Выступления на сцене

Современные танцы
Современные танцы: Выступления на сценеВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ - СТАТЬЯ АМИРЫ ДЖАМАЛЬ (часть 1)

Статья Амиры Джамаль Часть 1

Можно ли научиться «умению вести себя на сцене»? Некоторые могут поспорить, что оно берет начало в уверенности в своих силах, а также в многолетней практике. Тем не менее, я полагаю, что Ваша вера может сыграть в данном отношении решающую роль.
Если Вы стараетесь сохранить хотя бы внешнюю уверенность и самообладание, в конце-концов Вы и сами в это поверите, и, в то же время, поскольку речь идет о «якобы» реальных вещах, в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК.
Я начинаю преподавание танца во всех младших группах занятиями по «умению вести себя на сцене», умению «правильно на ней находиться». Да, этому можно научиться, и я учу их этому еще до того как они приступят к освоению базовых элементов и отработке техники танца. Достаточно взглянуть на танцовщицу, владеющую отточенной техникой, которая полностью сходит на нет на фоне ее сгорбленных плеч или прикованного к полу взгляда.
Насколько она уступает танцовщицам, которые держаться с достоинством, не тушуясь, не горбятся и излучают уверенность в себе и своих силах! Хотя уровень техничности последних может уступать более техничным, но сутулым и неуверенным танцовщицам, все равно симпатия зрителей будет на их стороне. Ну разумеется, идеальная танцовщица обладает в равной мере как блестящей техникой, так и умением вести себя на сцене!
В то же время, Вам не нужно быть уверенной в себе, чтобы излучать уверенность в своих силах. Вам не нужно быть спокойной, чтобы производить впечатление спокойного человека… Я вспоминаю истории различных знаменитостей из шоу-бизнеса, которые настолько нервничали и изматывали себя подготовкой к выступлению, что перед самим выходом на сцену чувствовали себя в буквальном смысле изможденными. Я думаю, что Вы слышали об актерах и актрисах, блиставших на сцене во время представления, однако в личной жизни это были достаточно скромные и застенчивые люди, что иногда им даже мешало.
Танцовщица может научиться искусству поведения на сцене, вне зависимости от уровня ее мастерства (вспомните, что я говорила о самом начале занятий в моих группах).
Очень часто мои ученицы не уделяют должного внимания этим урокам. Тем не менее, для танцовщицы явно недостаточно уметь лишь принимать на сцене эффектные позы. Естественно, что это умение также необходимо, однако оно является лишь составной частью сценического мастерства, и далеко не единственной.
Важной составляющей умения вести себя на сцене является НЕ ПОСТОЯННЫЙ контакт между взглядом танцовщицы и залом, особенно если Вы танцуете на приподнятой по отношению к залу, сцене. Да, именно так - не смотреть все время в глаза зрителю. Исполнительница должна смотреть поверх аудитории. Вспомните, как Вы учились водить машину. Инструктор говорил Вам, я уверена, что Вам нужно смотреть куда идет дорога, чтобы знать куда Вам ехать, вместо того чтобы пытаться рассмотреть что делается непосредственно перед капотом машины.
Если же Вы танцуете на сцене с возвышением и постоянно смотрите в глаза кому-либо в зрительном зале, как Вы думаете, что будет дальше? Вы начнете горбиться и опускать голову.
Если же Вы танцуете на одном уровне со зрительным залом, это будет не так заметно. Однако не следует забывать, что зрители все-таки сидят, и Вы все равно будете смотреть вниз.
Да, иногда, но только иногда, Вы можете глянуть на конкретного человека в зале тут или там, только не зацикливайтесь на этом. Если Вы будете большей частью просто скользить взглядом по лицам или головам зрителей, у аудитории сложиться впечатление полного визуального контакта с Вами. Каждый сидящий в зале будет думать, что, хотя Вы именно на него и не смотрите в данный момент, но обязательно смотрите на кого-то другого из аудитории!
Кроме того, не поддерживая постоянный зрительный контакт с залом, Вы сможете сконцентрироваться на самом танце, вместо того, чтобы думать о зрителях. Да, Вы правильно поняли, вместо того, чтобы думать о зрителях.
Я знаю, что это может идти вразрез с теми представлениями о танце и поведении танцовщицы,
5 комментариев
avatar
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ - СТАТЬЯ АМИРЫ ДЖАМАЛЬ (часть 2)

Статья Амиры Джамаль Часть 2

Итак, продолжим. Душевный подъем, взгляд вокруг и вверх, улыбка (не зацикливайтесь на ней – - Ваше лицо должно отображать все нюансы музыкальной композиции, под которую Вы танцуете), и НЕ ТОРОПИТЕСЬ, ДАЙТЕ СЕБЕ ВРЕМЯ.
Еще одна составляющая искусства поведения на сцене: уметь задать темп и в то же время не суетиться. Если Вы считаете что Вы творец, а Ваш танец – произведение, картина (движущаяся, конечно), задумайтесь над тем, на что бы Вы обратили внимание – на профессионально нарисованную картину (и это будет не застывшая картинка, а нечто, что имеет цвет, форму и узнаваемую тему), или же на детские каракули? Конечно, мать карапуза будет в восторге от его творения, то же касается и всех членов его семьи. Все те, кто любят Вас и хорошо к Вам относятся, всегда одобрят и Ваш неумелый танец. Однако даже их терпение может кончиться.
Сбавьте темп и следите за собой. Ваш танец, не будучи безупречным, может излучать потрясающую энергетику. Тем не менее, Вы должны работать над отрывком танца или же каким-то конкретным движением пока не доведете его до совершенства. Я не хочу этим сказать, что если Вы повернулись 8 раз направо, то должны сделать столько же поворотов влево, или же Вы должны просчитывать и раскладывать танец по полочкам до последней нотки.
Нет, это означает, что Вы должны чувствовать о чем говорится в музыке или поется в песне, Ваши движения должны следовать за музыкой, делая ее видимой для зрителя через Ваш танец.
Ваше тело должно откликаться на начало каждой музыкальной фразы. Неприятно наблюдать за танцовщицей, которая не следит за сменой музыкальных фраз, или же перескакивает от одного движения к другому, в то время как зритель ожидает, что она продолжит выполнение предыдущего. Это чисто интуитивная реакция. Никто не отсчитывает музыкальные доли, когда смотрит на танец. Однако есть «нечто», что всегда при этом теряется, когда видишь такое выступление…
Чем больше Вы будете тренироваться, слушая музыкальные фразы, тем лучше Вы меня поймете. Вот когда начинает играть свою роль опыт танцовщицы – начинающей танцовщице обычно сложно полностью попасть в такт музыке, учитывая то волнение, которое она испытывает выходя на сцену. Чем больше танцовщица выступает на сцене, тем легче ей это сделать.
Следует заметить, что когда танцовщица танцует под фонограмму, проблем с хореографией обычно не возникает, так танец отрепетирован. Другое дело, если она танцует под живой оркестр (или же под незнакомую фонограмму), именно тогда умение распределить свои движения в соответствии с музыкой выходит на первый план. Этому можно и нужно научиться.
Поговорим также и о костюме для выступлений (скажу, что тут я далеко на эксперт), однако я хочу сказать, что не нужно делать слишком сложных костюмов. Такие костюмы трудно надевать, кроме того, зрителям (и судьям) сложно оценить слишком яркие и разноцветные костюмы, в которых используются разные стили.
Кроме того, нужно учитывать то, что в зависимости от освещения, может меняться цвет ткани.
Сколько раз я могла отметить всю красоту костюма танцовщицы только тогда, когда она УХОДИЛА со сцены и ее не освещали прожектора! Зеленый или розовый костюм под лучами прожектора цвета морской пены (sea foam) может превратиться в грязно-белый. Зеленый может стать еще и тускло-коричневым. Темно-голубой – черным.
Возможно, следует избегать пастельных тонов, обратив при выборе ткани для костюма на цвета драгоценных камней или же более яркие, насыщенные оттенки цвета. Если Вы постоянно танцуете на какой-то определенной сцене, возьмите с собой ткань, чтобы в нерабочее время проверить как она смотрится под прожекторами.
Итак, делаем выводы: поза, внешность, выражение лица, движение в танце, костюм, энергетическое поле – все это искусство поведения на сцене. Работайте над каждым из этих пунктов, пока не доведетt их до совершенства. Нельзя стать искусной танцовщицей, основываясь только на технике исполнения танца, по крайне мере не той, на танец которой хочется смотреть и наслаждат
avatar
САМОЕ ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ

ВАШЕ ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Статья Ширы

После многомесячных тренировок и занятий танцем живота, наконец-то Вам представляется возможность выступить на сцене! Вы взволнованы – ведь это первое выступление на людях и больше всего Вам хочется, чтобы оно прошло просто блестяще.
Ниже Вы прочтете парочку советов о том, как сделать воспоминания об этом моменте исключительно приятными.
Начнем с того, что общее представление о том, как должно пройти первое выступление, у Вас наверняка имеется.
Самый лучший способ справиться с мандражом и страхом перед сценой это подготовка к выступлению. Итак, как только Вы узнаете о том, что Вам предстоит выступать, начинайте готовиться!
Многие танцовщицы не уделяют должного внимания подготовке, потому что у них «нет времени». Но ведь очень часто эту подготовку можно совместить и с каким-то другим вашим занятием или работой.
Сам факт того, что Вы готовитесь, придаст Вам гораздо больше уверенности, когда Вы взойдете на сцену, так как Вы будете чувствовать себя более подготовленной. Эта уверенность придаст дополнительный блеск Вашему выступлению! Итак, начинайте готовиться за несколько недель до самого выступления. Если Вы считаете, что Вам стоит выступить, то уж стоит выступить блестяще, разве не так?

МЫСЛЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Сделайте копию композиции, под которую Вы будете выступать и слушайте ее с помощью плейера и наушников везде – в машине, электричке, магазине, или когда пылесосите ковер. Вы должны твердо выучить каждую нотку, чтобы четко знать, какая из них и когда зазвучит. Слушайте эту музыку снова и снова, пока Вы не почувствуете, что уже просто устаете от этого.

Если Вы будете заниматься или танцевать под эту музыку, мысленно прокручивайте и создавайте в голове Ваш танец, когда Вы ее слышите. Продумайте и придумайте собственное движение на каждую музыкальную фразу, каждый припев и каждое слово. Благодаря этому Ваше тело сможет безошибочно повторить танец, следуя за Вашим воображением. Вы можете заниматься этими мысленными тренировками даже там где нельзя этого сделать в действительности.

Если Вы планируете импровизировать соло под эту музыку, представьте, что Вы слушаете и танцуете одновременно. Продумайте какое движение будет лучше всего смотреться с каждой музыкальной фразой. Выберите 3-4 наиболее подходящих с Вашей точки зрения движения, и, придя в танцзал, отработайте их на деле, чтобы увидеть действительно ли они будут смотреться, действительно ли Ваше воображение и реальность совпали наилучшим образом.
Прорабатывайте и развивайте эти движения снова и снова. Когда же Вы почувствуете, что отработали их настолько, что они уже стали неотъемлемой частью Вашего танца, добавьте еще 2 движения к Вашим умственным танцевальным тренировкам, а затем перенесите и их на физический уровень, отработав и соединив с уже существующими элементами.

Кстати, для мысленных тренировок хорошо подходят ситуации, когда Вам приходится подолгу стоять в очереди.

ПОДГОТОВКА КОСТЮМА

Некоторые преподаватели танца устанавливают достаточно жесткие рекомендации по поводу выбора костюма для первого выступления. Другие же разрешают одевать все что нравиться. В любом случае, истина где-то посередине.

Вряд ли найдется что-то более страшное для танцовщицы, чем пришивание оторвавшегося бисера к костюму, когда до первого в ее жизни выхода на сцену осталось 15 минут! Начните заниматься своим костюмом как только Вы узнаете, что Вам предстоит выступать. Выделите время на то, чтобы купить подходящую ткань, нанизать бисер и закончить вышивку. Даже если Вы и не шьете костюм собственноручно, все равно у Вас в запасе должно быть много времени (чтобы Вы смогли сами еще раз все проверить). Возьмите себе за правило доводить костюм до полной готовности по меньшей мере за 10 дней до Вашего выступления.

Как только костюм будет готов, начинайте в нем отрабатывать свой танец! Многие из тех курьезов, которые случаются на сцене, происходят благодаря тому, что танцовщица надела абсолютно новый костюм, в к
avatar
МОНА ЭЛЬ САИД О ТАНЦЕ ЖИВОТА И ВЫСТУПЛЕНИИ НА СЦЕНЕ

МОНА ЭЛЬ САИД О ВНУТРЕННЕМ СОСТАВЛЯЮЩЕМ ТАНЦЕ ЖИВОТА И ВЫСТУПЛЕНИИ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

(Отрывок из статьи Катерины Баррос, в котором размещено ее интервью с Моной во время ее мастер-класса и впечатления от выступления этой танцовщицы, с сайта Gilded Serpent)

…Во время мастер-класса Мона упомянула о некоторых вещах, которые, как она считает, необходимо знать всем танцовщицам, если они хотят совершенствовать свое мастерство.
Она пояснила, что наше тело окружает аура, и мы не должны ее касаться в танце, то есть прикасаться к своему телу, исключение составляют голова и волосы. Если вы касаетесь своей ауры во время танца, вы тем самым ее ослабляете.
Она также упомянула такие важные составляющие танца как любовь и ощущение счастья. В первую очередь, говорит Мона, вы должны полюбить себя, только тогда вы сможете дарить любовь другим.. вы дарите любовь и получаете ее обратно. Только любовь не дает нам стареть.
Все это было похоже на лекцию, но всем этим она хотела дать нам понять, что танец проявляет наличие или отсутствие в нас этого чувства…
Мона эль Саид пояснила, что наш танец должен отражать все наши грани как женщины (она назвала это «Семь женщин в одной») – это значит выражать наши чувства, танцевать сильнее, быстрее, медленнее, нежно и романтично, как тигрица…
Ваше настроение и настроение вашего танца не должно быть застывшим, они должны течь и изменяться во время выступления, ведь если зрители устанут от однообразия, они больше не взглянут на вас… Ваше настроение и выражение ваших лиц должны соответствовать моменту и тому, что вы делаете, как танцуете. Танцовщица творит на сцене волшебство, захватывая и удерживая внимание каждого, сидящего в зале.
Я спросила Мону о происхождении ее костюмов, в которых она выступала после мастер-класса. Она ответила, что многие из своих костюмов она придумала сама. «Я закрываю глаза, представляю, что я слышу (или слушаю на самом деле) музыку и танцую под нее, и тогда образ костюма возникает сам собой», говорит Мона.
avatar
10 ПРИНЦИПОВ ТАНЦА КЕТИ ШАРИФ

10 ПРИНЦИПОВ ТАНЦА КЕТИ ШАРИФ (Статья с сайта Кети Шариф)

1. Ваши ноги должны двигаться в такт музыке. Ритм это основа основ, сердцебиение танца. В первую очередь ритм воспринимают Ваши ступни и нижняя часть тела – ноги и бедра. Если Ваши ступни «чувствуют» ритм и делают шаг на «дом», а поднимаются на «так», тогда Ваше тело воспринимает ритм. Этот принцип применим к любому случают – танцуете ли Вы или же просто идете куда по своим делам.

2. Расслабьте челюсть и руки
Челюсть и руки в танце должны быть расслаблены. Если Вы танцуете слегка, но только слегка ;) приоткрыв рот, все остальное тело также расслабиться. В йогических практиках челюсть связывается с областью таза. Расслабляя челюсть, гортань и шею, Вы тем самым убираете препятствия на пути энергетических потоков в бедрах! Египтянки всегда танцуют слегка приоткрыв рот.
Также нужно расслабить и руки, позвольте им ощутить музыку и струиться в ее потоке. Чтобы проверить, как все это работает на практике, попробуйте сделать тряску, сжав при этом кулаки и зубы, а потом – то же самое, но в расслабленном состоянии.

3. Будьте здесь и сейчас, соответствуйте музыке.

Позвольте телу делать, что ему хочется, и растворитесь в музыке полностью. Вы должны понимать свое тело. Аналитический ум должен отойти на задний план, чтобы могло проявиться творческое начало. Для достижения этого нужно – слушать, дышать, сфокусироваться, течь. Это самый легкий путь приблизиться к собственному центру, и полностью погрузиться в музыку и танец.

4. Не усложняйте.

Не усложняйте. В отношении танца чем проще – тем лучше. Пускай Ваши движения будут незамысловатыми, ясными и четкими. Следуйте за ритмом, сосредотачивайтесь на ее пульсации, акцентируйте ударные, если музыка это требует. Не тяните время и не пытайтесь акцентировать то, чего нет. Позвольте телу отвечать музыке, каждому инструменту, пусть руки отвечают флейтам, плечи – скрипке и реку (req), грудь – аккордеону, живот – уде (oud), нижняя часть живота – кануну (qanoon), бедра – табле, а ступни – основным ударным.

5. Варьируйте свои движения в пространстве, по уровню и по долготе.

Зухер Заки обладала совершенной техникой танца, применяя при этом всего несколько несложных танцевальных движений, но они выглядели каждый раз по-разному. Когда одно и то же движение повторяется много раз, но меняется его уровень, оно гипнотизирует зрителя – например, колени слегка согнулись и мы немного опустились вниз, или же танцовщица поднимается на носочки, делая одно и то же движения, и оно каждый раз смотрится по-разному. Движение можно продублировать, если ритм ускоряется. Его можно разделить на части или выполнить более медленно, что акцентировать ритм.
И, наконец, для того чтобы уметь распределить свой танец в пространстве, научитесь делать повороты правильно, приучите себя кружиться, держа при этом «точку».

6. Пусть Ваши руки станут дирижером для оркестра

Пусть в танце Ваши руки будут дирижировать оркестром. Когда музыка глубокая и медленная, не поднимайте руки высоко. Когда же музыкальная гамма становиться выше, пусть ваши руки идут следом за ней. В момент нарастания и ускорения ритма поднимайте руки, в пиковый момент они должны быть вверху. Например, когда музыка, исполняемая на таком инструменте как канун переходит из высокой в низкую гамму, ваши руки должны следовать за ней, как если бы они рассказывали о падающем дожде. Поднимайте и опускайте руки на волне музыки, как если бы вы поднимали и опускали саму музыку.

7. Увидьте музыку, пусть ваши глаза зажгутся

Увидьте музыку, пусть ваши глаза зажгутся. Арабские танцовщицы используют в танце свои глаза безо всякого напряжения и принуждения, но эффект потрясающий. Они видят музыку. Делайте то же, когда танцуете. Когда музыка поднимается все выше и выше, взгляните вверх, как делали древние персы, веря, что танец предназначен для богов. Когда ритм становиться более приземленным, тяжелым, гляньте на свои бедра и наслаждайтесь их движением. Во время музыкальных фраз «вопрос-ответ» ст
avatar
ЯЗЫК ПЕСНИ И ТАНЕЦ

ЯЗЫК ПЕСНИ И ТАНЕЦ «Танец это зрительное воплощение музыки» Джордж Баланчин, 1993 год

Вы можете быть танцовщицей, выступающей под музыку из итальянской оперы, танцовщицей фламенко, выступающей под аккомпанемент испанских песен или же танцовщицей танца живота, которая использует восточные песни, в любом случае не помешает знать о музыке и словах песен, под которые Вы танцуете, немного больше. Без понимания смысла песни, Ваш танец будет неполным.
Как-то раз я спросила у музыкантов, исполняющих музыку для восточных танцев о том, что с их точки зрения важнее всего для танцовщицы, работающей с живой музыкой. Все они ответили одно и то же – Слушайте музыку! Танцуйте в такт музыке!
Тем не менее, существует еще и проблема, связанная с недостатком знаний о базовых ритмах восточной музыки, ну, и, естественно, незнание смысла слов песен, что подводит иной раз даже профессиональных танцовщиц.

Основные ошибки, которые допускают даже опытные танцовщицы следующие:

НЕВЕРНЫЙ ВЫБОР МУЗЫКИ применительно к каждому конкретному случаю выступления. Например, танцовщицу приглашают выступать на традиционной арабской свадьбе, и она выбирает для танца свою любимую песню в исполнении Ум Кальзум Lisah Faker («Ты еще помнишь») потому что эта песня ей нравится. Ошибка танцовщицы состоит в том, что в этой песне говориться о конце любви «Ты все еще думаешь, что мое сердце поверит тебе, или одно слово может вернуть назад былое? В моем сердце, все дни я проводила в слезах… вот моя жизнь!» Определенно, это не совсем то, что нужно для свадьбы!

ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ МУСУЛЬМАН
Например, танцовщица выбирает для выступления художественную обработку в танцевальном стиле мусульманской молитвы. Иногда танцовщица понимает, что эта композиция несет религиозный смысл, однако не считает нужным обращать на это внимание. Чаще же она и не подозревает о скрытом от нее значении этой песни. Ее может даже возмутить, когда кто-то из аудитории вскочит и скажет что-нибудь неодобрительное по поводу ее выступления.

НЕСООТВЕТСТВИЕ НАСТРОЕНИЯ ТАНЦОВЩИЦЫ И ПЕСНИ Представьте как танцовщица томно и соблазнительно извивается или же радостно танцует под турецкую песню Bir Demet Yasemen, в которой поется: «Все что осталось от нашей любви это ветка жасмина. Нет конца разлуке, мое сердце будет страдать вечно». Любой, кто понимает по-турецки, очевидно подумает, что танцовщица крайне невежественна!

НУЖНО ЗНАТЬ, О ЧЕМ ПОЕТСЯ В ПЕСНЯХ, ПОД КОТОРЫЕ МЫ ТАНЦУЕМ!

Если Вы профессиональная танцовщица, конечно же, Вы захотите, чтобы те, кто увидели Ваш танец, захотели бы посмотреть на Вас еще и еще, или же даже предложили еще где-то выступить, а может, и взяли на работу. Вы не против, чтобы зрители после выступления хотели пообщаться с Вами и выражали восхищение Вашим танцем. Все мы хотим, чтобы к нам относились как к великим танцовщицам.

НО – как же мы можем полностью интерпретировать песню в танце, если мы не знаем о чем она? В такой ситуации порой сложно не выглядеть глупо.
Как жаль. что часто даже профессиональные танцовщицы не удосуживаются найти информацию о музыке, под которую они выступают, а ведь возможности Интернета огромны… По крайней мере, на английском языке можно найти достаточное количество переводов известных арабских песен. И уж в любом случае, Вы просто обязаны прочитать, что написано в названии песни на диске, информация может быть и там тоже.

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВЫУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО АРАБСКИХ ИЛИ ТУРЕЦКИХ СЛОВ?
По крайней мере, можно выучить, как говорить «Здравствуйте» или «Спасибо». Представители восточных национальностей в зале определенно оценят это! Неплохо было бы и выучить слова, несущие оскорбительный оттенок, чтобы знать, по крайней мере, что Вас оскорбляют. Я слышала об одной танцовщице, которая не знала ни одного арабского слова, однако постоянно танцевала в арабском ресторане. И вот как-то раз, когда она закончила выступление, к ней подошел один из сидевших за столиками, и, широко улыбаясь, сообщил, что она …по-арабски. Танцовщица, видя, ка

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.