белой девушки. Там и ручки высокие, и игра юбкой выше головы, и шаги с наворотами. Безусловно, это красиво, амплитудно, но не забывайте, что те же Юнайси Феррай или Кирения Кантин выполняют свою хореографию в шоу-номере или отрепетированной связке. А значит они с партнером договорились, в какой момент он на нее эффектно нападает, а она изящно эту атаку отразит. В жизни все совершенно по-другому. Слишком рьяное размахивание юбкой или увлечение комбинациями могут кончиться полным фиаско для партнерши. Поэтому не нужно постоянно прикрываться, но держите хотя бы одну руку на расстоянии, достаточном вам для быстрого реагирования. И главное, все время следите за действиями партнера.
Кстати, упомянутые мной танцовщицы в соушел обстановке танцуют иначе, чем на сцене. Они тут же переключаются с хореографии на взаимодействии с партнером и не притупляют своего внимания ради красивого элемента.
********************************************
Чуть было не забыла. Кроме пресловутой тапы (защиты в чистом виде), девушка может сама атаковать партнера, а именно, сдуть ему песок в лицо. Это движение, насколько мне известно, пришел в румбу из гаитянского афро, где по сюжету, готовясь к войне с противником вы колдуете на зельем (толчете его в руках), а потом неожиданно сдуваете врагу в лицо.
Есть более короткая версия, когда девушка садится вниз, играя юбкой, собирает вокруг себя землю рукой и при приближении партнера резко и неожиданно выдувает с ладони песок в глаза атакующему. Естественно речь идет об игре и изображении всего процесса жестами, а не взаправдашнем распылении песка.
Для усиления драматического эффекта девушка может после атаки не спеша пройтись по танцполу, демонстрируя свое превосходство над партнером. Но при этом краем глаза посматривает на него. Вдруг тот уже очухался и готовит новое наступление.
******************************************************
Гуагуанко – это танец равноправных партнеров и обширнейшее поле для импровизации. Неправильно считать, что девушка должна безропотно подстраиваться под своего партнера и слету копировать его шаги или движения, или всю песню ходить за ним как приклеенная. По существу у девушки три задачи: 1 - провоцировать/дразнить, 2- быть на волне с партнером, 3 – вовремя прикрыться. Все!
А теперь разберем по пунктам. Ключевое слово, характеризующее женский стиль и поведение в любом латиноамериканском танце – это «provocar» (т.е. подстрекать к какому-либо действию). В танце означает, что ваш вид и поведение не должны оставить партнера равнодушным, а побудить его к экшену. Короче, девушка – своеобразный спусковой механизм, приводящий мужчину в действие.
Всем известно, что мужчины любят глазами, следовательно, покажите свою привлекательность. В румбе эта демонстрация обыгрывается движениями плеч, рук, посадкой головы, и, безусловно, венцом женской привлекательности – попой. Чем ярче и уверенней двигается ваша пятая точка, тем вы красивей в глазах партнера.
При этом помните один простой принцип женского стиля, применимого в любом танце, - чем статичней и проще исполняемая фигура, тем больше пластики и движений корпуса вы должны использовать. То есть наиболее богатыми на украшения и фенечки являются как раз базовые шаги и повороты, а не супер-пупер мудреные комбинации, на изучение которых уходят годы.
А теперь о provocar непосредственно в гуагуанко. Сюжет женской партии обыгрывается поведением курицы, пытающейся привлечь внимание петуха. Она приближается к нему, ищет его внимания, выделывается и показывает себя. В какой-то момент, почувствовав, что тот дозрел до кондиции, отбегает, затем возвращается, проходит мимо с видом «я тут просто гуляю», останавливается и начинает подхватывать его движение и прочее. В общем, женщина должна устроить максимальную движуху на танцполе, но при этом не терять контакта с партнером и все время его «пасти». Нет необходимости все время стоять рядом с видом «но подскажи мне каким шагом сейчас пойти». Сами создавайте свою игру и вовлекайте в нее партнера. Кстати, совет начинающим «курицам». Чем меньше шагов и движений в вашем багаже, тем больше передвигайтесь по площадке и эмоционально обыгрывайте ситуацию. И зрителя, и партнера возбуждает больше движение и игра, а не сложность хореографии.
*********************
Помните, то, что ничего страшного в том, что вы пропустите вакуну-две от более опытного или резвого партнера (кстати, зрители любят, когда гол забивают), а вот если вас оставят одну на танцполе посреди песни – это позор. Потому что фактически вам недвусмысленно сказали – мне с тобой скучно, ты меня не привлекаешь. И чтобы этого не случилось – танцуйте и заигрывайте до последнего, компенсируйте отсутствие навыка и опыта эмоциональностью и живостью фантазии, не позволяйте ни партнеру, ни зрителю расслабиться и уйти. Помните, что румба – это всегда импровизация, где нет жестких правил, что и когда делать, выбор полностью за вами. Кроме того, в гуагуанко партнеры равны, это значит, что вам не обязательно безукоснительно следовать шагам и движениям партнера, вы можете всегда обыграть все в своей манере и или на его попытку вовлечь вас в свою игру, ответить своей собственной.
И улыбайтесь! Играйте играючи))