История и стили сальсы статьи учебник по сальсе на англ.
Сальса
О том, как родилась сальса, существует множество версий. Но, по крайней мере, в одном все они сходятся: прародителем сальсы следует считать кубинский сон - ритм, возникший в конце XIX века на Кубе. Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит сальса, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур - европейской (испано-арабской) и африканской. Чтобы не отвлекаться от темы, скажу только, что от испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) - барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения, при котором хор повторял несколько раз estribillo (припев). Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, т.к. были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью. Известно только о индокубинских Areitos, символе музыкального, танцевального и религиозного коллективного протеста коренных жителей, но такого индейского влияния, как на Юге и в Центральной части Южной Америки, на Кубе не наблюдалось.
Изначально сон был распространен в основном в восточной части Кубы, особенно в самом Сантьяго и Сьерра Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках Changui. Приобретать популярность это музыкальное течение стало с 1892 г. благодаря исполнителю Нене Манфугас (Nene Manfugas), исполнявшему его вместе со своей группой, Montuno, на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался tres. И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов сона. Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться montuno. Основными инструментами, используемые тогда при исполнении сона, были упомянутый ранее трес, гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).
В 1909 г. сон распространяется по всей территории Кубы, а в 20-х годах повсеместно исполняющие сон квартеты преобразуются в секстеты. Новое звучание в конце второй декады XX века ритм приобретает, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба, и секстеты становятся септетами. Так произошло, например, с знаменитым "Sexteto Habanero", который стал септетом, хотя название осталось прежним.
В 30-е годы огромное влияние на сон оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем сальсой. Таким образом, сама сальса представляет собой сплав ритмов, таких как:
а) кубинские: сон (основа), дансон и его производные, румба
б) североамериканские: джаз, рок, свинг
в) карибские: бомба, плена, кумбья
г) южноамериканские: самба, танго
Есть несколько версий происхождения названия "сальса". Общеизвестно, что salsa обозначает "соус". По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько "завела" присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: "Salsa! Salsa!", подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении.
О том, как родилась сальса, существует множество версий. Но, по крайней мере, в одном все они сходятся: прародителем сальсы следует считать кубинский сон - ритм, возникший в конце XIX века на Кубе. Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит сальса, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур - европейской (испано-арабской) и африканской. Чтобы не отвлекаться от темы, скажу только, что от испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) - барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения, при котором хор повторял несколько раз estribillo (припев). Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, т.к. были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью. Известно только о индокубинских Areitos, символе музыкального, танцевального и религиозного коллективного протеста коренных жителей, но такого индейского влияния, как на Юге и в Центральной части Южной Америки, на Кубе не наблюдалось.
Изначально сон был распространен в основном в восточной части Кубы, особенно в самом Сантьяго и Сьерра Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках Changui. Приобретать популярность это музыкальное течение стало с 1892 г. благодаря исполнителю Нене Манфугас (Nene Manfugas), исполнявшему его вместе со своей группой, Montuno, на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался tres. И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов сона. Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться montuno. Основными инструментами, используемые тогда при исполнении сона, были упомянутый ранее трес, гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).
В 1909 г. сон распространяется по всей территории Кубы, а в 20-х годах повсеместно исполняющие сон квартеты преобразуются в секстеты. Новое звучание в конце второй декады XX века ритм приобретает, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба, и секстеты становятся септетами. Так произошло, например, с знаменитым "Sexteto Habanero", который стал септетом, хотя название осталось прежним.
В 30-е годы огромное влияние на сон оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем сальсой. Таким образом, сама сальса представляет собой сплав ритмов, таких как:
а) кубинские: сон (основа), дансон и его производные, румба
б) североамериканские: джаз, рок, свинг
в) карибские: бомба, плена, кумбья
г) южноамериканские: самба, танго
Есть несколько версий происхождения названия "сальса". Общеизвестно, что salsa обозначает "соус". По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько "завела" присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: "Salsa! Salsa!", подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении.
Слово понравилось больше, чем первоначальное название, и быстро распространилось по всей территории Америки. В настоящее время под воздействием современных ритмов сальса также претерпевает изменения. В конце XX столетия, в частности, возникли два таких направления как "salsa dura" и "salsa nueva" (вслед за "tango nuevo" и "nuevo flamenco"). Но об этом подробнее - в рассказе о стилях.
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи "The Different Dance Styles of Salsa", написанной Николь ДаСильва (Nicole DaSilva) — преподавателем сальсы из Торонто, и опубликованной на сайте www.tosalsa.com.
Первым стилем сальсы, который увлек Торонто, был так называемый "колумбийский стиль", или иначе "стиль Кумбия". Те, кто начал танцевать сальсу несколько лет назад в Торонто, вероятно, с ним хорошо знакомы. Основной шаг состоит из серии "брейков на пять" (брейки назад по диагонали под углом приблизительно 45о, на счет "1" и "5"). Этот стиль также легко узнаваем по характерному "притопу" (тэп, tap) на шаге без переноса веса (счет "4" и "8", когда танцуют на "1"). Многие танцоры исполняют брейки на "3" и "7", тогда тэп приходится на "1" и "5". Такой танец легко узнаваем, он танцуется по кругу, в отличие от линейной сальсы Нью-Йорк или Л.А. Его также легко распознать по множеству поворотов, которые получаются в результате этой работы ног (видимо, похоже на бальную самбу — прим. переводчика), и его часто "проговаривают" как: "тэп, степ, рок-степ".
Кубинский стиль и стиль Майами до некоторой степени похожи, особенно в том, что это "мужские" стили, с множеством alardes (такие броские движения руками, когда имитируется приглаживание или расчесывание волос) и сцепленных поворотов ("клинч", в оригинале hook-turns — прим. переводчика). Хотя стиль Майами и имеет кубинские корни, в нем гораздо больше технически сложных вариаций, он как бы более "рафинированный". Впрочем, для большинства танцоров кубинский стиль или стиль Майами — это, в частности, овладение тем "простым", "корневым" стилем, который так трудно изобразить танцорам не латинского происхождения. На социальном уровне, к технике поворотов и работы ног ведомого партнера предъявляются весьма скромные требования. В закрытой позиции танцуется основной шаг мамбо с брейком на "1" или на "3", в зависимости от предпочтений исполнителя. Некоторые танцоры используют в качестве основного шага "Guapea". В этом движении ведущий партнер шагает назад левой на "1", и вперед, слегка по диагонали, на "5". В открытой позиции движения ведомого сводятся к последовательности ритмичных шагов. Смена положений (далее CBL от Cross Body Lead — прим. переводчика) также танцуется в этих стилях, но выглядит более "по кругу", по сравнению с CBL в стилях Нью-Йорк или Л.А. Кубинский/Майами стиль легко отличим по характерным маневрам руками, заставляющим испугаться за партнершу, не причиняет ли это ей невыносимую боль. Просто скажем, что искусство ведомого в этих стилях заключается не столько в технике ног, сколько в умении быть достаточно расслабленным, с очень легкими и мягкими руками. Кстати, сальса в Майами меняется, и в своей последней поездке туда я впервые видела танцоров, стилизующих в своем танце элементы Л.А. Вот вам и Майами!
Нью-Йорк и Л.А. стили тесно связаны между собой. И тот и другой стили базируются на основном шаге мамбо и танцуются линейно. Стиль Нью-Йорк называют танцем на "2", хотя многие ньюйоркцы танцуют на "1". Существуют два варианта шага мамбо в этом стиле. Первый — современное мамбо (так называемый стиль Эдди Торреса), и стиль "Палладиум" (по названию знаменитого клуба в Нью-Йорке — "Храма Мамбо" — прим. переводчика). Стиль Эдди Торреса отличается плавным, ровным ритмом движений тела с шагом без переноса веса на "4" и на "8". Стиль "Палладиум" более похож на мамбо пятидесятых, где такой шаг без переноса веса приходится на "5" и на "1". В отличие от современного стиля он более "рваный", синкопированный, его интерпретации исполнителями зависят от положения ног на счет "4" и "8". Стиль Нью-Йорк, как никакой другой, позволяет широко интерпретировать технику основного шага, и здесь я привела самое примитивное толкование.
Стиль Л.А. основан на современном шаге мамбо, но исполняется с брейком на "1". И Нью-Йорк и Л.А. стили включают одни и те же комбинации, которые составляют невероятно богатый репертуар. Их различают лишь тонкие стилистические особенности. Например, если вы смотрите из окна на группу танцоров, исполняющих как Нью-Йорк, так и Л.А., но не слышите музыки и не можете определить, кто на какой счет танцует, вы все равно заметите разницу. Исполнители сальсы Нью-Йорк более сдержаны, элегантны, этот танец позволяет тоньше интерпретировать музыку, дамы в этом танце стремятся раскрыть свою чувственность, чтобы через нее выразить сложность танца. В отличие от тонкой нюансировки исполнителей Нью-Йорка, танцоры Л.А. захватывают ваше внимание невероятным взрывным характером движений, сложными комбинациями и трюками. Здесь танцоры стремятся выразить жесткость и резкость, и при этом жизнерадостность. Партнеры пытаются расцветить базовую технику разнообразными "украсками"…
Взято с http://danc.ru/viewtopic.php?t=26
Martin Blais. Salsa. Latin Dance Study Guide
http://www.sal-sa.de/latin.pdf
В программе обучения САЛЬСА (L.A Casino), МЕРЕНГЕ, БАЧАТА,
ЧА-ЧА-ЧА
Множество дискотек, где можно применять свои навыки
Можно приходить с парнером и без!
2 группы для начинающих и продолжающих!
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ СМОТРИТЕ НА МОЕЙ СТЕНЕ!
Абонемент на месяц на 8 занятий 1600 руб.
На 4 занятия 900 руб.
Студентам скидки со второго абонемента!
М. Садовая. Ул. Декабристов 35, второй двор, Манеж
3.этаж, класс хореографии
Первое пробное занятие 100 руб!
Записывайтесь по ТЕЛ. 952-88-23 Алексей
Ждем Вас!