Толвуя

Водные виды спорта
Толвуя - один из самых древних заонежских погостов. Он расположен на Карнаволоке, делящем Толвуйскую губу на две части. Первое упоминание о Толвуе относится к 1375 году, а заселение этой территории новгородцами началось еще в XII веке. Рядом с погостом деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы - одного из основателей Соловецкого монастыря. Где-то в этих местах находилась в изгнании старица Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Федоровича.
Название "Толвуя", вероятно, карельского происхождения. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, от карельского слова "талви", что значит "зима", "север". Вероятно, с появлением новгородцев сюда стал проникать свет веры Христовой, и здесь образовался приход. Дальнейшему распространению христианства среди карелов и финнов много способствовал Палеостровский монастырь, основанный преподобным Корнилием с благословения митрополита Новгородского в середине XIV столетия. Это был первый в Заонежье монастырь на острове Палий недалеко от Толвуи.
Толвуя была центром прихода, который в 1796 году насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом. Местные жители отличались зажиточностью. Многие из них были связаны с Петербургом, нередко туда отдавали детей для обучения в лавках, мастерских. Большинство домов в погосте - двухэтажные пятистенки.
В 1863 году в погосте была открыта сельская приходская школа, одна из первых в уезде. В самой высокой точке полуострова - "в наволоке" - в 1718 году стояли три деревянные церкви: "...святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая... во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннадцати главах..." Даже судя по этим весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный храмовый ансамбль, не уступающий кижскому. К сожалению, мы никогда не узнаем, как он выглядел: церкви сгорели в 1722 году. В 1751 году на том же месте были построены две новые церкви - Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794 году и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: "по примеру прочих церквей".
Об облике Троицкой церкви можно судить по сохранившемуся в архиве проекту. Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, на возведение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы. В 1878 году церковь была освящена. Она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. Храм и кладбище были окружены валунной оградой, разрушенной перед Великой Отечественной войной. Тогда же снесены главы с крестами.
Первые оседлые деревни возникали на местах выходов шунгитовых пород, ускоряющих созревание злаков. Первыми начали осваивать земли Заонежья выходцы из новгородской земли. Новгородцы, овладевая навыками подсечного земледелия, рассеивались между местным населением, не притесняя последних.
Зерновые, в том числе рожь, вызревали за один летний сезон, давая неплохие урожаи. Прекрасно росли лен и конопля - сырье для производства нитей любого размера, заменивших крапиву.
Появились зажиточные крестьяне, владевшие землей, производившие дополнительный продукт, который они могли обменять или продать на торгах. Богатыми землевладельцами были и духовные феодалы. Так, только Вяжицкий монастырь владел 146 деревнями в Толвуйском погосте.
Вместе с другими областями новгородской земли в 1478 году Карелия вошла в состав Русского централизованного государства. Событие это имело для Карелии большое значение. Принадлежавшие боярам земли были конфискованы, отобраны земли и у некоторых духовных феодалов, в том числе и у Вяжицкого монастыря.
Усиливались торговые связи между уездами, губерниями Российского государства. В первой половине XV века православное сознание в крае было до того развито, что один из толвуйских прихожан уже почувствовал сильное влечение к подвижнической
5 комментариев
avatar
жизни. То был преподобный Зосима, впоследствии известный всей России, один из первых основателей Соловецкого монастыря. Родился Зосима в небогатой крестьянской семье в деревне Загубье Толвуйского погоста. Как сказано в "Житии преподобного Зосимы", изданном в 1830 году, "...родители преподобного Зосимы были Гавриил и Варвара, крестьяне Загубской деревни, христиане верою, в благочестии прибывали, от них же рожден и воспитан отрок в книжном чтении и на доброправие наставлен, и был тих, смирен и кроток".
Перед уходом в монастырь Зосима жил работником в зажиточном селе семьи Захарьевых, род которых занимал длительное время видное место в толвуйском крае. Пострижение в монашество преподобный Зосима принял в Палеостровской обители около 1438 года. Там же, вероятно, он встретился с преподобным Германом, жившим на Соловецком острове. От Германа Зосима подробно узнал о преподобном Савватии и Соловецком острове. Около этого времени умерли родители Зосимы. Предав их тела христианскому погребению и раздав имущество бедным, Зосима вместе с Германом отправился на Соловецкий остров. Там они построили несколько келий, а затем и церковь во имя Преображения Господня, для освещения которой был послан митрополитом Новгородским иеромонах Павел, он и был первым игуменом вновь созданной обители.
Таким образом, Толвуйский приход дал одного из главных основателей знаменитой теперь Соловецкой обители строгого подвижника, бывшего третьим игуменом этой обители и прославившегося многими чудотворениями.
Развитие отхожих промыслов и рост товарно-денежных отношений способствовали дальнейшему расслоению крестьянства губернии. Используя частые неурожаи, купцы и богатые крестьяне закабаляли основную массу крестьянства. Они выступали в роли скупщиков, ростовщиков и подрядчиков. Выдавая крестьянам в дом хлеб и семенное зерно, деревенские богачи захватывали пахотные участки, скупали за гроши продукты рыболовства и охоты и нередко превращали своих должников в домашних работников. Некоторые из этих богачей переходили в городское купечество и в отдельных случаях становились заводовладельцами.
Оживали тихие берега Онего. Они привлекали людей изобилием рыбы, зверя, леса, реками, бегущими в озеро. Сюда стали тянуться крестьяне по торговым делам да наведываться за наживой первые дельцы-предприниматели.
Около 1860 года государственный крестьянин, торгующий, по свидетельству, три рода, уроженец деревни Загубье (под Толвуей) Петр Дмитриевич Захарьев, облюбовав место под крутой, похожей на большого ежа Дивьей горой на берегу речки Кумсы, построил лесопильный завод. Вблизи его поставил двухэтажный жилой дом, который стоял еще и после Великой Отечественной войны. А завод сгорел в войну гражданскую.
С Захарьевыми связано несколько легенд происхождения города Медвежьегорска. Вот одна из них. По рассказам, заводчик с женой воспитывали медвежонка. Год растили, другой, третий. Любила хозяйка зверя. Да и медведь к ней тоже привязался. Однажды захотелось ему развлечься. Полез он на качели, стал на доску, качается. И вдруг доска из-под ног ушла, канаты скрутились, обхватили медведю горло. Медведь, задыхаясь, заревел... Бросились к нему, а он уже кончается. Долго не могла утешиться хозяйка. Один из инженеров, строивших железную дорогу, послал в Петербург телеграмму с предложением назвать новую станцию Медвежье Горе в память о печальном событии. Дошла телеграмма, да с маленькой ошибкой: слова не раздельно, а вместе написали, и стала станция называться Медвежьегорье, а затем для удобства Медвежьей Горой.
По данным 1873 года, в Толвуйской волости имелось 5 "обществ", содержавших элементы самоуправления (Толвуйское, Вырозерское, Кузарандское, Типиницкое, Фоймогубское), насчитывалась 151 деревня с числом дворов 1263, в них проживало населения: мужского - 4028 чел., женского - 4908 чел. Имелось 9 церквей, 28 часовен.
Толвуйский приход был разбросан по небольшим деревням, из коих дальние отстояли на 7, 10 и 25 верст от погоста. В 1897 году в Толвуйском приходе числилась 1831 душа мужского пола и 2009 же
avatar
женского.
Как уже было сказано, в старину в Толвуе было два храма: один во имя Святой Живоначальной Троицы с приделом преподобных Зосимы и Савватия, другой во имя святого великомученика Георгия с приделом в честь Знамения Божией Матери. Притч церковный состоял из 5 членов: двух священников, диакона и двух паломщиков. 2 июня 1845 года оба этих храма сгорели от удара молнии. Вместо сгоревших в 1848 году был выстроен деревянный однопрестольный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, а в 1876 году - каменный, тоже однопрестольный, во имя святого великомученика Георгия (в 1985 году деревянный храм сгорел).
avatar
Николай, спасибо за очень интересную информацию! Меня всегда интересовали Соловки. Действительно, прошлым летом я на Соловки собиралась, а попала в Заонежье и не пожалела! Очень интересная связь прослеживается между Соловецким монастырем и Толвуей...
Заонежье стало для меня настоящим открытием, откровением, если хотите... Если Соловки у всех хотя бы на слуху, то из Заонежья знакомы только Кижи, а сколько еще таинств кроется на этой земле...
avatar
Заонежье- это край с очень богатой историей,вот то немногое что я знаю и советую посмотреть...
Пегрема-ну тут уже писалось про нее...
Толвуя и ее окрестности- тут можно посмотреть д.Загубье 7 км от толвуи это родина святого Зосимы там и часовня есть его имени, д.Сафроновская родина знаменитой сказительницы Ирины Андреевны Федосовой.Царев ключ родник связанный с матерью первого русского царя рода Романовых, по преданию водой из этого родника княгиня Марфа вылечилась от падучей болезни...Палеостровский монастырь ... Шунгитовое месторождение- единственное в мире месторождение уникального камня шунгита, известного своей пользой для здоровья...красивый песчанный пляж Вонги в 10 км от Толвуи на полуострове Клим..там проходили бои во время великой отечественной войны...
Окрестности Великой Губы- но это лучше узнавать у местных... там много часовен и церквей расположеных по разным деревушкам...Родник 3 Ивана-вода из этого родника обладает поразительно лечебными свойствами чем пользуются местные жители...
ну и конечно очень красивые места по всему Заонежью....
это маленькая часть которую я припомнил, но есть еще много всего, может другие дополнят меня...
avatar
В Заонежье есть небольшое село Толвуя. Оно с трех сторон омывается водами Онежского озера. Благодаря этому и месторождению шунгита здесь особенный микроклимат. Свежий воздух, чистая вода, замечательная рыбалка, многочисленные островки, доброжелательные люди – хочется приезжать сюда снова и снова. Особенно запоминается летний отдых.
• Музей Заонежья. Он пока располагается в здании школы, но прекрасный руководитель Татьяна Георгиевна, удивительные экспонаты, исторические материалы моментально возвращают вас в прошлое время. Вы сами сможете принять участие в заонежской посиделке, угоститься калитками.
• Можжевеловый лес. За селом на берегу раскинулся можжевеловый лес. Кусты можжевельника высотой до 3-х и более метров завораживают. Прогулка в этом лесу оздоравливает. Здесь можно собрать экологически чистые травы.
• Родина святого Зосимы, основателя Соловецкого монастыря. В 6-и км от с. Толвуя располагается небольшая деревенька, в которой родился и провел детство Зосима. Место, где он родился, освящено. Строится Соловецкими монахами небольшая часовенка. Каждое лето в начале августа проходит празднество по старинному обычаю.
• Местечко Вонги. Прекрасный песчаный берег, очень чистая вода, сосновый лес – прекрасное место для отдыха. Можно подняться на Клим-гору и увидеть окопы, траншеи, блиндажи. Во время Великой Отечественной войны в этих местах шли ожесточенные бои между финнами и советскими воинами.

• Знаменитая плакальщица Ирина Федосова – уроженка этих мест. Можно посетить часовенку, построенную на месте дома, увидеть памятный крест. Максим Горький в своем произведении «Про Клима Самгина» пишет про Ирину Федосову.
• Царицын Ключ. В 1601 -1605г. В Толвуйском погосте находилась в заключении боярыня Ксения Ивановна Романова –мать первого российского царя Михаила Федоровича. Сюда она была сослана по приказу Бориса Годунова. Со слов Н.С.Шайжина «сочувствуя» царице иноке Марфе в ея «портежной» болезни, толвуяне указали ей на близкий к погосту целебный источник. Вода в нем исключительно чистая, хранится по полгода и больше.
• Шунгитовое месторождение. О пользе шунгита можно прочитать в многочисленной литературе. Здесь же шунгит можно увидеть, а также, приобрести этот удивительный камень.
• Рыбалка. В тихий летний вечер лодочная прогулка к семи островкам, костер на берегу, задушевные разговоры – что может сравниться с этим.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.